Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)
Л Е Н И Н С К И Й П У Т Ь 17 июня 1959 Г. № 70 (2912) ДОРОГОЕ, НЕЗАБЫВАЕМОЕ ИМЯ (К 23-летию со дня смерти А. М. Горького) 18 июня 1930 года перестало биться большое человеколюбивое сердце Алексея Макси м о в и ч а Горького, вели кого советского писателя, пла менного борца за счастье на родное, Человека с большой б у к вы. Горького вы соко ценил В. И. Ленин. Еще в 1917 году вели кий Ленин писал, что Горький «громадный х у дожестве н н ы й талант, который принес и прине сет много поль зы всемирному пролетарскому движению» (Ооч., 4 изд., т. X X III, стр. 325). Вот почему имя Горько го дорого веем советским лю дям, всему прогрессивному человечеству. Нам, добринцам, особенно близко и дорого имя буревест ника революции еще и потому, что семьдесят лет назад юно ша Алексей Пешков, будущий родоначальник советской’ ли тературы, в поисках работы и познания земли русской при шел на станцию Добринка, жил и трудился здесь в 1888 — 1889 годах. Даже такое кратковремен ное пребывание Алексея Мак симовича в Добринке оставило здесь неизгладимый след. Мо лодой Горький задушевно бесе довал с добринскими крестьяна ми, встречаясь с ними на рабо те, в чайной, на улице. Он вну шал им неопровержимую исти ну, что «хозяевами жизни дол жен быть рабочий народ». Эта истина, о которой в здешнем захолустье раньше не прихо дилось слышать, глубоко за падала в душу пахарей, гони мых нуждой на станцию зара батывать тяжелым трудом чер норабочего, грузчика на кусок хлеба. Эта истина сближала тружеников деревни с ее пла менным пропагандистом. Рос- ла и креала дружба смелого, человеколюбивого юноши Пеш кова сюлодым железнодорож ным рабочим Иваном Василье вичем Черногоровым. Расска зы Макеимыча, к а к задушевно называл Черногоров своего дру га , о правде жизни с жад ностью слушали тогдашние жители Добринки —Загвоздки- ны, Яриковы-, Луневы, Будан- цевы. Рассказы от и передава лись из уст в уста, от отцов к сыновьям, внукам. И когда Максим Горький стал всемир но^ известным писателем, добринцы по праву гордились и гордятся тем, что они при нимали на своей земле вели кого сына советского народа. В Добринке до,сих пор мно гое дышит памятью о великом русском писателе. Проходя мимо вокзала, иди па кга у зов, или по насыпи вокруг железнодорожного полотна, мысленно переносишься к тем годам, когда здесь ступала нога Горького, слышался его окающий волжский говор. Кратковременно - было пре бывание Алексея Максимовича на станции Добринка, но и оно дало писателю немалый ма териал для творчества. По добринским мотивам написаны им рассказы «Сторож», «Из прошлого». В них описаны дикие нравы богачей, власть имущих, жестокая эксплуата ция человека человеком, тем ная, беспросветная, нищенская жизнь трудового народа. Новая жизнь расцвела при Советской власти, в том числе и в местах, где был Горький. Неузнаваема стала Добринка. В колхозе имени М. Горького, чьи владения окружают стан цию Добринка, что ни день, то радостные перемены. В до мах на улице Горького и других ярко светит электриче ство, слышится из репродук торов голос любимой столицы, появляются все новые и новые хозяйственные и культурно- бытовые здания, новые жилые дома колхозников. О том, ка к неизменно идет в гору артельное хозяйство, свидетельствуют хотя бы та кие факты. Из года в год по вышается продуктивность мо лочного стада. За пять меся цев текущего года на 100 г е к таров угодий произведено 46,5 центнера молока. Передовые доярки сейчас надаивают по 17— 18 к г молока от коровы в день. На 100 гектаров пашни получено по 8,1 центнера сви нины. Колхоз занимает первое место в районе по привесам свиней на .откорме. Они со ставляют 700 граммов в сутки на голову. Полугодовой план закупок по мясу и шерсти пе ревыполнен, завершается вы полнение плана по продаже молока' и яиц. Колхозники артели, ка к и все трудящиеся района, свято чтут память А. М. Горького. Когда недавно, на объединен ном собрании колхозов им. М. Горького и «Прогресс», стал вопрос о том, какое имя присвоить укрупненной артели, раздались дружные- голоса: — Имя Максима Горького— нашего любимого писателя и верного друга трудового че ловека! А. Сергеев. СТАРАЯ СЛАВА НОВУЮ ЛЮБИТ Зинаида Логинова, агроном и агитатор, все время в поле. От трактора она пришла в мо лодежное звено, которое воз главляет Наталья Казьмина. — Ну и печет же, товарищ агроном, а дождя нет. Как оно будет ?— проговорила звеньевая. - Пиши заявление в «небес ную канцелярию»— пошутил кто-то. — На бога надейся, а сам не плошай, - ответила агроном. —Основное зависит от уме ния и вложенного труда. По этому поводу мнения ра зошлись. — Погодите,—останов и л а свекловичниц тов. Логинова. —Я и сама молода, но знаю, что на нашем втором участке сельхозартели им. М. Горького, на котором до недавнего вре мени располагался колхоз «Прогресс»,собирались высокие урожаи сахарной свеклы. В 194? году, например, взяли с гектара по 461 центнеру. А потом урожай постепенно на чал снижаться. В 1957 году он составил 253 центнера, а в минувшем— 219 центнеров с гектара. А ведь погода в прош лом году была куда лучше. Зинаида Д еинна Вы - агроном, расскажите, почему так полу чилось ? А гитатор. Я беседовала со многими знатными свеклово дами колхоза и пришла к вы воду, что раньше больше уде ляли внимания этой культуре. Вносилось достаточное коли чество удобрений, свеклу под кармливали, тщательно обра батывали. Вы все хорошо знае те Героя Социалистического Труда Евдокию Семеновну Баскакову, Раису Константи новну Дымову, награжденную орденом Ленина и многих других. Эти знатные свеклово ды не знали покоя ни зимой, ни летом. Они изучали пере довой опыт, собирали местные удобрения и все вывозили на свои участки. Заметьте, что тогда техники было несравнен но меньше, почти все дела лось вручную. Колхоз «Про гресс» по сахарной свекле был известен далеко за пределами области. Это немного вскружи ло головы некоторым. Реши ли, что мы сами с усами. Пе рестали учиться у других и свой опыт подрастеряли. Оста новились на старой агротех нике. С нами по урожаю са харной свеклы сравнялись’ дру- Б с с е д а а г и т а т о р а I 3 . Л о г и н о в о й в м о л о д е ж - I н о м с в е к л о в о д ч е с к о м эве- I н е к о л х о з а и м . М . Г о р ь - ( кого . гие колхозы, а потом начали перегонять. Евдокия Телегина. Вот это прямо недозволительно. А как же будем догонять? А гитатор. Иод посев этого го да на всей площади провели осенью глубокую вспашку. Внесено много перегноя и ми неральных удобрений. Ну вы сами хорошо знаете, что пе ред посевом почва была хоро шо обработана. (В это время подошли сюда свекловичницы соседнего звена. Они тоже при няли активное участие в бе седе). Мария Григорьевна Перова. Слу шаю я ваш разговор и думаю: правильно рассказывает агро ном. Сама я старая свекло вичница и удостоверяю, что в те годы лучше старались. Я тоже собирала свыше 400 цент неров с гектара. По опыту знаю, что если всем ка к сле дует взяться— вернем добрую свою славу. Да только теперь я уже послабела, а вам, мо лодым, надо браться. ...Вот еще хочу сказать, что нынче, глядя по погоде, мы запоздали с севом сахар ной свеклы. А ведь я же и весной говорила об этом. Агитатор. Теперь ясно видно, что сеять надо было раньше. Тут и я, ка к агроном, винова та. Но у нас затянулся сев зерновых. Мария Ланевина. Надо было и сеять поглубже. А то уже сейчас корням трудно тянуть влагу из почвы. А гитатор. Мы не отрицаем до пущенных ошибок. Однако сей час нельзя только кивать на А. М . Горький о религии Великий пролетарский писа тель А .'М . Горький прошел суровую школу жизни. Испы тав с детства «свинцовые мерзости» буржуазного строя, наблюдая вопиющую неспра ведливость жизни, он уже в то время пришел к отрицанию бога. В одном из своих ран них произведений Горький пи сал: «Мне говорили— на небе живет бог. Не мог я себе представить, чтоб кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне говорили— он управ ляет жизнью и всеми людьми. Но всеми людьми в нашем до ме управлял дедушка, а не бог..: Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слы шал, что это делают женщи ны». В религии писатель видел особый вред для русской ре волюции, потому ’ что она ослепляла человека, убивала в нем волю в борьбе, призы вала к «смирению» и «терпе нию». С огромной художест венной силой показал он пол ную не^говместимость религии с интересами человека. А. М. Горький провозглашает веру в человека, в его творческие силы, прославляет труд людей, создающих все прекрасное на земле. «Все—в человеке, все, для человека!— говорит Сатин, герой пьесы «На дне».— Чело век! Это—великолепно! Это звучит... гордо!». Устами Сатина Горький ре шительно отвергает проповедь религиозного утешения стран ника Л у ки : «Ложь оправдыва ет ту тяжесть, которая раз давила' ру ку рабочего... и обвиняет умирающих с голо да... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками,— тем ложь нужна... одних она под держивает, другие— прикрыва ются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не них. На вашем участке до сих . пор не прорвана сахарная свек- ла А почему? Потому, что многие из вас пошли в штыки против букетировки— прогрес сивного способа возделывания культуры. Говорили посевы изреженные, не дадим. А полу чились посевы хорошие. Если бы была провед011*1 букети ровка, теперь вся свекла была бы прорвана. Надо быстрей заканчивать с этим делом и после организо вать подкормку растений. Голоса. А ка к будем под кармливать? Вручную, ка к де лали прошлый год. не годится. Агитатор. Нет. У нас имеют ся растениевитательные куль тиваторы. Они уже подготов лены к работе. И ка к только проведете проверку рядков, сразу же дадим растениям дополнительное питание. За лето проведем трех-четы- рехкратную обработку и, ду мается, что несмотря ни на какие трудности, на неблаго приятные климатические усло вия, мы выполним свои обя зательства— получить с к а ж дого гектара по 350 центне ров сахарной свеклы. Ирина Дорошенко. А я к же. Мои товарки пишут из. Киев щины, что там и в прошлом была и в этом году дюже гарна свекла. А дождей тоже там не густо. Я не хочу от ставать от украинских подруг. Присутствовавший здесь секретарь партийной организа ции объединенного колхоза Н. Ф. Григорьев ответил на вопросы организационного по рядка. Их было немало. Свек ловичницы интересовались, когда будут выдавать деньги за прорывку; почему до сих пор нет детских яслей; будет ли стационарное кино; когда разберутся с теми, кто, при крываясь различными справка ми, не участвует в обществен ном труде, а думает о личном благополучии. Голоса: Восстановим добрую - славу передовых свекловодов. Свекловичницы взяли в руки тяпки и дружно принялись за работу. Записал Г. Ткаченко. жрет чужого — зачем тому ложь? Л ож ь -р е л и ги я рабов и хозяев... Правда—бог свобод ного человека!». Подчеркивая жестокость и несправедливость жизни в буржуазном обществе, А. М. Горький вместе с тем показы вал, что «всесильный бог» и всевозможные святые не спо собны что-либо 'изменить в действительности. В беседе с писателями - ударниками Горький говорил: «Бог, якобы создавший землю, оказывает ся, не знал, что, кроме Евро пы, Азии, Африки, на ней су ществует еще Америка ’и Австралия и огромное количе ство островов. Все это открыл и узнал разум человека. Бог не учил нас летать по возду ху, плавать под водой, стро ить машины, говорить по те лефону, он ничему не научил, потому что его не было нигде, кроме ка к в нашем воображе нии...». В повести «Жизнь Матвея Кожемякина», разоблачая про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz