Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

►ж ИССКУСТВО Палеха широко известно во всем мире. Различные пред­ меты, например шкатул­ ки работы палешан, воспринимаются как своего рода драгоценности, как самоцве­ ты. Их желают иметь в каждом доме как лучшее украшение. А зарубежные гости обязательно увозят с собой на память о замечательном самобытном русском искус­ стве изделия Палеха. Что же это за искусство Палеха? С искусством Палеха хорошо знакомит выпущенный издательством «Советский художник» альбом «Искусство советского Палеха», в который вошли монографичес­ кий очерк Н. Соболевского и 40 цветных и тоновых репродукций на отдельных ли­ стах. Искусство Палеха получило свое имя от названия поселка в Ивановской области, где в XVI веке зародилось искусство древ­ нерусской живописи. Естественно, что в те времена палешане проявляли свое ху­ дожественное дарование в иконописи. По­ степенно развиваясь, Палех в XVIII веке поднялся до уровня большого самостоя­ тельного искусства, создав особый «Палех­ ский стиль». Основной чертой искусства Палеха всегда было жизнелюбие, восхи­ щение перед красотой мира. В XIX веке с развитием капитализма иконопись как искусство пережила кризис и упадок. Коммерция, жажда наживы пре­ вратили мастера-художника в простого ре­ месленника. Хозяевам не выгодно было, чтобы он писал икону целиком. Процесс производства был расчленен на отдельные операции—появились «знаменщики», «лич­ инки», «доличники». угасало творческое на­ чало, некогда существовавшее в иконо­ писи. Великая Октябрьская социалистическая революция, принесшая освобождение всему народу от капиталистического рабства, по-' дожила начало новому расцвету искусст­ ва. Ожили и палешане, почувствовавшие новый прилив творческих сил. Бывшие ико­ нописцы решили отдать свой талант делу украшения быта советских людей. Вновь засверкали народные таланты, глотнувшие свежего воздуха революции. Про новые ра­ боты палехских художников А. М. Горь­ кий сказал, что это «одно из маленьких чудес, созданных революцией». Уже в 1923 году лучшие мастера Пале­ ха приняли участие в первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Тогда впервые народ узнал имена замечатель­ ных мастеров-миниатюристов И. Бакано- ва, И. Голикова, А. Котухина. И. Марки- чева. А в следующем, 1924 году палешане с большим успехом выступали на выставке в Венеции. Когда в 30-х годах издательст­ во «Академия» предприняло иллюстриро­ ванное издание выдающегося памятника древнерусской литературы XII века «Сло- Альбом „Искусство советского Палеха" во о полку Игореве». А. М. Горький, про­ явивший большой интерес к этой работе, посоветовал привлечь к оформлению книги одного из лучших мастеров Палеха. «Та­ ким «одним» и самым талантливым,—ука­ зывал Горький,—‘является Иван Иванович Голикбв. Талантливость его признана всеми мастерами Палеха. Его рабо-5 та придала бы оформлению книги художественное единство». И действитель­ но. новое издание «Слово о полку Игоре­ ве» благодаря иллюстрации палешанина И. И. Голикова стало выдающимся собы­ тием в искусстве книги. Бывшие иконописцы создали в родном поселке, где в каждом доме жил дух ис­ кусства древнего Палеха, артель худож­ ников, которой молодое Советское госу­ дарство оказало -большую поддержку. Освободившись от оков религиозной «живописи», палешане начали новую жизнь, используя многовековой опыт из­ любленной «палехской» техники живописи. Они обратились к декоративной росписи предметов быта. Им пришлось много по­ работать над приспособлением иконопис­ ной техники к лаковым изделиям, которые требовали гладкой и ровной поверхности. Палешан вдохновляла возможность выр­ ваться из узких и мертвых рамок религи­ озных сюжетов на простор живой жизни. Для создания своих произведений они ис­ пользуют разнообразные сюжеты из рус­ ских народных песен, сказок, былин, обра­ зы классической и современной литера­ туры, исторические мотивы, вплоть до ото­ бражения революционных событий Так создался новый стиль Палеха, стиль советского Палеха, основанный на изучении и глубокой переработке класси­ ческого наследия древнерусской живописи. За годы Советской’ власти маленькая артель выросла в мощную организацию ху­ дожников. выпустившую огромное коли­ чество замечательных произведений искус­ ства. Работы художников Палеха экспо­ нировались более чем на 50 выставках, з том числе.на всемирных и международных выставках в Париже, Милане, Праге. Ве­ не. Пекине, Токио, Джакарте и других городах. Альбом «Палех» принадлежит к таким изданиям, которые выпускаются редко, один раз в десятилетие, а через короткое время становится библиографической ред­ костью. До революции такие уникальные произведения печати издавались малень­ кими тиражами 1—2 тыс. экз.. и лишь из­ дательство «Советский художник», ориен- тируещееся на массового читателя, издало «Палех» тиражом в 25 тыс. экземпляров. «Палех» является подарочным изданием.. На Лейпцигской выставке книги альбом получил золотую медаль. Над его полигра- ; фцческим оформлением работали пред- I приятия «Гознака» и издательства «Со- 1 детский художник». В результате твор- | ческого содружества художников и поли'- | графистов получился великолепный пода- < ■.рок всем, кто любит наше родное искус- ] ство. Газета «Советская культура» в но- : мере от 7 мая 1959 года дала такую оцен- « ку альбому «Палех»; «Издатели исполь- | зоваяи все достижения современной тех- < ники репродуцирования и создали под- ] линный шедевр полиграфии». < Альбом мок'ет стать принадлежностью | читальни, клуба, семьи. Из него легко со- } ставить хорошую выставку, стенд в щко. { ле, в фойе-театра, дворца культуры. Он 2 является прекрасным наглядным пособием « для преподавателей й слушателей уни- « верситетов культуры. ] Назовем некоторые из представленных в: А альбоме работ: «Сказка о золотом •но- I тушке», «Царь Салтан», «Конек-Горбунок». | «Старуха Изергиль». «Степан Разин»,:, « «Слово о полку Игореве», «Песнь про куп- « ка Калашникова». «Встреча, Героев Социа- 2 листического Труда», «Ревизор», «Сталин- ♦ град». «Князь Игорь», «Каменный цветок», « «Кому на Руси ,жить хорошо», «Женитьба $ Фигаро» и многие другие. | Работы Палеха являются лучшим под- $ тйерждением слов, сказанных-В, И, Ле- $ ниным 37 лет назад о том, что в. сои,пали- { стическом государстве «каждый худож- X ник... имеет право творить свободно, со- | гласно своему идеалу», творить для наро- ♦ Да. для самых широких трудящихся масс.’ ♦ Альбом «Палех» может быть выписан ? непосредственно „из издательства «Совет. | ский художник» по адресу: Москва, Д-167, ^ 2-я Аэропортовская ул., д. 17 /, 19. Л е н и н г р а д . Н овый ат ом ны й р еа кт о р , по­ ст ро ен ны й в Ф и зи ко-т ехн ич еском ин ст и ­ т ут е А к а д ем и и н а у к СССР . Этот и ссл е­ до ват ельский водо-водяной р е а кт о р имеет н ом и н а л ьн ую мощность ю ты сяч киловатт с инт ен си вност ью п от ока н ейт рон о в ю в ч еты рнадцат ой ст еп ен и н а квадрат ны й сант им ет р в с е к у н д у . Фото В. Федосеева. Ф от охроника ТАСС. ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖИЗНИ Тоска по прошлому Такая тоска мучительно обуя- вавой расправы английских войск ла Уильяма Генри Чемберлина над Грецией. С наслаждением Германская Демократическая Республика. В государственном лесном хозяйстве в Бельциге че­ тыре года назад была создана ферма по разведению нутрий. Сейчас здесь на площади в 20 гектаров размещены 1200 зверь­ ков. Шкурки нутрий в основном идут на экспорт. На снимке: на звероферме. КОРОТКО По сообщению индонезийского агентства АНТАРА 150 мятеж­ ников сдались командующему Молуккским округом полковнику Герману Питерсу. Агентство зая­ вило, что в их числе 120 мятеж­ ников организации «Перместа» и 30 мятежников самозванной «рес­ публики Южно-Молуккских ос­ тровов». которые сдались прави­ тельственным войскам на остро­ ве Хальманера (Молуккские ос­ трова). из нью-йоркской газеты «Уолл­ стрит джорнэл». Статья Чембер­ лина в номере от 26 августа 1960 года посвящена современ­ ному положению в Латинской Америке; но она полна видений шалея бы своими войсками»... Вывод Чемб,ерлина очень про­ стой: Белому дому надо сейчас действовать против Кубы так же решительно. Правда, даже «Уолл-стрит джорнэл» понимает, что «вре­ мена изменились, и правительет- воздер- может жавшись от прямого, военного вспоминает Чемберлин,тогдашние слова Пальмерстона: «так же, как римлянин в древнце времена считал, что его нельзя унизить, если он может сказать «я рим­ ский гражданин», так же и ан- прошлого.^ Как хорошо и удобно глийский подданный, в какой бы во поступило разумно» было действовать правителям стране он ни находился, о ет ав сь от пря ого ’ сис1ШШи Англии сто лет назад. Как хоро- быть уверен в том, что наблюда- вмешательства. Но все ж;е газе- шо и удооно было действовать тельное око и сильная рука та требует действовать энергич- правителям Соединенных Штатов Англии поддержат его...». цее, чтобы задушить и народ Ку- пятьдесят лет назад. А вот те- фак де1-|С.тчоваЛа днглия в XIX бы и народ любой другой страны перь, когда — по словам газеты „„„„ ц , ,, „ -«Соединенные Штаты во мно- ^ Н«н<ем ^ *Уже, по мнению На защиту таких требовании гих отношениях унаследовали ! Т ; ! ТРИТ: ЛЖТ ,Г Л>>’ П°СТУ11'‘' ЧеМ'1ерЛИИ “ вызывает власть и престиж, которыми у у Соединешше Штаты в ф™ е теиь лорда Пальмерстона, заяв- пользовалась Англия в XIX ве- р веКа> при презвденте ТеоД°ре ляя: «Пальмерстон, несомненно, ке» - в Вашингтоне не м о г у т Рузвельте, авторе «политики поддержал бы эту идею, если бы п ’_. . . у большой дубинки». И если бы выбор пришлось делать ему» проявить «те качества, которые „ „ ,г йт , п „ „„ , в тогда,— пишет газета, — Сцеди- Что ж, в этом отношении Чем- Оыли характерны для Англии в ш ' , Т1 перио. ее величия» ненные Штаты столкнулись хотя берлин, возможно, и прав. Но, бы с десятой долей тех неприят- преуспел бы в таком занятии Глазам ^Ч,емберлина предстает ноет,ей, которые доставила аме- воскрешенный лорд Пальмерстон величавый лорд Пальмерстон, риканеким монополиям нынешняя отнюдь не больше, чем его ду- выступающий в палате общин революция на Кубе, то давно ховные наследники из Вашингто- более ста лет назад, после кро- «Теодор Рузвельт, вероятно, вме- на. ТАИЛАН Д В е л о р и кш а под считы вает свой дн евн ой з а ­ р а б от о к . Ф ото В. В о л о ди н а Ф от о х р он и к а ТАСС . В джунглях Лаоса В Лаосе в результате государ­ ственного переворота, совершен­ ного 9 августа капитаном па­ рашютных войск. Конг Ле, к власти пришло правительство принца Суванна Фума. Принц Суванна Фума предло­ жил начать переговоры о прекра­ щении братоубийственной войны патриотическому движению Па- тет-Лао, которое в годы правле­ ния прозападных лаосских реак- - пионеров цело партизанскую вой­ ну и до сих пор находится в джунглях, В то же время в новом пра­ вительстве пост вице-премьера и -министра внутренних дел за­ нял генерал Фуми Носаван, яв­ лявшийся до переворота минист­ ром обороны. Клика генерала Но- савана развернула активную дея­ тельность против сторонников независимой политики Лаоса, создав так называемый «комитет контрпереворота. В этих условиях партия Нео Лао Хак Сат потребовала от премьер-министра Суванна Фума последовательных действий. В то время как правительство Суванна Фумы проявляло нере­ шительность, в стране активизи­ ровались ультрареакционные си­ лы. Обстановка в Лаосе обостри­ лась. В связи с мятежом в стране об’явлено чрезвычайное положение. Премьер-министр Су­ ванна Фума поручил командую­ щему вооруженными силами страны генералу Оану Ратикону восстановить закон и порядок. Лаосский народ вынужден отби­ вать очередную атаку американ­ ского империализма. Редактор Е. Г. ЛЕГАНЦ0ВА. ч. Яковлев Николай Митрофано­ вич, проживающий с. Соловые. Чаплыгинского района, Липецкой области возбуждает дело о рас­ торжении брака с Яковлевой Марией Егоровной, проживающей Московская область, Красногор­ ский район, ст. Павшино. завод СГШ. дом №*3, кв. № з. Дело будет слушаться в народ­ ном суде Его участка Чаплыгин- ского района._____ АДРЕС РЕДАКЦИИ: г, Чаплыгин, Липецкой обл,, ул. Кирова, д. Мг 35. Телефоны: редактора— 1— 74, зам, редактора и отв. секретаря — 46, общий Типография Чаплыгинского района. Липецкой области. гт~ Заказ № 1688. Тираж 3100 акз. 93.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz