Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)

16 мая 19о4 г., М 63. Л Е"Н И I I С К О Е З Н А М Я 3 О ВОССТАНОВЛЕНИИ МИРА В ИНДОКИТАЕ Заявление В.М. МОЛОТОВА на Женевском совещании министров иностранных дел 14 мая 1954 года Господа делегаты! Вопрос об Иядо-Китае приобрёл важное международное значение. Именно поэтому вопрос о восстановлении мира в Иядо-Ки- тае рассматривается на Женевском совеща­ нии министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединённых Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Советского Союза и других заинтересован­ ных государств. Здесь иногда выступают е предложения­ ми не касаться историй вопроса, отодви­ нуть в сторону политические проблемы, ограничиться военной стороной индо-ки­ тайского вопроса и т. п. Если бы мы пош­ ли по этому пути, мы бы нцчего не достиг­ ли в решении задачи, поставленной перед Женевским совещанием. Не случайно, конечно, что правительст­ во Франции проявило инициативу, поста­ вив этот вопрос на рассмотрение Женев­ ского совещания. Не случайно и то обстоя­ тельство, что прошлогодние совещания ми­ нистров иностранных дел Франции, Вели­ кобритании и Соединённых Штатов Аме­ рики, занимавшиеся и индо-китайским во­ просом, также не привели к положитель­ ным результатам. На этих совещаниях пы­ тались обойти существо дела и отделаться от индо-китайского вопроса общими слова­ ки. Видимо, считали, что остальное до­ делает оружие. Но война в Индо-Китае всё больше затягивается и затягивается. Толь­ ко создавшейся безвыходностью положе­ ния можно объяснить, что правительство Франции поставило этот вопрос на рас­ смотрение Женевского совещания, где уча­ ствуют представители пяти великих дер­ жав и другие заинтересованные стороны. I . Демократическая Республика Вьетнам и война в Индо-Китае Говоря о Вьетнаме, глава французской делегации г-н Бидо сказал, что во Вьетна­ ме происходит гражданская война. Но фак­ ты говорят о другом. Во Вьетнаме идёт не гражданская война, не война между дву- \ мя частями вьетнамского народа, а война другого типа. 90 лет тому назад не только Вьетнам, но и весь Индо-Китай стал колонией Франции. Но с того времени много воды утекло — произошли важные перемены во всём мире, которые не могли не сказаться на положе­ нии дел в Азии и, в том числе, в Индо-Ки- тае. Глава делегации Демократической Рес­ публики Вьетнам Фам Ван Донг убедитель­ но изложил здесь ход тех событий в Индо- Китае, которые имеют столь важное зна­ чение в истории развития его народов и которые в основном определили настоящее политическое положение в Индо-Китае. Эти события свидетельствуют о том, что в Ин­ до-Китае и, прежде всего, во Вьетнаме идёт не гражданская война: со стороны Фран­ ции это — колониальная война, а для на­ родов Индо-Китая, борющихся за свою сво­ боду и независимость от иностранного ко­ лониального господства, это *— националь­ но-освободительная война. В 1940 году французских колонизаторов в Индо-Китае сменили японские захват­ чики-колонизаторы. Тогдашние француз­ ские власти в Индо-Китае стали сотруд­ ничать с новыми колонизаторами. Но это продолжалось недолго. Вместе с успехами антигитлеровской коалиции, приведшими к разгрому германского фашизма, а затем и к поражению японского милитаризма, в Индо-Китае развернулось национально-ос­ вободительное движение. Это национально-освободительное движе­ ние возглавлялось Союзом борьбы за неза­ висимость Вьетнама, который сокращенно именуется Вьетмином. К середине 1945 го­ да вооруженные отряды Вьетмина освобо­ дили значительную часть территории етра- ' ны, и было создано временное правитель­ ство. 2 сентября 1945 года Национальный конгресс вьетнамского народа в городе Ха­ ное провозгласил образование независимой (Демократической Республики Вьетнам во ^главе с признанным вождём вьетнамского 'народа Хо Ши Мином. В результате победы, одержанной народом Вьетнама в борьбе за свои права и национальную независимость, в январе 1946 года на всей территории Вьетнама были проведены всеобщие выбо­ ры. Несмотря на различные помехи извне, в этих выборах участвовало 90 процентов избирателей. Подавляющее большинство участвовавших в голосовании избирателей проголосовало за кандидатов Вьетмина, выражавшего волю вьетнамского народа к рациональной независимости и свободе. В марте 1946 года собралось Нацио­ нальное собрание, образовавшее правитель­ ство Демократической Республики Вьетнам. Президентом республики был избран Хо Ши Мин. Созданное в результате всеобщих выбо­ ров правительство приступило к осущест­ влению мероприятий, направленных на укрепление государственной независимости Демократической Республики Вьетн; проведению широких демократическ форм, имеющих своей целью улу материального благосостояния насел ликвидацию последствий длительнс странного колониального господсг Успехи Демократической Рее1 Вьетнам в борьбе за свою нацио независимость нашли свое выраже же в том, что 8 ноября 1946 год; нальное собрание республики подлинно демократическую конст- В результате проведенных затем д тических реформ в стране были законы о сокращении арендной п — землю и об уменьшении ссудного та, что в условиях Вьетнама имел; йое значение. Эти решения давали ность улучшения материального л ния большинства населения страна денного вследствие иностранного х чанья до состояния нищеты и Впервые в истории Индо-Китая б' дено законодательство, ограждающ и интересы трудового народа. Ста: ствляться также принцип всеобщ зательного начального обучения государства. Всё это показывает, что в лиц кратической Республики Вьетнам в Новое государство, ставшее на пу: висимого существования и заббты дах своего народа. Это новое госу должно было найти,— и в действи сти наш ло , 'а ктивную поддержку своего народа, так и у народов стран и, прежде всего, у народов Справедливо рассматривающих побе. намского народа, как свою, собе/. победу. Полезно напомнить и о некбтощ тах относительно правительства В; которых в настоящее время про Демократической Республики Вьетн Расширение войн: Пример национально - освобод борьбы народов Индо-Китая имеё|- ческое значение. Он показывает, • \ где народные массы, находивши, колониальным гнётом, поднимаю почитают умалчивать. Фактом является то, что уже 25 августа 1945 года, т. е. через несколько дней после перехода власти в руки демократического правительства. Бао Дай, сотрудничавший с японскими окку­ пантами, отрёкся от престола, заявив в своём акте об отречении, что за 20 леУ сво­ его царствования он не*принёс никакой пользы Вьетнаму. Фактом является также то, что Вао Дай в своём акте об отречении пришел к выводу о необходимости признать пришедшее к власти демократическое пра­ вительство Вьетнама и призвать все слои населения в национальному единству и к поддержке созданного народом демократи­ ческого правительства. Эти факты невоз­ можно опровергнуть. А раз это так, то как можно говорить о нынешнем, созданном французскими оккупационными властя 5 ш правительстве Бао Дая как о законном пра­ вительстве Вьетнама? Факты свидетельст­ вуют о том, что законным правительством Вьетнама является демократическое прави­ тельство, созданное Национальным собра­ нием Вьетнама, тогда же признанное Фран­ цией и имеющее глубокие корни в своём народе. Об этих и подобных фактах нельзя за­ бывать, если мы хотим отдать себе отчёт в событиях, имевших место в Пядо-Китае в связи е окончанием второй мировой войны, а также в том, на чём основан высокий авторитет и широкое влияние демократиче­ ского правительства Вьетнама. Не так давно это признавало и француз­ ское правительство. В течение 1946 года правительство Франции заключило с пра­ вительством Демократической Республики Вьетнам несколько соглашений. При этом новое правительство Вьетнама рассматри­ валось в качестве единственно законного правительства, выражающего волю вьет­ намского народа. Можно сослаться, например, на франко­ вьетнамское «предварительное соглашение» от 6 марта 1946 года. Вот какими слова­ ми начинается это соглашение: «Правительство Французской Республи­ ки, представленное делегатом верховного комиссара Франции г-ном Сэнтени, долж­ ным образом уполномоченным представи­ телем власти Французской Республики Вер­ ховным комиссаром Франции адмиралом д’Аржанлье, с одной стороны; и правительство Вьетнама, представлен­ ное его президентом г-ном Хо Ши Мином и специальным делегатом от совета минист­ ров г. Вго Хонг Ханом, с другой стороны, пришли к нижеследующему соглашению: 1. Французское правительство признаёт Республику Вьетнам как свободное государ­ ство, имеющее своё правительство, свой парламент, свою армию и свои финансы, входящее в Индо-Китайскую федерацию и Французский Союз». В этом соглашении имеются и другие пункты, регулирующие франко-вьетнам­ ские отношения. Во всём этом соглашении между фран­ цузским правительством и республикан­ ским правительством Вьетнама нет слова «колония» и нет упоминания п колонист*- ■ . Йапро* -рсте Не случайно, что в Уставе Организа­ ции Объединённых Наций нет слова «ко­ лония», нет признания колониальных ре­ жимов. В этом отношении Устав ООН явно отличается от Устава Лиги Наций. В Уста­ ве Лиги Наций, принятом после первой ми­ ровой войны, ещё не стеснялись говорить о колониях, подмандатных территориях и т. п. В Уставе же Организации Объединён­ ных Наций к этому вопросу иной подход. Это не значит, что Устав ООН высказался за ликвидацию колониальных режимов, которые, как известно, продолжают ещё существовать при косвенной поддержке этой международной организации. Однако, в отличие от Лиги Наций, Организация Объединённых Наций не взяла на себя ответственности з.а то, чтобы освятить су­ ществование колониальных режимов, и это, в известной мере, отражало положе­ ние, создавшееся в международных отно­ шениях после разгрома агрессивных сил империализма — германского фашизма и японского милитаризма. После второй мировой войны вопрос о колониях встал по-иному— не так, как он стоял ещё перед началом этой войны. С этим, тем не менее, не захотели считать­ ся некоторые. правительства. Однако раз­ витие событий в Индо-Китае, да п не толь­ ко в Индо-Китае, говорит о том, что на­ ционально-освободительное движение в ко­ лониях и зависимых странах заставляет считаться с собой и тех, кто упорно тянет вспять, к отжившим колониальным поряд­ кам, к сохранению иностранного господ­ ства в колониях. Здесь выступали присутствующие среди нас представители Камбоджи и Лаоса и уверяли, что они довольны той независи­ мостью и правами, которые предоставле­ ны их народам правительством Франции. Однако вызывает сомнение, в какой мере эти заявления отражают действительные настроения самих народов. Мы были бы лучше информированы в этом отношении, если бы мы выслушали представителей правительств сопротивления народов Кхме­ ра и Патет-Лао, что сделать ещё не поздно. Здесь также выступал представитель баодаевского правительства Вьетнама. Он уверял, что ведущиеся этим правительст­ вом переговоры с французским правитель­ ством должны обеспечить независимость и права Вьетнама. Но никому из нас не из­ вестно, на чём основаны эти заявления. С другой стороны, мы знаем, что, несмотря на оказываемую ему правительством Фран­ ции поддержку, компетенция этого прави­ тельства относится лишь к небольшой ча­ сти территории Вьетнама. Что же касает­ ся демократического правительства Вьет­ нама, которое опирается на поддержку вьетнамского народа и его демократиче­ ских организаций, то широко известно, ка­ кую самоотверженную борьбу оно ведёт за демократические права и национальную независимость своего народа. Мы должны прислушаться к голосу тех людей, которые знакомы с действительным Положением дел в Пндо-Китае. Я напомню, например, о недавнем заявлении премьер- министра Индии Неру, который 24 апреля высказал в индийском парламенте сле­ дующее мнение: «По своему происхождению и характеру конфликт в Индо-Китае является движе­ нием сопротивления колониализму и по­ пыткам противодействовать такому сопро­ тивлению традиционным методом подавле­ ния и методом «разделяй и властвуй». Недавно состоялось совещание в Колом­ бо, на котором присутствовали премьер- министры Индии, Пакистана, Индонезии, Бирмы и Цейлона. В заключительном ком­ мюнике об этом совещании говорится, что премьер-министры указанных пяти азиат­ ских стран «предлагают, чтобы Франция сообщила на Женевском совещании, что она безвозвратно предоставляет полную независимость Иядо-Китаю». Даже государственный секретарь С4НА, преследуя свои цели в отношении Индо- Китая, вынужден снова и снова публично напоминать правительству Франции об его об^юрнг"т^ - 'нщ навстречу осуществле- ' ' " т о - К '^ я . Тч*. сов- 27 октября 1953 года в Национальном соб­ рании Франции. Касаясь политического по­ ложения во Вьетнаме, он заявил, что «во внутреннем вьетнамском плане ещё не су­ ществует политически ничего, что могло бы уравновесить политический вес Хо Ши Мина». Из этих слов видно, как невысо­ ко само французское правительство оце­ нивает те поддерживаемые им индо-китай­ ские власти, которые были и остаются чуждыми народам Индо-Китая. После всего этого становится ясным, на­ сколько нелепы попытки изобразить дело так, будто успехи национально-освободи­ тельного движения в Индо-Китае объясня­ ются «влиянием извне», например, со стороны Китайской Народной Республики. Такие абсурдные утверждения могут исхо­ дить только от тех, кто ищет оправдания для явно обнаружившегося провала коло­ ниальной политики, не считающейся с воз­ росшей национальной сознательностью на­ родов Индо-Китая. Тем не менее и теперь имеются сторон­ ники дальнейшего продолжения колониаль­ ной войны в Индо-Китае. Однако, считаясь с создавшимся положением, и они видят, что простое продолжение ведущейся там войны не может Ничем помочь решению индо-китайского вопроса. В результате это­ го они становятся на опасный путь, строя планы расширения войны в Индо-Кптае. Эти планы являются угрозой для народов Юго-Восточной Азии. В этой связи нельзя обойти молчанием наличие нарастающей опасности расшире­ ния войны в Индо-Китае. Чем настоятельнее выдвигаются требо­ вания народов положить конец войне в Индо-Китае, тем всё чаще со стороны влиятельных кругов Соединённых Штатов Америки раздаются голоса о необходимости открытого вооружённого вмешательства США в войну в Индо-Китае. Для такого вмешательства теперь усиленно подыски­ вают хоть видимость каких либо поводов. Особенно заботятся о том, чтобы США не оказались совершенно изолированными при осуществлении соответствующих новых планов агрессии в Азии. В последнее время мы являемся свиде­ телями упорных попыток сколотить в этих целях некий блок с участием США, Фран­ ции, Англии и некоторых других госу­ дарств. По мере приближения Женевского совещания такие попытки становились всё более настойчивыми. Не кто иной, как го­ сударственный секретарь США накануне Женевского совещания стал усиленно ра­ товать за расширение вмешательства США в войну в Индо-Китае. На этот раз загово­ рили о создании ещё одного «оборонитель­ ного сообщества», хотя и в данном случае дело идёт, конечно, совсем не об обороне США, Франции, Англии или какого-то ещё другого государства, а о том, чтобы ско­ лотить новый военный блок для борьбы с национально-освободительным движением народов Индо-Китая и Юго-Восточной Азии. Как это нетрудно заметить, создание но­ вого агрессивного блока преследует и опре­ делённые военно-стратегические цели. Оно означает создание новых американских во­ енных баз в этом районе, к чему не могут относиться безразлично те государства,бе­ зопасность которых затрагивается в связи с планами создания указанного блока и расширения американского вмешательства в Индо-Китае. Говорят, что планируемый новый блок, как и американское вмешательство в Индо- Китае, потребовался для того, чтобы защи­ тить народы Юго-Восточной Азии от ка­ кой-то опасности извне. Оставляя в сторо­ не вопрос о том, откуда исходит действи­ тельная угроза для народов этих стран и их национальной независимости, законно спросить — уместно ли объявлять себя защитником народов этих стран, которые, как известно, об этом не просят Соеди­ нённые Штаты. Не является ли по мень­ шей мере нескромным брать на себя роль самозванных защитников народов Юго-Во­ сточной Азии, когда эти народы хотят одного — мира, национальной независи­ мости и свободы. Сейчас, как вы знаете, идёт закулисная работа по сколачиванию этого нового аг­ рессивного блока. Этот блок имеет целью заинтересованные нов " колониальное господство одной страны бы­ ло заменено колониальным господством другой страны. Вмешательство США в индо-китайские дела, кроме того, свидетельствует о стрем­ лении столкнуть народы Индо-Китая, боч рютциеся за свою свободу и независимость, с другими народами Азии и использовать в своих целях столкновение народов Азии между собой. Всё это свидетельствует о том, что и на Востоке ведётся усиленная подготовка к новой мировой войне. Разъясняя значение этих американских планов на Дальнем Востоке, государствен­ ный секретарь США 13 января сего года заявил: «Интересы Соединённых Штатов в этом районе, с точки зрения стратегии, весьма тесно связаны с так называемой прибреж­ ной цепью островов. Эта прибрежная цепь островов в сущности имеет две материко­ вые базы. На севере— континентальная Корея, на юге, как мы надеемся,— в Индо- Китае. Между ними расположены еами ост­ рова — Япония, Рюкю, включая Окина­ ву, Формоза, Филиппины, Австралия и Но­ вая Зеландия. Соединённые Штаты имеют, в той или иной форме, договорённость об обеспечении безопасности с каждым из этих районов, в некоторых случаях не’ оформленную в виде договора, но тем не менее весьма реальную и весьма действи­ тельную». Из этого заявления государственного се­ кретаря США видно, что права и судьбы народов Индо-Китая или других народов этого района ни в какой мере не интере­ суют тех, кто занят стратегическими пла­ нами США. С другой стороны, видно, что эти американские стратегические планы, подготовляющие здесь расширение войны, представляют собою серьёзную угрозу для мирного развития народов всего этого об­ ширного района. Ещё не ясно, удастся лп Соединённым Штатам сколотить в интере­ сах осуществления своих планов военный блок с участием тех или иных государств, но эти планы явно включают в себя стремление любыми средствами поддержи­ вать колониальные режимы в Азии. На Женевском совещании лежит боль­ шая ответственность за то, выполнит ли оно свою обязанность противодействовать этим агрессивным планам расширения вой­ ны в Юго-Восточной Азии. Только реши­ тельное противодействие этим планам от­ вечает задачам Женевского совещания, целью которого было и остаётся восстанов­ ление мира в Индо-Китае. II I . Путь к восстановлению мира в Индо-Китае Что значит содействовать восстановле­ нию мира в Индо-Китае? Эту задачу Женевское совещание не может понимать в том смысле, чтобы пре­ кращение военных действий в Индо-Китае превратилось в какую-то ловко устроен­ ную передышку для одной стороны, кото­ рая хотела бы использовать эту передыш­ ку для подготовки к расширению воины в Индо-Китае. Задачу совещания следует по­ нимать в том смысле, что Женевское сове­ щание должно добиться скорейшего пре­ кращения военных-действий в Индо-Китае и, вместе с тем, такого соглашения, кото­ рое дало бы возможность удовлетворения законных требований народов Индо-Китая в отношений обеспечения их национальной независимости и демократических ^ нрав. Глава делегации Демократической Рес­ публики Вьетнам изложил здесь те пред­ ложения, которые дают основу для урегу­ лирования индо-китайского вопроса и мо­ гут обеспечить восстановление мира в Индо-Китае. До сих пор мы не слышали здесь ни обоснованной критики этих пред­ ложений, ни о согласии на принятие тех или иных пунктов этих предложений. По мнению советской делегации, суще­ ство этих предложений, если выделить наиболее важные их пункты, заключается в следующем: 1. Франция должна обеспечить призна­ ние суверенитета и независимости Вьетна­ ма, а также Кхмера и Патет-Лао. Вместе с тем, должно быть достигнуто соглашение о выводе всех иностранных войск с территории Вьетнама, Кхмера и ! Патет-Лао в сроки, которые будут согла­ сованы между сторонами. 2. Во Вьетнаме, Кхмере и Патет-Лао должны быть проведены всеобщие свобод­ ные выборы, в результате которых будут образованы единые демократические пра­ вительства в каждом из этих государств. Проведению этих выборов должен пред­ шествовать созыв консультативных конфе­ ренций представителей двух сторон во Вьетнаме, Кхмере и Патет-Лао и обеспече­ ние свободы деятельности патриотических партий, групп и общественных организаций 3. Правительство Демократической Рес­ публики Вьетнам, а также правительства Кхмера и Патет-Лао должны выразить го­ товность рассмотреть вопрос о вхождении этих государств во Французский Союз в соответствии с принципами добровольности. Кроме того, правительства Вьетнама, Кхмера и Патет-Лао должны признать на­ личие экономических и культурных ин­ тересов Франции в этих государствах и урегулировать соответствующие вопросы в соответствии с принципами равноправия и взаимных интересов. 4. Осуществлению указанных выше ме­ роприятий, а также проведению других п а к и , упомянутых в проекте Демократи- Республики Вьетнам, должно пред- •’8 \ прекращение военных дейст- '-Китае и заключение соответст- ’машений, в силу которых дол- эеспечено полное прекращение . з Индо-Китай извне новых во- ей, всякого, оружия и боепри- ючисленных мною пунктов, удет договориться по некото- вопросам: о взаимном обмене ми; о непреследовании лиц, их с противоположной еторо- войны, и т. п. Необходимо указанные выше четыре кта в должной мере учиты- <> пожелания обеих сторон в >глашения как по политиче- о военным вопросам. ;полне достижимы, если обе зят должное стремление к действительно устойчивого, за в Индо-Китае. я Демократической Респуб- направлены на то, чтобы до- ния с Францией. Эти пред- -пт из целесообразности вза- пя принципов справедливо- г основе которых вполне до- шление новых, дружеетвен- ё между народами Индо-Ки- г. Эти предложения могут гть сторонников колониза- лки, поскольку они цепля- е, за отжившее. Отклоняя рсть договориться по индо- гпросу, они будут служить шм интересам, а интересам ых агрессивных кругов, ко­ сея к расширению войны, а гвлению мира в ИндочКитае. первом заседании француз- тя внесла свои предложения >ванию индо-китайского во- I время мы имели возможность / ознакомиться с французским ,ак и с предложениями других ком французских предложений о, что они совершенно не затра- ,литических проблем. Между тем, каждому понятно, что прекращение затя­ нувшейся войны в Индо-Китае нельзя ото­ рвать от решения хотя бы некоторых та­ кого рода проблем. Во французском проекте сказывается недооценка развернувшейся национально- освободительной борьбы в Лаосе и Камбод­ же. Между тем, нельзя свести вопрос о по­ ложении в Индо-Китае только к событиям во Вьетнаме. Кроме того, во французском проекте гово­ рится о гарантии соглашений, которые бу­ дут достигнуты на этом совещании Соответ­ ственно во французском проекте сказано: «Гарантия этих соглашений обеспечи­ вается государствами — участниками Же­ невского совещания. Всякое нарушение повлечёт за собой немедленную консульта­ цию между этими государствами с целью принятия соответствующих мер в индиви­ дуальном или коллективном порядке». Советская делегация не может полностью согласиться с этим предложением. Однако ■советская делегация признаёт в принципе приемлемым французское предложение о том, чтобы соглашения, которые будут до­ стигнуты на этом совещании, имели гаран­ тию со стороны государств — участников Женевского совещания, а также, чтобы при всяком нарушении этих соглашений имели место консультации между участниками гарантий. Задачей этих консультаций должно быть принятие коллективных мер по обеспечению выполнения соглашений. Было бы желательно, чтобы и другие уча­ стники настоящего совещания высказали своё отношение к этому важному предло­ жению французской делегации. Указывают также на то, что проект Демократической Республики Вьетнам предусматривает установление контроля за осуществлением условий соглашения в прекращении военных действий только смешанными комиссиями из представите­ лей воюющих сторон в каждом из трёх го­ сударств. При этом подчёркивают, что про­ ектом не предусматривается соответству­ ющего наблюдения со стороны каких-либо международных органов. Поскольку достижение соглашения по этому вопросу имеет важное значение, со­ ветская делегация предлагает внести до­ полнение к этим предложениям. Можно было бы договориться о том, чтобы наблю­ дение за выполнением соглашений о пре­ кращении военных действий было возло­ жено на комиссии из представителей ней­ тральных стран. В определении состава таких комиссий не должно встретиться непреодолимых затруднений. В соответствии с этим советская делега­ ция вносит следующее дополнение к упо­ мянутому тексту предложений: «С целью оказания содействия сторо­ нам в выполнении условий соглашения о прекращении военных действий в согла­ шении должно быть предусмотрено созда­ ние комиссии нейтральных стран по на­ блюдению». В связи с Женевским совещанием перед Францией стоит важный вопрос о выборе пути в Индо-Китае. Один путь — продол­ жать войну в Индо-Китае, что ведёт к расширению войны во имя чуждых агрес­ сивных планов, не обещая ничего хороше­ го в отношении удовлетворения француз­ ских национальных интересов. Другой путь — переговоры, прежде всего, с вьет­ намским народом и дальнейшие шаги в этом направлении, чтобы обеспечить ско­ рейшее прекращение войны и установле­ ние мира в Индо-Китае. На этом пути воз­ можно установление взаимопонимания и дружественных отношений между Франци­ ей и народами Индо-Китая. Женевское совещание должно прило­ жить все возможные усилия, содействуя такому мирному урегулированию индо-ки­ тайского вопроса. * * * Советская делегация, разумеется, вы­ скажет своё отношение ко всем вопросам, поставленным британским представителем на предыдущем заседании. Но уже сейчас следует сказать, что было бы нецелесооб­ разно сводить дело к этим вопросам и пройти мимо тех проблем военного и по­ литического характера, которые уже вы­ двинуты событиями в Индо-Китае. Советская делегация так же, как и де­ легация Китайской Народной Республики, придаёт большое значение тем предложе­ ниям, которые внесены представителем Демократической Республики Вьетнам. Она выражает свою солидарность с этими предложениями и надеется, что этим пред­ ложениям будет оказано всё необходимое внимание. Вместе е тем, советская делега­ ция выражает уверенность, что Женевское совещание рассмотрит и все другие пред­ ложения, которые действительно содейст­ вуют восстановлению мира в Индо-Китае. Советское правительство исходит из то­ го, что урегулирование индо-китайского вопроса, с должным учётом национальных интересов народов Индо-Китая, представ­ ляло бы собой важный шаог не только в деле упрочения мира в Азям, во I в дело укрепления всеобщего мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz