Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

с н а у ч н о - 1 У 1 е т р о д и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и Л Е Н И Н С К А Я И Д ЕЙ Н А Я УБ ЕЖ Д ЕНН О С ТЬ И Л ЕНИН СКО Е ИСКУССТВО У Б ЕЖ Д А Т Ь Этой теме была посвящена научно-методиче­ ская конференция пропагандистов системы пар­ тийного и комсомольского просвещения района, проведенная отделом пропаганды и агитации РК КПСС. Конференция открылась докладом секретаря РК КПСС Л. А. Антиповой «По-ленински вести пропаганду». Директор Казацкой средней школы И. Н. Елец­ ких посвятил свое выступление теме: «Формиро­ вание коммунистической убежденности И созна­ тельности — главная задача политического про­ свещения». «Глубокое изучение трудов Маркса, Энгельса, Ленина, партийных документов — основа идей­ но-теоретического содержания занятий партийной и комсомольской учебы», — такова тема вы­ ступления преподавателя СПТУ-2 А. М. Шам- рина. О способах достижения наибольшей убеди­ тельности в выступлениях пропагандистов гово­ рила преподаватель Екатериновской восьмилетней школы В, М. Кретова. М. В. Фомина, директор Н.-Ольшанской вось­ милетней школы, выступила с докладом «Не об­ ходить, не затушевывать «больных» и «острых» вопросов, а ставить их ребром». Больше внимания простым, из жизни взятым примерам, фактам — основная мысль выступ­ ления директора Елецкого птицекомбината В. Е. Зайцева. Лекция на тему: «В. И. Ленин о языке нашей пропаганды» была прочитана преподавателем му­ зыкального училища А. Н. Бирюковой. Выступавшие отмечали возрастающий интерес советских людей как коммунистов, так и бес­ партийных к великому ленинскому теоретическо­ му наследию. Ниже публикуем выдержки из выступлений от­ дельных пропагандистов на конференции. И. Н. ЕЛЕЦКИХ, руководитель семинара Казацкой средней школы Ийоода мне приходится слы­ шать ошибочные мнения своих слушателей или какие-то неточ­ ности в том или ином вопросе. Чаще это бывает с молодежью. И Не удийнтельно: ведь моло­ дые приходят учиться марксиз- М. В. ФОМИНА, пропагандист Ново-Ольшанской школы основ марксизма- ленинизма му-ленинизму со школьной скамьи. В их вопросах или реп- •чиках обычно выражается со­ мнение, намек, зачаток собст­ венного мнения. Зацепивш.ись за реплику, про­ пагандист должен развить вы­ сказанную в ней мысль, поддер­ жать мнение или, наоборот, по­ казать, если это необходимо, несостоятельность этого мнения. Если сразу дать ответ трудно, лучше сделать это в другой раз. Оставлять вопрос без внимания нельзя, тем более недопустим путаный или уклончивый ответ. На такие вопросы лучше все­ го, отвечать не сразу самому, а втянуть в беседу слушателей. При этом, как правило, ответ находится правильный, полити­ чески обоснованный. Приходится слышать не толь­ ко о положительных фактах и примерах, но и о недостатках в нашей жизни. Не замечать этих высказываний нельзя. Следует убедительно говорить не только об успехах, но и о трудностях, помехах, которые могут и долж­ ны быть преодолены в том или другом коллективе. Надо уметь правильно дать объяснение труд­ ностям, встречающимся в нашем движении вперед. Когда выступал В. И. Ленин, он отнюдь не снижал уровня по­ становки вопроса, не шел на уступки, чтобы «понравиться» массам, не скрывал сложности и запутанности проблем. Напротив, он излагал их со всей остротой, ее сглаживая, не скрывая труд­ ностей, полностью полагаясь па моральные резервы народа, и прежде всего — пролетариата. Будем же еще настойчивее изучать беое.мертяые , ленинские творения, будем учиться у на­ шего .вождя партийности, глубо­ кой убежденности, непримиримо­ сти к идейным противникам ком­ мунизма, умению нести в массы вдоХ|Н'Овляющее слово партии. В. М. КРЕТОВА, пропагандист при Екатериновеной восьмилетней школе Лучших пропагандистов от­ личает одна черта: они никог­ да не говорят готовыми форму­ лами, не провозглашают непре­ рекаемых истин. Они стремят­ ся убедить слушателей. Огромной доказательностью отличалось каждое выступле­ ние В. И. Ленина. Карпинский писал о нем: «Речь начнет с нескольких, казалось бы, про­ стых, всем известных фактов, мыслей. Но через мгновение ваше внимание уже поглощено его речью. У этих всем изве­ стных фактов, оказывается, есть свои, никем раньше не замечен­ ные стороны, особенности; из них вытекают новые, неоспори­ мые выводы, которые, однако, до сих пор никто не делал. И вы вместе с оратором испыты­ ваете восторженное >^увство первооткрывателя. А он приво­ дит новые факты, бросает но­ вые мысли, ведет вас с неодо- .гимой силой логики. И вот вы уже захвачены им всецело. Вы в царстве мыслей с неумо­ лимыми законами...» Люди, не умеющие правиль­ но мыслить, нередко допускают Логическую ошибку, которая но­ сит название подмены тезиса. В. И. Ленин указывал, что «...надо выяснить точно поня­ тия, если хочешь вести дискус­ сию». Логические законы требуют не только точного определения тезиса, который надо доказать, но и приведение таких доводов (аргументов), которые дейст­ вительно' доказывают верность именно этого тезиса. Опытный пропагандист зна­ ет, как важно с первых же слов завладеть вниманием ауди­ тории. Ведь бывает так: заня­ тие началось, а люди все еще поглощены своими мыслями. Как отвлечь их от этих мыс­ лей, повернуть все внимание к рассказу? Известный русский юрист и судебный оратор Ко­ ни говорил, что привлечь вни­ мание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, и это самое трудное дело. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно про­ сты, доступны, понятны и ин­ тересны. Оригинальность начала, ко­ нечно, располагает к слуша­ нию. Но переоценивать ее роль вовсе не следует. Многие свои выступления В. И. Ленин начинал просто, без всяких претензий на оригинальность. Например, свою знаменитую речь «Задачи Союза молоде­ жи» он начал так: «Товари­ щи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том,ка- ковы основные задачи союзной коммунистической молодежи...» Задача, таким образом, со­ стоит в том, чтобы занятию сразу придать деловой характер, переключить внимание аудито­ рии на серьезный лад. Всесторонне продуманный и тщательно составленный план выступления — существенная часть работы пропагандиста. План может быть подробным или кратким. Главное, чтобы он был хорошо выношенным. Но его нельзя считать раз навсегда данным, не подлежащим изме­ нению. Ведь могут встретиться обстояте.чьства, которых про­ пагандист не ожидал, возник­ нуть вопросы, которых он в плане не предусмотрел. Сила нашей пропаганды — и в ее гибкости, оперативности. От пропагандиста требуется, чтобы в необходимых случаях он мог, скажем, начать речь не так, как собирается, приве­ сти аргументы, не значившие­ ся в плане, ответить на новые вопросы. Мы находимся на пороге ве­ ликой даты — 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Интереснее, содержательнее, ярче, увлекательнее должна стать деятельность пропаганди­ стов. А для этого необходимо углублять свои теоретические и политические знания, овладе­ вать пропагандистским ма­ стерством, постоянно его со­ вершенствовать, чтобы наше слово воодушевляло советских людей на героический труд, приближающий великую цель партии и народа—коммунизм. При нашей школьной пар­ тийной организации создан оретический семинар, целью которого является задача по­ вышения идейно-политического уровня учителей, а следова­ тельно, и наших воспитанников, формирование • у слушателей коммунистической убежденно­ сти и сознательности. А это и является главной задачей поли­ тического просвещения. В. И. Ленин много раз гово­ рил о том, какой должна быть партийная пропаганда. Она до.чжна быть прежде всего вы­ соко идейной. Обра-зцом идей­ но убежденного марксиста служит для нас В.И. Ленин. Он непримиримо относился к от­ ступлению от великого учения рабочего класса, глубоко верил в победу этого учения. Его убежденность передава.чась слушателям. На убеждение масс оказы­ вает огромное воздействие един­ ство идей, политических и прак­ тических дел партии. В. И. Ленин не случайно всегда обе­ регал партию от лозунгов, при­ зывов, шагов и действий, ко­ торые не соответствовали объ­ ективному ходу общественного развития и которые могли обер­ нуться подрывом веры' неуда­ чей и даже поражением, если *^массы не осознали их необхо­ димости, не подведены, не под­ готовлены к борьбе за их осу­ ществление. Воспитательная и пропаган­ дистская работа призвана под­ нимать всех людей на высокий уровень сознания. Знание лю­ дей, их жизни позволяет на­ метить верные пути воспита­ тельной и пропагандистской ра­ боты. Но нужны еще мастер­ ство, умение, искусство для то­ го, чтобы достичь желательных результатов. Наряду с психоло­ гией большая роль принадле­ жит педагогике. Вместе они со­ ставляют неотъемлемую часть марксистско-ленинских научных основ воспитания. Глубокое изучение трудов Маркса — Энгельса — Ленина, партийных документов — осно­ ва идейного теоретического со­ держания партийной и комсо­ мольской учебы. Вот почему при нашей партийной органи­ зации, как и при ряде других, второй учебный год на семи­ нарских занятиях изучаются произведения В. И. Ленина. Нами изучены такие работы В. И. Ленина, как «Что де­ лать», «Шаг вперед, два птга назад», «Две тактики социал- демократии в демократической революции» и другие. Сейчщ- мы приступили к изучению «Детской болезни «левизны» в коммунизме». Работы В. И. Ленина про­ никнуты горячей любовью к трудящимся, страстным жела­ нием избавить их от всех мер­ зостей, жестокостей, от прои;н- вола, угнетения — от всего того зла, которое Порождает строй эксплуатации. Вот уже пятьдесят лет, как на вооружении коммунистов все­ го мира находится выдающееся произведение творческого марк­ сизма — книга В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Сейчас мы вни­ мательно изучаем' эту работу. Пропагандист не может быть равнодушен к результатам сво­ их выступлений. Ведь только тогда они принесут пользу, только тогда увенчаются успе­ хом, если слово вызвало дей­ ствие, то есть послужило орга­ низации масс. Партия требует от нас, про­ пагандистов, отвечать трудя­ щимся на так называемые «острые» вопросы. Каждый коммунист и комсомолец, не­ зависимо от того, поручено это ему или не поручено, обязан пропагандировать идеи комму­ низма, агитировать за них. Он должен уметь ответить на лю­ бой вопрос, растолковать поли­ тику партии и правительства. У Ч А Т С Я П Р О П А Г А Н Д И С Т Ы На днях в РК КПСС состоялся семинар пропагандистов района, »е!дущих занятия в школах основ марксизма-ленинизма. Для пропага1НДистов, занимающихся в школах второго года обучения, лекцию «Возрастание руководящей роли партии в ком­ мунистическом строительстве» прочитал преподаватель Алексан­ дровской восьмилетней школы Н. Е. Ефанов. С лекцией «Идеологическая борьба социализма с капитализмом на современном этапе» перед пропагандистами третьего года обу­ чения выступил заместитель директора СПТУ-2 по учебно-воспи­ тательной работе М. М. Дякин. Инструктор РК КПСС П. И. Хатунпев прочел лекцию для про­ пагандистов, ведущих занятия в школах основ марксиэма-лениниз- ма четвертого года обучения. Его тема: «Критика основных на­ правлений современной буржуазной философии». «Критика современной буржуазной социолоти» — эта лекция была прочитана зав. кафедрой философии ЕГПй М. ф. Силаевым| для пропагандистов, ведущих занятия пятый год. Перед пропагандистами выстуЕшл заведующий отделом пропа­ ганды и агитации РК КПСС И. С. Ярлыков. В. МОРЕВ. Зав. кабинетом партийного просвещения РК КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz