Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)
Л Е Н И Н С К И Й П У Т Ь 28 октября 1859 г №127 12969) И Х К Л А С С А М И С Т А Л И М А С Т Е Р С К И Е Р Т С Учащиеся Чуевской средней школы овладевают профессиональным мастерством . .. * ........ • „Воспитание не : только должно раз-. |вивать разум чело-\ хвека и дать ему из- {■вестныа объем све- : дений, но должно \зажечь в нем ж а ж - : ду серьезного тру- .да, без I которой > жизнь его неможет : быть ни достойной, г,и \ни счастливой : К . У ш и н с к и й . • ......... * ★ * . . . . . . Вот уже третий год идет перестройка системы обучения в нашей стране. В этом году и Чуевская сред няя школа начала вести за нятия в девятых классах по программе-проекту одиннадца тилетней трудовой политехни ческой средней школы. К а к же воспринято это новшество уча щимися, родителями и учите лями ? Какие оно дало положи тельные результаты? П у т ь н а м е ч е н Началось все с того, что однажды в начале сентября в класс к девятиклассникам во шла завуч школы Зоя Нико лаевна Паринова и сказала: — Вы уже, наверное, слыша ли, ребята, что сейчас многие школы нашей страны работают по экспериментальному учебно му плану, который предусмат ривает соединение обучения с производственным трудом в старших классах. После окон чания этих школ юноши и де вушки получат не только ат тестат зрелости, но и докумен ты, свидетельствующие о хо рошей производственной подго товке, нынешнего года тоже будет работать по экспериментально му учебному плану. Пока это касается не всех учащихся, а только девятиклассников. Те перь вы учиться будете по но вой программе, рассчитанной на одиннадцать лет. Одиннадцати- летнёе обучение даст возмож ность, несмотря на производ ственную практику, изучать общеобразовательные предме ты наровне с учащимися обыч ной десятилетки. В городах производственное обучение школьники проходят на боль ших заводах и фабриках, у нас же вы сможете пройти производственное обучение на маслозаводе, в промартели «Искра», в мастерской РТС. Предлагаю вам всем прежде чем решить, где заниматься, посоветоваться с родителями... ...Сообщение завуча было до того необыкновенным, что це лый день служило темой дис куссий между учениками, а также между учениками и ро дителями. Вот что рассказывает Валя Ключикова о своем разговоре с матерью и бабушкой по по воду выбора профессии. Пришла она из школы в тот день и говорит: — Мама, есть возможность отличиться! — Что такое? — Да вот предложили нам спе циальность какую-то приобре сти без отрыва от учебы. Де вочкам рекомендовали или на маслозаводе работу лаборан та изучать, или в 'промартели «Искра» производство какого- нибудь цеха освоить. Посове туй, куда мне лучше пойти. — Сразу, конечно, трудно сказать, куда тебе путь дер жать,— сказала мать,— одна ко думаю, что лучше всего учиться на лаборанта. Может в какие начальники со време- Третьи: — Отныне я спокойна за твою судьбу, сынок. Ксгда твои руки умеют практически что-то делать, с такими рука ми никогда не пропадешь. После бесед с родителями ребята, не откладывая дела в долгий ящик, сели за столы и написали заявления, в кото рых они просили дирекцию школы зачислить их в ту или иную производственнхю груп пу. Заниматься в промартели . о получении какой-то ----------, ______ __ специальности. Наша школа с дет на механизатора широко больно хорошее— лаборант! ... Но тут в разговор вмегаа- в РТС— 18 лась бабушка. — Ты, Валюшка, ее не слу шай. Что это за работа такая — мать ка к следует не знает, а советует. Лучше ты подумай над тем, Что я тебе скажу. Учись-ка ты портновскому делу. Это и тебе, пригодится, и лю дям без портнихи никак не обойтись. К тому же обучать ся шитью и я тебе помочь смо гу- И бабушка сагитировала Ва лю учиться на портниху. Не менее серьезным был раз говор у Славы Подлипаева с матерью хГнной Ермолаевной. Мать у него работает шофе ром. Любит свою работу. Эту любовь сумела привить сыну. И когда в школе еще никто не думал о производственном обучении, он уже вместе с матерью разбирал и собирал мотор автомобиля, учился вож дению машины. Узнав о том, что теперь в школе учащиеся будут приобретать специаль ность, Анна Ермолаевна обра довалась, назвала это новше ство «стоящим делом» и за метила: А тебе Славка, легко бу- нем выйдешь. Слово-то у ж ! «Искра» изъявили желание 15 к ..................... * -------- ’ человек, на маслозаводе-10, го профиля экзамены еда вать. Не зря, .значит, ты мне помогал ремонтировать авто мобиль, интересовался работой мотора, вождением машины. Знания твои пригодились в жизни гораздо раньше, чем ты думал. Не так ли? И Слава Подлипаев утверди тельно кивнул головой, с бла годарностью посмотрев на мать. Приблизительно так же про шли в тот день семейные со веты в семьях девятиклассни ков Толи Нетусова, Володи ственных машин, которые Шестакова, Шуры Зотова, Ма- предстоит изучить П е р в ы е ш а г и Сейчас во всех группах про ведено уже несколько занятий. Первое занятие носило экс курсионный характер. В пром артели «Искра» это выгляде ло 'та к. Девочкам (а в этой группе, ка к и в группе обуча ющихся лабораторному делу на маслозаводе, одни девочки) показали все цеха промартели: сапожный, швейный, индиви дуального пошива, стежки одеял. Познакомили с работой каждого цеха. В конце экс курсии технолог Нина Михай ловна Пасынкова спросила своих будущих учениц, в ка ком бы цехе они хотели ра ботать. Девочки остановили свой выбор на швейном. А вот что рассказывает Эльвйра Абакумова о первом посещении маслозавода: — Пока шли туда, рассужда ли, что вряд ли на маслоза воде будет интересно зани маться. Но вот во дворе завода нас встретил технорук Николай Иванович Мишин, повел в заводские ц е х а - и мы прику сили языки. В каждом цехе люди выполняли какую-то ин тересную работу, имели дело с новейшими машинами — и, ка к видно, скучно никому не было. У мальчиков (а все мальчи ки изъявили желание получить специальность механизатора широкого профиля) пока что знакомства с мастерскими РТС не произошло. Пока что они проходят теоретическую под готовку в школе. Но скоро и У них загорятся глаза огонь ками любознательности при виде сложных сельскохозяй- им ши Кирилловой, Маши Жаво ронковой и других. Одни родители при этом го ворили: — Наконец-то вы узнаете, ка к добывать хлеб насущный. Это хорошо. Другие: Теперь и у нас в доме будет человек мастеровой. А то дошли до того, что гвоз дя некому в стену вбить. Последующие занятия были посвящены общему знакомству с производством.' В швейном цехе II. М. Па сынкова познакомила своих юных учеников с особенностя ми различных тканей, из ка ких тканей шить ту или иную одежду, познакомила со все возможными видами тканей и, наконец, объяснила, ка к де лать самые простые стежки. На маслозаводе технолог Н. И. Мишин познакомил буду щих лаборантов с процессом выработки масла, объяснил состав молока, ка к определять в молоке жирность, кислот ность и ряд других не менее интересных вещей. -—Если все у вас пойдет, ка к говорится, без сучка и задоринки,— сказал на первом же занятии технорук,— то ле том вы уже будете работать на нашем заводе по-настояще му. И эти слова пришлись по душе всем его ученицам. У мальчиков девятиклассни ков сейчас настольной книгой является «Тракторное дело». Первые страницы этой кни ги с обтрепанными уголками го ворят о том, что в нее частень ко заглядывают. Э т а п ы п р о и з в о д с т в е н н о г о о б у ч е н и я На вопрос, из каких этапов будет состоять производствен ное обучение в Чуевской сред ней школе, директор школы Борис Васильевич Магницкий ответил: — Из двух. Сначала ребята получат общие знания о сво ей будущей профессии. Здесь будет преобладать теория. По том ребята начнут повышать свою квалификацию, самосто ятельно участвуя в произво дительном труде. На мой взгляд, самым интересным и полезным для ребят будет вто рой этап. Он содержит в себе самые широкие возможности решения задач коммунистиче ского воспитания, ребята на этом этапе увидят уже резуль таты своего производственного труда. Первый теоретический [период мы думаем сократить ' до минимума, чтобы избежать перегрузки учащихся учебны ми занятиями. Ведь цель про изводственного обучения— это дать возможность уже в шко ле юношам и девушкам поню хать запах настоящей жизни, понять, ка к прекрасна трудо вая жизнь, ка к радуют людей труда производственные успе хи. Лучше всего учащимся работать вместе со старыми рабочими в общих цехах. Пусть не чувствуют себя на каком-то особом положении. Е с т ь л и ---------------------------^ п о л о ж и т е л ь н ы е р е з у л ь т а т ы ? Да, есть! Об этом заявляют и учителя, и учащиеся. — Прежде всего окрепла и выросла связь школы с жизнью,— говорит завуч Зоя Николаевна Паринова, —Кроме того, в новых условиях мы лучше познали характер к а ж дого ученика. Теперь новым содержанием наполнились уро ки общеобразовательных дис циплин, ибо каждый препода ватель стад использовать кон кретный производственно-тех нический материал, изучаемый ребятами на маслозаводе, в швейной мастерской, в РТС, а также трудовой опыт уча щихся. А вот что ответил девяти классник Толя Нетусов на вопрос, считает ли 'он для себя полезным занятия в мастерских РТС. — Раньше я слабовато учил*" ся по физике, химии. А те перь, когда начал изучать всевозможные машины и уже своими руками собрал ш к о л ь ^ ный трактор, понял, что хоро шему механизатору без знания физики и химии не обойтись. И это заставило меня лучше готовиться к урокам по этим предметам. Сейчас в моем дневнике уже появились хоро шие отметки, чего раньше не было или было очень редко. А главное, хорошо уже теперь, в школе, чувствовать себя на стоящим рабочим человеком! Надо полагать, что дирекции РТС и маслозавода, работники швейной мастерской поймут всю важность этого начинания Чуевской средней школы и создадут все условия для ус пешных занятий учащихся в мастерских РТС и промартели «Искра», в цехах маслозавода.1^ ’ Главное, надо прикрепить к - ' учащимся таких рабочих, кото рые не только бы хорошо раз бирались в своем деле, но и могли бы интересно, в доступ ной форме рассказать о том или ином производственном процессе своим юным ученикам, а также обладали бы педаго гическим тактом. Л . С о л о в ь е в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz