Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
3 февраля 1960 г„ № 14 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 1 9 . О Б У Р О К А Х Р И С О В А Н И Я 1-1аши предыдущие школьные 1 * программы и проект программы по рисованию 1959 года предусматривают три вида рисования: рисова ние с натуры, декоративное рисование и рисование на те мы. Однако некоторые учителя допускают копировальный ме тод. Почему я делаю такой вы вод? А потому, что когда на чинаешь объяснять ребятам последовательность рисова ния натуры с одновременным изображением её на доске, то они тут же стремятся скопи ровать в свои блокноты, не за мечая того, что вид на натуру для каждого совершенно дру гой. Иногда надо прибегать к методу близкому к копировке и то только в начальном обуче нии. Например, дети учатся рисовать, подражая приемам построения узора, показанным учителем на доске, или под ражая ровно закрашивать опре деленную поверхность аква рельной краской. Этот метод показывает, ка к и в какой последовательности нужно рисовать. Но надо пом нить, что копировальный ме тод тормозит развитию умения изображать объем и простран ство на плоскости, лишает его самостоятельной активно сти в работе, ограничивает развитие творческих способ ностей. Программа по рисованию пре дусматривает возрастные осо бенности детей. Если в 1— 2-м классах ставится задача— на учить учащихся передавать в рисунке соотношения ширины к высоте, частей к целому и их расположение, го в 3— 4 классах учащиеся должны иметь понятия об уровне зре ния, с явлением кажущегося уменьшения величины пред метов или их частей по мере удаления, перспективного сближения уходящих в глуби ну параллельных линий,о све тотени, ка к средстве выявле ния объема предметов в рисун ке. А в 5— 6 классах прово дится более углубленное оз накомление е перспективным изображением, о законах све тотени, соотношении цвета в группе предметов. Работу а к варелью надо начинать со 2-го класса. Ка к видите, читатель, школь ная программа многому обя зывает учителей начальных классов и учителей рисования 5— 6 классов. Справляемся ли мы с этой работой? Мне кажется, нет. Я веду уроки рисования в школе 9 - ё год, неплохо знаю мето дику преподавания, до неко торой степени сам владею ри сунком, могу рисовать. Но, к сожалению, не могу добиться, чтобы каждый ученик, окан чивающий 6-й класс, мог ри совать. Некоторые родители, да и учителя, считают, что каждо го ребенка нельзя научить ри совать, для этого должен быть природный дар. Но мно гие школы на практике дока зали, что все дети без исклю чения могу? научиться рисо вать. И при правильной по становке обучения рисованию эта задача вполне выполнима, и мы обязаны её выполнить. Основной причиной того, что наши ребята мало получают знаний и навыков рисования, я считаю слабую постановку обучения рисованию в началь ных классах, где они учатся 4 года. Ребята приходят в 5-й класс, не имея никакого представле ния о передаче объемной фор мы предмета, некоторые даже не справляются е задачами 2-го класса. Я не хочу полно стью обвинить учителей на чальных классов. Очевидно им самим дали такие знания по методике преподавания рисун ка педагогические училища. Поэтому я хочу остановиться на некоторых вопросах пре подавания рисунка с натуры. ПЕРВЫЕ УРОКИ РИСОВАНИЯ Начиная с 1-го класса, на до приучать учащихся сидеть прямо, не наклоняя .сильно головы. При таком положении ребенок видит всю изобрази тельную поверхность и весь рисунок. Композиционное ре шение, а также размер рисун ка в целом и пропорции бу дут найдены им правильнее, чем с близкого расстояния. Требовать от учащихся, что бы они периодически относи ли свой рисунок на вытянутую руку, что поможет быстрее найти свою ошибку. Приучать детей держать ка рандаш подальше от очинен ного конца тремя пальцами: средний—поддерживает снизу, указательный— справа, а боль шой— слева. Этот прием не по зволит закрывать рисунок сво ей рукой и делать сильные нажимы на карандаш. При проведении вертикаль ных линий ребята часто кло нят их в правую сторону, по тому что держат лист бумаги ка к яри письме. Поэтому надо требовать дожить его прямо, чтобы боковые стороны лнста соответствовали боковым кра ям парты. С первого- урока рисования следует объяснить детям наз начение резинки и ка к ею пользоваться. Резинку надо стараться применять только при оконченном рисунке, а в дальнейшем советовать вообще не применять её. Дело в том, что когда ребенок проведет тонкую неправильную линию, то по ней легче провести пра вильную. А.работа без резин ки приучает ребят к внима тельности, чтобы не допустить излишеств. Особенно не сле дует применять резинку, ко гда готовят рисунок под а к варель. На те места, где упо требляли резинку, краска пло хо ложится, даже меняет тон и цвет. Если в классе стоят парты в три ряда, то надо ставить' три одинаковых натуры. Две — в междурядьях и одну впе реди, чтобы каждый ученик хорошо мог её видить. В первых двух классах нуж но ставить предметы фрон тально, в таком положении, чтобы не было перспективных сокращений. Сама натура дол жна быть плоской или с не большим объемом, чтобы дать возможность наблюдать основ ную форму предмета, отноше ние ширины предмета к высо те. Основная задача учителя этих классов — развить у учащихся наблюдательность, уметь анализировать и осо знавать видимое, вернее, под готовить ребят к объемному рисованию. Настоящее обучение рисова нию начинается по-существу с момента перехода к объем ному изображению. Вся слож ность заключается в том, что бы на двухмерной бумаге изо бразить объем, то есть пере дать три измерения. С первых уроков рисования объемной формы предметов мы обязаны дать ученикам по нятие об этой форме. Эти по нятия можно дать путем срав нения и установления разни цы между плоской и объем ной формой. Например, форму шара сравнять с равновеликим картонным кругом или кр уж ку с её силуэтом, вырезанным из картона. Следует показать эту разницу и на рисунке. После определенных поня тий и навыков о передаче явлений светотени, они' дол жны усвоить закономерность распространения света в за висимости от источника света и формы предмета. Далее учащиеся должны наблюдать и усвоить светоте невые определения: с в е т - плоскость, обращенная пря мо к источнику света; тень— плоскость, находящаяся в противоположном от света направлении, полутон— плос кость, находящаяся в различ ных по отношению к источни к у света направлениях; реф ле кс -пло с ко с ти , освещенные отраженным светом: б л и к - часть освещенной плоскости, сильно отражающая лучи све та. Учащиеся должны не толь ко усвоить светотеневые опре деления, но и понять, осоз нать в процессе рисования. Большое значение имеет ме тод передачи теней. Начиная рисовать, ученик должен помнить, что переход от самого светлого к самому темному должен начинаться от общего к частному. Внима ние учащихся вначале должно быть обращено на отношение теней на предмете несложной формы, и при этом нужно дать три основные градации силы теней: свет, полутень и тень. Впоследствии вводят понятия о рефлексах, бликах и падающих тенях. Основная установка при объемном рисовании— увидеть натуру целиком, охватить её объемную форму зрительно. Нелегкая работа учителя при объемном рисовании— отучить ребят от линейного рисования. Рисуя объемную форму ли нейно, учащийся не должен отделять линию от массы пред мета, понимая, что она при надлежит массе. С этой целью необходимо давать такие у п ражнения, которые сделают невозможным движение по краям предмета, не допускаю щим его «оконтуривание» в рисунке, это рисование кистью (одним цветом) при соблюдении следующих условий: рисовать с натуры объем ный предмет, начиная работу без карандаша или другого контура: рисовать не концом кисти, а всей шириной, чтобы уча щиеся не пытались рисовать линией; начинать рисунок от середи ны предмета и двигаться к краям листа. После таких упражнений учащиеся поймут, что в рисун ке соответствующем натуре, контур должен быть незамет ным; он не должен бросаться в глаза. Полезно обращать внимание учапщхся на то, что при и з вестных условиях освещения и фона контур может стать еле заметным и даже обры ваться и местами исчезать. Предостерегает от оконтури- вания еще такой метод, как наброски с движущих пред метов. Рисование контура такой на туры невозможно; поневоле рисование движущей модели будет идти не по контуру, а по массе, в результате будет достигнуто понимание особен ностей формы, понимание об щей массы. Такие упражнения можно давать подготовленным ребя там в старших классах. Рисование с движущейся модели (курицы, гуся, кроли ка и т. д.) развивает память и уточняет представления, что имеет большое значение в обу чении рисованию, также и во всем обучении. СТРУКТУРА УРОКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ Уроки рисования имеют мно го общего с уроками по дру гим предметам. Вместе с тем, они имеют свои особенности, присущие данному предмету. Урок рисования с натуры слагается из: объяснения за дания учителем: выполнения учащимися задания: просмот ра рисунков в процессе рисо вания и оказания им помощи: подведение итогов урока. Объяснение задания не за ключается в том, что учитель расскажут особенности формы, строения предмета, пропорции частей особенности цвета, это приведет к пассивности-ребят. Учитель обязан организовать наблюдение натуры с тем рас четом, чтобы учащиеся сами решили эти вопросы. Если- постановка ставится впервые и до нее не было аналогичной, учитель показы вает на доске последователь ность выполнения задания. При этом предупредить уча щихся, что натура всем видна по-разному и потому нужно рисовать со своего места и не пытаться рисовать с доски. После тщательного разбора ребята приступают к рисова нию постановки. Во время выполнения зада ния учитель обходит учащих ся и просматривает их рисун ки, исправляет допущенные ошибки у отдельных учеников. Лучше подвести ученика к то му, чтобы он сам нашел ошиб ку и исправил ее. Часто об наруживаются общие ошибки. В таких случаях учителю при ходится давать объяснения всему классу. Он предлагает на время прекратить работу и выслушать объяснения. В ходе работы учащихся, учитель намечает, какие ри сунки можно показать классу. Работы выбирать лучшие, с небольшими ошибками. При показе классу отметить в них передачу формы, пропорции светотени и др. Наряду с этим указать и недочеты. Следует останавливаться и на слабых рисунках. Отметить, почему они такими получились. Обычно такие работы по лучаются у невнимательных учеников или которые спешат в работе, не выполняют указа ния учителя. Подведение итогов урока предупреждает от подобных ошибок в будущем и удовлет воряет желание учащихся уви деть результаты работ своих товарищей, вносит организо ванность и порядок в классе. При составлении плана уро ка, учитель должен правильно рассчитать время. Большая часть времени должна идти на выполнение рисунка учащими ся. Для объяснения нового урока не должно идти более 8— 10 минут, а еелиурок ана логичен ранее пройденным, то еще меньше. На подведение итогов урока достаточно 2— 3 минуты. Таковы основные положения метода обучения рисованию с натуры. И при правильном вы полнении каждого слагаемого урока добьемся максимальной эффективности. Я не стал описывать отдель ные своп уроки, а остановил ся на общих положениях по тому, что это больше нужно каждому учителю рисования, особенно учителям начальных классов. М. Игрунов, учитель рисования и черчения Тульской семилетней школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz