Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

П Р А В Д А 1 января 1960 г ., № 1 2 стр. Л Е Н И Н С К А Я З а о ч н а я к о нф е р е н ц и я у ч ит е л е й п о в о п р о с у п о в ы ш е н и я эфф е кт и вно ст и у р о к а 2. На уроке у Веры Прокофьевны Д олгое время наиболее рас­ пространенной являлась такая структура урока: про­ верка домашнего задания, объяснение нового материала и закрепление его. Обычный недостаток в уро­ ках таков: вопросы, постав­ ленные ученикам при провер­ ке знаний, бывают расплывча­ тыми, не требуют четких отве­ тов, ни один ученик не дает четкого определения основных явлений; учитель, подчас, не обращает внимания на конкрет­ ные недостатки ответов уча­ щихся, ограничиваясь заме­ чаниями: «Ты плохо выучил урок», «Надо отвечать лучше». На один и тот же вопрос от­ вечают несколько учеников, чтобы мало-мальски получить удовлетворительный ответ. Хорошо, если ученик вла­ деет материалом, хорошо из­ лагает его. Но часто бывает, что он плохо знает материал, сухо излагает его, ответ его растянут. Классу приходится значительную часть урока ни­ чего не делать, только слу­ шать товарища. Опрос затя­ гивается, изучение нового ма­ териала проходит без закреп­ ления его. Объясняя новый материал, учитель не сосредо­ тачивает "внимание учеников на том, что надо запомнить, не ставит перед ними четкой задачи. Застигнутый звонком на полуслове, он скороговор­ кой окончил изложение, дал наспех домашнее задание—-и , никакого вывода по уроку. Поэтому, нет сомнения, что на следующем уроке учащиеся обнаружат недостаточные зна­ ния. В результате всего этого учащиеся оказываются непод­ готовленными к выполнению домашних заданий. Им прихо­ дится разбирать по учебнику заданный на дом материал, что для многих учащихся ока­ зывается непосильным, либо требует большой затраты вре­ мени. Это приводит к тому, что некоторые учащиеся не вы­ полняют домашних заданий, либо, в лучшем случае, списы­ вают у своего товарища. Все вышеизложенное является при­ чиной снижения эффективно­ сти урока, низкого качества знаний учащйхся. В связи с перестройкой всей системы народного образова­ ния в стране преподавание любой дисциплины нуждается в улучшении. А это может быть сделано только путем повышения эффективности уро­ ка и требовательности к уча­ щимся. Повысить эффективность урока,— значит добиться проч­ ного и сознательного усвоения учащимися нового материала в процессе урока, мобилизовать активность самих ребят. К аж ­ дый урок должен развивать мышление учащихся, приучать их творчески думать, самостоя­ тельно разбираться в слож­ ных вопросах. В районе немало таких учи­ телей, которые работают твор­ чески, добиваются глубоких и прочных знаний учащихся. Интересно работает учитель­ ница начальных классов Ми­ хайловской семилетней школы Пьяных Вера Прокофьевна. 15 августа 1959 года исполни­ лось 12 лет её педагогической деятельности. Еще в первый год работы в школе она поставила перед собою цель: в короткий срок добиться хорошей дисциплины и успеваемости учащихся. 2-й класс, в котором насчитыва­ лось 30 человек, был тяже­ лым. Большого напряжения и большой работы над собой тре­ бовал- от нее .этот год. Она всегда была в курсе всех со­ бытий, через газеты следила за жизнью нашей страны и за рубежом, часто выступала с лекциями и докладами пе­ ред населением. К концу года она-, добилась хорошей дисцип­ лины и успеваемости в классе путем кропотливой работы над «Правилами для учащихся», проведения интересных бесед, умелого преподавания учеб­ ных предметов, проведения экскурсий, дополнительных занятий с учащимися, широ­ кой разъяснительной работы среди родителей. На дому уча­ щихся она— частый гость. Итак, из года в год она дает хорошие классы. Её любят не только ученики её класса, но и всей школы. Изучая вопросы перестройки народного образования в стра­ не, она ясно поняла, что важ­ нейшей задачей учителей, ро­ дителей и общественности яв­ ляется дальнейшее улучшение работы по привитию любви к ТРУДУ У детей, воспитанию у них навыков культурного по­ ведения в школе и вне школы. Беседы с родителями по это­ му вопросу дали ей многое: она хорошо знает своих уче­ ников, их особенности. В. И. Пьяных всегда тща­ тельно готовится к каждому уроку. При подготовке к уро­ к у она подбирает яркий, ж и з­ ненный материал. Ни одного урока не проводит без нагляд­ ности. Уроки ее интересные, воспитывающие. Все учащиеся активно ра­ ботают на протяжении всего урока. Ни одного вопроса не остается непонятным для них. Вот урок русского языка в 3-м классе 22 декабря 1959 года, на котором мы присут­ ствовали. Бросается в глаза внешний вид учащихся: под­ стрижены, аккуратно причеса­ ны, все в форме, правильная посадка, расположение всего необходимого на парте для урока. Все это радует глаз постороннего. Начался урок с небольшого словарного дик­ танта: «Пионер, улица, при­ мер, коллекция, коллективный, хозяйство». Учащиеся прек­ расно справились с ним. Далее составляли предложе­ ния по данным учительницей словам. Все они были содер­ жательны, строго продуманы. Затем ряд слов (разъезд, пти­ целов, перелесок и др.) были разобраны по срставу слова, объяснили написание слов: Наталья, Илья, съезд, объяв­ ление, съежился. После была поставлена перед классом за­ дача: в предложениях, кото­ рые будет читать учительни­ ца, найти трудные по написа­ нию слова и объяснить их. Знания учащихся хорошие. Они быстро справились и с этой'задачей. Вопросы повторения ранее пройденного материала учи­ тельница не забывала на про­ тяжении всего урока. Подроб­ но повторила она с ребятами о признаках имени существи­ тельного и незаметно перешла к новой теме: «Имя прилага­ тельное». Красивый, четко нарисован­ ный плакат о прилагательном как бы организовал ребят на усвоение нового материала. Всем классом тихо читают они его, разбирают каждое слово. Затем слабые учащиеся чита­ ли вслух каждое предложе­ ние, подставляя вопросы раз­ бирая слова по частям речи. Вывод о значении имени прилагательного и его призна­ ках учащиеся сделали сами. После ребята всем классом придумывали существительные вместе с прилагательными: сильная гроза, проливной дождь, черная парта, деревян­ ный стул и т. д. Был дан учительницей ряд существительных, к кото­ рым ребята подбирали прила­ гательные и, надо сказать, удачные: день—-яркий, сол­ нечный; березка—большая, кудрявая, белоствольная; п о ­ года— зимняя, снежная, мо­ розная. Это ка к бы подгото­ вило ребят к составлению устного рассказа «На катке», что было следующим заданием для них. Вот примерный текст составленного ими рассказа: «... Был яркий, солнечный день. С деревьев сыпал лег­ кий пушистый снежок. Оде­ тая ледяным покровом, блес­ тит на солнышке речка. Ра­ достные дети одели коньки и поехали на каток. Веселые го ­ лоса их раздаются по реке. У всех разгоревшиеся лица. На­ катавшись вволю, они возвра­ щаются довольные домой. Де­ ти рады зиме. Хорошо зимой». После учащимся было пред­ ложено в тетрадях к данному признаку (по цвету, по запа­ ху, но вкусу и т. д.) подоб­ рать прилагательные. Они успешно справились и с этой задачей. После записи под диктовку на доске и в тетрадях было дано домашнее задание и под­ ведены итоги урока. Не поте­ ряно ни одной минуты. Сдела­ но многое. Приемы работы до­ вольно многообразны. На про­ тяжении всего урока ученики активно мыслили. Все" ясно,- Материал усвоен на уроке. Так, из урока в урок В. И. Пьяных добивается глубоких и прочных знаний учащихся. В. Писклова, инспектор РОНО. Все— для зрителя рабо тни ки културно-про- * свететельных учрежде­ ний района приложат все силы к тому, чтобы в новом 1960 году трудящиеся хо­ роню отдыхали. , Так, в январе 1960 года рабочие, колхозники и слу­ жащие на экранах района увидят новые художествен­ ные фильмы: «Баллада о солдате», «Василий Сури­ ков», «Фома Гордеев», «Солнце светит всем», и мно­ го других. В период школьных зим­ них .^каникул в районном Доме культуры со 2-го ян­ варя начинается фестиваль детских фильмов. Детям будут показаны кинокарти­ ны: «Звероловы», «Тайна острова Бикап», «Василий Суриков», «Черные скалы», «Дороги к счастью», «В ло­ гове тигра» и другие. Работники Дома культу­ ры организовали предвари­ тельную продажу билетов на детские фильмы. В январе месяце в сель­ ских кинолекториях для работников полеводства и животноводства будут де­ монстрироваться сельскохо­ зяйственные популярные фильмы:«Кукуруза— культу­ ра больших возможностей», «Чума и рожа свиней», «Боль ше масла и молока для насе­ ления», «Квадраты на про­ пашных культурах» и дру­ гие. Показ этих фильмов бу­ дет сопровождаться чтением лекций специалистами сельского хозяйства. Сейчас в районе с боль­ шим успехом идет просмотр нового документального: . фильма «Н. С. Хрущев вл ' “ США». Только за 3 дня просмотрело этот фильм бо­ лее 750 человек. Н . Ш атохин , зам. зав. отделом культуры. А Б Х А З С К А Я АССР . В Пицунде Завершаются съемки первого советского научно-популярного фильма о под­ водном мире „Дорога в голубой мир“. Фильм снимают режиссер Н . Руднев и оператор А . Попов (киностудия „М тснаучфильм").

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz