Ленинский путь. 1960 г. (г. Чаплыгин)
Кос мический богатырь В„т уже который день летает первый в истории человечества советский тяжелый корабль — спутник Земли. Запуск этого спутника — новая блестящая по беда советской науки и техники. Это как бы первая репетиция по лета человека (хотя еще и без человека) в космос. На борту космического корабля была установлена герметическая, то есть наглухо закрытая, каби на весом в 2,5 тонны, предназ наченная для человека. В этой кабине — специальное оборудо вание, которое должно обеспе чить необходимые нормальные условия для жизни и работы пер вых астронавтов в их будущих полетах. Цель запуска космичес кого корабля — проверка работы этого оборудования. Вес корабля-спутника без ра кеты-носителя — свыше четырех с половиной тонн. Это почти вдвое превышает вес самого большого искусственного спут ника Земли, запущенного США. Увеличение веса косми ческого корабля — одна из основных проблем, которые нуж но решить, прежде чем в космос сможет полететь человек. Ведь для того, чтобы человеку прожить в космосе хотя бы несколько су ток, необходимы запас кислорода и аппаратура для его повторного использования. В кабине должны быть запасы воды и пищи, специальные ус тройства для их употребления, потому что когда ракета летит по инерции, все предметы в ней теряют свой вес. В условиях не весомости вода не нальется в стакан, а пищу надо держать, чтобы она не разлеталась по каю те. Чрезвычайно важна и сло жна задача поддержки в кабине температуры в нужных пределах. Ведь только стенка корабля бу дет отделять космонавта от кос мического пространства, имеюще го температуру 273 градуса мо роза. Когда же кабина будет возвращаться на Землю, эта стен ка под действием трения о воз дух нагреется снаружи до очень высокой температуры. Чтобы будущий межпланетный исследователь чувствовал себя в космосе, как дома, необходимо обеспечить абсолютно надежное действие системы терморегулиро вания в кабине. Надо оградить его и от влияния вредных косми ческих излучений. Много разных проблем следует тщательно изу чить до того, как человек напра вится в космср. На борту советского корабля- спутника имеется-тормозная дви гательная установка для сниже ния скорости при спуске с орби ты. Тяга этой установки должна была действовать в направлении, обратном движению. Разумеется, для полного торможения спутни ка и для его благополучной по садки на Землю требуется очень большая энергия. Отработка воз вращения кабины — дело буду щего. Но большие успехи в этом отношении уже сделаны при за пуске высотных ракет. В 1958 году в Советском Союзе удалось о с у щ е с т в и т ь благополучный спуск на Землю животных, под нятых на ракете до высоты в 450 километров. В данном же опыте такая задача не ставилась. Предусматривались лишь по ко манде с Земли спуск корабля и кабины с орбиты и отделение ка бины от корабля. Такая команда была подана 19 мая в 2 часа 52 минуты. Тормоз ное устройство сработало. Герме тическая кабина отделилась от корабля-спутника, при этом си стема стабилизации кабины рабо тала нормально. И только ввиду возникшей в процессе полета не исправности в одном из приборов системы ориентации корабля- спутника направление тяги тор мозной двигательной установки отклонилось от расчетного. В ре зультате скорость корабля не уменьшилась, а увеличилась, и он перешел на более высокую ор биту. Неисправность такого рода не является принципиальным пре пятствием. Главное в том, что вся основная аппаратура, пред назначенная для осуществления спуска, спроектирована правиль но и может обеспечить выполне ние этой задачи. Нормально ра ботали и. системы для поддержа ния в кабине нужной температу ры и состава воздуха, необходи мых для будущего полета чело века. Сведения о работе различ ных сложных автоматических си стем, установленных на корабле, передавались с помощью специ альной телеметрической аппара туры. Очень важно, что старт и по лет мощной ракеты-носителя с высокой точностью по заданной программе обеспечили вывод кос мического корабля на намеченную орбиту. Проверена работа само- ориентирующихся солнечных ба тарей, которые все время на правлены так, чтобы захватить максимально возможное количе ство солнечной энергии, Они преобразуют ее в электричество для питания аппаратуры корабля. Полученные сведения о работе систем и приборов корабля позво ляют перейти к дальнейшим эта пам испытаний по созданию ап парата для выхода человека в просторы Вселенной. Грандиозные работы по освое нию космоса, проводимые Совет ским Союзом в интересах всего человечества, еще раз ярко де монстрируют наши мирные стрем ления. Соединенные Штаты Америки 24 мая тоже запустили очеред ной искусственный спутник Зем ли «Мидас» весом в 2,5 тонны. Но аппаратура этого спутника предназначена для сбора военно разведывательных данных. Сами американцы называют его «Шпи он в небе». В этом названии отражается политика шпионажа и гонки вооружений, которую проводит нынешнее американское правительство. В официальном сообщении США говорится, что «Мидас» «вышел на орбиту», но... неизвестно на какую. Запуск советского космическо го корабля лишний раз убеждает людей всего земного шара в том, какие широкие возможности для развития науки и техники откры вает социалистический строй. В . ДАВЫДОВ, учены й сек ретарь Государствен н ого астроном и ческого и н сти тута им ени Ш тернберга. С о в е т с к а я К а р е л и я 8 июня 1920 года, основываясь на принципах ленинской нацио нальной политики и идя навстре. чу пожеланиям карельского на рода, ВЦИК принял декрет об образовании Карельской Трудо вой Коммуны, предоставивший Карелии автономию в составе РСФСР. Впервые за всю свою многовековую историю карельский народ обрел национальную госу дарственность, которая получила дальнейшее развитие в 1923 году, когда Советское правительство приняло постановление о созда нии Карельской Автономной Со ветской Социалистической Рес публики. За годы Советской власти в ре зультате заботы Коммунистичес кой партии и- Советского прави тельства при братской помощи русского и других народов нашей страны Карелия из «края непу- ганных птиц» превратилась в рес публику с высокоразвитой эконо микой и культурой. Главное бо гатство республики и основа ее экономики — лес. Промышлен ность Карелии дает стране высо кокачественный лес. пиломатериа лы, бумагу, целлюлозу, сборные дома, мебель. Предприятия Ка рельского совнархоза выпускают также аллюминий, трелевочные тракторы, рыбные консервы и много другой продукции. Важней шие отрасли народного хозяйст ва Карельской АССР оснащены самой совершенной техникой. Значительное развитие получило в республике социалистическое сельское хозяйство, растет произ водство молока, мяса, картофеля, овощей и другой сельскохозяйст венной продукции. За годы Советской власти в республике создана широкая сеть учебных и культурно-просвети тельных учреждений, выросли многочисленные кадры нацио нальной интеллигенции, успешно развиваются литература и искус ство. Достижения Советской Каре лии — яркий пример великой си лы и жизненности ленинской на циональной политики Коммуни стической партии и Советского правительства. Широкие перспективы экономи ческого и культурного развития открыл перед Карелией семилет ний план. Бурное развитие полу чают в республике лесохимия, цветная металлургия, тракторо строение, увеличится добыча слю ды и других нерудных ископае мых, резко усилится энергетичес кая база. Воодушевленные историческими решениями XXI съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, трудящиеся Карелии встречают сорокалетие республи ки новыми трудовыми победами, завоеванными в борьбе за досроч ное выполнение семилетнего пла на. — • — ПОПРАВКА В корреспонденции «Порт Игарка», опубликованной в № 67 газеты «Ленинский путь», по вине редакции допущена ошибка. Третий абзац следует читать: «Лица, изъявившие желание по ехать на работу в порт Игарку, получают за счет государства безвозвратное денежное пособие в размере 200 рублей». Германская Демократическая Республика. Семилетний план рес публики предусматривает, увеличение производства газа для нужд в8? народного хозяйства к 1965 году до 5,8 миллиарда кубометров. Для сравнения можно сказать, что в 1954 году производство газа соста вило 2 миллиарда кубометров. Постоянно расширяется сеть газопро. водов. К концу семилетки их будет проложено 4300 километров. Па снимке: канавокопатель советского производства на строи тельстве газопровода Цвикау — Нойхауз. Фото Штиле. Центральбильд. ---------------------- :---------$ я ---------------------------------- На международные темы Экеилибр иети ка Кристмана Терт ера Более 5 тысяч слов произнес Из этого второго «центрально- 27 мая государственный секре- го момента» совершенно ясно, тарь Кристиан Гертер в сенате что полет 1 мая представлял со- США, который начал расследо- бой продуманную провокацион- вание линии поведения аме- ную акцию Вашингтона, имев- р и к а н с к о г о правительства, шую вполне определенную цель: приведшей к срыву со- торпедировать совещ ан и е в вер- вещания на высшем уровне. Ко- хах, нечно, положение главы дипло- Так это и было понято члена- матического ведомства, несущего ми сенатской комиссии по иност- пряыую ответственность за такой ранным делам. Даже ко всему безрассудный курс, было нелег- привычные сенаторы подивились ким; в тот день кое-кто в Ва- цинизму «объяснений» г-на' Гер ин нпгоне склонен был даже по- тера, сочувствовать г-ну Гертеру. Но Вот что, например, заявил се- сам государственный секретарь натор Лонг: в длинной «объяснительной» ре- «Разве, когда вы признаете се чи сделал все возможное для то- бя виновным, вы не ставите себя го, чтобы показать, что и на в такое положение, когда вам прискорбном опыте последних не- остается только либо извиниться дель он ничему не научился. - и исправить сделанное, либо даже, Невероятно? Но вот некоторые согласно нашей системе права, в «центральные моменты» истории той или иной мере согласиться на шпионских полетов «У-2», кото- наказание?». И далее. «Я не очень рые,—как сказал Гертер, — он могу понять, как можно занять «хотел бы еще раз подчеркнуть», позицию признания своей вины, Момент первый: а после этого заявить, что ника- «Программа «У-2» представля- кого извинения не последует...», ла собой важное и эффективное Почувствовав, что опростово- усилие в области разведки. Мы лоеился, г-н Гертер стал поспеш- зн ал и , что провал любого за д а - но отрицать все то, что он толь- н и я, вы полняем ого в соотв етст- ко что говорил в своих «объясне- вии с этой программ ой, привел ниях». Но не тут-то было. 1 ' бы н серьезны м последствиям ; но председательстующий — сенат мы считали, что извлек аем ая из Фулбрайт и другие члены к о м и ^ этого больш ая польза оправды - сии по иностранным делам вает соп ряж ен ны й с нею р и ен ». (Менсфилд, Гор) уличили г-на Из этого признания совершен- Гертера, мягко выражаясь, в сло- но ясно, что, посылая шпионский весной эквилибристике, в пря- еамолет в советское воздушное мой неправде, в фальсификации и пространство, правительство Ва- подтасовывании фактов, дат, шингтона сознательно шло на цифр, документов... риск международного конфликта. Подводя итог первого дня за- Но может быть, шпионский полет седания комиссии по иностран- 1 мая был совершен только «по ным делам, сенатор Гор заявил: инерции», может быть, прави тельство США лишь «позабыло» «Я испытал чувство унижения приостановить такие полеты на в результате официальной фаль- время перед совещанием в Пари- сификации, и я считаю, что бы- же? Ничуть н с бы вало, — отве- ли унижены миллионы аме- чает Гертер. Вот что гласит вто- риканцев. По-моему, мы занялись рой «центральный момент», под- бы самообманом, если бы не черкиутый в его речи 27 мая в осознали, что этот прискорбный сенате: инцидент нанес жестокий удач «Решение не приостанавливать по моральной позиции Соединч^/ эту программу полетов по мере ных Штатов», приближения совещания в вер хах было правильным ренте- Чт° ж- почтенный сенатор в нием... Мы считаем, что неразум- данном случае, несомненно, прав. но ослаблять нашу бдительность __________ _ из-за этих политических 'перего ворах в верхах.,.». Редантор Е . Г. ЛЕГАНЦОВА,. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Чаплыгин, Липецкой обл., ул. Кирова, д. М 2 5 . Телефоны : редактор* — |1 1 0 Г 1 а $ 8 « Ч|ШП|Г*ЯС*ОГО район», Д « и щ * 0 | * б л » и п , ____ _ I — 7 4 , зам. редактора и отв. секретаря —• 4 6 . общий — 9 3 , Заказ № 1126, Тираж 3100 экз,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz