Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

27 января 1960 г ., № 11 Л Е Н И Н С К А Я 11 Р А В Д А 3 стр, Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 13. За прочные знания по русскому язы ку 14. О повышении Г ) настоящий период главной. д.р ванный, г.зета, д.ван, в,- задачей советской ш колы !гон, в.гсзал». эффективностиу роков истории является подготовка учащихся к яшзпи. В преподавании рус­ ского языка сближение с жизнью должно- выразиться в том, что школа должна гото­ вить грамотных людей, умею­ щих самостоятельно излагать свои мысли. Основная роль в этом при- --'“ '"надлежит учителю. Учитель достигнет дели тог­ да, когда каждый урок будет проходить интересно, когда будет применять различные виды и формы самостоятель­ ной работы. Расскажу о том, ка к я до­ биваюсь прочности знаний по русскому языку в 5 классе. Большое значение придаю опросу, потому что при опро­ се проверяются знания грам­ матических правил, понимание, сознательность их усвоения,а также опрос дает возможность проверить умение применять - правила на практике. Практи­ кую различные виды опроса: фронтальный, уплотненный, опрос по домашнему заданию, ответы на вопросы, граммати­ ческий разбор (устный и пись­ менный). Когда ученик читает выпол­ ненное упражнение, он объяс­ няет правописание слов Это является хорошей тренировкой в практическом применении теоретических знаний. После проверки домашнего задания практикую фронтальный опрос — одно из средств воспитания дисциплины, трудолюбия, а к­ куратности. Одним из эффективных прие­ мов уплотненного опроса яв­ ляется работа с карточками. Работу эту провожу так: пе­ ред проверкой домашнего за­ дания с классом вызываю 1— 2 учеников к доске для само­ стоятельной работы по кар­ точке. Задания могут быть различными (это зависит ’ от проходимой в данный период ' + темы, от плана повторения). При прохождении фонетики я давала такое задание. Вста­ в и т ь буквы. «Г.ревать, п.беж- дать, д.лекий, к.сдться, изл..- гать, з.г.рать, з.ря, р.стение, Разобрать подчеркнутые сло­ ва по составу. При прохождении сущест­ вительного повторяю с ребята­ ми нс только падежные окон­ чания, но и знания фонетики. Задание было такое. Вставить буквы: «Иду к Оле...,, п.д.ш.л к школ..; учу по г.ограф.,,; п...купался в речк..; пр...крас­ ный, пр..творить (дверь), ра. .- вот и... пугался, с...ел, в..лое..- пед, к..питан, ц...рк.» Назвать 3 существительных 1-го склонения, назвать 4 сло­ ва с приставкой «пре» и так далее. Опрос провожу быстро, во­ влекая в работу весь класс, не более 10— 12 минут. Объяснение материала — важное звено в уроке. При объяснении я опираюсь на ра­ нее пройденный материал, со­ поставляю новое со старым, ра­ ботаю с учебником, применяю наглядные пособия. Усвоенное правило закреп­ ляю путем различных трени­ ровочных работ: списывание, разные виды диктантов и твор­ ческих работ. Например, при изучении темы «Приставка на «з» закрепление проводила так: предлагаю прибавить при­ ставки к словам и записать их. (Без, бес): ценный, честный; (раз, рас): царапать, следо­ вать; (из, ис): калечить, жарить: (вз, вс): пахать. После выполнения этой ра­ боты выполняют упражнение 125, где надо заменить одни словосочетания другими с при­ ставкой: яблоко без вкуса— безвкусное яблоко и так да­ лее, бесстрашный герой, без­ облачное небо. В конце урока провела вы­ борочный диктант. Задание: в левый столбик пишут слова с приставкой на «з»,в правый— на «с». Диктую текст:безбреж­ ный, искупать, беспокойный, разбить и так далее. При закреплений— «пре» и — «при» на втором уроке ве­ лась коллективная работа по подбору синонимов с пристав­ кой «пре» (хорошая погода— прекрасная погода). Потом бы­ ла дана самостоятельная ра­ бота, где надо ответить на вопросы, например: ка к назы­ вается участок, находящийся около школы? Как называют­ ся степи около Волги? Как называется полоса вблизи от фронта? В тетрадях появляются крат­ кие записи: пришкольный учас­ ток, прифронтовая полоса и так далее. В конце урока провела сло­ варный диктант, состоящий из 20 слов. Текст: Прикупить,прекрасный, бес­ прерывный, приоткрыть, при­ плыть... Итоговым уроком после про­ хождения темы есть, урок, на котором проводится контроль­ ная работа :диктант,изложение, сочинение или контрольная ра­ бота по русскому языку, ко ­ торая рассчитана на урок,даю в нескольких вариантах, рав­ ноценных по трудности. Так, после прохождения па­ дежных окончаний существи­ тельных проводила такую ра­ боту. Вариант I. 1. Сделать морфологический разбор существительных в предложении:! ^ К а к и на Амуре, молодежь строит на Волге^новый город Комсомольск. •^2 . Определить род сущест­ вительных: фамилия, карто­ фель, шоссе. 3. Поставить в нужном па­ деже: «Д..легац..я выл...тела из М ..скв..,» «Получил я пись­ мо от учит..льн..ц..., Ольг... Ивановн...» 4. Написать 5 несклоняе­ мых существительных. | • сПри помощи такой;" работы выявляю пробелы в знаниях учащихся и работаю с ними дополнительно. Самостоятельное выполнение таких -упражнений способст­ вует прочному усвоению мате­ риала по русскому языку. \ Д ноголетний опыт советской школы показывает, что активность учащихся в про­ цессе обучения играет огром­ ную роль в воспитании созна­ тельных, инициативных и бод­ рых служителей коммунисти­ ческого общества, умеющих, ка к говорил В.И.Ленин,«..взять всю сумму человеческих зна­ ний и взять так, чтобы ком­ мунизм не был чем-то заучен­ ным, а был бы тем, что сами­ ми продумано». Средства и пути, которые служат усвоению материала на уроке, многообразны и они различны. Главная их задача— обеспе­ чение активного воепринятия учащимися материала. Главное место в работе учи­ теля отводится уроку, в кото­ ром должны приследоваться три основные стороны: воспи­ тательная, образовательная и выработка умений и навыков. Описываю один урок, кото­ рый был проведен мною в 5-ом классе. Тема: «Строительство пира­ мид. Борьба угнетенных с угне­ тателями в древнем Египте». Цель. Показать учащимся тяжелое положение крестьян и рабов в древнем Египте на примере строительства пира­ мид, гробниц, фараонов, земля­ ных и других работ и полное их бесправие, что привело к вос­ станию рабов и крестьян про­ тив угнетателей в 1750 году до нашей эры. Оборудование: карта «Древ­ ний Египет», картина из аль­ бома «Пирамида Хеопса». План урока. 1. Опрос уча­ щихся по вопросам: а) Почему возникла вера лю­ дей в богов? б) Кто использовал религию в своих целях? в) Рассказать о вере егип­ тян в загробную жизнь. г) Кому служила религия в Египте? После опроса учащихся кратко обобщаю пройденный материал и особое внимание обращаю на классовую сущ­ ность религии. 2. Изложение нового мате­ риала. Тип урока по цели—изуче­ ние нового материала, по ме­ тод у -ра сс ка з. Записываю тему урока на доске, а ученики записывают в своей тетради и одновремен­ но прохожу по рядам и прове­ ряю записи учеников. 1-й вопрос. Пирамиды. Начинаю свой рассказ с то­ го, что самой тяжелой повин­ ностью рабов, крестьян в древ­ нем Египте было строитель­ ство нирамид, рассказываю о самой большой пирамиде Хеоп­ са и одновременно вывешиваю картину на доску, записываю дату строительства пирами­ ды на доске. Одновременно вы­ зываю одного ученика и про­ шу показать эту дату налей ­ те времени. У другого учени­ ка спрашиваю:«Сколько лет на­ зад была построена пирамида?» Третий ученик записывает эту дату на доске, а ученики за­ писывают в тетради 2 8 0 0 + 1959=4759 лет. Даю краткое описание пира­ миды и перехожу к рассказу, а ученикам предлагаю открыть учебник на странице 32,таб,3. Рассказываю о начале строительства пирамиды по картине учебника и провожу беседу. 1) Что изображено на кар­ тине? 2) Почему человек изобра­ жен с палкой? 3) Расскажите, что делает каждый? 4) Почему на картине люди изображены раздетыми? 5) Почему мы говорим, что строительство пирамид было тяжелой повинностью рабов и крестьян ? Кратко рассказываю о сфинксе. 2- й вопрос. Положение тру­ дящихся масс в древнем Е гип­ те. После рассказа о тяжелом положении трудящихся, указы ­ ваю, что терпению пришел ко ­ нец и восстание произошло в 1750 году до нашей эры и по­ казываю дату на ленте вре­ мени. 3- й вопрос. Ход восстания. Кратко рассказываю о вос­ стании и заостряю внимание учащихся на причинах пора­ жения. Предлагаю ученикам самостоятельно из текста учеб­ ника выписать две даты: 2800 год до нашей э р ы - строительство пирамиды Хеоп­ са. 1750 год до нашей эры — восстание рабов и крестьян. 4. Закрепление провожу по двум вопросам, а остальной материал был закреплен в хо­ де рассказа. 5. Домашнее задание: пара­ граф 12, страница 24— 26 и таблица на странице 32. Ре­ шить задачу. Сколько лет на­ зад было восстание в Египте? Такой урок дает возмож­ ность сочетать большинство методов воспитания, обучения учащихся и повышает эффек­ тивность усвоения нового ма­ териала на уроке. В. Иванов. директор В.-Полянской семилет­ ней школы. Н . Тимонова, учительница Покровской школы. П Е Т Р О П А В А О З С К -К А М Ч А Т С К И Й . На этих фотоснимках запечатлен центр само го восточного города нашей страны -Петропавлов ка Камчатского. Первая фотогра­ фия сделана в 1919 году. Тогда здесь была уличка с деревянной церквушкой и не­ сколькими мелочными лавками. Сюда вас м ;г доставить „камчатский трамвай"— бес покойная собачья уп р яж к а .$ Второй снимок сделан в эти дни. По обеим сторонам главной городской магистра­ л и -у л и цы Ленина— высятся каменные дома. Собачьи упряжки сменились многомест ными комфортабельными автобусами.- Фото Ю . Муравина. Т о в а р и щ и у ч и т е л я ! Просим Вас своими вы ступлениями п р и ­ нять активное участие в заочной конфе ­ ренции по вопросу о повышении эффек­ тивности уро ка . Ш л и те ваши ста тьи и вы сказы вания в наш у га зе т у . — - —♦♦ Фотохроника ТА С С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz