Ленинское слово. 1955 г. (с.Хлевное Липецкой обл.)
2 Л е н и н с к о е с л о в о 27 октября 1955 гола № 86 (2845) 27 октября 1955 года ис полняется 100 лет со дня рождения великого советского ученого-естествоиспытателя и преобразователя живой приро ды Ивана Владимировича Ми чурина. Имя Мичурина, соз давшего новое, материалисти ческое направление в биоло гии, посвятившего всю свою жизнь беззаветному служе нию трудящимся, чтут все народы Советского Союза, все передовое и прогрессивное че ловечество. Великая заслуга И. В. Ми чурина заключается в том, что он не только объяснил, что такое наследственность растительных и животных ор ганизмов, по и открыл неиз вестные до него законы, поз воляющие управлять наслед ственностью и развитием ор ганизмов. Тем самым Мичу рин увеличил власть челове ка над природой, вооружил его могучим оружием в борьбе за создание новых форм (сор тов) сельскохозяйственных ра стений и пород животных с желательными свойствами и качествами. Как известно, природа раз вивается независимо от воли и сознания человека, она не может сама по себе удовле творить его многообразные, всегда растущие жизненные потребности. / И. В. Мичурин провозгласил свой материали стический девиз: „Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наш а задача" (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г.). Рас сматривая природу как веч В Е Л И К И И П Р Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь П Р И Р О Д Ы (К 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина) огромное влияние. Уже в во-1тений— свыше 600 сортов. Ве- семь лет он мастерски выра щивал те или другие расте ния, владел многими спосо бами прививки плодовых рас тений. После окончания уезд ного училища Мичурин мечтал о высшем образовании и дея тельности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безнадежно заболел, семья оконча тельно разоралась и распалась. Молодой Мичурин, чтобы зарабатывать се бе средства к жизни, поступил конторщиком в товарную контору же лезнодорожной станции Козлов бывшей Тамбов ской губернии. Ведя полуголодное сущест вование, лишенный воз можности получить офи циальное высшее обра зование, Мичурин нас тойчиво занимается са мообразованием. Он уси ленно изучает физику, химию и другие науки. Но больше всего ои изучает живую приро ду, жизнь растений, дополняя учебу опыта ми в своем крошечном садике. Будучи по всему сво ему внутреннему складу при рожденным натуралистом, И. В. Мичурин двадцатилетним юно шей задумал перестроить са доводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и се верной полосе России росли и плодоносили такие прекрас ные плодовые растения юга, дя наблюдения на опытном участке, Мичурин установил резкие различия в развитии дичков и привитых на них южных сортов плодовых рас тений. Южные растения вес ной начинали расти раньше, ный процесс возникновения, I как абрикос, персик, вино- изменения, развития, Мичурин [ град, черешня, десертные сор на протяжении всей своей деятельности отстаивал и развивал материалистическую идею о разумном вмешатель стве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека яв ляется возможным вынудить каждую форму животного или растения билее быстро изме няться и притом в сторону, желательную ч е л о в е к у " (Соч., т. IV, стр. 158). Глубоко веря в творческую роль человека, в его воздей ствие на природу, Мичурин прямо говорил, что человек лучше природы может созда вать новые формы растений. И. В. Мичурин родился в бедной семье отставного воен ного чиновника Владимира Ивановича Мичурина, владев шего небольшим лесным по местьем «Вершина» в Пронском уезде бывшей Рязанской гу бернии. Детские и школьные годы Мичурина протекали в лесу с его живописными по лянами, опушками, на берегах тихих речек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любителями садо водства, цветоводства, ого родничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сея ли, сажали, делали прививки, получали откуда-нибудь се мена и саженцы и сами ку да-нибудь отправляли их. При мер семьи оказал на Мичурина та груши и яблони. Это стало целью всей его долгой жизни. Изучая учение великого ан глийского ученого Чарлза Дарвина и труды наших оте чественных ученых-материа- дистов, Мичурин не нашел в них прямых теоретических указаний для осуществления своей идеи в конкретных ус ловиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наидучшпх южных сортов яблони, груши, вишни, сли вы, абрикоса, надеясь, что среди их саженцев обнару жатся такие экземпляры, ко торые не только приспособят ся к жизненным условиям средней полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Орга низмы южных растений, при выкшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям жизни в суровом климате и в первые же зимы вымерзали. Многие русские садоводы того времени считали возмож ным акклиматизацию запад ноевропейских и южных пло довых растений путем привив ки их на наши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостойкости южным растениям. Мичурин решил проверить правильность этих утверждений. На свои средства он выписал большую коллекцию южных и запад ноевропейских плодовых рас- но в то время, когда дикие яблони, груши, и сливы уже сбрасывали ли ству, у привитых к ним юж ных сортов все листья остава лись зелеными до тех пор, пока их не убивали морозы. И ученый начинает искать другие пути для осуществле ния своей идеи. Мичурин переходит к гиб ридизации плодовых растений, подбирая материнские формы из диких восточно-азиатских плодовых растений, самых холодостойких в мире, а от цовские—из западноевропей ских и южных культурных плодовых растений. Он уста навливает, что полученные от скрещивания таких родитель ских растений гибриды, то есть потомство, легче приспо сабливаются к условиям сред ней полосы Р о с с ии . О н и со четают в себе холодостойкость и урожайность материнских производителей, величину, фор му, окраску и высокое каче ство плодов отцовских произ водителей. Такой подбор рас тений, географически отда ленных по месту своей роди ны, и явился тем «переход ным мостом», по которому Мичурин, так сказать, пере носил «юг на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, которые раньше могли произрастать только на юге. От скрещивания дикой уссурийской груши с южной культурной грушей «бере рояль» Мичурин создал свой замечательный сорт груши «бере зимняя Мичурина». Так были получены им зимостой кие сорта слив, черешни, аб рикоса, винограда, множество прекрасных сортов яблони, Бишнп, не уступающих по ка честву плодов западноевро пейским и южным сортам. Разработав учение о подборе родительских пар растений- производителей, отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин задумал создать совершенно новую плодовую породу. Он смело пе решел к межвидовой гибриди зации, начал скрещи вать далекие по родст ву между собой расте ния: яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с персиком, оябину с грушей и т. и. Так получал он свой вишне-черешневый гиб рид «краса Севера», вишне-черемуховый гиб рид «церападус»— этот совершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды ря бины «ликерная», «гра натная», «десертная Мичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичу рина. Полученные гиб риды часто обладают плохими качествами. Желательные признаки по большей части не проявляются у гибри дов, а нежелательные, плохие качества не ис чезают. Селекционер наши I должен воспитывать гибрид- вишни ные растения или живот ные так, чтобы развить в них желательные, ценные ка чества и устранить нежела тельные. В непримиримой борь бе против реакционного, иде алистического учения Вейсма- на Мичурин разработал прог рессивное, материалистическое учение о формообразовании новых видов в зависимости от условий жизни, от влияния окружающей среды. Внешняя среда, говорил он, и есть на стоящая мать-воспитательни ца. Управление развитием ор ганизма растения путем целе сообразного воспитания — вот в чем сущность учения Мичу рина. Для развития в гибри дах желательных качеств Ми чурин подготавливал для них особую почву, предоставлял различные удобрения и в раз ных дозах, регулировал пода чу воду, изменял иногда да же освещение и температуру. Одним из самых действен ных методов воспитания гиб ридов явился разработанный Мичуриным впервые в истории научной селекции метод мен тора (воспитателя). Метод мен тора — это вершина мичурин ской теории управления раз витием растительных организ мов. Сущность его заключает ся в том, что в крону гибри дов прививают черенки плодо вых растевий, которые обла дают такими качествами, ка ких нет у гибридов. Вели, скажем, гибрид яблони недо статочно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохолодостойких сортов— антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его крону прививают черенки круп ноплодовых сортов. Если нуж но, чтобы плоды гибрида доль ше сохранялись в свежем ви де, тогда в его крону приви вают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых хра нятся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Ученики и последователи Мичурина с помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность плодовых расте ний, изменяют форму, вели чину и окраску плодов, повы шают процент сахара в пло дах, увеличивают размеры кор невой системы в тех случаях, когда она окажется недораз витой и т. д. * * * «Вся дорога моя до револю ции, — писал Иван Владими рович, — была выстлана осме янием, пренебрежением, заб вением... Чиновники из депар тамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объя вляли мои гибриды «незакон норожденными». Попы грози ли: «Не кощунствуй! Не пре вращай божьего сада в дом терпимости!» (так характери зовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602 — 603). У вели кого естествоиспытателя в до революционное время был лишь крохотный питомник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощни ков и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в ок тябре 1917 года, был полным переворотом и в жизни и де ятельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, ве ликий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по до стоинству оценили труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичурин ского учения. Благодаря заботам Комму нистической партии и Совет ского правительства по всей стране развернута сеть ин ститутов, зональных опытных станций, опорных пунктов, ко торые ныне продолжают и раз вивают идеи и учение Мичури на в растениеводстве, в жи вотноводстве, в микробиоло гии, в теоретической медици не н ветеринарии. Советские селекционеры-мичуринцы, про должая дело Мичурина, толь ко за последние двадцать лет создали в нашей стране свы ше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сель скохозяйственных растений и десятки высокопродуктивных пород домашних животных. Дальнейшее всемерное раз витие мичуринского учения имеет огромное значение для осуществления программы кру того подъема сельского хо зяйства, начертанной реше ниями сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующими ре шениями партии и правитель ства. Передовая мичуринская био логическая наука — могучее оружие советского народа в борьбе за преобразование при роды, за создание изобилия сельскохозяйственных продук тов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйственных наук. г. Мичуринск. Редактор И. П. БЕРЛЕВ. Р. Хлевное, типография газеты «Ленинское слово» Заказ 322 Тираж 2100 экз,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz