Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
й Заявление Министра Иностранных Дел СССР В. М. МОЛОТОВА (Нан. см. в № 12 «Ленинского знамени») Одновременно с парижским и боннским договорами была опубликована трех сторонняя декларация США, Англии и Франции, имеющая целью всячески под держать и ускорить создание «европей ского оборонительного сообщества», а сле довательно, и «европейской армии». Все это раскрывает далеко идущие пла ны правящих кругов США, Англии и Франции, ради чего и подписаны париж ский и боннский договоры. Хотя США и Англия не включают свои войска в со став «европейской армии», тем не менее они хотят быть фактическими хозяевами в этом деле. Расчеты на создание «евро пейской армии», с включением в нее ар мии западногерманских милитаристов, можно объяснить только планами подго товки новой войны в Европе. При этом становится очевидным, что правящие кру ги США хотят, чтобы эта новая война ве лась руками «европейцев». После создания «европейской армии» из всех пяти великих держав только Франция лишится возможности иметь ■свою национальную армию, поскольку ее вооруженные силы войдут в «европей скую армию». Не может быть сомнений и в том, что в этой «европейской армии» господствующее положение займут воору женные силы Западной Германии. Одно временно с этим со стороны Франция гру бо попираются самые основы франко-со ветского договора 1944 года, имеющего целью недопущение новой агрессии со сто роны германского милитаршма. Имеются французские министры, которые идут на все это, хотя непонятно, ка к такую пози цию можно примирить с национальным достоинствам и интересами Франции. Парижский договор, как известно, еще не принят парламентами Франции, Бель гии и Италии и потому еще не вступил в силу. Но в последнее время производится все более сильный нажим со стороны США и Англии— особенно на Францию,— чтобы этот договор был ратифициро ван и начал осуществляться. На Берлинском совещании не только со стороны Даллеса и Идена, но и со сто роны министра иностранных дел Франции Бидо приводились всякие доводы в защи ту парижского договора и создания «ев ропейского оборонительного сообщества». Договорились и до того, что договоры, заключенные с Западной Германией, фор мально не будут обязательными для бу дущей объединенной Германии. Об этих заявлениях французского, английского и американского министров в свое время еще напомнят германские милитаристы и реваншисты, если им удастся практиче ски использовать предоставляемую париж ским договором возможность восстановле ния милитаризма в Западной Германии. Однако, уже сегодня ясно, что на деле правительства США, Англии и Франции, а также правительство Аденауэра исклю чают самую возможность объединения За падной и Восточной Германии в единое гермавжю государство. В соответствии с парижским договором они прямо заявля ют, что без раснространения этого догово ра на всю объединенную Германию они не допустят самого объединения обеих ча стей Германии и, значит, не допустят соз дания единого и независимого германско го государства. Все эго бросает яркий свет на то, как мало значения они при дают всем остальным их предложениям по германскому вопросу. Можно понять так, что министров США, Англии и Франции на Берлинском сове щании не интересовало действительное решение германской проблемы, или хотя бы решение какого-то практического воп роса, имеющего важное значение для гер манского народа. Их внимание было по глощено одним стремлением — расчистить путь для создания «31вроиейС'Кой армия» согласно парижскому договору, раскрыва ющему ворота для возрождения нилита- ■ризма в Западной Германии. На Берлинском совещании не было да же принято предложение Советского Пра вительства выслушать немцев и узнать, что думает сам германский народ о неот ложных задачах объединения Германии и относительно участия германского народа в обеспечении мира и безопасности в Ев ропе. Этого не захотело и правительство Западной Германии, которое, видите ли, не намерено встречаться за одним столом с правительством Восточной Германии— е правительством Германской Демократиче ской Республики, сопротивляющимся пла нам восстановления германского милита ршма. Между тем в нынешних условиях именно Германская Демократическая Рес публика выражает подлинную волю всех миролюбивых немцев, действительное стремление германского народа к миру и дружественным отношениям е другими народами. Отказ выслушать немецких представителей свидетельствует о том, насколько представители США, Англии и Франции были далеки от того, чтобы серьезно заниматься германским вопро сом. Министры ОША, Англии м Франции не захотели обсуждать советский проект мирного договора с Германией. Они не представили и своего проекта мирного до говора. Они отказались даже рассмотреть (ВОПРОС о том, как ускорить подготовку мирного договора с Германией, хотя не сколько лет тому назад совещание мини стров четырех держав уже приступило к подробному рассмотрению этого вопроса.. Министры трех западных держав отка зались рассматривать вопрос об образова нии Временного общегерманского прави тельства из представителей парламентов Восточной и Западной Германии, хотя это было бы реальным шагом к воостановле- иию единства Германии на демократиче ских и миролюбивых началах. Они отка -1 мании, поскольку Западная Германия ле- зались принять и предложение советской! рестает быть миролюбивым государством, стороны о создании двух общегерманских | и становится невозможным восстановле- комитетов: одного — по улучшению эко-1 ние Германии на демократических и ми- номических и административных связей между Восточной и Западной Германией, и другого — по вопросам облегчения усло вий для развития германской националь ной культуры. Они уклонились от каких- либо практических шагов по сближению Восточной и Западной Германии, хотя это наиболее верный путь к восстановлению единства Германии. Министры США, Англии и Франции не стали рассматривать предложения Со ветского Союза об облегчении финансово- экономических обязательств Восточной и Западной Германии, связанных с послед ствиями войны. Они, конечно, знают, что в Восточной Германии эти мероприятия уже проведены и что здесь, например, оккупационные расходы уже снижены до 4,5 процента от доходов государственного бюджета Восточной Германии. В то же время в Западной Германии растут нало ги и все больше увеличиваются оккупа ционные расходы. В этом году оккупа ционные расходы составляют почти 35 процентов от всех доходов государствен ного бюджета Западной Германии. Предложение министров США, Англии и Франции по германскому вопросу све лось только к одному — к проведению та® называемых «свободных выборов» в Восточной и Западной Германии. Но и это предложение не имело ничего общего с решением германской проблемы в соот ветствии с интересами обеспечения мира и безопасности в Европе и с проведением действительно свободных выборов. Е тому же это предложение было насквозь про никнуто недоверием к германскому наро ду и его демократическим силам. Даже это, чисто внутреннее дело Герма нии, предлагалось изъять из рук немце® и передать оккупационным властям. Пред ложение Советского Союза о том, чтобы ролюбивых началах. Советский Союз стоит за другую поли тику, за другой курс по вопросу о Герма нии. 'Это нашло свое выражение в его пред ложениях относительно ускорения заклю чения мирного договора, а также относи тельно объединения Германии, создания временного общегермавского правительст ва и проведения свободных общегерман ских выборов. Эти предложения имеют целью всемерно ускорить национальное объединение Германии и, вместе с тем, обеспечить дальнейшее развитие Германии на демократических и миролюбивых на чалах. Совершенно очевидно, что предло жения СССР исключают возможность по ложения, при котором Германия могла бы вновь превратиться в опасный очаг аг рессии в Европе. Эти предложения исхо дят из недопустимости восстановления германского милитаризма. Таким образом, решение германского вопроса упирается теперь в одну основ ную проблему: восстанавливать или не восстанавливать германский милитаризм. Надо сказать, что курс на создание «европейской армии», 'вместе с восстанов лением милитаризма в Западной Германии, встречает активное сопротивление да пре делами правительственных кругов в та ких странах, ка к Франция, Англия, и да же в Западной Германии. Так, во Франции растет сопротивление этому курсу не только среди рабочих и других слоев трудящихся, но ж в буржу азных кругах. Во французском парламен те это сопротивление все усиливается. В английском народе широко распространено недовольство этим курсом. Не случайно, что почти половина лейбористов в парла менте выступили против этого курса, про ведение которого отстаивают правые ли- четыре державы оказали немцам содейст-I деры лейбористской партии. Да и в За вис в создании из представителей падала-1падкой Германии социал-демократы, счи- ментов и демократических организаций таясь с настроениями масе, продолжают безопасности в Ев- региональный Восточной и Западной Германии времен ного общегермаиското правительства и чтобы это правительство само провело об- щегерма 1 нские свободные выборы, не было принято. Не было принято и другое наше иред- выступать против политики Аденауэра, направленной на то, чтобы даже ценой отказа от объединения Германии форси ровать возрождение германского милита ризма. Это и понятно. Политика., ведущая к поженив о том, чтобы до общегермаиских возрождению гермашгакого милитаризма, выборов с территории как Восточной, так вызывает законную тревогу во всех стра- и Западной Германии был произведен в ы - ■нах Европы. вод всех оккупационных войск, за исклю чением лишь строго ограниченных кон тингентов. Это советское предложение бы ло направлено на то, чтобы исключить давление на выборы со стороны оккупа ционных властей. Однако сторонники так называемых «свободных выборов» отка зались принять и это предложение, кото рое в наибольшей мере соответствует ин тересам действительной свободы выборов. В связи с этим курсом во весь рост встает вопрос: куда идет дело — к упро чению мира или к новой войне? Куда ведет теперешний курс ОША, Англии и Франции по германскому во просу? Этот курс ведет к созданию военной группировки одних европейских госу дарств против других европейских госу дарств. Идти по этому пути — значит от- Даллес и сейчас произносит речи о Вер- казаться от задач укрепления мира и линском совещании, в которых выдает! безопасности в Европе. Идти по этому пу- себя за ярого сторонника «свободы» на родов, за сторонника «свободных выбо ре©». Но мы знаем, что не всякие слова о '«свободе» являются защитой действи тельной свободы для народа, для трудя щихся. Некоторым «защитникам» свободы нравится такая «совобода», при которой у эксплуататоров и милитаристов развязаны руки и они живут припеваючи, а трудо вой народ остается под постоянной угрозой войны и нового истребления. Мы, разу меется, не за такую «свободу». Мы за та кую свободу, подлинную 'свободу, когда милитаристы лишены возможности вовле кать народы в новые кровавые войны. ти — значит встать на путь подготовки новой войны в Европе, что ведет к треть ей мировой войне. Правда ли, что Франция, Италия, Бель гия и связанные с ними европейские страны в интересах безопасности вынуж дены идти по этому пути? Действительно ли необходимо создание «европейского обо ронительного сообщества», а вместе с ним и ремилитаризация Западной Герма нии, чтобы обеспечить их 'безопасность и мир в Европе? В последнее время, особенно во Фран ции, не раз спрашивали о том, имеется ли альтернатива «европейскому оборони- Известио, что в свое время, в период тельному сообществу», то есть чем можно 1932— 1933 годов, Гитлер и его клика заменить это пресловутое «сообщество» и пришли к 'Власти также на основе так на зываемых «свободных выборов». Гитлер не сразу стал рейхсканцлером Германии. Сна чала, ему расчистили путь тогдашние аде- вауэры, вроде известного фои Папена, принадлежавшего к той же самой партии, что и теперешний боннский премьер-ми- можно ли обеспечить мир и безопасность в Европе, не прибегая к созданию «евро пейской армии», опирающейся на возрож дение милитаризма в Западной Германии. Хотя не раз ставились эти вопросы, но это делалось обыкновенно для того, чтобы косвенным образом оправдать планы, стему коллективной роле. С 1947 г. существует межамериканский договор о взаимной по мощи, участниками которого являются Соединенные Штаты Америки и все ла тино-американские республики. Такого рода региональные, соглашения, при обес печении их строго оборонительного ха рактера, могут иметь свое положительное значение, хотя, конечно, нельзя признать законность попыток правящих кругов США использовать указанный договор в своих узких интересах под предлогом борьбы с коммунизмом. Давая отпор воз ражениям против «Общеевропейского до говора о коллективной безопасности в Европе», Советская делегация указывала, насколько несостоятельны эти возраже ния, когда ош направляются против ре гионального договора для Европы. Такой договор, имеющий действительно оборони тельный характер, вполне совместим и с принципами Устава Организации Объеди ненных Наций. На Берлинском совещании не раз гово рилось о том, что нынешний мир раско лот, что теперь существуют страны с различным общественным устройством. Само собой разумеется, что нельзя не счи таться с этим фактом. Нельзя не считать ся с тем, что не только Советский Союз, но и целый ряд других государств встали на путь социализма и народной демокра тии и успешно двигаются вперед по это му пути. В этом мы видим величайшее достиже ние XX столетия. Мы не собираемся от рицать того факта, что лагерь мира, де мократии и социализма теперь объединяет государства, имеющие население 800 млн. человек. Рост сил этого демократического лагеря очевиден и, действительно, во мно гом поучителен. Однако мы последовательно стоим за ленинский принцип сосуществования го сударств с различным общественным уст ройством. Мы считаем, что, несмотря на различия общественного устройства, например, в странах Европы, все европейские народы заинтересованы в сохранении и укрепле нии мира. Мы стремимся к тому, чтобы в вопросе о защите мира не было двух ла герей как в Европе, так и во всем мире. Мы призываем все европейские государст ва отказаться от создания военных груп пировок, направленных друг против дру га, так ка к создание таких группировок не М'ожет не привести к войне. Вместо этого мы предлагаем образовать единый лагерь всех европейских государств, стремящихся к обеспечению своей безо пасности и укреплению мира в Европе. В этой системе европейской безопасности никакое, хотя бы и сильное, государство не должно иметь господствующего поло жения. Суверенитет всех и каждого из участников этой системы коллективной безопасности должен быть обеспечен и огражден от покушений извне. На этих основах построен проект «Общеевропей ского договора о коллективной безопас ности в Европе». Этот проект не встретил поддержки со ■стороны министров иностранных дел Франции, Англии и США. Но никакие министры не могут отвергнуть идею кол лективной безопасности народов Европы. Эта идея понятна народам. Она вызывает сочувствие у всех миролюбивых людей. Идея общеевропейского договора о кол лективной безопасности в Европе будет прокладывать себе все новые пути к серд цам миллионов людей, и это будет вер нейшим образом служить делу мира и бе зопасности в Европе, а, вместе с тем, и во всем мире. При этом Советский Союз высказывается за то, чтобы до заключе-, ния мирного договора не было> допущено просев, на Берлинском совещании обсуж- вистр Аденауэр. Хорошо известно, что предусмотренные парижским и боннский тогда за спиной Гитлера и его подручных, вроде фон Палена, стояли германские магнаты-монополисты, которые особенно Союз противопоставил планам создания договорами. На Берлинском совещании Советский Возрастающая угроза ремилитаризации Западной Германии не могла не сказать ся и на австрийском вопросе. На Берлинском совещании выяснилась готовность США, Англии и Франции снять свои возражения по теш статьям проекта договора с Австрией, но которым они возражали в течение предыдущих пя ти лет. Это в достаточной мере подчерк нуло тот факт, насколько неоснователь ными были их прежние возражения. С советской стороны на Берлинском совещании было заявлено о готовности не медленно подписать австрийский договор, если будут приняты два предложения, необходимость которых вызывается фак том подписания парижского соглашения о создании «европейского оборонительного сообщества». Вот эти два предложения. Во-первых, мы предложили, чтобы Ав стрия взяла на себя обязательство не уча ствовать в каких-либо военных группи ровках, направленных против других го сударств, участвовавших в войне против гитлеризма и в освобождении Австрии, и чтобы территория Австрии не предостав лялась для создания иностранных воен ных баз. Во-вторых, мы настаивали на том, чтобы в австрийском договоре была сде лана оговорка, что в связи с задержкой заключения мирного договора с Германи ей предоставляется возможность оставле ния находящихся сейчас на территории Австрии иностранных военных частей четырех государств и что вопрос о сроке вывода воинских частей четырех держав с территории Австрии будет ©новь рас смотрен не позднее чем -в 1955 году. Ес ли бы не было планов создания «евро пейской армии», в этой последней оговор ке не было бы необходимости. Эта ого ворка стала необходимой, поскольку со стороны ОША и Англии сейчас прово дятся 'всякие меры нажима, чтобы Фран ция и другие страны согласились на вос становление милитаршма в Западной Гер мании, что, разумеется, усиливает опас ность нового аншлюсс-а (присоединения) Австрии. Правительства США, Англии и Фран ции не согласились с предложением Со ветского Союза о внесении этих двух до бавлений в австрийский договор. Тем са мым они помешали и правительству Ав стрии отнестись к этим предложениям с должным пониманием. В результате этого австрийский договор не был подписан. Приведенные факты показывают, что ответственность за срыв подписания ав стрийского договора лежит на правитель ствах США, Англии и Франции, не же лающих отказаться от планов возрожде ния германского милитаризма, что уси ливает опасность нового аншлюсов Ав стрии. Попытки, которые делаются сейчас официальными лицами в США, Англии и Франции, а также в Австрии, свалить вину за неподписание австрийского до говора на Советский Союз, лишены вся кого основания. В настоящих условиях Советское Правительство не может не считаться с опасностью возрождения гер манского милитаризма и новой угрозой аншлюоса Австрии, недопущение чего специально предусматривается в австрий ском договоре. Советский Союз выражает свою готовность подписать договор с Ав стрией как только будет получено согла сие на указанные выше предложения, со ответствующие интересам самого австрий ского народа, равно как и интересам ми ра и безопасности всех народов Европы. И1. Кроме германского и австрийского во- состонтся совещание, в котором примут участие пять великих держав, но двум наиболее острым вопросам положения в Азии: по корейскому вопросу и по вопро су о положении в Иидо-Еитае. Тем са мым Китайская Народная Республика займет свое законное место на совеща нии с другими великими державами. Значение этого соглашения, достигну того на Берлинском совещании, сейчас еще нельзя полностью оценить. Но это соглашение может послужить разрешению двух важных проблем в Азии, что будет содействовать дальнейшему уменьшению международной напряженности. В разрешении вопроса о Корее оказа лась бессильной Генеральная Ассамблея ООН, которая и гут действовала под на жимом со стороны Соединенных Штатов Америки. Этот нажим со стороны США привел Генеральную Ассамблею к не правильным решениям, сорвавшим созыв Политической конференции по корейско му вопросу. В этом же направлении дей ствовали представители США и на пере говорах в Паньмыньчжоне. Берлинское совещание помогло развя зать этот узел. Теперь представители Со ветского Союза, Китайской Народной Рес публики, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции, вместе с представи телями обеих частей Кореи, смогут рас смотреть вопрос об окончательном урегу лировании корейского вопроса. Задача за ключается в том, чтобы оказать содейст вие национальному объединению Корея на демократических началах и переходу Ко реи от перемирия к прочному миру. Особую заинтересованность представи тель Франции на Берлинском совещании проявил в отношении вопроса об Индо китае. Здесь колониальная политика Франции зашла в тупик, натолкнувшись на героическую борьбу вьетнамского наро да, отстаивающего свои права на мир и национальную свободу. Она, вместе с тем, наложила непосильное бремя на французский народ, требуя от него все новых, и притом бесцельных, жертв. Перед совещанием в Женеве будет сто ять сложная задача— обеспечить восста новление мира и национальные права народов Индо-Китая. Здесь многое зави сит от позиции правительства Франции, но также от позиции Соединенных Шта тов Америки, со стороны которых все больше усиливается вмешательство в де ла Индо-Китая. Главное же будет зависеть от признания всеми участниками совеща ния необходимости решить вопрос о вос становлении мира в Индо-Китае не путем продолжения безнадежной войны, а пу тем соглашения, отвечающего принципам свободы и национальной независимости народов. наживали свои капиталы на раздувании военной промышленности. И теперь за спиной клики Аденауэра, мечтающей об ускорении ремилитаризации Западной Германии, стоят такие же германские магнаты-монополисты, которые строят свои расчеты в отношении новых разду тых прибылей и сверхприбылей на прове дении новой гонки вооружений и которые связывают свои интересы прежде всего с планами возрождения германского мили таризма. Правительства США, Англии и Франции на словах стоят за свободные выборы, а ш деле отказываются иметь дело с демо кратическими и миролюбивыми силами германского народа. Они рассчитывают, что ту «свободу», которую они хотели бы предоставить в Германии, им лучше всего удастся обеспечить руками окжупацвон- военных группировок европейских госу дарств конкретный план, согласно которо му обеспечение мира и безопасности для всех стран Европы было бы поставлено на твердую почву. Этот план нашел свое выражение в советском проекте «Общеев ропейского договора о коллективной безо пасности в Европе». «Общеевропейский договор» предусмат ривает соответствующие гарантии против агрессии и нарушения мира в Европе. Участниками этого договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного устройства. Впредь до восстановления единства Германии участниками этого договора могли бы быть как Германская Демократическая Республика, так и Германская Федераль ная Республика, а после восстановления единства германского государства — объ- НЫ'Х властей, опираясь на оккупационные; единенная Германия. В случае вооружен* войска. Такое недоверие к демократиче-1 ного нападения на кого-либо из участ- ским и миролюбивым силам Германии не ников, договором предусматривается ока- только не может облегчить дальнейшего зание помощи со стороны других участ- развития Германии на демократических и ников договора всеми доступными сред- миролЮ'бивых началах, а является прямой ствами, включая применение вооружен- поддержкой германским милитаристам и ньгх сил в целях восстановления и под- реваншистам, которые уже пользуются! держания международного мира и беао- этой поддержкой в Западной Германии пасности в Европе. для достижения своих целей. В нынешней политике правительств Вместе с там, советские предложения предусматривают уже теперь значитель- США, Англии и Франции в отношении нее облегчение положения Германии, Германии все подчинено планам создания включая вывод с территории всей Гер- «европейского оборонительного вообще- мании оккупационных войск четырех дер- ства», то есть «европейской армии», что жав, кроме строго ограниченных контин- ведет к восстановлению милитаризма в гейтов. Западной Германии. Этот курс не может служить делу укрепления мира в Европе. Советские предложения направлены на то, чтобы вместо противопоставленных При таком курсе, вместе с тем, -отрезает- друг другу военных группировок европей- ся путь к восстановлению единства Гер- свих государств создать эффективную еи- с-оздание германских вооруженных сил, что означало бы осуществление на этот период нейтрализации Германии. Те или иные министры могут, конечно, строить и дальше всякие планы насчет создания «европейского оборонительного сообщества» и насчет ремилитаризации Западной Германии. Но из этого ничего не получится кроме еще одной ненадеж ной военной группировки, лишенной под держки народов. Другое дело — идея кол лективной безопасности народов Европы, которая выражена в общеевропейском до говоре или может получить какую-либо другую форму. Эта идея находит все больше сочувствия у народов Европы, потому что в ней выражены глубочай шие стремления к укреплению мира, в установлению всеобщей безопасности. Советское Правительство никогда не скрывало своего отрицательного отноше ния к Северо-атлантическому пакту, вы ражающему стремления англо-американ ского блока к мировому господству. По пытки создания «европейского оборони тельного сообщества», включающие пря мое пособничество возрождению герман ского милитаризма, во многом умножают ■имеющиеся расхождения. Советское Пра вительство против умножения этих рас хождений. Мы стремимся в урегулирова нию спорных вопросов в интересах укреп ления мира. В данном случае становится особенно ясным, что Советский Союз вы ражает чувства и мысли всех миролюби вых народов Европы, да и не только Ев ропы. Обсуждение германского вопроса на Берлинском совещании показало, что здесь расхождение между Советским Сою зом и тремя западными государствами сводится, прежде всего, к вопросу о гер манском милитаризме, поскольку суще ствуют планы его восстановления. Совет ский Союз, вынесший главную тяжесть борьбы с гитлеровской агрессией, не мо жет недооценивать опасности новой аг рессии, если будет допущено возрождение германского милитаризма. дался вопрос о мероприятиях по умень шению напряженности в международных отношениях, что было предусмотрено пер вым пунктом повестки дня. Обсуждение этого вопроса, безусловно, имело свое значение. ■Всего на Берлинском совещании было 27 заседаний. В это число входит 6 за седаний закрытого характера, с узким со ставом участников, где главным образом рассматривались вопросы, относящиеся к 1-му пункту повестки дня. В результате этих обсуждений между министрами были согласованы два реше ния. Как известно, было достигнуто согла шение, что правительства СССР, ОША, Франции и Англии будут содействовать успешному разрешению проблемы разору жения или, но крайней мере, значитель ному сокращению вооружений. Это согла шение не вполне удовлетворяло Совет скую делегацию. В нем не нашло своего отражения наше предложение о созыве в этом году Всемирной конференции по все общему сокращению вооружений. Тем не менее это соглашение накладывает изве стные обязательства на правительства четырех государств. Оно направлено про тив гонки вооружений. Оно обязывает содействовать, по крайней мере, значи тельному сокращению вооружений, на чем неизменно настаивал Советский Союз. Было также достигнуто соглашение о созыве совещания в Женеве 26 апреля 1954 года. Это будет совещание пред ставителей СССР, США, Франции, Англии и Китайской Народной Республики по мирному урегулированию корейского во проса,— при участии Корейской Рес публики, Корейской Народно-Демокра тической Республики и тех других стран, вооруженные силы которых при нимали участие в военных действиях в Корее, и которые пожелают присутство вать, и но вопросу о восстановлении ми ра в Индо-Китае — также с участием за интересованных в этом государств. Таким образом, 26 апреля в Женеве * * Сейчас широко обсуждаются итоги Бер линского совещания. Во многих странах по этому вопросу выступают официальные представители и печать различных на- г влений. 1 Министр иностранных дел Франции го ворил на днях о значении Берлинского со вещания и, особенно, о важности согла шения относительно созыва нового сове^- щания в Женеве, где будет обсуждаться вопрос о восстановлении мира в Индо-Ки- тае. Ход событий показывает, насколько стало актуальным решение этой проблемы. Министр иностранных дел Англии в своем выступлении в палате общин на прошлой неделе высказал ряд критиче ских замечаний о Берлинском совещании, но, вместе с тем, признал это совещание «вполне целесообразным». Он добавил, что «совещание, безусловно, не усилило меж дународного напряжения». В его заявле ниях сказывается неудовлетворенность тем, что некоторые расчеты, связываемые с попытками нажима на СССР, не оправ дались. Известно также, что в Соединенных Штагах были нападки на Даллеса со сто роны отдельных сенаторов, особенно за проявленную им будто бы излишнюю ус тупчивость в отношении Китая. Этих се наторов неудержимо тянет назад, и они хотели бы, чтобы великий китайский на род оставался на старом положении полу колониального государства, бессовестно эксплуатируемого иностранным капиталом. Но эти времена навсегда прошли. Будем надеяться, что это дойдет и до сознания упомянутых сенаторов. На основании всего сказанного можно прийти к определенным выводам. Не следует, конечно, переоценивать ре зультатов Берлинского совещания. Тем бо лее, что по-настоящему об этом можно бу дет судить только по результатам женев ского совещания, о котором состоялось со глашение в Берлине. Нельзя, однако, не считаться с тем фактом, что окончился тот длительный перерыв в совещаниях великих держав, который затянулся на пятилетие. Состоя лось Берлинское совещание, способствовав шее выяснению ряда международных во просов и проложившее путь в совещании представителей США, Англии, Франции Советского Союза и Китайской Народно! Республики, вместе с представителям! других государств. Принимаемые Советским Союзом мерь направлены на уменьшение напряженно сти в международных отношениях и, еле довательно, на упрочение мира. Ф а к т свидетельствуют о том, что эти меры ю .остаются безрезультатными. Все говорит о том, что проводимая Со ветским Правительством политика содей ствует укреплению международных пози ций Советского Союза и всего демократи ческого лагеря. Редактор Л. Р0ДИ0Н0ВСКИЙ. ЛЕ 4018» Липецк, типография вблаетяого управления культура Тираж 12000 экз. Зак. № 1330
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz