Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
* 22 января 1960 г ., № 9 Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 11, К а ж д ы й у р о к д о л ж е н б ы т ь т в о р ч е с к и м Задача улучшения качества преподавания всегда стояла и будет стоять перед школой. Однако в настоящее время, в связи с происходящей пере стройкой всей системы народ ного образования, сама жизнь ставит эту задачу по-новому — более настоятельно и остро. Очень своевременно поставлен этот вопрос на обсуждение пе -' ред учительством нашего райо на и очень хорошо, что учи теля могут поделиться опытом, обменяться мнениями по этому важному вопросу на страни цах нашей районной газеты. О Что мешает эффективности преподавания? 9 V 1 В новых условиях, когда ве дущим началом воспитания и обучения становится их орга ническая связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, особенно на глядно выступают пороки сло жившейся практики препода вания. Чтобы их устранить, в них надо хорошо разобраться. Что же это за пороки? В послевоенные годы, не смотря на постоянные разгово ры о борьбе с формализмом,в преподавании укоренилась шаблонность, приводившая к нерациональной трате времени на опрос в начале урока, к перегрузке учащихся домаш- шающих главную мысль. За деревьями леса не видно. Уме нию выделить главное из вто ростепенного надо учить уче ников, такое умение—показа тель сознательного усвоения материала, глубокого понима ния. Таким образом, ученики на уроке преимущественно нахо дятся в положении пассивных слушателей: сначала слушают ответы товарищей, потом рас сказ учителя, затем опять от веты учеников. Отсюда— ску ка, убивающая интерес к уче нию, и низкая дисциплина на уроках. Объяснение учителя слушают невнимательно, так ними заданиями, к зуорежке и ка к знают, что на следую- книжности в знаниях учащих-! щем уроке будут спрашивать ся, вместо сознательного и прочного их усвоения в про цессе урока. Учет знаний производится главным образом путем опро са по домашнему заданию. На опрос тратится значительная (до 1/3, 1/2) часть урока. При этом все ученики пассивно слушают ответы товарищей. Один отвечает— остальные ску чают. Да и знания проверяют ся формально, особенно по гуманитарным дисциплинам, так ка к проверка сводится к пересказыванию заученного текста учебника, часто без учета его понимания. Остальное время урока ухо дит на объяснение нового ма териала и его закрепление, причем, закрепление проводит ся опять-таки путем опроса. Времени для активной работы учащихся над усвоением но вого материала почти не ос тается. В объяснении нового мате риала многие учителя допу скают серьезную дидактиче скую ошибку, стараясь изло жить материал ка к можно под робнее, привести побольше фактов, примеров, событий. Такое объяснение внешне мо жет казаться увлекательным, но нагромождение материала заслоняет от внимания слу по учебнику, значит, все рав но учить придется дома. При такой постановке дела познание нового сводится пре имущественно к заучиванию и пересказыванию текстов учебников. Это грубейшая ди дактическая ошибка: наруша ются принципы сознательно сти и активности усвоения зна ний. В этом состоит основной порок многих наших уроков. Шаблон в структуре урока настолько укоренился, что при оценке его контролирующими лицами (или при разборе от крытого урока) исходили из того, выдержаны ли все эта пы урока (опрос или проверка домашнего задания, объясне ние темы, закрепление, до машнее задание): сколько оп рошено учеников на отметку, достаточно ли подробно уче ники пересказывают материал учебника, достаточно ли под робно учитель изложил мате риал, был ли «момент» закреп ления (т. е. пересказ того, что было рассказано учителем), ■успел ли учитель до звонка дать задание на дом. И чаще всего констатиро вали, что задание давалось «под звонок», не хватило вре мени для закрепления, а по рой и для объяснения. Развивать познавательную активность Главное, к чему надо стре миться в преодолении всех этих недостатков,— это всемер ная активизация учеников при усвоении нового на уроке. Готовя детей к самостоятель ной трудовой жизни, мы долж ны развивать у них творческую инициативу, активность, сооб разительность. Еще Л. Н. Тол стой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ниче го творить, то и в жизни он будет подражать, копироват-ь». Организовать умственную деятельность школьников, на учить их самостоятельно мыс лить и рассуждать, самостоя тельно дооывать знания, пре одолевая посильные трудности, — вот в чем должна состоять руководящая роль учителя. Эффективность обучения в том и заключается, чтобы под ру ководством учителя протекала активная, плодотворная дея тельность учащихся, направ ленная на усвоение знаний, умений, навыков. Для этого, прежде всего, на до отказаться от привычных шаблонов урока, покончить с гнетущим однообразием уро ков, использовать многообраз ные методические приемы а к тивизации учеников, макси- 0 Л0ШКАРЕ8, ------------------ — учитель Тербунской средней школы № 1 мально рационализировать вре мя урока, высвободив его для усвоения новых знаний на са мом уроке, избавить детей от перегрузки домашними зада ниями (когда это возможно)— таковы пути повышения эффек тивности преподавания. В Законе о реформе школы специально говорится об уст ранении излишней регламента ции работы учителей в выборе форм и методов учебно-вос питательной работы, о необхо димости усовершенствования методов обучения и воспита ния. Реформа школы дает про стор педагогическому и мето дическому творчеству учителя. Передовые учителя и коллек тивы за последние годы уже добились определенных успе хов в поисках путей повыше ния эффективности преподава ния, выработали новые приемы и формы организации урока. Решение задачи повышения эффективности урока надо искать в сочетании самых различных методов и приемов, обеспечивающих умственную активность школьников, необ ходимую для лучшего воспри нятая знаний. Некоторые вопросы повышения эффективности По таким предметам, ка к математика, физика, химия п даже грамматика, легче вклю чить учащихся в активный процесс усвоения знаний. Под руководством учителя они мо гу т производить вычисления, выводить формулы, ставить эксперименты и т.д. Труднее этого достигнуть по истории, географии, литературе (огова риваюсь: речь идет о 5— 10 классах). Какие конкретно приёмы активизации учащихся на разных этапах урока мож но рекомендовать? Ка к стро ить урок? Прежде всего надо отка заться от традиции. Каждый урок начинать с проверки до машнего задания и опроса по заданному на дом. Проверку письменных заданий учитель может делать после уроков, а устная проверка знаний долж на проводиться разными ме тодами ‘Па всех этапах урока, но чаще всего в конце урока по изученной в этот день те ме. При этом устная проверка знаний не до'лжна сводиться к подробному пересказу тек ста учебника. Целесообразнее н важнее, чтобы ученики да ли краткие ответы на 2— 3 наиболее существенных воп роса. Развернутый ответ— рас сказ, надо применять, ка к пра вило, лишь при обобщении по изученной теме. Урок непременно должен за канчиваться проверкой усвое ния нового материала. При этом надо ставить обобщаю щие вопросы: ч<Что же нового сегодня мы узнали на уроке? Что является главным из изу ченного нами?» Такие обобщаю щие вопросы помогают уче никам привести в систему но вый познанный материал, свя зать его с прежними знания ми. Вопросы надо ставить не лучшим ученикам, а тем, кто успевает удовлетворительно. Только по ответам средних учеников можно судить об уровне усвоения нового мате риала. При подведении результатов урока не надо позволять под нимать руку тем, кто желает ответить. Вызов для ответа с места без поднятия рук дис циплинирует класс, делает его более внимательным и помо гает держать каждого учени ка в готовности отвечать на вопрос, заставляет мыслить. Если некоторые ученики под няли руки, на остальных это действует демобилизующе: пусть спрашивают тех, кто поднял руку. За правильные ответы с'места надо ставить положительную оценку, за несколько неправильные— от рицательную. Для учета знаний следует больше практиковать неболь шие письменные работы на 10 — 15 минут в виде ответов на тот или иной вопрос. Такие письменные работы не вызы вают большого умственного напряжения, ка к обычные кон трольные работы, расчитанные на целый час и более. Но они рациональны, так ка к дают возможность выставить оценки сразу всем ученикам. Вопросы можно давать в нескольких вариантах. Перед тем, ка к приступить к изучению нового материала, необходимо перед классом по ставить ясную и четкую цель данного урока: что должны узнать, чему научиться, ка ко го результата добиться на данном уроке. Многие учителя формулируют цель урока в пла не, но немногие разъясняют ее учащимся, упуская тем са мым важное средство активи зации мышления учащихся на уроке. Итак, урок начинается с объявления темы и поста новки цели перед классом. Работа по усвоению нового материала Основная, наиболее ответст венная часть урока— работа по усвоению нового материала. Она складывается из двух необходимых элементов: объяс нения учителя и самостоятель ной работы учащихся. Слово учителя должно быть кратким. Оно должно разъяснять лишь основные вопросы темы и устанавливать ее связь с предыдущими тема ми. Йадо решительно покон чить с тенденцией ка к можно подробнее объяснять материал, чтобы вложить в память уча щихся готовые знания в раз жеванном виде. Эта педаго гическая наивность, может быть красивая, да мало эф фективная. Вступительное слово учите ля может включать элементы беседы с целью повторения- установления связи данной темы с прежде изученными и с целью активизации внима ния учащихся. Объснение за канчивается указаниями к са мостоятельной работе учащих ся. Понятно,.что учитель дол жен предусматривать возмож ные затруднения в самостоя тельной работе и заранее уст ранить их, в частности, разъ яснить новые термины, непо нятные слова ' и выражения. Однако, повторяю, не следует чрезмерно облегчать самостоя тельную работу, иначе она будет лишена интереса. Конечно, не всегда можно ограничиться кратким вступи тельным словом. Рассказ учи теля может быть и более дли тельным. В этом случае надо пользоваться различными прие мами активизации учащихся при слушапии: вывесить зара нее написанный план расска за или написать его на до ске. Ученики по плану будут внимательнее следить за рас сказом учителя. Более дейст венная форма активизации при слушании—предложить ученикам самим составить план к рассказу учителя. По сле объяснения 2— 3 ученика зачитывают планы, сопостав ляют, вносят поправки. За хо- ! роший план можно поставить 1оценку. Если учитель читает художественный текст,учащие ся также могут по ходу чте ния составить план и должны быть предупреждены, что бу дут передавать содержание по плану. Самостоятельная работа учащихся над текстом учеб ника, художественного произ ведения или исторического документа должна иметь чет ко определенную, ясную цель, — результаты, которых уче ники должны достигнуть: со ставить план, тезисы, выпи сать нужные выдержки, под готовить ответы на поставлен ные вопросы и т.п. Учитель наб людает за ходом работы, да ет нужные указания, оказы вает помощь тем, кто в ней нуждается. Наиболее трудные вопросы или места в тексте учебника надо прочитать и разобрать со всем классом. (Окончание см. на 4-й стр)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz