Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)
л е н и н с к и й п у т ь 4 "сентября 1959 г . № 104 (2346) Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы П ути эфф ективности уро ка СКУЧНО В СЕЛЕ СОМОВКА Коллектив учителей Добрин ской еемидетЖ'о школы твор чески подходит к проведению занятий в школе, стремится повышать эффективность к аж дого урока. На основании на копленного опыта учителя шко ды пришли к выводу о необ ходимости в конце учебного года провести конференцию, посвященную вопросу повыше ния эффективности урока. . С этой целью еще во вто рой четверти был проведен се минар по подготовке к кон ференции. На семинаре была оказана учителям теоретиче ская и методическая помощь. На семинаре разбирали такие вопросы; слушали открытый урок с последующим всесто ронним анализом, разбирали признаки хорошего урока, распределили темы работы но подготовке конференции. Урок давался по ботанике в 6 классе на тему: «Выведение сорта груши Вере зимняя Ми чурина». Учительница Н. М. Шень сумела провести этот урок на высоком организацион но-методическом уровне, с хо рошим составлением и умест ным применением наглядности. Учитель удачно поставил пе ред учищимися цель урока — познакомить учащихся' с ми чуринскими методами выведе ния новых сортов растений. Последовательное, эмоцио нальное объяснение, яркая наглядность привлекли внима ние детей. Объяснение мате риала шло подробно, научно обоснованно, подтверждаемое муляжами. Учитель на уроке учил логически мыслить,* ис пользовать наглядность для формирования у учащихся на учных выводов. Учащиеся осознанно усвои ли материал урока. Дома им осталось только провести на блюдение. При анализе урока обраща лось внимание на его цель, оборудование, содержание, ка чество знаний, умение и на выков учащихся, на методи ческую сторону урока. Учите ля нашли и некоторые недо статки. Они творчески разо брали урок, сделали вывод и внесли свои предложе- □ А. Ц и н к , з а в у ч Д о б р и н с к о й се м и л е тн е й ш ко л ы . □ урока; живой контакт учителя с учащимися; усвоение уча щимися непосредственно" на уроке основного учебного ма териала и другие. Учителя пр'ишли к выводу, что урок будет характеризо ваться с хорошей стороны в том случае, когда он четко спланирован и проведен с учетом всех требований хоро шего урока. На этом же се минаре разбирались вопросы, которые вносились на обсуж дение конференции. Каждый учитель избрал себе тему для подготовки к конференции. Среди них были такие: мето дика самостоятельной работы с учащимися на уроке; акти визация познавательных дейст вий учащихся в процессе уче ния нового материала; воспи тание трудолюбия на "уроке и другие. Учителям был подобран соответствующий методический материал. ' Занимаясь повышением эф фективности урока, учителя самостоятельно работали над повышением своей методики, изучали опыт работы лучших учителей. Организовывались открытые уроки для обмена опытом. Учителя 1— 2 классов рабо тали над темой: методика ра боты над активным словарем учащихся. Как известно, сло варная работа в школе начи нается с первого года обуче ния. Учителя нашей школы отказались от формализма в этом деле. Работа над словарем проводится в строгой после довательности, ежедневно на всех уроках, умело увязывая её с грамматическим материа лом. Учителя не только разъ ясняют значение слов, но и проводят упражнения, закреп чтения, развития речи. Учени ки начальных классов могут приводить примеры на то или иное правило. Они умеют из тематического словаря состав лять небольшие рассказы Это первые шаги к самостоятель ному творчеству детей. Хорошо была поставлена ра бота над активным словарем учащихся у учителей В. И. Прокофьевой и 31. А. Голови ной. Более углубленную рабо ту проводили учителя вторых классов тт. Ланских и Хмеле ва. Эта работа практиковалась чаще самостоятельно. Качест во работы проверялось пись менными работами. В классе, в котором ^чит А. II. Кожевни кова, из 31 слова ученики до пустили ошибки в семи словах. 24 ученика выполнили работу на 4 и 5. Правильная организация са мостоятельной работы с уча щимися имеет большое значе ние. Учитель всегда, в любом классе имеет дело с учащи мися разной успеваемости. Все это создает трудности и требует от учителя большого мастерства. В зависимости от развития детей, их знаний учитель по-разному организу ет деятельность учащихся на уроке. Трудности в организа ции всего класса приводят иногда к неравномерности в работе детей с различной ус певаемостью. К а к же добиться, чтобы все учащиеся и особенно средние по успеваемости выполняли на уроке большую по объему са мостоятельную работу. * Над ответом на этот вопрос рабо тают учителя четвертых клас сов. Самостоятельную работу они практикуют на всех уро ках. Самостоятельная работа развивает у учащихся позна вательную деятельность. Учи тельница тов. Филиппова са мостоятельную работу с уча щимися применяет при опросе, ляющие орфографические на -(при закреплении и объяснении выки и вводящие эти слова в активный словарь учащегося. Конкретность, целенаправ ленность в работе над слова рем помогает учителям хорошо проводить уроки грамматики, ""т а к и м образом,у,и- ] П е р в а я В р а Й О Н В теля имели возмож- I В нашей, газет е у ж е сообщалось о ность теоретический \ Д о б р и н с к о й ш ко л е -и нт е р н ат е . Э т о пер- практически познако- з вая и п о к а ед инст венная ш к о л а -и н т е р - миться с требования- ] н ат в н аш ем р а й о н е . ми, предъявляемыми ! Ш к о л а -и н т е р н а т имеет все необхо - к хорошему уроку. | дим ое д л я но рм ал ь но го ж и з н е у ст р о й После этого были ра- | ства дет ей , д л я успеш ного осуществ- зобраны признаки хо- | л е н и я всего учебно -воспит ат ельного роших уроков. Вот ] процесса в свете т ребований З а к о н а об главное из них: высо- |у к р е п л е н и и связи школы, с ж и з н ь ю . готовила учнтел кий идейно-политиче- | Здесь им еет ся больш ое бл а го у ст - ) тов Кривошеева ский,научный уровень; ( р о е н н о е зд а н и е ш ко лы , два д в у х э т а ж - 1 |» « , ' ПраВИЛЬНОе МеСТО уро- | НЫ Х Ж и Л Ы Х Корпуса, ипгтрпгимр и ' 1 Р ч ка в системе темы; | н еоб ход имы е х о з я й ст ______ ____ четко поставленная ] соответствующие п р иш ко л ь н о м у х о - \ цель урока; воспита- ] зяйст ву. А оно здесь м ногост ороннее : \ ние у учащихся ком- | 76 га п аш н и , 3 га фрукт ового с ад а , 3 * РодинГи на по лу мунистическогоформи- ( г а огорода, п а с е к а , им еют ся коровы , | Г^У- рованйя марксистско- < свиньи, овцы, пт и ц а и к р о л и к и . У и н - \ материала. На уроках чтения она предлагает учащимся са мостоятельно подготовить от рывок для выразительного чтения, для пересказа, для разделения его па части. Учительницатов Ду рова умело направ ляет учащихся при са мостоятельной работе над словарем, над х у дожественными сред ствами языка. От сазчостоятельной работы учащихся нель зя отрывать работу над ошибками. Эти темы к конференции готовила учительница г о - А м а ст е р с ки е п | 10ВЯЛСЯ также вопрос в енны е с л у ж б ы , I ' о воспитании трудолю бия, коммунистиче ской морали, любви к ленинского мировоззре ния; умелое примене ние наиболее актив ных методов и прие мов в обучении и вос питании; организован ность работы класса; правильное построение В работе школы в настоящее время мно го нового, непроверен ного на практике. т е р н ат а своя а вт о м аш и н а , т р а кт о р сельхозинвент аръ , э л е кт р о ст а н ц и я . Х о р о ш а я м ат е р и а л ь н о -т е х н и ч е с к а я ) ”ш’° практике. б а з а и вы со ко квалиф ицированны й п е - ; ^ворческое познание даго гичес кий к о л л е кт и в— вот основа | ег0 тРеоует коллек- того, что ш к о л а -и нт е р н ат будет п о л - 1 тпвного напряжения, н ец ен н о обучат ь и воспитывать дет ей , | организованности все- А Воронин ! го педагогического * коллектива. Вечереет. Далеко за околи цей села слышится задорная песня. Сюда ежедневно, после трудового дня, собирается мо лодежь провести свой досуг. Увлекательные игры под от крытым небом сменяются тан цами под гармошку, а когда устают танцевать, ноют веселые песни. Казалось бы, что еще нужно для молодежи? Но мо лодые селяне недоводьны сво им отдыхом. В Сомовке 106 домохо зяйств. В них проживает более 600 колхозников и почти поло вина из них комсомольского возраста. Расположено село в 12 километрах от центральной усадьбы колхоза и, может быть, поэтому сюда мало наведы ваются руководители сельско хозяйственной артели «Рас свет». Здесь до сего времени не построен клуб, даже нет красного уголка где бы мог ли собраться комсомольцы и молодежь, чтобы поговорить о своих делах. Жители этого села расска зывают, что руководители кол хоза, а их уже сменилось пять, все обещали и заверяли колхозников, что строительст во клуба в этом селе запла нировано и начнется в ближай шее время. Колхозники верили в правильность этих слов, но напрасно. Обещанного они ждут почти десять лет. Недавно колхоз «Красная заря» объединился с артелью «Рассвет «.Председатель укруп ненной артели тов. Шумилин, но примеру своих предшествен ников, та кже пообещал колхоз никам, что он примет все ме ры, чтобы в этом году клуб был построен. Со дня этого обещания прошло много вре мени, а к строительству клуба так и не приступали. ' Правда, в прошлом году колхоз купил крестьянскую хату и передал её молодежи под клуб. Силами комсомоль цев это помещение было при ведено в порядок. По вечерам сюда собиралась молодежь. Приходили и пожилые колхоз ники. Всем здесь находилось дело. Молодежь танцевала, играла в шашки, домино, чи тала газеты и журналы. Даже начали поговаривать о созда нии круж ка художественной самодеятельности. Но все это продолжалось не долго. Весной это помещение по распоряжению правления колхоза передано под колхоз ные детские ясли. Конечно, детские ясли также необходи мы, однако это не значит. что их нужно размещать в клу бе. Почти на протяжении года кол хозники села Сомовка лишены возможности посмотреть кин о /' картину, послушать квалифи цированную лекцию или док лад. К о г д а н е гд е п о с л у ш а ть л е к ц и и — р а зд о л ь е ш е п ту н а м . — Собрались мы однажды и пошли в колхоз им. Ильича посмотреть кинокартину,— го ворит комсомолка Маша Ува рова,— а посмотреть не уда лось, клуб был переполнен. Так и вернулись ни с чем. А вот что' рассказала звень евая Валя Евсюкова: —Обратилась молодежь к бригадиру тов. Уварову с просьбой организовать хотя бы коллективной просмотр кино фильмов в селе Александров на, а он нам ответил: — Ходите пешком, а тран спорта для вас у меня нет. А туда почти восемь кило метров. Нет в Сомовке радио, не работают здесь и агитаторы, а тяга населения к знаниям жизни нашей страны и за ру бежом очень велика. Есть здесь комсомольская организация, но воспитатель ной работы среди колхозников никакой не проводит, поэтому, и не случайно, молодежь после окончания средней ш к о -' лы, вместо того, чтобы остать ся в родном колхозе, уезжает в город. Так поступили в этом году Владимир Тимошин, Вя чеслав Авдеев и Нина Фомиче ва. В селе Сомовка живет шесть человек коммунистов. Это впол не достаточно, чтобы наладить массово-политическую работу среди населения села Сомов ка. Нужно только организатор ское вмешательство со сторо ны партийной организации. А. Андро с ов. Здесь всегда весело Большой популяр- свежие газеты, жур- ностыо среди рабо- налы, настольные бочих совхоза «Коо- игры, проводятся ператор» пользует ся Валентина Гри горьевна Акимова. II это не случай но. Валентина Гри горьевна заведует Сафоновским сель ским клубом. Сюда ежедневно после трудового дня со бираются тружени ки совхоза, чтобы провести свой от дых, а к их услу гам здесь всегда танцы. Работа Сафонов ского клуба не о г раничивается толь ко этим, здесь ча сто перед, рабочими выступают лекторы. Достаточно сказать, что только за пос леднее время в клу бе было прочитано более тридцати лек ций и докладов, часто организу ются вечера встреч 'А . Пчельников . с передовиками про изводства. Часто перед рабочими сов хоза выступает х у дожественная само деятельность клуба с концертами. Большую помощь в работе Валентине Григорьевне оказы вает актив клуба. Лучшими активиста ми являются тт. Су- кочев, Бисеркова, Никулин, Тюрина и многие другие. V -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz