Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

24 января 1960 г ., № 10 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А стр. Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 12. З а инициативу и творчество в обучении В настоящее время много го ­ ворят об активизации обу­ чения и часто выступают про­ тив четырехступенчатой схемы урока: опрос, объяснение но­ вого материала, закрепление его, задание на дом. У хорошего, опытного учи­ теля п по старой схеме за ­ нятия шли живо и интересно, а школьники увлекались его предметом и приобретали дей­ ствительно полноценные зна­ ния. Зло не в схеме урока, а в пассивном подходе учителя к обучению,— когда он сам не творит, не думает, не ищет, а идет по проторенной другими дорожке, работает по «рецеп­ там». Учитель, работающий твор­ чески, разумно относится и к старому и к новому в педа­ гогическом деле, самостоятель­ но осмысливает уже накоплен­ ный опыт и применяет его у себя на уроках, исходя из ус­ ловий своей школы и своего класса, из своей методической системы. Поскольку теперь главная цель— связать обучение с жи ­ знью, для которой учитель призван готовить пытливых, думающих людей, будущих новаторов во всех областях хозяйства и культуры, в про­ цессе обучения на первый план выступает его воспиты­ вающая роль, всемерное разви­ тие познавательной деятель­ ности ученика, его мышления, самостоятельности, инициати­ вы, творческих задатков. На уроках математики По- нарышой А. И., русского язы­ к а—Колпаковой М. И.,Третья­ ковой Т. А. и других наблю­ дается такое ценное средство, ка к умение при прохождении нового материала постоянно обращать мысль учеников к тому, что изучалось ранее, устанавливать связи нового материала с тем, что ученики познали раньше. Урок русского языка в 6 «а» классе учительница Кол- пакова М. И. начала со сло­ варного диктанта, в котором были включены слова из прой­ денного материала в 5 клас­ се: сапожная щетка , чёр­ ствый хлеб, опытный шофер, жернов,прошёл, шоссе, к р ю ­ ч о к , волчонок. овражек, чудо, ле кци я . Объясняли правописание этих слов те учащиеся, которые допускали в них ошибки. В то время, когда проверя- лось домашнее задание с клас­ сом, двое учащихся готови­ лись по карточкам у доски. Зайкин Николай записывал слова с карточки: по -нреж не - ч у , по -хорошему, мало -по ­ малу, поинтереснее, понем ­ н о гу , направо, невтерпёж , вскачь и объяснял их право­ писание. Панов Николай записывал с карточки предложение: «В начале весны погода стояла теплая». Разбирал это пред­ ложение по членам и объяс­ нял правописание: «в начале весны». После проверки до­ машнего задания учительница предложила учащимся списать с доски. Ученица Рябцева Валентина написала и объяснила право­ писание слов: издавна, досу­ ха , вправо. Объяснила право­ писание слов «уложение», «прикоснуться», в которых ею были допущены ошибки. Новая тема урока: «Отличие наречий от других частей речи» —проводилась так, что уча­ щиеся сами отличали наречия от других частей речи путем постановки вопроса между предлогом и существительным или вставляли между ними поя­ снительные слова. Таким путем- были разоб раны учащимися следующие предложения: «По старому обычаю все присели и прости­ лись». «Дома все было по-ста­ рому». «На конец веревки при­ вяжите камень».«Наконец по­ дошел поезд». «Поезд подо­ шел вовремя». «Во время лет­ них каникул мы ходили в по­ ход». «Отец уехал на двое суток». «Шест разломился надвое». «Вышло все по-мое­ му». «Ехать, по моему мне­ нию, не следует». «Я при­ ехал в Сочи в начале июля». «Вначале наш путь шёл по берегу моря». Учащиеся сами записывали эти предложения и сами объ­ ясняли смежное и раздельное написание одинаковых по про­ изношению слов. После разбора этих предло­ жений читался § 162, учитель­ ница вторично задала кон­ трольные вопросы, на которые отвечали учащиеся. Ка к отли­ чить наречия от сходных по произношению других частей речи существительных и при­ лагательных? Наречия не изменяются и отвечают на вопрос «как» , не имеют пояс­ нительных слов и относятся к глаголу. М&жду существи­ тельными и предлогом всег­ да можно вставить вопрос или пояснительное слово. При­ лагательные отвечают на воп­ рос «какой» (ая, ое) и со ­ гласуются с существительны­ ми в роде, числе и падеже. Для закрепления учащиеся устно придумывали парные предложения с раздельным и смежным написанием одина­ ковых по произношению слов. Разобрали два предложения из упражнения, заданного на дом. На протяжении всего уро­ ка учащиеся писали,самостоя­ тельно разбирали, объясня­ ли, придумывали, делали вы­ воды. Ни одна минута бесцель­ но не была потеряна. На уро­ ке велась работа со всеми уча­ щимися, а особенно обращалось внимание на слабые учащих­ ся. После прохождения темы «Наречие» в 6 «б» классе учи­ тельница написала с учащи­ мися на уроке русского язы ­ ка сочинение по картине Вас­ нецова «Аленушка». Грамматическая цель: за­ крепить правописание наречий и умение учащихся пользо­ ваться наречиями в своей ре­ чи. После рассматривания картины проводилась беседа с учащимися по вопросам. Уча­ щиеся путем наводящих воп­ росов учителя воспроизвели содержание картины Васнецо­ ва «Аленушка», употребляя в речи наречия. Затем учитель­ ница сама подробно воспроиз­ вела содержание картины, и учащиеся приступили к рабо­ те. С этой самостоятельной ра­ ботой учащиеся справились не­ плохо. Сочинения большинства из них были содержательны, правильно употреблены и на­ писаны наречия. Сочинение по картине Вас­ нецова «Аленушка» ученицы 6 «б» класса Пановой Марии: «На картине художника БаснецоваГйзображена де­ вушка Аленушка. Она, повидимому, пришла в лес, чтобы наедине поду­ мать о своем горе. Девушка сидит на боль­ шом камне, на берегу озера. Она склонила го ­ лову набок, и каштано­ вые её волосы небрежно падают вниз почти до камня. Одета Аленушка бедно, по-деревенски. Голубая блузка у неё полиняла, а тёмная юбка с цветоч­ ками кое-где порвана. Прибежала сюда Алё­ нушка босиком. Очевид­ но, это было вечером, но не так поздно. Озеро изображено на картине спокойное. Листья пла­ вают в воде поодиночке и вместе, плотно прижав­ шись друг к другу. Сзади Алёнушки стоит лес безмолвно, ка к буд­ то в темноте его скры­ вается какая-то тайна. Ели стройно тянутся вверх. Лиственные де­ ревья уже желтеют. Ве­ тер срывает золотистые листья осинки. Плавно кружась в воздухе, они падают на землю в озе­ ро. Листья падают слева и справа. Лес выглядит по-осеннему. Солнце вот- вот скроется. Его лучи слабо освещают верхуш­ ки сосен и лес. На ветке, над самой головой Алёнушки, сидят ласточки. Они поют свои песни, ка к будто хотят развеселить Алёнушку и разделить с ней ее горе». После прохождения сложных слов в 5 классе было написа­ но сочинение по картине Баюс- кина «Сигнал». Цель: способствовать раз­ витию устной и письменной речи, закрепить правописание сложных слов. Разобрали и написали на доске слова: благодарность, железнодорожный п у т ь , па ­ ровоз, будка, путевой об­ ход ч и к. шпалы , рельсы, поезд. Работа над картиной велась по вопросам: Что нарисовано на картине Баюскина «Сиг­ нал»? К а к зовут мальчика? Кто он? Куда он пошел? От­ куда это видно? Что он заме­ тил на полотне железной до­ роги? Что решил он сделать? Почему картина названа «Сиг­ нал»? Почему пионер решил подать сигнал сам? Какие черты характера проявил юный пионер? Кто заметил сигнал? Что он сделал? Ка к отнеслись пассажиры к юному смельча­ ку? Ка к вы относитесь к по­ ступку мальчика? После разбора по вопросам составляли вместе с учащими­ ся план и рассказ по картине. Работа была обобщена учите­ лем, и .учащиеся приступили к работе. Сочинение по картине Баю­ скина '«Сигнал» ученицы 5-го класса Гвоздевой Валентины. П ла н : Олег шел в школу. Он увидел лопнувший рельс. Поезд приближался. Что сде­ лал юный пионер?Поезд оста­ новлен. Благодарность. «Была весна. Стояла прекрасная тихая погода. Олег шел в школу. До­ рога вела по железнодо­ рожному пути. Кругом пели птицы. Молодой лес покрылся листвой. По обе стороны железной дороги, цвели цветы. Олег был в хорошем настроении. Он хорошо выучил все уроки и спокойно шел в школу. Вдруг он увидел лоп­ нувший рельс. Олег по­ бежал к железнодорож­ ной будке, чтобы сооб­ щить об этом путевому обходчику, но услышал паровозный гудок. Он ре­ шил, что не управится сообщить. Он бросил портфель и стал думать, ка к помочь людям, кото­ рые были в поезде. Олег был юный пионер. Пионер вспомнил, что поезд оста­ навливают красным си г­ налом.Тогда Олег сорвал с груди красный галстук и высоко поднял над го ­ ловой. Он боялся, что машинист не заметит си г­ нал. Поезд приближался. Машинист увидел крас­ ный сигнал. Поезд в не­ скольких шагах от Оле­ га остановился. Из ва­ гонов вышли пассажиры. Они увидели лопнувший рельс и стоящего около рельса пионера. Пасса­ жиры поблагодарили Оле­ га и просили сообщить в железнодорожное уп­ равление, чтобы награди­ ли пионера. Олега на г­ радили. Так всегда по­ ступают пионеры». У чительница Кислинская А. А., хоть и первый год ра­ ботает в школе, но каждый урок сопровождает наглядны­ ми пособиями, которые изго­ товляют под её руководством сами ученики. Она не пассив­ но готовится к уроку, а ду­ мает и ищет пути эффектив­ ности урока. Урок зоологии в 7 классе. Тема: «Образ жизни и внеш­ ний вид речного окуня». Оборудован урок— схема реч­ ного окуня, картина, рыба (чучело). Начался урок с объяснения нового материала методом бе­ седы по схеме. Учительница дала общую ха­ рактеристику класса рыб типа позвоночных. Путем наводя­ щих вопросов учащиеся сами по схеме рассказали о строе­ нии организма речного окуня. При закреплении учительница использовала рыбу (чучело). Образ жизни и внешний вид речного окуня учащиеся все усвоили. После закрепления спрашивался пройденный ма­ териал. Учащиеся хорошо рассказы­ вали о пчеловодстве, составе и развитии пчел. Все учащие­ ся. принимали активное участие, и на уроке было по­ ставлено 7 хороших оценок, даже слабые ученики получи­ ли хорошие оценки. Для уча­ щихся сделались интересными и червячки и букашки, пото­ му что благодаря связи изу­ чаемого в школе с трудом,они увидели, для чего все это надо знать. И теперь школьники уже не механически заучи­ вают, а осмысливают все, что написано в учебнике. А . Завьялова, завуч Б.-Полянской средней школы. П Р И М О Р С К И Й К Р А Й . В поселке Северный Сучан от­ крылся новый Дом культуры, которому присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Зрительный зал Дома куль­ туры рассчитан на 400 мест, создана библиотека, для занятий круж ков оборудованы специальные помещения- Н А С Н ИМ КЕ : Дом культуры имени В. И . Ленина в Северном Сучане. Фото Н . Назарова. Фотохроника ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz