Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

Л Е Н И Н С К И Й П У Т Ь 28 октября 1859 г №127 12969) И Х К Л А С С А М И С Т А Л И М А С Т Е Р С К И Е Р Т С Учащиеся Чуевской средней школы овладевают профессиональным мастерством . .. * ........ • „Воспитание не : только должно раз-. |вивать разум чело-\ хвека и дать ему из- {■вестныа объем све- : дений, но должно \зажечь в нем ж а ж - : ду серьезного тру- .да, без I которой > жизнь его неможет : быть ни достойной, г,и \ни счастливой : К . У ш и н с к и й . • ......... * ★ * . . . . . . Вот уже третий год идет перестройка системы обучения в нашей стране. В этом году и Чуевская сред­ няя школа начала вести за­ нятия в девятых классах по программе-проекту одиннадца­ тилетней трудовой политехни­ ческой средней школы. К а к же воспринято это новшество уча­ щимися, родителями и учите­ лями ? Какие оно дало положи­ тельные результаты? П у т ь н а м е ч е н Началось все с того, что однажды в начале сентября в класс к девятиклассникам во­ шла завуч школы Зоя Нико­ лаевна Паринова и сказала: — Вы уже, наверное, слыша­ ли, ребята, что сейчас многие школы нашей страны работают по экспериментальному учебно­ му плану, который предусмат­ ривает соединение обучения с производственным трудом в старших классах. После окон­ чания этих школ юноши и де­ вушки получат не только ат­ тестат зрелости, но и докумен­ ты, свидетельствующие о хо­ рошей производственной подго­ товке, нынешнего года тоже будет работать по экспериментально­ му учебному плану. Пока это касается не всех учащихся, а только девятиклассников. Те­ перь вы учиться будете по но­ вой программе, рассчитанной на одиннадцать лет. Одиннадцати- летнёе обучение даст возмож­ ность, несмотря на производ­ ственную практику, изучать общеобразовательные предме­ ты наровне с учащимися обыч­ ной десятилетки. В городах производственное обучение школьники проходят на боль­ ших заводах и фабриках, у нас же вы сможете пройти производственное обучение на маслозаводе, в промартели «Искра», в мастерской РТС. Предлагаю вам всем прежде чем решить, где заниматься, посоветоваться с родителями... ...Сообщение завуча было до того необыкновенным, что це­ лый день служило темой дис­ куссий между учениками, а также между учениками и ро­ дителями. Вот что рассказывает Валя Ключикова о своем разговоре с матерью и бабушкой по по­ воду выбора профессии. Пришла она из школы в тот день и говорит: — Мама, есть возможность отличиться! — Что такое? — Да вот предложили нам спе­ циальность какую-то приобре­ сти без отрыва от учебы. Де­ вочкам рекомендовали или на маслозаводе работу лаборан­ та изучать, или в 'промартели «Искра» производство какого- нибудь цеха освоить. Посове­ туй, куда мне лучше пойти. — Сразу, конечно, трудно сказать, куда тебе путь дер­ жать,— сказала мать,— одна­ ко думаю, что лучше всего учиться на лаборанта. Может в какие начальники со време- Третьи: — Отныне я спокойна за твою судьбу, сынок. Ксгда твои руки умеют практически что-то делать, с такими рука­ ми никогда не пропадешь. После бесед с родителями ребята, не откладывая дела в долгий ящик, сели за столы и написали заявления, в кото­ рых они просили дирекцию школы зачислить их в ту или иную производственнхю груп­ пу. Заниматься в промартели . о получении какой-то ----------, ______ __ специальности. Наша школа с дет на механизатора широко­ больно хорошее— лаборант! ... Но тут в разговор вмегаа- в РТС— 18 лась бабушка. — Ты, Валюшка, ее не слу­ шай. Что это за работа такая — мать ка к следует не знает, а советует. Лучше ты подумай над тем, Что я тебе скажу. Учись-ка ты портновскому делу. Это и тебе, пригодится, и лю­ дям без портнихи никак не обойтись. К тому же обучать­ ся шитью и я тебе помочь смо­ гу- И бабушка сагитировала Ва­ лю учиться на портниху. Не менее серьезным был раз­ говор у Славы Подлипаева с матерью хГнной Ермолаевной. Мать у него работает шофе­ ром. Любит свою работу. Эту любовь сумела привить сыну. И когда в школе еще никто не думал о производственном обучении, он уже вместе с матерью разбирал и собирал мотор автомобиля, учился вож­ дению машины. Узнав о том, что теперь в школе учащиеся будут приобретать специаль­ ность, Анна Ермолаевна обра­ довалась, назвала это новше­ ство «стоящим делом» и за­ метила: А тебе Славка, легко бу- нем выйдешь. Слово-то у ж ! «Искра» изъявили желание 15 к ..................... * -------- ’ человек, на маслозаводе-10, го профиля экзамены еда вать. Не зря, .значит, ты мне помогал ремонтировать авто­ мобиль, интересовался работой мотора, вождением машины. Знания твои пригодились в жизни гораздо раньше, чем ты думал. Не так ли? И Слава Подлипаев утверди­ тельно кивнул головой, с бла­ годарностью посмотрев на мать. Приблизительно так же про­ шли в тот день семейные со­ веты в семьях девятиклассни­ ков Толи Нетусова, Володи ственных машин, которые Шестакова, Шуры Зотова, Ма- предстоит изучить П е р в ы е ш а г и Сейчас во всех группах про­ ведено уже несколько занятий. Первое занятие носило экс­ курсионный характер. В пром­ артели «Искра» это выгляде­ ло 'та к. Девочкам (а в этой группе, ка к и в группе обуча­ ющихся лабораторному делу на маслозаводе, одни девочки) показали все цеха промартели: сапожный, швейный, индиви­ дуального пошива, стежки одеял. Познакомили с работой каждого цеха. В конце экс­ курсии технолог Нина Михай­ ловна Пасынкова спросила своих будущих учениц, в ка ­ ком бы цехе они хотели ра­ ботать. Девочки остановили свой выбор на швейном. А вот что рассказывает Эльвйра Абакумова о первом посещении маслозавода: — Пока шли туда, рассужда­ ли, что вряд ли на маслоза­ воде будет интересно зани­ маться. Но вот во дворе завода нас встретил технорук Николай Иванович Мишин, повел в заводские ц е х а - и мы прику­ сили языки. В каждом цехе люди выполняли какую-то ин­ тересную работу, имели дело с новейшими машинами — и, ка к видно, скучно никому не было. У мальчиков (а все мальчи­ ки изъявили желание получить специальность механизатора широкого профиля) пока что знакомства с мастерскими РТС не произошло. Пока что они проходят теоретическую под­ готовку в школе. Но скоро и У них загорятся глаза огонь­ ками любознательности при виде сложных сельскохозяй- им ши Кирилловой, Маши Жаво­ ронковой и других. Одни родители при этом го ­ ворили: — Наконец-то вы узнаете, ка к добывать хлеб насущный. Это хорошо. Другие: Теперь и у нас в доме будет человек мастеровой. А то дошли до того, что гвоз­ дя некому в стену вбить. Последующие занятия были посвящены общему знакомству с производством.' В швейном цехе II. М. Па­ сынкова познакомила своих юных учеников с особенностя­ ми различных тканей, из ка­ ких тканей шить ту или иную одежду, познакомила со все­ возможными видами тканей и, наконец, объяснила, ка к де­ лать самые простые стежки. На маслозаводе технолог Н. И. Мишин познакомил буду­ щих лаборантов с процессом выработки масла, объяснил состав молока, ка к определять в молоке жирность, кислот­ ность и ряд других не менее интересных вещей. -—Если все у вас пойдет, ка к говорится, без сучка и задоринки,— сказал на первом же занятии технорук,— то ле­ том вы уже будете работать на нашем заводе по-настояще­ му. И эти слова пришлись по душе всем его ученицам. У мальчиков девятиклассни­ ков сейчас настольной книгой является «Тракторное дело». Первые страницы этой кни ги с обтрепанными уголками го ­ ворят о том, что в нее частень­ ко заглядывают. Э т а п ы п р о и з в о д с т в е н н о г о о б у ч е н и я На вопрос, из каких этапов будет состоять производствен­ ное обучение в Чуевской сред ней школе, директор школы Борис Васильевич Магницкий ответил: — Из двух. Сначала ребята получат общие знания о сво­ ей будущей профессии. Здесь будет преобладать теория. По­ том ребята начнут повышать свою квалификацию, самосто­ ятельно участвуя в произво­ дительном труде. На мой взгляд, самым интересным и полезным для ребят будет вто­ рой этап. Он содержит в себе самые широкие возможности решения задач коммунистиче­ ского воспитания, ребята на этом этапе увидят уже резуль­ таты своего производственного труда. Первый теоретический [период мы думаем сократить ' до минимума, чтобы избежать перегрузки учащихся учебны­ ми занятиями. Ведь цель про­ изводственного обучения— это дать возможность уже в шко­ ле юношам и девушкам поню­ хать запах настоящей жизни, понять, ка к прекрасна трудо­ вая жизнь, ка к радуют людей труда производственные успе­ хи. Лучше всего учащимся работать вместе со старыми рабочими в общих цехах. Пусть не чувствуют себя на каком-то особом положении. Е с т ь л и ---------------------------^ п о л о ж и т е л ь н ы е р е з у л ь т а т ы ? Да, есть! Об этом заявляют и учителя, и учащиеся. — Прежде всего окрепла и выросла связь школы с жизнью,— говорит завуч Зоя Николаевна Паринова, —Кроме того, в новых условиях мы лучше познали характер к а ж ­ дого ученика. Теперь новым содержанием наполнились уро­ ки общеобразовательных дис­ циплин, ибо каждый препода­ ватель стад использовать кон­ кретный производственно-тех­ нический материал, изучаемый ребятами на маслозаводе, в швейной мастерской, в РТС, а также трудовой опыт уча­ щихся. А вот что ответил девяти­ классник Толя Нетусов на вопрос, считает ли 'он для себя полезным занятия в мастерских РТС. — Раньше я слабовато учил*" ся по физике, химии. А те­ перь, когда начал изучать всевозможные машины и уже своими руками собрал ш к о л ь ^ ный трактор, понял, что хоро­ шему механизатору без знания физики и химии не обойтись. И это заставило меня лучше готовиться к урокам по этим предметам. Сейчас в моем дневнике уже появились хоро­ шие отметки, чего раньше не было или было очень редко. А главное, хорошо уже теперь, в школе, чувствовать себя на­ стоящим рабочим человеком! Надо полагать, что дирекции РТС и маслозавода, работники швейной мастерской поймут всю важность этого начинания Чуевской средней школы и создадут все условия для ус­ пешных занятий учащихся в мастерских РТС и промартели «Искра», в цехах маслозавода.1^ ’ Главное, надо прикрепить к - ' учащимся таких рабочих, кото­ рые не только бы хорошо раз­ бирались в своем деле, но и могли бы интересно, в доступ­ ной форме рассказать о том или ином производственном процессе своим юным ученикам, а также обладали бы педаго­ гическим тактом. Л . С о л о в ь е в .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz