Ленинское слово. 1956 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)
Л Е Н И Н С, К О Е С Л О В О БеседЫ на естественно-научнЫе гпемЫ СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ Первобытные и религиозные взгляды на мир В глубокой древности, когда наука была лишь в самом з а чаточном состоянии, люди име ли весьма наивное представле ние о мире. Они не знали ни законов движения, ни физиче ской природы небесных тел, не представляли себе, что т а кое Солнце, планеты и звезды, что такое кометы и метеоры. Они не знали, что такое сине ва неба и плывущие по небу облака, имеющие самые при чудливые формы. Наши далекие предки не имели представления о том, что такое Земля, каковы ее форма и размеры. Они не по нимали, отчего происходит сме на времен года, смена дня и ночи, и объясняли эти законо мерные явления различными догадками и легендами. Им не понятны были причины бурь и ураганов, снежных метелей и дождей. Ужас наводили на них гром и молния, загадочной бы ла радуга. Людям далекого прошлого, конечно, трудно бы ло знать, отчего происходят та кие грозные явления, как на воднения, землетрясения и из вержения вулканов, которые нередко опустошали целые рай оны. В древнейшие времена люди думали, что мир наполняют невидимые злые и добрые ду хи. Духи, «вызывавшие» дождь, солнечное тепло и дру гие полезные для человека я в ления природы, считались ими добрыми. И наоборот, наводне ния, землетрясения и другие опасные для человека явления приррды вызывались, но их мнению, злыми духами. Духи, как полагали в то время, уп равляют всеми явлениями при роды и судьбами людей. Люди строили различные догадки о том, что представ ляет собой Земля и на чем она «держится». Жители степных районов, например, представ ляли себе Землю в форме боль шой лепешки, которая держит ся на четырех гигантских столбах. Где-то далеко-далеко есть «край» Земли, до которо го никто и никогда не доходил и дойти не мог. Под Землей, по мнению этих людей, царит вечный мрак, там пребывают обреченные на вечные муки грешники. Жители южных лесных райо нов Vсчитали, например, что Земля покоится на четырех огромных слонах, которые сто ят на исполинской черепахе, плавающей в Великом океане. Народы Приморья полагали, что Земля покоится на трех китах-великанах, которые день и ночь плавают но безбрежно му океану. Конечно, создатели этих ле генд не объясняли, на чем же держится сам океан, в котором вечно плавают огромная чере паха и киты-великаны, или на чем держатся столбы, на ко торых якобы покоится Земля. Теперь хорошо известно, что моря и океаны покрывают собой большую часть земной поверхности, что черепаха и другие животные не вечны: для каждого из них рано или поздно наступает смерть. Но в древние времена этих леген дарных слонов, китов и чере пах считали «священными» и «вечными». Позднее оформилось рели гиозное представление о сотво рении мира «из ничего». Здесь, разумеется, сказалось стрем ление религии показать всемо гущество бога, показать его неограниченную способность делать все «из ничего». Это религиозное представление ли шено всякого здравого смысла, и оно уже никого не может удовлетворить. Зарож дение и развитие науки о вселенной Вопрос о том, каково строе ние вселенной и какое место в ней занимает Земля, всегда интересовал человечество. Изу чение расположения звезд на небе имеет не только научное, во и большое практическое значение. Еще много тысяч лет н а зад люди для ориентировки в незнакомой местности пользо вались своими скудными зн а ниями звездного неба. По р а с положению звезд они узнавали смену времен года, что было весьма важно для развития скотоводства и земледелия. Уже древние кочевники умели во дить свои стада и караваны «по звездам». О существовании Полярной звезда знали наши отдаленнейшие предки. В связи с общим ростом куль туры и особенно с развитием торговли с заморскими стра нами становились необходимы ми более точное знание распо ложения звезд на небе, пра вильное представление о строе нии вселенной, точный учет времени й научные методы определения географической широты и долготы. Так из практических пот ребностей общества родилась и развилась наука о звездах и звездных системах, наука о небесных телах и различных небесных явлениях. Так воз никла астрономия — наука о .вселенной. На протяжении почти двух тысячелетий была широко р а с пространена система мира Пто ломея. Согласно этой системе Земля неподвижно покоится в центре мира, а Солнце и пла неты из века в век неизменно движутся по своим орбитам вокруг Земли. Согласно этому учению весь мир якобы огра ничен в пространстве множе ством неподвижных звезд. Несмотря на весьма очевид ную несостоятельность и наду манность этого учения, церковь всячески его поддерживала. Хри стианские богословы «усовер шенствовали» систему Птоло- мея, провозгласив, что за звез дами будто бы находится рай, жилище праведников. В связи с дальнейшим р а з витием производительных сил и науки возникло новое уче ние о строении вселенной, опровергнувшее антинаучное представление об особом поло жении Земли как центра мира и поставившее ее в разряд планет, обращающихся вокруг Солнца. Смена дня и ночи, согласно этому учению, объяс няется вращением Земли во круг своей оси. Это выдающе еся открытие сделал великий польский астроном Николай Коперник в первой половине XVI века. Свое учение о строении все ленной Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер». Сначала церковники не могли оценить значения этой книги и проявили к ней не которое равнодушие. Но затем, когда ими было понято, что учение Коперника подрывает основы религиозного мировоз зрения, они пришли в ярость и негодование. Католические ноны сожгли книгу Коперника на ксстре, включили ее в спи сок запрещенных и предали анафеме. Они объявили учение Коперника еретическим и противным «священному» пи санию и жестоко преследовали всех, кто распространял учение Коперника о движении и вра щении Земли. (Продолжение в следую щих номерах). Я ..................- * * * В Москву для участия в фести вале китайских кинофильмов при была группа киноработников Ки тая. На Внуковском аэродроме гостей встречали работники ми нистерства кинематографии, ак теры и работники печати. На снимке: встреча гостей на Внуковском аэродроме. Предста вители общественности вручают гостям цветы. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС I * * * - в, Хдевное, типография газеты «Двниьсш вдово» 12 октября 1956 года, № 88 (2951) * Мо сква. В сесою зная сельскохозяйственная вы ста вка 1956 год а. Передовики сельского хозяйства с большим интересом посещают площадку постоянного полевого стана, где демонстрируются сель скохозяйственные машины, которыми обрабатывается почва по методу Т. С. Мальцева. На снимке: экскурсанты из Вологодской и Калининской областей осматривают лущильник дисковый ЛД- 1 0 . Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС Ф Е Л Ь Е Т О Н ОГОРО Д И ЖЕНИТЬБА Какое бы отношение имела!тут женитьба—иравление-тоне ЗАГС!). женитьба, такое поэтическое, преприятнейшее событие в жиз ни каждого молодого человека, к такому, я сказал бы, прозаи ческому предмету, как огород?.. Огород, как огород, пусть он хоть маком засеян или, скажем, репа на нем произрастает. Разные бывают огороды. Да ведь и женитьбы бывают раз ные! Но при чем здесь женить ба и при чем здесь огород?— спросит читатель. Чтобы выяснить столь курь езный вопрос, перенесемся, чи татель, во времена не столь отдаленные, но, к сожалению, уже забытые председателем во- робьевского колхоза Петром Архиповичем Ворониным. ... Год 1956. Месяц—апрель. Вечер. Час... впрочем, устано вить точного чаеа не удалось, ибо дебаты шли долгие и нуд ные, и в пылу словопрений никто не вспоминал о времени... Шло заседание правления. — Дать! — Нет, не давать! — А что, жалко, что ли? Пусть пользуется!.. — А Устав?! — А что Устав? Устав у бухгалтера в шкафу. Ну и пусть его там лежит. — Дак как, дать? Разбуженный неожиданно наступившим молчанием, сче товод начал быстро-быстро писать: «Рассмотрев заявление члена артели бригадира поле водческой бригады Кудаева Ива на Михайловича в части наде ления его вторым огородом (тут счетовод запнулся, но тут же подумал: «А, авось сойдет»,— и продолжил далее), правление колхоза имени Маленкова по становило: огород, как таковой, дать». А между тем прения только разгорались. И долго бы пре пирались стороны, если бы кому-то случайно не пришла на ум женитьба (читатель опять- таки вправе спросить: а причем — Женить его! — Во! Дать ему огород и обязать в двухнедельный срок жениться, обзавестись, так ска зать, семейным очагом. Ну, а если будет жена, то уж тогда огород никакая ревизия не от нимет... — Женить его, жевить! Сыг рать свадьбу! Услышав, что разговор пошел о выпивке, счетовод взбодрил ся: «Правильно! Женить, и свадьбу сыграть—так сыграть!» Так и записал. И вот у бригадира, живуще го, к слову сказать, и по сей день холостым, появился огород. А с огородом пришли и новые хлопоты) вспахать, посадить, убрать. Мать его еле-еле успе вает садить, полоть, с урожаем в Донбасс ездить. Уж до кол хозной ли тут работы? Так женитьба, хотя и не со стоявшаяся, решила судьбу огорода, в т о р о г о огорода, лишнего, наделенного с явным нарушением Устава. — Ну, а Устав?— спросит нас читатель. Устав в шкафу у счетовода. Так и до сих пор лежит. Никого не беспокоит. „ А вот мы решили все-таки побеспокоить многоуважаемого тов. Воронина: загляните в Устав, Петр Архипович, наведи те порядок в землепользовании. Уж не поленитесь, пожалуйста! ... И вот фельетон написан. Идет спор в редакции: —* Дать! — Не надо публиковать! Бригадир снова пообещает же ниться, сердобольные сваты из правления колхоза поспорят вечерней порой, а огород оста нется за бригадиром, второй, незаконно данный ему огород. Но мы надеемся, что Устав артели будет соблюден, а же нитьба Ивана Михайловича то же скоро состоится (чего ему мы от души желаем), но только без нарушения Устава. Н. Н аливкина, А П ет р о в . РЕДАКТОР П. А. ПОЖ И ДАЕВ. СОКОЛОВ Николай Кузьмич, проживающий в селе Малый Ме- чок, Малининского сельсовета, возбуждает дело о расторжении брака с СОКОЛОВОЙ Анной Ильиничной, проживающей в селе Малинино, того же сельсовета. Дело будет слушаться в нарсуде Хлевенского района. Тираж 2780 а*з Заказ 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz