Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)
о ПИСАТЕЛЯХ-ЗЕМЛЯКАХ Привши—н художник и . СКВОРЦОВ, доцент (Окончание. Нач. в № 35) Оришвии как писатель, ху дожник - реалист никогда не уходят от жиэви в область от влеченной мечты, не связанной с конкретным лроявлением лю бой реальн 10 сти. Напротив, он всегда чувствует себя живым участинком В 1 сех происходящих ■перед ним событий. Он высту пает как ноивреггно действую щее лицо в теоном коллективе человека и природы. И поэто му, если писатель говорит о себе, то он говорит о всем жи вущем, чувствующем, реагиру ющем, не замыкаясь в своем ДИЧ 1 НОМ. мире. Так об этом за являет Пришвин: «...Я знаю, ■что для творчества надо выхо дить из себя и там вне себя забывать свои «лишние мысли» до того, что потом, если и на пишется о себе, то это будет уже не я сотворенное и, зна чит, как мы» (собр. соч. При швина, т. 4, изд. 1957 г. сто. 324). Во всех своих книгах Приш вин больше всевпо говорит о та ланте человека, его красоте и человеческой радости. Так за мечательно нарисованы им об разы оеверных .сказителей. Это •какие-то необыкновенные лю ди, кж Григорий А'ндр'ианов, Иван Тимофеевич Рябиннн, Мануйло, Степанида Макси мовна, бабушка Устинья и др. Так как Пришвин в своем твор честве часто обращается к уст ному народному творчеству, то от них^о он многое взял для своих произведений. Почти нельзя указать ни на один жанр фольклора, кото рый бы не был использован пи сателем. Былины, песня, сказки сатирические я волшебные, по словицы, поговорки, причеты, обряды, крылатые выражения я т- д. — все богатство народ ной печи входит в мудрые кни-. ги писателя. И все это органи- че-кч сливается с собствен.гым творчеством Пришвина. И тпу.дно сказать, что идет от Пришвина, а что от нареда. Злесь отъединить 01ДНО от дру гого невозможно. Да часто и сами 'названия книг, очбр 1 Юов, повестей говорят о себе, напри мер: «Кащеева цепь», «Жень шень», «Глаза земли», «Кла довая солнца», «За волшебгчым колобисим», «Лесная быль», «Живая ночь», «Царь приро ды», «Лисичкин хлеб» я т. д., и т. д. И в качестве эяицрафов к нйсоторым своим сочинениям Пришв'нн использует тот же фольклор. Мнотае из его геро ев носят сказочные имена, как Марья Моревна, Кащей Бес смертный, Берендей, Беренде ево царство, Кважушкины дети, Адам и Ева. Одним словом, иапользование па^родной поэзии писателем является важней шим его художественным при емом при показе разнообраз ных картин человеческой жиз ни, природы^ животных, птиц и т. д. в восприятии автора постоянно возникают сказочные образы. Так, свежие раны де рева, ясточающие сок, ассоции руются с образом живой я мертвой воды. Пришвин—замечательный фе нолог. Только в качестве одно го из прим'е!ров могут служить его очерки «Календарь приро ды». Здесь разнообразные кар тины из жизни природы, леса, его обитателей предстают пе ред нами не абстрактно, а в живом движея'И 1 и смен года. К ж уже прошла середина вес ны» в шоколадных лесах, ка жется зеленеют кроны каких- то деревьев, но это не деревья распустились, а через неодетый лес просвечиваются зеленею щие лужайки», а в самом лесу }же «по берегу озера бегает, ноги мочит, в черной косыноч ке и в черном переднике, бело- щекая тря 1 сопуэоч 1 ка. Качается кулик. Из желтой прошлогод ней травы торчит хохолок чи биса. Плавает кряковый селе зень с утицей (србр. соч. Пришвина, т. 3, изд. 1956 г., стр, 51). Пришвинюкие пейза жи полны кипучей и разнооб разной жизни. И надо все это ■подать так, по словам Пришви на, чтобы все — и цвет, и за лах, и особенно звук—были правдивы, объяснимы. Конеч но, все это необходимо пере жить, переяувствовать, понять й затем уже выразить в поэти- чесжой форме. М. Горький при ходил в восторг, говоря о ве ликолепных пришвинских зари- оовках картин природы. В письме к нему от 3 октября 11927 г. он сообщал: «Получил и прочитал ваш первый том; впечатление альпийокого дуга: все цветы — знакомые цветы, земных долин, но и обилие, . и крупность их, и какое-то не- ' объяснимое мудрое сочетание этих м'илых цветов, все это за ставляет видеть их как неви данное ийксщда». 'В нескодыких словах он умел создать великолепную картину. Вот пример: ■«Танчай- ший жемчуг репсы на паутине ■часто сиял на солнце радзр- гой». Горький говорил, что ие- куоотво Пришвина почти вол шебство». И, не случайно вели кий писатель-ставил его имя рядом с такими корифеямк русской литературы, как Турге-- нев и Чехов. Всю свою жизнь Пришвин имел перед собой одну цель— делать людям счастье, славить жизнь трудового человека, про буждать в нем все прекрасное, красивое, поэтический мир. Он образно сравнивает себя с ма ленькой птакюй: «|Птич,ик, са мый малый, сел на вершинный палец рамой выс'окой ели и видно, он та.м недаром сел, то- . же славил зарю; ‘ клюв его маленький ра-скрыв'ллся, но песня не достигша земли, и по всему виду птичку можно бы ло понять: дело ее—славить, а но в том, чтобы песня достига ла земли и славила птичку» (собр. соч., Пришвина, т. 3, изд. 1956 г., стр. 395). , Никакого личного расчета на славу, на успех, великое при знание, а адинствениое желание отдать всего себя, служению , добру, правде. «Моя поэзия, — говорил Пришвин,— есть акт моей дружбы с человеком... пишу — значит люблю... этим счастьем силен!» Таков был М. Пришвин как художник. Новое собрание сочинений А. М. Горького вышел из печати и разослан подписчикам первый том из се рии книг полного собрания сочи нений А. М. Горького. Читатели с интересом прочтут первые рас сказы писателя, опубликованные им в газете «Кавказ», когда Горь кому было 24 года. Первый из рассказов — « ^ к а р Чудра» в свое время обратил на автора внимание известных крити ков. В. Г. Короленко писал, на пример, брату об этом произве дении как о «всем понравившем ся рассказе о цыганах...» Читателю будет небезынтерес но узнать, что на сюжет этого чу десного ^произведения написано несколько симфонических поэм многими композиторами. Б.Асафь- ев создал одноименный балет, а итальянский композитор Бианши- ни вдохновился на оперу, прочи тав рассказ Горького. Уже в 1912 году лучший музыкальный театр в Ницце принял оперу «Радда» для постановки. В этом же томе опубликованы неизданные произведения писате ля раннего периода и многие ра боты, не издаваемые со дня пер вой газетной публикации. Многие комментарии, составленные с осо бой тщательностью и подробно стью, приводят самые разнообраз ные сведения о первых горьков ских публикациях и перепечатках, отзывы критиков и некоторые ин тересные замечания читателей в письмах к автору. На книжной полке в полное собрание сочинений на этот раз будет включено свы ше ста работ А, М. Горького, ра нее не напечатанных, среди кото рых, конечно, читателе'й заинте- ■ресует обработанная писателем «Автобиография Шаляпина». Она целиком войдет в один из томов редкостного издания. Внутри томов в публикации произведений соблюдается стро гая хронология, а их варианты позволят каждому читателю от четливее познакомиться с творче ской лабораторией автора, уви деть всю ту огромную работу, ко торую проделывал Горький, тща тельно шлифуя каждую строку. Из всех предыдущих изданий это собрание сочинений наиболее полное по объему. Оно исключа ет какие бы то ни было сокраще ния из богатейшего творческого наследия гениального мастера слова. Всего в Академическом из дании будет около 70 томов! Из дание такого обширного собра ния сочинений А. М. Горького со ветским литературоведением осу ществляется впервые. Уже в первом томе читатели, кроме рассказа «Макар Чудра», познакомятся с произведениями, не издававшимися около 80 лет. Это рассказы «Месть», «Разговор по душам», «Нищенка», «Исклю чительный случай». Впервые мно гие читатели прочтут повесть «Го ремыка Павел», впервые опубли кованную в 1894 году в газете «Волгарь». Академическая серия книг А. М. Горького необходима и интерес на учащимся, изучающим жизнь и творчество писателя, и ученым- специалистам, всем литературове дам, в том числе и многочислен ным читателям"^ В. Некрасов. ВА КИВОСТУДЕЯХ СТРАЕЫ Иа Киевской студни художественных фильмов имени А. П. Довженко начались съемки нового широкоформатного цветного двухсерийного филь ма «Почтовый роман» о герое первой русской ре- «олюции лейтенанте П. П. Шмидте. Ставит фильм *о сценарию Д. Храбровицкого известный актер Евгений Матвеев. Он же играет рабочего Ковшо ва. В роли Шмидта — актер киевского театра имени Ленинского комсомола Александр Парра. На снимке: Евгений Матвеев в роли рабочего Ковшова. Фото Е. Малишевского. Фотохроника ТАСС. На киностудии «Мосфильм» со ветский режиссер Михаил Кала тозов продолжает съемки фильма «Красная палатка». Это совмест ная работа советских и итальян ских кинематографистов. Для уча стия в съемках в Москву прибыл известный итальянский киноактер Массимо Джеротти. Советские зрители помнят его по фильмам «Рим в 11 часов», «Утраченные грезы» и др. 'В новой картине «Красная палатка» он исполняет роль Романья — капитана италь янского судна. На снимке: снимается эпизод фильма «В радиорубке». В роли капитана Романья — Масси.мо Джеротти. Фотохроника ‘ТАСС. Этот снимок сделан в Казацкой восьмилетней школе,. На нем учи тель по трудовому воспитанию Василий Георгиевич Семенихин и школьник Евгений Богданов. Работой своего воспитанника* учителк доволен. Женя хорошо учится, а сегодня, придя в столярную стерскую, вместе со своими товарищами занялся изгото'вленкек стенда для кнйжной выставки. Фото и. Стягова. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА ВТОРНИК, 25 МАРТА Первая программа: 10.15 — «Умелые руки». 11.00—А. волков. «Волшебник Изумрудного горо да». Телевизионный кукольный спектакль. Часть 1-я. 12.00 — «Страницы любимых книг на эк ране». «Педагогическая поэма». 13.45—Чемпионат мира по хок кею. СССР—^Шв^ция. 3-й пери од. (В записи). 17.00—«Актуаль ные проблемы экономики». 17.30 — «По музеям и выставочным за лам». -,18.00 —^ Чемпионат СССР по боксу. Финал. 19.30 — «Матэ Борш». Премьера телефильма (Венгрия). 3-я серия. 20.30—«Вре мя». 21.15 — В эфире «Моло дость». СРЕДА, 26 МАРТА Первая программа: 10.15 — «Искатель». 11.00 — А. Волков. «Волшебник Изумрудного горо да». Телевизионный кукольный спектакль. Часть 2-я. 12.00 — На приз клуба «Золотая шайба».17.00 — «Слава героям труда». 18.00 — Чемпионат мира по хоккею. СССР —Финляндия. 20.30 — «Время». 21.15 — Театр телевизионной но веллы. А. Самсония. «НаводнС)- ние». Премьера. 22.00 — ЧеллпиО- нат мира по хоккею. США—ЧССР. ЧЕТВЕРГ, 27 МАРТА Первая программа: -10.15—Чем пионат мира по хоккею. СССР — Финляндия. 3-й период. (В запи си). 11.00—«Телевизионное агент ство «Пионерия». 11.30—«С при ключением на «ты». Премьера телефильма (Польша). 1-я и 2-я серий. 12.00—<гСтраницы м у зы ~ ^ к кального календаря». Ф, Ш у б е р тЛ ^ 17.00—Программа цветного те левидения. «Мелодии дружбыа. Поет Рена Рольска. 18.00 — Про грамма, посвященная Междуна родному дню театра. 19.30—Ма тэ Борш». Премьера телефильма (Венгрия).. 4 гЯ серия. 20.30—«Вре мя». 21.00—Чемпионат мира в» хоккею. Канада—^Швеция. Редактор Н. БАДУЛИН. (11: НйМ п о 1' ^ОСу . ул. Советская, 72 ЗВОНИТЕ ПО Т ЕЛЕФ О Н У : редактору —21—17, заместителю редактора и отв. секретарю — ,.;® I _07; д отдел экономики сельского хозяйства и отдел писем— 27—58; в корректорскую — 27— I в отдел иллюстраияи н бухгалтерию —26—08, ___________________ ' АЭ 95(281 г. Елец, типография областного управления по печати, ул. Свердлова, дом № 11. Заказ № (1464
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz