Ленинское слово. 1960 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)
4 Л Е Н И Н С К О Е С Л О В О 18 сентября 1960 года № 112 (3556) Страница вых о дн о г о дня * ★ Гениальный русский живописец (К 600-летию со дня рождения Андрея Рублева) Но призыву Всемирного Со в е та Мира сего дн я все пере довое человечество отмечает 6 0 0 л ети е со дня рождения гени ал ьн ого русского живо пи сца Андрея Руб л ева. Андрей Рублев вступил на историческую сцену в зн ам е нательны е д л я судеб русской культуры годы . Эго был пе риод, к о гд а вокруг Москвы н ач ало сь объединение р а зр о з ненной Руси . Ж и зн ь и твор чество Р убл ева были тесно с в я заны с передовыми к р у г а ми русского общ ества, прини мавшими д еятел ьн о е уч астие в национальном освободитель ном движ ении. К а к все велики е художники, Рублев чутко о т к л и к а л с я на веян и я своей эпохи и вобрал в себя ее лучш ие устрем лени я. Ему у д ал о сь ярче всех вы ра зи ть в искусстве те новые идеи, которыми жили люди его времени. Крайне ску д н а сведениями биография Р у б л ева. П олагаю т, что его зрелы е и поздние го ды протекли в Спае-Андрони- ковом монастыре, где около 1 430 года он с кон ч ал ся и там ж е похоронен. (Ныне Ан дроников монастырь в Москве— м у зей -запо ведни к имени Анд рея Рубл ева). Н еизвестны и у чи тел я Р у б л е в а . По-видимому, в юности он н ах о дил ся под некоторым влиянием своего старш его со врем енни ка. зам ечател ьного ж и вопи сц а, выходца из Гре ции — Ф еофана Грека. Одна ко Рублев с его рано проявив шимся редким самородным т а лантом ш ел своим путем . До нас дошли лиш ь очень немногие работы Руб л ева. Но и по ни«г можно с у ди ть о в е ликом даровании худож ни ка, о его вы соких моральных к а ч еств ах , оптимистическом ви дении им ж и зни . Р у б л ева счи тают плодовитым , весьм а тру долюбивым и скромным м а с те ром. Он с о зд а л ш колу москов ской иконописи, имел учени ков и преемников. Несмотря на отвлеченно-ре ли гиозны й х ар ак тер , творче ство Р у б л ева отнюдь не а с к е тично. Мы воспринимаем его ж и вопись к а к отображ ение ро га то го и своеобразного вн у т реннего мира вдумчивого х у д ож ни ка. В его о бразах ощу щ ае т с я н епосредственность, 'Душевное тепло, любовь к че л овеку. ф Т ворческая д еятел ьность Р у б л ева тесно с в я з а н а с под московными монастырями: Тро ице-С ергиевым , Саввино-Сто- рожевским и Спасс-Андрони- ковым. Он т а кж е заним ал ся росписью Б л аговещ ен ского со бора в Московском Кремле и Успенского собора во Влади мире. И по сей день многоцвет ные краски рублевской п ал и т ры, в которой преобладают светлы е, радостны е тона, при влекаю т зри тел я. Произведе ния Рублева стройны , хорошо распланированы , четки по ри с ун к у . Венец творчества Р у б л ев а— икона «Троица»— по праву при н ад л еж и т к шедеврам мирово го и с к у с ст в а . Лицо каж дой из трех фигур озарено мягким внутренним светом . Многофигурные композиции Р убл ева д аны в д виж ении, их отдельны е лиц а предстаю т к а к земные сущ еств а. Т а к н а пи саны «Праведные жены», «Омовение ног», «Жены у гроба» и особенно «Страшный су д» . В трактовке этого мрач ного сю ж ета худож ни к-нова тор т а кж е о тступ ает от и зв е стны х традиций. Его «Страш ный суд» не отпуги вает зл о веще-темным колоритом, с т р а д альческим видом и зм ож ден ных «грешников». По и зящ еств у вы д ел яется миниатюра «Орел» и з Е в ан ге л и я Хитрово, превосходна и к о на «Спас». Гуманистическим и ж и зн е утверждающим мировоззрени ем, тонкой техникой и нова торством Рублев бли зок к про славленным живописцам и т а л ь янского Возрождения — мо гучего культурного д виж ени я, возникш его в Зап адной Евро пе н а рубеж е XIV—XV веков. Рублева справедливо н а зы в а ют русским Р аф аэл ем , главою русского Возрож дения. Между тем в силу н еб л а гоприятных исторических у с ловий древн яя Р у сь эпохи Рублева была еще изолирова на от внешнего мира. Следо вательно, не может быть и речи о каком -либо западном влиянии на Р у б л ев а. Его и с кусство, д ал ек о опередившее ‘■вое время, глубоко самобы т но, национально и народно. И, ЗЛОТНИКОВА. |1 II т Успешно высчунаш на* ‘ Олимпийских играх советские! [велосипедисты. Новый успех] Тпрянее советской олимпийской * I команде москвич заслуженный! ‘ мастер спорта Виктор Капито-1 ! нов (ЦСКА). В личной шоссей-| Тной гонке на 175 километров • он завоевал золотую медаль. » ; На снимке: В. Капитонов ] Тпосле победы в шоссейной» * гонке. * I ] Фото В. Кошевого. Ю. МЕЛЬНИКОВ ★ ★ А Светлана все краснее^... новень- оконча- поваров. прорабо- Земля Ты б е з м е н я в р а щ а л а с ь к р у т о М и л ь о я ы л е т , В е л и к и й с р о к , А я , т в о й п а х а р ь , и м и н у сы П р о ж и т ь бы б е з т е б я н е м о г . Б е з р о с н ы х т р а в , Б е з и х ц в е т е н ь я , Б е з б е л ы х я б л о н ь у к р ы л ь ц а . Т в о е з е м н о е п р и т я ж е н ь е П р о х о д и т ч е р е з в с е с е р д ц а . И п у с т ь л е т я т к и н о й п л а н е т е К о с м и ч е с к и е к о р а б л и ,— О н и л и ш ь д е т и , Т о л ь к о д е т и В е л и к о й м а т е р и З е м л и . ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..? Р. БАУМВОЛЬ Барсук и нора Однажды б арсук, р а згр е б а я л ап к ам и в ал еж н и к , наш ел по кинутую нору. Он хотел в нее за б р ат ь с я , а норе не хотелось гего п у с к а ть , и она с к а з а л а : — Нечего л е з т ь сюда! З д есь пусто, темно и холодно. Но б арсук разд винул ветки, заслон явш и е вход, и с к а з а л : — Т еперь уж е не темно. Потом он в л ез в вору и з а метил: — Т еперь уж е н е пусто. И, п о л еж а в немного, доба вил : — И не холодно тоже. в н астоящ ее время во всем мире еж е г о д н о прои зводи тся пластм асс бол ьш е, чем м еди , ц ен н а, олова, алюминия и свинца, вм ест е взяты х. ...за п осл ед н и е 50 л ет продукция в с е х отр асл ей промышлен* ности во в с е х стран ах в о зр о сл а в 2,6 р а за , а продукция хим ич е ской промыш ленности за то ж е время в 16,5 р аза. ...наибольш ий КПД д аю т солн ечны е эл ек т р о б а та р еи , и зго т о в л енны е не из св ер х ч и сто го кремния, а из органически х краси телей . ...обычным карандаш ом м ож н о начертить линию длиною свы ше 50—60 км или за п и са ть около 45 тысяч слов. С ущ еств ует 570 тип ов карандаш ей , б о л е е 70 различны х ц в етов и 18 с т у п е ней твер достй . ...если м ед о б р а б о т а ть ул ь т р а зв у к ом , он п о т ер я ет сп о со б н о ст ь кри стали зир ов ать ся . Это простая, скромн ая, внеш не крас! ш и д евуш к а, каких нем: л - к С П т с и н о , Ново Д у бовом и.: и д г х с е л а х . Она любит х е п а т ь , любит ж и зн ь кипучую , хорошую, за х в а т ы вающую. — Повар... К ак это прек расно — мечтательно говор зл а она своим подругам , ш ага я по заветным , род ным с д е т с т ва тр о п и н к ам ,- К I М 1 е при д у т-лю ди , рабочие люди, у с тавшие, проголодавшие. При дут и с к аж у т : «А ну-к а у го сти нас чем-нибудь вкусным , С вета»... В труде и учебе быстро л е тит время. II вот в карм ане Светланы Борисовой кое удостоверение об нии годичных курсов Сбылась м ечта! Год т а л а вд али от дома, но родные м еста зв ал и , манили к себе. П риехала в Новое Дубовое, а через д ва дня с т о я л а в к а бинете п р ед сед ател я райпот ребсою за т. Матовых. — Зн ачи т, вы— повар? Это хорошо, С ветлан а Михайловна. Повара нам нуж ны . П о е зж ай те в село Синдякино. Не б е с покойтесь, там е с ть и п о д ва лы , и х о л о ди л ьн и к ,— п ер ех ва тив вопросительный в згл я д Светланы , поспешил завери ть пред сед атель. Быстро л ети т время, но по чему ж е с каждым днем мрач неет молодой сп еци али ст? Иногда ее лицо за л и в а е т к р а с к а , на г л а з а х наверты ваю тся бисеринки с л е з . Вот и сего дн я к ней идут рабочие. Кончилось обеденное врем я, а они идут и идут. Н ельзя их не пусти ть, с к а з а т ь , что время кончилось. Ведь они были в поле, работали , ш офе ра были в рейсе, не успели при ех ать в обеденные часы . — А ну-к а угости нас чем- нибудь вкусным , Света? — Чем? Ведь все холодное. — Мясное е с ть что-нибудь? — Нет ничего. — А борщ опять из консер вированной капусты ? Света опуск ает голову, л и цо за л и в а е т к р а с к а . Ну что ова им с к аж е т , если одно и то ж е отвечает каж ды й день. Не о суж д ай те ее, люди! Ведь каж ды й д ен ь просит она з а в х о за Н. С. С анина за в е зт и с в е жую к ап у сту , помидоры, в от вет слышит одно и то же! — Да ну т е б я ... Сколько раз она об ращ ал ась к директору совхоза т. Анд рееву с просьбой обеспечить столовую углем , чтобы обед был в с е гд а горючим. — Это не мое дело. Об ращ ай тесь к председателю р а й потребсою за, в сельпо. Пусть они обеспечивают. — Дайте х о л оди л ьник ,— в сотый р а з просит она пред се д ател я ра й по требео юз а .—Мяс о портится, д а и д руги е продук ты надо д ерж а ть в холоде. А он только р у га е тс я , гро зит сн я ть с работы . Снова л и цо за л и в а е т с я краской , сл езы обиды яа в е р т ы в а го т с я на г л а з а х . Как-то в защ и ту Светланы Борисовой, с горячим стрем лением улучш ить работу с т о ловой вы ступила районн ая г а зе т а . У к азы вал о сь , что для того чтобы предотврати ть пор чу продуктов, в столовой н е обходимо у стан о ви ть холо дильник. Райпотребсою з живо о ткли к н у л ся на вы ступление га зе ты . «Холодильник в Синдякинской столовой у с т ан о в л ен »— через п ять дней, не за д ум ы в а я с ь , сообщил редакции т. Матовых. О тписался! С тех пор прошло три м е с я ц а . А холодильника в столо вой нет по сей день. С каким старанием работает С ветлана! Она т а к хочет н а кормить людей вкусным обе дом, и ничего не может поде л а т ь . П риходят они, уставш и е, возбужденны е, а она опускает голову, к р асн еет. Но почему ж е кр асн еет толь ко она? Почему не за л и в а е т кр а с к а лицо з а в х о за т. Сани н а, директора со вх о за т. Анд реева, п р ед сед ател я райпотреб сою за т. Матовых, п р ед сед ате л я сел ьп о ?! В едь не С ветлан а, а они виноваты в том, что в столовой нет вкусной пищи, быстро стын ет обед. П озаботьтесь о рабочих, то варищи! Сделайте т а к , чтобы С ветлана горди л ась бы хоро шими отзы вами о работе с т о ловой. А. НЕКРАСОВ. ПОЛЕЗНЫ Е СОВЕТЫ ... простыня обычно пронаши вается в середине, в то время как края ее остаются целыми. Как только ткань на середине станет более редкой, разрежьте простыню вдоль пополам и, сло жив ее внешними сторонами, сшейте их кромками, распоров предварительно подрубку. Про стыня станет прочнее. М ы т ь е о к о н н о г о с т е к л а Оконное стекло можно мыть холодной водой, добавив туда нашатырного спирта (1 столовая ложка на 1 литр воды). Можно также намазать стекло порошком мела, смешанным с водой. Когда мел подсохнет, его стирают мягкой бумагой. Зубова РЕДАКТОР П. А. ПОЖИДАЕВ. Шшт т тт, тммщ мт&тш- Адрес рвдявщя* Жлемое, улядз Леяяясвая, Ц . ТЕЛЕФОНЫ! редактора 68, общей 64. ТштнФм ш ш л н ш гр е ты Йлтцтк тал1 Твр*ж 3030
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz