Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
З а р у б е ж о м О в р е д е р е л и г и о з н ы х о б р я д о в рел и гия держит сознание ве- г рующих людей во власти неправильных и антинаучных представлений о природе и об ществе . Пропит анная моралью старого эксплуататорского об щества, религия мешает фор мированию у людей новых, вы соких моральных качеств, не обходимых строителям ком мунизма . О дним из н аиболее живучих религиозных пережитков яв ляется соблюдение религиоз ных праздников и обрядов . Эт и пр аздники и обряды про должают до сих пор держать под своим влиянием опреде ленное количество людей . У нас можно встретить и таких людей, которые, называя себя атеистами, сами примиренче ски относятся к религиозным праздникам и обрядам, а по рой принимают участие в их отправлении . Что же предст авляют собой религиозные праздники и об ряды, каково их происхожде ние ? С лужители церкви по-р аз ному объясняют происхожде ние праздников и обрядов, но все приходят к одному, что праздники и обряды раз и на всегда установлены богом . Н аучные же данные говорят о том, что религия и все ей присущее имеют самое земное происхождени е. Н аука неопровержимо ут верждает, что религиозные праздники и обряды возникли в первобытном обществе, ко г да производительные силы на ходились на низком уровне развити я. О ни явились резуль т атом неверного представле ния людей о собственной и ок ружающей их природе . Б есси лие в борьбе с природой и м а лый запас знаний порождали в сознании первобытных людей представление о том, что вся природа населена скрытыми, но могущественными сущест вами, по желанию которых происходят все явления в при роде, то хорошие для челове ка, то злые, приносящие вся кие бедствия . Из э тих темных и невежественных предст авле ний и начали развиваться пер вобытные религиозные воззре ния -вера в добрых и злых духов, в чертей, в чудеса, в богов . С ц елью воздейство вать на добрых или злых духов, ублаготворить их или как-ни будь избавиться от того вре да, который они якобы при чиняют человеку, первобытные люди приносили им жертвы, совершали различные магиче ские, колдовские действия . Т ак вместе с возникновением религии зародилась и ее об рядность, которую иначе на зывают религиозным культом (почитание ). Вн ачале обряды проводились коллективно, по том специальными лицами— колдунам и. Со временем все события в жизни первобытных людей с тали сопровождаться сложной магической обрядностью . Т ак, перед началом наиболее важ ных хозяйственных работ, пе ред севом или уборкой урожая, перед выгоном скота на па стбища, перед охотой или рыб ной ловлей древние земледель цы, скотоводы и охотники обращались с заклинаниями к духам, приносили им жертвы, просили помощи . Постепен но т акие действия стали про водиться в определенные сро ки, повторяться ежегодно . Т ак стали складываться религиоз ные культы с многочисленны ми праздниками и обрядами . В первобытные времен а лю ди считали, что внимание то го или иного духа легче при влечь, если обращаться с со ответственными молитвами к его изображению . Древний че ловек изготовлял эти изобр а жения такими, как подсказы вала ему фантазия и припи сывал им различные сверхъ естественные свойства . Т ак появлялись и иконы. Довольно ясное предст авле ние об общности древних и сов ременных религиозных обрядов дают следующие примеры . Обря д крещения детей в разных христианских религиях проводится по разному: право славные погружают ребенка в воду, католики обливают, а протестанты окропляют его . О дн ако суть этого обряда вез де одна и та же . О н а уходит своими корнями в далекое первобытное прошлое древнего человека . Древний человек не поним ал, почему бывают бо лезни и смерти людей, и по лагал, что это происходит по воле злых духо в. Поэтому, чтобы спасти жизнь новорож денному, надо было его, по мнению древних людей, огра дить от злого дух а. С этой целью у всех древних наро дов и совершался обряд кол довского «очищения» водой. Бабка за дедкой, в н уч ка за бабкой... Ребенка погружали в воду или обмывали его, произнося при этом заклинания против злых духов. Немало магических дейст вий содержит в себе и обряд церковного брака. Когда-то далекие предки человека ста рались отогнать от новобрач ных злых духов с помощью угрожающих жестов, огня, ды ма. Вот почему и теперь во время венчания поп обмахива ет жениха и невесту крестом, заставляет держать их горя щие свечи, окуривает их ла даном. У древних людей же ниха и невесту водили вокруг дуба, елки или ракитового куста. Женщины одевали на голову венки из живых цве тов, дожили за пазуху плоды и семена. Это делалось для того, чтобы у новобрачных было хорошее здоровье и по томство. Теперь же вместо венков церковь применяет ме таллические «венцы», которые надевают на голову жениху и невесте, водят же их не во- кру г дерева, а вокруг «аналоя». Такова картина истории про исхождения религиозных праз дников и обрядов. В эксплуататорском общест ве забитые труженики совер шали религиозные обряды с надеждой получить облегчение в земной жизни и награду на небесах. Религия одурманива ла сознание трудящихся, от влекала их от классовой борь бы за освобождение. На про тяжении веков прививались религиозные верования, на правленные на превращение трудящихся в терпеливых ра бов. К обряду «очищения» от злых духов водой церковь при стегнула поучение о врожден ной «греховности» человека. У нас в стране уничтожены социальные причины, которые порождают и питают религию. Трудящиеся нашей страны являются полноправными хо зяевами своей Родины, своей жизни. Они успешно решают задачи создания материально- технической базы коммунизма, все выше поднимают свое ма териальное благосостояние. Однако религиозные предрас судки до сих пор еще упорно держатся в сознании и быту некоторой части наших лю дей. Иногда среди молодежи встречаются люди, которые хо дят в церковь, молитвенные дома, выполняют религиозные обряды, справляют церковные праздники. Религиозные праздники ока зывают вред здоровью верую щих, наносят ущерб нашему хозяйству, часто они сопро вождаются невыходом на ра боту, пьянством, драками и не счастными случаями. Советский народ любит свои революционные жизнеутверж дающие праздники. Они вызы вают чувство гордости за нашу Советскую Родину, они укреп ляют волю к борьбе за новые успехп. Народу-творцу, наро- ду-герою не нужны религиоз ные праздники—праздники уныния и покорности. С. КУБЫШКО, член Общества по распространению политических и научных знаний. „ДЕМОНСТРАЦИЯ СИЛЫ1 ПРОВАЛИЛАСЬ ГАВАНА. 1 ноября. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Асойтет Посс, около 1500 солдат американской мор ской пехоты, высадилось 29 октября на американской во енно-морской базе в Гуантана мо на Кубе, покинули вче ра Гуантанамо и направи лись на свою постоянную ба зу в Пуэрто-Рико. Как уже сообщалось, высадка амери канской морской пехоты в Гу антанамо, которая была рас ценена даже американской пе чатью, как неуклюжая «демон страция силы», вызвала воз мущение в странах Латинской Америки и протесты в других странах. Б О И В А Л Ж И Р Е ПАРИЖ, 29 октября. (ТАСС). Парижская печать сообщает о кровопролитных боях между отрядами алжирской нацио нально-освободительной армии и французскими войсками. За последние сутки наиболее ожесточенные бои имели меето в департаменте Константина, в Кабилии и на юге депар тамента Оран. ЧЕРНЫЕ ДНИ ФРАНЦИИ БЕРЛИН, 28 октября. Ком ментируя вступление первых частей западногерманского бундесвера на территорию Франции, газета «Нейес Дейч- ланд» заявляет, что ныне для Франции наступили черные дни. Никто не забыл, что она только в течение последних ста лет трижды опустошалась ордами германского милита ризма. Газета подчеркивает, что особая трагичность тепереш ней, четвертой оккупации Франции состоит в том, что она осуществляется «мирно», под лживым лозунгом «общ ности» Франции с НАТО и ее смертельным врагом—герман ским милитаризмом. ЛОНДОН, 28 октября. Как передает парижский коррес пондент агентства Рейтер, во Франции обсуждаются планы подготовки летчиков западно германских военно-воздушных сил во французских летных школах. Об этом сообщил сегодня представитель фран цузского министерства иност ранных дел. К О Н Ц Е Р Т С НЬЮ ЙОРК, 29 октября. Вчера в нью-йоркском концертном за ле Карнеги-холл состоялся предпоследний концерт совет ского пианиста Святослава Рихтера. Концерт прошел с большим успехом. Публика подолгу аплодировала талант ливому пианисту, неоднократ но вызывая его на бис. У входа в здание Карнеги- холл уже много дней не сни мается аншлаг «Все билеты . Р И Х Т Е Р А проданы». Однако, несмотря на это, ньюйоркцы не остав ляют надежду каким-либо об разом купить билет на^онцерт Святослава Рихтера и толпа ми задолго до начала концер та стоят у входа в зал, вст речая всех входящих одним и тем же вопросом: «Нет ли лишнего билета?» Как и на предыдущих кон цертах С. Рихтера, зал был переполнен. КОНТАКТЫ МОГУТ СТАМБУЛ, 29 октября. Се годня в Москву вылетела де легация представителей торго во-промышленных палат Стам була, Анкары, Измира и дру гих крупнейших городов Тур ции. Глава делегации Бехчето глу, являющийся членом прав ления союза промышленных и торговых палат Турции, зая вил корреспонденту ТАСС: «Пе ред поездкой мы обсудили на общем собрании экспортеров и БЫТЬ РАСШИРЕНЫ импортеров вопросы советско- турецких торговых отношений и пришли к выводу, что они могут быть расширены. Зада чей нашей делегации во вре мя контактов в Москве будет установить причины, тормозя щие развитие советско-турец кой торговли с тем, чтобы уст ранить их. Мы верим, что тор говые отношения между наши ми странами будут 'развивать ся». ПРОБЛЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ Д О Л Ж Н А Б Ы Т Ь Р Е Ш Е Н А ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЖ . НЕРУ ДЕЛИ, 30 октября. Вчера в Райпуре открылась сессия Вееиндийского комитета пар тии Индийский национальный конгресс. В первый день ра боты комитет единогласно принял резолюцию по между народному положению. В резо люции подчеркивается настоя тельная необходимость пол ного и всеобщего разоруже ния, запрещения испытаний, производства, накопления и использования термоядерного оружия Только мирное сосу ществование между народами,! указывается в резолюции, яв' ляется основой для достиже ния всеобщего мира. Резолюция требует уничто жения колониальной систе мы, приветствует рождение но вых независимых государств. Выступивший при обсужде нии проекта резолюции пре мьер-министр Индии Дж. Не ру подчеркнул, что проблема разоружения должна быть разрешена в течение ближай ших трех—четырех лет. 1 Редактор А. ЧЕРНЫХ- Тербуны, Липецкой области, типография газеты „Ленинская правда" Тираж 2500 экз. Заказ № 415
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz