Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Владимир Ильич Ленин яв­ ляется продолжателем учения Маркса- и Энгельса. В борьбе с врагами он не только защитил, но и развил марксизм в новых исторнчаоких условиях. В сво­ их с-0|4'илениях он поевящает немало ^страниц Марксу. сМарнс, указывал В. И. Ле­ нин, дал .новое мирооозерцанне, поеледователы^ый материализм, диалектику, как наиболее все­ стороннее -и глубокое учение о раз 1 витии, теорию классовой борьбы и показал всемирно- историчеоную ре®олюцио,нную .роль пролетариата, творца но­ вого ком 1 муни'стичвского обще'- етва. Маркс явился продолжате­ лем и гениальным завершите­ лем трех глав 1 ных идейных те- чеиий X IX .века: классиче 1 ской немецкой ■философии, класоиче- (окой анг.тийской политической экономии и французского со­ циализма. Марксизм возник не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивнлизащм. Маркс, отмечал В. И. Ленин, «опирался на прочный фунда­ мент человеческих з(нан,ий, за-, воеванных при кашитализме» (В. И. Ленин. Соч., т . -31, стр. 2Й1). (Овладение В 1 Свм научным зна-нием, при(обретен.нЫ|М пере­ довыми умами человечества за предшествующий период, потре. ' бовало от Маркса титанической работы. Эта работа проводи­ лась в философии, , политиче­ ской эк‘ 0 ном(ии и в области со­ циалистических учений. В. И. Ленин высоко оценил великий подвиг К- Маркса. «Все то, что было еоодано чел)с«вечваким ббществ'ом, он переработал кри­ тически, ни одного пункта не оставив без внимания. В.се то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, под- • верг критике, проверив на ра­ бочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными пред- раооудаами люди сделать не могли» ■ (В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 262). В рез'ультате критической ра­ боты и обобщения практики классовой борьбы пролетариа­ та и научных достижений в об­ ласти естествознания К. Маркс создал цельное, научное учение — марксизм. Он достроил ма­ териализм доверху, распростра- ■ вил его на явления обществен­ ной жизни. Так впервые в ис­ тории была создана подлинная наука о развитии общества — историчаокий материализм. '.Воэникнование мар(Ксистшой философии, диалектическо 1 Г 10 и иеторичеокого материализма было подлинной революцией в философии. Оиа с особой ■силой сказалась в понимании явлений общественной жизни. Ведь сколько-нибудь научного ■учения об общественных явле­ ниях до Маркса не было. Исто­ рия общества представляла ха­ отическое скопление биографий великих людей — мыслителей, полководцев и т. п. С создани­ ем исторического материализма уже не гипотеза, а научно до­ казанное -учание. «(Капитал» — главный груд К. Маркса, который посвящен изучению экономического строя' капиталистичеокого . общества, разоблачению тайны буржуаз­ ной эиоплу'атащш. В обмене товара на товар буржуазные эноном'шп'ы В 1 идели отношвн.»е вещей. Маркс воирыл в этом обмене товаров отношения между лклдьми. Обман товаров, от.мечает В. И. Ленин, выража­ ет связь между отдельными праиэводителя 1 Ми при пооред- стве;^ рынка. Прн капитализ 1 ме товаром станов 1 итоя рабочая сила че.ювека. Наемный рабо­ чий продает свою рабочую ои- лизйа, начиная с мельчайшей клеточки — товара, и показал, как эти противоречия растут и обостряются. Основное проти­ воречие капитализма — это протИ|Воречие между общест­ венным характером производ­ ства и частнокапиталистиче­ ской формой присвоения. Раз­ решение этого противоречия возможно только путем соци­ альной революции. А она приводит неязбеж.но к гибеОш 'капитализма. Это и доказал Маркс в «Капятале». С возникновением капита- листичесмого общества стали Бозшжать различные социали­ стические учения. «Но первона­ чальный социализм,— подчер- В. и. Ленин оМарксе имарксизме «хаос и произвол, царившие до <^их по'р во. взглядах на исто­ рию и на политику, сменились 'Поразительно цельной жеггрой- ,ной научной теорйей, показыва­ ющей, как из одного уклада общественной жизни развивает­ ся, в,следствие роста произво­ дительных сил, другой, более высокий,— И13 крепостничества, например, вырастает капита­ лизм» (В. И. Ленин. Соч., т. 19, стр. ^5). (Маркс положил конец воз­ зрению .на общество, как на ме- Х1аничас1кий агрегат индивиД'ОВ, допускающий всякие изменения по воле отдельных личностей или правительства. Он сделал соц'И'ОЛ'Огию действительной на­ укой, установив понятие обще­ ственно - экон'омичесжой фор­ мации, как совокупности дан­ ных производственных отноше­ ний, доказал, что развитие об­ щества есть естественно - асто- рический процесс. ' Со времени появленвя «Ка^ питала», отсал Лени'Н, материа­ листическое понимание истории лу владельцу фабрики, завода. В течение рабочего дня рабо­ чий одну часть рабочего вре- 'М,ени‘ употре1бляет на то, чтобы ■покрыть расходы на содержа­ ние свое и своей семьи, дру- 'Гую часть трудится даром, соз­ давая прибавочную стоим'ость на капиталиста. «Учение о прибавочной стои­ мости,— делает вывод В. И. Ленин,— есть краеугольный ка­ мень экономической тео-рин Маркса» (В. И. Ленин. Соч.^ т. 19, стр. 7). К ' Маркс показал, что капитал создается трудом рабочего, буржуазия обога­ щается за счет эксплуатации трудящ'ихоя масс. В современ­ ных условиЯ'Х рабочие в США, ФРГ, .Японии затрачивают на восполнение себесто'имости ра­ бочей силы II на содержание семьи в течение рабочего дня 48—50 минут. Весь остальной труд идет на капиталиста. .Анал 1 нзируя капиталистиче­ ское производство, Маркс, вскрыл противоречия капита- . кивал В. И. Ленин,— был уто­ пическим социализмом» (В. И. Ленин. Соч., т. 19, стр. 7). Он критиковал капиталистическое общество, вскрывал его пороки, осуждал и проклинал его. Со-, циалисты . - утописты мечтали ■об уничтожеяни капиталивма, фа;нтазИ'ров.али о лучшем строе, апеллировали к богатым, убеж­ дали их в без'нрааственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать дейстиительного выхода. Он не МО'Г ра'зъя 1 снить сущность наемного рабства при капитализме, открыть законы его развития и не нашел той общественной силы, которая «способна стать творцом ново­ го общества (В, И. Ленин. Соч., ■т. 19, стр. 7). Обосновав понятие общест­ венно - экономической форма­ ции, Маркс доказал, что пере- . Х'ОД от одной формации к дру­ гой происходят в результате класоовой борьбы, которая, приводит к социальной револю­ ции. Клаооова'Я борьба являет­ ся д в 1 жущеи силой развития антагонистических формаций. «Гениальность Маркса состоит, в то,\ 1 , что он сумел раньше всех сделать отсюда п провести последовательно тот вывод, ко-' торому учит всемирная исто­ рия. Этот вывод есть учание о классовой борьбе» (В. И. Ле­ нин. Соч., т. 19, стр. 7). (Маркс доказал, что классо­ вая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата и что пролетариат является той мо­ гучей феволюционной силой, ко ­ торая' уничтожит капитализм. Маркс 1 } Энгельс указали иро- летар.иям всех стран их роль, их задачу, их призвание: под­ няться первым'И на революци­ онную борьбу против капита­ ла, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых. Пролетари­ ату суждено построить новое общество, общество без клас­ сов и эксплуатации. Марксистская философия пошла навстречу революцион­ ному движению пролетариата, сделалась в его руках оружи­ ем рев'(5люцио:нного преобраао- ваиия. Философия, говорил Маркс, находит в пролетариате свое материальное оружие, а пролетариат находит в филосо­ фии свое духовное оружие. «Только фплооофсинй материа­ лизм Маркса указал пролета- . р.иату выход из духовного раб­ ства, в котором прозябали до­ ныне все угнетенные классы. Только эК'Оном 1 ическая тео^рия Маркса разъяснила действен­ ное поло'жеиие пролетариата в 0 (бщем строе капитализма» (В. И. Ленин. Соч., т. 19, стр. .,8). .(Сегодня, ' когда социализм стал мировой обществ'енной си­ стемой, когда трудящ'Иеся со­ циалистического лагеря, воору­ женные .маркоиз.мо 1 .м - лениниз- ■ мом, идут по пути к коммуниз­ му, с новой силой звучат сло­ ва В. И. Ленина: «Учение Маркса всесильно, пото(.му что' оно верно. Оно полно и строй- йо, давая людям цельное ми­ росозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета» (В. И. Ле­ нин. Соч., т. 19, стр. 3). Г. Логачев, кандидат философских наук, доцент Елецкого пединститута. ПИСЬМА ИЗ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ С е л ь с к и й т о в а р и щ е с к и й . . . Многогранны задачи сель­ ского суда, но главная из них — защищать интересы одно­ сельчан, пресекать мелкие пра­ вонарушения и антиобщест­ венные проступки отдельных граждан, содействовать госу­ дарственным организациям в охране общественного порядка. Так и поступает Федоров­ ский сельский суд, возглавляе­ мый В. Дг Боевым. Вот и сей­ час, несмотря на весеннюю страду, -идет очередное заседа­ ние... Просторный, светлый зал ис­ полнительного комитета депу­ татов трудящи.хся. За столом В. Д. Боев, В. И. Белоусова и В. Е. Самохин — состав се­ годняшнего сельского суда. Слушается дело рабочего сов­ хоза «Каменский» Н. А. Ефре­ мова, который совершил с птицесклада кражу яиц. — Еасскажите, как это бы­ ло? — задается вопрос. Ефре.мов ловчит, пытается уйти от ответственности. Его прерывают голоса с мест. — .Юлишь. Два дня на ра­ боту не' выходил. Только за это тебя судить надо. — Не первый раз разбира- е.м. Сколько с ним возиться можно? —- Жену недавно обижал, в милиции слово давал... Ней- М'ется! Ефремов садится на перед­ ней скамье и ждет справедли­ вого приговора. Встают перед судом рабо­ чий Танеевского отделения П. Н. Юров и тракторист П. И. Баранов. Оба пьянствуют, на­ кануне не выполнили наряда. В своих объяснениях они так­ же стараются найти себе оп­ равдание. Но присутствующие говорят правду в глаза. «Гуляки» подвергаются де­ нежному штрафу. Подобная мера наказания вынесена и А. И. Дугину, В. В. Гамову, В. Г. Бойкову и Д. Ф. Водопьянову, также нарушив-' шйм правила внутреннего рас­ порядка. Сельский товарищеский суд проводит большую работу. В прошлом году, например, рас- смо 1 *рено 65 дел. С каждым, прежде, чем его обсудить коллективно, нужно было разобраться. Помогают жизнен­ ный опыт членов суда, их уме­ ние дать объективную оценку совершенным проступкам. В. Лупорев, председатель Федоровского сельсовета. • НОТ в совхозе Пензенская область. В совхозе «Панкратовский» Пензен­ ского района работает группа НОТ. Благодаря ей на научной основе в производство внедрено много ' нового. Это и дис­ петчерская служба, и организация рабочих мест главных специалистов, и создание специализированного звена по ре­ монту сельхозтехники. » В совхозе оборудован каби'нет, в котором работает свое­ образная школа по научной организации труда. Экономисты хозяйства подсчитали, что за полтора года благодаря внед­ рению предложений группы НОТ производительность труда повысилась на 19,5 процента. На снимке: директор совхоза В. Бельденков и диспетчер А. Володина проводят с диспетчерского г*ункта планерку с управляющими отделениями. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС_ Москва, В павильоне «Юные техники» Выставки достижений народного хозяйства СССР не­ давно открылась новая экспо­ зиция детского технического творчества. На этом снимке вы видите один и экспонатов — модель автотрассы, сделанную питом­ цами станции юных техников в Риге под руководством пре­ подавателя Г. А. Дзенитиса. Фото Н. Хренникова. Фотохроника ТАСС. На ВДНХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz