Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

3 февраля 1960 г„ № 14 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 1 9 . О Б У Р О К А Х Р И С О В А Н И Я 1-1аши предыдущие школьные 1 * программы и проект программы по рисованию 1959 года предусматривают три вида рисования: рисова­ ние с натуры, декоративное рисование и рисование на те­ мы. Однако некоторые учителя допускают копировальный ме­ тод. Почему я делаю такой вы­ вод? А потому, что когда на­ чинаешь объяснять ребятам последовательность рисова­ ния натуры с одновременным изображением её на доске, то они тут же стремятся скопи­ ровать в свои блокноты, не за­ мечая того, что вид на натуру для каждого совершенно дру­ гой. Иногда надо прибегать к методу близкому к копировке и то только в начальном обуче­ нии. Например, дети учатся рисовать, подражая приемам построения узора, показанным учителем на доске, или под­ ражая ровно закрашивать опре­ деленную поверхность аква­ рельной краской. Этот метод показывает, ка к и в какой последовательности нужно рисовать. Но надо пом­ нить, что копировальный ме­ тод тормозит развитию умения изображать объем и простран­ ство на плоскости, лишает его самостоятельной активно­ сти в работе, ограничивает развитие творческих способ­ ностей. Программа по рисованию пре­ дусматривает возрастные осо­ бенности детей. Если в 1— 2-м классах ставится задача— на­ учить учащихся передавать в рисунке соотношения ширины к высоте, частей к целому и их расположение, го в 3— 4 классах учащиеся должны иметь понятия об уровне зре­ ния, с явлением кажущегося уменьшения величины пред­ метов или их частей по мере удаления, перспективного сближения уходящих в глуби­ ну параллельных линий,о све­ тотени, ка к средстве выявле­ ния объема предметов в рисун­ ке. А в 5— 6 классах прово­ дится более углубленное оз­ накомление е перспективным изображением, о законах све­ тотени, соотношении цвета в группе предметов. Работу а к­ варелью надо начинать со 2-го класса. Ка к видите, читатель, школь­ ная программа многому обя­ зывает учителей начальных классов и учителей рисования 5— 6 классов. Справляемся ли мы с этой работой? Мне кажется, нет. Я веду уроки рисования в школе 9 - ё год, неплохо знаю мето­ дику преподавания, до неко­ торой степени сам владею ри­ сунком, могу рисовать. Но, к сожалению, не могу добиться, чтобы каждый ученик, окан­ чивающий 6-й класс, мог ри­ совать. Некоторые родители, да и учителя, считают, что каждо­ го ребенка нельзя научить ри­ совать, для этого должен быть природный дар. Но мно­ гие школы на практике дока­ зали, что все дети без исклю­ чения могу? научиться рисо­ вать. И при правильной по­ становке обучения рисованию эта задача вполне выполнима, и мы обязаны её выполнить. Основной причиной того, что наши ребята мало получают знаний и навыков рисования, я считаю слабую постановку обучения рисованию в началь­ ных классах, где они учатся 4 года. Ребята приходят в 5-й класс, не имея никакого представле­ ния о передаче объемной фор­ мы предмета, некоторые даже не справляются е задачами 2-го класса. Я не хочу полно­ стью обвинить учителей на­ чальных классов. Очевидно им самим дали такие знания по методике преподавания рисун­ ка педагогические училища. Поэтому я хочу остановиться на некоторых вопросах пре­ подавания рисунка с натуры. ПЕРВЫЕ УРОКИ РИСОВАНИЯ Начиная с 1-го класса, на­ до приучать учащихся сидеть прямо, не наклоняя .сильно головы. При таком положении ребенок видит всю изобрази­ тельную поверхность и весь рисунок. Композиционное ре­ шение, а также размер рисун­ ка в целом и пропорции бу­ дут найдены им правильнее, чем с близкого расстояния. Требовать от учащихся, что­ бы они периодически относи­ ли свой рисунок на вытянутую руку, что поможет быстрее найти свою ошибку. Приучать детей держать ка ­ рандаш подальше от очинен­ ного конца тремя пальцами: средний—поддерживает снизу, указательный— справа, а боль­ шой— слева. Этот прием не по­ зволит закрывать рисунок сво­ ей рукой и делать сильные нажимы на карандаш. При проведении вертикаль­ ных линий ребята часто кло­ нят их в правую сторону, по­ тому что держат лист бумаги ка к яри письме. Поэтому надо требовать дожить его прямо, чтобы боковые стороны лнста соответствовали боковым кра­ ям парты. С первого- урока рисования следует объяснить детям наз­ начение резинки и ка к ею пользоваться. Резинку надо стараться применять только при оконченном рисунке, а в дальнейшем советовать вообще не применять её. Дело в том, что когда ребенок проведет тонкую неправильную линию, то по ней легче провести пра­ вильную. А.работа без резин­ ки приучает ребят к внима­ тельности, чтобы не допустить излишеств. Особенно не сле­ дует применять резинку, ко­ гда готовят рисунок под а к­ варель. На те места, где упо­ требляли резинку, краска пло­ хо ложится, даже меняет тон и цвет. Если в классе стоят парты в три ряда, то надо ставить' три одинаковых натуры. Две — в междурядьях и одну впе­ реди, чтобы каждый ученик хорошо мог её видить. В первых двух классах нуж ­ но ставить предметы фрон­ тально, в таком положении, чтобы не было перспективных сокращений. Сама натура дол­ жна быть плоской или с не­ большим объемом, чтобы дать возможность наблюдать основ­ ную форму предмета, отноше­ ние ширины предмета к высо­ те. Основная задача учителя этих классов — развить у учащихся наблюдательность, уметь анализировать и осо­ знавать видимое, вернее, под­ готовить ребят к объемному рисованию. Настоящее обучение рисова­ нию начинается по-существу с момента перехода к объем­ ному изображению. Вся слож­ ность заключается в том, что­ бы на двухмерной бумаге изо­ бразить объем, то есть пере­ дать три измерения. С первых уроков рисования объемной формы предметов мы обязаны дать ученикам по­ нятие об этой форме. Эти по­ нятия можно дать путем срав­ нения и установления разни­ цы между плоской и объем­ ной формой. Например, форму шара сравнять с равновеликим картонным кругом или кр уж ку с её силуэтом, вырезанным из картона. Следует показать эту разницу и на рисунке. После определенных поня­ тий и навыков о передаче явлений светотени, они' дол­ жны усвоить закономерность распространения света в за­ висимости от источника света и формы предмета. Далее учащиеся должны наблюдать и усвоить светоте­ невые определения: с в е т - плоскость, обращенная пря­ мо к источнику света; тень— плоскость, находящаяся в противоположном от света направлении, полутон— плос­ кость, находящаяся в различ­ ных по отношению к источни­ к у света направлениях; реф­ ле кс -пло с ко с ти , освещенные отраженным светом: б л и к - часть освещенной плоскости, сильно отражающая лучи све­ та. Учащиеся должны не толь­ ко усвоить светотеневые опре­ деления, но и понять, осоз­ нать в процессе рисования. Большое значение имеет ме­ тод передачи теней. Начиная рисовать, ученик должен помнить, что переход от самого светлого к самому темному должен начинаться от общего к частному. Внима­ ние учащихся вначале должно быть обращено на отношение теней на предмете несложной формы, и при этом нужно дать три основные градации силы теней: свет, полутень и тень. Впоследствии вводят понятия о рефлексах, бликах и падающих тенях. Основная установка при объемном рисовании— увидеть натуру целиком, охватить её объемную форму зрительно. Нелегкая работа учителя при объемном рисовании— отучить ребят от линейного рисования. Рисуя объемную форму ли­ нейно, учащийся не должен отделять линию от массы пред­ мета, понимая, что она при­ надлежит массе. С этой целью необходимо давать такие у п ­ ражнения, которые сделают невозможным движение по краям предмета, не допускаю­ щим его «оконтуривание» в рисунке, это рисование кистью (одним цветом) при соблюдении следующих условий: рисовать с натуры объем­ ный предмет, начиная работу без карандаша или другого контура: рисовать не концом кисти, а всей шириной, чтобы уча­ щиеся не пытались рисовать линией; начинать рисунок от середи­ ны предмета и двигаться к краям листа. После таких упражнений учащиеся поймут, что в рисун­ ке соответствующем натуре, контур должен быть незамет­ ным; он не должен бросаться в глаза. Полезно обращать внимание учапщхся на то, что при и з­ вестных условиях освещения и фона контур может стать еле заметным и даже обры­ ваться и местами исчезать. Предостерегает от оконтури- вания еще такой метод, как наброски с движущих пред­ метов. Рисование контура такой на­ туры невозможно; поневоле рисование движущей модели будет идти не по контуру, а по массе, в результате будет достигнуто понимание особен­ ностей формы, понимание об­ щей массы. Такие упражнения можно давать подготовленным ребя­ там в старших классах. Рисование с движущейся модели (курицы, гуся, кроли­ ка и т. д.) развивает память и уточняет представления, что имеет большое значение в обу­ чении рисованию, также и во всем обучении. СТРУКТУРА УРОКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ Уроки рисования имеют мно­ го общего с уроками по дру­ гим предметам. Вместе с тем, они имеют свои особенности, присущие данному предмету. Урок рисования с натуры слагается из: объяснения за­ дания учителем: выполнения учащимися задания: просмот­ ра рисунков в процессе рисо­ вания и оказания им помощи: подведение итогов урока. Объяснение задания не за­ ключается в том, что учитель расскажут особенности формы, строения предмета, пропорции частей особенности цвета, это приведет к пассивности-ребят. Учитель обязан организовать наблюдение натуры с тем рас­ четом, чтобы учащиеся сами решили эти вопросы. Если- постановка ставится впервые и до нее не было аналогичной, учитель показы­ вает на доске последователь­ ность выполнения задания. При этом предупредить уча­ щихся, что натура всем видна по-разному и потому нужно рисовать со своего места и не пытаться рисовать с доски. После тщательного разбора ребята приступают к рисова­ нию постановки. Во время выполнения зада­ ния учитель обходит учащих­ ся и просматривает их рисун­ ки, исправляет допущенные ошибки у отдельных учеников. Лучше подвести ученика к то­ му, чтобы он сам нашел ошиб­ ку и исправил ее. Часто об­ наруживаются общие ошибки. В таких случаях учителю при­ ходится давать объяснения всему классу. Он предлагает на время прекратить работу и выслушать объяснения. В ходе работы учащихся, учитель намечает, какие ри­ сунки можно показать классу. Работы выбирать лучшие, с небольшими ошибками. При показе классу отметить в них передачу формы, пропорции светотени и др. Наряду с этим указать и недочеты. Следует останавливаться и на слабых рисунках. Отметить, почему они такими получились. Обычно такие работы по­ лучаются у невнимательных учеников или которые спешат в работе, не выполняют указа ­ ния учителя. Подведение итогов урока предупреждает от подобных ошибок в будущем и удовлет­ воряет желание учащихся уви­ деть результаты работ своих товарищей, вносит организо­ ванность и порядок в классе. При составлении плана уро­ ка, учитель должен правильно рассчитать время. Большая часть времени должна идти на выполнение рисунка учащими­ ся. Для объяснения нового урока не должно идти более 8— 10 минут, а еелиурок ана­ логичен ранее пройденным, то еще меньше. На подведение итогов урока достаточно 2— 3 минуты. Таковы основные положения метода обучения рисованию с натуры. И при правильном вы­ полнении каждого слагаемого урока добьемся максимальной эффективности. Я не стал описывать отдель­ ные своп уроки, а остановил­ ся на общих положениях по­ тому, что это больше нужно каждому учителю рисования, особенно учителям начальных классов. М. Игрунов, учитель рисования и черчения Тульской семилетней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz