Ленинский путь. 1969 г. (г. Елец)
Н а ж и и к а н щ и д а т ы С Л У Г А Н А Р О Д А ...ЗИМ 44 МЙ д&нь нздолог, но 33 это время нужно успеть многое. А дел у агронома- плодовода Валентины Петров ны Сивовой действительно много. Через несколько дней начнется обрезка садов, нуж но заготовить секаторы и дру гие необходимые инструмен ты. А там, глядишь, подошло Время обработки садов. Хими каты же нужно заготавливать уже сейчас. И сотни других малых и больших забот. Все она старается сделать как можно лучше. — В нашей работе нет ме лочей, — говорит В. П. Сиво- ва. — Упустишь что-нибудь, посчитав не за важное, в ито ге же это отри 1 атель 1 НО отра зится. на урожайности. При ходится все учитывать. Валентина Петровна все ус певает делать. Не все иногда выходит гладко. Но агроном никогда не нагрубит, не оби дит человека. Вместе с тем она очень требовательна к людям. За это ее уважают в коллективе. ...Предрассветные майские сумерки еще окутывают зем лю. Поселок постепенно про сыпается, готовится к новому трудовому дню. А у агронома Валентины Петровны он уже начался. Озабоченно смотрит она на приборы. «Сегодня ожидаются заморозки», — оп ределила 01 на. Значит, нужно немедленно разводить костры а садах (а их уже заложено около 900 гектаров). Через не сколько. минут почти все ра бочие сада были уже на но гах, ярко пылали костры, са ды окутала спасительная ды мовая завеса. Теперь уже мо роз не страшен... Кроме обязанностей агроно- ма-плодовода, у Валентины Пе тровны много общественных поручений. Она — председа тель постоянно действующего производственного совеща ния. Благодаря правильно о.р- ганизованной и направленной работе было внесено немало предложений по улучшению организации производства. На снимке: кандидат в де путаты Липец кого област ного Сое эта д е п у т а т о а трудя щ и Xс я В. П. Сивова. Уже тридцать лет работает она в садоводстве. До 1961 года — в совхозе имени Тими рязева Долгоруковского рай она. Восемь лет — в совхозе «Ключ жизни». За многолет нюю плодотворную работу награждена орденом «Знак Почета». Как член парткома, она про водит большую агитационно массовую работу среди садо водов. Кроме того, она—руко водитель школы агроучебы, читает курс лекций по эконо мике, С удовольствием посе щают их рабочие, потому что они дают много полезного. В. П. Сивовой уже 54 года. Можно, казалось бы, после стольких пет работы подумать и о заслуженном отдыхе. Но агроном и слушать об этом не хочет. — Просто не пр'Эдставляю своей жизни без работы, — говорит она. Буду работать, пока есть силы. С уважением отзывается о ней секретарь парткома А. И. Малявин: «Безупречна во всех отношениях. В совхозе пользу ется авторитетом и уважени ем». Можно с уверенностью ска зать, что не ошиблись труже ники совхоза, оказав Валенти не Петрсивне высокое доверие, избрав ее кандидатом в депу таты областного Совета. Уже сейчас она думаат о том, как будет выполнять многогран ные депутатские обязанно сти. — Депутат—слуга народа, — говорит она. И в этих словах заключен огромный смысл. Т. Мэркулэва. Совхоз «Ключ жизни». Молодым—везде дорога Завершена регистрация тех, кто будет баллотироваться в депутаты местных органов Со ветской власти. Это люди раз ных возрастов и профессий, но одинаково почитаемые наро дом, как лучшие его сыны и дочери. Валентине Рожковой два дцать лет. Труженики Иванов ского отделения назвали ее своим кандидатомв сельский Совет. Валя родилась и вырослав трудовой семье. Ее мать уже несколько лет работает сви наркойв совхозе, отец и брат подвозят корма скоту на этой же свиноферме. После оконча ния восьмиклассов Валентина вместе со своими подруагми тоже решила пойтиработать свинаркой. Трудилась не жалея сил. Было трудно, но всегда прихо дили на помощь старшие то варищи. Да к тому же на ферме очень много комсомоль цев. А в хорошем дружном коллективе даже самая труд ная работа спорится. Некоторыеиз Валиньгх по друг ушли работать в город. Приезжая домой,они частого ворилией: «Ну что ты оста лась в деревне, на ферме? Жить в городе гораздо инте реснее! Стала задумываться Вален тина: «Может,и вправду луч ше уйти с фермы?» И в какой-то момент эта мысль оказалась сильнее: Ва ля ушла в город.Но прорабо тала там недолго, всего два месяца. И снова вернулась на ферму. Тут, как говорится, по яснения излишни. После этого ■никто уже не мог прельстить Валю рассказами об интерес ной городской жизни. — Здесь, на ферме, я делаю свое дело и вижу, чув ствую, что приношу пользу людям, — говорит она. В прошлом году Валя была участницей совещания передо виков сельксого хозяйства. За время работы на ферме ком сомолка имеет немалоблаго- дарнортей. Ее имя занесено на районную Доску почета. — Быть депутатом — для меня большая честь,—говорит она. И я постараюсь оправ дать доверие своих товари щей. Т. Ельчикова. Совхоз «Талнцкий». Н 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА ☆ Москва, «В. И. Ленини Во оруженные Силы» — это ос новная тема, над которой рабо тают сейчас военные художни ки студни имени М. Б. Греко ва. На снимке: картина худож ника И. В- Бордачева, показы вающая В. И. Ленина во время беседы с М. В. Фрунзе. Худож ник назвал ее «0 судьбах Кра сной Армии»- ФотохроникТаАСС. Техническиесредства- на урок Активизация деятельности учащихся стала наиболее характерной чертой учебного процесса в школе. Одним из мощных средств ак тивизации познавательной дея тельности учащихся является широкое применение техниче ских средств на уроке. В йнваре текущего года был проведен семинар с руководи телями школ района. На нем обсуждался вопрос о более ра циональном использовании тех нических средств в обучении и во-спитании подрастающего по коления. Во время семинарских занятий участники поприсут- срвавали на открытых уро:<ах, обменялись мнениями по во просу улучшения оснащен'ня школ техничеокимя оредствами. Проведенный семинар, не сомненно, дал определенную пользу в улучшении в-эспита- тельного процесса в школах. Были разработаны планы по оснащению учебных заведений техническими средствами; под контроль было поставлено про ведение уроков с их примене нием. По состоянию на 1 января 1969 года в наших школах имеется 28 киноаппаратов, 37 универсальных проекторов, 21 магнитофон; 27 проигрызате- лей, большое количество эпи диаскопов, радиоприемников, фильмоскопов и других техни ческих средств'. В первом пол.У'Годни в школах рай она проведено 8273 урока с применением перечислен ных технических средств. Они использовались при веде нии основной части урока, ор ганически связанной с други ми частями, а также при о5ь- я-снении учителями нового ма териала. закреплении знаний, повторении. Среди различных форм ис пользования технических средств одно из важных мест занимает демонстрация учеб ных кинофильмов. Они умело применяются на уроках физи ки, .математики, химии, биоло гии и лр. В большинстве школ уроки физики по теме «Элект рические явления» проходили с демонстрацией кинофильма «.Молния». Такой киноурэк со провождался и опытами с элек трической .машиной, расска зом учителя о то.м, как полу чают искусственную молнию, какие формы могут принимать разряды в атмосфере. Очень хорошо учебные кинофильмы используются в Казацкой, Ива новской, Воронецкой средних школах. Использование учебных ки нофильмов при за'ирепленип изучаемого материала — одна из более распространенных форм. В таких случаях учи телю лучше всего предложить учащимся составить план рас сказа по просмотренному ки нофильму. Примером исполь зования кинофильмов при про верке знаний учащихся может послужить урок, который про водила учитслышца Черкас ской восьмилетпей школы Н, .А. Легенькая. В седьмом классе на уроке химии при изу чении те.мы «Закон сохранения массы вещества» учительницей был использован фильм «Ми хаил Васильевич Ло.моносов. Зако.н сохранения массы веще ства». Во время демэнстрапии кинофильма преподаватель про водила краткий комчептар||й, разъяснения по содержанию киноле.чты. Ко.м.ментарии не нужно делать назойливыми, •Мысль учителя не должна подменять мысль учеников. И на уроке, который прозодила Н. А. Легенькая, учащиеся не просто наблюдали за хо дом явлений на экране, но ак тивно зани.чались. и если мож но сказать, занимались иссле дованием. Интересно проводит уроки учитель черчения из Аргамач- Паленской восьмилетней шко лы .М. В. Хомутов. Им также поз 1 навательнойудач 1 но используются учебные кинофильмы. Так, в 8-м классе на уроке по теме «Сечения» бы ли показаны фрагменты из учебного кинофильма. Перед его чпросм 1 отром учащимся бы ли поставлены вопросы, ответы на которые они получили в ре зультате просмотра фрагмен тов из фильма. В школах района получили большое применение и такие технические средства, как диа фильмы и диапозитивы. Их использсша1Н1ие на уроках помо гает ученикам всесторонне ос мыслить затронутые учителем темы. Так, учительница мате матики из Голиковской школы Л. А. Целых не только успеш но применяет диафиль.мы, но н самостоятельно изготовляет учебные ленты по те.ма.\г уро ков. На тонкой прозрачной бу маге от руки исполняются чер тежи, пишется текст. И свое образная лента проектируется на экран при по.мощи уни- в^ерсального проектора. Таким путем на уроке экономится много вре,меии. Диафильмы, изготовленные Л. А. Целых, ак куратно хранятся и могут быть использованы для пов.горения учебных тем в любое вре.мя. В школах района широко стали при.меняться звукотехни ческие средства, особенно на уроках литературы и иностран ного языка. С при.менением зву- когехнических средств умело ■строят УРО.КИ учительница Але- ■ксандрэвекой 8-летней шко лы Л. С. Батырова, завуч из средней школы совхоза «Ключ жизни» Т. С. .Мешкова, дирек тор Н.-Воргольской школы Н. А. Короткевич и другие пе дагоги. Применение технических средств с целью активизации познавательной деятельности учащихся следует вести с уче том учебной программы. При по.мощи кинофильмов, диапози тивов, учебных телепередач З'начителыно увеличивается по ток информации, получаемой школьниками. Они все ощути мее видят и познают техниче ские достижения, становятся свидетелями больших событий в жизни нашего общества. Все это оказывает большое воспи тательное воздействие на наше подрастающее поколение. Сейчас ставится вопрос об улучшении при.менения техни ческих средств в учебно-воспи тательном процессе в школе. Но недостатки в этом деле еще есть. Так, за 1-е полугодие в ■начальных школах района про ведено 28416 уроков, а с приме нением технических средств только 1150, да и то на этих уроках применялись в осноз- яо.м диафильмы. К общему числу данны.ч уроков в вось милетних школах уроки с при менением технических средств составляют всего 5,8 процента, в средних — 6,5 процента. Данные за полугодие гово рят обо всем. Другого анализа можно не делать: процент при менения технических средств увеличивается от начальной к средней школам. В чем причи ны? Некоторые учителя еще не достаточно уделяют внимания техническому творчеству уча щихся. Очень мало еще прово дится уроков с применением технических средств в Пищу- линской. Зьпбинской, Екатери- новской, М-Боевской, .Аркагов- ской восьмилстиих школах, в некоторых срелшк и иача.ть- ■иых. В этом сказывается, ко нечно, слабая оснащенность не которых школ техническими средствами, а порою неумение пользоваться аппаратурой. Активизация познавательной деятельности учащихся — не отъемлемая часть учебного про цесса в школе. Широкое при менение на уроках технически» средств — кино, радио, телеви дения — есть одно из усло вий, обеспечивающее высокий уровень образования и погпита- ния учащихся. А. Волчок, зав. РОИО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz