Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

СЕГОДНЯ -150 лет со дня рождения Фридриха Энгельса К 150глетию со дня рождения Фридриха Энгельса, исполняющемуся 28, нояб|ря 1970 года, «здатёльство ■ ^«Изобразительное искусство выпустило плакат ху- "дВжвика В. Сачкова, на котором изображен Ф. Энгельс и приведены слова В- И. Ленина о нем: «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым замечатель­ ным ученым и учителем современного пролёта]эиата»..] Фотохроника ТАСС. Внимательно следя за револю­ ционным движением в России, Ф. Энгельс йнтерееовался й тео­ ретиками этого движения. С од­ ними 'он был знаком лично, с другими — только по перепис­ ке, а третьих знал по их трудам. Среди них были' люди с различ­ ными- взглядами. Этим объяс­ няется и различное' к,ним отно­ шение со стороны Ф. Энгельса. Хорошее знание м.чо1^их деяте­ лей революционного движения и передовых мыслителей дало ос­ нование Энгельсу сказать в ' 1880 году, что Россия за послед­ ние 30 лет выдвинула столь много критически мыслящих умов. К ним относились и выда­ ющиеся представители револю^- Цйонно-дбмократической мысли — Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Хорошо зная произведения священной борьбе за свободу и духовное пробуждение народа, делали такое сопоставление еще более правомерным. Вся жизнь Лессинга прошла в неустанной борьбе. Он был, как сказал о нем Г. Гейне, живой критикой своего времени, и вся его жизнь была полемикой. Когда Е. Паприц написала Ф. Энгельсу письмо, 'где утвер­ ждала, что, по ее мнению, нель­ зя считать, что русские социали­ сты лучше других подготовлены к революции, потому что они якобы несведущи в обществен­ ных делах, у них нет идей и на­ стоящих научных знаний, то Энгельс I в своем ответе дал ре- щительную отповедь умалению заслуг русских мыслителей и ;революционеров. Он писал,' что они с Марксом не могут на них пожаловаться. Если некоторые I ____________ :_______ Ф.Энегльсореволюционерах и мыслителях России Добролюбова и особенно Чер­ нышевского, их революционную деятельность, отмечая подъем революционного движения в России, идейное движение среди русской учащейся молодежи, со­ стоящей большей частью из де­ тей крестьян и неимущих лю­ дей, Маркс и Энгельс подчерки­ вали, что эта русская молодежь прониклась социалистическими идеями. Идейным вдохновите­ лем этого движения они счита­ ли Н. Г. Чернышевского. Он •— глава революционной партии, вокруг которого собралась це­ лая фаланга, публицистов, мно­ гочисленная группа офицеров и учащаяся молодежь. 0.н больше всего сделал для вовлечения учащейся молодежи в еоциали- -стическое движение. Маокс считал Черныщевского учителем русских революционеров, Ф. Эн­ гельс называл его великим м.ы- слитейем, которому Россия обя- .. зана' бесконечно многим. Он вы­ соко ценил и Н. А. Добролюбо­ ва. Энгельс говорил, что Рос­ сия выдвинула двух Писателей , масштаба Добролюбова и Чер­ нышевского, двух сойиалистиче- ских Лессингой. ' Сравнение Энгельсом двух русских революционных демо­ кратов с Лессйнгом объясняет­ ся тем, что борьба против кре­ постного права Лессинга в XVIII веке в Германии, Чернышевско­ го и Дрбррлюбрйа в XIX веке в России — объединяла их. Не­ сгибаемый характер, цельность жизни Лессинга, до конца п> школы и отличались больше своим революционным пылом, чем научными исследованиями, если были и есть еще кое-где блуждания, то, с другой сторо­ ны, была и критическая мысль, и самоотверженные искания ^в области чистой теории, достой­ ные народа, давшего Добролю­ бова и Чернышевского. Энгельс обращал особое внимание на то, что он говорит не только о ре­ волюционных социалистах, дейст­ вующих на практике, но также об исторической и критической школе в русской литературе, ко­ торая стоит бесконечно выше всего того, что, создано в этом отношении в Германии и Фран­ ции официальной исторической наукой. Ф. Энгельс, подчеркивая .тен­ денциозность романов, котбрые пишут русские писатели, пришел к выводу, что социалистический тенденциозный роман целиком выполняет свое назначение. Он, правдиво изображая действи­ тельные отношения, разрывает господствующие условные иллю­ зии о природе этих отношений, расшатывает Оптимизм буржу­ азного мира, вселяет сомнения по поводу неизменности основ существующего. Можно с уверенностью ска­ зать, что Энгельс в числе дру­ гих романов имеет в виду и «Что делать?». Роман Черны­ шевского с призывом: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, пе­ реносите из него в настоящее сколько можете перенести». Ф. Энгельс высоко ценил дея­ тельность учеников Чернышев­ ского — членов-Русской секции 1- Интернационала. Он отмечал, что среди молодого поколения русских мы знаем людей выда­ ющегося теоретического и прак­ тического дарования и большой энергии. Среди русских эмигран- тов-выходцев из народа есть люди, которые по своим дарова­ ниям и характеру, безусловно, принадлежат к лучшим людям нашей партии. У них.выдержка, твердость характера и в то же время теоретическое понимание прямо поразительны. Здесь в перйую очередь Энгельс имеет в виду деятелей Русской секции ■1 Интернационала — Е. Г. Бар­ теневу, Е. Л. Дмитриеву, .А В. • Корвин-Круковскую, Н. И Утина. - Хорошие ! взаимоотношения были у Ф. Энгельса с революци­ онерами России — С. М. Степ- 1няком-Кравчинским, Г. А. Ло­ патиным и В. И. Засулич. Он по-отечески заботился о больной Вере Ивановне Засулич, напра­ вил к ней врача, предлагал, ес­ ли необходимо, материальные средства. Дружеские отношения у Маркса и Энгельса были с П. Л. Лавровым. Они переписывались друг с другом, обменивались своими произведениями. И вме­ сте с этим Маркс и Энгельс все­ гда по-дружески его критико­ вали по принципиальным 'во ­ просам. После смерти Маркса Энгельс и дочь Маркса Эле­ онора передали его русскую библиотеку П. Л. Лаврову, как признанному представителю рус­ ской революционной эмиграции и старому другу покойного. Другими были отношения у Маркса и Энгельса с М. А. Ба­ куниным. В борьбе . за упроче­ ние Интернационала они реши­ тельно выступали против анар­ хизма Бакунина, критиковали его по вопросам государства и диктатуры пролетариату, бтри‘ цания политической борьбы и пролетарской партии. Революционеры России раз­ ных поколений сделали немало для распространения марксизма в России. На русский язык был переведен первый том «Капита­ ла» Г. Лопатиным и Н. Дани­ ельсоном, Большая роль в про­ паганде марксизма принад.че- жит группе «Освобождение тру­ да», основанной Г. В. Плехано­ вым в 1883 году в Женеве. Ф. Энгельс гордился тем, что среди русской молодежи суще­ ствует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие .экономические и исторические теории Маркса. Г. ЛОГАЧЕВ. Доцент. С большой заинтересованностью в сельских Советах проходят сессии, на ко торы х обсумсдают- ся отчеты и спол ком ов . Д епута ­ ты и активисты по -деловом у , с больш ой заинтересованностью ведут ра з го в ор о хо зяйственном ' и кул ь т ур н ом строительстве, выявляют дополнительные ре ­ зервы , еысказьпвают критиче ­ с кие замечания, направленные на устранение ош и б о к и про ­ счетов. На сессии Ф е д о р р в с к о го сель­ совета отмечалось, ■ что испол ­ к о м стал гл убж е вникать в про - изво;^ство, оказывать больш ее влияние на положени е хозяйст ­ венных дел, на повышение тр у ­ д овой активности масс. Вместе Ь тем в е го деятёльности есть и серьё зны е пробелы . . — И спол ком ещ е не поднял общественность на бо р ьб у с пьяницами , -лодырями , расхити­ телями на р о д н о го добра , не ‘ привл ё к к воспитательной рабо ­ те ш и ро ки е слои интеллигенции , не навёл по р яд ка в у ч р еж д е н и ­ ях культуры , — п одч ер кн ул уп ­ равляющ ий Таноевским отделе ­ нием совхоза «Каменский» Н. М. Д е рб ун о в . — Нам д о р о го обо ­ шлась недисциплинированность отдельных водителей , п о вине ко то ры х не был вовремя све­ зен с полей ур ож а й сахарной свеклы . Я не намерен перекла ­ дывать ответственность на о р га ­ ны ммлицим, н о с их стороны д олж на оказываться более дей ­ ственная помощ ь . Участковый ин спе ктор тов. Нови ков не вы­ ступает ор гани за тором и воспи­ тателем людей . Не припомню , ко гда работники милиции , суда и пр о кур а туры выступа^^и в Та- неевке с ле кциями и д окла ­ дами. К а к указывалось на сессии, ИОПОЛК 101 М не всегда при 1 сл|уши- .вается к голосу масс, знает о нуждах и запросах населения. К урба тов и А. И. Захарова со­ ветовали, ка к перевести детей на односменные занятия, о р га ­ низовать питание и ре гулярный подво з ш кольников , улучшить м ед ицин с кое обслуживаниё на­ селения. Серьезныё претензии предъ ­ являлись работникам торговли , ко торы е мало беспокоятся об о ткры тии магазина в Зыбинке , несвоевременно завозят хлебо­ булочные Изделия, товары по ­ вседневного спроса, ко торы е ОТЧЕТЫ СЕЛЬИСПОЛКОМОВ — Депутаты , члены испол ко ­ ма р е д к о бываю т на тракторны х станах, фермах, хотя их ж д у т механизаторы , животноводы . Встречи с ними пом о гу т им о п ­ ределить основное направление 8 своей практической работе,— подметил бри гадир Б. Ф . Нови ­ ков. Вносились предлож ения по улучш ению деятельности д епу ­ татских постов, постоянных ко ­ миссий с целью выполнения на­ казов избирателей . Д и р е к т о р Зы бин ской восьми ­ летней ш колы А . П. Бесперстых, управляющ ая Ивановским о тде ­ лением совхоза «Каменский» К . А. Алехина, уИйтеля Б. Н. лежат в складах и на базах. Ру­ ководители раб коопа и совхоза кКаменокий» словцо стоят «а разных полюсах, ни ка к не при ­ д у т к взаимопониманию , хотя их первейший д ол г заботиться о людях . Важные вопросъ! поднимались на сессии К о л осо в с ко го сельсо ­ вета. Отставание совхоза «Та- лицкий» , за развитие ко то р о го в ответе все депутаты и акти­ висты, нашло свое отражение . Если объединить М 1 Н о г и е вы ­ ступления, то их смысл сводил ­ ся к тому , что подъем э кон ом и ­ ки надо начинать с укрепления трудовой дисциплины , с по^вы- шения чувства ответственности за любое по 1 р у ч 0 Н 1 ное деяо .^ Как отмечалось на сессии, особенно низка дисциплина в ИвЕновке. Кое -кто явно увлекся домашним хозяйством , занима­ ется самогоноварением . Это — результат недооценки воспита­ ния людей. Село удалено от проезжи х д оро г , сюда р ед ко заглядыва­ ют лекторы . Не стал проводни ­ к о м культуры и местом отдыха клуб, где и посидеть не на чем . Не находя полезных раз ­ влечений, мологдежь бесцельно пр сводит свободное время, учится не тому, чему нужно . Д и р е к т о р Талицкой средней ш колы С. И. Казанцева посвяти­ ла свое выступление воспита­ нию подрастающ его поколения , отметила неудовлетворительную работу комиссии содействия семье и школе . О бсуждены отчеты исполко ­ м ов на сессиях Пищ улинского , больше -И звальско го , Н ижне - В ор го ль с ко го и дру гих сельских Советов. В выступлениях д еп у ­ татов уделялось большое ант< 1 - мание производственным во­ просам , улучшению культуры и быта. П ред лож ения и критические замечания будут положены в основу практической работы сельисполкомов . И. ИВАНОВ. Кандидат экономических наук М. М. Баранов (на снимке ) о к о ­ ло 30 лет возглавляет передо ­ вой на Львовщине кол хо з и ^ е - ни К. М аркса Нестеровско го района. Михаил Михайлович — автор ряда кн и г и научных статей по вопросам экономи ки сельского хозяйства. Сейчас он завершает диссертацию «Материальное стимулирование и совершенст­ вование оплаты труда в кол хо ­ зах» на соискание ученой сте­ пени доктора экономических наук. I Ф о то Ю . Шаповала. Ф о тохрони ка ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz