Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)
с н а у ч н о - 1 У 1 е т р о д и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и Л Е Н И Н С К А Я И Д ЕЙ Н А Я УБ ЕЖ Д ЕНН О С ТЬ И Л ЕНИН СКО Е ИСКУССТВО У Б ЕЖ Д А Т Ь Этой теме была посвящена научно-методиче ская конференция пропагандистов системы пар тийного и комсомольского просвещения района, проведенная отделом пропаганды и агитации РК КПСС. Конференция открылась докладом секретаря РК КПСС Л. А. Антиповой «По-ленински вести пропаганду». Директор Казацкой средней школы И. Н. Елец ких посвятил свое выступление теме: «Формиро вание коммунистической убежденности И созна тельности — главная задача политического про свещения». «Глубокое изучение трудов Маркса, Энгельса, Ленина, партийных документов — основа идей но-теоретического содержания занятий партийной и комсомольской учебы», — такова тема вы ступления преподавателя СПТУ-2 А. М. Шам- рина. О способах достижения наибольшей убеди тельности в выступлениях пропагандистов гово рила преподаватель Екатериновской восьмилетней школы В, М. Кретова. М. В. Фомина, директор Н.-Ольшанской вось милетней школы, выступила с докладом «Не об ходить, не затушевывать «больных» и «острых» вопросов, а ставить их ребром». Больше внимания простым, из жизни взятым примерам, фактам — основная мысль выступ ления директора Елецкого птицекомбината В. Е. Зайцева. Лекция на тему: «В. И. Ленин о языке нашей пропаганды» была прочитана преподавателем му зыкального училища А. Н. Бирюковой. Выступавшие отмечали возрастающий интерес советских людей как коммунистов, так и бес партийных к великому ленинскому теоретическо му наследию. Ниже публикуем выдержки из выступлений от дельных пропагандистов на конференции. И. Н. ЕЛЕЦКИХ, руководитель семинара Казацкой средней школы Ийоода мне приходится слы шать ошибочные мнения своих слушателей или какие-то неточ ности в том или ином вопросе. Чаще это бывает с молодежью. И Не удийнтельно: ведь моло дые приходят учиться марксиз- М. В. ФОМИНА, пропагандист Ново-Ольшанской школы основ марксизма- ленинизма му-ленинизму со школьной скамьи. В их вопросах или реп- •чиках обычно выражается со мнение, намек, зачаток собст венного мнения. Зацепивш.ись за реплику, про пагандист должен развить вы сказанную в ней мысль, поддер жать мнение или, наоборот, по казать, если это необходимо, несостоятельность этого мнения. Если сразу дать ответ трудно, лучше сделать это в другой раз. Оставлять вопрос без внимания нельзя, тем более недопустим путаный или уклончивый ответ. На такие вопросы лучше все го, отвечать не сразу самому, а втянуть в беседу слушателей. При этом, как правило, ответ находится правильный, полити чески обоснованный. Приходится слышать не толь ко о положительных фактах и примерах, но и о недостатках в нашей жизни. Не замечать этих высказываний нельзя. Следует убедительно говорить не только об успехах, но и о трудностях, помехах, которые могут и долж ны быть преодолены в том или другом коллективе. Надо уметь правильно дать объяснение труд ностям, встречающимся в нашем движении вперед. Когда выступал В. И. Ленин, он отнюдь не снижал уровня по становки вопроса, не шел на уступки, чтобы «понравиться» массам, не скрывал сложности и запутанности проблем. Напротив, он излагал их со всей остротой, ее сглаживая, не скрывая труд ностей, полностью полагаясь па моральные резервы народа, и прежде всего — пролетариата. Будем же еще настойчивее изучать беое.мертяые , ленинские творения, будем учиться у на шего .вождя партийности, глубо кой убежденности, непримиримо сти к идейным противникам ком мунизма, умению нести в массы вдоХ|Н'Овляющее слово партии. В. М. КРЕТОВА, пропагандист при Екатериновеной восьмилетней школе Лучших пропагандистов от личает одна черта: они никог да не говорят готовыми форму лами, не провозглашают непре рекаемых истин. Они стремят ся убедить слушателей. Огромной доказательностью отличалось каждое выступле ние В. И. Ленина. Карпинский писал о нем: «Речь начнет с нескольких, казалось бы, про стых, всем известных фактов, мыслей. Но через мгновение ваше внимание уже поглощено его речью. У этих всем изве стных фактов, оказывается, есть свои, никем раньше не замечен ные стороны, особенности; из них вытекают новые, неоспори мые выводы, которые, однако, до сих пор никто не делал. И вы вместе с оратором испыты ваете восторженное >^увство первооткрывателя. А он приво дит новые факты, бросает но вые мысли, ведет вас с неодо- .гимой силой логики. И вот вы уже захвачены им всецело. Вы в царстве мыслей с неумо лимыми законами...» Люди, не умеющие правиль но мыслить, нередко допускают Логическую ошибку, которая но сит название подмены тезиса. В. И. Ленин указывал, что «...надо выяснить точно поня тия, если хочешь вести дискус сию». Логические законы требуют не только точного определения тезиса, который надо доказать, но и приведение таких доводов (аргументов), которые дейст вительно' доказывают верность именно этого тезиса. Опытный пропагандист зна ет, как важно с первых же слов завладеть вниманием ауди тории. Ведь бывает так: заня тие началось, а люди все еще поглощены своими мыслями. Как отвлечь их от этих мыс лей, повернуть все внимание к рассказу? Известный русский юрист и судебный оратор Ко ни говорил, что привлечь вни мание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, и это самое трудное дело. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно про сты, доступны, понятны и ин тересны. Оригинальность начала, ко нечно, располагает к слуша нию. Но переоценивать ее роль вовсе не следует. Многие свои выступления В. И. Ленин начинал просто, без всяких претензий на оригинальность. Например, свою знаменитую речь «Задачи Союза молоде жи» он начал так: «Товари щи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том,ка- ковы основные задачи союзной коммунистической молодежи...» Задача, таким образом, со стоит в том, чтобы занятию сразу придать деловой характер, переключить внимание аудито рии на серьезный лад. Всесторонне продуманный и тщательно составленный план выступления — существенная часть работы пропагандиста. План может быть подробным или кратким. Главное, чтобы он был хорошо выношенным. Но его нельзя считать раз навсегда данным, не подлежащим изме нению. Ведь могут встретиться обстояте.чьства, которых про пагандист не ожидал, возник нуть вопросы, которых он в плане не предусмотрел. Сила нашей пропаганды — и в ее гибкости, оперативности. От пропагандиста требуется, чтобы в необходимых случаях он мог, скажем, начать речь не так, как собирается, приве сти аргументы, не значившие ся в плане, ответить на новые вопросы. Мы находимся на пороге ве ликой даты — 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Интереснее, содержательнее, ярче, увлекательнее должна стать деятельность пропаганди стов. А для этого необходимо углублять свои теоретические и политические знания, овладе вать пропагандистским ма стерством, постоянно его со вершенствовать, чтобы наше слово воодушевляло советских людей на героический труд, приближающий великую цель партии и народа—коммунизм. При нашей школьной пар тийной организации создан оретический семинар, целью которого является задача по вышения идейно-политического уровня учителей, а следова тельно, и наших воспитанников, формирование • у слушателей коммунистической убежденно сти и сознательности. А это и является главной задачей поли тического просвещения. В. И. Ленин много раз гово рил о том, какой должна быть партийная пропаганда. Она до.чжна быть прежде всего вы соко идейной. Обра-зцом идей но убежденного марксиста служит для нас В.И. Ленин. Он непримиримо относился к от ступлению от великого учения рабочего класса, глубоко верил в победу этого учения. Его убежденность передава.чась слушателям. На убеждение масс оказы вает огромное воздействие един ство идей, политических и прак тических дел партии. В. И. Ленин не случайно всегда обе регал партию от лозунгов, при зывов, шагов и действий, ко торые не соответствовали объ ективному ходу общественного развития и которые могли обер нуться подрывом веры' неуда чей и даже поражением, если *^массы не осознали их необхо димости, не подведены, не под готовлены к борьбе за их осу ществление. Воспитательная и пропаган дистская работа призвана под нимать всех людей на высокий уровень сознания. Знание лю дей, их жизни позволяет на метить верные пути воспита тельной и пропагандистской ра боты. Но нужны еще мастер ство, умение, искусство для то го, чтобы достичь желательных результатов. Наряду с психоло гией большая роль принадле жит педагогике. Вместе они со ставляют неотъемлемую часть марксистско-ленинских научных основ воспитания. Глубокое изучение трудов Маркса — Энгельса — Ленина, партийных документов — осно ва идейного теоретического со держания партийной и комсо мольской учебы. Вот почему при нашей партийной органи зации, как и при ряде других, второй учебный год на семи нарских занятиях изучаются произведения В. И. Ленина. Нами изучены такие работы В. И. Ленина, как «Что де лать», «Шаг вперед, два птга назад», «Две тактики социал- демократии в демократической революции» и другие. Сейчщ- мы приступили к изучению «Детской болезни «левизны» в коммунизме». Работы В. И. Ленина про никнуты горячей любовью к трудящимся, страстным жела нием избавить их от всех мер зостей, жестокостей, от прои;н- вола, угнетения — от всего того зла, которое Порождает строй эксплуатации. Вот уже пятьдесят лет, как на вооружении коммунистов все го мира находится выдающееся произведение творческого марк сизма — книга В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Сейчас мы вни мательно изучаем' эту работу. Пропагандист не может быть равнодушен к результатам сво их выступлений. Ведь только тогда они принесут пользу, только тогда увенчаются успе хом, если слово вызвало дей ствие, то есть послужило орга низации масс. Партия требует от нас, про пагандистов, отвечать трудя щимся на так называемые «острые» вопросы. Каждый коммунист и комсомолец, не зависимо от того, поручено это ему или не поручено, обязан пропагандировать идеи комму низма, агитировать за них. Он должен уметь ответить на лю бой вопрос, растолковать поли тику партии и правительства. У Ч А Т С Я П Р О П А Г А Н Д И С Т Ы На днях в РК КПСС состоялся семинар пропагандистов района, »е!дущих занятия в школах основ марксизма-ленинизма. Для пропага1НДистов, занимающихся в школах второго года обучения, лекцию «Возрастание руководящей роли партии в ком мунистическом строительстве» прочитал преподаватель Алексан дровской восьмилетней школы Н. Е. Ефанов. С лекцией «Идеологическая борьба социализма с капитализмом на современном этапе» перед пропагандистами третьего года обу чения выступил заместитель директора СПТУ-2 по учебно-воспи тательной работе М. М. Дякин. Инструктор РК КПСС П. И. Хатунпев прочел лекцию для про пагандистов, ведущих занятия в школах основ марксиэма-лениниз- ма четвертого года обучения. Его тема: «Критика основных на правлений современной буржуазной философии». «Критика современной буржуазной социолоти» — эта лекция была прочитана зав. кафедрой философии ЕГПй М. ф. Силаевым| для пропагандистов, ведущих занятия пятый год. Перед пропагандистами выстуЕшл заведующий отделом пропа ганды и агитации РК КПСС И. С. Ярлыков. В. МОРЕВ. Зав. кабинетом партийного просвещения РК КПСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz