Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
29 января 1960 г,, № 12 Л Е Н И Н С К А Я Д Р 1 В Д 1 3 01р. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока Ш 15. Н ( |емецкий язык во многих школах нашего района преподается лидами, не имею щими соответствующего обра зования. К ним относится и пишущий эти строки. Это об стоятельство обязывает нас ко многому. Во-первых, нам следует са мостоятельно изо дня в день совершенствовать свои знания в области лексики, ' орфологии и синтаксиса не мецкого языка. Во-вторых, мы должны на стойчиво искать, находить и применять в своей практике наиболее рациональные при емы обучения учащихся ино странному языку. В-третьих, мы обязаны хо рошо знать русский язык. Только при соблюдении этих трех условий можно расчиты вать на успех в нашей труд ной работе. В связи со сказанным, счи- лаю необходимым остановить- ' ся на наиболее важных, на мой взгляд, приемах обучения учащихся немецкому языку. _ 0 приеме сопоставления , Этот прием широко исполь з у е т с я в моей практике. При ступая, например, в 6 классе к изучению степеней сравне ния прилагательных и наре чий, ставлю перед классом следующие вопросы: О п р е п о д а в а н и и н е м е ц к о г о Какие вы знаете степени я з ы к а сравнения прилагательных в русском языке? К а к образуются эти степе ни? Учащиеся приводят конкрет ные примеры, лучшие из них записываем на доске и в тет радях. Обязательно обраща ем внимание на суффиксы, подчеркиваем их. Затем пишу на доске ряд прилагательных положитель ной степени ('позитив). Напри мер: ланг (длинный), варм (теплый), шварц (черный) и другие. Показав детям не сколько пар различных по сво им признакам предметов (ка рандаши, тетради, учебники и др.) и установив, чем и ка к они отличаются друг от друга в паре, пишу на доске: лэн- гер, вэрмер, швэрцер и т. д. Заключаем, что сравнитель ная степень (компаратив) об разуется от основы положи тельной степени (ка к и в рус ском языке) путем прибавле ния суффикса— ер. Затем об разую превосходную степень (зуперлатив): ам лэнгстен, ам вэрмстен, ам швэрцэстен и т. д (суффиксы и отделяе мую приставку подчеркиваю). К концу объяснения на до ске и в тетрадях учащихся появляется следующая табли ца: Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень длинный длиннее (ей) длиннейший (самый длинный) Позитив Компаратив Зуперлатив Ланг лэнгер ам лэнгстен варм вэрмер ам вэрмстен шварц швэрцер ам швэрцэстен Но таблице устанавливаем то общее, что является зако номерным при образовании степеней сравнения прилага тельных в русском и немецком языках, находим несоответ ствия. Что касается образования степеней сравнения от прила гательных-наречий гут (хо роший, хорошо), хох (высо кий, высоко), гэрн (охотно) и др., то об этом разговор ве дется особо; и опять-таки без обращения к русскому языку здесь дело не обходится. При ходится вспоминать из рус ского языка такие, например, исключения, к а к : плохой (плохо ) — х у ж е — наихуд ший (самый плохой); х о роший (хорошо)—лучше — наилучший (самый хоро ший) и другие. Прием сопоставления хоро шо помогает при изучении темы «Императив» в 5 классе. Пятиклассники еще не знают, ка к образуется это наклоне ние глаголов в русском языке. Поэтому, если им коротко не рассказать о нем, они не усво ят достаточно твердо порядок образования повелительного наклонения в немецком языке. Почти на каждом уроке не мецкого языка можно и обя зательно нужно (в меру, ра зумеется) обращаться к русско му языку. Без этого нельзя, например, достаточно полно ценно изучить материал о ко личественных и порядковых числительных, о модальных и возвратных глаголах, о месте отрицания в немецком предло жении и т. д. Метод сопостав ления фактов родного языка с фактами немецкого языка дает возможность детям при небольшом расходе времени прочно усвоить изучаемый ма териал. О некоторых приемах усвоения словаря К концу 3-го года обучения немецкому языку учащиеся 7-го класса должны зпать и употреблять в речи опреде ленный минимум слов. Это— очень трудная задача. Чтобы разрешить ее, мне приходится почти каждый урок начинать с развития устной речи. Это позволяет в первые же - мину ты урока овладеть вниманием детей, настроить их на актив ное восприятие материала. В развитие устной речи включаю следующие виды ра бот (отнюдь не все сразу!): рапорт дежурного по классу, повторение известных учащим ся слов и оборотов речи, под бор антонимов (при изучении глаголов с приставками, при лагательных и наречий), пе ревод предложений с русского языка на немецкий, подбор однокоренных слов, составле ние предложений с определен ным грамматическим заданием (например, с глаголами в им перфект, с порядковыми числи тельными и др.), подбор лек сики на определенную тему (например, «одежда», «школа», «класс», «сад», «огород», «праздник» и др.). Этой рабо те отвожу 5— 6 минут, тесно увязываю её с основным со держанием урока. Дежурному за рапорт и всем, кто очень активно участвовал в работе, обязательно ставлю оценки. (Ребят не активных обычно не бывает). Нередко практикую пятиминутку по развитию устной речи и при закрепле нии нового материала. Активному и'прочному усвое нию немецкой лексики содей ствует и экскурс в область русского языка. Это очень важно при изучении таких не мецких слов, которые имеют общий корень со словами, ши роко употребительными в рус ском языке. Например: турнен— заниматься физ культурой, турник: мален— раскрашивать, мале вать; кюхе— кухня; шнринген—прыгать; арбайтен—работать; мантель—манто (вид пальто); лампе—лампа; леве— лев; лиген—лежать; линеал—линейка; гланц—лоск, ,глянец; либен—любить; вилле—воля; муттер—мать; беренлагер— берлога и т. д. Сравнивая слова левого стол бика с правым, учащиеся при ходят к выводу, что, несмотря на большую разницу между русским языком и немецким, у этих языков есть нечто об щее, что и сближает их. Та кой вывод не может быть лиш ним: наши учащиеся должны, хотя бы и элементарно, иметь представление о жизни языка, о его развитии. Следует сказать несколько слов еще об одной важной ра боте, повышающей качество уроков немецкого языка. Речь идет о внеклассных мероприятиях:разучивание пе сен, чтение стихотворений, переписка е друзьями, выпуск специальных номеров стенга зет и др,—все это является прекрасным средством воспи тания у школьников уважения к немецкому языку, к народу Германии, давшему миру Марк са и Энгельса, Гёте и Шил лера,Тельмана и К.Либкнехта. Поэтому есть необходимость выйти учителю за рамки уро ка. Это очень важно. Это ин тересует ребят. В первом по лугодии текущего учебного года в нашей школе был вы пущен на немецком языке специальный номер стенгазе ты «Будь готов!», посвящен ный 10-летию образования Германской Демократической Республики. Материалы стен газеты рассказывали о жизни и деятельности Э. Тельмана, об истории создания ГДР. Был в стенгазете и специальный раздел («На досуге»), состоя щий из загадок, пословиц, головоломок и др. Учащиеся приняли активное участие в переводе этой стенгазеты. Особенно отличились семи классники Богданов Анатолий, Антипов Валентин, Мосин Ана толий. За быстрый и правиль ный перевод стенгазеты им были вручены подарки— дет ские книги на немецком языке. А . Голубев, директор М .-Борко вской ееми- летней школы. 16. О К И Н О - У Р О К Е В ыполняя семилетний план, советский народ, руково димый Коммунистической пар тией, уверенно идет вперед к построению коммунистического общества. Перед советской школой и учительством стоит сейчас большая и ответственная за дача: воспитывать человека— строителя будущего коммуни стического общества. Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС говорил: «Чтобы прийти к ком мунизму, надо уже сейчас го товить человека будущего, ко торый имел бы высокую ком мунистическую нраветвен- - чоеть, в основе которой ч -й е ж и т преданность комму низму и непримиримость к его врагам, чтобы они активно участвовали в труде на благо -г общества, добровольно соблю дали основные правила чело веческого общежития, оказы вали товарищескую взаимопо мощь, были честными и прав дивыми, нетерпимо относились к нарушителям общественного порядка. Такого человека должна подготовлять школа. Поэтому перед учительством стоит сейчас задача— найти такие методы и пути воспи тания коммунистической мо рали». На страницах газеты «Ле нинская правда» выступил ряд учителей, которые подели лись своим опытом повышения эффективности урока. Я поддер живаю их искания и хочу об ратить внимание учителей на вопрос наглядности на уроке. Всем известно, ка ко е ' зна чение на психику детей ока зывает наглядность. Ученики лучше понимают материал, когда они видят те предметы, о которых идет речь. Сочета ние зрительного образа со сло вом дает более прочное запо минание, чем одно слово. На уроке истории в 6-х клас сах я стараюсь использовать учебные картины, живопись, (схемы, карты, картинки из учебника. Умелое использовал ние на уроке активизирует1 учащихся и способствует глуб же понять историю прошлого. На уроках в 9 классе исполь зую диафильмы. Показ диа фильма провожу после объяс нения материала или объяс няю новый материал с показом диафильма, а также при пов торении темы. Несмотря на ценность пере численных наглядных пособий, они не могут последовательно охватить весь материал и дать систему прочных знаний. По полнить знания учащихся по может кино. Ни один вид на глядных пособий не дает та кого эффекта, как кино. Всем нам взрослым известно, какое впечатление создает на зри теля хорошая кинокартина. Во время кинокартины мы следим за действующими ли цами и вместе с ними радуем ся их успехам и переживаем их неудачи. На детское созна ние кинокартина еще больше воздействует. Наша молодежь не знает ужасов и бедствий | дореволюционного времени и |лишь по книгам она имеет смутное представление об эк сплуатации трудящихся масс. Только учебная кинокартина под руководством учителя по может нашим школьникам глубже понять прошлое: борь бу’ трудящихся за свое осво бождение, героическую исто рию Коммунистической партии, историю строительства социа лизма в нашей стране, историю Великой Отечественной войны советского народа против фа шизма. Через кино учащиеся луч ше поймут тяжелую жизнь трудящихся при царизме и те успехи, которые мы имеем сей час. В кино дети увидят совет ских людей, которые под ру ководством Коммунистической партии строили социализм и боролись с врагами нашей Ро дины. Кино поможет нашим школь никам увидеть необъятные про сторы, богатство и мощь со ветской Родины, увидеть г и гантские стройки, мощные дом ны, электростанции, советскую ракетную технику, которая первая открыла дорогу в кос мос. Так, сопоставляя прошлое с настоящим, мы подготовляем молодежь любящую свою Роди ну, преданную делу коммуниз ма. В декабре 1959 года уча щиеся 2-й Тербунс-кой средней школы под руководством учи телей просмотрели кинокарти ну «Н. С. Хрущеве Америке». Этот документальный цветной кинофильм просматривался учащимися с вниманием и имел большое воспитательное зна чение. Учащиеся увидели Америку, где богатства и власть принад лежат кучке капиталистов. Правящие круги Америки скры вают правду о Советском Со юзе и всякими мерами стреми лись помешать встрече просто го американского народа с Н. С. Хрущевым. (Окончание см. на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz