Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)

о ПИСАТЕЛЯХ-ЗЕМЛЯКАХ Привши—н художник и . СКВОРЦОВ, доцент (Окончание. Нач. в № 35) Оришвии как писатель, ху­ дожник - реалист никогда не уходят от жиэви в область от­ влеченной мечты, не связанной с конкретным лроявлением лю­ бой реальн 10 сти. Напротив, он всегда чувствует себя живым участинком В 1 сех происходящих ■перед ним событий. Он высту­ пает как ноивреггно действую­ щее лицо в теоном коллективе человека и природы. И поэто­ му, если писатель говорит о себе, то он говорит о всем жи­ вущем, чувствующем, реагиру­ ющем, не замыкаясь в своем ДИЧ 1 НОМ. мире. Так об этом за­ являет Пришвин: «...Я знаю, ■что для творчества надо выхо­ дить из себя и там вне себя забывать свои «лишние мысли» до того, что потом, если и на­ пишется о себе, то это будет уже не я сотворенное и, зна­ чит, как мы» (собр. соч. При­ швина, т. 4, изд. 1957 г. сто. 324). Во всех своих книгах Приш­ вин больше всевпо говорит о та­ ланте человека, его красоте и человеческой радости. Так за­ мечательно нарисованы им об­ разы оеверных .сказителей. Это •какие-то необыкновенные лю­ ди, кж Григорий А'ндр'ианов, Иван Тимофеевич Рябиннн, Мануйло, Степанида Макси­ мовна, бабушка Устинья и др. Так как Пришвин в своем твор­ честве часто обращается к уст­ ному народному творчеству, то от них^о он многое взял для своих произведений. Почти нельзя указать ни на один жанр фольклора, кото­ рый бы не был использован пи­ сателем. Былины, песня, сказки сатирические я волшебные, по­ словицы, поговорки, причеты, обряды, крылатые выражения я т- д. — все богатство народ­ ной печи входит в мудрые кни-. ги писателя. И все это органи- че-кч сливается с собствен.гым творчеством Пришвина. И тпу.дно сказать, что идет от Пришвина, а что от нареда. Злесь отъединить 01ДНО от дру­ гого невозможно. Да часто и сами 'названия книг, очбр 1 Юов, повестей говорят о себе, напри­ мер: «Кащеева цепь», «Жень­ шень», «Глаза земли», «Кла­ довая солнца», «За волшебгчым колобисим», «Лесная быль», «Живая ночь», «Царь приро­ ды», «Лисичкин хлеб» я т. д., и т. д. И в качестве эяицрафов к нйсоторым своим сочинениям Пришв'нн использует тот же фольклор. Мнотае из его геро­ ев носят сказочные имена, как Марья Моревна, Кащей Бес­ смертный, Берендей, Беренде­ ево царство, Кважушкины дети, Адам и Ева. Одним словом, иапользование па^родной поэзии писателем является важней­ шим его художественным при­ емом при показе разнообраз­ ных картин человеческой жиз­ ни, природы^ животных, птиц и т. д. в восприятии автора постоянно возникают сказочные образы. Так, свежие раны де­ рева, ясточающие сок, ассоции­ руются с образом живой я мертвой воды. Пришвин—замечательный фе­ нолог. Только в качестве одно­ го из прим'е!ров могут служить его очерки «Календарь приро­ ды». Здесь разнообразные кар­ тины из жизни природы, леса, его обитателей предстают пе­ ред нами не абстрактно, а в живом движея'И 1 и смен года. К ж уже прошла середина вес­ ны» в шоколадных лесах, ка­ жется зеленеют кроны каких- то деревьев, но это не деревья распустились, а через неодетый лес просвечиваются зеленею­ щие лужайки», а в самом лесу }же «по берегу озера бегает, ноги мочит, в черной косыноч­ ке и в черном переднике, бело- щекая тря 1 сопуэоч 1 ка. Качается кулик. Из желтой прошлогод­ ней травы торчит хохолок чи­ биса. Плавает кряковый селе­ зень с утицей (србр. соч. Пришвина, т. 3, изд. 1956 г., стр, 51). Пришвинюкие пейза­ жи полны кипучей и разнооб­ разной жизни. И надо все это ■подать так, по словам Пришви­ на, чтобы все — и цвет, и за­ лах, и особенно звук—были правдивы, объяснимы. Конеч­ но, все это необходимо пере­ жить, переяувствовать, понять й затем уже выразить в поэти- чесжой форме. М. Горький при­ ходил в восторг, говоря о ве­ ликолепных пришвинских зари- оовках картин природы. В письме к нему от 3 октября 11927 г. он сообщал: «Получил и прочитал ваш первый том; впечатление альпийокого дуга: все цветы — знакомые цветы, земных долин, но и обилие, . и крупность их, и какое-то не- ' объяснимое мудрое сочетание этих м'илых цветов, все это за­ ставляет видеть их как неви­ данное ийксщда». 'В нескодыких словах он умел создать великолепную картину. Вот пример: ■«Танчай- ший жемчуг репсы на паутине ■часто сиял на солнце радзр- гой». Горький говорил, что ие- куоотво Пришвина почти вол­ шебство». И, не случайно вели­ кий писатель-ставил его имя рядом с такими корифеямк русской литературы, как Турге-- нев и Чехов. Всю свою жизнь Пришвин имел перед собой одну цель— делать людям счастье, славить жизнь трудового человека, про­ буждать в нем все прекрасное, красивое, поэтический мир. Он образно сравнивает себя с ма­ ленькой птакюй: «|Птич,ик, са­ мый малый, сел на вершинный палец рамой выс'окой ели и видно, он та.м недаром сел, то- . же славил зарю; ‘ клюв его маленький ра-скрыв'ллся, но песня не достигша земли, и по всему виду птичку можно бы­ ло понять: дело ее—славить, а но в том, чтобы песня достига­ ла земли и славила птичку» (собр. соч., Пришвина, т. 3, изд. 1956 г., стр. 395). , Никакого личного расчета на славу, на успех, великое при­ знание, а адинствениое желание отдать всего себя, служению , добру, правде. «Моя поэзия, — говорил Пришвин,— есть акт моей дружбы с человеком... пишу — значит люблю... этим счастьем силен!» Таков был М. Пришвин как художник. Новое собрание сочинений А. М. Горького вышел из печати и разослан подписчикам первый том из се­ рии книг полного собрания сочи­ нений А. М. Горького. Читатели с интересом прочтут первые рас­ сказы писателя, опубликованные им в газете «Кавказ», когда Горь­ кому было 24 года. Первый из рассказов — « ^ к а р Чудра» в свое время обратил на автора внимание известных крити­ ков. В. Г. Короленко писал, на­ пример, брату об этом произве­ дении как о «всем понравившем­ ся рассказе о цыганах...» Читателю будет небезынтерес­ но узнать, что на сюжет этого чу­ десного ^произведения написано несколько симфонических поэм многими композиторами. Б.Асафь- ев создал одноименный балет, а итальянский композитор Бианши- ни вдохновился на оперу, прочи­ тав рассказ Горького. Уже в 1912 году лучший музыкальный театр в Ницце принял оперу «Радда» для постановки. В этом же томе опубликованы неизданные произведения писате­ ля раннего периода и многие ра­ боты, не издаваемые со дня пер­ вой газетной публикации. Многие комментарии, составленные с осо­ бой тщательностью и подробно­ стью, приводят самые разнообраз­ ные сведения о первых горьков­ ских публикациях и перепечатках, отзывы критиков и некоторые ин­ тересные замечания читателей в письмах к автору. На книжной полке в полное собрание сочинений на этот раз будет включено свы­ ше ста работ А, М. Горького, ра­ нее не напечатанных, среди кото­ рых, конечно, читателе'й заинте- ■ресует обработанная писателем «Автобиография Шаляпина». Она целиком войдет в один из томов редкостного издания. Внутри томов в публикации произведений соблюдается стро­ гая хронология, а их варианты позволят каждому читателю от­ четливее познакомиться с творче­ ской лабораторией автора, уви­ деть всю ту огромную работу, ко­ торую проделывал Горький, тща­ тельно шлифуя каждую строку. Из всех предыдущих изданий это собрание сочинений наиболее полное по объему. Оно исключа­ ет какие бы то ни было сокраще­ ния из богатейшего творческого наследия гениального мастера слова. Всего в Академическом из­ дании будет около 70 томов! Из­ дание такого обширного собра­ ния сочинений А. М. Горького со­ ветским литературоведением осу­ ществляется впервые. Уже в первом томе читатели, кроме рассказа «Макар Чудра», познакомятся с произведениями, не издававшимися около 80 лет. Это рассказы «Месть», «Разговор по душам», «Нищенка», «Исклю­ чительный случай». Впервые мно­ гие читатели прочтут повесть «Го­ ремыка Павел», впервые опубли­ кованную в 1894 году в газете «Волгарь». Академическая серия книг А. М. Горького необходима и интерес­ на учащимся, изучающим жизнь и творчество писателя, и ученым- специалистам, всем литературове­ дам, в том числе и многочислен­ ным читателям"^ В. Некрасов. ВА КИВОСТУДЕЯХ СТРАЕЫ Иа Киевской студни художественных фильмов имени А. П. Довженко начались съемки нового широкоформатного цветного двухсерийного филь­ ма «Почтовый роман» о герое первой русской ре- «олюции лейтенанте П. П. Шмидте. Ставит фильм *о сценарию Д. Храбровицкого известный актер Евгений Матвеев. Он же играет рабочего Ковшо­ ва. В роли Шмидта — актер киевского театра имени Ленинского комсомола Александр Парра. На снимке: Евгений Матвеев в роли рабочего Ковшова. Фото Е. Малишевского. Фотохроника ТАСС. На киностудии «Мосфильм» со­ ветский режиссер Михаил Кала­ тозов продолжает съемки фильма «Красная палатка». Это совмест­ ная работа советских и итальян­ ских кинематографистов. Для уча­ стия в съемках в Москву прибыл известный итальянский киноактер Массимо Джеротти. Советские зрители помнят его по фильмам «Рим в 11 часов», «Утраченные грезы» и др. 'В новой картине «Красная палатка» он исполняет роль Романья — капитана италь­ янского судна. На снимке: снимается эпизод фильма «В радиорубке». В роли капитана Романья — Масси.мо Джеротти. Фотохроника ‘ТАСС. Этот снимок сделан в Казацкой восьмилетней школе,. На нем учи­ тель по трудовому воспитанию Василий Георгиевич Семенихин и школьник Евгений Богданов. Работой своего воспитанника* учителк доволен. Женя хорошо учится, а сегодня, придя в столярную стерскую, вместе со своими товарищами занялся изгото'вленкек стенда для кнйжной выставки. Фото и. Стягова. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА ВТОРНИК, 25 МАРТА Первая программа: 10.15 — «Умелые руки». 11.00—А. волков. «Волшебник Изумрудного горо­ да». Телевизионный кукольный спектакль. Часть 1-я. 12.00 — «Страницы любимых книг на эк­ ране». «Педагогическая поэма». 13.45—Чемпионат мира по хок­ кею. СССР—^Шв^ция. 3-й пери­ од. (В записи). 17.00—«Актуаль­ ные проблемы экономики». 17.30 — «По музеям и выставочным за­ лам». -,18.00 —^ Чемпионат СССР по боксу. Финал. 19.30 — «Матэ Борш». Премьера телефильма (Венгрия). 3-я серия. 20.30—«Вре­ мя». 21.15 — В эфире «Моло­ дость». СРЕДА, 26 МАРТА Первая программа: 10.15 — «Искатель». 11.00 — А. Волков. «Волшебник Изумрудного горо­ да». Телевизионный кукольный спектакль. Часть 2-я. 12.00 — На приз клуба «Золотая шайба».17.00 — «Слава героям труда». 18.00 — Чемпионат мира по хоккею. СССР —Финляндия. 20.30 — «Время». 21.15 — Театр телевизионной но­ веллы. А. Самсония. «НаводнС)- ние». Премьера. 22.00 — ЧеллпиО- нат мира по хоккею. США—ЧССР. ЧЕТВЕРГ, 27 МАРТА Первая программа: -10.15—Чем­ пионат мира по хоккею. СССР — Финляндия. 3-й период. (В запи­ си). 11.00—«Телевизионное агент­ ство «Пионерия». 11.30—«С при­ ключением на «ты». Премьера телефильма (Польша). 1-я и 2-я серий. 12.00—<гСтраницы м у зы ~ ^ к кального календаря». Ф, Ш у б е р тЛ ^ 17.00—Программа цветного те­ левидения. «Мелодии дружбыа. Поет Рена Рольска. 18.00 — Про­ грамма, посвященная Междуна­ родному дню театра. 19.30—Ма­ тэ Борш». Премьера телефильма (Венгрия).. 4 гЯ серия. 20.30—«Вре­ мя». 21.00—Чемпионат мира в» хоккею. Канада—^Швеция. Редактор Н. БАДУЛИН. (11: НйМ п о 1' ^ОСу . ул. Советская, 72 ЗВОНИТЕ ПО Т ЕЛЕФ О Н У : редактору —21—17, заместителю редактора и отв. секретарю — ,.;® I _07; д отдел экономики сельского хозяйства и отдел писем— 27—58; в корректорскую — 27— I в отдел иллюстраияи н бухгалтерию —26—08, ___________________ ' АЭ 95(281 г. Елец, типография областного управления по печати, ул. Свердлова, дом № 11. Заказ № (1464

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz