Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

С егодня — столетие со дня рождения А, П. Чехова Поборник правды и справедливости „ ...Я хотел бы об'ясниться Вам в искреннейшей горячей любви.., | я хотел бы выразить мой восторг перед удивительным талан- | том Вашим, тоскливым и за душу хватающим, трагическим : и нежным, всегда таким красивым, т онким ". | (А. М. Горький — А. П. Чехову). А НТОН Павлович Чехов (1860— 1904 г г .)—круп­ ный и талантливый художник, великий русский писатель. Литературную деятельность он начал в тяжелые годы реакции, когда царское правительство стремилось всю жизнь русско­ го общества «привести к од­ ному знаменателю». Прожил он всего 44 года, но оставил огромное литературное насле­ дие': 12 томов рассказов и пьес и 8 томов "писем. В произведениях А. П. Че­ хова всегда звучала «правда, безусловная и честная», о грустной жизни^дореволюци­ о н н о й России. В ~ своих рас­ ск а зах писатель показывал трагизм положения народа, беспощадно правдиво рисовал страшные картины жизни. Он говорил своим современникам том, что так скверно, глу- '-« ( и позорно, как они живут, нельзя жить человеку! В рас­ с к а зе «Унтер Пришибеев» и повести «Палата № 6» писа­ тель воссоздал общую атмо­ сферу русской жизни, похо­ жей на жизнь за тюремными решетками. Он показал, что в России преследуется всякая живая мысль, душится вся­ кое с трем л ени е^ лучшему, торжествуют грубая сила и хамское высокомерие. А. II. Чехов хорошо знал быт и яуждьк-крестьяя. В по­ вестях «Мужики» и «В овра­ ге» мы видим полные горе­ чи картины жизни разорен­ ной деревни. Правительство облагает крестьян непосиль- ';'ми'налогами , обрекает их 'я # голодную смерть. Деревня отдана на разграбление ку­ лакам и купцам. Народ забит, темей, озлоблен, терпит бес­ конечную нужду. Но в этих забитых, неграмотных, заму­ ченных и несчастных мужи ках писатель увидел лю ­ дей в жизни которых нет ничего такого, чему нель­ зя было бы найти оправдания. Он сочувствовал крестьянству и полагал, что для изменения жизни народа нужно прини­ мать самые решительные ме­ ры, «сильные и скорые». В одних своих р ассказах писатель осуждал людей глу ­ пых, подлых, чванливых, трусливых и подлых («Маска», «Хамелеон», «Дочь Альби­ она»), в других — высмеивал угодничество, лесть, подха­ лимство, страх перед важ ­ ными лицами, показывал, что все эти качества воспитыва­ лись в человеке обстоятель­ ствами жизни («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др.). В третьих р ассказах Чехова мы видим самодоволь­ ных и пошлых людей, кото­ рые ничего не делают и жи­ вут за счет обмана, накапли­ вают деньги, прирастают ду­ шой к собственности, теряют человеческое достоинство («Крыжовник», «Ионыч», «Ан­ на па шее» и др.). Здесь же мы видим и простых тружеников, людей хороших и добрых, порой несчастных. Ужас их положения состоит в том, что они не встречают человеческого отклика у окру­ жающих. Все живут по за к о ­ ну «человек человеку’ волк»: никто не хочет хотя бы про­ сто выслушать правдивый рассказ извозчика Ионы о его горе («Тоска); никто не помо­ жет несчастным, забитым, и голодным & детям: Варьке («Спать хочется») и Ваньке Жукову, который с такой не­ детской горестью Писал «на деревню дедушке» о своей многотрудной жизни в учении у сапожника. В смешных " ил и юмористи­ ческих р ассказах А. П. Чехо­ ва юмор часто перерастал в сатиру: от осмеяния отдель­ ных фактов частной жизни писатель шел к беспощадному обличению уродства общест­ венных и социальных отноше­ ний в царской России. А. П. Чехов выступил продолжате­ лем лучших сатирических тра­ диций Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мелочи жизни в его произведениях приобретали значение страш ­ ного и ..справедливого упрека обществу. Великая сила та­ ланта.. писателя состояла в том, что он никогда ничего не выдумывал, а писал о том, что действительно было в жизни. Чеховские рассказы невели­ ки по размеру, кратки и л а ­ коничны. Но в них, по метко­ му замечанию Горького «содер­ жания гораздо больше, чем слов». Эта краткость формы при глубине содержания до­ сти галась умением в несколь­ ких словах, предельно выра­ зительных,. запечатлеть®; лич­ ность или картину жизни. ЧЕХОВ В С И Б И РИ „... к а ч а я п олная , ум н а я и смелая жизнь о с вет ит эти б е р е га '1 (А II. ЧИХОВ ) . Рис. В. Жаринова. Чехов, по воспоминаниям современников, любил строить, разводить сады , украшать землю; чувствовал поэзию труда. Известно, что он чрез­ вычайно много делал для на­ рода не только как писатель, но и как врач и общественный деятель. Он строил больницы и школы, принимал активное участие в борьбе с эпидемия­ ми, которые постоянно обру­ шивались на народ, боролся с голодом. И как писатель, и как ч е­ ловек, Антон Павлович был величайшим гуманистом. И он сам и герои его произведе­ ний мечтают о лучшей жиз­ ни, когда каждый будет тру­ диться, когда вся Россия станет вишневым садом, ког­ да счастье улыбнется людям. Ноты бодрости, любви к жи з­ ни, к человеку постоянно зву­ чали в произведениях писа­ теля. Поездка на Сахалин, где писатель в страшной жизни каторжников и ссыльных уви­ дел все ужасы и несправед­ ливости царизма, привела его не только к созданию обвини­ Дом в Таганроге, где родился А. П. Чехов. Ныне дом-музей А. П. Чехова. Фотохроника ТА СС — *■ ф -Ф- Ф ♦ 4 Т о л с той . (снимок 1902—1904 г.г.) Фотохроника ТА СС Фотохроника ТА СС. тельного приговора самодер­ жавию, но и к убеждению, что «в России все необыкновенно талантливо, даровито и инте­ ресно». «На Е аисее... жизнь началась стоном,—писал Ан­ тон Павлович, — а кончится удалью, к а к а я нам и во сне не снилась... к ак ая полная, умная и смелая жизнь осве­ тит со временем эти берега!». А. П. Чехов не был борцом- революционером, но в своих р ассказах и пьесах он звал лю­ дей покончить с жизнью бес­ плодной, бесцельной и серой, создать жизнь новую, яркую, умную, освещенную со зид а­ тельным трудом. Он боролся за будущее, указы вая на не­ возможность и неестествен­ ность современных ему обще­ ственных отношений. Чехов любил Родину, любил русско­ го человека, верил в него. А. М. Горький называл А. П. Чехова одним из лучших дру­ зей России— другом умным, беспристрастным, * правдивым: «...Россия... долго не забудет его, долго будет учиться по­ нимать жизнь по его писани­ ям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам , пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и со­ страданием к людям...». Произведения А. П. Чехова и сегодня учат нас быть б е з­ упречными . в делах и поступ- , быть духовно краси­ выми людьми. Они обла­ гораживающе действуют на современноголитателя, сохра­ няя- свое огромное познава­ тельное значение. Н. Петрова, кандидат филологических наук. «Л ен и н с к и й п ут ы 29 я н в а р я 1960 года 3 <5Тр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz