Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
П Р А В Д А 1 января 1960 г ., № 1 2 стр. Л Е Н И Н С К А Я З а о ч н а я к о нф е р е н ц и я у ч ит е л е й п о в о п р о с у п о в ы ш е н и я эфф е кт и вно ст и у р о к а 2. На уроке у Веры Прокофьевны Д олгое время наиболее рас пространенной являлась такая структура урока: про верка домашнего задания, объяснение нового материала и закрепление его. Обычный недостаток в уро ках таков: вопросы, постав ленные ученикам при провер ке знаний, бывают расплывча тыми, не требуют четких отве тов, ни один ученик не дает четкого определения основных явлений; учитель, подчас, не обращает внимания на конкрет ные недостатки ответов уча щихся, ограничиваясь заме чаниями: «Ты плохо выучил урок», «Надо отвечать лучше». На один и тот же вопрос от вечают несколько учеников, чтобы мало-мальски получить удовлетворительный ответ. Хорошо, если ученик вла деет материалом, хорошо из лагает его. Но часто бывает, что он плохо знает материал, сухо излагает его, ответ его растянут. Классу приходится значительную часть урока ни чего не делать, только слу шать товарища. Опрос затя гивается, изучение нового ма териала проходит без закреп ления его. Объясняя новый материал, учитель не сосредо тачивает "внимание учеников на том, что надо запомнить, не ставит перед ними четкой задачи. Застигнутый звонком на полуслове, он скороговор кой окончил изложение, дал наспех домашнее задание—-и , никакого вывода по уроку. Поэтому, нет сомнения, что на следующем уроке учащиеся обнаружат недостаточные зна ния. В результате всего этого учащиеся оказываются непод готовленными к выполнению домашних заданий. Им прихо дится разбирать по учебнику заданный на дом материал, что для многих учащихся ока зывается непосильным, либо требует большой затраты вре мени. Это приводит к тому, что некоторые учащиеся не вы полняют домашних заданий, либо, в лучшем случае, списы вают у своего товарища. Все вышеизложенное является при чиной снижения эффективно сти урока, низкого качества знаний учащйхся. В связи с перестройкой всей системы народного образова ния в стране преподавание любой дисциплины нуждается в улучшении. А это может быть сделано только путем повышения эффективности уро ка и требовательности к уча щимся. Повысить эффективность урока,— значит добиться проч ного и сознательного усвоения учащимися нового материала в процессе урока, мобилизовать активность самих ребят. К аж дый урок должен развивать мышление учащихся, приучать их творчески думать, самостоя тельно разбираться в слож ных вопросах. В районе немало таких учи телей, которые работают твор чески, добиваются глубоких и прочных знаний учащихся. Интересно работает учитель ница начальных классов Ми хайловской семилетней школы Пьяных Вера Прокофьевна. 15 августа 1959 года исполни лось 12 лет её педагогической деятельности. Еще в первый год работы в школе она поставила перед собою цель: в короткий срок добиться хорошей дисциплины и успеваемости учащихся. 2-й класс, в котором насчитыва лось 30 человек, был тяже лым. Большого напряжения и большой работы над собой тре бовал- от нее .этот год. Она всегда была в курсе всех со бытий, через газеты следила за жизнью нашей страны и за рубежом, часто выступала с лекциями и докладами пе ред населением. К концу года она-, добилась хорошей дисцип лины и успеваемости в классе путем кропотливой работы над «Правилами для учащихся», проведения интересных бесед, умелого преподавания учеб ных предметов, проведения экскурсий, дополнительных занятий с учащимися, широ кой разъяснительной работы среди родителей. На дому уча щихся она— частый гость. Итак, из года в год она дает хорошие классы. Её любят не только ученики её класса, но и всей школы. Изучая вопросы перестройки народного образования в стра не, она ясно поняла, что важ нейшей задачей учителей, ро дителей и общественности яв ляется дальнейшее улучшение работы по привитию любви к ТРУДУ У детей, воспитанию у них навыков культурного по ведения в школе и вне школы. Беседы с родителями по это му вопросу дали ей многое: она хорошо знает своих уче ников, их особенности. В. И. Пьяных всегда тща тельно готовится к каждому уроку. При подготовке к уро к у она подбирает яркий, ж и з ненный материал. Ни одного урока не проводит без нагляд ности. Уроки ее интересные, воспитывающие. Все учащиеся активно ра ботают на протяжении всего урока. Ни одного вопроса не остается непонятным для них. Вот урок русского языка в 3-м классе 22 декабря 1959 года, на котором мы присут ствовали. Бросается в глаза внешний вид учащихся: под стрижены, аккуратно причеса ны, все в форме, правильная посадка, расположение всего необходимого на парте для урока. Все это радует глаз постороннего. Начался урок с небольшого словарного дик танта: «Пионер, улица, при мер, коллекция, коллективный, хозяйство». Учащиеся прек расно справились с ним. Далее составляли предложе ния по данным учительницей словам. Все они были содер жательны, строго продуманы. Затем ряд слов (разъезд, пти целов, перелесок и др.) были разобраны по срставу слова, объяснили написание слов: Наталья, Илья, съезд, объяв ление, съежился. После была поставлена перед классом за дача: в предложениях, кото рые будет читать учительни ца, найти трудные по написа нию слова и объяснить их. Знания учащихся хорошие. Они быстро справились и с этой'задачей. Вопросы повторения ранее пройденного материала учи тельница не забывала на про тяжении всего урока. Подроб но повторила она с ребятами о признаках имени существи тельного и незаметно перешла к новой теме: «Имя прилага тельное». Красивый, четко нарисован ный плакат о прилагательном как бы организовал ребят на усвоение нового материала. Всем классом тихо читают они его, разбирают каждое слово. Затем слабые учащиеся чита ли вслух каждое предложе ние, подставляя вопросы раз бирая слова по частям речи. Вывод о значении имени прилагательного и его призна ках учащиеся сделали сами. После ребята всем классом придумывали существительные вместе с прилагательными: сильная гроза, проливной дождь, черная парта, деревян ный стул и т. д. Был дан учительницей ряд существительных, к кото рым ребята подбирали прила гательные и, надо сказать, удачные: день—-яркий, сол нечный; березка—большая, кудрявая, белоствольная; п о года— зимняя, снежная, мо розная. Это ка к бы подгото вило ребят к составлению устного рассказа «На катке», что было следующим заданием для них. Вот примерный текст составленного ими рассказа: «... Был яркий, солнечный день. С деревьев сыпал лег кий пушистый снежок. Оде тая ледяным покровом, блес тит на солнышке речка. Ра достные дети одели коньки и поехали на каток. Веселые го лоса их раздаются по реке. У всех разгоревшиеся лица. На катавшись вволю, они возвра щаются довольные домой. Де ти рады зиме. Хорошо зимой». После учащимся было пред ложено в тетрадях к данному признаку (по цвету, по запа ху, но вкусу и т. д.) подоб рать прилагательные. Они успешно справились и с этой задачей. После записи под диктовку на доске и в тетрадях было дано домашнее задание и под ведены итоги урока. Не поте ряно ни одной минуты. Сдела но многое. Приемы работы до вольно многообразны. На про тяжении всего урока ученики активно мыслили. Все" ясно,- Материал усвоен на уроке. Так, из урока в урок В. И. Пьяных добивается глубоких и прочных знаний учащихся. В. Писклова, инспектор РОНО. Все— для зрителя рабо тни ки културно-про- * свететельных учрежде ний района приложат все силы к тому, чтобы в новом 1960 году трудящиеся хо роню отдыхали. , Так, в январе 1960 года рабочие, колхозники и слу жащие на экранах района увидят новые художествен ные фильмы: «Баллада о солдате», «Василий Сури ков», «Фома Гордеев», «Солнце светит всем», и мно го других. В период школьных зим них .^каникул в районном Доме культуры со 2-го ян варя начинается фестиваль детских фильмов. Детям будут показаны кинокарти ны: «Звероловы», «Тайна острова Бикап», «Василий Суриков», «Черные скалы», «Дороги к счастью», «В ло гове тигра» и другие. Работники Дома культу ры организовали предвари тельную продажу билетов на детские фильмы. В январе месяце в сель ских кинолекториях для работников полеводства и животноводства будут де монстрироваться сельскохо зяйственные популярные фильмы:«Кукуруза— культу ра больших возможностей», «Чума и рожа свиней», «Боль ше масла и молока для насе ления», «Квадраты на про пашных культурах» и дру гие. Показ этих фильмов бу дет сопровождаться чтением лекций специалистами сельского хозяйства. Сейчас в районе с боль шим успехом идет просмотр нового документального: . фильма «Н. С. Хрущев вл ' “ США». Только за 3 дня просмотрело этот фильм бо лее 750 человек. Н . Ш атохин , зам. зав. отделом культуры. А Б Х А З С К А Я АССР . В Пицунде Завершаются съемки первого советского научно-популярного фильма о под водном мире „Дорога в голубой мир“. Фильм снимают режиссер Н . Руднев и оператор А . Попов (киностудия „М тснаучфильм").
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz