Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
24 января 1960 г ., № 10 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 12. З а инициативу и творчество в обучении В настоящее время много го ворят об активизации обу чения и часто выступают про тив четырехступенчатой схемы урока: опрос, объяснение но вого материала, закрепление его, задание на дом. У хорошего, опытного учи теля п по старой схеме за нятия шли живо и интересно, а школьники увлекались его предметом и приобретали дей ствительно полноценные зна ния. Зло не в схеме урока, а в пассивном подходе учителя к обучению,— когда он сам не творит, не думает, не ищет, а идет по проторенной другими дорожке, работает по «рецеп там». Учитель, работающий твор чески, разумно относится и к старому и к новому в педа гогическом деле, самостоятель но осмысливает уже накоплен ный опыт и применяет его у себя на уроках, исходя из ус ловий своей школы и своего класса, из своей методической системы. Поскольку теперь главная цель— связать обучение с жи знью, для которой учитель призван готовить пытливых, думающих людей, будущих новаторов во всех областях хозяйства и культуры, в про цессе обучения на первый план выступает его воспиты вающая роль, всемерное разви тие познавательной деятель ности ученика, его мышления, самостоятельности, инициати вы, творческих задатков. На уроках математики По- нарышой А. И., русского язы к а—Колпаковой М. И.,Третья ковой Т. А. и других наблю дается такое ценное средство, ка к умение при прохождении нового материала постоянно обращать мысль учеников к тому, что изучалось ранее, устанавливать связи нового материала с тем, что ученики познали раньше. Урок русского языка в 6 «а» классе учительница Кол- пакова М. И. начала со сло варного диктанта, в котором были включены слова из прой денного материала в 5 клас се: сапожная щетка , чёр ствый хлеб, опытный шофер, жернов,прошёл, шоссе, к р ю ч о к , волчонок. овражек, чудо, ле кци я . Объясняли правописание этих слов те учащиеся, которые допускали в них ошибки. В то время, когда проверя- лось домашнее задание с клас сом, двое учащихся готови лись по карточкам у доски. Зайкин Николай записывал слова с карточки: по -нреж не - ч у , по -хорошему, мало -по малу, поинтереснее, понем н о гу , направо, невтерпёж , вскачь и объяснял их право писание. Панов Николай записывал с карточки предложение: «В начале весны погода стояла теплая». Разбирал это пред ложение по членам и объяс нял правописание: «в начале весны». После проверки до машнего задания учительница предложила учащимся списать с доски. Ученица Рябцева Валентина написала и объяснила право писание слов: издавна, досу ха , вправо. Объяснила право писание слов «уложение», «прикоснуться», в которых ею были допущены ошибки. Новая тема урока: «Отличие наречий от других частей речи» —проводилась так, что уча щиеся сами отличали наречия от других частей речи путем постановки вопроса между предлогом и существительным или вставляли между ними поя снительные слова. Таким путем- были разоб раны учащимися следующие предложения: «По старому обычаю все присели и прости лись». «Дома все было по-ста рому». «На конец веревки при вяжите камень».«Наконец по дошел поезд». «Поезд подо шел вовремя». «Во время лет них каникул мы ходили в по ход». «Отец уехал на двое суток». «Шест разломился надвое». «Вышло все по-мое му». «Ехать, по моему мне нию, не следует». «Я при ехал в Сочи в начале июля». «Вначале наш путь шёл по берегу моря». Учащиеся сами записывали эти предложения и сами объ ясняли смежное и раздельное написание одинаковых по про изношению слов. После разбора этих предло жений читался § 162, учитель ница вторично задала кон трольные вопросы, на которые отвечали учащиеся. Ка к отли чить наречия от сходных по произношению других частей речи существительных и при лагательных? Наречия не изменяются и отвечают на вопрос «как» , не имеют пояс нительных слов и относятся к глаголу. М&жду существи тельными и предлогом всег да можно вставить вопрос или пояснительное слово. При лагательные отвечают на воп рос «какой» (ая, ое) и со гласуются с существительны ми в роде, числе и падеже. Для закрепления учащиеся устно придумывали парные предложения с раздельным и смежным написанием одина ковых по произношению слов. Разобрали два предложения из упражнения, заданного на дом. На протяжении всего уро ка учащиеся писали,самостоя тельно разбирали, объясня ли, придумывали, делали вы воды. Ни одна минута бесцель но не была потеряна. На уро ке велась работа со всеми уча щимися, а особенно обращалось внимание на слабые учащих ся. После прохождения темы «Наречие» в 6 «б» классе учи тельница написала с учащи мися на уроке русского язы ка сочинение по картине Вас нецова «Аленушка». Грамматическая цель: за крепить правописание наречий и умение учащихся пользо ваться наречиями в своей ре чи. После рассматривания картины проводилась беседа с учащимися по вопросам. Уча щиеся путем наводящих воп росов учителя воспроизвели содержание картины Васнецо ва «Аленушка», употребляя в речи наречия. Затем учитель ница сама подробно воспроиз вела содержание картины, и учащиеся приступили к рабо те. С этой самостоятельной ра ботой учащиеся справились не плохо. Сочинения большинства из них были содержательны, правильно употреблены и на писаны наречия. Сочинение по картине Вас нецова «Аленушка» ученицы 6 «б» класса Пановой Марии: «На картине художника БаснецоваГйзображена де вушка Аленушка. Она, повидимому, пришла в лес, чтобы наедине поду мать о своем горе. Девушка сидит на боль шом камне, на берегу озера. Она склонила го лову набок, и каштано вые её волосы небрежно падают вниз почти до камня. Одета Аленушка бедно, по-деревенски. Голубая блузка у неё полиняла, а тёмная юбка с цветоч ками кое-где порвана. Прибежала сюда Алё нушка босиком. Очевид но, это было вечером, но не так поздно. Озеро изображено на картине спокойное. Листья пла вают в воде поодиночке и вместе, плотно прижав шись друг к другу. Сзади Алёнушки стоит лес безмолвно, ка к буд то в темноте его скры вается какая-то тайна. Ели стройно тянутся вверх. Лиственные де ревья уже желтеют. Ве тер срывает золотистые листья осинки. Плавно кружась в воздухе, они падают на землю в озе ро. Листья падают слева и справа. Лес выглядит по-осеннему. Солнце вот- вот скроется. Его лучи слабо освещают верхуш ки сосен и лес. На ветке, над самой головой Алёнушки, сидят ласточки. Они поют свои песни, ка к будто хотят развеселить Алёнушку и разделить с ней ее горе». После прохождения сложных слов в 5 классе было написа но сочинение по картине Баюс- кина «Сигнал». Цель: способствовать раз витию устной и письменной речи, закрепить правописание сложных слов. Разобрали и написали на доске слова: благодарность, железнодорожный п у т ь , па ровоз, будка, путевой об ход ч и к. шпалы , рельсы, поезд. Работа над картиной велась по вопросам: Что нарисовано на картине Баюскина «Сиг нал»? К а к зовут мальчика? Кто он? Куда он пошел? От куда это видно? Что он заме тил на полотне железной до роги? Что решил он сделать? Почему картина названа «Сиг нал»? Почему пионер решил подать сигнал сам? Какие черты характера проявил юный пионер? Кто заметил сигнал? Что он сделал? Ка к отнеслись пассажиры к юному смельча ку? Ка к вы относитесь к по ступку мальчика? После разбора по вопросам составляли вместе с учащими ся план и рассказ по картине. Работа была обобщена учите лем, и .учащиеся приступили к работе. Сочинение по картине Баю скина '«Сигнал» ученицы 5-го класса Гвоздевой Валентины. П ла н : Олег шел в школу. Он увидел лопнувший рельс. Поезд приближался. Что сде лал юный пионер?Поезд оста новлен. Благодарность. «Была весна. Стояла прекрасная тихая погода. Олег шел в школу. До рога вела по железнодо рожному пути. Кругом пели птицы. Молодой лес покрылся листвой. По обе стороны железной дороги, цвели цветы. Олег был в хорошем настроении. Он хорошо выучил все уроки и спокойно шел в школу. Вдруг он увидел лоп нувший рельс. Олег по бежал к железнодорож ной будке, чтобы сооб щить об этом путевому обходчику, но услышал паровозный гудок. Он ре шил, что не управится сообщить. Он бросил портфель и стал думать, ка к помочь людям, кото рые были в поезде. Олег был юный пионер. Пионер вспомнил, что поезд оста навливают красным си г налом.Тогда Олег сорвал с груди красный галстук и высоко поднял над го ловой. Он боялся, что машинист не заметит си г нал. Поезд приближался. Машинист увидел крас ный сигнал. Поезд в не скольких шагах от Оле га остановился. Из ва гонов вышли пассажиры. Они увидели лопнувший рельс и стоящего около рельса пионера. Пасса жиры поблагодарили Оле га и просили сообщить в железнодорожное уп равление, чтобы награди ли пионера. Олега на г радили. Так всегда по ступают пионеры». У чительница Кислинская А. А., хоть и первый год ра ботает в школе, но каждый урок сопровождает наглядны ми пособиями, которые изго товляют под её руководством сами ученики. Она не пассив но готовится к уроку, а ду мает и ищет пути эффектив ности урока. Урок зоологии в 7 классе. Тема: «Образ жизни и внеш ний вид речного окуня». Оборудован урок— схема реч ного окуня, картина, рыба (чучело). Начался урок с объяснения нового материала методом бе седы по схеме. Учительница дала общую ха рактеристику класса рыб типа позвоночных. Путем наводя щих вопросов учащиеся сами по схеме рассказали о строе нии организма речного окуня. При закреплении учительница использовала рыбу (чучело). Образ жизни и внешний вид речного окуня учащиеся все усвоили. После закрепления спрашивался пройденный ма териал. Учащиеся хорошо рассказы вали о пчеловодстве, составе и развитии пчел. Все учащие ся. принимали активное участие, и на уроке было по ставлено 7 хороших оценок, даже слабые ученики получи ли хорошие оценки. Для уча щихся сделались интересными и червячки и букашки, пото му что благодаря связи изу чаемого в школе с трудом,они увидели, для чего все это надо знать. И теперь школьники уже не механически заучи вают, а осмысливают все, что написано в учебнике. А . Завьялова, завуч Б.-Полянской средней школы. П Р И М О Р С К И Й К Р А Й . В поселке Северный Сучан от крылся новый Дом культуры, которому присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Зрительный зал Дома куль туры рассчитан на 400 мест, создана библиотека, для занятий круж ков оборудованы специальные помещения- Н А С Н ИМ КЕ : Дом культуры имени В. И . Ленина в Северном Сучане. Фото Н . Назарова. Фотохроника ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz