Ленинское слово. 1956 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)

Ленинское слово. 1956 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)

Л Е Н И Н С, К О Е С Л О В О БеседЫ на естественно-научнЫе гпемЫ СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ Первобытные и религиозные взгляды на мир В глубокой древности, когда наука была лишь в самом з а ­ чаточном состоянии, люди име­ ли весьма наивное представле­ ние о мире. Они не знали ни законов движения, ни физиче­ ской природы небесных тел, не представляли себе, что т а ­ кое Солнце, планеты и звезды, что такое кометы и метеоры. Они не знали, что такое сине­ ва неба и плывущие по небу облака, имеющие самые при­ чудливые формы. Наши далекие предки не имели представления о том, что такое Земля, каковы ее форма и размеры. Они не по­ нимали, отчего происходит сме­ на времен года, смена дня и ночи, и объясняли эти законо­ мерные явления различными догадками и легендами. Им не­ понятны были причины бурь и ураганов, снежных метелей и дождей. Ужас наводили на них гром и молния, загадочной бы­ ла радуга. Людям далекого прошлого, конечно, трудно бы­ ло знать, отчего происходят та­ кие грозные явления, как на­ воднения, землетрясения и из­ вержения вулканов, которые нередко опустошали целые рай­ оны. В древнейшие времена люди думали, что мир наполняют невидимые злые и добрые ду­ хи. Духи, «вызывавшие» дождь, солнечное тепло и дру­ гие полезные для человека я в ­ ления природы, считались ими добрыми. И наоборот, наводне­ ния, землетрясения и другие опасные для человека явления приррды вызывались, но их мнению, злыми духами. Духи, как полагали в то время, уп ­ равляют всеми явлениями при­ роды и судьбами людей. Люди строили различные догадки о том, что представ­ ляет собой Земля и на чем она «держится». Жители степных районов, например, представ­ ляли себе Землю в форме боль­ шой лепешки, которая держит­ ся на четырех гигантских столбах. Где-то далеко-далеко есть «край» Земли, до которо­ го никто и никогда не доходил и дойти не мог. Под Землей, по мнению этих людей, царит вечный мрак, там пребывают обреченные на вечные муки грешники. Жители южных лесных райо­ нов Vсчитали, например, что Земля покоится на четырех огромных слонах, которые сто ят на исполинской черепахе, плавающей в Великом океане. Народы Приморья полагали, что Земля покоится на трех китах-великанах, которые день и ночь плавают но безбрежно­ му океану. Конечно, создатели этих ле­ генд не объясняли, на чем же держится сам океан, в котором вечно плавают огромная чере­ паха и киты-великаны, или на чем держатся столбы, на ко­ торых якобы покоится Земля. Теперь хорошо известно, что моря и океаны покрывают собой большую часть земной поверхности, что черепаха и другие животные не вечны: для каждого из них рано или поздно наступает смерть. Но в древние времена этих леген­ дарных слонов, китов и чере­ пах считали «священными» и «вечными». Позднее оформилось рели­ гиозное представление о сотво рении мира «из ничего». Здесь, разумеется, сказалось стрем­ ление религии показать всемо­ гущество бога, показать его неограниченную способность делать все «из ничего». Это религиозное представление ли­ шено всякого здравого смысла, и оно уже никого не может удовлетворить. Зарож дение и развитие науки о вселенной Вопрос о том, каково строе­ ние вселенной и какое место в ней занимает Земля, всегда интересовал человечество. Изу­ чение расположения звезд на небе имеет не только научное, во и большое практическое значение. Еще много тысяч лет н а ­ зад люди для ориентировки в незнакомой местности пользо­ вались своими скудными зн а ­ ниями звездного неба. По р а с ­ положению звезд они узнавали смену времен года, что было весьма важно для развития скотоводства и земледелия. Уже древние кочевники умели во­ дить свои стада и караваны «по звездам». О существовании Полярной звезда знали наши отдаленнейшие предки. В связи с общим ростом куль­ туры и особенно с развитием торговли с заморскими стра­ нами становились необходимы­ ми более точное знание распо­ ложения звезд на небе, пра­ вильное представление о строе­ нии вселенной, точный учет времени й научные методы определения географической широты и долготы. Так из практических пот ребностей общества родилась и развилась наука о звездах и звездных системах, наука о небесных телах и различных небесных явлениях. Так воз­ никла астрономия — наука о .вселенной. На протяжении почти двух тысячелетий была широко р а с ­ пространена система мира Пто ломея. Согласно этой системе Земля неподвижно покоится в центре мира, а Солнце и пла­ неты из века в век неизменно движутся по своим орбитам вокруг Земли. Согласно этому учению весь мир якобы огра­ ничен в пространстве множе­ ством неподвижных звезд. Несмотря на весьма очевид­ ную несостоятельность и наду­ манность этого учения, церковь всячески его поддерживала. Хри­ стианские богословы «усовер­ шенствовали» систему Птоло- мея, провозгласив, что за звез­ дами будто бы находится рай, жилище праведников. В связи с дальнейшим р а з ­ витием производительных сил и науки возникло новое уче­ ние о строении вселенной, опровергнувшее антинаучное представление об особом поло­ жении Земли как центра мира и поставившее ее в разряд планет, обращающихся вокруг Солнца. Смена дня и ночи, согласно этому учению, объяс­ няется вращением Земли во­ круг своей оси. Это выдающе­ еся открытие сделал великий польский астроном Николай Коперник в первой половине XVI века. Свое учение о строении все­ ленной Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер». Сначала церковники не могли оценить значения этой книги и проявили к ней не­ которое равнодушие. Но затем, когда ими было понято, что учение Коперника подрывает основы религиозного мировоз­ зрения, они пришли в ярость и негодование. Католические ноны сожгли книгу Коперника на ксстре, включили ее в спи­ сок запрещенных и предали анафеме. Они объявили учение Коперника еретическим и противным «священному» пи­ санию и жестоко преследовали всех, кто распространял учение Коперника о движении и вра­ щении Земли. (Продолжение в следую­ щих номерах). Я ..................- * * * В Москву для участия в фести­ вале китайских кинофильмов при­ была группа киноработников Ки­ тая. На Внуковском аэродроме гостей встречали работники ми­ нистерства кинематографии, ак­ теры и работники печати. На снимке: встреча гостей на Внуковском аэродроме. Предста­ вители общественности вручают гостям цветы. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС I * * * - в, Хдевное, типография газеты «Двниьсш вдово» 12 октября 1956 года, № 88 (2951) * Мо сква. В сесою зная сельскохозяйственная вы ста вка 1956 год а. Передовики сельского хозяйства с большим интересом посещают площадку постоянного полевого стана, где демонстрируются сель­ скохозяйственные машины, которыми обрабатывается почва по методу Т. С. Мальцева. На снимке: экскурсанты из Вологодской и Калининской областей осматривают лущильник дисковый ЛД- 1 0 . Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС Ф Е Л Ь Е Т О Н ОГОРО Д И ЖЕНИТЬБА Какое бы отношение имела!тут женитьба—иравление-тоне ЗАГС!). женитьба, такое поэтическое, преприятнейшее событие в жиз­ ни каждого молодого человека, к такому, я сказал бы, прозаи­ ческому предмету, как огород?.. Огород, как огород, пусть он хоть маком засеян или, скажем, репа на нем произрастает. Разные бывают огороды. Да ведь и женитьбы бывают раз­ ные! Но при чем здесь женить­ ба и при чем здесь огород?— спросит читатель. Чтобы выяснить столь курь­ езный вопрос, перенесемся, чи­ татель, во времена не столь отдаленные, но, к сожалению, уже забытые председателем во- робьевского колхоза Петром Архиповичем Ворониным. ... Год 1956. Месяц—апрель. Вечер. Час... впрочем, устано­ вить точного чаеа не удалось, ибо дебаты шли долгие и нуд­ ные, и в пылу словопрений никто не вспоминал о времени... Шло заседание правления. — Дать! — Нет, не давать! — А что, жалко, что ли? Пусть пользуется!.. — А Устав?! — А что Устав? Устав у бухгалтера в шкафу. Ну и пусть его там лежит. — Дак как, дать? Разбуженный неожиданно наступившим молчанием, сче­ товод начал быстро-быстро писать: «Рассмотрев заявление члена артели бригадира поле­ водческой бригады Кудаева Ива­ на Михайловича в части наде­ ления его вторым огородом (тут счетовод запнулся, но тут же подумал: «А, авось сойдет»,— и продолжил далее), правление колхоза имени Маленкова по­ становило: огород, как таковой, дать». А между тем прения только разгорались. И долго бы пре­ пирались стороны, если бы кому-то случайно не пришла на ум женитьба (читатель опять- таки вправе спросить: а причем — Женить его! — Во! Дать ему огород и обязать в двухнедельный срок жениться, обзавестись, так ска­ зать, семейным очагом. Ну, а если будет жена, то уж тогда огород никакая ревизия не от­ нимет... — Женить его, жевить! Сыг­ рать свадьбу! Услышав, что разговор пошел о выпивке, счетовод взбодрил­ ся: «Правильно! Женить, и свадьбу сыграть—так сыграть!» Так и записал. И вот у бригадира, живуще­ го, к слову сказать, и по сей день холостым, появился огород. А с огородом пришли и новые хлопоты) вспахать, посадить, убрать. Мать его еле-еле успе­ вает садить, полоть, с урожаем в Донбасс ездить. Уж до кол­ хозной ли тут работы? Так женитьба, хотя и не со­ стоявшаяся, решила судьбу огорода, в т о р о г о огорода, лишнего, наделенного с явным нарушением Устава. — Ну, а Устав?— спросит нас читатель. Устав в шкафу у счетовода. Так и до сих пор лежит. Никого не беспокоит. „ А вот мы решили все-таки побеспокоить многоуважаемого тов. Воронина: загляните в Устав, Петр Архипович, наведи­ те порядок в землепользовании. Уж не поленитесь, пожалуйста! ... И вот фельетон написан. Идет спор в редакции: —* Дать! — Не надо публиковать! Бригадир снова пообещает же­ ниться, сердобольные сваты из правления колхоза поспорят вечерней порой, а огород оста­ нется за бригадиром, второй, незаконно данный ему огород. Но мы надеемся, что Устав артели будет соблюден, а же­ нитьба Ивана Михайловича то­ же скоро состоится (чего ему мы от души желаем), но только без нарушения Устава. Н. Н аливкина, А П ет р о в . РЕДАКТОР П. А. ПОЖ И ДАЕВ. СОКОЛОВ Николай Кузьмич, проживающий в селе Малый Ме- чок, Малининского сельсовета, возбуждает дело о расторжении брака с СОКОЛОВОЙ Анной Ильиничной, проживающей в селе Малинино, того же сельсовета. Дело будет слушаться в нарсуде Хлевенского района. Тираж 2780 а*з Заказ 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz