Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

* 22 января 1960 г ., № 9 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 11, К а ж д ы й у р о к д о л ж е н б ы т ь т в о р ч е с к и м Задача улучшения качества преподавания всегда стояла и будет стоять перед школой. Однако в настоящее время, в связи с происходящей пере­ стройкой всей системы народ­ ного образования, сама жизнь ставит эту задачу по-новому — более настоятельно и остро. Очень своевременно поставлен этот вопрос на обсуждение пе -' ред учительством нашего райо­ на и очень хорошо, что учи­ теля могут поделиться опытом, обменяться мнениями по этому важному вопросу на страни­ цах нашей районной газеты. О Что мешает эффективности преподавания? 9 V 1 В новых условиях, когда ве­ дущим началом воспитания и обучения становится их орга­ ническая связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, особенно на­ глядно выступают пороки сло­ жившейся практики препода­ вания. Чтобы их устранить, в них надо хорошо разобраться. Что же это за пороки? В послевоенные годы, не­ смотря на постоянные разгово­ ры о борьбе с формализмом,в преподавании укоренилась шаблонность, приводившая к нерациональной трате времени на опрос в начале урока, к перегрузке учащихся домаш- шающих главную мысль. За деревьями леса не видно. Уме­ нию выделить главное из вто­ ростепенного надо учить уче­ ников, такое умение—показа­ тель сознательного усвоения материала, глубокого понима­ ния. Таким образом, ученики на уроке преимущественно нахо­ дятся в положении пассивных слушателей: сначала слушают ответы товарищей, потом рас­ сказ учителя, затем опять от­ веты учеников. Отсюда— ску ­ ка, убивающая интерес к уче­ нию, и низкая дисциплина на уроках. Объяснение учителя слушают невнимательно, так ними заданиями, к зуорежке и ка к знают, что на следую- книжности в знаниях учащих-! щем уроке будут спрашивать ся, вместо сознательного и прочного их усвоения в про­ цессе урока. Учет знаний производится главным образом путем опро­ са по домашнему заданию. На опрос тратится значительная (до 1/3, 1/2) часть урока. При этом все ученики пассивно слушают ответы товарищей. Один отвечает— остальные ску ­ чают. Да и знания проверяют­ ся формально, особенно по гуманитарным дисциплинам, так ка к проверка сводится к пересказыванию заученного текста учебника, часто без учета его понимания. Остальное время урока ухо­ дит на объяснение нового ма­ териала и его закрепление, причем, закрепление проводит­ ся опять-таки путем опроса. Времени для активной работы учащихся над усвоением но­ вого материала почти не ос­ тается. В объяснении нового мате­ риала многие учителя допу­ скают серьезную дидактиче­ скую ошибку, стараясь изло­ жить материал ка к можно под­ робнее, привести побольше фактов, примеров, событий. Такое объяснение внешне мо­ жет казаться увлекательным, но нагромождение материала заслоняет от внимания слу по учебнику, значит, все рав­ но учить придется дома. При такой постановке дела познание нового сводится пре­ имущественно к заучиванию и пересказыванию текстов учебников. Это грубейшая ди­ дактическая ошибка: наруша­ ются принципы сознательно­ сти и активности усвоения зна­ ний. В этом состоит основной порок многих наших уроков. Шаблон в структуре урока настолько укоренился, что при оценке его контролирующими лицами (или при разборе от­ крытого урока) исходили из того, выдержаны ли все эта­ пы урока (опрос или проверка домашнего задания, объясне­ ние темы, закрепление, до­ машнее задание): сколько оп­ рошено учеников на отметку, достаточно ли подробно уче­ ники пересказывают материал учебника, достаточно ли под­ робно учитель изложил мате­ риал, был ли «момент» закреп­ ления (т. е. пересказ того, что было рассказано учителем), ■успел ли учитель до звонка дать задание на дом. И чаще всего констатиро­ вали, что задание давалось «под звонок», не хватило вре­ мени для закрепления, а по­ рой и для объяснения. Развивать познавательную активность Главное, к чему надо стре­ миться в преодолении всех этих недостатков,— это всемер­ ная активизация учеников при усвоении нового на уроке. Готовя детей к самостоятель­ ной трудовой жизни, мы долж­ ны развивать у них творческую инициативу, активность, сооб­ разительность. Еще Л. Н. Тол­ стой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ниче­ го творить, то и в жизни он будет подражать, копироват-ь». Организовать умственную деятельность школьников, на­ учить их самостоятельно мыс­ лить и рассуждать, самостоя­ тельно дооывать знания, пре­ одолевая посильные трудности, — вот в чем должна состоять руководящая роль учителя. Эффективность обучения в том и заключается, чтобы под ру­ ководством учителя протекала активная, плодотворная дея­ тельность учащихся, направ­ ленная на усвоение знаний, умений, навыков. Для этого, прежде всего, на­ до отказаться от привычных шаблонов урока, покончить с гнетущим однообразием уро­ ков, использовать многообраз­ ные методические приемы а к­ тивизации учеников, макси- 0 Л0ШКАРЕ8, ------------------ — учитель Тербунской средней школы № 1 мально рационализировать вре­ мя урока, высвободив его для усвоения новых знаний на са­ мом уроке, избавить детей от перегрузки домашними зада­ ниями (когда это возможно)— таковы пути повышения эффек­ тивности преподавания. В Законе о реформе школы специально говорится об уст­ ранении излишней регламента­ ции работы учителей в выборе форм и методов учебно-вос­ питательной работы, о необхо­ димости усовершенствования методов обучения и воспита­ ния. Реформа школы дает про­ стор педагогическому и мето­ дическому творчеству учителя. Передовые учителя и коллек­ тивы за последние годы уже добились определенных успе­ хов в поисках путей повыше­ ния эффективности преподава­ ния, выработали новые приемы и формы организации урока. Решение задачи повышения эффективности урока надо искать в сочетании самых различных методов и приемов, обеспечивающих умственную активность школьников, необ­ ходимую для лучшего воспри­ нятая знаний. Некоторые вопросы повышения эффективности По таким предметам, ка к математика, физика, химия п даже грамматика, легче вклю чить учащихся в активный процесс усвоения знаний. Под руководством учителя они мо­ гу т производить вычисления, выводить формулы, ставить эксперименты и т.д. Труднее этого достигнуть по истории, географии, литературе (огова­ риваюсь: речь идет о 5— 10 классах). Какие конкретно приёмы активизации учащихся на разных этапах урока мож­ но рекомендовать? Ка к стро­ ить урок? Прежде всего надо отка­ заться от традиции. Каждый урок начинать с проверки до­ машнего задания и опроса по заданному на дом. Проверку письменных заданий учитель может делать после уроков, а устная проверка знаний долж­ на проводиться разными ме­ тодами ‘Па всех этапах урока, но чаще всего в конце урока по изученной в этот день те­ ме. При этом устная проверка знаний не до'лжна сводиться к подробному пересказу тек­ ста учебника. Целесообразнее н важнее, чтобы ученики да­ ли краткие ответы на 2— 3 наиболее существенных воп­ роса. Развернутый ответ— рас­ сказ, надо применять, ка к пра­ вило, лишь при обобщении по изученной теме. Урок непременно должен за­ канчиваться проверкой усвое­ ния нового материала. При этом надо ставить обобщаю­ щие вопросы: ч<Что же нового сегодня мы узнали на уроке? Что является главным из изу­ ченного нами?» Такие обобщаю­ щие вопросы помогают уче­ никам привести в систему но­ вый познанный материал, свя­ зать его с прежними знания­ ми. Вопросы надо ставить не лучшим ученикам, а тем, кто успевает удовлетворительно. Только по ответам средних учеников можно судить об уровне усвоения нового мате­ риала. При подведении результатов урока не надо позволять под­ нимать руку тем, кто желает ответить. Вызов для ответа с места без поднятия рук дис­ циплинирует класс, делает его более внимательным и помо­ гает держать каждого учени­ ка в готовности отвечать на вопрос, заставляет мыслить. Если некоторые ученики под­ няли руки, на остальных это действует демобилизующе: пусть спрашивают тех, кто поднял руку. За правильные ответы с'места надо ставить положительную оценку, за несколько неправильные— от­ рицательную. Для учета знаний следует больше практиковать неболь­ шие письменные работы на 10 — 15 минут в виде ответов на тот или иной вопрос. Такие письменные работы не вызы­ вают большого умственного напряжения, ка к обычные кон­ трольные работы, расчитанные на целый час и более. Но они рациональны, так ка к дают возможность выставить оценки сразу всем ученикам. Вопросы можно давать в нескольких вариантах. Перед тем, ка к приступить к изучению нового материала, необходимо перед классом по­ ставить ясную и четкую цель данного урока: что должны узнать, чему научиться, ка ко ­ го результата добиться на данном уроке. Многие учителя формулируют цель урока в пла­ не, но немногие разъясняют ее учащимся, упуская тем са­ мым важное средство активи­ зации мышления учащихся на уроке. Итак, урок начинается с объявления темы и поста­ новки цели перед классом. Работа по усвоению нового материала Основная, наиболее ответст­ венная часть урока— работа по усвоению нового материала. Она складывается из двух необходимых элементов: объяс­ нения учителя и самостоятель­ ной работы учащихся. Слово учителя должно быть кратким. Оно должно разъяснять лишь основные вопросы темы и устанавливать ее связь с предыдущими тема­ ми. Йадо решительно покон­ чить с тенденцией ка к можно подробнее объяснять материал, чтобы вложить в память уча­ щихся готовые знания в раз­ жеванном виде. Эта педаго­ гическая наивность, может быть красивая, да мало эф­ фективная. Вступительное слово учите­ ля может включать элементы беседы с целью повторения- установления связи данной темы с прежде изученными и с целью активизации внима­ ния учащихся. Объснение за­ канчивается указаниями к са­ мостоятельной работе учащих­ ся. Понятно,.что учитель дол­ жен предусматривать возмож­ ные затруднения в самостоя­ тельной работе и заранее уст­ ранить их, в частности, разъ­ яснить новые термины, непо­ нятные слова ' и выражения. Однако, повторяю, не следует чрезмерно облегчать самостоя­ тельную работу, иначе она будет лишена интереса. Конечно, не всегда можно ограничиться кратким вступи­ тельным словом. Рассказ учи­ теля может быть и более дли­ тельным. В этом случае надо пользоваться различными прие­ мами активизации учащихся при слушапии: вывесить зара­ нее написанный план расска­ за или написать его на до­ ске. Ученики по плану будут внимательнее следить за рас­ сказом учителя. Более дейст­ венная форма активизации при слушании—предложить ученикам самим составить план к рассказу учителя. По­ сле объяснения 2— 3 ученика зачитывают планы, сопостав­ ляют, вносят поправки. За хо- ! роший план можно поставить 1оценку. Если учитель читает художественный текст,учащие­ ся также могут по ходу чте­ ния составить план и должны быть предупреждены, что бу­ дут передавать содержание по плану. Самостоятельная работа учащихся над текстом учеб­ ника, художественного произ­ ведения или исторического документа должна иметь чет­ ко определенную, ясную цель, — результаты, которых уче­ ники должны достигнуть: со­ ставить план, тезисы, выпи­ сать нужные выдержки, под­ готовить ответы на поставлен­ ные вопросы и т.п. Учитель наб­ людает за ходом работы, да­ ет нужные указания, оказы­ вает помощь тем, кто в ней нуждается. Наиболее трудные вопросы или места в тексте учебника надо прочитать и разобрать со всем классом. (Окончание см. на 4-й стр)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz