Ленинское слово. 1960 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)
2 Л Е Н И Н С К О Е С Л О В О 28 сентября 1960 года № 11б (3561) Выступление Н. С. Хрущева в общей дискуссии на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Продолжение. Начало на 1-стр.) м арш ел ьд а и его а п п ар а т а . По мнению Советского пра в и т е л ь с т в а , подчеркивает тов. Хрущев, сл ед у ет принять ре ш ение о том, чтобы в Конго были оставл ены вой ск а только аф ри к ан ск и х и а з и а т с к и х стр ан , причем эти войска д о лж ны н ах о ди ться н а территории Конго лиш ь с с о гл аси я за к о н но избранного кон голезского п р ави тел ьств а г-н а Лумумба и и сп о л ь зо в ат ь с я только по у с мотрению этого прави тел ьства в ин тер есах обеспечения нор м ального функционирования законного п р ави тел ьства и п а р л ам ен т а Республики Конго. Г л ава Советского п р ави тел ь с т в а затем отм ечает другие вопиющие ф акты и з политики н аруш ени я неотъем лемы х прав народов, проводимой правящ и ми кругам и некоторых з а п а д ных с тр ан , и преж де всего США. Они преп ятствую т вос стан овл ению п р ав великого ки тай ко гс народа в ООП, п р е п ятствую т приему в ООН Мон го л ьской Народной Республи ки . Между тем, подчеркивает тов. Хрущев, п о -сво ей приро д е и по своему назн ачению ООН д о лж н а иметь с т а т у с уни версальной всемирной о р га ни зации . Сущ ествование ООН потеряло бы смы сл, если бы она с т а л а односторонней ор га н и за ц и е й и оп у сти л ась до полож ени я п р и к азч и к а той или иной военной группировки . Большой р а зд е л своего вы с ту п л ен и я г л а в а Советского п р ави тел ь ств а п о свящ ает н е обходимости полной и о кон ч а тельной ли к ви д ац ии колони ал ьного режим а. Твердо п ри д ерж и ваясь прин ц и п а , что О ргани зац и я Объе диненных Наций я в л я е т с я центром д л я с о гл асо в ан и я д ей ствий наций в достиж ении об щ их ц ел ей , провозглаш енны х в ее У ставе, Советское прави тельство , з а я в л я е т тов. Хру щ ев, вносит на рассмотрение н а сто ящ ей сессии Г енеральной Ассамблеи проект д ек л ар ации , в котором торж ественно про в о згл аш аю тс я следующие тре б овани я: 1. Н ем едленно пр едо ста вить всем колонна л ь н ы я странам , подопечным и д р у гим несамоудравляющнмся территориям полную н е за висимость и свободу в стр о ительстве собственных н а циональных государств с о г л а с н о свободно выражен ным воле и ж еланию их народов. Колониальный р е жим, колониальная админи страция во всех ее видах должны быть упразднены полностью с тем, чтобы предоставить возможность народам таких территорий самим определять с в о ю судьбу и формы го судар ст венного управления. 2. Л икви д и р о в а т г, все опорные пункты колониа лизма в виде владений и арендованных районов на ч уж и х территориях. П р а и т о д зь с т в а в с е х стран призываются строго и неуклонно соблюдать в отношениях между го с у д ар ствами полож ения Устава ООН и настоящ ей д ек л ара ции о равенстве и ув аж е нии суверенных прав и тер риториальной целостности всех без исключения г о с у дарств , не допуская никаких проявлений колониализма, никаких и с к л ю ч и т е л ь н ы х прав или преимуществ для одних государств в ущерб другим государствам . Убежденные в том, что пол ная ликвидация режима коло ниального управления явится высоким актом подлинного гуманизма, огромным шагом вперед по пути цивилизации и прогресса, мы горячо при зываем все правительства, представленные в Организа ции Объединенных Наций, поддержать полож ения этой декларации . Что о зн ач ает д л я судеб ко лониальны х народов их осво бождение, тов. Хрущев п о к а зы вает зам ечательными при мерами из ж и зни народностей окраинных районов бывшей царской империи. Положение окраинных районов не отли ча лось от полож ения колоний. Получив в р е зу л ь т ат е победы Великого О ктября полную сво боду, народы этих районов быстро подняли свою экономи ку, ку л ьтуру и б л аго со сто я ни е. С 1 913 по 1 9 6 0 год про мышленность братски х респуб л и к— К а за х с т а н а , У зб е к и с та на, К ирги зии, Туркмении и Т а дж и к и с т а н а— возросла в 60 с лишним р а з. До революции в К а за х с т а н е , У зб еки стан е, Кирги зии , Т а д ж и к и стан е и Туркмении не было высших учебных з а в е д е ний, а в Кирги зии , Т а дж и к и с т ан е и Туркм ении— д аж е т е х никумов. В минувшем учебном году в эти х р есп у б л и к ах обу ч ал о сь 2 1 1 ты сяч студен тов высших учебных зав ед ен и й и 176 ты сяч у ч ащ и х ся т е х н и к у мов и д ругих средних сп ец и ал ьны х учебных зав ед ен и й . На к аж ды е д ес я т ь ты сяч ж и тел ей этих республик приходи тся в среднем 8 8 сту д ен то в вузов и 73 у ч ащ и х ся техникумов, не сч и та я большого коли чества молодежи, у ехавш ей учиться з а пределы своих республик. Меж ду тем во Франции на каж ды е д е с я т ь ты сяч ж и тел ей прихо ди тся лиш ь 4 0 сту д ен то в в у зов, в И тали и— 34, а в З а п а д ной Г ерм ании— 3*, то ес ть почти в 3 р а з а меньше чем в Советской средней Азии. Мы гордимся тем, говорит тов. Хрущев, что н а опы те бывших окраин России д о к а з а на полная возм ожность д л я стр ан Востока в течение ж и з ни одного поколения покончить с отсталостью , с нищетой, б о л езн ям и , н евеж еством и под н яться до уровня экономиче ски передовых стран . Д алее г л а в а Советского п р а ви тел ьств а приводит ф акты «ци вили заторской миссии» к о л они заторов. К моменту по л у чения н езави сим ости бвдцщми колониями национальны й го довой доход на душу н асел е ния со с та в л я л , по оф ици аль ным данным ООН, в Индонезии всего 25 ам ерикан ских дол ларов, т о п а к а к в Голландии он был в 20 р аз выше. В Бир ме этот доход р а в н я л с я 36 д олл арам , в Индии— 57, то е с ть в д е с я т ь с лишним раз меньше, чем в Англии. Нацио нальный доход на душу н а сел ени я в Б ел ьгии к моменту за в о е в ан и я незави сим ости кон голезским народом был в 13 раз выше, чем доход к о н го л е з ц а . При этом в Конго, к а к и в других колониальны х с т р а н ах , л ьви н ая доля этого к р ай не ни зкого дохода п р и сваи ва л а с ь колони заторами . Колони заторы держ али порабощенные народы в н евеж естве и тем ноте. У колониальны х народов е с ть только один выход из нуж ды и б есп р ави я—л и к в и д а ция колониального режима управл ени я. Следующей р а зд ел вы ступ л ени я гл авы Советского п р а ви тел ьства посвящ ен самой животрепещ ущ ей проблеме с о врем енности— разор у ж е н и ю . Он напомнил, что им по по ручению Советского п р ави тел ь с т в а н а XIV сессии Г ен е р а л ь ной Ассамблеи ООН были вн е сены предлож ени я Советского Союза о всеобщем и полном разоруж ении . Можно было испы ты вать лиш ь чувство удовлетворения в с в я зи с тем, говорит тов. Хрущев, что выдвинуты е нами идеи были единодушно одобре ны О ргани заци ей О бъединен ных Наций и получили широ кую поддерж ку народов всего мира. Р у к о во д ству ясь решени ем прошлой сесси и Г ен ерал ь ной А ссамблеи, Советский Со юз вм есте с другими го с у д а р ствами принял самое д е я т е л ь ное у ч асти е в переговорах Комитета д есяти го су д ар ств по разоруж ению и добивался там разработки договора о всеобщем и полном р азо р у жении. Советское прави тел ьство, по сл едовательно и настойчиво проводя миролюбивую поли ти ку, торж ественно з а я в л я е т на н астоящ ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Советский Союз имеет вооруженные силы только д л я обороны наш ей страны и д л я выполнения о б я з а т е л ь с т в перед нашими сою з никами и д рузьями в сл у ч ае агр есси и против них. Возмож ность и сп ользовани я наших вооруженных сил д л я иных целей исклю чен а, т а к к а к это было бы чуж до самой природе н аш его го с у д а р с т в а и основам его миролюбивой внешней по ли тики . Н аш а с тр ан а вы нуж дена им еть вооруженные силы толь ко потому, что наши предло ж ен и я о полном и всеобщем разоруж ении до сих пор не приняты . Мы сд ел аем , что з а виси т от н ас, чтобы полное и всеобщ ее разо р уж ен и е с тал о ф актом , чтобы человечество было и зб авлено от гонки во оружений и угрозы новой и с требительной войны. Не д ож и д а я сь м еж дународ ного со гл аш ени я по вопросу о разоруж ении , Советский со юз осущ ествл яет в односто роннем порядке меры по со кращению на один миллион 2 0 0 ты сяч, то ес ть на одну треть своих вооруженных сил , что по общему признанию способ ствовало улучш ению атмосф е ры для переговоров о р а зо р у ж ении. _ На протяж ении всей работы Комитета д есяти госу д ар ств по разоруж ению зап адны е д ер ж а вы ттк а зы в а ли с ь при сту пи ть к р азр аб о тк е договора о всеобщем н полном р азо р уж е нии, в сяч ески у кл о н ял и сь от обсуж дения по сущ еству со ветской программы всеобщего и полного разоруж ени я, п ере данной Комитету Генеральной А ссамблеей д л я д етал ьного рассмотрения. Со своей сторо ны, они вы д ви гали предлож е ния, не предусматривающие ни всеобщ его, ни полного р а зоруж ени я, ни разоруж ени я вообщее, а лиш ь меры кон троля н ад вооружением, то есть контроля б ез р азо р уж е ния. Между тем н е л ь з я видеть, что устан овл ени е кон троля б ез разо р уж ен и я было бы р а в н о с и л ь н о с о з данию системы м еж дународ ного ш пион аж а и не только не способствовало бы укр еп л е нию мира, но, наоборот, могло бы облегчить потенциальному агрессору осущ ествление его опасных д л я народов планов. Советское прави тельство, к а к и прави тел ьства р яд а других го су д ар ств, о к а за л о с ь вынужденным прервать свое уч асти е в работе Комитета д есяти , который был пр евр а щен западными держ авам и в ширму д л я прикры тия гонки вооружений. Н ел ьзя было мири ться с тем, что великим делом р а з о руж ения пы таю тся спекулиро в ать во имя ц ел ей , в р аж д еб ных ин тересам всеобщего ми ра. Вот почему Советское п р а вительство вынесло вопрос о разоруж ении н а рассмотрение Генеральной Ассамблеи О рга ни зации Объединенных Наций. Стремясь облегчить рабо ту Генеральной Ассамблеи и придать обсуждению про блемы разоруж ения кон кретный характер, Совет ское правительство вносит на рассмотрение Генераль ной Ассамблеи предлож ение „Основные полож ения д о говора о всеобщем и п о л ном р а зоруж ении* . Мы про сим председателя Генераль ной Ассамблеи и секрета риат ООН распространить среди делегаций в качестве официальных документов Генеральной Ассамблеи это предлож ение и наше поя с няющее его заявление, в котором более подробно и з л ож ен а позиция Советского Союза но вопросу о р а зор у ж ении. Тов. Хрущев затем отм етил, что в новом советском п р ед лож ении о всеобщем и полном разоруж ении учтено все то полезное, что было вы сказан о з а прошедший год в ходе об суж д ени я этого вопроса поли тическими и общественными кругами мира. Б новом пред лож ении СССР теперь, в ч аст ности, пр ед у см атри вается, что уж е на первом этап е всеоб щего разоруж ени я должны быть ликвидированы все сред ст в а доставки ядериого ору ж и я к цели. Подробно р а з р а ботаны мероприятия по эфф ек тивному международному кон тролю на всех эт а п а х . Учтено пож елание некоторых з а п а д ных д ерж а в о том, чтщбы с самого н а ч а л а пред усм атри ва л о сь сокращ ение численности вооруженных сил и обычных вооружений. Внесен т а кж е целый ряд д руги х изменений и уточнений. Приведя многочисленные ф акты , разоблачающ ие пози цию зап ад ны х д ерж ав и, в ч астности , США, которые на д ел е не х о тят разоруж ени я, тов. Хрущев з а я в л я е т : — Из всего этого сл еду ет один, н а наш в згл я д , важный вывод: д л я того, чтобы сд ви нуть, наконец , проблему р а з оруж ения с мертвой точки, Г ен ер ал ьн ая А ссамблея долж - в а п ри зы вать к порядку тех, кто м еш ает решению пробле мы р азо р уж ен и я, кто пы т а е т с я подменить деловы е перего воры о разоруж ении пустыми разговорами вокруг д а около этого вопроса. Д ал ее тов. Хрущев Обстоя тельно о стан о ви л ся н а вопро се мирного сосущ ествования, к а к единственно разумном п у ти р азви ти я м еждународны х отношений в наш е время. Вопрос сей ч ас состои т в сущности в том, з а я в л я е т он, к а к с д е л а т ь надежным мирное со сущ ество вани е, к а к не д о пусти ть отступлений от {него, которые то и дело порождаю т опасны е м еж дународны е кон ф ликты . Иными словами, к а к я уж е говорил однаж ды , вы бор у н ас не велик — либо мирное сосущ ествование, кото рое будет способствовать лу ч шим человеческим ид еал ам , либо сосущ ествование «на но ж а х » . Тов. Хрущев на примере слож ивш ихся хороших отно ш ений соци али стич ески х г о су д а р с т в со многими новыми государствами Азии, Африки, Л атинской Америки, а т а кж е с такими стран ам и , к а к Фин л я н д и я , Австрия, А ф ган и стан , Ш веция и д руги е, п о к а зы в а ет , к а к вы гл яд и т мирное сосущ е ствование н а д ел е. Идеи мир ного сосущ ествовани я могут восторж ествовать, говорит г л а ва Советского пр ави тел ьств а, и в тех с т р ан а х , п р ави тел ьст ва которых не о т к а за л и с ь от враж дебны х ак то в по отнош е нию соци али стич ески х госу д арств. В прошлый при езд в США, з а я в л я е т тов. Хрущев, у меня укрепилось уб еж дение, что ам ери к ан ский народ не хочет войны . Это убеж денно у меня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz