Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 1 7 . ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ Советская страна пережи­ вает пору мощного подъема. Бурными темпами развивается экономика государства, небы­ валый расцвет переживает наука и культура, неуклонно повышается благосостояние трудящихся. Постановление партии и пра­ вительства о школе ставит перед вновь создаваемой обя­ зательной восьмилетней шко- *—дой задачу—подготовить мо­ лодежь, хорошо знающую ос­ новы наук и способную к си­ стематическому общественно­ полезному труду. Успешное решение задачи по укреплению связи препода­ вания географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства требует сущест­ венных изменений в организа­ ции и методах учебно-воспи­ тательной работы. Особое вни­ мание должно быть обращено на активизацию учащихся в процессе обучения. Одним из — ■важнейших средств такой а к­ тивизации является система­ тическая работа с картами раз­ личного содержания. ^ Усиление внимания к само- 7 \стоятельным работам учащих- Ч а /ся требует перестройки струк­ туры урока в сторону увели­ чения времени на изучение но­ вого материала и его закреп­ ления е помощью различных упражнений по картам атласов, выполнение заданий по кон­ турным картам и т. д. Проводя в 9 классе урок по ■ теме «Природные условия Се­ веро-Запада Европейской час­ ти РСФСР», выбираю метод ра­ боты. Основной метод работы: уча­ щиеся самостоятельно работа­ ют с картой, учитель обобщает и дополняет их выводы. В начале урока коротко го ворю о всемирно-историческом значении победы Советской Ар­ мии над фашистской Герма­ нией. Территория Калининград­ ской области была включена в состав нашей страны в 1945 году. В СССР Калининградская область играет почетную роль часового на крайнем выступе нашей западной границы “ и служит выходом к морю зна -( чительной части нашей страны. Предлагаю учащимся обра­ титься к карте и продумать, какие особенности имеет гео­ графическое положение Севе­ ро-Запада. Северо-Запад выходит к го­ сударственной границе СССР с Финляндией и Норвегией: омы­ вается морями Атлантического и Северного Ледовитого океа­ нов. По Валдайской возвышен­ ности проходит главный водо­ раздел Европейской части на ­ шей страны. С него начина­ ются реки, воды которых ухо­ дят к морям: Балтийскому,' Каспийскому и Черному. Обоб­ щая сказанное ими, прошу дать оценку географического положения Северо-Запада. Затем предлагаю учащимся продумать вопрос о том, как изменилось после Великой Оте­ чественной войны экономико­ географическое положение соб­ ственно Северо-Запада и Ка ­ лининградской области. Даю учащимся задание со­ ставить, пользуясь картой, характеристику природных ус­ ловий Северо-Запада. Через несколько минут вызываю од­ ного из учеников к доске для ответа на этот вопрос. За от­ вет ставлю оценку. Подводя итог сказанному, прошу дать оценку природных условий для развития хозяйства Северо- Западных областей Европей­ ской части РСФСР. Этим я добиваюсь следующего: Во-первых, учащиеся приоб­ С У М С К А Я О Б Л А С Т Ь . Самодеятельный драматч-.ч с- ьий коллектив Шосткинского Дворца культуры имени К. Маркса за 38 лет своего существования показал не­ мало интересных спектаклей. Недавно коллективу при- , своено звание народного театра. В его группе 35 самодея­ тельных актеров— рабочие, служащие, домохозяйки, пенсионеры. Руководит театром режиссер С. А . Кири _ ч й я к о . Сейчас творческий коллектив работает над по становкой пьесы «Любовь на рассвете" Я. Галана. Н А С Н И М К Е : разбор отдельных сцен после репетиции" Второй справа—режиссер С. А . Кириченко. Фото А . Завгороднего. Фотохроника Т А С С ретают навыки самостоятель­ ной работы; во-вторых, учатся раскрывать взаимосвязи от­ раслей сельского хозяйства, природы и промышленного про­ изводства. В 5 классе на уроке геогра­ фии по теме: «Использование рек в хозяйственной деятель­ ности человека», ставлю перед учащимися цель урока. При изложении материала опира­ юсь на знания учащихся, при­ обретенные ранее! Односложные и бессистем­ ные ответы детей привожу в порядок и пополняю их фак­ тическим материалом, исполь­ зуя местный материал, стен­ ные картины и карту. Задаю классу вопрос: Ка ­ кую электрическую станцию на реке вы знаете? Где сейчас в нашей стране строятся мощные электриче­ ские станции? Показываю на карте города Куйбышев, Сталинград, Братск и рассказываю, ка к при помо­ щи плотин поднимается уро­ вень воды, затопляется доли­ на и образуется водохранили­ ще. —На карте находятся Ры­ бинское и Цимлянское водо­ хранилища. Чтобы соединить реки для удобства судоходст­ ва, через водоразделы проры­ вают каналы. Вопрос: Какие вы знаете каналы? На карте показываю Волго-Донской канал имени В. И. Ленина, канал пмени Москвы, Беломорско-Балтий­ ский канал. Следующий этан урока— ра­ бота с картой. Даю задание учащимся надписать на кон­ турной карте: Рыбинское и .Цимлянское водохранилища (затушевать их синим каран­ дашом) и каналы: Волго-Дон­ ской имени В. И. Ленина, име­ ни Москвы, Беломорско-Бал­ тийский (провести их красным карандашом). Работа с картой должна быть организованной: вызы­ ваю ученика к стенной карте п прошу показать объект,а ос­ тальные учащиеся уточняют его на своих картах и толь­ ко после этого наносят его на контурную карту. Убедившись, что основная масса учащихся выполнила первое задание, вызываю дру­ гого ученика к карте пока­ зать второй объект. Урок проходит живо и ин­ тересно, все учащиеся вовле­ чены в работу. Дети приобре­ тают навык работы с картами атласов и контурной картой. Уроки географии требуют от учителя много лучшего. Учи­ тель должен проводить боль­ шую самообразовательную ра­ боту по повышение методиче­ ского уровня. А . Строева. учительница 2-й Тербунской средней школы. 18. Р а б от а н а д у свое н и ем б е з у д а р н ы х гл а с ны х Тема «Безударные гласные» занимает большое, серьезное место в русском языке. Изучение безударных глас­ ных начинается со второго класса, но подготовку к изу­ чению этой темы я начинаю еще в первом классе. В начале второго года обу­ чения учащиеся знакомятся с ударением, а позднее, перед переходом к безударным глас­ ным— с родственными словами. Без понимания родственных слов нельзя понять и усвоить правописание безударных глас­ ных. По данной теме работу про­ вожу, примерно, так. Даю слова для разбора (вода, к о ­ са, ко за и др .), которые вы­ вешиваю на плакате или за­ ранее пишу на доске, но до объяснения материала от уча­ щихся они закрыты. Учащиеся читают слова, вы­ ясняют, сколько слогов в сло­ ве вода, какой слог ударный, какой безударный. — Какую ошибку можно до­ пустить в слове вода? (После в написать а). —Почему можно допустить такую ошибку? (Слог во безу­ дарный). —Будем подбирать род­ ственные слова к слову вода до тех пор, пока слог во ста­ нет ударным (Воды , водный). Какую же букву будем пи­ сать в слове вода? (Букву о). В таком же порядке разби­ раем с учащимися остальные слова. После всего этого учащиеся сами дают вывод: чтобы у з ­ нать, какую гласную букву, нужно писать в безударном слоге, надо подобрать родст­ венное слово с ударением на этом слоге. При подборе про­ верочного слова необходимо прежде всего обратить внима­ ние на значение слова, а по­ том уже на его ударение. Правило учащиеся поняли, выучили наизусть и, притом, сознательно. Но ошибки уча­ щиеся допускают. Трудность заключается в том, что уча­ щиеся не умеют быстро подо­ брать нужное родственное сло­ во.Много времени мне пришлось затратить на подбор родствен­ ных слов, добиваясь сознатель­ ного написания слов с безу­ дарными гласными учащимися. Подбор проверочных слов проходил следующими спосо­ бами: дворы, снопы , столы, полы— это когда много. ~ А если один предмет, то ка к мо­ жно сказать? (Двор, сноп, стол, пол). Или наоборот: сосна—это одна. А если много? (Сосны). Коза— это большая, а если нужно ласково сказать о ма­ ленькой козе, то ка к мы го ­ ворим? (Козочка). Ловил , носил, косил , во­ зил— это давно было, уже прошло. А если это делается сейчас, то к а к скажем? (Л о ­ вит. носит, ко си т , возит). От учащихся нужно доби­ ваться сознательного усвоения грамматического материала. С этой целью использую раз­ личные методы фронтального опроса. Здесь большую роль играет применение карточек. Каждый ученик имеет карточку со сло­ вами, в которых написаны слова с безударными гласны­ ми. Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные бук­ вы, не показывая друг другу. Последнее условие учащиеся младшего возраста строго соб­ людают. При проверке работы спрашиваю у учащихся:«Какую букву вставили в первом сло­ ве?,» Поднимают учащиеся кар­ точки с буквой а. Если ученик ошибся, то его же и спраши­ ваю: «Какое слово он прове­ рял? Какое проверочное слово подобрал ?» Применение карточек имеет положительное значение: все учащиеся активно работают; сразу можно обнаружить тех учеников, которые плохо ус­ воили данный материал. Фронтальный опрос при­ меняется почти на каждом уроке. Например, для разбора берутся слова: гора , стена, пила. Учащиеся читают пер­ вое слово. Выясняют, сколько слогов в слове гора? (Два слога го -ра). Какой слог бе­ зударный? (Го). К а к прове­ рим? и т. д. При закреплении данной те­ мы можно проводить игры грам­ матического характера, кото­ рыми учащиеся очень увлека­ ются; Закреплению данной темы «Безударные гласные» уде­ ляется большое внимание раз­ личным видам творческих ра­ бот. Итак, при изучении данной темы используются следую­ щие виды работ: I. Устные: нахождение и подбор родствен­ ных слов, нахождение удар­ ных и безударных слов, под­ бор проверочных слов, работа с карточками. И. Письменные: зрительный диктант, слуховой предупредительный диктант, придумывание предложений со- словами и запись их в тет­ ради, изложение, >составление рассказа по опорным словам и запись его в тетради, объ­ яснительный диктант, работа по картине, работа над ошиб­ ками. Такие систематически про­ водимые упражнения дают по­ ложительные результаты. Уча­ щиеся усваивают написание слов, предусмотренных прог­ раммой. Только совокупность различ­ ных приемов и видов работы, большая самостоятельность учащихся на уроках помогут достигнуть правильности пись­ ма слов с проверяемыми без­ ударными гласными. А . Ионова. учительница Покровской семилетней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz