Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
6 января 1960 г ., № 2 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока I I I . Об эфф е кт и вно ст и у р о к о в т р у д а в н а ч а л ь н ы х к л а с с а х В Законе «Об укрепле нии связи школы с жизнью и о дальнейшем разви тии системы народного об разования в СССР» указы вается на необходимость «уже с первых лет обуче ния готовить детей к тому, что они должны в - даль нейшем принимать участие в труде». Уже на первых уроках учитель обращает внимание детей на то, что все необходимое для жизни создается трудом. Каждый человек в меру своих сил выполняет свои трудовые обязанности для блага на шего народа. Самое доро гое, что есть на свете, ска зал Н. С. Хрущев,— есть человек и его труд. Важнейшей задачей тру довых занятий является воспитание у детей комму нистического отношения к труду: трудолюбия, дис циплинированности, чувства долга,ответственности, кол лективизма в работе. На уроках труда школьникам прививается привычка со держать в порядке, и чис тоте свое рабочее место, бережно относиться к ин струментам, экономно расходовать материал. В содержание уроков руч ного труда 1— 4 классов входит изготовление про стейших изделий: игрушек2 игр, наглядных пособий, учебных принадлежностей, предметов домашнего оби хода и др. Чтобы создать условия для работы учащихся и до биться эффективности уро ка в процессе обучения на уроках труда, у учителя и учащихся должен быть раз нообразный и нужный для урока материал и инстру менты с тем, чтобы,работая с ним под руководством учителя и самостоятельно, дети могли в активной фор ме приобрести знания и на выки. Для примера рассмотрим один урок ручного труда во 2 .классе. Тела у р о ка : Изготовле ние елочных игрушек. Цель урока: 1. Применить на практике и закрепить полученные на предыдущих уроках умения и навыки: сгибание и раз гибание бумаги, разметка и склеивание бумаги. 2. Изготовить ёлочные игрушки для новогодней ёлки. Подготовка к уроку. Учи тель заготавливает ёлочные игрушки (образцы для по каза учащимся, «фонарики» различной формы), готовит материал для работы, бума г у разного цвета, тонкий картон, инструменты: нож ницы, клей для склеивания бумаги. Ход урока: 1. Учитель поставил пе- Проверяется готовность ра бочих мест, все ли готово к уроку. Перед каждым на парте лежали ножницы, стоял в маленьком пузыреч ке клей с самодельной к и сточкой и два листа белой и цветной бумаги. 2. Учитель объясняет урок. Перед глазами уча щихся демонстрируется за готовленный заранее «фона рик» (образец), далее учи тель объясняет приемы вы резывания и склеивания та кого «фонарика». После этого начинается изготов ление детьми данной игруш ки. Делается это по этапам учителем вместе с ученика ми. И одновременно все де ти вместе с учителем пере гибают квадратной формы лист бумаги пополам, за тем края каждой половины загибают по 2 см, берут в правую руку ножницы, а левой придерживают лист бумаги и делают, нарезы от середины перегиба'до от вернутых концов бумаги. Надрезы делают одинаково го размера, примерно, от 1 до 2 см. После этого раз вертывают лист и склеива ют долевую полоску а к к у ратно' клеем, а вторую по лоску накладывают на неб. Затем заготовляют середи ну фонарика и петельку для подвешивания. Вся работа производится одновременно, под строгим контролем учителя, при от личной дисциплине учащих ся.Урок подходит к концу— у каждого на парте лежит изготовленная игрушка. Учитель подводит итог урока, ученик делает вы вод, чему он научился на уроке и, самое главное, де ти ждут оценку своей ра боты. Всем 23 учащимся была поставлена оценка в журнал. Все справились с работой хо рошо и получили на уроке 11 пятерок,9 четверок й только 3 учащихся— оценку 3. Для упражнений детей в изготовлении игрушек было дано задание на дом. Изго товить «фонарики» другой формы и такой же (форма треугольничков и квадрати ков с рисунками для своих домашних ёлок) образец учащимся был показан тут же. В конце урока дети при вели в порядок свои рабо чие места и инструменты. Эффективность данного уро ка заключается в том, что за 45 минут урока все уча щиеся с заданием справи лись хорошо. ред учащимися ясную цель данного урока: чем они бу дут заниматься и для чего будут готовить игрушки. Т . Минская, учительница 1—4 классов Тербунской средней школы №1. IV . У ро к должен быть живым, интересным В настоящее время передо вые советские учителя ищут и находят новые пути, методы и средства активизации мы слительной деятельности уча щихся: это закрепление прой денного материала путем фронтального опроса, выпол нение самостоятельных зада ний, изложение нового мате риала путем живой беседы учащихся, построенной на ос нове знаний, приобретенных ранее, методом самостоятель ной работы, работы с картой, с историческими документами, работы по составлению схем, тезисов, уроки-диспуты, кино уроки и т. д. Проводя в 10-м классе урок по теме: «Апрельские тезисы В. И. Ленина», я практикую самостоятельную работу на первую половину урока. Уча щиеся ознакомились с тезиса ми В. И. Ленина, а затем со ставили письменный план уро ка, потом самостоятельно от вечали о требованиях В. И. Ле нина в области экономической и в области политической, о мирном развитии революции на данном этапе развития рево люции в апреле 1917 г. Во-первых, учащиеся приоб ретают навыки самостоятель ной работы, во-вторых, знако мятся с историческими доку ментами и сами делают выво ды и обобщения, приобретают прочные и глубокие знания. В-третьих, для учащихся важ но то, что они сами смогли разобраться в сложном мате риале. По литературе в 10-м клас се черты образа Павла Власо ва раскрывали сами учащиеся. Урок был построен следующим образом: 6 минут на повторе ние пройденного материала, вкратце был нарисован путь Павла от слободского парня до профессионала - революцио нера. Ученица Баркова Нина разобрала правильно предло жение: «Павел, овладевая со бой, стал говорить проще, епо койнее, толпа медленно под вигалась к нему, складываясь в темное тысячеголовое тело». На предыдущем уроке был составлен план образа Павла, а на данном уроке учащиеся самостоятельно раскрыли сле дующие черты образа: а) Павел— слободский па рень. б) Какие обстоятельства из менили облик Павла. в) Значение революционного кружка в идейном развитии Павла. г) Рост авторитета Павла. д) Какие качества борца- революционера проявил Павел во время истории с «болотной копейкой». е) Роль красного знамени в период демонстрации (красное знамя— организатор народных масс). ж) Павел на суде. Учащиеся читали отрывки из речи Павла на суде наизусть. з) Какие черты характера мы хотим воспитать в себе. Черты характера и образа учащиеся подтвердили материа лом из текста, который за читывали. Чернышова Вален тина обобщила весь материал по образу Павла Власова. Учи тельница работала со всеми учащимися в классе. Ответы 10 учащихся были оценены баллами «4» и «5». Урок хоро ший, учащиеся образ Павла Власова усвоили глубоко и прочно. Результатами урока довольны и учащиеся и учи тельница. л Учитель Колпаков И. Т. в 5 классе на уроке истории по теме «О зарождении классов в древней Греции» путем жи вой беседы, опираясь на зна ния учащихся, приобретенные ранее, подвел учащихся, что зарождение и развитие част ной собственности па орудия и средства производства привело к зарождению классов и госу дарства. О торговле- греков рассказал сам учитель, и но вый материал был закреплен путем ответов на контрольные вопросы в конце темы. Учащие ся отвечали хорошо. В 7 классе, чтобы проверить усвоение учащимися понятия о теплоте, учитель дал 10-ми нутную контрольную работу, с помощью которой и проверил знания 40 учащихся. 1) Почему зимой в мороз ную погоду в шалаше, сделан ном из снега, теплее, чем на открытом воздухе? 2) Почему лед под слоем соломы не тает даже в самый жаркий летний день? Учащиеся успешно справи лись с этой работой и затем учитель перешел к теме уро ка: «Единицы количества теп лоты», которую изучал с уча щимися до конца урока. Возвращаясь к вопросу о преподавании истории в школе, хочется сказать, что учителя истории прилагают много уси лий для того, чтобы воспи тать граждан нового комму нистического общества, горя чо любящих свою Родину, пар тию,-народ, воспитывают гор дость за свою великую страну, чувство любви ко всему свет лому и прекрасному. Учительница истории в 9 классе, объясняя культуру Русского государства в XIX веке, целый урок посвятила работе по изучению выдающих ся произведений живописи. Удачно провела работу с кар тиной Брюллова «Последний день Помпеи». Содержание картины она раскрыла следующим образом: «Художник показал смятение на одной из помпейских улиц. Оглушительный удар грома потряс воздух. Колеблется земля. Распадаются здания. Кажется, что небо обрушивает ся на землю. В центре карти ны-молодая женщина. Она упа ла с колесницы и разбилась насмерть.К мертвой матери при жимается ребенок. Готовясь к гибели, женщина обнимает сво их дочерей. Муж и жена с ребен ком спешат покинуть город». Такое описание картины способствует воспитанию эмо ций у учащихся, помогает раскрыть перед учащимися изумительное искусство вели кого русского художника. Кроме этой репродукции, учи тельница принесла и показа ла учащимся иллюстрации с изображением отдельных сцен из комедии Гоголя Н. В. «Ре визор», портрет Мусоргского, сцены из опер великих рус ских композиторов. Урок прошел живо и инте ресно Материал был закреп лен. В настоящее время к уроку истории предъявляются следую щие требования: 1) Урок должен проводиться на высоком научном и идейно теоретическом уровне. 2) Должна проводиться гл у бокая работа по раскрытию исторических понятий и зако номерностей. 3) Должно осуществляться атеистическое воспитание, связь изучаемых событий с современностью и с мировой историей. 4) Должны быть использованы приемы и методы, способствую щие активизации мыслитель ной деятельности учащихся: самостоятельная работа, рабо та над докладами и тезисами, работа с картинками и хроноло гической таблицей, составле ние схем, диаграмм, работа с картами, с дополнительным хрестоматийным материалом, с копиями исторических архив ных материалов и т. д. 5 '- Изучаемый материал дол жен увязываться с краеведче ским материалом. Учитель должен проводить большую самообразовательную работу по повышению методи ческого уровня: работа с до полнительной литературой, под готовка наглядности, состав ление обстоятельных, глубоких по содержанию планов. Но у учителей истории не мало трудностей: учебники по истории СССР имеют недостат ки, особенно в них плохо ра скрыты вопросы’ культуры. Нет хрестоматий, сборников копий исторических документов, мало наглядности, выпущенной Учпедгизом. К тому же часть учителей истории недостаточ но работает над систематиза цией знаний учащихся, не от решились еще от односменных, однообразных приемов и мето дов обучения. Т . Колтунова. директор 2-й Тербунской средней школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz