Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)
Отвоеванное небо БЕСЕДЫ АТЕИСТА ^ ДАВНИХ времен люди за- думывались: что такое не бо? Сияющая бездонная лазурь в ясный день. Грозное вмести лище туч, молний, грома в не погоду. Загадочный узор звезд ночью. Оттуда, с неба, солнце посылает свои дающие жизнь лучи, оттуда выпадает живот ворная влага дождя. Что там, в небесных просто рах? На чем держатся солнце, луна, звезды? Как возникают тучи, дождь, сполохи — сияния северного неба? Что такое мно гокрасочная полоса радуги? От куда берутся хвостатые чудо вища — кометы? Почему пада ют звезды, или среди бела дня черная круглая тень вдруг за крывает солнце и на землю опускается тьма? Какое значе ние для людей имеет то, что совершается на небе?.. Множество таких «что?», <как?» и «почему?», поражая воображение людей, побуждало их искать ответы. ОТ ИЛЛЮЗИИ ВЕРЫ — К ЗНАНИЯМ Не умея объяснить небесные явдания, испытывая страх пе ред ними, наши далекие предки обожествляли их, так же, как обожествляли они все таинст венное, непонятное на земле. Люди обращались с просьбами, молитва 1 ЙИ к солнцу, луне, ту чам, грому, просили помочь в хозяйственных делах. Чтобы не бесные силы не наносили вреда, их пытались задобрить, умило стивить, приносили им жертвы. Создавались сказки, легенды, фантастичеокир представления о строении неба. Оно казалось лю дям чем-то вроде твердого сво да, которым, как чашей, накры та плоская земля, — по этому своду будто бы и движутся не бесные светила. Когда же человеческое воо бражение создало богов, то им, конечно, не нашлось лучшего ме ста, чем небеса, — далекие, недоступные, таинственные. От туда, казалось людям, небожите ли-боги управляют зем,ной жизнью, распоряжаются судь бами смертных. Эти наивные представления о небе как оби талище ббгов отражены и в так называемых священных книгах различных религий. Библия начинается рассказом о том, как бог создал мир: «И создал бог твердь... И назвал бог твердь небом». Потом бог поставил на небесной тверди солнце, луну, звезды. Об этом же говорится и в «Псалтыре» — сборнике духовных песнопений. В 103 псалме читаем о том, как бог над землей «простер небеса, как шатер... Поставил землю на твердых основах; не поколеб лется она во веки и веки... Бездною, как одеянием, покрыл ее. Сотворил луну для указания времен» и так далее. При этом на все- лады воспевается пре мудрость и всемогущество бога и ничтожность, бессилие челове ка. «Когда, — написано в псал ме,—взираю я на небеса твои, дело твоих перстов, на луну и звезды, которые ты поставил, то что есть человек?» Само существование Вселен- щой с ее бесчисленными звез дами, планетными системами богословы стремятся использо вать как доказательство бытия бога. Дескать, раз существует мир, в котором все так премуд ро устроено, значит должен су ществовать и его творец — си ла, приводящая в движение ми риады небесных тел. Эта сила, учат церковники, и есть бог. В классовом обществе рели гия — всегда верная служанка эксплуататоров. Они заинтвресо- вань^ в том, что религия не только принижает человека — смотри, мол, как ничтожен ты перед богом, — но и запугивает его, стремится постоянно дер жать в страхе божьем. В «свя- щеином писании», например, ри суются жуткие картины конца мира, когда бог разрушит свое творение — Вселенную. Тогда, говорится в евангелии от Мат фея, «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды опадут с неба, и силы небесные поколеблются». Устраша 1 ющая картина конца мира рисуется и в «Апокалипсисе». Эту же цель — обезволить человека, внушить ему сознание своего ничтожества перед все могущим богом, крепче привя зать к религии — преследует и настойчиво внушаемое верую щим противопоставление всего небесного, божественного, высо кого — земному, бренному, низ менному. Небо, где находится престол божий и «царство небес ное», недоступно людям, учит религия. Туда может попасть — и то лишь после смерти — толь ко глубоко верующий человек, точнее, его бесс.мертная душа. Это-то и будет вечной, настоя щей жизнью человека, которую он должен заслужить и вымо лить у бога за время своего кратковременного пребывания на земле. В противном случае его душа попадет не в райские чер тоги, а в ад, в преисподнюю, в царство вечных мучений. Как видим, христианская ре лигия включила в свое вероуче ние фантастические представле ния древних людей о небе. Эта «христианская космология» име ет своей целью крепче держать верующих Б лоне религии и церкви. Веяное правдивое слово о том, что в действительности представляет собой небо, не только разрушает превратные представления о мироздаПии, но и колеблет всю систему религи озных взглядов и догм. (Окончание следует). Азербайджанская ССР. В не скольких десятках километров южнее Баку находятся широко изь’зстные скалы Кобыстана.Это интереснейшие экспонаты, соз данные природой. Еще более известны скалы уникальными рисунками, оставленными нам человеком каменного века. На снимке; стара, как мир, голова каменной змеи. Фото Ю. Рахиля. Фотохроника ТАСС Чернянские песенники Большой праздник пе сни прошел в тамбов ском селе Черняшжом. Он был посвящен 50-ле тию местного хора. По здравить юбиляров при ехали любители народно го искусства из Москвы и областного центра, из Воронежа и Сарато 1 ва, из соседних колхозов и совхозов. Доброй славой пользу ется этот самодеятель ный коллектив, создан ный на заре Советской власти первым чернян- ским учителем Ильей Загуменным. Песни здесь, словно эстафету, передают из поколения в поколение. А о здешиих певцах рассказывают так, что трудно порой отделить быль от леген ды. €тарож 1 Илы рассказы вают, например, о певце Герасиме Ходякове: уди вительный голос был у этого человека. Во вре мя Великой Отечествен ной ройны Герасим до бровольно ушел на фронт. Друзья - одно полчане дивились его от ваге. И часто слышали, как пел он, идя в бой. Сразила Герасима Хо- дякова фаш'истокая пу ля. Недопетые его песни подхватили друзья —• сельские запевалы. Од ной из них была Мария Мордасова, ныне народ ная артистка РСФСР. Сельская самодеятель ность помогла ей, кол хозной доярке, найти путь в большое искусст во. Сейчас Мария Мор- дасова — солистка Во ронежского государст венного хора. А в Чер'нянскскм хоре уже выросло третье по коление артистов. Слу-1 .шатели всегда аплодис- I ме'нтамй встречают вы -1 ступление супругов ' Николая и Антонины Ко няхиных. Николай — ба- | янист и поэт. Сложен ные им частушки звучат во всем Центрально черноземном крае. Анто нину и Николая не раз приглашали в професси ональный городской хор. Но артисты-любители никак не решаются уйти из коллектива, взрастив- I шего их. I Сейчас в сельском хо ре около 100 человек. А кандидатов еще больше. —Но всех желающих пока не вмещает клуб ная сцена, —. поясняет ; председатель сельсове та В А. Рак. Вот и то ропимся строить новый большой Д 01 М культуры. Сама Вера Алексеевна тоже влюблена в песню :И уже лет тридцать вы ступает с односельчана ми на сцене. Интересен и репертуар хора. В нем М'ного ори гинальных песен и при певок, родившихся в се ле. Их записано около 500. Часть из них вклю чена в сборник, который готовит к печати руково дитель хора Н. Г. Лисин. Чернянские песенники часто выступают с кон цертами во многих селах и городах Тамбовщины. Несколько раз их тепло принимали и в москов ских залах. М. ГОЛАЧЕВ. Корр. ТАСС. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА Четверг, 30 июля 17.15 — Цветное телевидение. «Карусель». Выступают коллек тивы художественной самодея тельности работников торговли. 1К35 — Киножурнал. 18.45- — «Цирк в студии». Концерт-обо зрение. 19.30 — «Ставка боль ше. чем жизнь». Телевизи 01 нный художественный фильм (Поль ша). 14-я серия. «Эдит.а». 20.30 —■ «Время». 21.00 — Концерт лауреатов всесоюзных и между народных конкурсов. 21.45 — Цветное телевидение. 23.10 — Концерт. Пятница, 31 июля 18.05 — Для детей. «Веселый городок». 18.30 — «В мире жи вотных». 19.30 — «Время». 20.00 — Концерт, посвященный Дню железнодорожника. 21.45 — «Майя Плисецкая». Художест венный фильм. 22.55 — Чемпи онат СССР по конному спорту. Суббота, 1 августа 13.50 — Концерт русской музыки. 14.20 — «Тайна порт рета». Портрет в ' изобразитель ном искусстве. 14.50 ■— «Инже неры земли». 15.20 — «Кето я Котэ». Художественный фильм. '16.45 — В эфире — «Моло дость». 17.15—Концерт. 17.30 — «Летопись полувека». Телевизи- оиный многосерийный докумеа- тальный фильм. «Год 1945-й». 18.30 — Время. 18.50 — Первен ство мира по гребле на байдар ках и каноэ. 19.45 — «За мир я безопасность в Бв-ропе». К Й-й годовщине Потсдамской конфе ренции. 20.15 — Второй всесо юзный фестиваль ансамблей на родного танца. 22.45 — Сцены из оперетты Н. Минха «Друзья Милены». 23.35 — Концерт. З А Р У Б Е Ж О Л г „Кофейный пояс" Эфиопии Широким полукругом к югу от Аддис-Абебы проходит «ко фейный пояс» Эфиопии. Он ох ватывает районы Хара>ра, Боле, Сидамо, Кафы и простирается дальше на запад. «Кофейный пояс» — один из основных эко номических районов Эфиоояи. Кофе дает этой африканской стране шестьдесят процентов ин валютных экспортных поступле ний. Эфиопский кофе один из лучших на мир 01 В 01 М рынке. «Хорошее кофейное зерна по сле очистки должно иметь при ятный зеленый цвет», — гово рит один из местных экспертов по кофе, руководитель самой крупной в Эфиопии фабрики по обработке кофейных зерен. Большинство людей, рассказы вает он, даже не представляе»г, что кофейные зерна могут иметь какой-то другой цвет, кроме черного. А на деревьях, напри мер, созревшие кофейные зерна — красные.' Красная, п р а ^ а , только кожица, которая отделя- е(тся после того как зерна опу скают на сутки в воду. И лишь после обжарки кофейные зерна приобретают тот самый темный цвет, к которому все привыкли. Мы прошлись по обширным помещениям фабрики, вдоль штабелей готовых к отправке мешков с зернами кофе. Преж де чем попасть на фабрику. 'эти зерна проделали уже боль шой путь. Собранные с акку ратных зеленых деревцев на небольших крестьянских планта циях, они сначала стекались к деревенскому (Скупщику, от не г о— к оптовику, затем — К агенту в Аддис-Абебе, а уж за т ем— к экспортеру, завершаю щему очистку и сортировку зе рен. Обработка зерна на фабри ке механизирована. Сто специ альных электронных установок могут в день пересортировать 350 тонн кофе, заменив полто ры тысячи рабочих. Один из ведущих мировых ■ экспортеров кофе Эфиопия про даст в этом году 91 тысячу тонн кофе. Заметный рост цен, вызванный гибелью от замороз ков кофейных плантаций в Бра зилии, принесет стране значи тельно больше валютных поступ лений, чем в предыдущие годы, — около 200 миллионов эфиоп ских долларов. Полагают, что такое благоприятное для Эфио пии положение на мировом рынке кофе сохравится в тече ние ближайших трех—четырех лет, что даст возможность сде лать дополнительные капитало вложения в развитие экономики страны Б. ВАСИЛЬЕВ. Корреспондент ТАСС. Аддис-Абеба. Редактор Н. ПЕНЬКОВ. Прошел год, как в Перу была провозглашена аграрная рефор ма. За это время уже около 450 тысяч квадратных километров, т. е. более двух третей земли, принадлежавшей помещикам, было передано крестьянам. Как заявили представители министерства сельского хозяйства, к концу 1972 года в стране не останется ни одного крупного помещичьего имения. Вместе с аграрной рефЪрмой появ^глись и первые сельскохозяй ственные кооперативы. На снимке; руководители аграрной реформы на поле одного из кооператиЕЫых хозяйств. Фото Е. Ельшова. Фотохроника ТАСС. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 ст. ЕЛЕЦ объявляет дополнительцыи прием воспитанников в 1 класс. Дети железнодорожников поль зуются льготами при зачисле нии в школу-интернат. 2 — 2 . ЕЛЕЦКАЯ АВТОШКОЛА производит прием учащихся на дневные курсы шоферов 3-го- класса и автослесарей. Стипен дия — 32 рубля 50 копеек в месяц. Производится прием на плат ные курсы шоферов 1 , 2 клас сов и бесплатные вечерние кур сы шоферов 3-го класса. Обращаться: г. Елец, Крас ная площадь, 1. 3—2. Адрес редакции: г. Елец. ул. Советская, 72. ТЕЛЕФОНЫ: ^редактора — 21 — 17, отдела) ^партийной жизни и ответствен-) >ного секретаря — 26 — 07, о»-! гдела аконоиики сельского хо-« ^зяйства — 27—58, отдела пн-, ссем — 27—57, отдела нллюст-' >рации и бухгалтерии — 26—08. г. Елец, типография, областног* управления по печати, улица Свердлова, дом №1 1 . АЭ 05456 Заказ № 3288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz