Ленинское слово. 1955 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)

Ленинское слово. 1955 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)

2 Л е н и н с к о е с л о в о 27 октября 1955 гола № 86 (2845) 27 октября 1955 года ис­ полняется 100 лет со дня рождения великого советского ученого-естествоиспытателя и преобразователя живой приро­ ды Ивана Владимировича Ми­ чурина. Имя Мичурина, соз­ давшего новое, материалисти­ ческое направление в биоло­ гии, посвятившего всю свою жизнь беззаветному служе­ нию трудящимся, чтут все народы Советского Союза, все передовое и прогрессивное че­ ловечество. Великая заслуга И. В. Ми­ чурина заключается в том, что он не только объяснил, что такое наследственность растительных и животных ор­ ганизмов, по и открыл неиз­ вестные до него законы, поз­ воляющие управлять наслед­ ственностью и развитием ор­ ганизмов. Тем самым Мичу­ рин увеличил власть челове­ ка над природой, вооружил его могучим оружием в борьбе за создание новых форм (сор­ тов) сельскохозяйственных ра­ стений и пород животных с желательными свойствами и качествами. Как известно, природа раз­ вивается независимо от воли и сознания человека, она не может сама по себе удовле­ творить его многообразные, всегда растущие жизненные потребности. / И. В. Мичурин провозгласил свой материали­ стический девиз: „Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наш а задача" (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г.). Рас­ сматривая природу как веч В Е Л И К И И П Р Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь П Р И Р О Д Ы (К 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина) огромное влияние. Уже в во-1тений— свыше 600 сортов. Ве- семь лет он мастерски выра щивал те или другие расте­ ния, владел многими спосо­ бами прививки плодовых рас­ тений. После окончания уезд­ ного училища Мичурин мечтал о высшем образовании и дея­ тельности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безнадежно заболел, семья оконча­ тельно разоралась и распалась. Молодой Мичурин, чтобы зарабатывать се­ бе средства к жизни, поступил конторщиком в товарную контору же­ лезнодорожной станции Козлов бывшей Тамбов­ ской губернии. Ведя полуголодное сущест­ вование, лишенный воз­ можности получить офи­ циальное высшее обра­ зование, Мичурин нас­ тойчиво занимается са­ мообразованием. Он уси­ ленно изучает физику, химию и другие науки. Но больше всего ои изучает живую приро­ ду, жизнь растений, дополняя учебу опыта­ ми в своем крошечном садике. Будучи по всему сво­ ему внутреннему складу при­ рожденным натуралистом, И. В. Мичурин двадцатилетним юно­ шей задумал перестроить са­ доводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и се­ верной полосе России росли и плодоносили такие прекрас­ ные плодовые растения юга, дя наблюдения на опытном участке, Мичурин установил резкие различия в развитии дичков и привитых на них южных сортов плодовых рас­ тений. Южные растения вес­ ной начинали расти раньше, ный процесс возникновения, I как абрикос, персик, вино- изменения, развития, Мичурин [ град, черешня, десертные сор на протяжении всей своей деятельности отстаивал и развивал материалистическую идею о разумном вмешатель­ стве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека яв­ ляется возможным вынудить каждую форму животного или растения билее быстро изме­ няться и притом в сторону, желательную ч е л о в е к у " (Соч., т. IV, стр. 158). Глубоко веря в творческую роль человека, в его воздей­ ствие на природу, Мичурин прямо говорил, что человек лучше природы может созда­ вать новые формы растений. И. В. Мичурин родился в бедной семье отставного воен­ ного чиновника Владимира Ивановича Мичурина, владев­ шего небольшим лесным по­ местьем «Вершина» в Пронском уезде бывшей Рязанской гу­ бернии. Детские и школьные годы Мичурина протекали в лесу с его живописными по­ лянами, опушками, на берегах тихих речек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любителями садо­ водства, цветоводства, ого­ родничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сея­ ли, сажали, делали прививки, получали откуда-нибудь се­ мена и саженцы и сами ку­ да-нибудь отправляли их. При­ мер семьи оказал на Мичурина та груши и яблони. Это стало целью всей его долгой жизни. Изучая учение великого ан­ глийского ученого Чарлза Дарвина и труды наших оте­ чественных ученых-материа- дистов, Мичурин не нашел в них прямых теоретических указаний для осуществления своей идеи в конкретных ус­ ловиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наидучшпх южных сортов яблони, груши, вишни, сли­ вы, абрикоса, надеясь, что среди их саженцев обнару­ жатся такие экземпляры, ко­ торые не только приспособят­ ся к жизненным условиям средней полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Орга­ низмы южных растений, при­ выкшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям жизни в суровом климате и в первые же зимы вымерзали. Многие русские садоводы того времени считали возмож­ ным акклиматизацию запад­ ноевропейских и южных пло­ довых растений путем привив­ ки их на наши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостойкости южным растениям. Мичурин решил проверить правильность этих утверждений. На свои средства он выписал большую коллекцию южных и запад­ ноевропейских плодовых рас- но в то время, когда дикие яблони, груши, и сливы уже сбрасывали ли­ ству, у привитых к ним юж­ ных сортов все листья остава­ лись зелеными до тех пор, пока их не убивали морозы. И ученый начинает искать другие пути для осуществле­ ния своей идеи. Мичурин переходит к гиб­ ридизации плодовых растений, подбирая материнские формы из диких восточно-азиатских плодовых растений, самых холодостойких в мире, а от­ цовские—из западноевропей­ ских и южных культурных плодовых растений. Он уста­ навливает, что полученные от скрещивания таких родитель­ ских растений гибриды, то есть потомство, легче приспо­ сабливаются к условиям сред­ ней полосы Р о с с ии . О н и со­ четают в себе холодостойкость и урожайность материнских производителей, величину, фор­ му, окраску и высокое каче­ ство плодов отцовских произ­ водителей. Такой подбор рас­ тений, географически отда­ ленных по месту своей роди­ ны, и явился тем «переход­ ным мостом», по которому Мичурин, так сказать, пере­ носил «юг на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, которые раньше могли произрастать только на юге. От скрещивания дикой уссурийской груши с южной культурной грушей «бере рояль» Мичурин создал свой замечательный сорт груши «бере зимняя Мичурина». Так были получены им зимостой­ кие сорта слив, черешни, аб­ рикоса, винограда, множество прекрасных сортов яблони, Бишнп, не уступающих по ка ­ честву плодов западноевро­ пейским и южным сортам. Разработав учение о подборе родительских пар растений- производителей, отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин задумал создать совершенно новую плодовую породу. Он смело пе­ решел к межвидовой гибриди­ зации, начал скрещи­ вать далекие по родст­ ву между собой расте­ ния: яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с персиком, оябину с грушей и т. и. Так получал он свой вишне-черешневый гиб­ рид «краса Севера», вишне-черемуховый гиб­ рид «церападус»— этот совершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды ря­ бины «ликерная», «гра­ натная», «десертная Мичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичу­ рина. Полученные гиб­ риды часто обладают плохими качествами. Желательные признаки по большей части не проявляются у гибри­ дов, а нежелательные, плохие качества не ис­ чезают. Селекционер наши I должен воспитывать гибрид- вишни ные растения или живот­ ные так, чтобы развить в них желательные, ценные ка­ чества и устранить нежела­ тельные. В непримиримой борь­ бе против реакционного, иде­ алистического учения Вейсма- на Мичурин разработал прог­ рессивное, материалистическое учение о формообразовании новых видов в зависимости от условий жизни, от влияния окружающей среды. Внешняя среда, говорил он, и есть на­ стоящая мать-воспитательни­ ца. Управление развитием ор­ ганизма растения путем целе­ сообразного воспитания — вот в чем сущность учения Мичу­ рина. Для развития в гибри­ дах желательных качеств Ми­ чурин подготавливал для них особую почву, предоставлял различные удобрения и в раз­ ных дозах, регулировал пода­ чу воду, изменял иногда да­ же освещение и температуру. Одним из самых действен­ ных методов воспитания гиб­ ридов явился разработанный Мичуриным впервые в истории научной селекции метод мен­ тора (воспитателя). Метод мен­ тора — это вершина мичурин­ ской теории управления раз­ витием растительных организ­ мов. Сущность его заключает­ ся в том, что в крону гибри­ дов прививают черенки плодо­ вых растевий, которые обла­ дают такими качествами, ка ­ ких нет у гибридов. Вели, скажем, гибрид яблони недо­ статочно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохолодостойких сортов— антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его крону прививают черенки круп­ ноплодовых сортов. Если нуж ­ но, чтобы плоды гибрида доль­ ше сохранялись в свежем ви­ де, тогда в его крону приви­ вают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых хра­ нятся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Ученики и последователи Мичурина с помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность плодовых расте­ ний, изменяют форму, вели­ чину и окраску плодов, повы­ шают процент сахара в пло­ дах, увеличивают размеры кор­ невой системы в тех случаях, когда она окажется недораз­ витой и т. д. * * * «Вся дорога моя до револю­ ции, — писал Иван Владими­ рович, — была выстлана осме­ янием, пренебрежением, заб­ вением... Чиновники из депар­ тамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объя­ вляли мои гибриды «незакон­ норожденными». Попы грози­ ли: «Не кощунствуй! Не пре­ вращай божьего сада в дом терпимости!» (так характери­ зовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602 — 603). У вели­ кого естествоиспытателя в до­ революционное время был лишь крохотный питомник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощни­ ков и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в ок­ тябре 1917 года, был полным переворотом и в жизни и де­ ятельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, ве­ ликий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по до­ стоинству оценили труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичурин­ ского учения. Благодаря заботам Комму­ нистической партии и Совет­ ского правительства по всей стране развернута сеть ин­ ститутов, зональных опытных станций, опорных пунктов, ко­ торые ныне продолжают и раз­ вивают идеи и учение Мичури­ на в растениеводстве, в жи­ вотноводстве, в микробиоло­ гии, в теоретической медици­ не н ветеринарии. Советские селекционеры-мичуринцы, про­ должая дело Мичурина, толь­ ко за последние двадцать лет создали в нашей стране свы­ ше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сель­ скохозяйственных растений и десятки высокопродуктивных пород домашних животных. Дальнейшее всемерное раз­ витие мичуринского учения имеет огромное значение для осуществления программы кру­ того подъема сельского хо­ зяйства, начертанной реше­ ниями сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующими ре­ шениями партии и правитель­ ства. Передовая мичуринская био­ логическая наука — могучее оружие советского народа в борьбе за преобразование при­ роды, за создание изобилия сельскохозяйственных продук­ тов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйственных наук. г. Мичуринск. Редактор И. П. БЕРЛЕВ. Р. Хлевное, типография газеты «Ленинское слово» Заказ 322 Тираж 2100 экз,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz