Ленинское знамя. 1954 г. (г. Липецк)
28 апреля 1954 г ., X : 51 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я У Заседания Верховного Совета СССР ПРЕНИЯ ПОДОКЛАДУОГОСУДАРСТВЕННОМБЮДЖЕТЕ ССР НА1954 ГОД Окончание речи Председателя Совета Министров СССР депутата Г. М. МАЛЕНКОВА В современных условиях возникает во- ирос: в чём состоит главная задача миро любивых сил? Великая миссия всех по борников мира заключается в том, чтобы срывать планы агрессивных кругов, доби ваться дальнейшего ослабления междуна родной напряженности, всемерно содейство вать мирному сотрудничеству государств. Жизненные интересы человечества тре буют решения проблемы запрещения атом ного оружия. Сделать невозможным ис пользование великого открытия человечес кого гения — атомной энергии для целей массового уничтожения мирного населения, разрушения больших городов— центров про мышленности, культуры и науки— такова задача. Советское правительство стремится к эффективному решению этой задачи. Вместе с тем Советское правительство сто яло и стоит за всеобщее значительное сок ращение вооружений и вооруженных сил. (Как ясно каждому, нельзя добиться даль нейшего ослабления международной напря женности, если не будет обеспечена норма лизация отношений между великими держа вами. Это, в первую очередь, предполагает отказ от политики дискриминации в отно шении Китайской Народной Республики. Курс, проводимый агрессивными кругами по отношению к великому китайскому на роду, является вызовом всем народам Азии. Этот курс связан со стремлением агрессив ных кругов подавить могучее национально- освободительное движение восточных наро дов. Но разве не пришла пора понять, что на Востоке все больше утверждается вели кая солидарность свободолюбивых народов в борьбе против попыток агрессивных сил превратить Азию в вечную зону колониаль ного гнета и рабства. Прогрессивное чело вечество на фактах убедилось в том, что во главе Китайской Народной Республики стоят истинные поборники национального прогресса, международного мира и дружбы народов. Восстановление всех законных прав Китайской Народной Республики — неотложная международная задача на сов ременном этапе. (Аплодисменты). Важнейшим условием укрепления мира является создание прочных, устойчивых гарантий безопасности в Европе. Речь идёт именно о прочных, устойчивых гарантиях безопасности, ибо за первую половину XX века земля Европы слишком обильно полита кровью сынов европейских наро дов. Европейские народы не хотят, не мо гу т допустить и не допустят того, чтобы и в дальнейшем каждые двадцать лет Ев ропа превращалась в арену кровопролития и разрушений. За океаном среди определенных кругов стало признаком хорошего тона третировать Европу; она-де смертельно больна, пребы вает в закате и единственным средством ее исцеления будто бы является отказ мно гих европейских государств от националь ного суверенитета. Величайшим извраще нием правды является модная, с позволе ния сказать, теория, по которой эпоха су веренных государств якобы прошла. Нет, эпоха суверенных государств не прошла. Она находится в расцвете. И всякий, кто поднимает ру ку на государственный суве ренитет европейских стран, кто пытается перекроить на свой лад исторически сло жившуюся и исторически оправданную систему государств Европы,— создаёт у г розу жизненным интересам европейской безопасности. Советский Союз придаёт первостепенное значение укреплению европейской безопас ности. Любое европейское государство, ко торое стремится к той же цели, может рассчитывать на прочную дружбу Совет ского Союза, на искреннее понимание Сво их национальных нужд. Европейская безопасность может стать реальностью только ка к коллективная безопасность суверенных государств Евро пы. Нас пытаются, однако, уверить, будто существует другой путь обеспечения евро пейской безопасности. Какой? Оказывает ся, возрождение германского милитаризма и создание военного блока в составе За падной Германии, Франции, Италии, Бель гии, Голландии и Люксембурга. Можно ли представить себе более кощунственное от ношение к кровным интересам европей ских народов? В самом деле, что помешает германским милитаристам прибрать к ру кам всю Западную Европу, если они не только получат огромные субсидии на раз вертывание своих вооруженных сил, но и фактически будут управлять вооруженны ми силами Франции, Италии и других стран названного военного блока. Неужели этому помешают векселя, выдаваемые боннскими политиками, которые ныне вы ступают в роли сторонников «объединен ной Европы»? Но кому неизвестно, что гитлеровские планы порабощения евро пейских народов также предусматривали «объединение» Европы вокруг «стального ядра германской империи». Заведомым обманом являются разговоры, будто под крышей «европейского оборони тельного сообщества» германский милита ризм мирно уживется с Францией, которая должна лишиться своих национальных во оружённых сил. На деле же Францию хо тят выдать с головой в руки западногер манских реваншистов. С чего начали не мецкие фашисты, развязывая на Западе вторую мировую войну? Они обрушились на Данию, Голландию,Бельгию и Францию. Я теперь организаторы «европейского обо ронительного сообщества» ведут западно- германских милитаристов по тому же марш руту. Германский милитаризм не смог закрепить военным путём порабощение Франции. Ныне создатели «европейского оборонительного сообщества» намерены без войны принести германским реваншистам победу над Францией. Краеугольный камень послевоенной ев ропейской безопасности был заложен в ре зультате заключения англо-советского до говора в 0 4 2 году и франко-советского договора в 1944 году. Эти .документы скреплены кровью лучших сынов советско го, английского и французского народов. Теперь организаторы «европейского оборо нительного сообщества» вознамерились по дорвать реальное значение англо-совет ского и франко-советского договоров. Разве не сплошным лицемерием после этого являются разговоры, будто «европей ское оборонительное сообщество» создается в мирных, а не в агрессивных целях. Кто возрождает германский милитаризм, тот имеет в виду не интересы укрепления мира, а наоборот, подрыв европейской безопасности, подготовку новой войны. Советское правительство глубоко увере но в том, что внесенное им на Берлинском совещании предложение о заключении Об щеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе может послужить основой для действительного решения про блемы европейской безопасности. Приня тие советского предложения отвечает ко ренным интересам укрепления мира в Ев ропе, отвечает национальным интересам европейских народов. Это в равной мере относится и к германскому народу. Обще европейский договор о коллективной безопасности явился бы и прочной гаран тией безопасности Германии. В то время ка к агрессивные круги стремятся закре- | пить раскол Германии, превратить Запад ную Германию в новый очаг войны, Обще европейский договор о коллективной без опасности способствовал бы восстановл - нию национального единства немецкого народа и преобразованию Германии в ми ролюбивое демократическое государство. У нас нет стремления изолировать Со единённые Штаты Америки от Европы. Мы не видим препятствий к тому, чтобы под Общеевропейским договором о коллек тивной безопасности в Европе стояла так же подпись правительства Соединенных Штатов Америки. В свою очередь, Совет ское правительство изъявило готовность вступить в переговоры об участии в «Ор ганизации Северо-атлантического догово ра» при соответствующих условиях. Внешняя политика Советского Союза последовательна и неизменна. Перед лицом всего человечества Советское правитель ство выдвинуло и отстаивает, предложе ния, осуществление которых смогло бьт создать гарантии прочного мира и безопас ности народов. Советская политика укрепления мира исходит из того, что в современных усло виях именно мирное сотрудничество госу дарств, независимо от их общественного устройства, должно и может определять развитие международных отношений, долж но и может обеспечивать дальнейшее про грессивное ослабление международной на пряжённости. Что же требуется для успешного претво рения в жизнь мирного сотрудничества? Для этого со стороны соответствующих го сударств требуется прежде всего — взаим ное желание сотрудничать на основе соблю дения принципа равноправия и невмеша тельства во внутренние дела других госу дарств, и безусловное выполнение приня тых на себя обязательств. Мы придерживаемся той позиции, что в нынешней обстановке, при наличии доб рой воли заинтересованных сторон и их го товности учитывать взаимные интересы, спорные и нерешенные международные вопросы должны и могут быть решены в интересах укрепления мира. Все друзья и поборники мира могут быть уверены в том, что Советский Союз и впредь будет проводить политику у к репления мира и дружбы между. народа ми. (Продолжительные аплодисменты). Товарищи! Выборы депутатов в Верхов ный Совет СССР явились новым замеча тельным -выражением силы и крепости на шего многонационального социалистиче ского государства, подлинно братской дружбы всех народов Советского Союза, нерушимого союза рабочего класса с крестьянством. Выборы ещё раз показали, что наша партия пользуется безраздель ным доверием всего советского народа. (Продолжительные аплодисменты). На опыте полувековой истории народ убедил ся в том, что его родная Коммунистиче ская партия, выросшая и закалённая в боях под руководством гениального вождя и учителя трудящихся — бессмертного Денина и его соратника великого Сталина, стойко п верно служит народу. (Продол жительные аплодисменты). / Вооруженная ясным пониманием задач, стоящих перед страной ка к в области внут ренней, так и внешней политики, возглав ляя великий творческий подъём советских людей, Коммунистическая партия ведет на шу страну от победы к победе, к торжест ву дела коммунизма. (Бурные, продолжи тельные аплодисменты, переходящие в овацию. Бее встают). Киевский комбикормовый завод ежесу точно вырабатывает около 500 тонн рас сыпных и брикетированных полнорацион ных кормов для животноводческих совхо зов Украины, РСФСР, Белоруссии и дру гих республик. Став на трудовую вахту в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, коллектив предприятия обя зался к концу года дать сверх плана свы ше 2 тысяч тонн кормов. Свои обязатель ства рабочие завода успешно выполняют. На снимке: механизированная погрузка рассыпных комбикормов в железнодорож ные вагоны. Фото М. Мельника (ТАСС). Агитбригады на весеннем севе В работе Чернавского районного Дома культуры существует хорошая тради ция — периодически выезжать е концер тами и лекциями в отдаленные колхозы района. При Доме культуры создана агат- бригада, в составе которой — работники Дома культуры , райкома партии и райко ма комсомола, районного отдела культуры и районной библиотеки. За год бригада 54 раза выезжала в колхозы. Прочитано 42 лекции, дано 53 концерта. В програм мы концертов входят номера художествен ного чтения, хоровое и сольное пение, пляски. Особенно активизировалась работа агит бригады в период весенне-полевых работ. Члены агитбригады не ограничиваются соб ственными выступлениями, они оказы вают помощь работникам сельских куль турно-просветительных учреждений. А ги т бригада помогает в выпуске колхозных стенных газет, «боевых листков», в оформ лении «досок почета», будок тракторных бригад. По примеру районного Дома культуры агитбригады создаются и при сельских клубах и избах-читальнях. Уже выступали перед колхозниками отдаленных трактор ных и полеводческих бригад колхозов своих сельсоветов агитбригады Пятницкой, Ра- венской и Никольской изб-читален. Неко торые агитбригады выступили перед кол хозниками других сельсоветов. В.------------------------МИХАИЛОВ. ------------< > . Успех строителей Камской ГЭС МОЛОТОВ, 27 апреля (ТАСС).— Строи тели Камского гидроузла добились нового производственного успеха. Вчера они до срочно выполнили апрельский план строи тельно-монтажных работ. Задание четы рёх месяцев коллектив завершил ещё в первой декаде месяца. ВСЕ ЛИ ГОТОВО К ПОСАДКЕ КАРТОФЕЛЯ? Разговоры вместо практинеских дел В феврале этого года главный агроном Шовекой МТС, Трубетчинского района, т. Пархоменко почти две недели провел на семинаре, изучая передовые приемы агро техники и, в особенности, квадратно-гнез довой способ посадки картофеля и посева других пропашных культур. Однако, воз вратясь з семинара, т. Пархоменко не про вел на тему о квадратно-гнездовом методе посадки картофеля ни одного семинара или беседы с агрономами, работающими в колхозах. Он перепоручил это дело агрэно- яу-плановику т. Елизарьеву, который не смог ка к следует организовать семинар и практическую учебу по посадке картофеля под плуг и культиватор. Не нашел времени т . Пархоменко побы вать даже в колхозе «1 Мая», который расположен рядом с усадьбой МТС. Предсе датель правления т. Чугунов и агроном т. Викулина неоднократно просили его провести занятия с картофелеводами, но не добились этого. Шовская МТС получает картофелепоса дочную машину «СКТ-4». Естественно, что одной машиной не посадишь все четыреста гектаров картофеля в колхозах зоны. Зна чит, давно пора бы позаботиться о том, что бы заранее научить трактористов и колхоз ников посадке картофеля квадратно-гнездо вым способом под плуг и культиватор. Но об этом не заботятся ни т. Пархоменко, ни директор станции т. Широков. Для тракто ристов, всю зиму работавших в мастерских МТС, т. Пархоменко не мог организовать ни одной беседы о новом методе посадки и вы ращивания пропашных культур. Наступает время посадки картофеля, но ни трактористы, ни бригадиры тракторных бригад не знают, на ка ких машинах они будут возделывать картофель, овощи и дру гие пропашные культуры . В большинстве колхозов зоны МТС до сих пор колхозники не обучены новому методу посадки и посева пропашных культур. Ка к думают руково дители Шовекой МТС внедрять в производ ство этот новый прогрессивный агротехни ческий прием,— неизвестно. Вопреки требованиям партии и прави тельства, руководители МТС планируют вести посадку картофеля в ряде колхозов рядовым способом. Это предусматривается даже договорами МТС с колхозами. Как вид но, т. Широков и другие руководящие ра ботники МТС не делают выводов из уроков прошлого года, когда колхозы зоны собрали, лишь по 40— 50 центнеров картофеля с гектара. По плану колхозы зоны Трубетчинской МТС должны посадить 470 гектаров карто феля. Договорами, заключенными машинно- тракторной станцией с колхозами, преду смотрена посадка лишь 100 гектаров квад ратно-гнездовым способом. На остальной площади посадка планируется по-старинке, под соху. Исходя из заниженных планов квадрат но-гнездовой посадки, в МТС изготовляют 26 конных маркеров. Но колхозники не зна ют, к а к пользоваться маркерами. Отдельные специалисты не придают серьезного значения внедрению передовых приемов в производство. Например, агро ном-плановик МТС т. Карлин говорит: — А чего тут сложного—сажать ввад- ратно-гнездотым способом? Придет время— научатся. Вот составим производственные задания бригадам, вручим их бригадирам, и все будут знать, на ка ки х машинах и кто будет сажать картофель. Так же благодушно настроена и главный агроном станции т. Скоморохова. Она, по добно т. Пархоменко, за всю зиму ни разу не побеседовала с трактористами о квадрат но-гнездовом методе посадки картофеля. А это приводит в плачевным результатам. ...На усадьбе МТС трактористы бригады т. Печенкина ремонтируют последний тра к тор. Они еще не знают, кто из них будет работать на посадке картофеля, ка к следу ет делать квадраты, плугом или культива тором. Тракторист т. Печенкин говорит: — Агрономы подскажут, к а к садить картофель. Вся зима в Трубетчинском районе про шла по существу лишь в разговорах о пользе внедрения передовых методов. Практически же здесь сделано очень мало. Правда, райком партии за последнее вре мя организовал для руководителей колхо зов, бригадиров тракторных и полеводче ских бригад несколько лекций старшего агронома совхоза «Трубетчинский» т. Коз ловского. В Куйманекой МТС проведено несколько занятий е агрономами, бригади рами полеводческих бригад. И это, пожа луй, все. Еще хуже в районе подготовились к посадке овощей. Лишь в двух сельхозар телях зоны Трубетчинской МТС— «Свобод ный сокол» и «Красный луч» изготовле но небольшое .количество торфоперегной ных горшочков. В большинстве же арте лей ограничились одними разговорами о пользе выращивания рассады капусты и помидоров в торфоперегнойных горшоч ках. Отдельные руководители колхозов рас считывают, видимо, сократить, а не рас ширить площади посадки картофеля. Только этим можно объяснить беспечное отношение их к заготовке семян карто феля. В колхозе имени Сталина недоста ет 500 центнеров семенного картофеля, в колхозе имени Калинина— свыше 800 , а всего по семи колхозам зоны Трубетчин ской МТС— 3830 центнеров. В колхозах зоны Куйманекой МТС не хватает 5400 центнеров семян. Не лучше положение и в зоне Шовекой МТС. Что же предпринимают руководители района, чтобы изжить недостатки? Они все еще пытаются сделать это путем про ведения заседаний и составления дирек тив. Секретари и инструкторы райкома партии по зонам МТС мало еще ведут ор ганизаторской работы в колхозах, слабо борются за внедрение передовых приемов и методов. Опыт колхоза «Красный луч», где благодаря применению квадратно- гнездовой посадки картофеля получают высокий урожай, пропагандируется в районе слабо. И. БЛАНДОВЦЕВ, редактор районной газеты. Шесть специальностей Николая Усенко Николай Усенко является лучшим ком байнером Хмелинецкого совхоза, Задонского района. Отлично овладев машиной, он еже годно перевыполняет производственные за дания, выходит победителем в соревнова нии комбайнеров совхоза. Зцатный механизатор овладел дополни тельными специальностями — тракториста, автомоториста, шофера. В последнее время он освоил еще кузнечное и слесарное дело. Тов. Усенко умело совмещает свои про фессии. В зимний период он работал на ре монте машинно-тракторного парка, сейчас трудится на весеннем севе в отделении имени Кирова. Механизатор и здесь не уступает первенства. На бороновании зяби и севе зерновых культур он ежедневно вы полняет по полторы нормы. На его тракто ре с первых дней полевых работ развевает ся красный флажок. А. ПРОКОФЬЕВ. О жизненной правде в театре Когда смотришь в Липецком драматиче ском театре пьесу А. Салынского «Опас ный спутни ку , то невольно приходит мысль, что между знанием принципов си стемы Станиславского и практическим использованием этих принципов в реше нии конкретных творческих задач иногда бывает «дистанция огромного размера». Нет оснований сомневаться в том, что режиссура театра понимает разницу меж ду «искусством представления» и «искус ством переживания» и что ей, тем более, отлично известно, что Станиславский на зывал «ремесленничеством». И все же спектакль «Опасный спутник» демонст рирует нам забвение важнейших принци пов театральной науки. Пьеса А. Салынского дает интересный материал театру — в ней есть серьезные жизненные конфликты и достаточно вы пуклые, типизированные характеры. Те атру надо было показать духовное богат ство советских людей, высокий мораль ный облик нашего современника и рас крыть реальную опасность, которая угро жает нашему обществу со стороны всяко го рода замаскировавшихся «опасных спутников». Пьеса не богата внешними событиями. В ее центре — борьба характеров, раскры вающая социальный конфликт. Этот кон фликт вызван тем, что в советском обще стве еще встречаются морально-разложив- шиеся люди, перерожденцы, трусы, пре датели, которым некоторое -время удается скрывать свое настоящее лицо. Борьба Селехова и Корчемного — цен тральная линия развития действия, ос новной конфликт пьесы, «сверхзадача» енектаыя. Верное понимание того, где лежит настоящий конфликт пьесы, опре делило бы звучание всего спектакля и каждого образа в отдельности. Но режиссер Г. Я. Назарковский не су мел рассмотреть центрального конфликта и увел коллектив к решению второстепен ных вопросов. Это наложило отпечаток на весь спектакль, в котором были сглаже ны, смягчены все острые углы, упроще ны образы и правда жизни заменена «правдоподобием». Обратимся к фактам. Наиболее сложным для актера являет ся, конечно, образ Корчемного. В начале пьесы— это энергичный, яркий, сильны ^ человек, вызывающий симпатии. Он хо чет «войти в науку с чем-то большим и проблемным», он требует смелости в про ведении опытов, зовет к дерзанию и бла городному риску. Эти черты объясняют нам, почему умная и тонко Чувствующая Дина полюбила Корчемного. Но. вот Селехов и Корчемный готовятся к • подземному испытанию аппаратуры. Требуется выдержка, мужество, готов ность к подвигу. И здесь впервые прояв ляются фальшивые нотки в поведения Корчемного. Мы еще не знаем их причи ны и глубины, но они уже настораживают зрителя, который хочет знать, кто же такой Корчемный. Даже после взрыва в шахте личность его остается невыяснен ной, так ка к он продолжает искусно и г рать порядочного человека. И лишь в кон це пьесы, когда с Корчемного спадает маска, мы убеждаемся, что перед нами не случайная ошибка, не просто трусость, а давно зревшее предательство, о чем го ворит и «философия» этого человека-не- видимки. Разоблачение Корчемного лишь в кон це пьесы должно было бы подчеркнуть трудность распознания «опасных спут ников» и создать в зрительном зале ат мосферу настороженности, желание зорче всматриваться в жизнь. Таков замысел автора. Но артист Б. П. Олехнович уже с пер вого выхода, что называется, выдает Кор чемного с головой, аттестует его ка к фальшивого человека. И кажется стран ным, что люди, окружающие Корчемного, не видят того, что отлично видно и по нятно зрителю. Непонимание режиссером места этого об раза в пьесе, его внутренней природы при вело к ослаблению основного конфликта спектакля и к тому, что любовный кон фликт занял центральное место. Глядя на игру Олехновича, можно подумать, что вся цель жизни Корчемного завоевать Дину,— так настойчиво, бесцеремонно и откровенно решает актер эту задачу, так «темпераментно» мечется он по сцене, изображая какую -то условную «демони ческую» фигуру. Став на путь выявле ния ложно понятой идеи, утратив жиз ненную правду, актер, естественно, не смог передать внутреннего мира, гнилой сущности «опасного спутника». Порочность режиссерской трактовки об раза Корчемного определила и все осталь ные стороны спектакля. Так, в первом акте образ Селехова рас крывается актером М. Н. Соболевым в со ответствии с замыслом автора, намечены были верные черты характера. Но ввиду того, что линия борьбы Селехов— Корчем ный не получила полноценного раскры тия, актер увлекся любовными пережива ниями, и финальная сцена в больнице, одна из наиболее ответственных, не по лучила художественного оправдания и не прозвучала ка к страстное обличение тру сости и предательства. Дина Богданова в пьесе— сложный об раз. Она искренне привязана к Селехову и привыкла считать себя его невестой, но сердце ее оставалось спокойным. И когда появился Корчемный со смелыми замыс лами, яркий и пылкий, Дина полюбила его всеми силами души. Но разрыв ее с Селеховым драматичен. Она водь знает, что Селехов остается верен своему чув ству. Предательство Корчемного глубоко по трясает Дину. Вначале она не верит фак там, потом начинает сомневаться, надеет ся, что он «может быть не виноват» и страстно ищет подтверждения этого, и лишь в конце, убедившись в подлости Корчемного, она гневно бросает ему: «пре датель!». Актриса Р. И. Светинекая довольно у п рощенно поняла свою задачу. Ее Дина сразу же, резко, без внутренней борьбы отвергает Селехова и влюбляется в Кор чемного. Когда же Дина— Светинекая увидела фальшь в его поведении, она так же прямолинейно, без колебании й пе реживании оставляет его. Это упрощен чество тем более досадно, что актриса на метила в этом образе ряд живых, правди вых черт. Режиссер и здесь пошел по ли нии ослабления конфликта, схематизации образа и не помог актрисе понять ее за дачу. Своеобразен в пьесе образ Марии Лагу новой. По драматургическому материалу, он мог бы вырасти в один из централь ных образов спектакля. Под суровой сдержанностью Лагуновой должно чувствоваться горячее и верное сердце. В ней хотелось бы видеть челове ка, готового на самоотверженный посту пок, способного вынести бури и разочаро вания, и все это без кри ка и жалоб, к а к боец на поле боя. Надо помнить, что имен но Мария раньше других оценила Селехо ва и поняла Корчемного. Актриса А. Д. Пшеничная рисует Ма рию однолинейно, только к а к женщину, страдающую от неразделенной любви. Тем самым образ Марии выпадает из ос новного конфликта. Постоянное стремление режиссера к притуплению конфликта, к снижению драматического напряжения нашло свое крайнее выражение в трактовке таких образов ка к Конышков, Ася, Матвейкин. По замыслу автора они должны вно сить в жизнь ту увлеченность героикой и романтикой труда, тот неподдельный аромат юности, нравственного здоровья и счастья, которые свойственны нашей молодежи. Они понимают значение для страны открытого Селиховым нового спо соба борьбы с метаном, глубоко взволно ваны ходом испытания приборов и ис кренне переживают, когда узнают о ка тастрофе на шахте. Таково и х значение в пьесе. Но совершенно другой оказалась их роль в спектакле. Конышков (арт. М. М. Ермаков) пре вращен в некую буффонную фигуру и изо всех сил пытается рассмешить зрителей всякими «комическими» трюками. Актриса Л. А. Савченко показывает Асю ка к человека бездумного, легкомыс ленного, лишенного какой-либо внутрен ней привлекательности, но «обаятельно го» внешне. Режиссер освободил Асю и Конышкова от серьезного участия в конфликте. Более того, в самую напряженную минуту, ко г да решается судьба большого дела, под вергаются смертельной опасности люди, Ася и Конышков разыгрывают какую -то водевильную сценку с поцелуями и объяс нениями в любви. В том же поверхностно-юмористическом плане разрешен актером С. А. Заболотни- ковым образ Матвейкина. И лишь актеру М. С. Селянину в роли проф. Белышева удалось уйти от схемы и штампа и создать правдивый образ. Где же причина творческой неудачи « / коллектива театра? Нам кажется, что причина не только в недостаточной профессиональной выучке отдельных актеров, но, прежде всего, в плохом знании режиссером и актерами той жизни, которую они взялись воспро изводить на сцене. Образы пьесы и ее идея не были насы щены наблюдениями и впечатлениями са мой действительности. Н здесь вина, в первую очередь, ре-1 жиссера, который должен был не только верно понять «сверхзадачу» спектакля, но и раскрыть ее актерам и направить их на поиски нужны х сценических форм. Надо сказать, что тот же ремесленниче ский подход, отсутствие жизненной прав ды характерны и для оформления спектак- <, ля, выполненного художником А. Ф. Бо- былкиным. Декорации не помогают рас- ' крытию идеи пьесы и органически с ней не связаны. Например, скамеечка в пер вом акте играет роль той пресловутой «печки», около которой совершаются все события, завязываются новые узлы от ношений, льются слезы, произносятся напыщенные декламации и пр. В самом выполнении декораций видна небреж ность и равнодушие, отсутствие вкуса и, главное, ясного понимания задачи. Постановка «Опасного спутника» долж на быть глубоко проанализирована теат ром; из нее надо сделать принципиальные выводы и среди них основной — о необ ходимости глубокого изучения жизни, отображаемой на сцене, без чего не может быть творческой работы в искусстве те атра. А. ДУНАЕВ, А. ОБРАЗЦОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz