Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

6 января 1960 г ., № 2 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока I I I . Об эфф е кт и вно ст и у р о к о в т р у д а в н а ч а л ь н ы х к л а с с а х В Законе «Об укрепле­ нии связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­ тии системы народного об­ разования в СССР» указы ­ вается на необходимость «уже с первых лет обуче­ ния готовить детей к тому, что они должны в - даль­ нейшем принимать участие в труде». Уже на первых уроках учитель обращает внимание детей на то, что все необходимое для жизни создается трудом. Каждый человек в меру своих сил выполняет свои трудовые обязанности для блага на­ шего народа. Самое доро­ гое, что есть на свете, ска ­ зал Н. С. Хрущев,— есть человек и его труд. Важнейшей задачей тру­ довых занятий является воспитание у детей комму­ нистического отношения к труду: трудолюбия, дис­ циплинированности, чувства долга,ответственности, кол­ лективизма в работе. На уроках труда школьникам прививается привычка со­ держать в порядке, и чис­ тоте свое рабочее место, бережно относиться к ин­ струментам, экономно расходовать материал. В содержание уроков руч­ ного труда 1— 4 классов входит изготовление про­ стейших изделий: игрушек2 игр, наглядных пособий, учебных принадлежностей, предметов домашнего оби­ хода и др. Чтобы создать условия для работы учащихся и до­ биться эффективности уро­ ка в процессе обучения на уроках труда, у учителя и учащихся должен быть раз­ нообразный и нужный для урока материал и инстру­ менты с тем, чтобы,работая с ним под руководством учителя и самостоятельно, дети могли в активной фор­ ме приобрести знания и на­ выки. Для примера рассмотрим один урок ручного труда во 2 .классе. Тела у р о ка : Изготовле­ ние елочных игрушек. Цель урока: 1. Применить на практике и закрепить полученные на предыдущих уроках умения и навыки: сгибание и раз­ гибание бумаги, разметка и склеивание бумаги. 2. Изготовить ёлочные игрушки для новогодней ёлки. Подготовка к уроку. Учи ­ тель заготавливает ёлочные игрушки (образцы для по­ каза учащимся, «фонарики» различной формы), готовит материал для работы, бума­ г у разного цвета, тонкий картон, инструменты: нож ­ ницы, клей для склеивания бумаги. Ход урока: 1. Учитель поставил пе- Проверяется готовность ра­ бочих мест, все ли готово к уроку. Перед каждым на парте лежали ножницы, стоял в маленьком пузыреч­ ке клей с самодельной к и ­ сточкой и два листа белой и цветной бумаги. 2. Учитель объясняет урок. Перед глазами уча­ щихся демонстрируется за­ готовленный заранее «фона­ рик» (образец), далее учи­ тель объясняет приемы вы­ резывания и склеивания та­ кого «фонарика». После этого начинается изготов­ ление детьми данной игруш ­ ки. Делается это по этапам учителем вместе с ученика­ ми. И одновременно все де­ ти вместе с учителем пере­ гибают квадратной формы лист бумаги пополам, за­ тем края каждой половины загибают по 2 см, берут в правую руку ножницы, а левой придерживают лист бумаги и делают, нарезы от середины перегиба'до от­ вернутых концов бумаги. Надрезы делают одинаково­ го размера, примерно, от 1 до 2 см. После этого раз­ вертывают лист и склеива­ ют долевую полоску а к к у ­ ратно' клеем, а вторую по­ лоску накладывают на неб. Затем заготовляют середи­ ну фонарика и петельку для подвешивания. Вся работа производится одновременно, под строгим контролем учителя, при от­ личной дисциплине учащих­ ся.Урок подходит к концу— у каждого на парте лежит изготовленная игрушка. Учитель подводит итог урока, ученик делает вы­ вод, чему он научился на уроке и, самое главное, де­ ти ждут оценку своей ра­ боты. Всем 23 учащимся была поставлена оценка в журнал. Все справились с работой хо­ рошо и получили на уроке 11 пятерок,9 четверок й только 3 учащихся— оценку 3. Для упражнений детей в изготовлении игрушек было дано задание на дом. Изго­ товить «фонарики» другой формы и такой же (форма треугольничков и квадрати­ ков с рисунками для своих домашних ёлок) образец учащимся был показан тут же. В конце урока дети при­ вели в порядок свои рабо­ чие места и инструменты. Эффективность данного уро­ ка заключается в том, что за 45 минут урока все уча­ щиеся с заданием справи­ лись хорошо. ред учащимися ясную цель данного урока: чем они бу­ дут заниматься и для чего будут готовить игрушки. Т . Минская, учительница 1—4 классов Тербунской средней школы №1. IV . У ро к должен быть живым, интересным В настоящее время передо­ вые советские учителя ищут и находят новые пути, методы и средства активизации мы­ слительной деятельности уча­ щихся: это закрепление прой­ денного материала путем фронтального опроса, выпол­ нение самостоятельных зада­ ний, изложение нового мате­ риала путем живой беседы учащихся, построенной на ос­ нове знаний, приобретенных ранее, методом самостоятель­ ной работы, работы с картой, с историческими документами, работы по составлению схем, тезисов, уроки-диспуты, кино­ уроки и т. д. Проводя в 10-м классе урок по теме: «Апрельские тезисы В. И. Ленина», я практикую самостоятельную работу на первую половину урока. Уча­ щиеся ознакомились с тезиса­ ми В. И. Ленина, а затем со­ ставили письменный план уро­ ка, потом самостоятельно от­ вечали о требованиях В. И. Ле­ нина в области экономической и в области политической, о мирном развитии революции на данном этапе развития рево­ люции в апреле 1917 г. Во-первых, учащиеся приоб­ ретают навыки самостоятель­ ной работы, во-вторых, знако­ мятся с историческими доку­ ментами и сами делают выво­ ды и обобщения, приобретают прочные и глубокие знания. В-третьих, для учащихся важ ­ но то, что они сами смогли разобраться в сложном мате­ риале. По литературе в 10-м клас­ се черты образа Павла Власо­ ва раскрывали сами учащиеся. Урок был построен следующим образом: 6 минут на повторе­ ние пройденного материала, вкратце был нарисован путь Павла от слободского парня до профессионала - революцио­ нера. Ученица Баркова Нина разобрала правильно предло­ жение: «Павел, овладевая со­ бой, стал говорить проще, епо койнее, толпа медленно под­ вигалась к нему, складываясь в темное тысячеголовое тело». На предыдущем уроке был составлен план образа Павла, а на данном уроке учащиеся самостоятельно раскрыли сле­ дующие черты образа: а) Павел— слободский па­ рень. б) Какие обстоятельства из­ менили облик Павла. в) Значение революционного кружка в идейном развитии Павла. г) Рост авторитета Павла. д) Какие качества борца- революционера проявил Павел во время истории с «болотной копейкой». е) Роль красного знамени в период демонстрации (красное знамя— организатор народных масс). ж) Павел на суде. Учащиеся читали отрывки из речи Павла на суде наизусть. з) Какие черты характера мы хотим воспитать в себе. Черты характера и образа учащиеся подтвердили материа­ лом из текста, который за­ читывали. Чернышова Вален­ тина обобщила весь материал по образу Павла Власова. Учи­ тельница работала со всеми учащимися в классе. Ответы 10 учащихся были оценены баллами «4» и «5». Урок хоро­ ший, учащиеся образ Павла Власова усвоили глубоко и прочно. Результатами урока довольны и учащиеся и учи­ тельница. л Учитель Колпаков И. Т. в 5 классе на уроке истории по теме «О зарождении классов в древней Греции» путем жи­ вой беседы, опираясь на зна­ ния учащихся, приобретенные ранее, подвел учащихся, что зарождение и развитие част­ ной собственности па орудия и средства производства привело к зарождению классов и госу­ дарства. О торговле- греков рассказал сам учитель, и но­ вый материал был закреплен путем ответов на контрольные вопросы в конце темы. Учащие­ ся отвечали хорошо. В 7 классе, чтобы проверить усвоение учащимися понятия о теплоте, учитель дал 10-ми­ нутную контрольную работу, с помощью которой и проверил знания 40 учащихся. 1) Почему зимой в мороз­ ную погоду в шалаше, сделан­ ном из снега, теплее, чем на открытом воздухе? 2) Почему лед под слоем соломы не тает даже в самый жаркий летний день? Учащиеся успешно справи­ лись с этой работой и затем учитель перешел к теме уро­ ка: «Единицы количества теп­ лоты», которую изучал с уча­ щимися до конца урока. Возвращаясь к вопросу о преподавании истории в школе, хочется сказать, что учителя истории прилагают много уси­ лий для того, чтобы воспи­ тать граждан нового комму­ нистического общества, горя­ чо любящих свою Родину, пар­ тию,-народ, воспитывают гор­ дость за свою великую страну, чувство любви ко всему свет­ лому и прекрасному. Учительница истории в 9 классе, объясняя культуру Русского государства в XIX веке, целый урок посвятила работе по изучению выдающих­ ся произведений живописи. Удачно провела работу с кар­ тиной Брюллова «Последний день Помпеи». Содержание картины она раскрыла следующим образом: «Художник показал смятение на одной из помпейских улиц. Оглушительный удар грома потряс воздух. Колеблется земля. Распадаются здания. Кажется, что небо обрушивает­ ся на землю. В центре карти­ ны-молодая женщина. Она упа­ ла с колесницы и разбилась насмерть.К мертвой матери при­ жимается ребенок. Готовясь к гибели, женщина обнимает сво­ их дочерей. Муж и жена с ребен­ ком спешат покинуть город». Такое описание картины способствует воспитанию эмо­ ций у учащихся, помогает раскрыть перед учащимися изумительное искусство вели­ кого русского художника. Кроме этой репродукции, учи­ тельница принесла и показа­ ла учащимся иллюстрации с изображением отдельных сцен из комедии Гоголя Н. В. «Ре­ визор», портрет Мусоргского, сцены из опер великих рус­ ских композиторов. Урок прошел живо и инте­ ресно Материал был закреп­ лен. В настоящее время к уроку истории предъявляются следую­ щие требования: 1) Урок должен проводиться на высоком научном и идейно­ теоретическом уровне. 2) Должна проводиться гл у ­ бокая работа по раскрытию исторических понятий и зако­ номерностей. 3) Должно осуществляться атеистическое воспитание, связь изучаемых событий с современностью и с мировой историей. 4) Должны быть использованы приемы и методы, способствую­ щие активизации мыслитель­ ной деятельности учащихся: самостоятельная работа, рабо­ та над докладами и тезисами, работа с картинками и хроноло­ гической таблицей, составле­ ние схем, диаграмм, работа с картами, с дополнительным хрестоматийным материалом, с копиями исторических архив­ ных материалов и т. д. 5 '- Изучаемый материал дол­ жен увязываться с краеведче­ ским материалом. Учитель должен проводить большую самообразовательную работу по повышению методи­ ческого уровня: работа с до­ полнительной литературой, под­ готовка наглядности, состав­ ление обстоятельных, глубоких по содержанию планов. Но у учителей истории не­ мало трудностей: учебники по истории СССР имеют недостат­ ки, особенно в них плохо ра­ скрыты вопросы’ культуры. Нет хрестоматий, сборников копий исторических документов, мало наглядности, выпущенной Учпедгизом. К тому же часть учителей истории недостаточ­ но работает над систематиза­ цией знаний учащихся, не от­ решились еще от односменных, однообразных приемов и мето­ дов обучения. Т . Колтунова. директор 2-й Тербунской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz