Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

Ленинский путь. 1959 г. (п. Добринка Липецкой обл.)

Л Е Н И Н С К И Й П У Т Ь 17 июня 1959 Г. № 70 (2912) ДОРОГОЕ, НЕЗАБЫВАЕМОЕ ИМЯ (К 23-летию со дня смерти А. М. Горького) 18 июня 1930 года перестало биться большое человеколюбивое сердце Алексея Макси м о в и ч а Горького, вели­ кого советского писателя, пла­ менного борца за счастье на­ родное, Человека с большой б у к­ вы. Горького вы­ соко ценил В. И. Ленин. Еще в 1917 году вели­ кий Ленин писал, что Горький «громадный х у ­ дожестве н н ы й талант, который принес и прине­ сет много поль­ зы всемирному пролетарскому движению» (Ооч., 4 изд., т. X X III, стр. 325). Вот почему имя Горько­ го дорого веем советским лю­ дям, всему прогрессивному человечеству. Нам, добринцам, особенно близко и дорого имя буревест­ ника революции еще и потому, что семьдесят лет назад юно­ ша Алексей Пешков, будущий родоначальник советской’ ли ­ тературы, в поисках работы и познания земли русской при­ шел на станцию Добринка, жил и трудился здесь в 1888 — 1889 годах. Даже такое кратковремен­ ное пребывание Алексея Мак­ симовича в Добринке оставило здесь неизгладимый след. Мо­ лодой Горький задушевно бесе­ довал с добринскими крестьяна­ ми, встречаясь с ними на рабо­ те, в чайной, на улице. Он вну­ шал им неопровержимую исти­ ну, что «хозяевами жизни дол­ жен быть рабочий народ». Эта истина, о которой в здешнем захолустье раньше не прихо­ дилось слышать, глубоко за­ падала в душу пахарей, гони­ мых нуждой на станцию зара­ батывать тяжелым трудом чер­ норабочего, грузчика на кусок хлеба. Эта истина сближала тружеников деревни с ее пла­ менным пропагандистом. Рос- ла и креала дружба смелого, человеколюбивого юноши Пеш­ кова сюлодым железнодорож­ ным рабочим Иваном Василье­ вичем Черногоровым. Расска­ зы Макеимыча, к а к задушевно называл Черногоров своего дру­ га , о правде жизни с жад ­ ностью слушали тогдашние жители Добринки —Загвоздки- ны, Яриковы-, Луневы, Будан- цевы. Рассказы от и передава­ лись из уст в уста, от отцов к сыновьям, внукам. И когда Максим Горький стал всемир­ но^ известным писателем, добринцы по праву гордились и гордятся тем, что они при­ нимали на своей земле вели­ кого сына советского народа. В Добринке до,сих пор мно­ гое дышит памятью о великом русском писателе. Проходя мимо вокзала, иди па кга у ­ зов, или по насыпи вокруг железнодорожного полотна, мысленно переносишься к тем годам, когда здесь ступала нога Горького, слышался его окающий волжский говор. Кратковременно - было пре­ бывание Алексея Максимовича на станции Добринка, но и оно дало писателю немалый ма­ териал для творчества. По добринским мотивам написаны им рассказы «Сторож», «Из прошлого». В них описаны дикие нравы богачей, власть имущих, жестокая эксплуата­ ция человека человеком, тем­ ная, беспросветная, нищенская жизнь трудового народа. Новая жизнь расцвела при Советской власти, в том числе и в местах, где был Горький. Неузнаваема стала Добринка. В колхозе имени М. Горького, чьи владения окружают стан­ цию Добринка, что ни день, то радостные перемены. В до­ мах на улице Горького и других ярко светит электриче­ ство, слышится из репродук­ торов голос любимой столицы, появляются все новые и новые хозяйственные и культурно- бытовые здания, новые жилые дома колхозников. О том, ка к неизменно идет в гору артельное хозяйство, свидетельствуют хотя бы та­ кие факты. Из года в год по­ вышается продуктивность мо­ лочного стада. За пять меся­ цев текущего года на 100 г е к ­ таров угодий произведено 46,5 центнера молока. Передовые доярки сейчас надаивают по 17— 18 к г молока от коровы в день. На 100 гектаров пашни получено по 8,1 центнера сви­ нины. Колхоз занимает первое место в районе по привесам свиней на .откорме. Они со­ ставляют 700 граммов в сутки на голову. Полугодовой план закупок по мясу и шерсти пе­ ревыполнен, завершается вы­ полнение плана по продаже молока' и яиц. Колхозники артели, ка к и все трудящиеся района, свято чтут память А. М. Горького. Когда недавно, на объединен­ ном собрании колхозов им. М. Горького и «Прогресс», стал вопрос о том, какое имя присвоить укрупненной артели, раздались дружные- голоса: — Имя Максима Горького— нашего любимого писателя и верного друга трудового че­ ловека! А. Сергеев. СТАРАЯ СЛАВА НОВУЮ ЛЮБИТ Зинаида Логинова, агроном и агитатор, все время в поле. От трактора она пришла в мо­ лодежное звено, которое воз­ главляет Наталья Казьмина. — Ну и печет же, товарищ агроном, а дождя нет. Как оно будет ?— проговорила звеньевая. - Пиши заявление в «небес­ ную канцелярию»— пошутил кто-то. — На бога надейся, а сам не плошай, - ответила агроном. —Основное зависит от уме­ ния и вложенного труда. По этому поводу мнения ра­ зошлись. — Погодите,—останов и л а свекловичниц тов. Логинова. —Я и сама молода, но знаю, что на нашем втором участке сельхозартели им. М. Горького, на котором до недавнего вре­ мени располагался колхоз «Прогресс»,собирались высокие урожаи сахарной свеклы. В 194? году, например, взяли с гектара по 461 центнеру. А потом урожай постепенно на­ чал снижаться. В 1957 году он составил 253 центнера, а в минувшем— 219 центнеров с гектара. А ведь погода в прош­ лом году была куда лучше. Зинаида Д еинна Вы - агроном, расскажите, почему так полу­ чилось ? А гитатор. Я беседовала со многими знатными свеклово­ дами колхоза и пришла к вы­ воду, что раньше больше уде­ ляли внимания этой культуре. Вносилось достаточное коли­ чество удобрений, свеклу под­ кармливали, тщательно обра­ батывали. Вы все хорошо знае­ те Героя Социалистического Труда Евдокию Семеновну Баскакову, Раису Константи­ новну Дымову, награжденную орденом Ленина и многих других. Эти знатные свеклово­ ды не знали покоя ни зимой, ни летом. Они изучали пере­ довой опыт, собирали местные удобрения и все вывозили на свои участки. Заметьте, что тогда техники было несравнен­ но меньше, почти все дела­ лось вручную. Колхоз «Про­ гресс» по сахарной свекле был известен далеко за пределами области. Это немного вскружи­ ло головы некоторым. Реши­ ли, что мы сами с усами. Пе­ рестали учиться у других и свой опыт подрастеряли. Оста­ новились на старой агротех­ нике. С нами по урожаю са­ харной свеклы сравнялись’ дру- Б с с е д а а г и т а т о р а I 3 . Л о г и н о в о й в м о л о д е ж - I н о м с в е к л о в о д ч е с к о м эве- I н е к о л х о з а и м . М . Г о р ь - ( кого . гие колхозы, а потом начали перегонять. Евдокия Телегина. Вот это прямо недозволительно. А как же будем догонять? А гитатор. Иод посев этого го ­ да на всей площади провели осенью глубокую вспашку. Внесено много перегноя и ми­ неральных удобрений. Ну вы сами хорошо знаете, что пе­ ред посевом почва была хоро­ шо обработана. (В это время подошли сюда свекловичницы соседнего звена. Они тоже при­ няли активное участие в бе­ седе). Мария Григорьевна Перова. Слу­ шаю я ваш разговор и думаю: правильно рассказывает агро­ ном. Сама я старая свекло­ вичница и удостоверяю, что в те годы лучше старались. Я тоже собирала свыше 400 цент­ неров с гектара. По опыту знаю, что если всем ка к сле­ дует взяться— вернем добрую свою славу. Да только теперь я уже послабела, а вам, мо­ лодым, надо браться. ...Вот еще хочу сказать, что нынче, глядя по погоде, мы запоздали с севом сахар­ ной свеклы. А ведь я же и весной говорила об этом. Агитатор. Теперь ясно видно, что сеять надо было раньше. Тут и я, ка к агроном, винова­ та. Но у нас затянулся сев зерновых. Мария Ланевина. Надо было и сеять поглубже. А то уже сейчас корням трудно тянуть влагу из почвы. А гитатор. Мы не отрицаем до­ пущенных ошибок. Однако сей­ час нельзя только кивать на А. М . Горький о религии Великий пролетарский писа­ тель А .'М . Горький прошел суровую школу жизни. Испы­ тав с детства «свинцовые мерзости» буржуазного строя, наблюдая вопиющую неспра­ ведливость жизни, он уже в то время пришел к отрицанию бога. В одном из своих ран­ них произведений Горький пи­ сал: «Мне говорили— на небе живет бог. Не мог я себе представить, чтоб кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне говорили— он управ­ ляет жизнью и всеми людьми. Но всеми людьми в нашем до­ ме управлял дедушка, а не бог..: Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слы­ шал, что это делают женщи­ ны». В религии писатель видел особый вред для русской ре­ волюции, потому ’ что она ослепляла человека, убивала в нем волю в борьбе, призы­ вала к «смирению» и «терпе­ нию». С огромной художест­ венной силой показал он пол­ ную не^говместимость религии с интересами человека. А. М. Горький провозглашает веру в человека, в его творческие силы, прославляет труд людей, создающих все прекрасное на земле. «Все—в человеке, все, для человека!— говорит Сатин, герой пьесы «На дне».— Чело­ век! Это—великолепно! Это звучит... гордо!». Устами Сатина Горький ре­ шительно отвергает проповедь религиозного утешения стран­ ника Л у ки : «Ложь оправдыва­ ет ту тяжесть, которая раз­ давила' ру ку рабочего... и обвиняет умирающих с голо­ да... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками,— тем ложь нужна... одних она под­ держивает, другие— прикрыва­ ются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не них. На вашем участке до сих . пор не прорвана сахарная свек- ла А почему? Потому, что многие из вас пошли в штыки против букетировки— прогрес­ сивного способа возделывания культуры. Говорили посевы изреженные, не дадим. А полу­ чились посевы хорошие. Если бы была провед011*1 букети­ ровка, теперь вся свекла была бы прорвана. Надо быстрей заканчивать с этим делом и после организо­ вать подкормку растений. Голоса. А ка к будем под­ кармливать? Вручную, ка к де­ лали прошлый год. не годится. Агитатор. Нет. У нас имеют­ ся растениевитательные куль­ тиваторы. Они уже подготов­ лены к работе. И ка к только проведете проверку рядков, сразу же дадим растениям дополнительное питание. За лето проведем трех-четы- рехкратную обработку и, ду­ мается, что несмотря ни на какие трудности, на неблаго­ приятные климатические усло­ вия, мы выполним свои обя­ зательства— получить с к а ж ­ дого гектара по 350 центне­ ров сахарной свеклы. Ирина Дорошенко. А я к же. Мои товарки пишут из. Киев­ щины, что там и в прошлом была и в этом году дюже гарна свекла. А дождей тоже там не густо. Я не хочу от­ ставать от украинских подруг. Присутствовавший здесь секретарь партийной организа­ ции объединенного колхоза Н. Ф. Григорьев ответил на вопросы организационного по­ рядка. Их было немало. Свек­ ловичницы интересовались, когда будут выдавать деньги за прорывку; почему до сих пор нет детских яслей; будет ли стационарное кино; когда разберутся с теми, кто, при­ крываясь различными справка­ ми, не участвует в обществен­ ном труде, а думает о личном благополучии. Голоса: Восстановим добрую - славу передовых свекловодов. Свекловичницы взяли в руки тяпки и дружно принялись за работу. Записал Г. Ткаченко. жрет чужого — зачем тому ложь? Л ож ь -р е л и ги я рабов и хозяев... Правда—бог свобод­ ного человека!». Подчеркивая жестокость и несправедливость жизни в буржуазном обществе, А. М. Горький вместе с тем показы­ вал, что «всесильный бог» и всевозможные святые не спо­ собны что-либо 'изменить в действительности. В беседе с писателями - ударниками Горький говорил: «Бог, якобы создавший землю, оказывает­ ся, не знал, что, кроме Евро­ пы, Азии, Африки, на ней су­ ществует еще Америка ’и Австралия и огромное количе­ ство островов. Все это открыл и узнал разум человека. Бог не учил нас летать по возду­ ху, плавать под водой, стро­ ить машины, говорить по те­ лефону, он ничему не научил, потому что его не было нигде, кроме ка к в нашем воображе­ нии...». В повести «Жизнь Матвея Кожемякина», разоблачая про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz