Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 м р . Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д ! 20 мая 1960 г ., № 60 ЗАЯВЛЕНИЕ Председателя Со ве та М инис тро в СССР Н. С. ХРУЩЕВА Президенту Франции де Голлю, Премьер-Министру Великобритании Макмиллану, Президенту США Эйзенхауэру 16 мая 1960 года Н и ж е публикуется заявление Председателя Совета Министров СССР Н . С. Хрущева , сделанное 16 м а я н а ! предварительной встрече, в которой приняли участие' Президент Французской Республики Ш . де Голль, Премьер-Министр Великобритании Г. М акм илл ан , Президент СШ А Эйзенхауэр и Председатель Совета Министров СССР П . С. Хрущев, собравшиеся в П ариж е в связи с договоренностью о совещании в верхах. Н а указанной встрече присутствовали т а кж е от Франции М . Дебре и Кув де Мюрвилъ, от Великобри тании— Селвин Ллойд и Ф . Хойер -М иллар , от СШ А —К . Гертер и 7. Гейтс, от Советского Союза — А. А. Громыко и Р. Я ■ Малиновский. Господин Президент де Голль! Господин Премьер-Министр Макмиллан! Господин Президент Эйзенхау эр! Разрешите обратиться к вам со следующим заявлением. К а к известно, в последнее время имел место провокацион ный акт со стороны американ ских военно-воздушных сил в отношении Советского Союза. Он выразился в том, что пер вого мая этого года военный разведывательный самолет США вторгся в пределы Со ветского Союза, выполняя оп ределенное шпионское задание по добыче сведений о военных и промышленных объектах на территории СССР. После того, ка к стала известна агрессив ная цель полета самолета, он был сбит подразделением со ветских ракетных войск. К сожалению, это не единичный случай агрессивных и шпион ских действий военно-воздуш ных сил США против Совет ского Союза. Естественно, Советское пра вительство вынуждено было дать соответствующую квали фикацию этим действиям и показатьихвероломный харак тер, несовместимый с элемен тарными требованиями поддер жания нормальных отношений между государствами в мир ное время, не говоря уже о том, что это находится в гру бом противоречии с задачей уменьшения международной напряженности и создания не обходимых условий для плодот ворной работы совещания в верхах. Это было сделано как в моих выступлениях на сес сии Верховного Совета СССР, так и в специальной ноте про теста, направленной прави тельству США. Вначале госдепартамент США пустил в ход нелепую версию, будто американский самолет нарушил границы СССР слу чайно и не имел каких-либо шпионских и диверсионных за даний. Когда на основе неоп ровержимых фактов была по казана явная лживость этой версии, то госдепартамент США 7 мая, а затем государствен ный секретарь 9 мая от имени правительства США заявили, что американская авиация осу ществляет вторжения в преде лы Советского Союза с воен ными шпионскими целями в соответствии с программой, одобренной правительством США и лично Президентом. Двумя днями позже сам Пре зидент Эйзенхауэр подтвердил, что осуществление полетов американских самолетов над территорией Советского Союза было и остается рассчитанной политикой США. Это же зая вило правительство- США и в ноте Советскому правительст ву от 12 мая. Тем самым пра вительство США грубо попи рает общепризнанные нормы международного права и высо кие принципы Устава ООН, под которым стоит подпись и Со единенных Штатов Америки. Советское правительство и весь народ Советского Союза восприняли с негодованием эти заявления руководящих государственных деятелей США, так же ка к и каждый честный человек в мире, про являющий озабоченность за судьбы мира. Теперь, когда руководители правительств четырех держав прибыли в Париж, для участия в совещании, возникает вопрос — ка к можно продуктивно ве сти переговоры и рассматри вать стоящие перед совещани ем вопросы, когда правитель ство США и лично Президент не только не осудили прово кационного акта, выразивше гося во вторжении американ ского военного самолета в пре делы Советского Союза, но напротив, заявили, что подоб ные действия остаются и впредь государственной поли тикой США в отношении Со ветского Союза? К а к же мож но договариваться по тем или иным вопросам, требующим своего урегулирования с целью уменьшения напряженности и устранения подозрительности и недоверия между государст вами, когда правительство од ной из великих держав прямо заявляет, что его политикой является вторжение в преде лы другой великой державы со шпионско-диверсионными це лями, а следовательно, усиле ние напряженности в от ношениях между держава ми? Ясно, что провозглаше ние такой политики, которая может проводиться лишь в ус ловиях, когда государства на ходятся в состоянии войны, заранее обрекает на полный провал совещание в верхах. Мы, разумеется, принимаем к сведению провозглашение правительством США такой по литики и заявляем, что в слу чае повторения вторжения аме риканских самолетов в преде лы Советского Союза мы бу дем сбивать такие самолеты. Советское правительство ос тавляет за собой право во всех таких случаях предпринять соответствующие ответные ме ры против тех, кто будет на рушать государственный су веренитет СССР, осуществлять подобный шпионаж и дивер сии в отношении Советского Союза. Правительство СССР вновь заявляет, что в отноше нии тех государств, которые, предоставляя свою территорию для американских военных баз, станут пособниками агрессив ных действий против СССР, бу дут приняты также надлежа щие меры, вплоть до нанесе ния удара по этим базам. Нельзя в этой связи не об ратить внимания на заявление Президента Эйзенхауэра о том, что под угрозой заключения мирного договора с ГДР он не может принять участия в со вещании в верхах, хотя то, что он называл угрозой— это было лишь заявление Совет ского правительства о твердой решимости покончить с остат ками войны в Европе и заклю чить мир и, таким образом, привести положение, в част ности, в Западном Берлине, в соответствие с требованиями жизни и интересами обеспече ния мира и безопасности ев ропейских народов. К а к же Советское правительство мо жет принимать участие в пе реговорах в условиях действи тельной угрозы, выдвинутой со стороны правительства США, заявившего, что оно будет и впредь продолжать нарушения границ СССР и что американ ские самолеты летали и будут летать над территорией Совет ского Союза? Тем самым пра вительство США заявило о на мерении продолжать неслыхан ные и беспрецедентные дейст вия, направленные против су веренитета Советского госу дарства, а принцип суверени тета является священным и незыблемым принципом в меж дународных отношениях. Из всего этого следует, что для успеха совещания необхо димо, чтобы правительства всех представленных на нем держав следовали открытой и честной политике и торжест венно заявили, что они не будут проводить друг против друга никаких действий, ко торые представляют собой на рушение государственного су веренитета держав. Это зна чит, что если правительство США действительно готово сотрудничать с правительства ми других держав в интере сах поддержания мира и у к репления доверия между го сударствами, то оно должно, во-первых, осудить недопусти мые провокационные действия военно-воздушных сил США в отношении Советского Союза и, во-вторых, отказаться от продолжения подобных дей ствий и подобной политики против СССР в будущем. Само собой разумеется, что прави тельство США в этом случае не может не привлечь к стро гой ответственности непосред ственных виновников предна меренного нарушения амери канскими самолетами государ- ственнных границ СССР. 1 До тех пор, пока это не ' будет с д е л а н о со сто роны правительства США, Со ветское правительство не ви дит возможности продуктив ных переговоров с правитель ством США на совещании в верхах. Оно не может быть в числе участников переговоров, где один из них в основу сво ей политики в отношении Со ветского Союза положил ве роломство. Если бы Советское прави тельство при создавшихся ус ловиях приняло участие в пе реговорах, заведомо обречен ных на провал, то оно тем са мым стало бы соучастником обмана народов, а оно не на мерено быть таковым. Само собой разумеется, что, если бы правительство США заявило, что впредь США не будет нарушать государ ственных границ СССР своими самолетами, осуждают прово кационные действия, предпри нятые в прошлом, и накажут непосредственных виновников таких действий, что обеспе чило бы для Советского Союза равные с другими державами условия, я, ка к глава Совет ского правительства, готов принять участие в совещании и приложить все усилия к тому, чтобы содействовать его успеху. В результате провокацион ных полетов американских военных самолетов и, глав ное, в результате объявления таких провокационных поле тов на будущее ка к нацио нальной политики Соединен ных Штатов Америки прошв социалистических стран — создались новые условия в международных взаимоотно шениях. Естественно, что при подоб ных условиях мы не можем работать на совещании, не мо жем работать потому, что мы видим, с каких позиций с на ми хотят вести разговор—под угрозой агрессивных разведы вательных полетов. Известно, что шпионские полеты прово дятся в разведывательных целях для того, чтобы начать войну. Поэтому мы отвергаем условия, которые создают для нас Соединенные Штаты Аме рики. Мы не можем участво вать в каких-либо переговорах и в решениии даже тех воп росов, которые уже созрели, —не можем потому, что видим — у Соединенных Штатов нет желания договориться. Они считаются в западных странах лидером.’ Следователь но, совещание в настоящее время было бы бесполезной тратой времени и обманом об щественного мнения всех стран. Повторяю,—мы не мо жем при создавшемся положе нии участвовать в перегово рах. Мы хотим участвовать в пе реговорах только на равных основах, при равных возмож ностях для той и другой сто рон. Мы считаем необходимым, чтобы народы всех стран мира, общественность правильно поня ли нас. Советский Союз не отка зывается от усилий, чтобы до стигнуть соглашения, и мы уверены, что разумные согла шения возможны, но, видимо, не в это, а в другое время. Однако для этого нужно, во- первых, чтобы Соединенные Штаты Америки признали, что провокационная политика, ко торую они объявили полити кой «свободных» полетов над нашей страной, осуждается, чтобы они отказались от нее и признали, что совершили агрессию, признались, что они сожалеют об этом. Советское правительство глубоко убеждено, что если не данное правительство США, то другое, если не другое, то третье поймут, что нет ш ьго выхода, кроме мирного сосу ществования двух систем: ка питалистической и социали стической. Либо мирное сосу ществование, либо война, ко торая принесет катастрофу для тех, кто сейчас проводит агрессивную политику. Поэтому мы считаем, что на до дать какое-то время, что бы возникшие вопросы отстоя лись и чтобы те, на кого возложена ответственность за определение политического курса страны, проанализирова ли, какую они взяли на себя ответственность, объявив а г рессивный курс в отношениях с Советским Союзом и други ми социалистическими страна ми. Поэтому мы считали бы: нет лучшего выхода, ка к пе ренести совещание глав пра вительств примерно на 6—8 месяцев. Советский Союз, со своей стороны, не будет ослаблять своих усилий, чтобы, достиг нуть соглашения. Думаю, что общественное мнение правиль но ноймет нашу позицию, пой мет, что нас лишили возмож ности участвовать в этих пе реговорах. ‘ Однако мы твердо верим в необходимость мирного сосу ществования, потому что по терять веру в мирное сосуще ствование— это значило бы обречь человечество на войну, это значило бы согласиться с неизбежностью войн, а в на стоящих условиях известно, какие бедствия принесла бы война всем народам на земле. Хочу обратиться к народу Соединенных Штатов Америки. Я был в США, встречался там с различными слоями амери канского народа и глубоко убежден, что все слои аме риканского народа не хотят войны. Исключение составляет лишь небольшая оголтелая группа в Пентагоне и поддер живающие ее милитаристские круги, которые зарабатывают на гонке вооружений, получая огромные прибыли, и которые игнорируют интересы амери канского народа и вообще и г норируют интересы народов (Продолжение см. на 3 й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz