Ленинские заветы.1961г.(с.Доброе)
Л Е Н И Н С К И Е З А В Е Т Ы В С о в е т е М и н и с т р о в С С С Р ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (Окончание. Пач. на 1-й стр.) СОЮЗНЫХ н автономных рес- иублик, краПпсно.ттмы, обл исполкомы II сов! 1 ;|рхп:мл при нять меры к устрапепию серь езных недостатков в произ водственном обучении учащих ся средних общеобразователь ных школ и наведению над лежащего порядка ^ в этом важном деле. В постановлении отмечает ся, что основным условием для правильного осуществле ния Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви-тпи системы народного образовапия в СССР в нанравлении соединения обу чения с общественно полезным производительным трудом яв ляется повышение качества общеобразовательных и по литехнических знаний уча щихся. Советы -Министров союзных республик обязаны разраба тывать и утверждать годовые и перспективные планы под готовки квалифицированных рабочих по профессиям в сред них школах с производствен ным обучение)й в соотве?ствии с потребностью в них пред приятий, строек, совхозов, колхозов и других органи заций с учетом подготов ки квалифицировапных рабо чих в Профессионально-техни ческих училищах п не посредственно на производст ве; создать необходимые ус ловия для того, чтобы все юноши и девушки, желающие поступить на работу по окон чании восьмилетней школы, могли получить профессио нальную подготовку через профессионально - технические училища и курсы. Совет Министров СССР уста новил, что специальности для профессиональной подготов ки учащихся должны быть утверждены советскими орга нами по каждой школе. Реко мендовано, чтобы в каждом отдельном классе школы под готовка учащи.хся проводилась, как правило, пе более чем по дву.м специальностям. Совет Министров СССР обра тил внимание местных совет ских органов н органов народ ного образования на необхо димость расширения подготов ки в сельских средних шко лах с производственным обу чением кадров, хорошо знаю щих сельскохозяйственную тех нику, могущих работать на тракторе и комбайне, имею- 1ЦИХ необходимые знания по агротехнике и животноводст ву, а также кадров массовых нрофесспй по электрпфикацин сельского хозяйства и строи тельству. В целях подготовки квали фицированных работников сель ского хозяйства признано целе сообразным организовывать межрайонные и районные шко лы с производственным обу чением в составе IX—XI клас сов в передовых крупных меха низированных колхозах, сов хозах и сельскохозяйственных опытных станциях. Учащимся, оканчивающим сельские средние школы и вы державшим квалификационные испытапия, разрешено выда вать в установленном порядке удостоверения на ираво вожде ния трактора. Министерствам просвеще ния союзных и автономных республик предложено органи зовать во всех средних сель ских школах опытническую ра боту в кол.хозах, совхозах, учебно - опытных хозяйствах, тесно увязывая ее с темати кой опытно-показательных хо зяйств данного района. Мини стерства сельского хозяйства, министерства и управления совхозов союзных республик, областные и краевые управле ния сельского хозяйства,сель скохозяйственные научно-ис следовательские учреждения и учебные заведения обязаны оказывать сельским школам постоянную помощь в проведе нии указанной работы, снаб жать их сортовыми семенами, инструктировать школы в от ношении организации и мето дов опытнической работы и учета ее результатов. В целях оказания помощи учащимся школ в выборе про фессии местные советские ор ганы, совнархозы, органы на родного и профессионально-тех нического образования и шко лы обязаны организовать си стематическое проведение рабо ты по ознакомлению учащихся восьмилетиях и средних школ с различными профессиями, обеспечив издание для школь ников книг о различных про фессиях и выпуск короткомет ражных фильмов на эти темы. Учащимся, окончившим вось мые классы, нредоставляется право поступления в девятые классы тех школ, где изуча ются интересующие их спе циальности. Совет Министров СССР уста новил, что профессиональное обучение б средней школе долж но осуществляться в течение трех лет (в IX—XI классах). Первоначальная профессио нальная подготовка учащихся должна вестись, как правило, в форме групповых занятий в учебных цехах предприятий, школьных и межшкольных учебно-производственных ма стерских, ученических брига дах, учебно-опытных хозяйст вах. Завершение профессио нального обучения учащихся следует осуществлять в сочета нии с работой по изучаемой спе циальности в производственных цехах на предприятиях,строй ках, в совхозах и колхозах, на предприятиях бытового об служивания, в учреждениях культуры и в других органи зациях, а также в учебно опытных хозяйствах школ по преимуществу на новой техни ке и е учетом передового про изводственного опыта. Признана неправильной прак тика использования учащихся в учебное время, предусмот ренное учебными планами на практические занятия и про изводительный труд по изучае мой профессии, на работах, не связанных с производственным обучением. На руководителей предприя тий, строек, совхозов, колхо зов, организаций и учрежде ний, где проводится производ- 1 ственное обучение учащихся, возложена ответственность, на равне с директорами школ, за професспоиальную подготовку школышкоп. а тпкже за стро гое соблюдение правил те.хии- ки безопасности, производст венной сапптарип и законота- тельства о труде при осуще ствлении производственного обучения учащихся средних школ. Установлено, что учебные цехи, про.теты и участки, вы деляемые для производствен ного обучения учащихся сред них школ, а также школьные и межшкольные учебно-произ водственные мастерские могут открываться только с разре шения технической инспекции профсоюзов и санитарной ин спекции органов здравоохра нения. Учащиеся средних школ, производственное обучение ко торых проводится на предприя тиях, стройках, в совхозах, учреждениях и организациях, где предусмотрена выдача ра бочим и служащим специаль ной одежды, обеспечиваются ею по соответствующим нор мам за счет этих предприятий, строек, совхозов, учреждений и организаций. В соответствии е постанов лением Совета Министров СССР юношам и девушкам, окончив шим среднюю школу с произ водственным обучением, выдер жавшим выпускные экзамены по общеобразовательным и специальным предметам и вы полнившим квалификационную пробу, будет выдаваться одно временно с аттестатом об окон чании средней школы свиде тельство о получении специ альности с указанием присво енного квалификационной ко миссией разряда. Витька вступает в жизнь... к ' •ОЛХОЗ имени Ленина. Полевой стан второй тракторной бригады. Вудка. Рядом с ней отды.хают свобод ные от смены трактористы. Они о чем-то горячо спорят, раз- ма.хивая руками, а в стороне от них небольшой парнишка увлеченно моет кухонную по суду. Кажется, он не слышит громких голосов механизато ров, веселых трелей невиди мых жаворонков, заливающих ся прямо над его головой. Вы мыв блюдо, он придирчиво осматривает его и, убедившись, что оно чистое, откладывает в сторону. —Витя, покормишь?—оклик нул парнишку подошедший тракторист. — Проголодался очень. — Конечно,— с готовностью отзывается паренек, и вот уже перед трактористом появляет ся миска с лапшой и аккурат но нарезанный хлеб. Механи затор ест да похваливает. —Ох, и вкусно! Быть тебе, Витька, ресторанным поваром. —Не-е-т,—возражает он,—я из колхоза никуда не пойду. Вбт исполнится мне шестнад цать лет и попрошусь в шко лу механизации, а оттуда...сно ва в колхоз. Витька мечтательно улыбает ся своим думкам. Он уверен, что сядет за руль трактора и будет вот так, как они, отды хающие трактористы, прихо дить со смены усталый, но довольный, а кто-то другой подаст ему миску с лапшой, немного попахивающей дым ком. И, глядя на его задорный вид, тоже веришь, что у Вик тора все впереди, что ждет его хорошее будущее. Ведь он только что вступает в большую жизнь. ...В 1959 году Виктор Золо тарев окончил Махоновскую семилетнюю школу и стал ра ботать в колхозе. Было ему в то время 14 лет. —Отец с матерью желали, чтобы я поступил в среднюю школу, да мне не хотелось, — рассказывает он.—Думаю; по работаю не.много, ума набе русь, а там снова можно сесть за парту. Теперь нас трое ра ботают в колхозе: родители и я. До.ма у меня еще две сест ры-школьницы да братишка Володя. Это наш малец, ему пока готовое подавай, а се стренки уже по дбму помога ют. Они молодцы. Прошел год. Шустрого, расто ропного мальчишку заметил бригадир. В прошлом году он предложил молодому колхоз нику поработать прицепщиком. —-Можно,—охотно согласил ся Виктор. Все лето, наравне со взрослы.ми, он трудился в поле. В свободное от работы время просил трактористов рассказать, как устроен мотор, изредка сам садился за руль, помогал повару готовить обе ды. Этой весной, когда начался сев, Виктора назначили по мощником повара в трактор ную бригаду. Он мыл посуду, чистил картошку, носил воду, развозил обеды механизаторам. На первый взгляд работа ка жется нетрудной, однако для паренька хлопот хватало на це лый день. Если бы не забо тился он о деле, механизаторы оставались бы недовольными. Однажды старший повар не пришел на работу. Виктор не знал, что делать. .Выручил* его бригадир А. Чесноков. —Принимаи-ка ты все повар ское хозяйство,—сказал он ему, —и действуй. Не боги горшки обжигают, научишься. —Сначала было страшнова то,—улыбаясь синими глазами, говорит юный повар.—Боялся пересолить, недоварить, а по том ничего, привык. Теперь я готовлю, а мои помощник Але ша Бурин (он на год старше .меня) развозит пищу по полям. Ничего получается, механиза торы довольны. ...Солнце перевалило за пол день. Трактористов не видно, они отдыхают. Издалека доно сится ргакот моторов. Витька осмотрелся вокруг, о чем-то с минуту подумал и начал разво дить костер". Глядя на его не торопливые, спокойные движе ния, так и хочется сказать;.Ты молодец, Витька! Верным кур сом идешь в жизнь! “ В| Г о в о р у х и н . Советы Министров союзных и ивтоиомпых ррспублшс, ис- по.ткомы краевых, ' областных и городских Советов деиута- тов труднщн.хся обн: 1 а 11 ы обес печивать устройство на работу юношей и девушек, оканчи вающих средние школы с про- пзводственны ,\1 обучением, в соответствии с "полученной ими спецпальностью, броипро- ванне па предприятиях, строй ках и в организациях мест для приема их на работу. В целях создания необхо димой учебно - материальной базы для производственного обучения учащихся средних школ Советам Министров со юзных и автономных респуб лик, крайисполкомам, облис полкомам, министерствам и- ве домствам СССР и совнархозам рекомендовано осуществить в 1962—1965 годах на предприя тиях там, где это необходимо, строительство и организацию учебных цехов, пролетов и уча стков за счет общих капита ловложений, выделяемых на производственное строительст во, а также предусматривать при сооружении новых промы шленных предприятий строи тельство учебных цехов для производственного обучения учащихся средних школ. Советы Министров союзных республик обязаны определить 6 учетом зональных особен ностей виды и размеры выде ляемых для производственно го обучения школам земель ных участков и производствен ных объектов в колхозах и совхозах, а также обеспечить ■сельские средние школы с производственным обучением тракторами, сельскохозяйст венными машинами и инвен тарем,необходимыми для учеб ных целей. Советам Министров союз ных республик поручено пре дусматривать в пародпохозяй- ствепиых планах на 1962— 1965 годы строительство школь ных и межшкбльных учебно производственных мастерских для средних школ, производст венное обучение учащихся ко торых не может быть органи зовано на базе предприятий, строек, колхозов и совхозов, а также обеспечить ежегод ное выделение фондов на об орудование » материалы для учебных целей школьных и межшкольных учебно-производ ственных мастерских и уста новить порядок реализации из готовляемой в них продукции. Доходы шко.тьных и межшколь ных учебно-производственных мастерских разрешено остав лять в распоряжении школ и расходовать в первую очередь на укрепление учебно-матери альной базы школ, а также на организацию внеклассной ра боты с учащимися. Советам Министров союзных республик предложено утвер дить положения о произ- водстенном обучении учащихся средних общеобразовательных школ применительно к мест ным условиям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz