Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Рассказы о кавалерах ордена Ленина ...Домой Мефодий Никито­ вич Смалий вернулся поздно. Усталый и взволнованный. — Опять, поди, лавочная комнооия заседала? — опроси­ ла жена.— Ужин уже остыл. —Нет, мать, не угадала.— Был в поле на севе. Проверял качество работы механизато­ ров. Ведь меня снова избрали членом группы . народного контроля. Выходит, хотя и пен­ сионер, ответственность за судьбу урожая несу наравне со все1ми. — Не твое это дело,— пыта­ лась перечить хозяйка дома.— Бракоделами пусть занимаются агрономы,*^ есть на это и по­ мимо люди. Поберег бы здо­ ровье на старости лет, а то все ходишь по полям, совсем забыл, что и сейчас в ногах осколки от бомб носишь. — Что ноги болят и сердце Может быть, о том, как два на­ ших батальона были окружены неприятелем и как он топкими леонь^ми болотами пробрался к ним через кольцо и вывел солдат из окружения. Или, мо­ жет, (вспомнить битву под Мос­ квой, на Волге у стен Сталин­ града, под Яссами, на Кислов­ ском плацдарме или реках Эльбе, Нэйсе, боях за Прагу... С боями дошел до Берлина, был контужен не раз, ранен осколками и пулями. Прави­ тельство высоко оценило рат­ ные подвиги Смалия, который начал воевать младшим лей­ тенантом, командовал взводом пулеметчиков, а под конец войны окончил военную акаде­ мию и командовал артиллерий­ ским полком. Он награжден орденом Ленина, двумя орде­ нами Красного Знамени, ор­ денам Отечественной войны не на стенах Мамаева Кургана. О них, видимо, и расскажу ре­ бятам на школьном вечере.. А история их возникновения, действительно, не совсем обычная. ...Февраль 1943 года. В го­ род пришла непривычная ти­ шина. Лишь кое-^где ее нару­ шали отдельные взрывы мин. Это саперы расчищали улицы от фашистских «сюппоизов». — Никогда не изгладится из моей памяти торжественное собрание воинов 62-й армии в связи с одержанной победой над врагом, — увлеченно рас­ сказывает Смалий. — Высту­ пил тогда на нем представи­ тель ставки генерал-полковник Щаденко. Он поблагодарил воинов за мужество и сказал: «Мне поручено объявить, что ваша 62-я армия одной из пер- С БОЯМИ ДО БЕРЛИНА стало шалить это верно, но я еще нужен людям, могу при­ носить пользу. Выпив стакан горячего чаю, Мефодий Никитович прилег на диван отдох1нуть. . Жена подала открытку, в ко-. торой учащиеся Казацкой средней школы поздравляли его с Днем Победы и пригла­ шали в школу на торжествен­ ный вечер, посвящрнный праз­ днику. День Победы. Он многое за- став(Ил аопомнить. Ведь все го­ ды Великой Отечественной войны он, гвардии подполков­ ник, командир полка, провел на фронте. Многое осталось в памяти. Так о чем же на встре­ че с учащимися рассказать? второй степени и орденом Красной Звезды. Имеет не­ сколько медалей. В канун праздника Дня Победы мне довелось побесе­ довать с Мефодием Никитови­ чем. Попросил рассказать, что ему особенно запомни­ лось. — Мне пришлось воевать в одной из дивизий, которая прошла путь от стен Оталин- прада до логова фашистов Бер­ лина,— начал свой рэсюказ Смалий.— Те, кто бьщ в горо- де-герое в начале февраля 1943 года, помнят указки, об­ ращенные на Запад. На них бькло написано: «На Берлин!». Сейчас, насколько мне иэ- вёстно, они запечатлены в кам- вых войдет в Берлин». Громом эплоднсментов встретили тогда это сообщение. Фронтовики заявили, что они и впредь бу­ дут сражаться с врагом, не щадя своей жизни. Вот тогда и. появ1ились указки: ,«На Бер­ лин!». Путь до Берлина был нелегким. Освобождали Бар- венково. Лозовую, штурмом в^яли город Запорожье, Днеп­ ропетровск. В условиях бездо­ рожья весенней распутицы бы­ ла оовобождена Одесса. Соз­ дан - плацдарм на ~правом бе­ регу Днестра. Армия (а она гЮлучила звание гвардейской) 6ы(ла переброшена на 1-й Бе­ лорусский фронт. Многие города приходилось пройти с боям1и, пока дошли до Берлина, на всех дорогах можно было видеть указки: «На Берлин!» Заканчивая рассказ, Мефо- лий Никитович не без гордо­ сти произнес: — Их привезли воинь! диви­ зий, защищавшие Оталинпрад. Впоследствии эти указки со­ хранили как реликвии. Да, есть что рассказать пио­ нерам человеку, который 29 лет находился в рядах Совет­ ской А'рм1ии, служил в дивизии Щорса и дивизии, которая прошла славный боевой путь от Сталинграда до Берлина. Смалия не раз считали по­ гибшим и без вести пропав­ шим. (Пришлось лежать во мно­ гих госпиталях страны. И вся­ кий раз, по мере выздоров­ ления, про(Оился на фронт. Вое­ вать приходилось в разных дивизиях, но всякий раз пере­ водился в свою родную, ста- линпрадскую. Поэтому она за­ помнилась на всю жизнь осо­ бенно сильно. 6 настоящее время Мефодий Н(Икито1В1ич' проживает в селе Казаки Его знают, как актив­ ного общественника. Он хоро­ ший друг и советчик для ребят местных средней и восьмнлет- ней школ. Н. Пестримо*. На сиимке: М. Н. Смалий. Фото И. Ст5мова. V Херсонская область. В Украинском научно-исследователь- с*1ом институте животноводства степных районов имени М. Ф. Иванова создана оригинальная портативная лаборатория, ко­ торая умещается |в чемодане. Ее оснащение позволяет про­ изводить. анализ молока по 12 показателям. На снимке: лаборантка В. Л. Решетияк проводит анализ АЮлока с помощью приборов портативной лаборатории. Фото Р. Андреева. Фотохроника ТАСС. П о р о д но А с трлш е Узбекская ССР. В животно­ водческих хозяйствах Бухары в отарах появился молодняк. На снимке: на пастбище колхоза имени Свердлова Свердловского района. Слева направо — ветврач Бобокуль Таиров, зоотехник Гафур Шу- куров и старший чабан Ослан Рахметов. В его отаре от каж­ дой сотни овцематок в сред­ нем приплод составит не ме­ нее 150 ягнят. Фото А. Усманова. Фото)дэоника ТАСС. КОММУНИСТЫ ИЗУЧАЮТ Н А С Л Е Д И Е И Л Ь И Ч А Закончился учебный год в си 1 стаме партийнскго и комсо- мольоног.о образования, гоя углубленного изучения маркси- стско - ленинской теории. Он проходил в обстановке ак­ тивной падгото(В1ки трудящихся к' 100-летию со дия ро'ждеяия В. И. Ленина и характеризует­ ся возросшим интересом -ком­ мунистов, комсомольцев, бес­ партийных к изучению ленин­ ского теорет,нческо(го наследия. Итоговые занятия в школах и семинарах, которые проводи­ лись в фо(рме ленинских заче­ тов и экзаменов по работам В. И. Ленина, показали, что в большинстве их успешно прой­ дена учебная программа. |В текущем 1968—(1069 учеб- иом году в партийных органи­ зациях района работали 18 теоретических семинаров, 94 школы основ марксизма-лени­ низма, 4 начальных политшко­ лы. В них обучалось 2297 слу­ шателей, в том числе 1755 ном- мунистов, 474 беспартийных. К пропагандистской работе были привлечены политически гра­ мотные люди, 85 процентов ко­ торых имеют высшее и неза­ конченное высшее образов.авие. (В целях постоянного совер­ шенствования методического мастерства и повышения идей­ но - теоретического уровня пропагандистов при райкоме партии работал постоянно дей­ ствующий семинар. За учебный год проведено 7 занятий. В планах работы этих семинаров предусматривались лекции на общеполитические, методичес­ кие темы, а также доклады и рефераты, посвященные ра­ ботам В. И. Ленина. В течение учебного года бы­ ли прочитаны лекция и докла­ ды сВ. И. Ленин — мастер революционной пропаганды», «Марксистско - ленинская диа­ лектика — оружие познания и преобразования мира», «Работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритищ13м» и ее исто­ рическое значение» и другие. На секционных занятиях методиче­ ские советы дава.ти квалифици­ рованные товарищи—^преп( 0 да- ватели Елецкого педагогаческо- го института Н. К. Полосина, М. Ф. Силаев, В. Г. 'Логачев, С. П. Ершов. (В феврале 1969 года прове­ дена райоиная теоретическая конференция пропага'ндистов на тему; «|В. И. Ланин о яеиря- м 1 ирим 10 сти коммуннстической и бурокуааной идеологии и обост­ рение идеологической борьбы на современиом этапе». При­ сутствующие прослушали такие рефераты, как «Обострение идеологической борьбы в со­ временных условиях», «Идео­ логия ма.ркси 1 зма-ленинизма — великий революционный фак­ тор современности» и другае. Все это положительно сказа­ лась на изучении марксистско- ленинской теории коммуниста­ ми. В большинстве школ и се­ минаров занятия проходили организованно, на высоком идейно - теоретическом уров­ не. Хорошо прохо 1 дила учеба •коммунистов и беспартийного актива в школе основ марксиз­ ма - ленинизма второго года обучения при партийной орга­ низация отделения «Светлый. путь» сявхоза «Солидарность», аде пропагандистом директор Н.-Ольшанской восьмил-етней школы М. В. Фо-М'Ина. Основное внимание на за.ня- тиях она уделяла привитию слушателям нз'выкоа самостоя­ тельной работы над произве­ дениями В. И. Ленина. С этой целью т. Фомина проводила практинеокие занятия по со­ ставлению планов, тезисов, консяектов, учила слушателей анализировать ленинские рабо­ ты, выдел'ять главное в их со­ держании. Такие занятия, на­ пример, были' посвящены изу­ чению работ В. И. Ленина «О коопераций», «Лучше меньше, да лучше», «Социалистическое отечество в опасности». В работе 00 слушателями т. Фам:ина осуществляла ин­ дивидуальный подход к каж ­ дому из .них: одним товарищам, менее подготовленным, как И. С. Антюхову, Н. Ф. Дюка- реву и другим, давались зада­ ния законспектировать не всю работу, а некоторые разделы ее, отдельные положения. Хо­ рошо подгатовлеяным. слуша­ телям, 'нашример, В. Н. Архи­ пову, А. К. Вороновой, 3. В. Засимовой, поручалось гото- в(ить доклады я рефераты по работам В. И. Ленина «(Как нам реорганизовать Рабкрин», «О придании законодательных функций Госплану» и другим. |В пракршу работы опытного пропагавдиста вошло широкое примотеяие технических и на- .глядных .средств. Так, при изу­ чении темы «Партия в период Великой Отечественной войны» .использ(ОВался кинофильм «Ве­ ликая Отечественная война Со- ветокого Союза», при знаком­ стве с темой «Партия—органи­ затор строительства фундамен­ та социализма» просматривали соответствующ!ив телепереда­ чи, диафильмы. |Нерешко при иЗуАении той или иной темы практиковались выступления старых ком(му.ни- стов, ветеранов труда, участ­ ников войн. Например, в собе- сещовании по теме «Партия в борьбе за воост-ановленив на- родноого хозяйства страны (1921 — 1925 гг.)» принимал участие коммунист старожил села М. Р. Воронов, который рассказал о строительстве пер­ вого колхоза, о соэдании ком­ сомольской организации. Н. Ф. Дюкарев, И. Е. Дюкарев рас­ сказали о своем участии в Ве­ ликой Отечественной войне. ' Итоговые занятия показали хорошие знания слушателей, (которые они успешно применя­ ют в обществен«о- 1 политичвской работе на селе. (Окончание на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz