Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

Отвоеванное небо БЕСЕДЫ АТЕИСТА ^ ДАВНИХ времен люди за- думывались: что такое не­ бо? Сияющая бездонная лазурь в ясный день. Грозное вмести­ лище туч, молний, грома в не­ погоду. Загадочный узор звезд ночью. Оттуда, с неба, солнце посылает свои дающие жизнь лучи, оттуда выпадает живот­ ворная влага дождя. Что там, в небесных просто­ рах? На чем держатся солнце, луна, звезды? Как возникают тучи, дождь, сполохи — сияния северного неба? Что такое мно­ гокрасочная полоса радуги? От­ куда берутся хвостатые чудо­ вища — кометы? Почему пада­ ют звезды, или среди бела дня черная круглая тень вдруг за ­ крывает солнце и на землю опускается тьма? Какое значе­ ние для людей имеет то, что совершается на небе?.. Множество таких «что?», <как?» и «почему?», поражая воображение людей, побуждало их искать ответы. ОТ ИЛЛЮЗИИ ВЕРЫ — К ЗНАНИЯМ Не умея объяснить небесные явдания, испытывая страх пе­ ред ними, наши далекие предки обожествляли их, так же, как обожествляли они все таинст­ венное, непонятное на земле. Люди обращались с просьбами, молитва 1 ЙИ к солнцу, луне, ту­ чам, грому, просили помочь в хозяйственных делах. Чтобы не­ бесные силы не наносили вреда, их пытались задобрить, умило­ стивить, приносили им жертвы. Создавались сказки, легенды, фантастичеокир представления о строении неба. Оно казалось лю­ дям чем-то вроде твердого сво­ да, которым, как чашей, накры­ та плоская земля, — по этому своду будто бы и движутся не­ бесные светила. Когда же человеческое воо­ бражение создало богов, то им, конечно, не нашлось лучшего ме­ ста, чем небеса, — далекие, недоступные, таинственные. От­ туда, казалось людям, небожите­ ли-боги управляют зем,ной жизнью, распоряжаются судь­ бами смертных. Эти наивные представления о небе как оби­ талище ббгов отражены и в так называемых священных книгах различных религий. Библия начинается рассказом о том, как бог создал мир: «И создал бог твердь... И назвал бог твердь небом». Потом бог поставил на небесной тверди солнце, луну, звезды. Об этом же говорится и в «Псалтыре» — сборнике духовных песнопений. В 103 псалме читаем о том, как бог над землей «простер небеса, как шатер... Поставил землю на твердых основах; не поколеб­ лется она во веки и веки... Бездною, как одеянием, покрыл ее. Сотворил луну для указания времен» и так далее. При этом на все- лады воспевается пре­ мудрость и всемогущество бога и ничтожность, бессилие челове­ ка. «Когда, — написано в псал­ ме,—взираю я на небеса твои, дело твоих перстов, на луну и звезды, которые ты поставил, то что есть человек?» Само существование Вселен- щой с ее бесчисленными звез­ дами, планетными системами богословы стремятся использо­ вать как доказательство бытия бога. Дескать, раз существует мир, в котором все так премуд­ ро устроено, значит должен су­ ществовать и его творец — си­ ла, приводящая в движение ми­ риады небесных тел. Эта сила, учат церковники, и есть бог. В классовом обществе рели­ гия — всегда верная служанка эксплуататоров. Они заинтвресо- вань^ в том, что религия не только принижает человека — смотри, мол, как ничтожен ты перед богом, — но и запугивает его, стремится постоянно дер­ жать в страхе божьем. В «свя- щеином писании», например, ри­ суются жуткие картины конца мира, когда бог разрушит свое творение — Вселенную. Тогда, говорится в евангелии от Мат­ фея, «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды опадут с неба, и силы небесные поколеблются». Устраша 1 ющая картина конца мира рисуется и в «Апокалипсисе». Эту же цель — обезволить человека, внушить ему сознание своего ничтожества перед все­ могущим богом, крепче привя­ зать к религии — преследует и настойчиво внушаемое верую­ щим противопоставление всего небесного, божественного, высо­ кого — земному, бренному, низ­ менному. Небо, где находится престол божий и «царство небес­ ное», недоступно людям, учит религия. Туда может попасть — и то лишь после смерти — толь­ ко глубоко верующий человек, точнее, его бесс.мертная душа. Это-то и будет вечной, настоя­ щей жизнью человека, которую он должен заслужить и вымо­ лить у бога за время своего кратковременного пребывания на земле. В противном случае его душа попадет не в райские чер­ тоги, а в ад, в преисподнюю, в царство вечных мучений. Как видим, христианская ре­ лигия включила в свое вероуче­ ние фантастические представле­ ния древних людей о небе. Эта «христианская космология» име­ ет своей целью крепче держать верующих Б лоне религии и церкви. Веяное правдивое слово о том, что в действительности представляет собой небо, не только разрушает превратные представления о мироздаПии, но и колеблет всю систему религи­ озных взглядов и догм. (Окончание следует). Азербайджанская ССР. В не­ скольких десятках километров южнее Баку находятся широко изь’зстные скалы Кобыстана.Это интереснейшие экспонаты, соз­ данные природой. Еще более известны скалы уникальными рисунками, оставленными нам человеком каменного века. На снимке; стара, как мир, голова каменной змеи. Фото Ю. Рахиля. Фотохроника ТАСС Чернянские песенники Большой праздник пе­ сни прошел в тамбов­ ском селе Черняшжом. Он был посвящен 50-ле­ тию местного хора. По­ здравить юбиляров при­ ехали любители народно­ го искусства из Москвы и областного центра, из Воронежа и Сарато 1 ва, из соседних колхозов и совхозов. Доброй славой пользу­ ется этот самодеятель­ ный коллектив, создан­ ный на заре Советской власти первым чернян- ским учителем Ильей Загуменным. Песни здесь, словно эстафету, передают из поколения в поколение. А о здешиих певцах рассказывают так, что трудно порой отделить быль от леген­ ды. €тарож 1 Илы рассказы­ вают, например, о певце Герасиме Ходякове: уди­ вительный голос был у этого человека. Во вре­ мя Великой Отечествен­ ной ройны Герасим до ­ бровольно ушел на фронт. Друзья - одно­ полчане дивились его от­ ваге. И часто слышали, как пел он, идя в бой. Сразила Герасима Хо- дякова фаш'истокая пу­ ля. Недопетые его песни подхватили друзья —• сельские запевалы. Од­ ной из них была Мария Мордасова, ныне народ­ ная артистка РСФСР. Сельская самодеятель­ ность помогла ей, кол­ хозной доярке, найти путь в большое искусст­ во. Сейчас Мария Мор- дасова — солистка Во­ ронежского государст­ венного хора. А в Чер'нянскскм хоре уже выросло третье по­ коление артистов. Слу-1 .шатели всегда аплодис- I ме'нтамй встречают вы -1 ступление супругов ' Николая и Антонины Ко­ няхиных. Николай — ба- | янист и поэт. Сложен­ ные им частушки звучат во всем Центрально­ черноземном крае. Анто­ нину и Николая не раз приглашали в професси­ ональный городской хор. Но артисты-любители никак не решаются уйти из коллектива, взрастив- I шего их. I Сейчас в сельском хо­ ре около 100 человек. А кандидатов еще больше. —Но всех желающих пока не вмещает клуб­ ная сцена, —. поясняет ; председатель сельсове­ та В А. Рак. Вот и то­ ропимся строить новый большой Д 01 М культуры. Сама Вера Алексеевна тоже влюблена в песню :И уже лет тридцать вы­ ступает с односельчана­ ми на сцене. Интересен и репертуар хора. В нем М'ного ори­ гинальных песен и при­ певок, родившихся в се­ ле. Их записано около 500. Часть из них вклю­ чена в сборник, который готовит к печати руково­ дитель хора Н. Г. Лисин. Чернянские песенники часто выступают с кон­ цертами во многих селах и городах Тамбовщины. Несколько раз их тепло принимали и в москов­ ских залах. М. ГОЛАЧЕВ. Корр. ТАСС. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА Четверг, 30 июля 17.15 — Цветное телевидение. «Карусель». Выступают коллек­ тивы художественной самодея­ тельности работников торговли. 1К35 — Киножурнал. 18.45- — «Цирк в студии». Концерт-обо­ зрение. 19.30 — «Ставка боль­ ше. чем жизнь». Телевизи 01 нный художественный фильм (Поль­ ша). 14-я серия. «Эдит.а». 20.30 —■ «Время». 21.00 — Концерт лауреатов всесоюзных и между­ народных конкурсов. 21.45 — Цветное телевидение. 23.10 — Концерт. Пятница, 31 июля 18.05 — Для детей. «Веселый городок». 18.30 — «В мире жи­ вотных». 19.30 — «Время». 20.00 — Концерт, посвященный Дню железнодорожника. 21.45 — «Майя Плисецкая». Художест­ венный фильм. 22.55 — Чемпи­ онат СССР по конному спорту. Суббота, 1 августа 13.50 — Концерт русской музыки. 14.20 — «Тайна порт­ рета». Портрет в ' изобразитель­ ном искусстве. 14.50 ■— «Инже­ неры земли». 15.20 — «Кето я Котэ». Художественный фильм. '16.45 — В эфире — «Моло­ дость». 17.15—Концерт. 17.30 — «Летопись полувека». Телевизи- оиный многосерийный докумеа- тальный фильм. «Год 1945-й». 18.30 — Время. 18.50 — Первен­ ство мира по гребле на байдар­ ках и каноэ. 19.45 — «За мир я безопасность в Бв-ропе». К Й-й годовщине Потсдамской конфе­ ренции. 20.15 — Второй всесо­ юзный фестиваль ансамблей на­ родного танца. 22.45 — Сцены из оперетты Н. Минха «Друзья Милены». 23.35 — Концерт. З А Р У Б Е Ж О Л г „Кофейный пояс" Эфиопии Широким полукругом к югу от Аддис-Абебы проходит «ко­ фейный пояс» Эфиопии. Он ох ­ ватывает районы Хара>ра, Боле, Сидамо, Кафы и простирается дальше на запад. «Кофейный пояс» — один из основных эко­ номических районов Эфиоояи. Кофе дает этой африканской стране шестьдесят процентов ин­ валютных экспортных поступле­ ний. Эфиопский кофе один из лучших на мир 01 В 01 М рынке. «Хорошее кофейное зерна по­ сле очистки должно иметь при­ ятный зеленый цвет», — гово­ рит один из местных экспертов по кофе, руководитель самой крупной в Эфиопии фабрики по обработке кофейных зерен. Большинство людей, рассказы­ вает он, даже не представляе»г, что кофейные зерна могут иметь какой-то другой цвет, кроме черного. А на деревьях, напри­ мер, созревшие кофейные зерна — красные.' Красная, п р а ^ а , только кожица, которая отделя- е(тся после того как зерна опу­ скают на сутки в воду. И лишь после обжарки кофейные зерна приобретают тот самый темный цвет, к которому все привыкли. Мы прошлись по обширным помещениям фабрики, вдоль штабелей готовых к отправке мешков с зернами кофе. Преж­ де чем попасть на фабрику. 'эти зерна проделали уже боль­ шой путь. Собранные с акку­ ратных зеленых деревцев на небольших крестьянских планта­ циях, они сначала стекались к деревенскому (Скупщику, от не­ г о— к оптовику, затем — К агенту в Аддис-Абебе, а уж за­ т ем— к экспортеру, завершаю­ щему очистку и сортировку зе­ рен. Обработка зерна на фабри­ ке механизирована. Сто специ­ альных электронных установок могут в день пересортировать 350 тонн кофе, заменив полто­ ры тысячи рабочих. Один из ведущих мировых ■ экспортеров кофе Эфиопия про­ даст в этом году 91 тысячу тонн кофе. Заметный рост цен, вызванный гибелью от замороз­ ков кофейных плантаций в Бра­ зилии, принесет стране значи­ тельно больше валютных поступ­ лений, чем в предыдущие годы, — около 200 миллионов эфиоп­ ских долларов. Полагают, что такое благоприятное для Эфио­ пии положение на мировом рынке кофе сохравится в тече­ ние ближайших трех—четырех лет, что даст возможность сде­ лать дополнительные капитало­ вложения в развитие экономики страны Б. ВАСИЛЬЕВ. Корреспондент ТАСС. Аддис-Абеба. Редактор Н. ПЕНЬКОВ. Прошел год, как в Перу была провозглашена аграрная рефор­ ма. За это время уже около 450 тысяч квадратных километров, т. е. более двух третей земли, принадлежавшей помещикам, было передано крестьянам. Как заявили представители министерства сельского хозяйства, к концу 1972 года в стране не останется ни одного крупного помещичьего имения. Вместе с аграрной рефЪрмой появ^глись и первые сельскохозяй­ ственные кооперативы. На снимке; руководители аграрной реформы на поле одного из кооператиЕЫых хозяйств. Фото Е. Ельшова. Фотохроника ТАСС. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 ст. ЕЛЕЦ объявляет дополнительцыи прием воспитанников в 1 класс. Дети железнодорожников поль­ зуются льготами при зачисле­ нии в школу-интернат. 2 — 2 . ЕЛЕЦКАЯ АВТОШКОЛА производит прием учащихся на дневные курсы шоферов 3-го- класса и автослесарей. Стипен­ дия — 32 рубля 50 копеек в месяц. Производится прием на плат­ ные курсы шоферов 1 , 2 клас­ сов и бесплатные вечерние кур­ сы шоферов 3-го класса. Обращаться: г. Елец, Крас­ ная площадь, 1. 3—2. Адрес редакции: г. Елец. ул. Советская, 72. ТЕЛЕФОНЫ: ^редактора — 21 — 17, отдела) ^партийной жизни и ответствен-) >ного секретаря — 26 — 07, о»-! гдела аконоиики сельского хо-« ^зяйства — 27—58, отдела пн-, ссем — 27—57, отдела нллюст-' >рации и бухгалтерии — 26—08. г. Елец, типография, областног* управления по печати, улица Свердлова, дом №1 1 . АЭ 05456 Заказ № 3288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz