Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр. Л Е Н И Н С К А Я Д Р А В Д А 15 января 1960 г ., № 6 Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока 9. Требования к урокам труда /Советская школа призвана ^ готовить разносторонне об разованных людей, хорошо знающих основы наук и, вме сте с тем,способных к систе матическому физическому тру ду. Поэтому в процессе пе рестройки школы и улучше ния системы учебно-воспита тельной работы, направленной на коммунистическое воспита ние учащихся, на всесторон нее развитие их физических и умственных способностей, осо бую заботу следует проявить в отношении трудового воспи тания. Одной из форм трудового воспитания является введе ние политехнического обуче- ния.Болыние требования предъ являются к урокам труда, где учитель воспитывает культуру труда, в своей работе основы вается на знании других пред метов, знакомит с цифрами развития народного хозяйства СССР, ведет борьбу против ре лигиозных предрассудков. На ряду с этими требованиями необходимо учить ребят изго товлению изделий домашнего и школьного обихода, а это связано с физическим трудом. Правильные методы обработ ки дерева и металла, стойка, хватка и подбор рабочих мест хорошо отразятся на физиче ском развитии учеников. Труд учащихся в мастер ской по возможности должен иметь общественно-полезный характер. Разумеется, могут быть работы, имеющие только учебный характер. Однако та ких работ должно быть не много. В основном изучение и освоение отдельных операций осуществляется в процессе из готовления различных полез ных вещей. В этом случае у учащихся проявляется большой интерес к труду. Но бывают случаи, когда' на их глазах выбрасывают изделие в мусор. К а к избежать подобных явле ний на уроках труда, если ученик '6-го класса не в со стоянии сделать столярный угольник ? В таких случаях я применяю полуфабрикаты, которые раз даю каждому ученику. При изготовлении угольника уче нику остается пропилить и про долбить проушину, вклеить линейку под углом 90 граду сов с последующей отделкой. Такой угольник будет приго ден к работе, а ученик по знает радость в таком труде. Этот метод преподавания ис пользует Митрофанов М.М., ко торый с успехом выполняет с учащимися труднодоступные изделия по металлу. Для бо лее доступного понятия об из делии, кроме чертежа или ри сунка, необходимо иметь ранее сделанный экземпляр. В этих случаях учащиеся уверенно выполняют указанную работу. Велика роль уроков труда по изготовлению наглядных пособий по другим предметам. Изготавливая приборы, учащие ся приобретают необходимые знания. Расскажу, ка к я на уроках труда связываю свой предмет с другими предметами. Урок в 5 классе. Изготовление рассадного ящика. Ставлю цель урока: научить учащихся изготовлять ящики. Привить навык забива ния гвоздей. Техника безо пасности при работе. Обще образовательная цель: связь с ботаникой, рисованием. При объяснении техническо го рисунка и демонстрации го тового ящика, даю название частей, их размер, последова тельность изготовления. Для определения глубины ящика спрашиваю у учащихся, на ка кую глубину сеют разные зер новые культуры, основываясь на знании ботаники. Напоминаю, за что борется наша страна в этом семилетии и за счет каких факторов про изойдет увеличение зерновых культур от 8 до И миллиар дов пудов. После этого перехожу на закрепление материала, задав 4— 5 наводящих вопросов: по технике безопасности при ра боте, о последовательности из готовления, о названиях ча стей ящика. Разбиваю на груп пы но 2 ученика и разрешаю приступить к работе, обращая внимание на соблюдение раз меров п правильных углов При работе учащихся слежу, за соблюдением техники безопас ности, техники удара молот ком, стойкой, хваткой инстру' ментов, на ходу исправляя не достатки. Учащиеся работали с охотой и уже к концу пер вого урока заготовили все де тали ящика, а некоторые ус пели сбить торцевые стороны. Вначале 2-го урока делаю заме чания о недостатках и мето дах их устранения. Первый ящик был готов за 30 минут второго урока. Сразу проставляю оценку в журнале и дневниках. За десять минут до конца урока, когда будут проставлены оценки, подвожу итог, с указаниями на недо статки и кто применял не правильную стойку и хватку инструментов при работе, за что снижаю оценку, приучая учеников к правильности ис полнения работ. Объявляю, на сколько руб лей эта группа принесла до хода школе. До конца урока учащиеся приводят в порядок рабочие места и полы с выно сом стружек из мастерской. Учащиеся 5— 7 классов за 2 четверти на уроках" по тру ду сделали много полезных вещей для школы на общую сумму 787 рублей. Перечень их разнообразен: готовальни, урны, рейсмусы, зубила, кер неры, дверные накладки, при боры для географической пло щадки, наглядные пособия по геометрии, химии, ботанике, биологии, физкультуре. Участие в посильном труде прививает у учащихся комму нистическое отношение к тру ду. Методика преподавания разнообразна и оттого, ка к учитель добьется цели, будет зависеть эффективность урока. Прошу учителей труда вы ступить на страницах нашей газеты о том; к а к вы доби ваетесь повышения эффектив ности урока. Н . Вдовин, учитель труда Тербунской сред ней школы № 1. 'У-ьеспа Изучают историю КПСС П р и хорошей работе про- * * пагандиста и от посто янной заботы партийной организации во многом за висит успех политического просвещения коммунистов. Одним из лучших кр уж ков по изучению истории КПСС является кружок при парторганизации колхоза имени Сталина. В кружке занимаются 25 человек. Посещаемость за нятий хорошая. Слушатели принимают активное уча стие в обсуждении изучае мого материала. На недавно проведенном занятии по теме «Между народная и внутренняя об становка после гражданской войны» активно приняли уча стие в обсуждении тт. Кар пов И. Ф., Булевский Н. Д., Михалева П. И., ПоповМ. Д. и другие. Так, Карпов II. Ф. в своем ответе глубоко показал тя желую внутреннюю эконо мику и расстройство народ ного хозяйства после им периалистической и граж данской войн. Он говорит о том, что в этот период советскую страну еще не признавала ни одна капи талистическая страна. Тяжело было ей, но, благо даря руководству -пашей партии и советского прави тельства, наша молодая со ветская страна восстанови ла свое разрушенное хозяй ство. Хорошо прошло обсуж дение вопроса новой эко номической политики, о замене продразверстки продналогом. По этому вопросу выступило 5 че ловек, дополняя в выступ лении друг друга. Все вы ступающие товарищи пра вильно, ясно и глубоко рас- воп- крывали ооеуждаемые росы. Правильно освещались вопросы X партсъезда, свя занные с современностью. Активность слушателей, прежде всего, зависит от пропагандиста. II вот как раз руководитель кружка т. Тупикин А. А. хорошо, серьёзно готовится к заня тиям. В своей лекции он старается всесторонне рас крыть обсуждаемый вопрос. Занятия проводит путем развернутой беседы. Все это дает возможность 'заин тересовать слушателей в изучаемом материале. В то же время в кружке имеются и недостатки. Не все Слушатели принимают участие в собеседовании. Так, тт. Тупикин Н. М.,. Нетсев В. В., Карпов И. И. больше отсиживаются на беседах, а порой и не посе щают занятия. Надо будет надеяться,что партийная ор ганизация обсудит их не серьезное отношение к за нятиям и потребует от них регулярного посещения круж ка . Редко выступают тт. Об разцов В. Ф .,Корча гине . Я., Гавшин В. 3., Шахов В. С. Следует сказать и в адрес пропагандиста т. Тупикина. Изучаемый мате риал мало связывает с на стоящим Например, говоря о разрешении национально го вопроса на X съезде ВКП(б), необходимо было указать, ка к он решен в настоящее время. Не пока зал рост национальной куль туры, промышленности, на ционального дохода, разви тия здравоохранения, учеб ных заведепий и т. д. Г . Полухин. Вырастик в 1960 г. 2200 поросят по 13 Из выступления тов. АРХИПОВОМ , заведующей СТФ колхоза имени Ленина О ктябрьско го района на областном партактиве Ч А Ш ■ч.\ Во Всесоюзном научно-исследовательском институте сельскохозяй ственного машиностроения создана машина для нарезки гряд под посевы овощных культур Ггрядоделатель). Машина получила высокую оценку. Начато ее производство. НА СНИМКЕ: в лаборатории посевных и посадочных машин ВИСХОМа. Научные сотрудники Т. П, Рассолова и В. И. Литвин исследуют работу грядоделателя. Т оварищи! Вот уже более года, ка к я стала заве дующей свинотоварной фермой маточного поголовья колхоза имени Ленина Ок тябрьского района. До это го я работала ветеринар ным фельдшером в этом же колхозе. На ферму я приш ла не случайно. Я добросо вестно работала ветфельд- шерем, помогала налажи вать работу на фермах, как этого требуют наука и пе редовая практика, но моих советов иногда не слушали. Тогда я пришла к предсе дателю колхоза т. Пешкову п попросила его поставить меня заведующей свинофер мой. Правление колхоза удовлетворило мою просьбу. Свои усилия на первых порах я направила на то, чтобы сплотить коллектив свинофермы. Рассказала людям об их обязанностях, условиях, при которых мож но получить ранних поросят, а также рассказала про до полнительную оплату и ма териальное поощрение за перевыполнение плана. Коллектив у нас оказал ся хороший, сплоченный. Свинарки меня поддержали в моих начиианпях, обо всем со мной советовались. Боль шинство свинарок— девуш ки-комсомолки. которые не боятся никаких трудностей. Мы организовали изучение литературы о передовом опыте выращивания поросят - п этот опыт стали внедрять на практике. Мы начали с того, что закрепили свиноматок за свинарками, занумеровали маточное поголовье, завели кни гу учета. За каждой свинаркой у нас закрепле но по 7 основных и разовых маток. Наведение порядка в уче те позволило нам регулиро вать опоросы с тем, чтобы получать больше ранних по росят. Что мы делали, чтобы вы полнить взятые обязатель ства, принятые на 1959 год? В течение ноября— янва ря мы пустили всех свино маток в случку. Составили специальный рацион для свиноматок и хряков. Хря кам увеличили дачу белко вых и витаминных кормов. Витаминный корм мы дава ли одновременно и хрякам н свиноматкам. Хряков со держали отдельно от свино маток и выпускали к ним только на выгульных пло щадках. Это дало возмож ность правильно произво- - дить случку и предупредить возможность прохолоста. После проведения случки мы начали .готовиться к приему поросят. Прочли ли-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz