Ленинские заветы. 1960 г. (с. Доброе Липецкой обл.)

Ленинские заветы. 1960 г. (с. Доброе Липецкой обл.)

Л Е Н И Н С К В Е З А В Е Т Ы 1 янв аря 1860 года #& 1 (2884) Мой новогодний рейд ■ч В ЧАСЫ ДОСУГА пословицы Д Е Д Я -М О Р О З Я Г НОВЫМ ГОДОМ! Прошу, дорогие читатели, при­ веть от меня поздравление. Вот и кончился 1959 год. А сколько хорошего, интерес­ ного было в прошедшем году. Всего не перечислить. И вот перед Новым годом, прихватив с. собой ершик для протирки и папку для писем, решил поехать по району, побывать у наших передовиков колхо­ зов да посмотреть, что сд е­ лано и какие еще есть недо­ статки, ...К вечеру попал в колхоз «Ударный». Внезапно я поте­ рял всякую ориентировку—со всех сторон меня окружили высокие горы, неведомо как и откуда появившиеся. Что за оказия, думаю? Тут же дол­ жна быть ферма, равнинная местность! И стал кружить. Нет выхода! А тут и ночь птицей черной на землю спу­ стилась. Дотащился до прав ления колхоза и повел там разговор. Посмеиваются пряв-. ленцы й говорят, что у них есть дела и поважнее навоза. В результате ни одной тонны удо­ брений не вывезено в поле. Не мог я спокойно беседовать с людьми, которые не думают о судьбе будущего урожая, и ушел с твердым намерением пропесочить их в окне сатиры. Домой возвратился удачно— иа попутной автомашине. Взял­ ся за перо, но написать ни­ чего е е удалось: в комнате разливался красноватый свет, очень схожий с тем, который излучает планета Марс. Не­ сколько раз пощелкал выклю­ чателем. Бесполезно. Электро­ лампочка по-прежнему свети­ лась точь-в-точь как прищу­ ренный глаз моей Мурки, мир­ но дремавшей на печке. А ведь завтра щждет работник из конторы ГЭС и потребует пла­ ту сполна за такой тощий свет, подумал я. Нет, надо высказать свои соображения насчет заботы об удовлетво­ рении бытовых запросов насе­ ления и о бездушном отноше­ нии к ним совета межколхоз­ ной гидроэлектростанции. Делать нечего. Пришлось за ­ жечь испытанный светильник— керосиновую дампу и принять­ ся за протирку нерадивых хозяйственников из колхоза «Ударный». Во тут я вдруг вспомнил, что сегодня рабо­ тает баня, и решил помыться. Вошел я в предбанник и сра­ зу почувствовал, что мои злоключения еще не окончи лись. Люди почему-то торопи­ лись, особевно те, котсрые уже помылись. В чем, думаю, дело? А сам потихоньку разу­ ваюсь. 0 . батюшки-светы! На правом сапоге подошва почти оторвалась и держится на честном слове. — Дорогой Фома!—раздался голос из угла. — Да,—живо отозвался я. — Не стоит раздеваться, воды нет. — Какой? — Горячей. Намерзлись, вот и спешим убраться отсюда. Признаться, мне не везло. Будто все сговорились против меня и подшучивают. Да толь­ ко шутить надо умеючи, не н о в ы й г о л Он пришел к нам в полночь, новорожденный, еще неведомый Новый год. Мы поздравили род­ ных и друзей, пожелали им здо­ ровья, долгой счастливой жизни, успехов и труде. Так повелось исстари. Так же, как и мы, по­ здравляли друг друга каши отцы, деды, прадеды. Раздумывая над этой хорошей, давным-давно уста­ новившейся традицией, так и хо­ чется заглянуть в прошлое: кто, где, когда впервые начел отме­ чать день Нового года? ^ Понятие, :которое мы вклады­ ваем в слово „год", люди усвои­ ли давно, очень давно, Они на­ блюдали закономерную смену при­ родных явлений и, конечно, не могли не-заметить ее периодич­ ности. Однако начало года раз­ ные народы отмечали , в разное время. Известно, например, что в древнем Египте началом года считался разлив Нила. Это и по­ нятно: разлив Нила орошал огром­ ную площадь земли, удобряя ее своим илом, и обеспечивал уро­ жайность. Египтяне в те времена делили год не на четыре, а на три сезона: разлив, «осев, уборка урожая. Первым днем Нового го да они считали день; когда вос­ ход Сириуса на небосклоне на­ ходился на фоне зари. По расче­ там астрономов, в переводе иа наш календарь это 16 е июля. Древние греки принимали за на­ чало года тот летний месяц, в котором проводилась олимпиада— всенародное празднество и игры (кстати сказать, со времени пер­ вой олимпиады до -наших дней прошло 2 734 года). В мусульман­ ских странах днем Нового года считают тот день (тоже в иоле), когда, по преданию, Магомет бе­ жал из Мекки в'Медину. В древ­ нем Риме год начинался с марта и название „мвртиус" дано этому месяцу в честь одного древнерим’- ского бога (богов было много), олицетворявшего собой произво­ дительные силы природы, пробуж­ дающейся после зимы. У римлян был обычай в день 1-го марта дарить родным и друзьям подар­ ки, Обычай этот так понравился римским императорам, что впо следствии они уже начали требо­ вать подарки в этот день от всех жителей Рима. У древних евреев ежегодно отмечались два Новых года: церковный 1-го марта и гражданский 1-го сентября. Объ­ ясняется это древнееврейскими религиозными воззрениями. По библейским сказаниям, бог запо­ ведовал Моисею и Аврааму: „Ме­ сяц ннсон да будет у вас началом забывать о моей ершике, раз­ мышлял я, натягивая саног с висячей подошвой. Человек я вполне серьезный и зубоскаль­ ства терпеть не могу. Разгне­ ванный, раздосадованный на­ правился в сапожную мас­ терскую чинить сапог. Можете понять мое состоя­ ние, узнав, что я ее не на­ шел. Да, нигде. И это в район­ ном центре!Не одно нелестное словечко отпустил я в адрес председателя артели «Удар­ ник». Не верите? Спросите у него. Ему, видно, икалось в тот день. Заодно я узнал, что в Добром нет не только сапожной мастерской, но и мастерских по ремонту мебе­ ли, часов, радиоприемников и других предметов домашнего обихода. Их чинят предпри­ имчивые дельцы — частники, сдирая за это с клиентов тройную плату. Я долго бродил еще по рай­ центру, видел здания Дома культуры и универмага, ко­ торые строятся уже третий год и далеки от завершения. Заходил и в магазины. Здесь меня, правда, приятно пора­ зило обилие продовольствен­ ных товаров. Это хорошо. Но огорчило другое—в магазинах, как и в столовой, бойко торгу­ ют водкой на разлив. Перед праздником! Мало ли что празд­ ник! Неприлично, нельзя куль- т\рный магазин превращать в шинок. Все свои наблюдения и впе­ чатления я, конечно, записы­ вал. Но печатать их я не решаюсь. Ведь все это было в старом году. Я не лишен оптимизма и уверен, что в но­ вом, 1960 году,эти недостатки будут выкорчеваны с корнем. С приветом ФОМА ПРОТЙРА. месяцев*. Насон соответствует марту и апрелю нашего календа­ ря, и на нисон приходится самый большой праздник—„пасха". В то же время древние евреи считали, что мир был сотворен богом в месяце „тишри“, соответствую­ щему нашему сентябрю, а луна будто бы появилась на небе впер­ вые в 3761 готу до нашей эры, именно 1-го тишри, в понедель­ ник, в пять часов пополудни. Вот почему отмечался первого сентяб ря тоже Новый год, гражданский. Все эти толкования вызывают у современного человека только улыбку, и библейских сказаний можно было бы не касаться, если бы они не имели прямого отно шения к празднованию Нового года у нас, иа Руси. Предки наши, славяне-язычни­ ки, по-видимому, считали началом года те зимние дни (конец де­ кабря—начало января), когда день начинает понемногу прибывать. В это время проводились всякого рода „гаданья", так прочно укоре­ нившиеся в быту, что прошли че­ рез всю историю не только древ­ ней Руси, но и старой России (гаданье на „святках"). Вместе с христианством, сменившим языче­ ство, пришла к нам и библия как книга „священная". Стали и у нас отмечать ежегодно два Но­ вых года: церковный 1-го марта и гражданский 1-го сентября. Такой порядок продержался довольно долго, до тех пор, пока церковь : : : : 4 ♦ Сорвать последний кален- ♦ дарный листок—это еще не » значит встретить Новый год. ♦ * * ♦ * ♦ В двух костюмах сразу на ♦ бал-маскарад может явиться » только перестраховщик. 1 * * ♦ * * —В Новом году буду, рабо- * тать по-новому—сказал фор * малист.—И завел новую пап- * ку для бумаг. Т * * * * 1 Подхалим не поднимает но~ X вогоднего бокала и после две- X надцати,если этого не сдела- X ет его начальник. 4 * * X * . Бюрократ и на елку теле- ♦ фон повесит. { . * * * | Лучшее время для встречи ♦ Нового года—ровно полночь. .X X ♦ НОВАТОР:—Что я буду де- » лать в 1960 году? Простите, но ♦в моем производственном ка- 3 лендаре уже 1961-й* 4 ПОКУПАТЕЛИ:—Дед-Мороз 4 где-то и шубу, и валенки су- 4 мел раздобыть! ♦ БЮРОКРАТ:—Встречать Но- 4 вый год? А разве было такое 4 указание сверху? 4 ЗАВ. СТОЛОВОЙ:—Все жа- З а д а ч а „Н о в о г о д н я я РЕПЛИКИ Что здесь написано СОВЕТЫ МОЛОДЫМ X X X X 4 В гости приходите аккурат- 4 но к назначенному сроку’ Хо- 4 зяйка или хозяин должны 4 встретить гостей в прихожей, 4 помочь им раздеться. Идя в 4 гости, постарайтесь одеться 4 празднично. В обществе ста- 4 райтесь поменьше курить. Луч- 4 ше всего курить, выйдя из 4 общей комнаты. 4 Не сидите на стуле разва- 4 лясь, вытянув по полу или 4 забросив ногу на ногу. Не си- 4 дите на краешке стула в позе 4 „бедного родственника". Пере- 4 двигая стул, не делайте этого 4 сидя. 4 В гостях не следует уединять- 4 ся от остального общества. 4дичиться. Если вы умеете петь, луютгя на однообразие меню, $ а мы его почти под каждый ♦ Новый год обновляем. СКЕПТИК: - Вы говорите, * будет Новый год? Ну, это мы * еще посмотрим! 4 АНОНИМ:— Куда власть? Вот дней какой-то Новый гид яе - дает никому покоя... Пора, на- * конец, навести порядок! * КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОСТЯХ смотрит жолько о играть, танцевать или расска 4 зывать и вас просят это еде- 1 лать, то, не отказываясь и не 1 жеманясь, согласитесь. Не смейтесь над неловко- * “ Ь 4 4 4 . стью и промахами других -лю­ дей. Сделайте вид, что вы не заметили эту неловкость. Нельзя также пристально осматривать и критически раз- - бирать наружность и костюмы * присутствующих гостей. Знакомым юношам и девуш- * кам не следует делать дорогих * и чересчур практичных подар- * ков (белье, пижамы, чулки * и т. д), на это имеют право ; только родственники. * В гостях надо быть веселым ^ 4 и приветливым. приняла решение слить оба Но- - вых года в один и отмечать е г о ! только 1-го сентября. В жизнь это прошло не сразу, а тянулось с 1342 по 1505-й год. Празднова­ лось „новолетие" торжественно, но носило явно религиозный от­ печаток, а цари ознаменозали этот день „делами милосердия и правосудия". Так, например, Иван III повелел всем жалобщикам явиться „на судный срок в Мо­ скву в день’ святого Симеона Летопроводца" (1-го сентября); неявившййся считался виновным, и над ним „чинили правеж". Мило­ сердие и правосудие, как видим, довольно своеобразное. Сохрани­ лось и описание торжества „ново- летия", относящееся к тому вре­ мени, когда Московский престол занимали сразу два царя: Иван V и Петр I Алексеевичи. Оба царя, в драгоценных одеждах, окружен­ ные боярами, сидели в раззоло­ ченных креслах на Кремлевской площади, запруженной народом; молебствие совершал патриарх и кропил „святой" водой царей, бояр и народ. Царствование Петра I (Иван V умер в 1696 году) в истории харак­ теризуется преобразованиями в экономике и культуре России. К этому времени все европейские государства давно уж начинали год с первого января. Петр, от­ праздновав Новый год 1 сентября 1699 года, издал в декабре того же года указ, по которому нача­ ло следующего 1700 года и в России переносилось на первое января, Предвидя, что от праздно­ вания этого дня многие бояре, купцы и все, кто тянул „к старин­ ке"^ будут уклоняться, Петр со свойственной ему решительно­ стью приказал: 1)в знак веселия всем обязательно поздравлять друг друга с Новым годом; 2) украсить все дома в Москве сосновыми, еловыми и можжевеловыми вет­ вями по образцам, выставленным в Гостином дворе; 3) на Красной площади учинить огневые поте­ хи; 4) палить из пушек и мушке­ тов; 5) обывателям Москвы жечь на улицах костры и смоляные бочки; 6) праздник начать в пол­ ночь с 31 декабря на 1 января. С отцами церкви Петр считался мало, да и противоречить ему было рискованно: царь был скор и крут на расправу. Без молеб­ ствия, конечно, не обошлось, но митрополит, совершавший бого­ служение, произнес по указанию Петра проповедь, подтверждав­ шую необходимость нововведе­ ния. С тех пор прошло 259 лет. На­ ступил еще один Новый год, и в полночь на 1 января—теперь уж без приказа—мы радостно по­ здравили друг друга: „С Новым годом!" Н„ Про х оров» Редактор П. Л. ХОРЬКОВ. -V ’ > Газета выходит ко средам, пятницам я воскресениям Адрес редакции! село Доброе, уд. Интернациональная, 9, здание райкома КПСС. й ш а /Ф 439 Ткр«ж 2933 шш, Типография мшвЕн „Аеякяокмв шйтт*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz