Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)
20 ноября 1960 года, № 138 (4512) ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ ---------------- ^ — ....... 6 стр. В е л и к и й п и с а т е л ь з е м л и р у с с к о й К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого „Толстой это ц елы й м и р .. Не зн а я Толстого, н е л ь зя считать себя знающим свою страну, н е л ь зя считать себя к у л ь т урным человеком М ГОРЬКИЙ. ную статью «Не могу молчать!», где поднимает свой могучий го лос в защиту крестьянства и пролетариата. В Л. Н. ТОЛСТОЙ — гордость и слава нашей литературы. В ро манах, повестях, пьесах и рас сказах писатель нарисовал не сравненные картины русской ж й з я й , с изумительной полнотой раскрыл русский национальный характер, открыл своим соотече ственникам и всему человечест- величие души простого рус о г о человека. Ярко и глубоко показал Л. Н. Толстой крупные вехи в исто рии своего народа. «Эпоха под готовки революции в одной из стран, придавленных крепостни ками. выступила, благодаря ге ниальному освещению Толстого, как шаг вперед в художествен ном развитии всего человечест ва», — писал В. И. Ленин. (Соч., т. 16, стр. 2 9 3 ). В первых своих произведениях — «Утро помещика», «Детство», «Отрочество» и «Юность», «Военные рассказы», «Казаки» — . писатель правдиво отобразил тяжелую долю крестьян, их вы носливость, скромность, чело вечность. В его «Севастополь ских рассказах» настоящим ге роем обороны Севастополя вы ступает русский народ. Судьбы России, настоящее и .будущее народа русского глубо к о волновали Толстого. Этой проблеме он посвятил свой вели колепный роман «Война и мир». Изображая Отечественную войну 1 8 1 2 года, Лев Толстой раскрыл патриотизм русского народа, ..^^едительно показал, что имен но он, а не антинародное пра вительство, решал судьбы роди ны в дни тяжких испытаний. Простые люди — солдаты, пар тизаны, жители деревень и го родов. лучшие представители дворянской интеллигенции в боях за родину становились ге роями. Они не мирились с зах ватчиками, боролись до послед него дыхания, до полной побе ды. Показывая героизм простых русских людей, Толстой тем са мым подчеркивал, что у такого народа есть силы для того, что бы создать себе лучшее буду щее. История советского народа, совершившего Октябрьскую рево люцию и отстоявшего ее завоева- 'ч^бия в Великой Отечественной войне 1941 — 1 9 4 5 гг., борю- щегося сегодня за мир, свободу и счастье всех народов земного щара, подтверждает правильность гениальных дога док великого х у дожника. В «Войне и мире»' Толстой беспощадно осу дил дворянско- крепостническую знать за отсутст вие патриотичес ких чувств, за отрыв от народа, за эгоизм и пош лую, безнравст венную жизнь. Он смело обличал царя и его при спешников. В произведениях «Анна Каре нина», «После бала», «Плоды просвещения», «Воскресение» и других Л. Н. Толстой заклеймил дворянство и буржуазию, вскрыл вопиющие несправедливости об щественного строя, при котором земледелец лишен земли и обре чен на голодное, нищенское су ществование. Толстой выступал защитником прав народа, интере сов многомиллионных масс кре стьянства. В беседе с М. Горьким В. И. Ленин заметил, что до графа Л. Н. Толстого подлинно го мужика в литературе не бы ло. Писатель видел истинные при чины тяжелого положения наро да в том, что дворяне и буржуа грабят массы. «Народ голоден от того, что мы слишком сыты»,— заявлял Толстой и утверждал, что существующий в России строй подлежит разрушению. Однако, выступая против не справедливого социального ус тройства, Толстой был далек от правильных выводов о путях из менения общества. Отрицая ре волюционную борьбу, он создал теорию «непротивления злу на силием» и «нравственного са моусовершенствования». Тол стовские теории В. И. Ленин ха рактеризовал как реакционные и утопические, противоречия пи сателя — как кричащие. Эти кричащие противоречия явились отражением реальных противоре чий русской жизни периода пер вой революции, выражением взглядов и настроений патриар хального крестьянства. Толстой отразил «горы злобы и ненависти», накопившиеся у народа против угнетателей, и политическую незрелость кре стьянских масс. В. И. Ленин на зывает Толстого зеркалом рус ской революции, зеркалом ее си лы и слабости. На протяжении всей жизни Толстой искал ответа на самые жгучие вопросы, стремился пра вильно понять события. Наблю дая революцию 1 9 0 5 года и по следовавшую за ней реакцию, писатель становится на сторону народа. В ответ на репрессии правительства он пишет страст- Х удожник слова В день 50-летия со дня с мер - ' Т м ° Г т 1одетого — «Живои труп», {изведений м ысленно прис утствуют «Хаджи -Мурат» — у писателя *У его могилы, отдавая честь руе- наблюдается . отход от теории {скому национальному гению, гор- «непротивления»; герой «Живо- | Д° с " „ й Т « Г . ~ о ,ТУхРу" „ * » „ „ го трупа» Федя Протасов не ми- {слова Л. Н. Толстой отдал на рится со злом, а активно и 1слУжбу народу. Читая его произ- страстно, не щадя своей жизни | вед®ния- мы чувствуем, как Тол- претеетгет. Т.к же и Х . „ , : & " у Т с И.:и Г р о д ;,’'у!” , ' " а' Мурат сильная, цельная, сво-1 Как психолог, мастер изобра- бодолюбивая личность — упор- {жения русского пейзажа, мастер но сопротивляется злу и бовет- » д я а л о г „а Толстой неповторим. Не ся л ним хооычаино широка картина дейст- к ’ {вительности, созданная им. Его внезапная смерть оборвала | произведения — подлинная эн- полную исканий, рвущуюся впе- «чиклопедия русской жизни; от ред жизнь непокорного метуше- {цаРСК0Г0 дв°Ра и министерских гося келикпгп нотт/тпот ’ «каоинетов до разваливающейся я в_. иного человека и писа- {крестьянской избы и сырой тем- теля. Произведения же его оста- {ной камеры в тюрьме. Суд, госу- лись жить в веках, как памят- | даРств°. семья, мораль, религия, ник упорного труда, сделанного ♦ е я®льные „отношения - все гением Они „ Л™, 1эт0 был0 глубоко исследовано гением, ини исегодня ценимы {писателем. и любимы народом. В произведе-1 В резком и беспощадном све- ниях Л. Н. Толстого поражает | те пРедстала деятельность тех, предельный реализм глубина Г™ ТВОрил беззаконие и жестоко- „„„„„„„ „ ’ луцина | сти, кт0 надругался над правами анализа переживании человека, {человека. Р умение показать многообразие ♦ Однако в учении и творчестве характеров, чувств, мыслей- по- {Толстого были ошибочные взгля- ражает мастерство в изобваже- *ды' Толстойне мог понять- как»е „ я о в изччраже , Силы М0Гут, руководя страной, Нин русской природы, богатство {осуществить идеи справедливости, могучего языка. {добиться счастья народа. Он от- И сегодня произведения вели- {стРанился от революции, не по- „ ™ о т р у » ,« . » п . г о 4 ; Г р " ', р ы , г ? ^ Г р Г « ; “ ™ г , р.: страдальном, героическом прош- {го движения в борьбе за судьбы лом нашего народа учат нас {народа. глубже понимать и Ценить наше $ Критические статьи В. И. Ле- {нина о Толстом дают возмож- настоящее, оберегать и защи- {ность глубоко и правильно по- щать нашу великую Родину — $нять тв°Рчество великого писа т еля . В этих статьях с одной сто- оплот мира и лучших надежд {роны дана оценка мирового зна- всего человечества {чёния Толстого как художника, с {другой — вскрыты противоречия , н ПЕТРОВА | И слабые стороны творчества Тол стого. Лев - Толстовские дни в школе в а н а б о г а т а я в ы с т а в к а о ж и з н и и д е я т е л ь н о с т и Т о л с т о г о , е г о т в о р ч е с т в е . У ч а щ и е с я в с е х к л а с с о в ш к о л ы п о з н а к о м и л и с ь с э т о й в ы с т а в к о й . О н и п р о с л у ш а л и и н - т е р е с н у ю , с о д е р ж а т е л ь н у ю л е к ц и ю о Т о л с т о м у ч и т е л ь н и ц ы р у с с к о г о я з ы к а и л и т е р а т у р ы Н и н ы В л а д и м и р о в н ы М и х а й л о в о й . В ш к о л е п р о в о д и л и с ь к о л л е к т и в н ы е ч и т к и п р о и з в е д е н и й Т о л с т о г о . У с т е н д о в в ы с т а в к и з а в я зы в а ю т с я о ж и в л е н н ы е б е с е д ы . У ч и т е л я м и с л о в е с н и к а м и Н а т а л и е й С е р г е е в н о й П р о к о ф ь е в о й и Н и н о й В л а д и м и р о в н о й М и х а й л о в о й п о д г о т о в л е н к р а с о ч н ы й а л ь б о м о ж и з н и , д е я т е л ь н о с т и Т о л с т о г о и е г о т в о р ч е с т в е . Б о л ь ш у ю п о м о щ ь и м в э т о м о к а з а л а б и б л и о т е к а р ь ш к о л ы В е р а С е р г е е в н а О ж е р е л ь е в а . 2 5 н о я б р я в ш к о л е б у д е т п р о в е д е н в е ч е р , п о с в я щ е н н ы й т в о р ч е с т в у п и с а т е л я . Н а н е м б у д у т и с п о л н е н ы м у з ы к а л ь н ы е п р о и з в е д е н и я , к о т о р ы е л ю б и л Т о л с т о й . Д е к л а м а т о р ы и ч т е ц ы в ы с т у п я т с ч т е н и е м р а с с к а з о в и о т р ы в к о в и з п р о и з в е д е н и й г е н и а л ь н о г о п и с а т е л я . В е ч е р у б у д е т п р е д ш е с т в о в а т ь к о н к у р с ч т е ц о в . Т в о р ч е с т в о Т о л с т о г о л ю б я т н а ш и у ч и т е л я и у ч а щ и е с я , ц е н я т е г о з а т о , ч т о о н с м е л о о б л и ч а л с т р о й ц а р с к о й Р о с с и и . О в л и я н и и Т о л с т о г о в т о в р е м я г о в о р и т х о т я б ы т а к о й ф а к т . В ч е р н о с о т е н н о й г а з е т е « Н о в о е в р е м я » , р е д а к т о р С у в о р и н п и с а л о Т о л с т о м : « Д в а ц а р я у н а с : Н и к о л а й в т о рой и Лев Толстой. Кто из них кандидат филологических наук. { Нельзя не упомянуть незабы ваемых слов В. И. Ленина о Тол- ♦ ♦»*<♦♦««♦♦♦♦♦«♦*♦♦»«««♦♦♦»♦»« *стом, сказанных Горькому по по воду романа «Война и мир»: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник... И, знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было. Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Некого». Мы, читатели, глубоко уважаем и чтим память Л. Н. Толстого и обращаемся к его творениям как чистому источнику жизни. О. ЛЕВИТОВА. У ч а щ и е с я н а ш е й ш к о л ы п о с е - с и л ь н е е ? Н и к о л а й в т о р о й н и ч е г о т и л и д о м - м у з е й Л ь в а Н и к о л а е - н е м о ж е т с д е л а т ь с Т о л с т ы м , н е в и ч а н а с т а н ц и и Л е в -Т о л с т о й . С м о ж е т п о к о л е б а т ь е г о т р о н , т о г д а р а з р е ш е н и я д и р е к ц и и м у з е я о т т у - к а к Т о л с т о й , н е с о м н е н н о , к о л е б - д а п р и в е з е н а в ш к о л у и о б о р у д о - д а т т р о н Н и к о л а я и е г о д и н а с т и и » . Д а , п р о й д е т м н о г о , м н о г о л е т , а и м я в е л и к о г о п и с а т е л я з е м л и р у с с к о й Л ь в а Н и к о л а е в и ч а Т о л с т о г о , к а к и с е г о д н я , б у д е т п р о и з н о с и т ь с я с б о л ь ш и м у в а ж е н и е м , с г о р д о с т ь ю з а в е л и к у ю Р у с ь , д а в ш у ю м и р у т а л а н т л и в е й ш е г о ^ х у д о ж н и к а с л о в а , т в о р ц а б е с с м е р т н ы х п р о и з в е д е н и й л и т е р а т у ры . Л. ПАВЛОВА, учительница Цаплыгинской средней школы № 39. учительница-пенсионерка. Юбилейное С тех пор прошла уж половина века, Как смерть своей костлявою рукой Остановила сердце человека, Чье имя —наша гордость! Лев Толстой! Он умер. . Но его могучий гений Живет, во лнуя правдою большой! Недаром в годы тьмы великий Л енин В нем отраженье Родины нашел. Граф и мужик, церковник и худож ник В его душе, как в фокусе сошлись... Дворец царей с избой крестьян набожных Смирить хотел он вечным словом — жизнь... Он ошибался, но как сын России, Непоколебимо веря в свой народ, В русский т алант , с неповторимой силой Запечат лел движение вперед! -Года прошли... Россия смело, ново Вершит разумное повсюду и во всем! Писателя негаснущее слово Мы любим, чтим, в грядущий век несем! Ю. МОСКАЛЕВ. г. Чаплыгин Л. Н. Т о лс то й и И. И. Мечников в Ясной По ляне. (Фотография 1909 года). Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz