Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1970 г. (г. Елец)

расположена в микрорайоне колхоза «Искра», в н й учится 502 человека. При этой же шко­ ле работает консультпункт Ли­ пецкой областной заочной сред­ ней школы. В средней н восьмилетней шко­ лах трудится слаженный квали­ фицированный коллектив учите­ лей. среди которых четверо им«от почетное звание «Заслу­ женного учителя школы РСФСР». Это; Иван Никифо­ рович Елецких, Нина Георгиев­ на Куреева, Вера Тихоновна Мо­ розова, Евдокия Варфоломеев­ на Семенихина. Под руководст­ вом учителя истории — энтузиа­ ста И. Клейменова в восьми- яетней школе создается школь­ ный краеведческий музей. Видное место в системе учеб­ ное поручение, у ч а щ и е с я школы учатся добывать знания от самой природы, связывать научные знания, полученные в школе, с практикой колхозного сельскохозяйственного произ­ водства. Пример лучших труже­ ников и личное участие в труде колхоза убеждает подрастаю­ щее поколение в необходимости трудиться в родном колхозе. Многие молодые люди, полу­ чив среднее образование оста­ ются жить и работать в родном колхозе, но большинство ухо­ дят и на производство (на Ка­ зацкий крахмало-паточный ком­ бинат), а некоторые поступают в вузы страны. Конкретные жизненные при­ меры и происходящие события свидетельствуют о том, что Коммунистическая партия и пра­ пря п о с т у п л е н и и в вузы. В воспитании подрастающего поколения очень важную роль играет семья. Непосредственное знакомство и беседы с колхозниками «Искры», учителями Казацких школ дают некоторое представ­ ление о воспитании детей в кол­ хозных семьях. Характерной особенностью колхозной семьи является ее спе­ цифика отношений ее членов к семейной традиции. Весь процесс воспитания в семье органически связан с семейными отношения­ ми и традициями. Дружные семьи отличаются трудолюбием, занятостью в кол­ хозном производстве, высоким заработком и хорошим доходом с приусадебного участка. Положительный пример роди- тонина — отличник народного просвещения, Евдокия — За­ служенная учительница РСФСР (обе работают в Казаках), Ма­ рия — фельдшер, работает в са­ натории, Анна — фельдшер, работает в Магадане, Дмитрий старший контролер-нормиров­ щик на станции Верховье, На­ дежда — фельдшер Казацкой амбулатории, Михаил — партий­ ный работник, Лидия — инже­ нер — радиофизик. А вот семья механизатора колхоза Сергея Васильевича Дятлова. Мать работает в кол­ хозе на свекловичной плантации. В семье 5 детей, все девочкил старшая работает на комбина­ те бытового обслуживания, одна дочь учится в пединституте, ос­ тальные — школьницы. В семье существует твердый распорядок. указанным партиен И з и с т о р и и с е л а К . з з а к и но-воспитательной работы школ занимает трудовое воспитание учащихся. Школьники восьмилет­ ней школы работают не только на школьном учебно-опытном участке, но и на поле колхоза «Искра», На участке, выделен, ном для школы, учащиеся ведут опытническую работу под руко­ водством учителя биологии, пользуясь консультациями кол­ хозного агронома. На учебно­ опытном участке казацкие школь­ ники ведут систематическое на­ блюдение за развитием расте­ ний, за происходящими измене­ ниями в их жизни. Сельскохо­ зяйственное опытничество раз­ вивает у учащихся пытливость, инициативу, интерес и любовь к труду. На двух гектарах школь­ ники выращивают свеклу, помо­ гают колхозникам в выращива­ нии картофеля. В ы п о л н я я такое серьез- вительство уделяют огромное внимание развитию сельскохо­ зяйственного производства, улуч­ шению жизни тружеников села. «Проведение Всесоюзного съезда колхозников, принятие нового Устава колхоза — сви­ детельство последовательной и неустанной заботы партии и пра­ вительства о советском кре­ стьянстве, о развитии колхоз­ ного строя, как неотъемлемой части нашего социалистического общества. (Из письма делегатов Третьего Всесоюзного съезда колхозников). Селу нужны квалифицирован­ ные кадры, чтобы двигать впе­ ред производительные силы и культуру деревни. Сельской мо­ лодежи представляются все ус­ ловия для того, чтобы дна ов­ ладела наукой, техникой, куль­ турой; выпускникам сельских школ оказывается преимущество телей, их авторитет в-^семье и в колхозном коллективе благо­ приятно сказывается на воспи­ тании подрастающего поколе­ ния. Так, например, семья рядовых колхозников Семенихиных Вар­ фоломея Ивановича и Натальи Дмитриевны. Они вырастили и воспитали 8 детей. Наталья Дмитриевна работала в кол­ хозе на всех видах работ и всегда привлекала своих детей к труду в колхозе и дома. Дружба, согласованность в тре­ бованиях между родителями, порядок и уют в доме «способ­ ствовали правильному воспита­ нию детей. Наталья Дмитриевна говорит; «Наши дети вырастали в тру. де, они понимали переживае­ мые родителями трудности в все стали достойными советски­ ми людьми. Старшая дочь Ан­ соблюдается режим, распределе­ ны обязанности в выполнении домашних работ. Школьницы учатся хорошо, примерны в поведении и в отношении к об­ щественному и домашнему тру­ ду. Дочери гордятся своими ро­ дителями, кот'орые в колхозе'' пользуются заслуженным авто­ ритетом (отец Сергей Василье­ вич с 1933 г. работает механи­ затором). Отец и мать- тесно связаны со школой, мать много лет является членом родитель­ ского комитета школы. Во вре­ мя летних каникул школьницы Дятловы (в том числе и сту­ дентка) работают в колхозе «Искра». Таких семей в колхо­ зе много. Трудовое крестьянство Каза­ ков, как и крестьянство всей России, в дореволюционное вре­ мя влачило жалкое существова­ ние. Оно было задавлено гне­ том помещиков, кулаков, само­ державия. Великая Октябрьская социа­ листическая революция навсег­ да избавила крестьян от нуж­ ды и угнетения. Большевист­ ская партия, гениальный Ленин открыли перед тружениками зем­ ли светлые и радостные перспек­ тивы. В прочном союзе с рабо­ чим классом и при опоре на се­ редняка беднейшие слои кресть­ янства сражались в рядах Крас­ ной Армии за власть Советов, строили и укрепляли колхозы. Ликвидация частной собствен­ ности на землю, обобществле­ ние средств производства, ог­ ромная помощь государства в техническом перевооружении сельского хозяйства и культур­ ном развитии крестьянства соз­ дали все необходимые условия для победы социализма в дерев­ не. Колхозный строй выдержал тяжелые испытания в годы Ве­ ликой Отечественной войны. «Колхозный строй — неотъем­ лемая часть советского социа­ листического общества, это на­ меченный В. И. Лениным, исто­ рически проверенный и отвечаю­ щий особенностям и интересам крестьянств путь его посте­ пенного перехода к коммуниз­ му»-, — говорится в Пример­ ном Уставе колхоза Выполняя решения XXIII съезда партии и постановления мартовского (1965 г.), майско­ го (1966 г.) и октябрьского (1968 г.) Пленумов ЦК КПСС, кол.хозники «Искры» включи­ лись во всенародное социали­ стическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Они с огромным энтузиазмом борются за выпол­ нение взятых обязательств по осуществлению 'заданий пяти­ летки. Этот энтузиазм является свидетельством непоколебимой верности колхозного крестьянст­ ва и всего советского народа заветам Ленина, делу Комму­ нистической партии. А. БОКАЧЕВА. Преподаватель Елецкого государственного пединститута. К25-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Документы рассказывают Великая Отечественная война 1941—45 гг. — одно из величай­ ших событий в истории человечества, а победа Советской Армии — явление всемирно-исторнческого значения. Никогда не изгладятся из памяти народной грозные события тех лет горечь отступления в первые месяцы войны. И тем, радо­ стнее были победы нашей армии под Ростовом и Тихвином, в мо- сновсмой битве и под Ельцом. Ценою огромных усилий и жертв фашистская армия осенью 1941 года вышла в Подмосковье и завязала бои на ефремовском и елецком направлениях, стремясь захватить крупный железнодо­ рожный узел — станцию Елец — и выйти на реку Дон, отрезав Москву от южных коммуникаций. Драматические события развернулись в конце ноября — начале декабря в нашем районе, когда фашистам удалось проникнуть на окраины Ельца, а затем и захватить его. С целью ликвидации прорыва группировки врага 6 —16 декабря войска •Юго-Западного фронта провели крупную операцию, за­ вершившуюся разгромом основных сил Второй полевой немец­ кой армии. Эта операция, проведенная одновременно с московской, полу­ чила название елецкой операцт . {Ниже-публикуются выдержки из документов, подготовленных работником Липецкого областного краеведческого музея С. Сай- ко и раскрываю 1 цие картину боев за Елец с 1 декабря и вплоть до его оовобождения. М. ЗЫКОВ. Старший научный сотрудник Елецкого краеведческого музея. «Противник продолжал на­ ступление в направлении Елец и станции Долгоруково. В 16.30 батальон 654-го стрел­ кового полка завязал бой с про­ тивником на юго-западной окра­ ине с. Казаки. Имея численное превосходство и сильную огне­ вую систему при поддержке двух танков и минометной ба­ тареи, противник потеснил ба­ тальон и занял Казаки. В 17.00 батальон начал отход в восточном направлении к сво­ ему полку. К исходу дня, усилив нажим, противник занял с. Становая и Телегино». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 2 декабря 1941 года, г. Елец). «3 декабря 1941 г. дивизия при­ ведена в полную боевую готов­ ность оборонять г. Елец. Заняв Казаки, противник по­ вел наступление с целью захва- •гить Елен г перерезать шоссе Елец — Задонск с тем, чтобы отрезать наши части и выйти на р. Дон, а затем захватить З а ­ донск. В 6.00 юго-западная группи­ ровка противника силою свыше полка, усиленного минометами и артиллерией, повела наст.упле- ние на Лавы, Казинку и в ре­ зультате упорного боя овладела ими». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). «В ночь с 3 на 4 декабря груп­ па авто.матчиков и пулеметчи­ ков противника ворвалась в Елец, достигнув почти театра, но была выбита. Противник силою до батальо­ на овладел западной окраиной г. Елец, имея своей базой тюрь­ му и монастырь. Около 16.00 противник ввел в бой свыше 10 танков и несколь­ ко бронеавтомобилей и к 17.00 распространился до линии поч­ ты. К исходу дня телефонная связь с Ельцом прервана. ...Пленные, захваченные в районе Казинка, показали; 45-я пехотная дивизия имеет задачу захватить Елец, выйти на ру­ беж р. Дон, где расположится на зимние квартиры. Дивизия понесла большие потери... Для зимы обмундиро­ вания не имеют». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 4 декабря 1941 г. Задонск), «148-я стрелковая дивизия в течение дня вела упорные' бои на подступах к г. Елец с севе­ ро-запада и жестокие уличные бои, но под давлением превос­ ходящих сил противника в 21.00 оставила г. ЕлсЦ' и отошла на восточный берег р. Сосна». .(Опер.ативная сводка щтаба . 13-й армии к 4.00 5 декабря 1941 г.. Задонск). * * * «Противник овладел г. Елец частями 45-й- пехотной дивизии и к 14.00 5 декабр'й сосредото­ чил танки (по-видимому участ­ вовавшие в боях за Елец) в ло­ щине, примыкающей с севера к Аргамач; установил артиллерию на восточной окраине г. Елец... У тюрьмы два тяжелых ору­ дия, одно зенитное орудие. На стадионе два тяжелых орудия, у деревянного моста по два орудия с каждой стороны. В районе тюрьмы обоз из 96 повозок, 5 кухонь. Многие сол­ даты без шинелей. Расквартиро­ ваны в районе тюрьмы, в запад­ ной части г. Елец». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 5 декабря 1941 года. Задонск). «Части армии с утра 6 де­ кабря перешли в наступление на своих участках в общем на­ правлении на Елец, содействуя общей задаче уничтожения Елец­ кой группировки противника и недопущения его выхода за Дон. 148-я стрелковая дивизия с рубежа Захаровна, Ново-Оль- шанец начала наступление в на­ правлении на Ольшанец». (Оперативная сводка штаба 13-й армии к 16.00 6 декабря 1941 г. Задонск). 4: 4: 4: «6 декабря в 10.00 части ди- визии при поддержке 326-го арт­ полка и дивизиона РС (реак­ тивных минометов «Катюш» — прим. Ст. Сайко) перешли в ре­ шительное контрнаступление с задачей уничтожить противника в с. Ольшанец и г. Елец., 654-й стрелковый полк во взаимодействии с 507-м стрел­ ковым полком, преодолевая упорное сопротивление против­ ника, к исходу дня овладели с. Ольшанец и вышли на во­ сточную окраину г. Елец. 496чТ[ стрелковый полк, наступая с за­ дачей овладеть северной частью г. Елец, к исходу дня занял Ар­ гамач. В бою за Ольшанец захваче­ ны трофеи; 3 противотанковые пушки, миномет, 50 винтовок... 4 подводы с награбленным иму­ ществом». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). «В Ельце в течение дня про­ исходили уличные бои, против­ ник выбит из Красных казарм, собора, бои продолжаются». (Разведсводка штаба 13-й армии на 19.00 8 декабря 1941 г. Задонск). »: 4: 4: «Сломив упорное сопротивле­ ние противника, части дивизии к 6.00 9 декабря 1941 г. освободи­ ли г. Елец от противника, ото­ шедшего на Казаки». (Журнал боевых действий 148-й стрелковой дивизии). У Если бы присваивалось первен­ ство за качество продукции, т6 его бы в совхозе «Елецкий» обязательно присудегяи Н. П. Лэпши'ной. Закрепленные за ней коровы по чистоте выделяются из всего стада, посуду она всег­ да ААоет и прожаривает. Соблю­ дение зоогигиены стало для ие^е непрелож1Ным законом. Ну, а как на счет количества? Пока Наталья Петровна уступа­ ет таким проспавле«ным масте­ рицам, как М. И. Рязанцева, П. Ф. Ярославцева, Т. С. Горен- кова. Но, повторяем, «покап.При- дут и к ней богатый опыт и вы­ сокие производственные показа­ тели. Недаром она пытливо при­ сматривается к старшим подру­ гам, настойчиво овладевает зоо­ техническими знаниями. Первые итоги убеждают, что взятое ею обязательство на юби­ лейный год будет выполнено досрочно. На снимке: доярка совхоза «Елецкий» Н. П. Лапшина. Фото и. Стягова. Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz