Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

л е н и н с к и й п у т ь 4 "сентября 1959 г . № 104 (2346) Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы П ути эфф ективности уро ка СКУЧНО В СЕЛЕ СОМОВКА Коллектив учителей Добрин ской еемидетЖ'о школы твор­ чески подходит к проведению занятий в школе, стремится повышать эффективность к аж ­ дого урока. На основании на копленного опыта учителя шко­ ды пришли к выводу о необ­ ходимости в конце учебного года провести конференцию, посвященную вопросу повыше­ ния эффективности урока. . С этой целью еще во вто­ рой четверти был проведен се­ минар по подготовке к кон­ ференции. На семинаре была оказана учителям теоретиче­ ская и методическая помощь. На семинаре разбирали такие вопросы; слушали открытый урок с последующим всесто­ ронним анализом, разбирали признаки хорошего урока, распределили темы работы но подготовке конференции. Урок давался по ботанике в 6 классе на тему: «Выведение сорта груши Вере зимняя Ми­ чурина». Учительница Н. М. Шень сумела провести этот урок на высоком организацион­ но-методическом уровне, с хо­ рошим составлением и умест­ ным применением наглядности. Учитель удачно поставил пе­ ред учищимися цель урока — познакомить учащихся' с ми­ чуринскими методами выведе­ ния новых сортов растений. Последовательное, эмоцио­ нальное объяснение, яркая наглядность привлекли внима­ ние детей. Объяснение мате­ риала шло подробно, научно­ обоснованно, подтверждаемое муляжами. Учитель на уроке учил логически мыслить,* ис­ пользовать наглядность для формирования у учащихся на­ учных выводов. Учащиеся осознанно усвои­ ли материал урока. Дома им осталось только провести на­ блюдение. При анализе урока обраща­ лось внимание на его цель, оборудование, содержание, ка ­ чество знаний, умение и на­ выков учащихся, на методи­ ческую сторону урока. Учите­ ля нашли и некоторые недо­ статки. Они творчески разо­ брали урок, сделали вывод и внесли свои предложе- □ А. Ц и н к , з а в у ч Д о б р и н с к о й се м и л е тн е й ш ко л ы . □ урока; живой контакт учителя с учащимися; усвоение уча­ щимися непосредственно" на уроке основного учебного ма­ териала и другие. Учителя пр'ишли к выводу, что урок будет характеризо­ ваться с хорошей стороны в том случае, когда он четко спланирован и проведен с учетом всех требований хоро­ шего урока. На этом же се­ минаре разбирались вопросы, которые вносились на обсуж­ дение конференции. Каждый учитель избрал себе тему для подготовки к конференции. Среди них были такие: мето­ дика самостоятельной работы с учащимися на уроке; акти ­ визация познавательных дейст­ вий учащихся в процессе уче­ ния нового материала; воспи­ тание трудолюбия на "уроке и другие. Учителям был подобран соответствующий методический материал. ' Занимаясь повышением эф­ фективности урока, учителя самостоятельно работали над повышением своей методики, изучали опыт работы лучших учителей. Организовывались открытые уроки для обмена опытом. Учителя 1— 2 классов рабо­ тали над темой: методика ра­ боты над активным словарем учащихся. Как известно, сло­ варная работа в школе начи­ нается с первого года обуче­ ния. Учителя нашей школы отказались от формализма в этом деле. Работа над словарем проводится в строгой после­ довательности, ежедневно на всех уроках, умело увязывая её с грамматическим материа­ лом. Учителя не только разъ­ ясняют значение слов, но и проводят упражнения, закреп чтения, развития речи. Учени­ ки начальных классов могут приводить примеры на то или иное правило. Они умеют из тематического словаря состав­ лять небольшие рассказы Это первые шаги к самостоятель­ ному творчеству детей. Хорошо была поставлена ра­ бота над активным словарем учащихся у учителей В. И. Прокофьевой и 31. А. Голови­ ной. Более углубленную рабо­ ту проводили учителя вторых классов тт. Ланских и Хмеле­ ва. Эта работа практиковалась чаще самостоятельно. Качест­ во работы проверялось пись­ менными работами. В классе, в котором ^чит А. II. Кожевни­ кова, из 31 слова ученики до­ пустили ошибки в семи словах. 24 ученика выполнили работу на 4 и 5. Правильная организация са­ мостоятельной работы с уча­ щимися имеет большое значе­ ние. Учитель всегда, в любом классе имеет дело с учащи­ мися разной успеваемости. Все это создает трудности и требует от учителя большого мастерства. В зависимости от развития детей, их знаний учитель по-разному организу­ ет деятельность учащихся на уроке. Трудности в организа­ ции всего класса приводят иногда к неравномерности в работе детей с различной ус­ певаемостью. К а к же добиться, чтобы все учащиеся и особенно средние по успеваемости выполняли на уроке большую по объему са­ мостоятельную работу. * Над ответом на этот вопрос рабо­ тают учителя четвертых клас­ сов. Самостоятельную работу они практикуют на всех уро­ ках. Самостоятельная работа развивает у учащихся позна­ вательную деятельность. Учи­ тельница тов. Филиппова са­ мостоятельную работу с уча­ щимися применяет при опросе, ляющие орфографические на -(при закреплении и объяснении выки и вводящие эти слова в активный словарь учащегося. Конкретность, целенаправ­ ленность в работе над слова­ рем помогает учителям хорошо проводить уроки грамматики, ""т а к и м образом,у,и- ] П е р в а я В р а Й О Н В теля имели возмож- I В нашей, газет е у ж е сообщалось о ность теоретический \ Д о б р и н с к о й ш ко л е -и нт е р н ат е . Э т о пер- практически познако- з вая и п о к а ед инст венная ш к о л а -и н т е р - миться с требования- ] н ат в н аш ем р а й о н е . ми, предъявляемыми ! Ш к о л а -и н т е р н а т имеет все необхо - к хорошему уроку. | дим ое д л я но рм ал ь но го ж и з н е у ст р о й После этого были ра- | ства дет ей , д л я успеш ного осуществ- зобраны признаки хо- | л е н и я всего учебно -воспит ат ельного роших уроков. Вот ] процесса в свете т ребований З а к о н а об главное из них: высо- |у к р е п л е н и и связи школы, с ж и з н ь ю . готовила учнтел кий идейно-политиче- | Здесь им еет ся больш ое бл а го у ст - ) тов Кривошеева ский,научный уровень; ( р о е н н о е зд а н и е ш ко лы , два д в у х э т а ж - 1 |» « , ' ПраВИЛЬНОе МеСТО уро- | НЫ Х Ж и Л Ы Х Корпуса, ипгтрпгимр и ' 1 Р ч ка в системе темы; | н еоб ход имы е х о з я й ст ______ ____ четко поставленная ] соответствующие п р иш ко л ь н о м у х о - \ цель урока; воспита- ] зяйст ву. А оно здесь м ногост ороннее : \ ние у учащихся ком- | 76 га п аш н и , 3 га фрукт ового с ад а , 3 * РодинГи на по лу мунистическогоформи- ( г а огорода, п а с е к а , им еют ся коровы , | Г^У- рованйя марксистско- < свиньи, овцы, пт и ц а и к р о л и к и . У и н - \ материала. На уроках чтения она предлагает учащимся са­ мостоятельно подготовить от­ рывок для выразительного чтения, для пересказа, для разделения его па части. Учительницатов Ду­ рова умело направ­ ляет учащихся при са­ мостоятельной работе над словарем, над х у ­ дожественными сред­ ствами языка. От сазчостоятельной работы учащихся нель­ зя отрывать работу над ошибками. Эти темы к конференции готовила учительница г о - А м а ст е р с ки е п | 10ВЯЛСЯ также вопрос в енны е с л у ж б ы , I ' о воспитании трудолю­ бия, коммунистиче­ ской морали, любви к ленинского мировоззре ния; умелое примене­ ние наиболее актив­ ных методов и прие­ мов в обучении и вос­ питании; организован­ ность работы класса; правильное построение В работе школы в настоящее время мно­ го нового, непроверен­ ного на практике. т е р н ат а своя а вт о м аш и н а , т р а кт о р сельхозинвент аръ , э л е кт р о ст а н ц и я . Х о р о ш а я м ат е р и а л ь н о -т е х н и ч е с к а я ) ”ш’° практике. б а з а и вы со ко квалиф ицированны й п е - ; ^ворческое познание даго гичес кий к о л л е кт и в— вот основа | ег0 тРеоует коллек- того, что ш к о л а -и нт е р н ат будет п о л - 1 тпвного напряжения, н ец ен н о обучат ь и воспитывать дет ей , | организованности все- А Воронин ! го педагогического * коллектива. Вечереет. Далеко за околи­ цей села слышится задорная песня. Сюда ежедневно, после трудового дня, собирается мо­ лодежь провести свой досуг. Увлекательные игры под от­ крытым небом сменяются тан­ цами под гармошку, а когда устают танцевать, ноют веселые песни. Казалось бы, что еще нужно для молодежи? Но мо­ лодые селяне недоводьны сво­ им отдыхом. В Сомовке 106 домохо­ зяйств. В них проживает более 600 колхозников и почти поло­ вина из них комсомольского возраста. Расположено село в 12 километрах от центральной усадьбы колхоза и, может быть, поэтому сюда мало наведы­ ваются руководители сельско­ хозяйственной артели «Рас­ свет». Здесь до сего времени не построен клуб, даже нет красного уголка где бы мог­ ли собраться комсомольцы и молодежь, чтобы поговорить о своих делах. Жители этого села расска­ зывают, что руководители кол­ хоза, а их уже сменилось пять, все обещали и заверяли колхозников, что строительст­ во клуба в этом селе запла­ нировано и начнется в ближай­ шее время. Колхозники верили в правильность этих слов, но напрасно. Обещанного они ждут почти десять лет. Недавно колхоз «Красная заря» объединился с артелью «Рассвет «.Председатель укруп­ ненной артели тов. Шумилин, но примеру своих предшествен­ ников, та кже пообещал колхоз­ никам, что он примет все ме­ ры, чтобы в этом году клуб был построен. Со дня этого обещания прошло много вре­ мени, а к строительству клуба так и не приступали. ' Правда, в прошлом году колхоз купил крестьянскую хату и передал её молодежи под клуб. Силами комсомоль­ цев это помещение было при­ ведено в порядок. По вечерам сюда собиралась молодежь. Приходили и пожилые колхоз­ ники. Всем здесь находилось дело. Молодежь танцевала, играла в шашки, домино, чи­ тала газеты и журналы. Даже начали поговаривать о созда­ нии круж ка художественной самодеятельности. Но все это продолжалось не долго. Весной это помещение по распоряжению правления колхоза передано под колхоз­ ные детские ясли. Конечно, детские ясли также необходи­ мы, однако это не значит. что их нужно размещать в клу­ бе. Почти на протяжении года кол хозники села Сомовка лишены возможности посмотреть кин о /' картину, послушать квалифи­ цированную лекцию или док­ лад. К о г д а н е гд е п о с л у ш а ть л е к ­ ц и и — р а зд о л ь е ш е п ту н а м . — Собрались мы однажды и пошли в колхоз им. Ильича посмотреть кинокартину,— го­ ворит комсомолка Маша Ува­ рова,— а посмотреть не уда­ лось, клуб был переполнен. Так и вернулись ни с чем. А вот что' рассказала звень­ евая Валя Евсюкова: —Обратилась молодежь к бригадиру тов. Уварову с просьбой организовать хотя бы коллективной просмотр кино­ фильмов в селе Александров­ на, а он нам ответил: — Ходите пешком, а тран­ спорта для вас у меня нет. А туда почти восемь кило­ метров. Нет в Сомовке радио, не работают здесь и агитаторы, а тяга населения к знаниям жизни нашей страны и за ру­ бежом очень велика. Есть здесь комсомольская организация, но воспитатель­ ной работы среди колхозников никакой не проводит, поэтому, и не случайно, молодежь после окончания средней ш к о -' лы, вместо того, чтобы остать­ ся в родном колхозе, уезжает в город. Так поступили в этом году Владимир Тимошин, Вя­ чеслав Авдеев и Нина Фомиче­ ва. В селе Сомовка живет шесть человек коммунистов. Это впол­ не достаточно, чтобы наладить массово-политическую работу среди населения села Сомов­ ка. Нужно только организатор­ ское вмешательство со сторо­ ны партийной организации. А. Андро с ов. Здесь всегда весело Большой популяр- свежие газеты, жур- ностыо среди рабо- налы, настольные бочих совхоза «Коо- игры, проводятся ператор» пользует­ ся Валентина Гри­ горьевна Акимова. II это не случай­ но. Валентина Гри­ горьевна заведует Сафоновским сель­ ским клубом. Сюда ежедневно после трудового дня со­ бираются тружени­ ки совхоза, чтобы провести свой от­ дых, а к их услу­ гам здесь всегда танцы. Работа Сафонов­ ского клуба не о г­ раничивается толь­ ко этим, здесь ча­ сто перед, рабочими выступают лекторы. Достаточно сказать, что только за пос­ леднее время в клу­ бе было прочитано более тридцати лек­ ций и докладов, часто организу­ ются вечера встреч 'А . Пчельников . с передовиками про­ изводства. Часто перед рабочими сов­ хоза выступает х у ­ дожественная само­ деятельность клуба с концертами. Большую помощь в работе Валентине Григорьевне оказы­ вает актив клуба. Лучшими активиста ми являются тт. Су- кочев, Бисеркова, Никулин, Тюрина и многие другие. V -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz