Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)
►ж ИССКУСТВО Палеха широко известно во всем мире. Различные пред меты, например шкатул ки работы палешан, воспринимаются как своего рода драгоценности, как самоцве ты. Их желают иметь в каждом доме как лучшее украшение. А зарубежные гости обязательно увозят с собой на память о замечательном самобытном русском искус стве изделия Палеха. Что же это за искусство Палеха? С искусством Палеха хорошо знакомит выпущенный издательством «Советский художник» альбом «Искусство советского Палеха», в который вошли монографичес кий очерк Н. Соболевского и 40 цветных и тоновых репродукций на отдельных ли стах. Искусство Палеха получило свое имя от названия поселка в Ивановской области, где в XVI веке зародилось искусство древ нерусской живописи. Естественно, что в те времена палешане проявляли свое ху дожественное дарование в иконописи. По степенно развиваясь, Палех в XVIII веке поднялся до уровня большого самостоя тельного искусства, создав особый «Палех ский стиль». Основной чертой искусства Палеха всегда было жизнелюбие, восхи щение перед красотой мира. В XIX веке с развитием капитализма иконопись как искусство пережила кризис и упадок. Коммерция, жажда наживы пре вратили мастера-художника в простого ре месленника. Хозяевам не выгодно было, чтобы он писал икону целиком. Процесс производства был расчленен на отдельные операции—появились «знаменщики», «лич инки», «доличники». угасало творческое на чало, некогда существовавшее в иконо писи. Великая Октябрьская социалистическая революция, принесшая освобождение всему народу от капиталистического рабства, по-' дожила начало новому расцвету искусст ва. Ожили и палешане, почувствовавшие новый прилив творческих сил. Бывшие ико нописцы решили отдать свой талант делу украшения быта советских людей. Вновь засверкали народные таланты, глотнувшие свежего воздуха революции. Про новые ра боты палехских художников А. М. Горь кий сказал, что это «одно из маленьких чудес, созданных революцией». Уже в 1923 году лучшие мастера Пале ха приняли участие в первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Тогда впервые народ узнал имена замечатель ных мастеров-миниатюристов И. Бакано- ва, И. Голикова, А. Котухина. И. Марки- чева. А в следующем, 1924 году палешане с большим успехом выступали на выставке в Венеции. Когда в 30-х годах издательст во «Академия» предприняло иллюстриро ванное издание выдающегося памятника древнерусской литературы XII века «Сло- Альбом „Искусство советского Палеха" во о полку Игореве». А. М. Горький, про явивший большой интерес к этой работе, посоветовал привлечь к оформлению книги одного из лучших мастеров Палеха. «Та ким «одним» и самым талантливым,—ука зывал Горький,—‘является Иван Иванович Голикбв. Талантливость его признана всеми мастерами Палеха. Его рабо-5 та придала бы оформлению книги художественное единство». И действитель но. новое издание «Слово о полку Игоре ве» благодаря иллюстрации палешанина И. И. Голикова стало выдающимся собы тием в искусстве книги. Бывшие иконописцы создали в родном поселке, где в каждом доме жил дух ис кусства древнего Палеха, артель худож ников, которой молодое Советское госу дарство оказало -большую поддержку. Освободившись от оков религиозной «живописи», палешане начали новую жизнь, используя многовековой опыт из любленной «палехской» техники живописи. Они обратились к декоративной росписи предметов быта. Им пришлось много по работать над приспособлением иконопис ной техники к лаковым изделиям, которые требовали гладкой и ровной поверхности. Палешан вдохновляла возможность выр ваться из узких и мертвых рамок религи озных сюжетов на простор живой жизни. Для создания своих произведений они ис пользуют разнообразные сюжеты из рус ских народных песен, сказок, былин, обра зы классической и современной литера туры, исторические мотивы, вплоть до ото бражения революционных событий Так создался новый стиль Палеха, стиль советского Палеха, основанный на изучении и глубокой переработке класси ческого наследия древнерусской живописи. За годы Советской’ власти маленькая артель выросла в мощную организацию ху дожников. выпустившую огромное коли чество замечательных произведений искус ства. Работы художников Палеха экспо нировались более чем на 50 выставках, з том числе.на всемирных и международных выставках в Париже, Милане, Праге. Ве не. Пекине, Токио, Джакарте и других городах. Альбом «Палех» принадлежит к таким изданиям, которые выпускаются редко, один раз в десятилетие, а через короткое время становится библиографической ред костью. До революции такие уникальные произведения печати издавались малень кими тиражами 1—2 тыс. экз.. и лишь из дательство «Советский художник», ориен- тируещееся на массового читателя, издало «Палех» тиражом в 25 тыс. экземпляров. «Палех» является подарочным изданием.. На Лейпцигской выставке книги альбом получил золотую медаль. Над его полигра- ; фцческим оформлением работали пред- I приятия «Гознака» и издательства «Со- 1 детский художник». В результате твор- | ческого содружества художников и поли'- | графистов получился великолепный пода- < ■.рок всем, кто любит наше родное искус- ] ство. Газета «Советская культура» в но- : мере от 7 мая 1959 года дала такую оцен- « ку альбому «Палех»; «Издатели исполь- | зоваяи все достижения современной тех- < ники репродуцирования и создали под- ] линный шедевр полиграфии». < Альбом мок'ет стать принадлежностью | читальни, клуба, семьи. Из него легко со- } ставить хорошую выставку, стенд в щко. { ле, в фойе-театра, дворца культуры. Он 2 является прекрасным наглядным пособием « для преподавателей й слушателей уни- « верситетов культуры. ] Назовем некоторые из представленных в: А альбоме работ: «Сказка о золотом •но- I тушке», «Царь Салтан», «Конек-Горбунок». | «Старуха Изергиль». «Степан Разин»,:, « «Слово о полку Игореве», «Песнь про куп- « ка Калашникова». «Встреча, Героев Социа- 2 листического Труда», «Ревизор», «Сталин- ♦ град». «Князь Игорь», «Каменный цветок», « «Кому на Руси ,жить хорошо», «Женитьба $ Фигаро» и многие другие. | Работы Палеха являются лучшим под- $ тйерждением слов, сказанных-В, И, Ле- $ ниным 37 лет назад о том, что в. сои,пали- { стическом государстве «каждый худож- X ник... имеет право творить свободно, со- | гласно своему идеалу», творить для наро- ♦ Да. для самых широких трудящихся масс.’ ♦ Альбом «Палех» может быть выписан ? непосредственно „из издательства «Совет. | ский художник» по адресу: Москва, Д-167, ^ 2-я Аэропортовская ул., д. 17 /, 19. Л е н и н г р а д . Н овый ат ом ны й р еа кт о р , по ст ро ен ны й в Ф и зи ко-т ехн ич еском ин ст и т ут е А к а д ем и и н а у к СССР . Этот и ссл е до ват ельский водо-водяной р е а кт о р имеет н ом и н а л ьн ую мощность ю ты сяч киловатт с инт ен си вност ью п от ока н ейт рон о в ю в ч еты рнадцат ой ст еп ен и н а квадрат ны й сант им ет р в с е к у н д у . Фото В. Федосеева. Ф от охроника ТАСС. ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖИЗНИ Тоска по прошлому Такая тоска мучительно обуя- вавой расправы английских войск ла Уильяма Генри Чемберлина над Грецией. С наслаждением Германская Демократическая Республика. В государственном лесном хозяйстве в Бельциге че тыре года назад была создана ферма по разведению нутрий. Сейчас здесь на площади в 20 гектаров размещены 1200 зверь ков. Шкурки нутрий в основном идут на экспорт. На снимке: на звероферме. КОРОТКО По сообщению индонезийского агентства АНТАРА 150 мятеж ников сдались командующему Молуккским округом полковнику Герману Питерсу. Агентство зая вило, что в их числе 120 мятеж ников организации «Перместа» и 30 мятежников самозванной «рес публики Южно-Молуккских ос тровов». которые сдались прави тельственным войскам на остро ве Хальманера (Молуккские ос трова). из нью-йоркской газеты «Уолл стрит джорнэл». Статья Чембер лина в номере от 26 августа 1960 года посвящена современ ному положению в Латинской Америке; но она полна видений шалея бы своими войсками»... Вывод Чемб,ерлина очень про стой: Белому дому надо сейчас действовать против Кубы так же решительно. Правда, даже «Уолл-стрит джорнэл» понимает, что «вре мена изменились, и правительет- воздер- может жавшись от прямого, военного вспоминает Чемберлин,тогдашние слова Пальмерстона: «так же, как римлянин в древнце времена считал, что его нельзя унизить, если он может сказать «я рим ский гражданин», так же и ан- прошлого.^ Как хорошо и удобно глийский подданный, в какой бы во поступило разумно» было действовать правителям стране он ни находился, о ет ав сь от пря ого ’ сис1ШШи Англии сто лет назад. Как хоро- быть уверен в том, что наблюда- вмешательства. Но все ж;е газе- шо и удооно было действовать тельное око и сильная рука та требует действовать энергич- правителям Соединенных Штатов Англии поддержат его...». цее, чтобы задушить и народ Ку- пятьдесят лет назад. А вот те- фак де1-|С.тчоваЛа днглия в XIX бы и народ любой другой страны перь, когда — по словам газеты „„„„ ц , ,, „ -«Соединенные Штаты во мно- ^ Н«н<ем ^ *Уже, по мнению На защиту таких требовании гих отношениях унаследовали ! Т ; ! ТРИТ: ЛЖТ ,Г Л>>’ П°СТУ11'‘' ЧеМ'1ерЛИИ “ вызывает власть и престиж, которыми у у Соединешше Штаты в ф™ е теиь лорда Пальмерстона, заяв- пользовалась Англия в XIX ве- р веКа> при презвденте ТеоД°ре ляя: «Пальмерстон, несомненно, ке» - в Вашингтоне не м о г у т Рузвельте, авторе «политики поддержал бы эту идею, если бы п ’_. . . у большой дубинки». И если бы выбор пришлось делать ему» проявить «те качества, которые „ „ ,г йт , п „ „„ , в тогда,— пишет газета, — Сцеди- Что ж, в этом отношении Чем- Оыли характерны для Англии в ш ' , Т1 перио. ее величия» ненные Штаты столкнулись хотя берлин, возможно, и прав. Но, бы с десятой долей тех неприят- преуспел бы в таком занятии Глазам ^Ч,емберлина предстает ноет,ей, которые доставила аме- воскрешенный лорд Пальмерстон величавый лорд Пальмерстон, риканеким монополиям нынешняя отнюдь не больше, чем его ду- выступающий в палате общин революция на Кубе, то давно ховные наследники из Вашингто- более ста лет назад, после кро- «Теодор Рузвельт, вероятно, вме- на. ТАИЛАН Д В е л о р и кш а под считы вает свой дн евн ой з а р а б от о к . Ф ото В. В о л о ди н а Ф от о х р он и к а ТАСС . В джунглях Лаоса В Лаосе в результате государ ственного переворота, совершен ного 9 августа капитаном па рашютных войск. Конг Ле, к власти пришло правительство принца Суванна Фума. Принц Суванна Фума предло жил начать переговоры о прекра щении братоубийственной войны патриотическому движению Па- тет-Лао, которое в годы правле ния прозападных лаосских реак- - пионеров цело партизанскую вой ну и до сих пор находится в джунглях, В то же время в новом пра вительстве пост вице-премьера и -министра внутренних дел за нял генерал Фуми Носаван, яв лявшийся до переворота минист ром обороны. Клика генерала Но- савана развернула активную дея тельность против сторонников независимой политики Лаоса, создав так называемый «комитет контрпереворота. В этих условиях партия Нео Лао Хак Сат потребовала от премьер-министра Суванна Фума последовательных действий. В то время как правительство Суванна Фумы проявляло нере шительность, в стране активизи ровались ультрареакционные си лы. Обстановка в Лаосе обостри лась. В связи с мятежом в стране об’явлено чрезвычайное положение. Премьер-министр Су ванна Фума поручил командую щему вооруженными силами страны генералу Оану Ратикону восстановить закон и порядок. Лаосский народ вынужден отби вать очередную атаку американ ского империализма. Редактор Е. Г. ЛЕГАНЦ0ВА. ч. Яковлев Николай Митрофано вич, проживающий с. Соловые. Чаплыгинского района, Липецкой области возбуждает дело о рас торжении брака с Яковлевой Марией Егоровной, проживающей Московская область, Красногор ский район, ст. Павшино. завод СГШ. дом №*3, кв. № з. Дело будет слушаться в народ ном суде Его участка Чаплыгин- ского района._____ АДРЕС РЕДАКЦИИ: г, Чаплыгин, Липецкой обл,, ул. Кирова, д. Мг 35. Телефоны: редактора— 1— 74, зам, редактора и отв. секретаря — 46, общий Типография Чаплыгинского района. Липецкой области. гт~ Заказ № 1688. Тираж 3100 акз. 93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz