Ленинские заветы.1961г.(с.Доброе)

Ленинские заветы.1961г.(с.Доброе)

Л Е Н И Н С К И Е З А В Е Т Ы В С о в е т е М и н и с т р о в С С С Р ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (Окончание. Пач. на 1-й стр.) СОЮЗНЫХ н автономных рес- иублик, краПпсно.ттмы, обл­ исполкомы II сов! 1 ;|рхп:мл при­ нять меры к устрапепию серь­ езных недостатков в произ­ водственном обучении учащих­ ся средних общеобразователь­ ных школ и наведению над­ лежащего порядка ^ в этом важном деле. В постановлении отмечает­ ся, что основным условием для правильного осуществле­ ния Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви-тпи системы народного образовапия в СССР в нанравлении соединения обу­ чения с общественно полезным производительным трудом яв­ ляется повышение качества общеобразовательных и по­ литехнических знаний уча­ щихся. Советы -Министров союзных республик обязаны разраба­ тывать и утверждать годовые и перспективные планы под­ готовки квалифицированных рабочих по профессиям в сред­ них школах с производствен­ ным обучение)й в соотве?ствии с потребностью в них пред­ приятий, строек, совхозов, колхозов и других органи­ заций с учетом подготов­ ки квалифицировапных рабо­ чих в Профессионально-техни­ ческих училищах п не­ посредственно на производст­ ве; создать необходимые ус­ ловия для того, чтобы все юноши и девушки, желающие поступить на работу по окон­ чании восьмилетней школы, могли получить профессио­ нальную подготовку через профессионально - технические училища и курсы. Совет Министров СССР уста­ новил, что специальности для профессиональной подготов­ ки учащихся должны быть утверждены советскими орга­ нами по каждой школе. Реко­ мендовано, чтобы в каждом отдельном классе школы под­ готовка учащи.хся проводилась, как правило, пе более чем по дву.м специальностям. Совет Министров СССР обра­ тил внимание местных совет­ ских органов н органов народ­ ного образования на необхо­ димость расширения подготов­ ки в сельских средних шко­ лах с производственным обу­ чением кадров, хорошо знаю­ щих сельскохозяйственную тех­ нику, могущих работать на тракторе и комбайне, имею- 1ЦИХ необходимые знания по агротехнике и животноводст­ ву, а также кадров массовых нрофесспй по электрпфикацин сельского хозяйства и строи­ тельству. В целях подготовки квали­ фицированных работников сель­ ского хозяйства признано целе­ сообразным организовывать межрайонные и районные шко­ лы с производственным обу­ чением в составе IX—XI клас­ сов в передовых крупных меха­ низированных колхозах, сов­ хозах и сельскохозяйственных опытных станциях. Учащимся, оканчивающим сельские средние школы и вы­ державшим квалификационные испытапия, разрешено выда­ вать в установленном порядке удостоверения на ираво вожде­ ния трактора. Министерствам просвеще­ ния союзных и автономных республик предложено органи­ зовать во всех средних сель­ ских школах опытническую ра­ боту в кол.хозах, совхозах, учебно - опытных хозяйствах, тесно увязывая ее с темати­ кой опытно-показательных хо­ зяйств данного района. Мини­ стерства сельского хозяйства, министерства и управления совхозов союзных республик, областные и краевые управле­ ния сельского хозяйства,сель­ скохозяйственные научно-ис­ следовательские учреждения и учебные заведения обязаны оказывать сельским школам постоянную помощь в проведе­ нии указанной работы, снаб­ жать их сортовыми семенами, инструктировать школы в от­ ношении организации и мето­ дов опытнической работы и учета ее результатов. В целях оказания помощи учащимся школ в выборе про­ фессии местные советские ор­ ганы, совнархозы, органы на­ родного и профессионально-тех­ нического образования и шко­ лы обязаны организовать си­ стематическое проведение рабо­ ты по ознакомлению учащихся восьмилетиях и средних школ с различными профессиями, обеспечив издание для школь­ ников книг о различных про­ фессиях и выпуск короткомет­ ражных фильмов на эти темы. Учащимся, окончившим вось­ мые классы, нредоставляется право поступления в девятые классы тех школ, где изуча­ ются интересующие их спе­ циальности. Совет Министров СССР уста­ новил, что профессиональное обучение б средней школе долж­ но осуществляться в течение трех лет (в IX—XI классах). Первоначальная профессио­ нальная подготовка учащихся должна вестись, как правило, в форме групповых занятий в учебных цехах предприятий, школьных и межшкольных учебно-производственных ма­ стерских, ученических брига­ дах, учебно-опытных хозяйст­ вах. Завершение профессио­ нального обучения учащихся следует осуществлять в сочета­ нии с работой по изучаемой спе­ циальности в производственных цехах на предприятиях,строй­ ках, в совхозах и колхозах, на предприятиях бытового об­ служивания, в учреждениях культуры и в других органи­ зациях, а также в учебно­ опытных хозяйствах школ по преимуществу на новой техни­ ке и е учетом передового про­ изводственного опыта. Признана неправильной прак­ тика использования учащихся в учебное время, предусмот­ ренное учебными планами на практические занятия и про­ изводительный труд по изучае­ мой профессии, на работах, не связанных с производственным обучением. На руководителей предприя­ тий, строек, совхозов, колхо­ зов, организаций и учрежде­ ний, где проводится производ- 1 ственное обучение учащихся, возложена ответственность, на­ равне с директорами школ, за професспоиальную подготовку школышкоп. а тпкже за стро­ гое соблюдение правил те.хии- ки безопасности, производст­ венной сапптарип и законота- тельства о труде при осуще­ ствлении производственного обучения учащихся средних школ. Установлено, что учебные цехи, про.теты и участки, вы­ деляемые для производствен­ ного обучения учащихся сред­ них школ, а также школьные и межшкольные учебно-произ­ водственные мастерские могут открываться только с разре­ шения технической инспекции профсоюзов и санитарной ин­ спекции органов здравоохра­ нения. Учащиеся средних школ, производственное обучение ко­ торых проводится на предприя­ тиях, стройках, в совхозах, учреждениях и организациях, где предусмотрена выдача ра­ бочим и служащим специаль­ ной одежды, обеспечиваются ею по соответствующим нор­ мам за счет этих предприятий, строек, совхозов, учреждений и организаций. В соответствии е постанов­ лением Совета Министров СССР юношам и девушкам, окончив­ шим среднюю школу с произ­ водственным обучением, выдер­ жавшим выпускные экзамены по общеобразовательным и специальным предметам и вы­ полнившим квалификационную пробу, будет выдаваться одно­ временно с аттестатом об окон­ чании средней школы свиде­ тельство о получении специ­ альности с указанием присво енного квалификационной ко­ миссией разряда. Витька вступает в жизнь... к ' •ОЛХОЗ имени Ленина. Полевой стан второй тракторной бригады. Вудка. Рядом с ней отды.хают свобод­ ные от смены трактористы. Они о чем-то горячо спорят, раз- ма.хивая руками, а в стороне от них небольшой парнишка увлеченно моет кухонную по­ суду. Кажется, он не слышит громких голосов механизато­ ров, веселых трелей невиди­ мых жаворонков, заливающих­ ся прямо над его головой. Вы­ мыв блюдо, он придирчиво осматривает его и, убедившись, что оно чистое, откладывает в сторону. —Витя, покормишь?—оклик­ нул парнишку подошедший тракторист. — Проголодался очень. — Конечно,— с готовностью отзывается паренек, и вот уже перед трактористом появляет­ ся миска с лапшой и аккурат­ но нарезанный хлеб. Механи­ затор ест да похваливает. —Ох, и вкусно! Быть тебе, Витька, ресторанным поваром. —Не-е-т,—возражает он,—я из колхоза никуда не пойду. Вбт исполнится мне шестнад­ цать лет и попрошусь в шко­ лу механизации, а оттуда...сно­ ва в колхоз. Витька мечтательно улыбает­ ся своим думкам. Он уверен, что сядет за руль трактора и будет вот так, как они, отды­ хающие трактористы, прихо­ дить со смены усталый, но довольный, а кто-то другой подаст ему миску с лапшой, немного попахивающей дым­ ком. И, глядя на его задорный вид, тоже веришь, что у Вик­ тора все впереди, что ждет его хорошее будущее. Ведь он только что вступает в большую жизнь. ...В 1959 году Виктор Золо­ тарев окончил Махоновскую семилетнюю школу и стал ра­ ботать в колхозе. Было ему в то время 14 лет. —Отец с матерью желали, чтобы я поступил в среднюю школу, да мне не хотелось, — рассказывает он.—Думаю; по­ работаю не.много, ума набе­ русь, а там снова можно сесть за парту. Теперь нас трое ра­ ботают в колхозе: родители и я. До.ма у меня еще две сест­ ры-школьницы да братишка Володя. Это наш малец, ему пока готовое подавай, а се­ стренки уже по дбму помога­ ют. Они молодцы. Прошел год. Шустрого, расто­ ропного мальчишку заметил бригадир. В прошлом году он предложил молодому колхоз­ нику поработать прицепщиком. —-Можно,—охотно согласил­ ся Виктор. Все лето, наравне со взрослы.ми, он трудился в поле. В свободное от работы время просил трактористов рассказать, как устроен мотор, изредка сам садился за руль, помогал повару готовить обе­ ды. Этой весной, когда начался сев, Виктора назначили по­ мощником повара в трактор­ ную бригаду. Он мыл посуду, чистил картошку, носил воду, развозил обеды механизаторам. На первый взгляд работа ка­ жется нетрудной, однако для паренька хлопот хватало на це­ лый день. Если бы не забо­ тился он о деле, механизаторы оставались бы недовольными. Однажды старший повар не пришел на работу. Виктор не знал, что делать. .Выручил* его бригадир А. Чесноков. —Принимаи-ка ты все повар­ ское хозяйство,—сказал он ему, —и действуй. Не боги горшки обжигают, научишься. —Сначала было страшнова­ то,—улыбаясь синими глазами, говорит юный повар.—Боялся пересолить, недоварить, а по­ том ничего, привык. Теперь я готовлю, а мои помощник Але­ ша Бурин (он на год старше .меня) развозит пищу по полям. Ничего получается, механиза­ торы довольны. ...Солнце перевалило за пол­ день. Трактористов не видно, они отдыхают. Издалека доно­ сится ргакот моторов. Витька осмотрелся вокруг, о чем-то с минуту подумал и начал разво­ дить костер". Глядя на его не­ торопливые, спокойные движе­ ния, так и хочется сказать;.Ты молодец, Витька! Верным кур­ сом идешь в жизнь! “ В| Г о в о р у х и н . Советы Министров союзных и ивтоиомпых ррспублшс, ис- по.ткомы краевых, ' областных и городских Советов деиута- тов труднщн.хся обн: 1 а 11 ы обес­ печивать устройство на работу юношей и девушек, оканчи­ вающих средние школы с про- пзводственны ,\1 обучением, в соответствии с "полученной ими спецпальностью, броипро- ванне па предприятиях, строй­ ках и в организациях мест для приема их на работу. В целях создания необхо­ димой учебно - материальной базы для производственного обучения учащихся средних школ Советам Министров со­ юзных и автономных респуб­ лик, крайисполкомам, облис­ полкомам, министерствам и- ве­ домствам СССР и совнархозам рекомендовано осуществить в 1962—1965 годах на предприя­ тиях там, где это необходимо, строительство и организацию учебных цехов, пролетов и уча­ стков за счет общих капита­ ловложений, выделяемых на производственное строительст­ во, а также предусматривать при сооружении новых промы­ шленных предприятий строи­ тельство учебных цехов для производственного обучения учащихся средних школ. Советы Министров союзных республик обязаны определить 6 учетом зональных особен­ ностей виды и размеры выде­ ляемых для производственно­ го обучения школам земель­ ных участков и производствен­ ных объектов в колхозах и совхозах, а также обеспечить ■сельские средние школы с производственным обучением тракторами, сельскохозяйст­ венными машинами и инвен­ тарем,необходимыми для учеб­ ных целей. Советам Министров союз­ ных республик поручено пре­ дусматривать в пародпохозяй- ствепиых планах на 1962— 1965 годы строительство школь­ ных и межшкбльных учебно­ производственных мастерских для средних школ, производст­ венное обучение учащихся ко­ торых не может быть органи­ зовано на базе предприятий, строек, колхозов и совхозов, а также обеспечить ежегод­ ное выделение фондов на об­ орудование » материалы для учебных целей школьных и межшкольных учебно-производ­ ственных мастерских и уста­ новить порядок реализации из­ готовляемой в них продукции. Доходы шко.тьных и межшколь­ ных учебно-производственных мастерских разрешено остав­ лять в распоряжении школ и расходовать в первую очередь на укрепление учебно-матери­ альной базы школ, а также на организацию внеклассной ра­ боты с учащимися. Советам Министров союзных республик предложено утвер­ дить положения о произ- водстенном обучении учащихся средних общеобразовательных школ применительно к мест­ ным условиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz