Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)
Нелегкая нынче страда. Косить хлеба мешают дожди. Но П. В. ■Мирохин, комбайнер совхоза «Луч'->, противопоставляет ненастью свое мастерство, трудолюбие, стремлс.- пие быстрее и без потерь убрать урожай. Его обязательство — намолотить не менее 7000 центнеров зерна. 5000 центнеров уже выдано из бункера. Жатве — темпы и качест во — девиз комбайнера. Ниже рассказывается о том, как работает передовой комбайнерП-В. Мирохин, что помогает ему доби ваться высоких показателей. За700тон з е р н а НА СНИМНЕ: комбайнер совхоза «Луч» П. В. Мирохин. Хмурое августовское утро. Слабый дождик холодит лицо, руки. Павел Васильевич бес престанно вращает рулевое ко лесо, направляя подборщик ьа ячменный валок, внимательно всматриваясь в.таль на дорог'у, то и дело отгребает зерно от щнека в бункере. Увидев ма шину, снял фуражку, помахал шоферу; — Сюда, сюда, заруливай! ...Пятнадцатый год водит он «степные корабли» по совхоз ным полям, намолотив целый эшелон хлеба. Только вчера, в ясный погожий день, води тель П. 3. КлиникОв, прибыв ший с завода «Гидропривод», отвез от агрегата на ток ,400 центнеров ячменя. — Если бы все так хорошо знали свое дело и добросове стно относились к работе, — как-то высказал мне директор совхоза В. Д. Новиков,— дале ко • вперед шагнули бы мы с уборкой. Мирохин — настоя щий хлебороб, кажется, ника кой силой не оторвать его от земли. Трудная нынче жатва: не успеет солнце как следует обогреть «прозябшие» поля, как снова заволакивают тучи. Механизаторы «выжимают» из техники все, что она может дать: скорость, выработку, чистоту вымолота. Наш «УАЗик» остановился у края полосы. Одну за другой просматриваем кучи соломы, но не обнаруживаем ни одного невымолоченного колоса. Нет зерна и в мякине. — «СК» действует безотказ но,—довольный, сообщает Па вел Васильевич. — Пришлось, правда, немало повозиться па ремонте, зато теперь идет, как по маслу. По складу характера Миро хин — человек неразговорчи вый, не любит похвальбы, тем более, когда речь идет о нем, о его работе. — По-моему, тружусь, как и все, может, маленько .лучше некоторых, кто большого опы та не имеет, —сказал и умолк, недовольно посматривая на медленно плывущие тяжелые серые облака. —Вот эти некоторые и ждут помощи старших товарищей,— пытаясь завести разговор, про сил я комбайнера поделиться своими «секретами». Павел Васильевич вдруг раз охотился, начал смущенно рас сказывать обо всем до ма.аей- ших подробностей. Он говорил, а я записыв.ал... — Прежде всего о намоло. те. По заданию я должен дать из бункера 3050 центнеров зерна. Отправил на ток уже 5000 центнеров. Первоначаль ное обязательство мною до срочно выполнено. Недавно наш директор уговорил бо роться за 7000 центнеров на молота. Я прикинул в уме и согласился. Главный мой расчет не гек тары, не беготня по полю, а принцип: «тише будешь — дальше уедешь». Это, конечно, учитывая усло вия сегодняшней погоды, ког да дожди мешают. Дело ведь не столько в темпах, сколько в соблюдении качества: намо лот нужен, зерно, с таким трудом выращенное. Хорошая подготовка техни ки к страде —в этом кроется секрет успеха. Добрый ремонт предупреждает и возможную утечку зерна в дыры и шели, которых, к сожалению, немало на наших комбайнах. При обмолоте валков воз можны случаи выбивания зер на из колосьев из-за слишком болырой окружной скорости подборщика. Чтобы, как гово рится, не терять урожая^ на первом шаге, работаю только с исправным вариатором жат ки и копирующим механиз мом. Это позволяет, в зависи мости от сорта убираемой культуры, а также состояния вал! ов и спелости массы, вы бирать нужную скорость дви жения комбайна. Часто зерно сыплется в про странство между подборщиком и пальцевым брусом жатки. В данном случае избежать по терь можно путем уплотнения мест крепления подборщика к платформе. Особенно много утечки на блюдается в сочленении жатки с наклонной частью комбай на. У некоторых новых или отремонтированных машин прорезиненный фартук уже са мой наклонной части. Я всегца проверяю, соответствуют ли размеру отверстия в створе наклонной камеры ширине фартука. Если нет, то надстав ляю по контуру щелей или полностью заменяю его. Нередко щитки между жат кой и наклонной частью име ют недостаточную высоту. Об разуются отверстия, в которые шнеком выбрасывается зерно. Это «окно» следует закрыть ремнем, закрепив к стенкам ветрового щита. Теряется зерно и в том слу чае, если поставлена наклон ная камера, днище которой протерто плавающим тран спортером. Большая утечка хлеба замечена между проре зиненным козырьком верхнего конца днища наклонной части жатки и подпружиненным щит ком, а также в местах соеди нения наклонной части с мо лотилкой. При выяснении при чин часто оказывается, что из ношен ремень, выступают кре пежные болты, прогнулся щит, недостаточна жесткость пру жин. Просветы хорошо закры ваются установкой резиновых колец из уплотнителей гильз дизельных тракторов или при креплением прорезиненных лент к боковине молотилки. И еще одна деталь. Для смазки подшипников верхне го вала транспортера наклон ной камеры предусмотрены два круглых отверстия. Через них тоже выбрасывается зер но. Нужио закрыть их мочка ми с гайками-барашками, по типу отверстий, через которые регулируются зазоры между декой и бачабаном. Имеет бол^шие шели и люк для осмотра барабана (между боковыми обрезками и уго. 1 ь- никами молотилки). Они так же герметизируются прорези- не-^нымч ремнями. В боковых стенках молотил ки комбайна имеется много от верстий для валов и корпусов подшипни-'ов. При эксплучта- ции они разчабатываются. Уст ранить потери зерна через эти отверстия можно установкой дополнительных щитков из тонкого листового железа. При этом их размер должен быть несколько больше длины от верстий в боковине молотил ки, а отверстия в середине точно соответствовать диамет ру валков. Еще задолго до убооки мче пришлось тщательно проверить надежность герметизации коло сового и зернового элевато ров, надежно закрыть люки, на нижние головки элеватора на деть чехлы из мешковины, верхние уплотнить прокладка ми. Нередко в солому идут не- довымолоченные колосья. При чина — прогиб планок подба- рабанья. В таком случае не возможно правильно отрегу лировать молотильный аппа рат. Выход тут один —заме нить или отриктовать старое подбарабанье. Нынче нам приходится уби рать (подбирать) хлеба влаж ные. И здесь возможен вынос зерна из молотилки вместе с соломой. Чтобы избежать по терь, надо установить допол нительный пиккер по типу комбайна «С-6» (за основным фартуком над клавишами кре пится разрезной металличе ский). Он задерживает летя щие с большой скоростью от барабана молотилки зерна и выравнивает солому по клави шам. В сырую погоду, при обмо лоте непросохших валков не избежен уход зерна в полову. Необходимо вести работу на малых скоростях, чаще очи щать решета, регулировать по дачу воздуха вентилятором, следить за тем, чтобы прост ранство под клавишами в коп нителе . не заполнялось соло мой. О регулировках и возмож ных упущениях при ремонте я говорю так подробно потому, что сейчас, когда решается судьба выращенного нашими же руками урожая, можно и обязательно нужно сделать то, что было забыто или не сдела но по неопытности. На это, конечно, потребуется время, которого нынче, откровенно говоря, мало. Убоока венчает многомесяч ный труд хлебороба. Поэтому следует принять псе меры к тому, чтобы закрыть каналы потерь зерна. * * * Клонятся низко к земле тя желые колосья. Они ждут при косновения теплой руки меха низатора. Уверенно держит Н'турвал Павел Васильевич Мирохин. Т. Артамонов. Фото автора. НА СНИМКЕ: комбайнер П. В. Мирохин за работой. Механизатор уверенно ведет машину по полю II |!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz