Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)

В О ТРОГАХ КУРАМЫ УЗБЕКСКАЯ ССР, В ста да—нашесть месяцев рань- километрах от Ташкента ше срока, у подножия Кураминского Стройка в отрогах Ку хребта ученые обнаружи- рамы об'явлена ударной ли месторождения извест- комсомольской, няков. Несколько месяцев Молодые патриоты с назад в поселке Ахан Га- честью держат свое слово. К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого р а к началось сооружение цементного завода, кото­ рый будет самым круп ­ ным в Средней Азии. На стройку семилет ­ ки прибыло много мо­ лодежи из различных районов страны, в том числе демобилизованные воины Коллектив строи­ телей принял обязат ель­ ство сдать в эксплуатацию первую очередь завода во втором кварт але 1961 го- Шж Они досрочно установили железобетонные опоры вращающихся печей. Все строительные работы ве­ дутся с опережением гра ­ фика Одной из лучших. на строительстве Ахин-Га- ранского цементного заво­ да является комсомоль­ ско-молодежная бригада, которой руководит П А. Орел. Ежемесячно она пе­ ревыполняет задание в полтора—два р а за На снимке: бригадир Петр Орел Фото Г. Пуна. Фотохроника ТАСС ЭТА святыня обязана своим сохранением Иль­ ичу. Умер Толстой-. И дом, где «великий писа­ тель земли русской» прожил 19 зим, продан московской управе. Сжигается забор, разбираются по­ стройки. Разрушение, ветхость.. Ленин в напряженные, послерево­ люционные дни нашел время и «посетил.—вспоминает Бонч-Бруе­ вич, —московский дом Толстого в Хамовниках (сейчас улица Льва Толстого) и все тщательно осмотрев, потребовал:*... в доме все сохранить по-прежнему. Мас­ сы должны знать, как жил Лев Николаевич». Весь мир готовится отметить 50-летие со дня смерти русского гения. До юбилея еще далеко, а поток посетителей в дом с каж­ дым днем нарастает. Здесь каж­ дый экспонат рассказывает о Толстом. В тенистом саду беседка с ко­ лоннами. В ней Л. Н. Толстой чи­ тал корректуру «Воскресенье». Проходя переднюю, вспомина­ ешь письмо В. В. Стасова брату: «Никакой прислуги, ни малейшей, не было в передней, да и не нуж- Д ом в Х ам овниках но... Дверь на улицу весь день открыта, и всякий приходит и уходит, когда хочет». Ясеневая вешалка так и хочет сказать вам, что Толстой никому не позволял подавать себе паль­ то. В большой столовой, где за обедом русского графа никогда не было вина и всегда было много гостей, рядом с большой миской для общего супа стоит маленькая —для вегетарианского: сам Лев Николаевич не ел мяса. Живя в Москве. Толстой думал о русском мужике. И «Деревен­ ский календарь» в спальне писа­ теля как бы напоминает об этом. 60-летним стариком Толстой три­ жды ходил отсюда за двести с лишним верст в свою Ясную По­ ляну, ночуя по дороге у мужиков. В доме все поражает простотой. И только комната дочери—худо­ жницы Татьяны Львовны—насто­ ящая' картинная галерея. Кроме картин, в этой комнате имеется бюст Толстого, слепленный П. Трубецким в 1908 году. На столе ждое свое выступление против мира со­ провождает ссылками на бога. На испове­ ди у папы римского последователь крова­ вого фюрера—Аденауэр заявил, что гер­ манские солдаты —это «солдаты бога» и им-де надлежит выполнить миссию бас­ тиона против коммунизма. Поучая, что «все люди братья», призы­ вая к классовому миру, религия одновре­ менно узаконивает разбой, ненависть к че­ ловеку, освящает глумления над людьми. В этом особенно ярко проявляются ханжс- БЕСЕДЫ НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ О „нравственных1* поучениях религии На протяжении многих веков церковь настойчиво пропагандирует религиозную мораль, уверяя отсталых людей в ее божественном происхождении. Даже в на­ ши дни церковники и сектантские пропо­ ведники внушают верующим людям, будто религия—вечная основа нравственности и без нее не может быть никакой морали. Что же скрывается за нравственными поучениями религии? Прежде всего бро­ сается в глаза их ярко выраженный клас­ совый характер. Во все времена религиоз­ ная нравственность защищала все, что вы­ годно угнетателям, и оправдывала нужду и лишения для бедных. Религия призывает своих последовате­ лей пребывать в смирении и терпении, любить ближнего. Евангелие учит: «Люби­ те врагов ваших, благославляйте прокли­ нающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гоня­ щих вас». Проповедь «смирения», «терпе­ ния» и «непротивления злу насилием» всегда служила, а за рубежом и в наше время служит интересам , эксплуататоров, она направлена против трудящихся, про­ тив их борьбы за лучшую жизнь. Никакие заповеди не сдерживали зверств господствующих классов, когда революци­ онная борьба угнетенных угрожала их вла­ сти,. В союзе с церковью угнетатели при­ думали «священную инквизицию», сжига­ ли на кострах невинных, но смелых духом людей. С крестом и молитвой подавлялись восстания крестьян, веривших в бога. Гнусную роль сыграла религия в угоду царизму и буржуазии, когда наш народ бо­ ролся за свое освобождение, за свободу. Именем бога враги трудящихся всегда прикрывали и продолжают маскировать те­ перь самые грязные преступления. «С на­ ми бог»—эти слова были начертаны на пряжках ремней фашистских палачей, убивавших в годы войны многие тысячи невинных стариков, женщин и детей. Не помешали «нравственные наставления» ре- •лигии и бывшему американскому президен­ ту Трумэну отдать преступный приказ сбросить атомные бомбы на японские го­ рода Хиросима и Нагасаки. Эйзенхауэр ка- етво и лицемерие, античеловеческая сущ­ ность религиозной морали. С точки зрения любой религии, жизнь есть «суета сует», «прах», «тлен». Про­ поведь презрения к земной жизни, ко все­ му «мирскому» преследует цель убить в людях их человеческое достоинство. Рели­ гия твердит: человек—«существо грехов­ ное», «раб божий», «червь земной». Цер­ ковь всячески стремилась и стремит­ ся держать человека во мраке тьмы и не­ вежества. Недаром попы превозносят «ни­ щих духом» людей. Мораль, прославляющая «нищих ду­ хом», «плачущих», проповедующая нена­ висть к людям и самоунижение,—это мо­ раль эксплуататорского общества. По этому поводу В. И. Ленин писал: «Религия есть опиум народа. Религия—род духовной си­ вухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (Соч., т. 10, стр. 66). В противоположность религиозной мора­ ли коммунистическая мораль пробуждает все лучшее, что есть в человеке: его спо­ собность к созидательному труду, мысль и волю, воспитывает в нем сознательное и активное отношение к жизни, к обществен­ ным интересам, «Самое дорогое у челове­ ка—это жизнь.—проникновенно писал Николай Островский,—Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за под. ленькое и мелочное прошлое, и чтобы уми­ рая, смог сказать; «вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в ми­ ре—борьбе за освобождение человечества». Религия смотрит на труд как на наказа­ ние божье. По религиозному сказанию, созданные богом Адам и Ева жили в раю, ничего не делая. Но когда они согрешили, рассерженный «творец» проклял их и при­ говорил к пожизненному труду. Причем бог проклял не только людей, но и землю, которая ничего не должна была родить, кроме сорной травы. Но вопреки прокля­ тию бога, человек своим трудом преобра­ зил землю, пробился к свету сквозь все препятствия, построил социализм и идет к коммунизму. Социалистическое общество окружило людей тРУДа почетом и всеобщим признанием. Самый уважаемый человек в нашей стране—Герой Социалистического Труда. Известно, что религия считает женщину виновницей всех бед на земле. Она смот­ рит на нее как на низшее существо. Чего стоят такие, например, наставления еван­ гелия: «Жена да учится в безмолвии со всякой покорностью; а учить жене не по­ зволено...» Высокое назначение женщи­ ны быть матерью религия оскверняла, считала греховным делом. Только при социализме женщина обрела все права человека, стала уважаемым чле­ ном общества: матерью, героем тоуда, но­ сителем передовой культуры и морали. Провозгласив заповедь «не прелюбодей­ ствуй», религия не заботилась о нравст­ венной чистоте в семейных отношениях, не удерживала человека от аморальных поступков. Истинными носителями высокой нравственности в вопросах любви всегда были и есть люди труда—рабочие и кре­ стьяне. Среди же помещиков и капиталис­ тов всегда процветали разврат, ханжество и лицемерие. Сами «святые отцы» не ли­ шены этих отвратительных пороков. Веру­ ющие поклоняются «святому» Аврааму, то­ гда как он, согласно библии, торговал сво­ ей женой, а «святой» Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. 0 лицемерном, ханжеском характере нравственных поучений религии говорят и факты наших дней. Весной этого года вы­ ездная сессия Верховного суда Латвийской ССР рассмотрела дело об убийстве комсо­ молки Бируте Раманаускайте. Убийцей оказался человек в сутане Витаутас Кек- штас. Этот иезуит занимался воровством и развратом. За час до изнасилования и убийства девушки служитель культа и одновременно бандит читал в костеле про­ поведь. В религиозных поучениях о нравствен­ ности нет ничего приемлемого и полезно­ го для человека. И, наоборот, благородные черты советской морали, ее высокий гума­ низм, правдивость и чистота рождены на­ шей действительностью, коммунистической идеологией. Не случайно могучее движе­ ние к коммунизму в нашей стране сопро­ вождается массовым отходом людей от ре­ лигии и церкви. Дружная семья добрых и честных советских людей, их активное участие в творческом коллективном труде на благо Родины формируют и воспитыва­ ют самую справедливую и самую человеч­ ную мораль—мораль коммунизма. П. СУМАРЕВ, —необычная скатерть. Гости—ху­ дожники расписывались на ней мелом, а хозяйка расшивала их автографы шелком. Есть роспись и Льва Николаевича. В простом, лишенном украше­ ний зале—тишина. В этом зале Римский-Корсаков. Рахманинов, Рубинштейн, Аренский, Скрябин! Танеев, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов исполняли свои музыкальные произведения. Льву Николаевичу пел Шаляпин. В за­ ле—рояль. На нем Толстой тай­ ком играл вальс собственного со­ чинения и «Крейцерову сонату». Под роялем ковер—шкура медве--^ дицы, от когтей которой Толстой едва не погиб на охоте в 1858 году. Спас его тверской крестья­ нин Архип Осташков, фотография которого стоит на печке. Толстой поднимался рано, уби­ рал сам свою комнату, брал ко­ лун, колол в сарае дрова, сам разносил их к печам. Затем при­ возил воду в 10-ведерной бочке из колодца на санках или запря­ гал лошадь и ехал за водой к Москве-реке. С 9 утра до 3—4 ча­ сов дня писал. Потом совершал прогулки по городу, занимался сапожным ремеслом. В рабочей комнате—сапожные инструменты Толстого, сапоги, сшитые им. 67-летним Толстой выучился ездить н а . велосипеде, который стоит здесь же. С особенным волнением пере­ ступаешь порог кабинета, в ко­ тором простой ручкой из вишне­ вого дерева Толстым были напи­ саны «Смерть Ивана Ильича»,: «Плоды просвещения», «Власть' тьмы», «Хаджи Мурат», «Воскре­ сение» и другие произведения. О многом могла бы рассказать папка, с которой хозяин ходил на перепись в 1882 году. Изучая жизнь бедноты, он выбрал учас­ ток у Смоленского рынка. «При­ тон самой страшной нищеты и разврата»,— так назвал его Тол­ стой. Из дома в Хамовниках неслось бичующее царскую действитель­ ность слово Толстого, слово, на­ водящее дрожь на сильных мира сего, заставившее Синод отлу­ чить Толстого от церкви. Вот по­ чему за домом был установлен полицейский надзор. Приехав в столицу, каждый стремится узнать, как жил Тол­ стой в Хамовниках. Н. СВЕРЧКОВ. Германская Демократическая Республика. Коллектив металлур­ гического комбината Сталинштад- та стремясь досрочно выполнить задания семилетнего плана, при­ нял решение завершить годовой план к 12 декабря и дополнитель- • но дать стране 35 тысяч тонн чу­ гуна. Благодаря снижению себе­ стоимости будет получена эконо­ мия в сумме 2 миллионов марок. На снимке: члены бригады, об­ служивающей доменную печь 5. Эта бригада—одна из передовых ч на комбинате. Фото Шнайдера. Центральбильд Редактор Е. Г. ЛЕГАНЦ0ВА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Чаплыгин, Липецкой обл., ул. Кирова, д. Ма 25, Телефоны : редактора—1—74, зам. Типография Чаплыгинского района, Липецкой области. редактора и отв. секретаря — 46, общий — 93, Заказ № 1614. Тираж 3100 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz