Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. 5 февраля 1960 г ., № 15 Заочная кошЬвранцня у т о м и т вапросу повышения з М и к т т ш н урока 20. У РО К ДО ЛЖ ЕН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ "у р о к является основной фор- V мой работы учителя, а по­ этому от качества урока за­ висит и успеваемость учени­ ков. Прежде всего надо добиться того, чтобы на уроке было рабочее настроение, а это дос­ тигается только тогда, когда " учитель хорошо знает свой предмет и может делать свой урок интересным. Надо всегда стараться разнообразить свои уроки, так ка к однообразные уроки надоедают ученикам, и они начинают отвлекаться от своей основной работы к посторонним делам. Я в своей работе применяю различные методы ко всем этапам урока. Проверка домашних работ Так, например, домашнюю работу проверяю по-разному. Иногда выполненную работу чи­ тает один ученик, а осталь­ ные проверяют его по своим тетрадям; иногда вызываю уче­ ника или двух учеников к дос­ ке с задачниками и даю им задание выполнить домашнюю работу на доске, а в это вре­ мя с классом—-или провожу устный счет, или фронталь­ ный опрос— это позволяет луч­ ше выявить знания учащихся и по домашней работе и по пройденному материалу, а та к­ же больше накопить оценок. Оценки ставлю и за устный счет, и за фронтальныйопрос, и за домашнюю работу. Иног­ да прихожу в класс и прямо же беру тетради для проверки домашней работы дома, а на следующий день делаю заме­ чания по домашней работе при раздаче тетрадей. Бывает проверка домашней работы и так: ученики по очереди чи­ тают по одному действию ре­ шения примера. Такие разнообразные мето- : ды заставляют учеников быть активными при проверке до- ^м аш н е й работы. Бее эти мето- .^ д ы проверки не требуют много времени, а вместе с ними уже проводится и опрос учащихся. Поэтому сразу же после про­ верки домашней работы я пе­ рехожу к изложению нового материала, так ка к очень важ­ но провести основную работу но закреплению нового материа­ ла не дома, а на уроке, т. е. надо учить урок на уроке. Особенно это относится к уче­ никам 5 и 6 классов, так как им приходится очень много за­ поминать правил или опреде­ лений но арифметике, алгебре и геометрии. их от центра в одной и той же окружности». Цель у р о ка : показать уча­ щимся, что из двух нерав­ ных хорд большая хорда бли­ же к центру. Урок я строю так: вызываю двух учеников к доске, которые готовят пря­ мую и обратную теоремы о равных хордах и их расстояни­ ях от центра в одной и той же окружности. Пока они де­ лают чертежи, пишут коротко условие и заключение теоре­ мы, я провожу фронтальный опрос учеников по пройден­ ному материалу,а в оставшее­ ся время ученики записывают в свои тетради дату рабо­ ты и новую тему урока. Пос­ ле ответа первого ученика на подготовленную им теоре­ му, я вызываю к доске треть­ его ученика, который готовит чертеж к задаче № 429 из задачника Н. Н. Никитина и Г. Г. Масловой, а второй уче­ ник отвечает другую теорему. После его ответа я спрашиваю третьего ученика по решению задачи. Всем этим ученикам даю дополнительно по 2— 3 вопроса. Обобщаю их ответы сама и сразу же приступаю к изложению нового материала. Прежде всего сообщаю учени­ кам, что мы должны узнать на уроке, т. е. ставлю перед ними цель урока, и все, вместе, я на доске, а ученики в своих тетрадях, начинаем чертить окружность, проводить две хорды разные но длине (АВ и СД), опускать перпендикуляры ОК 1 АВ и ОЕ 1 СД. Пишем условие и заключе­ ние теоремы. Дано: СД> АВ ОК х АВ ОЕ х СД Требуется доказать: ОЕ < 0 К или ОК>ОЕ . Когда проведена такая ра­ бота, я говорю ученикам, что­ бы они положили ручки и вни­ мательно слушали мои вопро­ сы и дополнительное построе­ ние. Дополнительное постро­ ение делаю сама, т. е. пере­ ношу меньшую хорду АВ к одной из точек большей хорды СД, получаю хорду ДР=АВ и перпендикуляры ОК=ОН , по ранее доказанной теореме. Теперь обращаю внимание учеников на то, какие полу­ чились фигуры при дополни­ тельном построении, они лег­ ко догадываются, что полу­ чился треугольник ОЕМ. Даль­ ше спрашиваю: какой это треугольник? Ответ: этот тре­ угольник прямоугольный, так как у него угол ОЕМ—пря­ мой. Объяснение урока Объяснение урока я чаще всего провожу эвристическим методом, т. е. увлекаю при объяснении урока весь класс II подвожу ИХ К ТОМУ, Чтобы они сами сказали правило или сделали вывод из доказанного. " X Так, например, возьму свой урок геометрии в 7 классе. Тема у р о ка : «Зависимость между хордами и расстоянием Вопрос: К а к называются стороны прямоугольного тре­ угольника ? Ответ: Стороны, образую­ щие прямой угол, называются катетами, а сторона, лежащая против прямого угла, назы­ вается гипотенузой. ОЕ и ЕМ — катеты, ОМ— гипотенуза. Вопрос: Какая зависимость существует между гипотену­ зой и катетом в прямоуголь­ ном треугольнике? Ответ: Гипотенуза всегда длиннее катета, т. е. ОМ боль­ ше ОЕ. Теперь говорю, посмо­ трите внимательно, чем яв­ ляется катет ОЕ и чем яв­ ляется гипотенуза ОМ в на­ шей теореме. Ребята легко догадываются, что катет ОЕ — это наш перпендикуляр к хорде СД, а гипотенуза ОМ— это часть перпендикуляра к хорде ДР. Далее я говорю, что если часть перпендикуляра ОН и то больше перпендику­ ляра ОК, а что же можно ска­ зать за всю длину перпенди­ куляра ОН? Ответ: Весь перпендикуляр ОН подавно больше перпен­ д и кул яра ОЕ. Вопрос: Нам нужен перпен­ дикуляр ОК к хорде АВ, так ка к же к нему перейти? Ответ: Мы знаем, что ОН— ОК, значит и ОК больше ОЕ или ОЕ меньше ОК. Что и тре­ бовалось доказать. Вот по та­ ким вопросам ребята очень легко усвоили новую теорему и её доказательство. Закрепление провожу тут же на уроке. Для доказательства теоремы вызываю слабых уче­ ников. Доказательство делают 1— 2 ученика, затем уточняю формулировку теоремы: снача­ ла её говорят 2— 3 ученика, а в заключение говорю я са­ ма. После этого даю задание прочитать весь материал по учебнику, чтобы после домаш­ него задания не было неяс­ ных мест для учеников в учебнике. При закреплении даю ученикам, которые нахо­ дились у доски, дополнитель­ ные вопросы, связанные с до­ казательством, чтобы у них не было механического за­ учивания теоремы,и оцениваю их. Обратную теорему даю на дом для самостоятельного раз­ бора, так ка к она очень лег­ кая и доказывается рассуж­ дением. Таким образом,, на этом уроке я оценпла 7 учеников: 2— при фронтальном опросе и при активном участии в до­ казательстве новой теоремы; 3— при опросе у доски и 2— при закреплении нового ма­ териала. Проведение таких уроков заставляет учеников в тече­ ние всего урока быть актив­ ными, и им некогда заняться какими-либо посторонними делами. Они работают напря­ женно весь урок. При выполнении чертежа ; на доске для доказательства | теоремы большое значение имеет применение цветных мел­ ков. 'Гак, например, меньшую хорду АВ и перпендикуляр ОК к этой хорде я черчу красным мелком;хорду СД и перпенди­ куляр ОЕ к ней--зеленым мел­ ком дополнительное построение — хирду . ДР н перпендикуляр ! ОН к ней -тоже красным мел- I ком.Все это наглядно показыва­ ет учащимся зависимость меж­ ду неравными хордами и их рас­ стояниями от центра и зави­ симость между равными хор­ дами и расстояниями их от центра. Эвристический метод При объяснении нового ма­ териала я почти на каждом уроке и во всех классах при­ меняю эвристический метод изложения. Так,например,при изложении нового материала в 5 классе на тему: «Нахождение дроби числа»— пользуюсь такими воп­ росами: Из чего состоит дробь? Что называется числителем? Знаменателем? Что показывает знаменатель? Числитель? За­ тем даю устные упражнения, 1). Сколько составляет 1/2 руб­ ля? 3/4 рубля? 2). У нас в классе 28 человек, из них 1/7 составляют отличники. Сколь­ ко в классе отличников? 4 7 учатся на хорошо и отлично. Сколько учеников в нашем классе учатся на . хорошо и отлично? После ответов на эти вопро­ сы и решения упражнений уче­ ники легко говорят правило. При объяснении темы: «На­ хождение числа по дроби»— даю такие же вопросы по дробям и следующие упражнения: 1) У нас в классе 4 отлич­ ника— это составляет только 1/7 всех учеников. Сколько учеников в нашем классе? 2) 3/4 килограмма конфет стоят 12 рублей. Сколько сто­ ит 1 килограмм конфет? и др. На закрепление на всех уроках я отвожу не менее 15— 20 минут. Закрепление провожу разны­ ми методами. Даю устно не­ сколько примеров и задач; вы­ зываю учеников к доске, где они решают примеры и зада­ чи, потом я даю им несколько дополнительных вопросов и оцениваю их работу и ответы: даю несколько примеров или за­ дачу для самостоятельного ре­ шения.Я хожу по классу и смот­ рю, ка к ученики справляются с работой.Некоторым из них став­ лю за самостоятельную рабо­ ту оценки. Наглядность на уроке Неразрешенным вопросом для всех учителей математики остается вопрос: ка к научить учеников решать задачи? При решении задач на со­ ставление уравнений много | приходится работать над вы­ ражением мысли ученика. Я требую письменного объясне­ ния к составлению уравнения каждой задачи, решаемой до­ ма и в классе. Ученик должен коротко, но ясно объяснить решение каждой задачи. Сна­ чала это для учеников удает­ ся трудно, но к концу года они уже привыкают к такой работе. Ученики трудно решают за­ дачи без применения наглядно­ сти, поэтому я на каждом уро­ ке, на котором решаю задачи, стремлюсь применить нагляд­ ность. Большую помощь при решении задач оказывает чер­ теж, иллюстрирующий текст задачи. Так, решая задачу № 1206 (1) из задачника 7 класса Ла­ ричева, я делала такой чер­ теж и краткую запись усло­ вия: I. 50 километров в час. II. 40 километров в час. А ____ В 300 километров 1 поезд вышел на 1,1/2 ча­ са раньше второго. Сколько времени будет идти второй поезд до встречи с первым. Решая задачи но арифметике в 5— 6 классах, я применяю различные методы решения задач: аналитической, синте­ тический и аналитико— син­ тетический. Синтетическим методом я решаю более простые задачи, где 1— 2 действия. При реше­ нии более сложных задач, где зависимость между данными и искомыми дается в завуали­ рованной форме применяю ана­ литический метод или сразу оба метода: анализ и синтез. Большое внимание на всех своих уроках я обращаю на грамотное письмо учащихся по русскому языку. Выписываю новые слова на доску, а уче­ ники записывают их к себе в тетради и учатся их правильно писать и произносить. Напри­ мер: коэффициент, перпенди­ куляр, гипотенуза и т. д. 0 . Енина , учительница математики 5—7 классов Покровской сенилетней школы. Ленинград. Коллектив Балтийского завода имени С. Орджоникид- зе^'выполняет заказы предприятий химической промышленности. В его’ цехах изготовляются мощные агрегаты: емкости для 'хранения жидкого хлора, колонные аппараты для получения синтетического каучука и спирта. На снимке: в корпусносварочном цехе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz