Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)
расположена в микрорайоне колхоза «Искра», в н й учится 502 человека. При этой же шко ле работает консультпункт Ли пецкой областной заочной сред ней школы. В средней н восьмилетней шко лах трудится слаженный квали фицированный коллектив учите лей. среди которых четверо им«от почетное звание «Заслу женного учителя школы РСФСР». Это; Иван Никифо рович Елецких, Нина Георгиев на Куреева, Вера Тихоновна Мо розова, Евдокия Варфоломеев на Семенихина. Под руководст вом учителя истории — энтузиа ста И. Клейменова в восьми- яетней школе создается школь ный краеведческий музей. Видное место в системе учеб ное поручение, у ч а щ и е с я школы учатся добывать знания от самой природы, связывать научные знания, полученные в школе, с практикой колхозного сельскохозяйственного произ водства. Пример лучших труже ников и личное участие в труде колхоза убеждает подрастаю щее поколение в необходимости трудиться в родном колхозе. Многие молодые люди, полу чив среднее образование оста ются жить и работать в родном колхозе, но большинство ухо дят и на производство (на Ка зацкий крахмало-паточный ком бинат), а некоторые поступают в вузы страны. Конкретные жизненные при меры и происходящие события свидетельствуют о том, что Коммунистическая партия и пра пря п о с т у п л е н и и в вузы. В воспитании подрастающего поколения очень важную роль играет семья. Непосредственное знакомство и беседы с колхозниками «Искры», учителями Казацких школ дают некоторое представ ление о воспитании детей в кол хозных семьях. Характерной особенностью колхозной семьи является ее спе цифика отношений ее членов к семейной традиции. Весь процесс воспитания в семье органически связан с семейными отношения ми и традициями. Дружные семьи отличаются трудолюбием, занятостью в кол хозном производстве, высоким заработком и хорошим доходом с приусадебного участка. Положительный пример роди- тонина — отличник народного просвещения, Евдокия — За служенная учительница РСФСР (обе работают в Казаках), Ма рия — фельдшер, работает в са натории, Анна — фельдшер, работает в Магадане, Дмитрий старший контролер-нормиров щик на станции Верховье, На дежда — фельдшер Казацкой амбулатории, Михаил — партий ный работник, Лидия — инже нер — радиофизик. А вот семья механизатора колхоза Сергея Васильевича Дятлова. Мать работает в кол хозе на свекловичной плантации. В семье 5 детей, все девочкил старшая работает на комбина те бытового обслуживания, одна дочь учится в пединституте, ос тальные — школьницы. В семье существует твердый распорядок. указанным партиен И з и с т о р и и с е л а К . з з а к и но-воспитательной работы школ занимает трудовое воспитание учащихся. Школьники восьмилет ней школы работают не только на школьном учебно-опытном участке, но и на поле колхоза «Искра», На участке, выделен, ном для школы, учащиеся ведут опытническую работу под руко водством учителя биологии, пользуясь консультациями кол хозного агронома. На учебно опытном участке казацкие школь ники ведут систематическое на блюдение за развитием расте ний, за происходящими измене ниями в их жизни. Сельскохо зяйственное опытничество раз вивает у учащихся пытливость, инициативу, интерес и любовь к труду. На двух гектарах школь ники выращивают свеклу, помо гают колхозникам в выращива нии картофеля. В ы п о л н я я такое серьез- вительство уделяют огромное внимание развитию сельскохо зяйственного производства, улуч шению жизни тружеников села. «Проведение Всесоюзного съезда колхозников, принятие нового Устава колхоза — сви детельство последовательной и неустанной заботы партии и пра вительства о советском кре стьянстве, о развитии колхоз ного строя, как неотъемлемой части нашего социалистического общества. (Из письма делегатов Третьего Всесоюзного съезда колхозников). Селу нужны квалифицирован ные кадры, чтобы двигать впе ред производительные силы и культуру деревни. Сельской мо лодежи представляются все ус ловия для того, чтобы дна ов ладела наукой, техникой, куль турой; выпускникам сельских школ оказывается преимущество телей, их авторитет в-^семье и в колхозном коллективе благо приятно сказывается на воспи тании подрастающего поколе ния. Так, например, семья рядовых колхозников Семенихиных Вар фоломея Ивановича и Натальи Дмитриевны. Они вырастили и воспитали 8 детей. Наталья Дмитриевна работала в кол хозе на всех видах работ и всегда привлекала своих детей к труду в колхозе и дома. Дружба, согласованность в тре бованиях между родителями, порядок и уют в доме «способ ствовали правильному воспита нию детей. Наталья Дмитриевна говорит; «Наши дети вырастали в тру. де, они понимали переживае мые родителями трудности в все стали достойными советски ми людьми. Старшая дочь Ан соблюдается режим, распределе ны обязанности в выполнении домашних работ. Школьницы учатся хорошо, примерны в поведении и в отношении к об щественному и домашнему тру ду. Дочери гордятся своими ро дителями, кот'орые в колхозе'' пользуются заслуженным авто ритетом (отец Сергей Василье вич с 1933 г. работает механи затором). Отец и мать- тесно связаны со школой, мать много лет является членом родитель ского комитета школы. Во вре мя летних каникул школьницы Дятловы (в том числе и сту дентка) работают в колхозе «Искра». Таких семей в колхо зе много. Трудовое крестьянство Каза ков, как и крестьянство всей России, в дореволюционное вре мя влачило жалкое существова ние. Оно было задавлено гне том помещиков, кулаков, само державия. Великая Октябрьская социа листическая революция навсег да избавила крестьян от нуж ды и угнетения. Большевист ская партия, гениальный Ленин открыли перед тружениками зем ли светлые и радостные перспек тивы. В прочном союзе с рабо чим классом и при опоре на се редняка беднейшие слои кресть янства сражались в рядах Крас ной Армии за власть Советов, строили и укрепляли колхозы. Ликвидация частной собствен ности на землю, обобществле ние средств производства, ог ромная помощь государства в техническом перевооружении сельского хозяйства и культур ном развитии крестьянства соз дали все необходимые условия для победы социализма в дерев не. Колхозный строй выдержал тяжелые испытания в годы Ве ликой Отечественной войны. «Колхозный строй — неотъем лемая часть советского социа листического общества, это на меченный В. И. Лениным, исто рически проверенный и отвечаю щий особенностям и интересам крестьянств путь его посте пенного перехода к коммуниз му»-, — говорится в Пример ном Уставе колхоза Выполняя решения XXIII съезда партии и постановления мартовского (1965 г.), майско го (1966 г.) и октябрьского (1968 г.) Пленумов ЦК КПСС, кол.хозники «Искры» включи лись во всенародное социали стическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Они с огромным энтузиазмом борются за выпол нение взятых обязательств по осуществлению 'заданий пяти летки. Этот энтузиазм является свидетельством непоколебимой верности колхозного крестьянст ва и всего советского народа заветам Ленина, делу Комму нистической партии. А. БОКАЧЕВА. Преподаватель Елецкого государственного пединститута. К25-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Документы рассказывают Великая Отечественная война 1941—45 гг. — одно из величай ших событий в истории человечества, а победа Советской Армии — явление всемирно-исторнческого значения. Никогда не изгладятся из памяти народной грозные события тех лет горечь отступления в первые месяцы войны. И тем, радо стнее были победы нашей армии под Ростовом и Тихвином, в мо- сновсмой битве и под Ельцом. Ценою огромных усилий и жертв фашистская армия осенью 1941 года вышла в Подмосковье и завязала бои на ефремовском и елецком направлениях, стремясь захватить крупный железнодо рожный узел — станцию Елец — и выйти на реку Дон, отрезав Москву от южных коммуникаций. Драматические события развернулись в конце ноября — начале декабря в нашем районе, когда фашистам удалось проникнуть на окраины Ельца, а затем и захватить его. С целью ликвидации прорыва группировки врага 6 —16 декабря войска •Юго-Западного фронта провели крупную операцию, за вершившуюся разгромом основных сил Второй полевой немец кой армии. Эта операция, проведенная одновременно с московской, полу чила название елецкой операцт . {Ниже-публикуются выдержки из документов, подготовленных работником Липецкого областного краеведческого музея С. Сай- ко и раскрываю 1 цие картину боев за Елец с 1 декабря и вплоть до его оовобождения. М. ЗЫКОВ. Старший научный сотрудник Елецкого краеведческого музея. «Противник продолжал на ступление в направлении Елец и станции Долгоруково. В 16.30 батальон 654-го стрел кового полка завязал бой с про тивником на юго-западной окра ине с. Казаки. Имея численное превосходство и сильную огне вую систему при поддержке двух танков и минометной ба тареи, противник потеснил ба тальон и занял Казаки. В 17.00 батальон начал отход в восточном направлении к сво ему полку. К исходу дня, усилив нажим, противник занял с. Становая и Телегино». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 2 декабря 1941 года, г. Елец). «3 декабря 1941 г. дивизия при ведена в полную боевую готов ность оборонять г. Елец. Заняв Казаки, противник по вел наступление с целью захва- •гить Елен г перерезать шоссе Елец — Задонск с тем, чтобы отрезать наши части и выйти на р. Дон, а затем захватить З а донск. В 6.00 юго-западная группи ровка противника силою свыше полка, усиленного минометами и артиллерией, повела наст.упле- ние на Лавы, Казинку и в ре зультате упорного боя овладела ими». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). «В ночь с 3 на 4 декабря груп па авто.матчиков и пулеметчи ков противника ворвалась в Елец, достигнув почти театра, но была выбита. Противник силою до батальо на овладел западной окраиной г. Елец, имея своей базой тюрь му и монастырь. Около 16.00 противник ввел в бой свыше 10 танков и несколь ко бронеавтомобилей и к 17.00 распространился до линии поч ты. К исходу дня телефонная связь с Ельцом прервана. ...Пленные, захваченные в районе Казинка, показали; 45-я пехотная дивизия имеет задачу захватить Елец, выйти на ру беж р. Дон, где расположится на зимние квартиры. Дивизия понесла большие потери... Для зимы обмундиро вания не имеют». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 4 декабря 1941 г. Задонск), «148-я стрелковая дивизия в течение дня вела упорные' бои на подступах к г. Елец с севе ро-запада и жестокие уличные бои, но под давлением превос ходящих сил противника в 21.00 оставила г. ЕлсЦ' и отошла на восточный берег р. Сосна». .(Опер.ативная сводка щтаба . 13-й армии к 4.00 5 декабря 1941 г.. Задонск). * * * «Противник овладел г. Елец частями 45-й- пехотной дивизии и к 14.00 5 декабр'й сосредото чил танки (по-видимому участ вовавшие в боях за Елец) в ло щине, примыкающей с севера к Аргамач; установил артиллерию на восточной окраине г. Елец... У тюрьмы два тяжелых ору дия, одно зенитное орудие. На стадионе два тяжелых орудия, у деревянного моста по два орудия с каждой стороны. В районе тюрьмы обоз из 96 повозок, 5 кухонь. Многие сол даты без шинелей. Расквартиро ваны в районе тюрьмы, в запад ной части г. Елец». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 5 декабря 1941 года. Задонск). «Части армии с утра 6 де кабря перешли в наступление на своих участках в общем на правлении на Елец, содействуя общей задаче уничтожения Елец кой группировки противника и недопущения его выхода за Дон. 148-я стрелковая дивизия с рубежа Захаровна, Ново-Оль- шанец начала наступление в на правлении на Ольшанец». (Оперативная сводка штаба 13-й армии к 16.00 6 декабря 1941 г. Задонск). 4: 4: 4: «6 декабря в 10.00 части ди- визии при поддержке 326-го арт полка и дивизиона РС (реак тивных минометов «Катюш» — прим. Ст. Сайко) перешли в ре шительное контрнаступление с задачей уничтожить противника в с. Ольшанец и г. Елец., 654-й стрелковый полк во взаимодействии с 507-м стрел ковым полком, преодолевая упорное сопротивление против ника, к исходу дня овладели с. Ольшанец и вышли на во сточную окраину г. Елец. 496чТ[ стрелковый полк, наступая с за дачей овладеть северной частью г. Елец, к исходу дня занял Ар гамач. В бою за Ольшанец захваче ны трофеи; 3 противотанковые пушки, миномет, 50 винтовок... 4 подводы с награбленным иму ществом». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). «В Ельце в течение дня про исходили уличные бои, против ник выбит из Красных казарм, собора, бои продолжаются». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 8 декабря 1941 г. Задонск). »: 4: 4: «Сломив упорное сопротивле ние противника, части дивизии к 6.00 9 декабря 1941 г. освободи ли г. Елец от противника, ото шедшего на Казаки». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). У Если бы присваивалось первен ство за качество продукции, т6 его бы в совхозе «Елецкий» обязательно присудегяи Н. П. Лэпши'ной. Закрепленные за ней коровы по чистоте выделяются из всего стада, посуду она всег да ААоет и прожаривает. Соблю дение зоогигиены стало для ие^е непрелож1Ным законом. Ну, а как на счет количества? Пока Наталья Петровна уступа ет таким проспавле«ным масте рицам, как М. И. Рязанцева, П. Ф. Ярославцева, Т. С. Горен- кова. Но, повторяем, «покап.При- дут и к ней богатый опыт и вы сокие производственные показа тели. Недаром она пытливо при сматривается к старшим подру гам, настойчиво овладевает зоо техническими знаниями. Первые итоги убеждают, что взятое ею обязательство на юби лейный год будет выполнено досрочно. На снимке: доярка совхоза «Елецкий» Н. П. Лапшина. Фото и. Стягова. Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz