Ленинский путь. 1959 г. (г. Чаплыгин)
и системы народного образовани я школы- интернаты Строительство к омму н и сти ч ес к ого общества требу ет людей, у которых гар монически сочетаются бо гатство мысли, духовного мира и физическое совер шенство, людей совершен но свободных от аморазмов: эгоизма, индивидуализма, стремления жить за счет чужого труда. Труд при коммунизме из тяжелой повинности, каким он яв ляется ври капитализме, превращается в органиче скую потребность, наслаж дение каждого способного к труду гражданина. В. И. Ленин тесно свя зывал строительство ком мунистического общества с задачами воспитательной работы партии. Он говорил о необходимости перехода к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне раз витых людей, которые уме ют все делать. Еще К. Маркс писал, что сое динение обучения подра стающего поколения с про изводственным трудом—это единственный метод соз дания всесторонне разви тых людей. Не случайно и то, что одним из условий соревнования за право на зываться бригадой комму нистического труда явля ется лозунг: «Каждому члену бригады овладеть двумя—тремя специально стями». В нашей стране все большую признательность и целесообразность получа ют школы-интернаты, как новый тип учебно-воспита тельных учреждений, где есть все условия для сое динения обучения с произ водственным трудом, о ко тором мечтали передовые умы человечества. Числен ность учащихся в школах- интернатах в конце семи летия достигнет не менее 2 миллионов 500 тысяч че ловек против 180 тысяч Человек в 1955 году, т. е. увеличится в 14 раз. Чем же об'яснить, что школы-интернаты получат такое широкое распростра нение и признательность в предстоящем семилетии ? Дело в том, что в школах такого типа можно успеш но добиваться соединения обучения подрастающего поколения с производствен ным трудом. Возьмем, к примеру, на шу Чаплыгинскую школу- интернат. Все учащиеся у нас разбиты на две произ водственные бригады, во главе которых стоят брига диры и их помощники. Первая бригада состоит из учащихся- 5—7 классов и насчитывает 152 человека, вторая бригада—из уча щихся 8—9 классов и на считывает 117 человек. Бригады разбиты на 18 звеньев со звеньевыми (10 звеньев впервой бригаде, 8 —во второй). На 1959 год у нас составлен план ра бот, разработанный при ак тивном участии самих уча щихся. Вот часть этого плана. Весной посеять ов са на площади 10 гектаров, вико-овсянной смеси—2 гектара, клевера красного — 2 гектара, картофеля—8 гектаров, капусты— 1 ге к тар, огурцов— 1 гектар, по мидоров— 0,5 гектара, кор неплодов— 1,15 гектара, иметь в хозяйстве одну ко рову, 5 телят, 30 свиней, 10 овец, 150 кроликов, 100 уток, 100 гусей, 5 пчело семей. Оплата труда учащихся в подсобном хозяйстве бу дет производиться деньга ми в соответствии с выпол нением нормы выработки в человеко-днях, а по колхо зу—в трудоднях (учащие ся будут проходить сель скохозяйственную практику в колхозе «40 лет Октяб р я ) . Работа учащихся в подсобном хозяйстве будет проводится ежедневно по 4 часа в соответствии с внутренним распорядком школы - интерната, а для учащихся 8—9 классов— по 5 часов. Нормы выра ботки составляют 50 про центов нормы выработки взрослого рабочего для уча щихся 5— 6 классов и 60 процентов для учащихся 7—9 классов. Производственное зада ние бригаде устанавливает ся накануне на наряде по всем видам сельскохозяй ственных работ и строи тельству. Бригады сорев нуются между собой. Ито ги социалистического со ревнования подводятся один раз в неделю (обычно в субботу) на совместном заседании комитета ВЛКСМ, совета коллектива и сове та пионерской дружины. Постановление заседания об итогах соревнования об'является на линейке и отражается в стенной пе чати. Организация труда учащихся преследует цель привития им правильных трудовых навыков, умения обращаться с орудиями тру да, навыков соблюдения санитарно - гигиенических условий производственного труда, подготовки наших воспитанников к практиче ской жизни, воспитания глубокого уважения к фи зическому труду, к принци пам социалистического тру да в коллективе щ для кол лектива. ГвС | А взять работу наших воспитанников по обслужи ванию! Если в мас совых школах подходят к таким видам работ по са мообслуживанию, как мытье нолов, то в нашей школе- интернате все воспитанники обязаны убирать свой класс, спальню, столовую. Все наши воспитанники умеют красиво заправить свои кровати, тщательно подмести и вымыть пол, по чистить одежду и обувь, пришить красиво воротни чок и пуговицы. При шко ле имеются швейная, сто лярная и слесарная мас терские, где учащиеся де лают вещи, которые ставят ся на учет, ка к материаль ные ценности школы. Сто лярная мастерская ремон тирует мебель, изготовляет вешалки для платьев, ящи ки для цветов, подставки, часть из которых были пу щены в массовую продажу и пользовались большим спросом у покупателей. Де вочки, занимающиеся швей ным делом, чинят одежду и свободно могут сшить го товое цлатье. Сейчас коллектив учите лей и воспитателей школы- интерната добивается того, чтобы по примеру Кунцев ских школ Московской области выполнять все ви ды работ силами учащихся, начиная с ремонта зданий и кончая мелкими работа ми. Воспитанники охотно выполняют самые различ ные работы, если видят их общественную пользу. Вот почему в предстоящем се милетии предстоит резкое расширение сети школ-ин тернатов, так ка к в этих школах можно наиболее успешно осуществить про цесс соединения обучения с трудом. Наша задача—задача учителей и воспитателей— помочь нашим питомцам еще на школьной скамье приобрести черты комму нистического отношения к труду, так ка к они прямо из школы вольются в ряды бригад коммунистического труда, пойдут в трудовую жизнь дорогой, указанной им еще в школе. С. С пир кин , преподаватель школы-интерната. Ставрополь.При историке филологическом факультете педагогического института открыто калмыцкое отделение, которое готовит учителей-филологов для. школ Калмыц- кой А ССР. ‘5 3 ® ^ На отделении учатся 100 студентов калмыков. М н о гие из них являются членами научного студенческого общества факудьтета. Здесь они изучают историю разви тия языка, читают доклады. На состоявшемся собрании научного студенческого общества был заслушан доклад студента 2-го курса калмыцкого отделения Бориса Чен- калеева „Влияние русской классической литературы на литературу и поэзию Калмыкии". Ня сним ке; член научного студенческого общества Борис Ченкалеев беседует с товарищами после доклада. {Б е се да 1 в р а ч а БЛИЗО РУКОС ТЬ Близорукость чаще всего обнаруживается у школьников первых классов, когда уча щиеся не видят написанное на доске, прищуривают глаза, очень низко склоняют голову к книге или тетради. Сущно сть возникновения близоруко сти сводится к чрезмерному удлинению оси глазного яб лока. Возникновение и прогрес сирование близорукости проис ходит в первые 20— 25 лет жизни, в период ученья, в период наибольшего напря жения глаз. Причины возник новения близорукости нужно искать среди неблагоприят ных для зрения моментов и условий, при которых часто работают глаза молодых лю дей. Роковое значение имеет занятие школьника на чрез мерно близком расстоянии от книги, тетради, плохое осве щение н классе или дома, чтение лежа в постели. Однако не у всех школьни ков развивается близорукость. Наоборот, она может наблю даться и у совершенно негра мотных людей. Предраспола гающим к возникновению близорукости является нас ледственность (прямая, через поколение, боковые линии). По наследству' передается врожденная податливость обо лочек глаза. Реже причиной близорукости могут являться Ч и т а л ь н ы й в а л р а й о н н о й б и б л и от е к и п о л ь з у ет с я ш и р о к о й п о п у л я р н о ст ь ю . Е г о п о с е щ а ют.>л ю д и р а з л и ч н ы х п р о ф ессий . Здесь м о ж н о в и дет ь п р е п о д а в а т е л е й ш к о л и р а б о ч и х п р о м ы ш л е н н ы х п р е д п р и я т и й , у ч а щ и х с я и п е н с и онеров В ч и т а л ь н о м з а ле б о л ьш о й вы бор х у д о ж е ст в е н н о й и п о л и т и ч е с к о й л и т е р а т у р ы . Здесь всегда м о ж н о п о ч и т а т ь с в е ж и е г а зет ы и ж у р н а лы . На снимке: В ч и т а л ь н о м з а л е р а й о н н о й биб л и о т е к и . Фото А. Левитова, перенесенные болезни: врож денный сифилис и корь. Учащиеся, особенно девоч ки, стараются [скрыть перед товарищами понижение зре ния, к врачам не обращают ся, а имеющиеся очки не при меняют. Это ускоряет про грессирование близорукости. Близорукость, достигшая высоких степеней, может да вать осложнения внутри гла за (расходящееся косогла зие). В таких случаях очки очень мало улучшают зре ние. Надо беречь зрение. При пониженном зрении рекомен дуется своевременно обра щаться в глазной кабинет. Школьно-санитарному врачу необходимо всех слабо видя щих учеников брать на учет, следить за тем, чтобы было достаточно освещение в клас сах. ВеПм учащимся необхо димо соблюдать гигиену зре ния и пользоваться очками, если они рекомендованы. В. К ап ус тин , врач райбольницы. Полезные советы оеркало рекомендуется чи стить каждые 10 дней тряп кой, смоченной денатуриро ванным спиртом, одеколоном или теплой водой, В воду можно добавить немного синьки, которая придает зер калу блеск. Когда зеркало высохнет, его протирают мя той бумагой. Нельзя чистить зеркало на шатырным спиртом, не реко мендуется пользоваться ме лом. Мясо, рыбу, домашнюю птицу и дичь перед тем как жарить нужно солить, что бы в них сохранялся сок. Ь. Перед обжариванием солят все овощи, за исключением сырого картофеля, картофель нужно солить, когда он поч ти готов. Редактор С. В. ПОН КРА ТОВ . АДРЕС РЕДАКЦИИ; г, Чапдипн, Дяпецкой обл., улица Кирова, дом № ао. Хедефоны: редаиора — 1— 74, зам. редактора— 46, общий 93. Имографкя Чавлмтекою р*1ом,.1шцво1 обмен В и и Ю4 Тдрмв 3100 т .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz