Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
27 января 1960 г ., № 11 Л Е Н И Н С К А Я 11 Р А В Д А 3 стр, Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 13. За прочные знания по русскому язы ку 14. О повышении Г ) настоящий период главной. д.р ванный, г.зета, д.ван, в,- задачей советской ш колы !гон, в.гсзал». эффективностиу роков истории является подготовка учащихся к яшзпи. В преподавании рус ского языка сближение с жизнью должно- выразиться в том, что школа должна гото вить грамотных людей, умею щих самостоятельно излагать свои мысли. Основная роль в этом при- --'“ '"надлежит учителю. Учитель достигнет дели тог да, когда каждый урок будет проходить интересно, когда будет применять различные виды и формы самостоятель ной работы. Расскажу о том, ка к я до биваюсь прочности знаний по русскому языку в 5 классе. Большое значение придаю опросу, потому что при опро се проверяются знания грам матических правил, понимание, сознательность их усвоения,а также опрос дает возможность проверить умение применять - правила на практике. Практи кую различные виды опроса: фронтальный, уплотненный, опрос по домашнему заданию, ответы на вопросы, граммати ческий разбор (устный и пись менный). Когда ученик читает выпол ненное упражнение, он объяс няет правописание слов Это является хорошей тренировкой в практическом применении теоретических знаний. После проверки домашнего задания практикую фронтальный опрос — одно из средств воспитания дисциплины, трудолюбия, а к куратности. Одним из эффективных прие мов уплотненного опроса яв ляется работа с карточками. Работу эту провожу так: пе ред проверкой домашнего за дания с классом вызываю 1— 2 учеников к доске для само стоятельной работы по кар точке. Задания могут быть различными (это зависит ’ от проходимой в данный период ' + темы, от плана повторения). При прохождении фонетики я давала такое задание. Вста в и т ь буквы. «Г.ревать, п.беж- дать, д.лекий, к.сдться, изл..- гать, з.г.рать, з.ря, р.стение, Разобрать подчеркнутые сло ва по составу. При прохождении сущест вительного повторяю с ребята ми нс только падежные окон чания, но и знания фонетики. Задание было такое. Вставить буквы: «Иду к Оле...,, п.д.ш.л к школ..; учу по г.ограф.,,; п...купался в речк..; пр...крас ный, пр..творить (дверь), ра. .- вот и... пугался, с...ел, в..лое..- пед, к..питан, ц...рк.» Назвать 3 существительных 1-го склонения, назвать 4 сло ва с приставкой «пре» и так далее. Опрос провожу быстро, во влекая в работу весь класс, не более 10— 12 минут. Объяснение материала — важное звено в уроке. При объяснении я опираюсь на ра нее пройденный материал, со поставляю новое со старым, ра ботаю с учебником, применяю наглядные пособия. Усвоенное правило закреп ляю путем различных трени ровочных работ: списывание, разные виды диктантов и твор ческих работ. Например, при изучении темы «Приставка на «з» закрепление проводила так: предлагаю прибавить при ставки к словам и записать их. (Без, бес): ценный, честный; (раз, рас): царапать, следо вать; (из, ис): калечить, жарить: (вз, вс): пахать. После выполнения этой ра боты выполняют упражнение 125, где надо заменить одни словосочетания другими с при ставкой: яблоко без вкуса— безвкусное яблоко и так да лее, бесстрашный герой, без облачное небо. В конце урока провела вы борочный диктант. Задание: в левый столбик пишут слова с приставкой на «з»,в правый— на «с». Диктую текст:безбреж ный, искупать, беспокойный, разбить и так далее. При закреплений— «пре» и — «при» на втором уроке ве лась коллективная работа по подбору синонимов с пристав кой «пре» (хорошая погода— прекрасная погода). Потом бы ла дана самостоятельная ра бота, где надо ответить на вопросы, например: ка к назы вается участок, находящийся около школы? Как называют ся степи около Волги? Как называется полоса вблизи от фронта? В тетрадях появляются крат кие записи: пришкольный учас ток, прифронтовая полоса и так далее. В конце урока провела сло варный диктант, состоящий из 20 слов. Текст: Прикупить,прекрасный, бес прерывный, приоткрыть, при плыть... Итоговым уроком после про хождения темы есть, урок, на котором проводится контроль ная работа :диктант,изложение, сочинение или контрольная ра бота по русскому языку, ко торая рассчитана на урок,даю в нескольких вариантах, рав ноценных по трудности. Так, после прохождения па дежных окончаний существи тельных проводила такую ра боту. Вариант I. 1. Сделать морфологический разбор существительных в предложении:! ^ К а к и на Амуре, молодежь строит на Волге^новый город Комсомольск. •^2 . Определить род сущест вительных: фамилия, карто фель, шоссе. 3. Поставить в нужном па деже: «Д..легац..я выл...тела из М ..скв..,» «Получил я пись мо от учит..льн..ц..., Ольг... Ивановн...» 4. Написать 5 несклоняе мых существительных. | • сПри помощи такой;" работы выявляю пробелы в знаниях учащихся и работаю с ними дополнительно. Самостоятельное выполнение таких -упражнений способст вует прочному усвоению мате риала по русскому языку. \ Д ноголетний опыт советской школы показывает, что активность учащихся в про цессе обучения играет огром ную роль в воспитании созна тельных, инициативных и бод рых служителей коммунисти ческого общества, умеющих, ка к говорил В.И.Ленин,«..взять всю сумму человеческих зна ний и взять так, чтобы ком мунизм не был чем-то заучен ным, а был бы тем, что сами ми продумано». Средства и пути, которые служат усвоению материала на уроке, многообразны и они различны. Главная их задача— обеспе чение активного воепринятия учащимися материала. Главное место в работе учи теля отводится уроку, в кото ром должны приследоваться три основные стороны: воспи тательная, образовательная и выработка умений и навыков. Описываю один урок, кото рый был проведен мною в 5-ом классе. Тема: «Строительство пира мид. Борьба угнетенных с угне тателями в древнем Египте». Цель. Показать учащимся тяжелое положение крестьян и рабов в древнем Египте на примере строительства пира мид, гробниц, фараонов, земля ных и других работ и полное их бесправие, что привело к вос станию рабов и крестьян про тив угнетателей в 1750 году до нашей эры. Оборудование: карта «Древ ний Египет», картина из аль бома «Пирамида Хеопса». План урока. 1. Опрос уча щихся по вопросам: а) Почему возникла вера лю дей в богов? б) Кто использовал религию в своих целях? в) Рассказать о вере егип тян в загробную жизнь. г) Кому служила религия в Египте? После опроса учащихся кратко обобщаю пройденный материал и особое внимание обращаю на классовую сущ ность религии. 2. Изложение нового мате риала. Тип урока по цели—изуче ние нового материала, по ме тод у -ра сс ка з. Записываю тему урока на доске, а ученики записывают в своей тетради и одновремен но прохожу по рядам и прове ряю записи учеников. 1-й вопрос. Пирамиды. Начинаю свой рассказ с то го, что самой тяжелой повин ностью рабов, крестьян в древ нем Египте было строитель ство нирамид, рассказываю о самой большой пирамиде Хеоп са и одновременно вывешиваю картину на доску, записываю дату строительства пирами ды на доске. Одновременно вы зываю одного ученика и про шу показать эту дату налей те времени. У другого учени ка спрашиваю:«Сколько лет на зад была построена пирамида?» Третий ученик записывает эту дату на доске, а ученики за писывают в тетради 2 8 0 0 + 1959=4759 лет. Даю краткое описание пира миды и перехожу к рассказу, а ученикам предлагаю открыть учебник на странице 32,таб,3. Рассказываю о начале строительства пирамиды по картине учебника и провожу беседу. 1) Что изображено на кар тине? 2) Почему человек изобра жен с палкой? 3) Расскажите, что делает каждый? 4) Почему на картине люди изображены раздетыми? 5) Почему мы говорим, что строительство пирамид было тяжелой повинностью рабов и крестьян ? Кратко рассказываю о сфинксе. 2- й вопрос. Положение тру дящихся масс в древнем Е гип те. После рассказа о тяжелом положении трудящихся, указы ваю, что терпению пришел ко нец и восстание произошло в 1750 году до нашей эры и по казываю дату на ленте вре мени. 3- й вопрос. Ход восстания. Кратко рассказываю о вос стании и заостряю внимание учащихся на причинах пора жения. Предлагаю ученикам самостоятельно из текста учеб ника выписать две даты: 2800 год до нашей э р ы - строительство пирамиды Хеоп са. 1750 год до нашей эры — восстание рабов и крестьян. 4. Закрепление провожу по двум вопросам, а остальной материал был закреплен в хо де рассказа. 5. Домашнее задание: пара граф 12, страница 24— 26 и таблица на странице 32. Ре шить задачу. Сколько лет на зад было восстание в Египте? Такой урок дает возмож ность сочетать большинство методов воспитания, обучения учащихся и повышает эффек тивность усвоения нового ма териала на уроке. В. Иванов. директор В.-Полянской семилет ней школы. Н . Тимонова, учительница Покровской школы. П Е Т Р О П А В А О З С К -К А М Ч А Т С К И Й . На этих фотоснимках запечатлен центр само го восточного города нашей страны -Петропавлов ка Камчатского. Первая фотогра фия сделана в 1919 году. Тогда здесь была уличка с деревянной церквушкой и не сколькими мелочными лавками. Сюда вас м ;г доставить „камчатский трамвай"— бес покойная собачья уп р яж к а .$ Второй снимок сделан в эти дни. По обеим сторонам главной городской магистра л и -у л и цы Ленина— высятся каменные дома. Собачьи упряжки сменились многомест ными комфортабельными автобусами.- Фото Ю . Муравина. Т о в а р и щ и у ч и т е л я ! Просим Вас своими вы ступлениями п р и нять активное участие в заочной конфе ренции по вопросу о повышении эффек тивности уро ка . Ш л и те ваши ста тьи и вы сказы вания в наш у га зе т у . — - —♦♦ Фотохроника ТА С С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz