Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)
о МАРТЕ нынешнего года по ' телевидению был показан фильм «Аяъюггаят его прееосхо- дительства». Об интерсе, с ко торым с»н был встречен, свиде тельствует тот факт, что Цент ральное телевидение, киностудия «Мосфильм» и мы, авто(ры сце нария, полуЧИЛИ десятки тысяч писем и телеграмм. Телезрители опрашивали, действительные ли события положены в основу фильма, погиб он или сумел бе жать из тюрьмы, продолжат ли авторы повествование о его дальнейшей судьбе. ной из киевских подподьных бе логвардейских организаций в 1919 году занимался вместе со своими товарищами Федор Ти- -мофеевич Фомин. И это он ра зоблачил вражеского лазутчика Баскова, который одно В'рщмя был начальником оперативного отдела штаба 1-й Украинской ' Красной -Армии. В телефильме же чекисты раскрывают киевский «подпольный центр» и разобла чают бодогвардейского агента Баоова с по.чощью нашего Коль цова. В 1919 году Антанта постави -•'ЛЛ/^/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^/^ЛЛЛ/V^ЛАЛЛЛЛЛЛЛЛ/V\Л/^ЛЛ/V^ЛЛ/^^ Возвращаясь к напечатанном'^ РАДИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ 'Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Г Л Л Л Л Вероятно, желание.ч ответить на все эти вопросы и явилась пуб ликация статей в некоторых га зетах о П. В. Макарове, который якобы послужил прототипом на шего героя. Некоторые газеты прямо обвиняли авторов сцена рия в том, что мы нигде не упо мянули П. В. Макарова, не ска зали, что его воопомии'диия лег ли в основу телефильма «Адъю тант его превосходительства». В связи с этим нам хотелось бы ответить .телезрителям и чи тателям. Перед премьерой телефильма наши товарищи по работе гово рили с экрана о том, что образ Кольцова не имеет прямого про тотипа в реальной жизни. Об эД'бм же сказал, выступая поз^е по телевидению, один из нас— Г. Л. Северский... Если же быть совсем точными, то у Кольцова очень много прототипов. Образ этот собирательный. Работая над сценарием, мы познакомились с биографиями № 10 гих наших слав ных чекистов, таких, как Я. X. Петерс, М. Я. Лацис, С. Г. Ура лов, Ф. Т. Фомин, П. В. Мака ров, И. М. ПетрО|В —- всех труд но перечислить. Каким.и-то их чертами, гранями характеров, какими-то фактами их биогра фий мы и наделили нашего героя Павла Кольцова. К примеру, ликвидацией од- ИЗ АРМЕЙСКОЙ ТЕТРАДИ 3 Е л г Л Я К На днях дорога лужицы сосала. Сегодня вно<вь еоя в трещи 1 нах-морщй 1 нах. От зноя полуявнного спасала Кустарником поросшая лощм'на. Но мы прошлм' Усталым, трудным шагом, Идем просолком — лентой в поле вьется. Березка, что скшонилась над оврагом. Стоит в безветрии — не шолох 1 нется. Проклятый зной! И фляга так легка. О т жажды острой трескаются губы. На левом фланге вижу паренька, С лицом вспотевшим и от ль™ грубым. Я по себе сужу: как трудно первО(Подку. Ведь только начался нелегкий труд солдатский. Но, видя взмах руки, широкую походку И ВЗГЛЯД колючий на дорогу из-под каски, Уверен я: пусть служба нелегка, Ее пройдет он с водею солдата. - Я чувствую сейчас, как руки земляка Надеж 1 НО держат ложе автомата. А. СУХОРУКОВ. ла Деникину несколько десятков танков. Эти танки должны были участвовать в битве за Москву. . Известно, что в Новороссийске танки были погружены на желез нодорожные платформы, но... в битве за .Москву они не участ вовали. Мы пытались выяснить, яо так и не узнали, кто были те безымянные герои, которые вы полнили операцию по ликвида ции эшелона с танками. А сколько чекистов, находясь в белогвардейском тылу, оказы- ! вали по.мощь Южной группе войск под командованием И. Яквра, прорывавшейся из-под ■Одессы к Житомиру на соеди нение с частями регулярной Кра сной Армии? Благодаря их уси- ■чиям этот беспримерный по тру дности рейд прошел успешно. Все эти факты стали тканью телевизионного фильма «Адъю тант его превос.ходительства». Героические действия многих че кистов мы приписали одному ге рою — Кольцову. И вряд ли под каждым из этих действий под пишется П. В. Макаров. Не под пишется из уважения к себе и к ов'Оим боевым товарищам, жи вым и погибшим. Поэтому вызывает недоуметие позиция Ю. Андреева, высказан ная им в письме «Ради восста новления справедливости» (еже недельник «Лйтературагая Рос сия», № 28 (392) за 10 июля с. г.)' Автор этого письма категориче ски настаивает на . том, чтобы П. В. Макаров был признан еди ным прототипом Кольцова. Ра туя за справедливость, он пред лагает видоизменить титры филь ма — «Первым чекистам посвя щается» — и сделать новые, «из 1 вещающие о том, что в осно ву сценария положена реальная жизнь реального человека»... Ну, а вдруг реальный чело век, то есть П. В. Макаров, по вышеперечисленным* причинам не согласится на такой титр? Товда какой еще титр необходимо на писать «ради восстановления справедливости»? В заключение хотелось бы ска зать еще вот о чем. Нам очень дороги ггисвма зри телей с отзывами о нашей рабо те. Они важны, они помогают Е нам. Не менее важны и высказы вания прессы — после каждого нового фильма мы ждем их с не терпением. Однако становится горько, когда авто 1 ры печатных выступлений пытаются судить нас по законам, которые они са ми для нас изобрели. В само.м деле, почему Ю. Ан дреев, изобретая для нас свой зж ои , закон биографического фильма о П. В. Макарове, упре кает в упущ'еяных сюжетных воз можностях, в том, будто авторы «кое-как переиначили>^ сюжет, ко торый «своей жизнью, своей кровью, своим героизмом» создал Макаров? Ведь достаточно бы ло ему прочесть книгу воспоми наний П. В. Макарова «Адъю тант генерала Май-Маевского», чтобы убедиться, что сюжет_. не ■ заимствовали и в связи с этим не переиначен кое-как. Что фильм шире одной биографии П. В. Макарова. Что это 'фильм о первых советских чекистах и им посвящен — в том числе и П. В. Макарову. Наконец, что это художественный фильм. Но для этого Ю. Андрееву нужно было захотеть понять закон, ко торый предложили авторы. И судить их по^ этому закону. Вот это и хотелось нам ска зать ради восстановления спра ведливости. И. БОЛГАРИН, Г. СЕВЕРСКИИ, авторы сценария телефильма «Адъютант его превосходи- ■ тельства». С О З И Д А Н И Е РАБОТА 'По нраву мне 'Круть]е будни, И рад, что верность им сберег. Я кроме новых, Кроме трудных Не лриэнэю других дорог. На то и есть на свете утро, Чтоб был накал большого дня. И эта вот простая мудрость в крови давно уж у меня. 1 БЛИЗКИ нелегкие заботы. Они со мною до седи1Н... Страна великая — Работа, Горж|усь, Что я твой гражданин. НА СТРОЙКЕ Как всегда, По утрам на летучке Рао.го 131 оров горячих много. Тут од'ни получают взбучку, Тут другим обещают подмо'гу. После звучно гудят самосвалы, Краны смотрят В высь голубую. И флажок. Как зарница, алый Из бригады кочует в даугую. Напряженные ритмы у стройки, И она поднимается выше. Кирпичи тут кладут. Как стро.ки Трудовой истории пишут. В ЖАТВУ Не сидится Сереже дома. Лишь растает над крышей дым. По дороге Давно знакомой 8 поле движется он с Гнедым. Надо быть ему там — И точка. |Без него там — Одна беда. За спиной у парнмилки в бочке (Ключевая звенит Вода. Н. БАДУЛИН. | в | " " РОДНОЕ ПОЛЕ. Фото Н. Шаталова. Очерки Ф. М. Решетникова (1841—1871) Федор Михайлович Решетни ков является одним из крупней ших писателей — демократов- разночинцбв 1860-х годов. Его литературная деятельность це ликом совладает со вторым эта пом освободительного движения в России. В. И. Ленин писал: «Падение крепостного права вызвало появление разночинца: как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической — ■бесцензурной печати, в частно сти» (Сочинения В. И. Ленина, т. 20, иэд. 4, стр. 224). Одним из представителей этого нового демоиратичеокого направления в литературе и был Решетников. Им были опубликованы круп ные романы из жизни рабочих. Это «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?», а его знаменитая' ■повесть «Подлиповцы» навеки обессмертила имя писателя. Но кроме повестей, ^романов Ф .М. Решетников опубликовал большое количество очерков и рассказов. Эта литература в 1860-е годы достигает наивыс- шего расцвета. Писатели от изо бражения крестьянских типов переходят к изображению всей простонародной среды. И в этом отношении особо характер- ■но творчество Решетникова. По утверждению Салтык^ова - Щед рина, Решетникову одному из первых в русской литературе удалось представить образ рус ского простолюдина дореволю ционного в,ремеки. Щедрин, со глашаясь с Тургеневым, гово рившем о Решетникове как о писателе «трезвой правды», кон кретизирует Тургенева. Он пи шет: «Он (Решетников) чувст вует правду, пишет правду и из этой правды до того естест- веино вытекает трагическая ис тина русской жизни, что она становится понятною даже и без особых усилий со стороны автора». С января 1864 года Решетни ков становится' сотрудшжом журнала «Современник». В нем он в этом же году публикует свою знаменитую повесть «Под- липовцы», очерки «Ставленник», «Мжся» и др. Героями этих про изведений являются бедные и забитые люди. Все их обижа ют, от всех они зависят. Угне тающая обстановка жизни ка лечит их. Но трагизм этих лю дей заключается и в том, что они зачастую не видят угнета ющей их силы. Особенно в этом |Отношении характерен очерк «Макея», в основу кото рого положена биография отца Решетникова. Автор показывает быт мелкого провинциального Ч 1 Иновничества. Ж'Изнь их муч.и- тельно тяжела. Одни страдания выпадают на их долю. Со всей своей ужасной силок над ни ми тяготеет социальный гнет. Люди лишены были всяких прав, и вырваться из этих ад ских условий своего существова ния они .ника'К не могли. Един ственное успокоение они нахо дили только Б водке, которая их губила окончательно. Все они в конце концов пьют за поем, болеют белой горячкой и преждевременно умирают. Зло ключения Макси начались с пер вых дней его жизни. - Родился он в тягость семье. Затем ребенок живет в дикой ■и костной среде, в угнетающей бедности. С раннего детства он испытывает голод :и побои ото ■всех, в том числе от своего пьяного отца-дьячка и даже от матери. До десяти лет Макею не учили грамоте, «а он только выучился играть в разные иг ры... и надувать кого угодно». После смерти отца Макею от дают учиться в бурсу, а мать его «ушла на спокой в женский монастырь». Дальше Решетни- ■ков так характеризует судьбу Макси: «Безграмотный Макея... принял много горя и тяЖких для -его лет тиранств; ничего не понимая, он много выстра дал в течение шест,илетнего пре бывания в бурсе и терпел бес сознательно... В эти годы он сделался еще хуже... и ничего не мог осмыслить правильно. На розги и побои он смотрел как на обы«новеи 11 юе дело и вполне отдавал себя на произ вол своих благодетелей». Каж дый бурсак издевался надМак- сей и делал с ним, что хотел. После окончания бурсы Макея ■устроился на долЖ|Ность звона ря. Уже в первый день он был бит и выброшешна улицу. Решетников показывает развра- щеиную и вечно пьяную духов ную среду. Макею заставляли насильно пить водку, воровать. В юношеские годы он уже со всем теряет себя. Его увольня ют. «Пошел наш Макея елань шатать, дороги утаптывать». С трудом Максе удалось устро иться почтовым работником. И здесь он переносит те же ли шения; был день сыт, два го- Л 01 ден». Снова увольняют Мак ею, -снова поиски работы. Гиб нет человек у* вех на глазах. Сам автор приходит к печально му заключению: «Что будет по том с Максей — не знаю и разрешать этот вопрос предо ставляю другим». Так проходи ло безрадостное детство бедня ков. И Решетников показывает, что горькая участь Макси не являлась исключением, а нор мальной жиз(нью многих «горе мык, как и он», которые жили также безотрадно в условиях самодержавно -крепостническо го строя. И. СКВОРЦОВ. Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz