Ленинские заветы.1961г.(с.Доброе)
Л Е Н И Н С К И Е З А В Е Т Ы 14 ноября 1961 ГоаАЛа 139 (3165) В западне Началась эта история семна дцать лет назад. Тимофей Сергее вич Хрючкин работал в то время в Ольшанце. Здесь познакомился он с Марией Петровной Раковой. Впрочем, это было давно, и Тимо фей Сергеевич тогда был еще про сто Тимофеем, а Марию Петровну все звали Машей. Знакомство было недолгим. Не сдержал свою клятву Тимофей, уехал в город. Плакала, билась го ловой об стол забытая женщина, потом как будто успокоилась. Ко гда родился сын, назвала его Ва нюшей. Ванюшка рос смышленым, сооб разительным мальчишкой. Пришел срок, начал ходить в школу. Чи тать научился быстро и, как бы вает с мальчишками, сразу влю бился в печатные строки, в доб- ры;^ героев книжек. Однажды он увидел в сундуке бабушки толстую книгу в корич невых древних обложках. Взял обеими руками — тяжелая . Рас- крь^л и удивился: буквы странные, ест 1 > совсем непохожие на алф а витные. — Что это? — спросил бабуш ку- ,^.( — Это, внучек,—ответила она,— божья книга. Про святых, про де ла Росподние. Умные люди ее на писали. Почитал бы ты, а? Д о этого Ванюшка слышал о боге, ангеле, чертях, но не прида вал бабкиным рассказам особого значения. Теперь их смысл изме нился. Он сам стал читать в кни гах о ссвятых» чудесах, о заман чивом рае и страшном аде. Раз написано в книге — значит верно. А бабушкД радовалась. - г Хороший ты МОЙ1 Вот, ви дишь, все постиг. А товарищам нс дано. Особый ты, богу понрави- лас|> душенька чистая твоя... Однажды зимним вечером при шла в дом закутанная в темную шаЛь старуха, перекрестилась и зашептала: Религии — ни одного человека! П Р Е С Т У П Л Е Н И Е Б Е З Н А К А З А Н И Я — Пелагея скончалась. Ты бы почитал над усопшей-то. ...Всю ночь в избе трещали све чи. Долго голосили родные П ела геи. Потом и они устали, уснули, кто где. А мальчишка все читзл непонятный текст псалтыря. Ут ром, когда чтение кончилось, все начали его благодарить, кто-то по ложил в карман деньги... — Вот видишь, и ты стал зар а батывать. Спасибо, сынок, спаси бо! — горячо шептала мать дома. Псалтырь пришлось читать все чаще и чаще. Кто знает, может быть, Ванюш ка вышел бы из-под власти стра ха, но помешала одна неприятная неожиданность. Он все время счи тал, что живут они втроем: мать, бабушка и он. И вдруг узнал, что есть у него, отец, живет в Задон- ске, работает на сушильном заво де. Кто он? Почему не живет с ними? Может быть, он хороший человек, может, он все знает, все объяснит?.. И Ванюшка тайком пошел к от цу. Понес все свои сомнения и на дежды. Шел за правдой, настоя щей, большой, которая должна была изменить жизнь, убить псе страхи и кошмары. У Тимофея Сергеевича был в тот раз обычный рабочий день. В бухгалтерии, стуча костяшка.мн, он подсчитывал доходы и расходы завода. — К тебе, Сергеич, — позвал его рабочий. — Иди. Хрючкин оделся, вышел. У про ходной его ждал подросток, как две капли воды, похожий на него. — Сын, видать. Ишь, как выли тый, никакой тебе тут документа ции не надо 1 — сказал рабочий. Первый раз увидел Тимофей Сергеевич своего сына, первый раз за долгие пятнадцать лет. «Мой, точно. А что я скажу ему?..» А Ванюшка глядел на отца во все ждал от него СОВЕТСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КУБА Группа молодых мвханизйторо» и агрономов, прибывшая из СССР, работает в народном имении .Иван Родригес' (провинция Орьенте). Они рассказывают кубинским крестьянам о достиже ниях советских колхозов, делятся своим опытом а знаниями. На еаиийв: советские и кубинские друзья. Фото Пренса Литина, Скоро тяраж-^приобретайте билеты! Последний розыгрыш выигры шей по лотерейным билетам оказался удачным для многих граждан района. Например, прачка Ратчинской больницы Л. Ф. Колпакова, счетовод- кассир Борисовского сельсове та И. Ф. Ланских выиграли швейные машины, жительница Борнсовки Е. А. Суханова— шерстяное одеяло стоимостью в 26 рублей. На многие лоте рейные билеты выпали такие выигрыши, ка к электрические бритвы и утюги, ковровые до рожки и другие ценные вещи. Всего сберкасса выплатила владельцам билетов 1.600 руб лей. Оплата выигрышей про должается. 7 декабря состоится очеред ной розыгрыш выигрышей по денежно-вещевой лотерее (чет вертого выпуска). Приобретай те билеты! Н . Н а б а и о в а | заведующая сберкассой. глаза. Ждал! — Здравствуй! — произнес, на конец, Тимофей Сергеевич. — К а жется, Иваном звать-то? — Иваном. — Что ж, пойдем домой, пого ворим. Беседа была недолгой. — Вот что, Ваня... Семья у ме ня, дети, — сказал отец. — Так что... значит, все. Вот возьми... деньги тут. Больше отца не было. Вскоре умерла мать. В эту ночь Ванюшка не .мог читать псалтырь. Его заменили монашки. После по хорон они стали приглашать на божного мальчишку на свои сбо рища. Особенно усердствовали Матрена Базыкина и Ефимия Фо мина. Монашки давали ему чи тать религиозные книги, журналы. Они сознательно стали распускать слухи о «святости», «непорочно сти» «раба божьего Ивана». Да , им льстило, что мальчишка ока зался в их руках. Неважно, что будет с ним самим. Богомольные эгоистичные девы заботились толь ко о себе: трагедией Ванюшки Р а кова они поднимали в глазах суе верных односельчан свой автори тет, укрепляли веру, а заодно и свои доходы. Ванюшка сам не мог понять, ка кую неблаговидную роль застав ляют его играть корыстолюбивые старухи. И никто не подсказал ему этого вовремя. Только потом, когда монашки отвели его в З а донскую церковь и «сдали на ру ки» попам, учителя Калабинской средней школы встревожились. Как, Раков Иван ходит в цер ковь? Этот дисциплинированный, трудолюбивый, умный мальчишка? Не может быть! Какое-то заблуж дение. Попробуем на всякий слу чай, испытать... Ванюшку «вовлекли» в химиче ский кружок. Потом предложили на вечере проделать химические опыты, опровергающие религиоз ные «чудеса». Ванюшка не отка зался. Все исполнил старательно. Решили провести еще «меропри ятие». Наметили антирелигиозный вечер. Дали тему для доклада и Ракову. Он снова не отказался. Подготовился и выступил не хуже других, Потом в село приехал секретарь райкома комсомо.та Иван Востри ков. Поговорил на перемене с Р а ковым, пригласил в райком. — Вот что, Иван, — сказал ему в райкоме, — поступай в наш тех никум механизации и электрифи кации. Знаю, трудно тебе. Помо жем. Без экзаменов поступишь. Стипендию будешь получать, де сять рублей пособия в месяц, про дукты с учхоза. Ванюшка молчал. — Ну как? Согласен? — Можно я подумаю, Иван Фе дорович... — Что ж, подумай. Дело стоя щее. В люди выйдешь, будешь че стно работать... Секретарь райкома сумел уви деть главное, нашел верный вы ход. Но он был слишком лобовым для Ванюшки. Ему надо было помочь разобраться в самом себе, отрешиться от заблуждений. «Святые отцы» пришли в ярость, когда Ванюшка рассказал, зачем его вызывали в райком. — Дьявол смущает тебя! Укреп ляй душу от соблазна нечести вых! — завопили они. Церковни ки почувствовали, что из их рук едва не ушла добыча. Сто самых богомольных старух они не про меняли бы на маленького «свято го», который стал делать бизнес для церкви, вербовать в нее но вую «паству». А главное — в дру гом. Они подготовят Ракова в ду ховную академию, сам архиепис коп спасибо скажет «святому от цу», а то и чином пожалует. Шут ка ли, какая перспектива! Ванюшка снова не мог понять, что его грубо обманывают. Блеск позолоченных икон, свечей, попов- ответ.!. 1 ских риз ослепил его, он не мог ' разглядеть, что этот блеск — фальшь, что здесь, в церкви, пред приимчивые «пастыри» ловко втридорога торгуют «кровью» и «телом» Христа, что сами они аб солютно не верят в то, что пропо ведуют неграмотным старуха.м, а потому бесстыдно лгут, лгут, лгут. Впрочем, я не хочу, Ванюшка, читать тебе мораль. Лучше рас скажу о твоем товарище, который, как и ты, шел по ложной тропин ке, но вовремя остановился и по рвал цепи черной лжи. Б е г с т в о и з т ь м ы Рано умерла мать у Славки Л у нева. Жили они в Добром. Отец- алкоголик перестал уделять вни мание осиротевшим детям. Взяла их к себе религиозная бабушка. Нет смысла подробно рассказы вать, как родилась у Славки вера в бога. Все началось с бабкиных сказок... Славка тоже научился читать псалтырь и отпевал покой ников. Только ему было еще ху же, чем Ванюшке Ракову. Утром приходил пьяный отец и рычал: — Где деньги, щенок? Если денег не было, отец жесто ко бил. Соседи заступались. По том определили Славку в Кривец- кий детский дом. Здесь жизнь Славке понравилась. Он перестал ходить к монашкам и «отцу» Ва силию, который два года приоб щал его к «божьим» делам, уво лил от настоящего мира. Но вскоре мальчишки узнали, что Славка верит в бога, начали дразнить, перестали водить с ним дружбу. Вскоре Славку определили в З а донский детский дом № 3. Учеба давалась ему легко. Любил он ли тературу, книги читал запоем, д а же после отбоя, тайком. Воспита тели беседовали с ним о прочи танных книгах, чутко, умело разъ ясняли суть религиозных сказок. Но беда ждала Славку. Осенью 1958 года Славка опять встретил монашек, на этот раз задонских, городских. Монашки послали Славку в село Ржевец отнести письмо тамошним сектантам. Пос ле уроков, никому не сказав ни слова, Славка отправился в путь. Его хватились, стали искать, по слали машину в Доброе. В ночь поднялась метель, уда рил .мороз. Никто из воспитателей детского дома не спал. Утром тре вожно зазвонил телефон. Звонили из больницы, просили срочно при ехать. Славке Луневу плохо. ...По рассказам Славки, а боль ше по его следам, удалось восста новить жуткую картину этой ночи. Славка даже не знал точно до рогу. Шел наугад. Он не успел пройти и половину пути, как ста ло темнеть. Повалили хлопья сне га, потом хлопья стали колючими от мороза. Кругом было поле. Ку да пойдешь? А ветер крепчал, бросал в лицо пригоршни резкого ледяного снега. Ноги стали мерз нуть. Славка не помнит, сколько шел, кажется, очень и очень долго, по ка не увидел сквозь сплошную стену снега черную гору. Лес! Точно лес!.. Зашел за деревья, ве тер стал не таким сильным и жгу чим. Но идти сил не было. При слонился спиной к толстой сосне с подветренной стороны и словно прирос к ней. Вдруг вздрогнул, очнулся от з а бытья. В завываниях бури он раз личил какие-то новые, жуткие но ты: у-у-о-о-у-у... Тонко, призывно. «Волки!» — догадался Славка. Стало жарко. Не раздумывая, об хватил руками сосну, подтянулся, сорвался и снова стал карабкать ся. Взобрался. Пальцы его мерт вой хваткой вцепились в дерево. А ноги коченели все больше и больше. Бешено колотилось серд це. «Замерзну! — кольнула отча янная мысль. — Замерзну на этом дереве. Ноги...» Тогда он с трудом .мерзлыми пальцами распахнул пальто, разорвал лыжную куртку, снял ботинки и обмотал теплыми кусками материи ноги. Они согре лись. Потом снова холод добрался до них. В это вре.мя до слуха донеслось гудение. Кажется, машина? Вот и голоса слышно. Люди! Живые люди с машиной! Спасение!! — Эге-ге-гей! — крикнул что было сил Славка и рванулся вниз. Прыгнул в снег. Вспомнил, что не взял ботинки, но возвращаться было некогда. По колено в снегу побежал туда, где были люди. Не ожиданно под ногами не стало !смли, и он, взмахнув руками, по летел в глубокий овраг. Когда очнулся, ощупал ноги. Целы! Только слабо чувствуют прикосно вения, застыли, и обмоток нет. На четвереньках выбрался из оврага и пополз туда, где была машина. Но ничего уже не было слышно. Он все полз. Утром его нашли в скирде кол хозники, те самые, что приезжали за соломой вечером. Много передумал Славка в больничной палате. Обморозился сильно, хоть и не пришлось ампу тировать ноги. Последнего больше всего боялся. Но врачи постара лись. Так где же правда? Он шел за ней к богу, а что получилось? Как же это? Страшная ночь перевернула всю душу, открыла глаза. В палату к нему приходили воспитатели, директор, одноклассники. Впро чем, о религии разговоров больше не было. Они стали лишними пос ле той ночи. Сейчас Вячеслав Лунев учится на первом курсе геолого-разведоч ного техникума в Старом Осколе Белгородской области. Вот отрыв ки из его последного письма ди ректору детского дома: «Дорогой Алексей Владимирович! Учусь я хорошо. Здесь так интересно! Здо рово просто! Только вот скучаю по вас, по ребятам. Помните, как убирали картошку? Солнце сади лось, закат был красивый-краси- ыый. И песни мы пели. И костер был... Как-нибудь к вам приеду. Обязательно приеду, Алексеи Вла димирович. Я очень и очень благо дарен вам, всем воспитателям и ребятам тоже. Спасибо!...». Ба ШальнвЯа Село Ольшанец — Задонск. ♦ ♦ * ОТ РЕДАКЦИИ : Что добавить к этому письму.-* Вышел человек на верную дорогу. И он будет счастлив. Хорошо! Спасибо всем, кто помог ему. Но разве это все? А что сказать людям, которые продолжают духовно истязать Ва нюшку Ракова, которые физически чуть не убили Славку Лунева? Они живут, они ищут новых жертв. .Хочется верить, что Ва нюшка Раков поймет, кто его друзья и враги, станет настоящим гражданином. Но преступление уже совершено и, как всякое пре ступление, оно должно быть на казано. В уголовном кодексе нет прямой статьи, карающей воинст вующих церковников и разного рода религиозных фанатиков. Цер ковь отделена от государства. Мы гуманны, мы уважае.м свободу ве роисповедания. Но кто дал право силой приобщать к религии детей, калечить их души? Сейчас, как никогда, дико, что рядом с нами корыстолюбивые люди, монашки сел Доброе, Оль шанец, священники Задонской церкви яро воспитывают подрост ков в духе религиозных догм, ис пользуя для этого все — и ложь и запугивание, и случайные труд ности. Такое нельзя прощать. Об щественность должна гневно осу дить «пастырей» за их далеко не «святые дела». Дети всегда нуж даются в помощи, в искренней за боте, но они никогда не нуждают ся во лжи — черной, убивающей души религиозной лжи, (Газета «Ленинец» за 18 ноября 1961 г.) Р е А в и т о р Г . Ш А Л У Н О В . Газета выходит по средам, пятницам и воскресеньям I АДРЕС РЕДАКЦИИ : село Доброе, ул. Интернациональная, 9, здание райкома КПСС. ТЕЛЕФОНЫ: редактора—17, ваместителя редактора и ответствеииого секретаря — 13, сельхозотдела и отдела писем —33 Зяма М 507 ТиоогрАфнА гяаеум ^ е н и е к м ашютм Тн р яя 2.800 ака.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz