Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

П О Д Р А С Т А Ю Щ Е М У П О К О Л Е Н И Ю — К О М М У Н И С Т И Ч Е С К О Е В О С П И Т А Н И Е ^11 Передовики Закончилась первая полови­ на учебного года. Успеваемость составила 96,4 процента. По сравнению с прошлогодним пе­ риодом число успевающих уве­ личилось. Всего в районе 68 школ. В 15 из 38 начальных школах по­ лугодие закончено без отстаю­ щих учеников. Там хорошо ор­ ганизованы занятия с детьми не только в часы уроков. Это и огромная внеклассная работа, и дополнительные занятия со слабоуспевающими по тем или иным предметам учениками. Взять хотя бы к примеру Черкасско - Выселковскую на­ чальную школу. Ее заведую­ щая Л. А. Чернятина уже 14 ,лет трудится на педагогическом поприще. Во всех концах на­ шей страны живут и работают бывшие ее ученики. В школе стопроцентная успеваемость. И хотя прошло уже полтора де­ сятка лет с того времени, как Любовь Александровна была сама студенткой, она не пере­ стает учиться, изыскивать но­ вые методы и формы изложе­ ния программного материала. Л. А. Чернятина уделяет большое внимание расширению кругозора учащихся, советует им больше читать детской ху­ дожественной литературы, сле­ дить за газетами и журналами, предназначенными для октяб­ годников. Половина учащихся занимается только на сотлнч- но» и «хорошо». В этом году их стало зна­ чительно больше. Цифра, фиксирующая число закончивших четверть без «тро­ ек», является важным показа­ телем. Хорошистов и отлични­ ков много в таких школах, как Итоги первого полугодия рят и пионеров, рекомендует слушать детские передачи по радио. А в прошлом году в школе появился свой телеви­ зор, купленный на деньги, за­ работанные детьми на при­ школьном участке. Среди начальных школ, за­ вершивших полугодие со сто­ процентной успеваемостью, сле­ дует отметить еще Ивановскую, заведует которой М. Г. Воло- буева. В этой школе вообще на протяжении 5 лет нет второ­ Талицкая средняя (процент успеваемости 98,8), Лавская восьмилетняя (процент успева­ емости 98,7), Рябинская вось- милстняя (процент успеваемо­ сти 98,0). В Ивановской сред­ ней школе из 268 учеников учатся без троек 95, а в Ка­ зацкой средней из 336—186. Но будет неправильным ду­ мать, что во всех школах рай­ она нормальное положение. У нас еще есть школы, в которых подготовка учащихся ведется крайне слабо. Особенно это на­ блюдается в Макаровской, Александровской, Красно-Ху­ торской начальных школах. Да и не все средние школы могут блеснуть хорошим положением дел. В Волчанской средней школе наблюдается большая текучесть кадров. Плохо ведут­ ся такие важные предметы, как физика, математика. В Петро- во-Круговской школе послед­ нее время ослаб директорский контроль за качеством подго­ товки и проведения уроков, что сразу же сказалось на ус­ певаемости учащихся. Практика учителей пока­ зывает, что только в тех шко­ лах, где учителя постоянно ра­ ботают над собой, уделяют много времени подготовке, про­ ведению уроков, совершенству­ ют методы и формы своей ра­ боты с детьми, достигнуты зна­ чительные результаты. Л. Яковлева, А. Тельных, инспекторы районо. Зоя Семеновна Инютина работает в средней школе Ивановского отделения совхоза «Каменский» пятый год. Но ее давно знают в селе. Дело в том, что она, мест­ ная жительница, после окончания Елецкого пединститу­ та пожелала работать здесь. Зоя Ивановна пользуется большим авторитетом в школе. Она со знанием дела преподает историю. Ус­ певаемость учащихся по этому предмету стопроцент­ ная. И в неурочное время учительницу часто можно ви­ деть среди школьников. Она проводит беседы о рево­ люционных событиях в нашей стране, о подвигах со­ ветских людей в борьбе за свободу своей Родины, в созидательном труде. Много нового и интересного узнают ребята из рассказов Зои Семеновны о своих односельчанах. На снимке: 3. С. Инютина. Фото Н. Стягова. Э Т О Г О могло НЕ БЫТ Ь ; Так называлась конферен­ ция, которая проводилась в Воронце. В зале Дома культу­ ры собрались старшеклассники и их родитрли. Состоялся боль­ шой, нужный разговор. Его не­ обходимость вызывалась допу­ скаемыми правонарушениями в ученической среде. Геннадий Федюшин совершил уголовно наказуемое преступление, де­ сятиклассник Михаил Зайцев хулиганил в нетрезвом виде, Анатолий Киселев бросил уче­ бу, Владимир Толстых засорял эфир, Валерий Купавых безо­ бразничает... Тревожные сигналы содер­ жались в докладе ответствен­ ного секретаря районной ко­ миссии по делам несовершен­ нолетних А. К. Сахаровой. Можно было прочесть на ли­ цах взрослых глубокую озабо­ ченность за будущее своих де­ тей, подрастающего поколения. Да, каждая мать, каждый отец желают добра детям, хо­ тят видеть их образованными и культурными. Так поч"му же вырастают плохие ребята?Про- глядела школа? Бывает и не­ редко. Но все-таки в большин­ стве случаев повинны родители. Рассказывали про семью Лы­ ковых. Пьяница-отец угодил за решетку, успев оказать дурное влияние на детей. По его сто­ пам пошел и старший сын, Вик­ тор, успел воспринять плохие привычки и младший, Михаил. Поздно начала раскаиваться и мать. Она не сум'>ла уберечь детей от вредного влияния. Малыши впитывают все хо­ рошее и плохое. Но простой истины никак не хочет понять А. И. Хлобыстина. Она прист­ растилась к водке. Безалабер­ ную мамашу не интересует, на­ кормлены или ненакормлены дети. Образумьтесь, Анна Ива­ новна! Обществу далеко не­ безразлично, кем станут Витя и Миша, и оно вправе потребо­ вать от вас соблюдения роди­ тельских обязанностей. Неблагополучные семьи — редкое исключение. Тем не ме­ нее ни'^то нр может оставаться спокойным до тех пор, пока их вовсе не будет. В кулуарах председатель ис­ полкома Паниковского сельсо­ вета А. Д. Пшеничников рас­ сказывал о супругах Зайцевых: Василии Николаевиче и Зина­ иде Филипповне. Они растят троих детей, прививают им вы­ сокие моральные качества. На конференции выступала их дочь Валентина. — Михаил Зайцев допустил нехороший поступок, положил пятно на свой класс, на нашу школу. Мы осуждаем его и не­ пременно поможем ему изба­ виться от всего плохого. Пусть каждый из нас оставит о себе самые добрые воспоминания в стенах родной школы, — гово­ рила десятиклассница. Ее искреннир слова встрети­ ли горячее одобрение в зале. Сверстники и сверстницы пол­ ностью разделяли ее взгляды. Воспитание в семье — тон­ кая и вместе с тем не такая уж сложная наука. Это наука разумной любви, мудрого тер­ пения, строгой требователь­ ности и непременного знания основ педагогики. А как рас­ суждают некоторые родит“ли; «Вырастили меня без науки, выращу и своих детей». И на­ чинают «воспитывать» р®мнем вместо тоге, чтобы убеждать словами. «Рем°нная» педаго­ гика, кроме вреда, ничего не приносит: дрти растут замкну­ тыми, огрубевшими, озлоблен­ ными. Помочь родителям овладеть необходимыми по''чаниями обя­ заны педагоги. Но в Воронце нет еще тесной связи между школой и срмьрй, их усилия пока не объединены, разобще­ ны. В школе говорят одно, в доме проповедуют другое. Ка­ кое представление после это­ го вынесет ребенок? Ну, а как быть с теми отца­ ми, которые пьянствуют, не прислушиваются к добрым со­ ветам? Один такой папаша вместо того, чтобы выразить благодарность, начал отчиты­ вать секретаря комитета ВЛКСМ совхоза Ивана Пар­ шина только за то, что он ото­ слал поздно вечером его сына домой. И напрасно общест­ венные организации прошли мимо, не воздействовали на за­ блудившегося человека. Каким образом? Можно было с ним побеседовать, при необходимо­ сти пригласить на заседание местного комитета, в крайнем случае поговорить с ним на то­ варищеском суде. Форм и ме­ тодов воздействия на неради­ вых родителей очень много, ими надо только умело поль­ зоваться. —Понаслышалась я и не мо­ гу не высказаться, — попроси­ ла слово В. Д. Крапивенских. — Почему мы так снисходи­ тельны к пьяницам, которые портят своих детей? Убежда­ ем, взываем их к совести, а они и не думают исправлять­ ся. Пора с ними повести кру­ той разговор, окружить презре­ нием и заставить быть честны­ ми людьми, выполнять отцов­ ские обязанности. Но меня беспокоит и другое. Здесь го­ ворили, что даже младшие школьники ходят в кино на ве­ черние сеансы. И понять ребя­ тишек можно: детское-то кино редко ставят. Если прив“зут, то старую картину, которую уже по нискольку раз смотре­ ли. Открыли музыкальную школу. с каким увлечением стали заниматься дети! Но их радость сменилась огорчением. Соберутся у дверей и, не дож­ давшись преподавателей, ухо­ дят обиженными. Надо отдать должное ди­ ректору совхоза «Воронецкий» А. В. Гулидову, который ниче­ го не жалеет для детей. Вы­ строен хороший Дом культуры, приобретены духовые и струн­ ные инструменты, пианино, билъярд, теннис, есть хоккей­ ное поле. Более 80 ч“ловек за­ нимаются в оркестрах и худо­ жественных кружках. И уже заметно улучшилось поведение школьников, меньше стало ша­ лостей и баловства. В то же вррмя и права В. Д. Крапивенских. В других населенных пунктах совхоза ребята зачастую предоставле­ ны самим себе, им нечем за­ няться. Как можно мириться с тем. когда не ставятся детские киносеансы, негде взять почи­ тать книгу? Высказывались претензии и к школе. За п°рвую ч“тверть пропущено 5706 уроков, от­ дельные учащиеся им°ют по многим предметам неудовлет­ ворительные оценки. А кто не успевает, тот и плохо ведет се­ бя. Это уже доказано на прак­ тике. — Мы видим свои промахи и принимаем меры для улуч­ шения учебно-воспитательного процесса. Ждем и от вас хоро­ шей поддержки, — обратился к родителям новый директор Воронецкой средней школы Н. Н. Уланов. Внимательно выслушали старшеклассники представите­ ля районного отдела милиции И. Н. Гладышева. — Вы уже не дети, сами должны показывать пример малышам. Но я вижу в зале ваших сверстников, которые, не сделав ничего хорошего для об­ щества, успели опозорить се­ бя. Берегите честь смолоду, — советовал Иван Николаевич. — Мне не пришлось доучить­ ся, в ваши годы я с оружием в руках защищал Родину. Ва­ ши деды и отцы сражались и умирали ради того, чтобы их дети никогда не знали горя. Так будьте же достойными их светлой памяти, — призывал старшеклассников Герой Со­ ветского Союза Г. Д. Курбатов. Председатель рабочкома сов­ хоза «Воронецкий» Е. В. Но­ виков. секретарь райкома ВЛКСМ Г. И. П ротопочов , за­ ведующий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС В. А. Калюжный обратили осо­ бое внимание на укрепление тесной связи школы, семьи и общественности. Нужное, полезное меро­ приятие провели в Воронце. И. Щеглов. 1Т11 д е л я т с я о п ы т о м Выращен хороший урожай... Всего три слова... Но тот, кто хоть немного знаком с хлебо­ робским трудом, может понять, представить, что стоит за эти­ ми тремя простыми словами. Я считаю, что в сельском хо­ зяйстве нельзя работать без любви к земле, без высокого чувства ответствеяности за по­ рученное тебе дело. Земля лю- В Ы Р АЩ Е Н бит, чтобы о ней заботились. Тогда и она сторицей оплачи­ вает труд. Ярким доказательством это­ му хороший урожай зерновых и крупяных культур. Я расска­ жу немного о том, что мы сде­ лали для того, чтобы полу­ чить по 40 центнеров проса с каждого гектара (обязатель- Х О Р ОШ И Й ство мы брали — 30 центне­ ров). Участок под эту культуру выбрали из-под озимой пше­ ницы и однолетних трав. Это хорошие предшественники. Озимая пшеница убирается рано, следовательно, есть воз­ можность пораньше вспахать почву, чтобы она успела нако­ пить достаточно влаги. А ран­ няя зябь — это уже большая прибавка к урожаю. Однолет- У Р О Ж А Й ние травы накапливают на корневой системе большое ко­ личество азотных удобрений. Итак, предшественник мы выбрали неплохой. Следующей задачей была вспашка зяби. Наши механизаторы не подве­ ли: подняли зябь качественно, на нужную глубину, в срок и с внесением аммиачной воды (4 центнера на гектар). Основу под урожай зало­ жили хорошую, но главная ра­ бота еще предстояла. Зимой проводили снегозадержание. Щиты на полях мы не ставим. Эту работу выполняют тракто­ ры со снегопахами. Весной, как только сошел с полей снег, провели борожжа- ние спаренными боронами «ЗИГ-ЗАГ». Через некоторое время, используя дисковые лущильники «ЛД-10», внесли в почву аммиачную воду по четыре центнера на гектар. Почва была полностью под-- готовлена. Можно начинать сев. Его мы провели в наибо­ лее благоприятные сроки, с хо­ рошим качеством высева сеял­ ками «СУБ-48». На совесть постарался тракторист Н. Т. Гридчин. Всходы были дружные, быст­ ро подрастали. Но одновре­ менно с ними поднимались из земли и злейшие враги проса — сорняки. Необходимо было повести с ними решительную борьбу, иначе они забили бы все посевы. С целью уничтоже­ ния С 01 ВНЯКОВ мы обработали всходы гербицидами. Проводил обработку механизатор А. И. Гольтяев. Последний этап — уборку— мы тоже провели организован­ но. Эту культуру нужно уби­ рать раздельным способом: сначала скосить, а потом обмо­ лотить. Это потому, что просо даже в одной метелке созре­ вает не одновременно: вверху созрело, а внизу еще нет. В этом, четвертом, году пя­ тилетки, идя навстречу знаме- ? нательной дате— 100 -летию со > дня рождения Владимира Иль- ^ ича Ленина и претворяя в > жизнь решения октябрьского I Пленума ЦК КПСС по сельско- > му хозяйству, наши хлеборо- ^ бы полны решимости смело > идти к новым рубежам. > А. Саввин, > управляющий Нижне- > Воргольским отделением ' совхоза «Ключ жизни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz