Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 1 7 . ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ Советская страна пережи вает пору мощного подъема. Бурными темпами развивается экономика государства, небы валый расцвет переживает наука и культура, неуклонно повышается благосостояние трудящихся. Постановление партии и пра вительства о школе ставит перед вновь создаваемой обя зательной восьмилетней шко- *—дой задачу—подготовить мо лодежь, хорошо знающую ос новы наук и способную к си стематическому общественно полезному труду. Успешное решение задачи по укреплению связи препода вания географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства требует сущест венных изменений в организа ции и методах учебно-воспи тательной работы. Особое вни мание должно быть обращено на активизацию учащихся в процессе обучения. Одним из — ■важнейших средств такой а к тивизации является система тическая работа с картами раз личного содержания. ^ Усиление внимания к само- 7 \стоятельным работам учащих- Ч а /ся требует перестройки струк туры урока в сторону увели чения времени на изучение но вого материала и его закреп ления е помощью различных упражнений по картам атласов, выполнение заданий по кон турным картам и т. д. Проводя в 9 классе урок по ■ теме «Природные условия Се веро-Запада Европейской час ти РСФСР», выбираю метод ра боты. Основной метод работы: уча щиеся самостоятельно работа ют с картой, учитель обобщает и дополняет их выводы. В начале урока коротко го ворю о всемирно-историческом значении победы Советской Ар мии над фашистской Герма нией. Территория Калининград ской области была включена в состав нашей страны в 1945 году. В СССР Калининградская область играет почетную роль часового на крайнем выступе нашей западной границы “ и служит выходом к морю зна -( чительной части нашей страны. Предлагаю учащимся обра титься к карте и продумать, какие особенности имеет гео графическое положение Севе ро-Запада. Северо-Запад выходит к го сударственной границе СССР с Финляндией и Норвегией: омы вается морями Атлантического и Северного Ледовитого океа нов. По Валдайской возвышен ности проходит главный водо раздел Европейской части на шей страны. С него начина ются реки, воды которых ухо дят к морям: Балтийскому,' Каспийскому и Черному. Обоб щая сказанное ими, прошу дать оценку географического положения Северо-Запада. Затем предлагаю учащимся продумать вопрос о том, как изменилось после Великой Оте чественной войны экономико географическое положение соб ственно Северо-Запада и Ка лининградской области. Даю учащимся задание со ставить, пользуясь картой, характеристику природных ус ловий Северо-Запада. Через несколько минут вызываю од ного из учеников к доске для ответа на этот вопрос. За от вет ставлю оценку. Подводя итог сказанному, прошу дать оценку природных условий для развития хозяйства Северо- Западных областей Европей ской части РСФСР. Этим я добиваюсь следующего: Во-первых, учащиеся приоб С У М С К А Я О Б Л А С Т Ь . Самодеятельный драматч-.ч с- ьий коллектив Шосткинского Дворца культуры имени К. Маркса за 38 лет своего существования показал не мало интересных спектаклей. Недавно коллективу при- , своено звание народного театра. В его группе 35 самодея тельных актеров— рабочие, служащие, домохозяйки, пенсионеры. Руководит театром режиссер С. А . Кири _ ч й я к о . Сейчас творческий коллектив работает над по становкой пьесы «Любовь на рассвете" Я. Галана. Н А С Н И М К Е : разбор отдельных сцен после репетиции" Второй справа—режиссер С. А . Кириченко. Фото А . Завгороднего. Фотохроника Т А С С ретают навыки самостоятель ной работы; во-вторых, учатся раскрывать взаимосвязи от раслей сельского хозяйства, природы и промышленного про изводства. В 5 классе на уроке геогра фии по теме: «Использование рек в хозяйственной деятель ности человека», ставлю перед учащимися цель урока. При изложении материала опира юсь на знания учащихся, при обретенные ранее! Односложные и бессистем ные ответы детей привожу в порядок и пополняю их фак тическим материалом, исполь зуя местный материал, стен ные картины и карту. Задаю классу вопрос: Ка кую электрическую станцию на реке вы знаете? Где сейчас в нашей стране строятся мощные электриче ские станции? Показываю на карте города Куйбышев, Сталинград, Братск и рассказываю, ка к при помо щи плотин поднимается уро вень воды, затопляется доли на и образуется водохранили ще. —На карте находятся Ры бинское и Цимлянское водо хранилища. Чтобы соединить реки для удобства судоходст ва, через водоразделы проры вают каналы. Вопрос: Какие вы знаете каналы? На карте показываю Волго-Донской канал имени В. И. Ленина, канал пмени Москвы, Беломорско-Балтий ский канал. Следующий этан урока— ра бота с картой. Даю задание учащимся надписать на кон турной карте: Рыбинское и .Цимлянское водохранилища (затушевать их синим каран дашом) и каналы: Волго-Дон ской имени В. И. Ленина, име ни Москвы, Беломорско-Бал тийский (провести их красным карандашом). Работа с картой должна быть организованной: вызы ваю ученика к стенной карте п прошу показать объект,а ос тальные учащиеся уточняют его на своих картах и толь ко после этого наносят его на контурную карту. Убедившись, что основная масса учащихся выполнила первое задание, вызываю дру гого ученика к карте пока зать второй объект. Урок проходит живо и ин тересно, все учащиеся вовле чены в работу. Дети приобре тают навык работы с картами атласов и контурной картой. Уроки географии требуют от учителя много лучшего. Учи тель должен проводить боль шую самообразовательную ра боту по повышение методиче ского уровня. А . Строева. учительница 2-й Тербунской средней школы. 18. Р а б от а н а д у свое н и ем б е з у д а р н ы х гл а с ны х Тема «Безударные гласные» занимает большое, серьезное место в русском языке. Изучение безударных глас ных начинается со второго класса, но подготовку к изу чению этой темы я начинаю еще в первом классе. В начале второго года обу чения учащиеся знакомятся с ударением, а позднее, перед переходом к безударным глас ным— с родственными словами. Без понимания родственных слов нельзя понять и усвоить правописание безударных глас ных. По данной теме работу про вожу, примерно, так. Даю слова для разбора (вода, к о са, ко за и др .), которые вы вешиваю на плакате или за ранее пишу на доске, но до объяснения материала от уча щихся они закрыты. Учащиеся читают слова, вы ясняют, сколько слогов в сло ве вода, какой слог ударный, какой безударный. — Какую ошибку можно до пустить в слове вода? (После в написать а). —Почему можно допустить такую ошибку? (Слог во безу дарный). —Будем подбирать род ственные слова к слову вода до тех пор, пока слог во ста нет ударным (Воды , водный). Какую же букву будем пи сать в слове вода? (Букву о). В таком же порядке разби раем с учащимися остальные слова. После всего этого учащиеся сами дают вывод: чтобы у з нать, какую гласную букву, нужно писать в безударном слоге, надо подобрать родст венное слово с ударением на этом слоге. При подборе про верочного слова необходимо прежде всего обратить внима ние на значение слова, а по том уже на его ударение. Правило учащиеся поняли, выучили наизусть и, притом, сознательно. Но ошибки уча щиеся допускают. Трудность заключается в том, что уча щиеся не умеют быстро подо брать нужное родственное сло во.Много времени мне пришлось затратить на подбор родствен ных слов, добиваясь сознатель ного написания слов с безу дарными гласными учащимися. Подбор проверочных слов проходил следующими спосо бами: дворы, снопы , столы, полы— это когда много. ~ А если один предмет, то ка к мо жно сказать? (Двор, сноп, стол, пол). Или наоборот: сосна—это одна. А если много? (Сосны). Коза— это большая, а если нужно ласково сказать о ма ленькой козе, то ка к мы го ворим? (Козочка). Ловил , носил, косил , во зил— это давно было, уже прошло. А если это делается сейчас, то к а к скажем? (Л о вит. носит, ко си т , возит). От учащихся нужно доби ваться сознательного усвоения грамматического материала. С этой целью использую раз личные методы фронтального опроса. Здесь большую роль играет применение карточек. Каждый ученик имеет карточку со сло вами, в которых написаны слова с безударными гласны ми. Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные бук вы, не показывая друг другу. Последнее условие учащиеся младшего возраста строго соб людают. При проверке работы спрашиваю у учащихся:«Какую букву вставили в первом сло ве?,» Поднимают учащиеся кар точки с буквой а. Если ученик ошибся, то его же и спраши ваю: «Какое слово он прове рял? Какое проверочное слово подобрал ?» Применение карточек имеет положительное значение: все учащиеся активно работают; сразу можно обнаружить тех учеников, которые плохо ус воили данный материал. Фронтальный опрос при меняется почти на каждом уроке. Например, для разбора берутся слова: гора , стена, пила. Учащиеся читают пер вое слово. Выясняют, сколько слогов в слове гора? (Два слога го -ра). Какой слог бе зударный? (Го). К а к прове рим? и т. д. При закреплении данной те мы можно проводить игры грам матического характера, кото рыми учащиеся очень увлека ются; Закреплению данной темы «Безударные гласные» уде ляется большое внимание раз личным видам творческих ра бот. Итак, при изучении данной темы используются следую щие виды работ: I. Устные: нахождение и подбор родствен ных слов, нахождение удар ных и безударных слов, под бор проверочных слов, работа с карточками. И. Письменные: зрительный диктант, слуховой предупредительный диктант, придумывание предложений со- словами и запись их в тет ради, изложение, >составление рассказа по опорным словам и запись его в тетради, объ яснительный диктант, работа по картине, работа над ошиб ками. Такие систематически про водимые упражнения дают по ложительные результаты. Уча щиеся усваивают написание слов, предусмотренных прог раммой. Только совокупность различ ных приемов и видов работы, большая самостоятельность учащихся на уроках помогут достигнуть правильности пись ма слов с проверяемыми без ударными гласными. А . Ионова. учительница Покровской семилетней школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz