Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Нелегкая нынче страда. Косить хлеба мешают дожди. Но П. В. ■Мирохин, комбайнер совхоза «Луч'->, противопоставляет ненастью свое мастерство, трудолюбие, стремлс.- пие быстрее и без потерь убрать урожай. Его обязательство — намолотить не менее 7000 центнеров зерна. 5000 центнеров уже выдано из бункера. Жатве — темпы и качест­ во — девиз комбайнера. Ниже рассказывается о том, как работает передовой комбайнерП-В. Мирохин, что помогает ему доби­ ваться высоких показателей. За700тон з е р н а НА СНИМНЕ: комбайнер совхоза «Луч» П. В. Мирохин. Хмурое августовское утро. Слабый дождик холодит лицо, руки. Павел Васильевич бес­ престанно вращает рулевое ко­ лесо, направляя подборщик ьа ячменный валок, внимательно всматриваясь в.таль на дорог'у, то и дело отгребает зерно от щнека в бункере. Увидев ма­ шину, снял фуражку, помахал шоферу; — Сюда, сюда, заруливай! ...Пятнадцатый год водит он «степные корабли» по совхоз­ ным полям, намолотив целый эшелон хлеба. Только вчера, в ясный погожий день, води­ тель П. 3. КлиникОв, прибыв­ ший с завода «Гидропривод», отвез от агрегата на ток ,400 центнеров ячменя. — Если бы все так хорошо знали свое дело и добросове­ стно относились к работе, — как-то высказал мне директор совхоза В. Д. Новиков,— дале­ ко • вперед шагнули бы мы с уборкой. Мирохин — настоя­ щий хлебороб, кажется, ника­ кой силой не оторвать его от земли. Трудная нынче жатва: не успеет солнце как следует обогреть «прозябшие» поля, как снова заволакивают тучи. Механизаторы «выжимают» из техники все, что она может дать: скорость, выработку, чистоту вымолота. Наш «УАЗик» остановился у края полосы. Одну за другой просматриваем кучи соломы, но не обнаруживаем ни одного невымолоченного колоса. Нет зерна и в мякине. — «СК» действует безотказ­ но,—довольный, сообщает Па­ вел Васильевич. — Пришлось, правда, немало повозиться па ремонте, зато теперь идет, как по маслу. По складу характера Миро­ хин — человек неразговорчи­ вый, не любит похвальбы, тем более, когда речь идет о нем, о его работе. — По-моему, тружусь, как и все, может, маленько .лучше некоторых, кто большого опы­ та не имеет, —сказал и умолк, недовольно посматривая на медленно плывущие тяжелые серые облака. —Вот эти некоторые и ждут помощи старших товарищей,— пытаясь завести разговор, про­ сил я комбайнера поделиться своими «секретами». Павел Васильевич вдруг раз­ охотился, начал смущенно рас­ сказывать обо всем до ма.аей- ших подробностей. Он говорил, а я записыв.ал... — Прежде всего о намоло. те. По заданию я должен дать из бункера 3050 центнеров зерна. Отправил на ток уже 5000 центнеров. Первоначаль­ ное обязательство мною до­ срочно выполнено. Недавно наш директор уговорил бо­ роться за 7000 центнеров на­ молота. Я прикинул в уме и согласился. Главный мой расчет не гек­ тары, не беготня по полю, а принцип: «тише будешь — дальше уедешь». Это, конечно, учитывая усло­ вия сегодняшней погоды, ког­ да дожди мешают. Дело ведь не столько в темпах, сколько в соблюдении качества: намо­ лот нужен, зерно, с таким трудом выращенное. Хорошая подготовка техни­ ки к страде —в этом кроется секрет успеха. Добрый ремонт предупреждает и возможную утечку зерна в дыры и шели, которых, к сожалению, немало на наших комбайнах. При обмолоте валков воз­ можны случаи выбивания зер­ на из колосьев из-за слишком болырой окружной скорости подборщика. Чтобы, как гово­ рится, не терять урожая^ на первом шаге, работаю только с исправным вариатором жат­ ки и копирующим механиз­ мом. Это позволяет, в зависи­ мости от сорта убираемой культуры, а также состояния вал! ов и спелости массы, вы­ бирать нужную скорость дви­ жения комбайна. Часто зерно сыплется в про­ странство между подборщиком и пальцевым брусом жатки. В данном случае избежать по­ терь можно путем уплотнения мест крепления подборщика к платформе. Особенно много утечки на­ блюдается в сочленении жатки с наклонной частью комбай­ на. У некоторых новых или отремонтированных машин прорезиненный фартук уже са­ мой наклонной части. Я всегца проверяю, соответствуют ли размеру отверстия в створе наклонной камеры ширине фартука. Если нет, то надстав­ ляю по контуру щелей или полностью заменяю его. Нередко щитки между жат­ кой и наклонной частью име­ ют недостаточную высоту. Об­ разуются отверстия, в которые шнеком выбрасывается зерно. Это «окно» следует закрыть ремнем, закрепив к стенкам ветрового щита. Теряется зерно и в том слу­ чае, если поставлена наклон­ ная камера, днище которой протерто плавающим тран­ спортером. Большая утечка хлеба замечена между проре­ зиненным козырьком верхнего конца днища наклонной части жатки и подпружиненным щит­ ком, а также в местах соеди­ нения наклонной части с мо­ лотилкой. При выяснении при­ чин часто оказывается, что из­ ношен ремень, выступают кре­ пежные болты, прогнулся щит, недостаточна жесткость пру­ жин. Просветы хорошо закры­ ваются установкой резиновых колец из уплотнителей гильз дизельных тракторов или при­ креплением прорезиненных лент к боковине молотилки. И еще одна деталь. Для смазки подшипников верхне­ го вала транспортера наклон­ ной камеры предусмотрены два круглых отверстия. Через них тоже выбрасывается зер­ но. Нужио закрыть их мочка­ ми с гайками-барашками, по типу отверстий, через которые регулируются зазоры между декой и бачабаном. Имеет бол^шие шели и люк для осмотра барабана (между боковыми обрезками и уго. 1 ь- никами молотилки). Они так­ же герметизируются прорези- не-^нымч ремнями. В боковых стенках молотил­ ки комбайна имеется много от­ верстий для валов и корпусов подшипни-'ов. При эксплучта- ции они разчабатываются. Уст­ ранить потери зерна через эти отверстия можно установкой дополнительных щитков из тонкого листового железа. При этом их размер должен быть несколько больше длины от­ верстий в боковине молотил­ ки, а отверстия в середине точно соответствовать диамет­ ру валков. Еще задолго до убооки мче пришлось тщательно проверить надежность герметизации коло­ сового и зернового элевато­ ров, надежно закрыть люки, на нижние головки элеватора на­ деть чехлы из мешковины, верхние уплотнить прокладка­ ми. Нередко в солому идут не- довымолоченные колосья. При­ чина — прогиб планок подба- рабанья. В таком случае не­ возможно правильно отрегу­ лировать молотильный аппа­ рат. Выход тут один —заме­ нить или отриктовать старое подбарабанье. Нынче нам приходится уби­ рать (подбирать) хлеба влаж­ ные. И здесь возможен вынос зерна из молотилки вместе с соломой. Чтобы избежать по­ терь, надо установить допол­ нительный пиккер по типу комбайна «С-6» (за основным фартуком над клавишами кре­ пится разрезной металличе­ ский). Он задерживает летя­ щие с большой скоростью от барабана молотилки зерна и выравнивает солому по клави­ шам. В сырую погоду, при обмо­ лоте непросохших валков не­ избежен уход зерна в полову. Необходимо вести работу на малых скоростях, чаще очи­ щать решета, регулировать по­ дачу воздуха вентилятором, следить за тем, чтобы прост­ ранство под клавишами в коп­ нителе . не заполнялось соло­ мой. О регулировках и возмож­ ных упущениях при ремонте я говорю так подробно потому, что сейчас, когда решается судьба выращенного нашими же руками урожая, можно и обязательно нужно сделать то, что было забыто или не сдела­ но по неопытности. На это, конечно, потребуется время, которого нынче, откровенно говоря, мало. Убоока венчает многомесяч­ ный труд хлебороба. Поэтому следует принять псе меры к тому, чтобы закрыть каналы потерь зерна. * * * Клонятся низко к земле тя­ желые колосья. Они ждут при­ косновения теплой руки меха­ низатора. Уверенно держит Н'турвал Павел Васильевич Мирохин. Т. Артамонов. Фото автора. НА СНИМКЕ: комбайнер П. В. Мирохин за работой. Механизатор уверенно ведет машину по полю II |!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz