Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

24 апреля 1960 г., ]У° 49 Д Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Н а ш к о л Ь н Ы е ш е мЫ У Из т ворчес ких ра бот учащихся ★ ★ ★ ч е н и ч е с к о е с о ч и н е г> работе учителей-словсс- ников давно больным вопросом является проблема ученического сочинения, особенно в старших клас­ сах. Программа требует от выпускников средней шко­ лы, чтобы в сочинениях они показали умение разбирать­ ся в идейно-художествен­ ной сущности литературно­ го произведения, его обра­ зах, в системе художествен­ ных средств (композиция, сюжет, язык), умение-логи- чески, последовательно и грамматически правильно излагать мысли в письмен­ ной форме, а также писать сочинения творческого ха­ рактера, что необходимо для их будущей практической деятельности. Так как для экзамена­ ционных сочинений обычно даются только литератур­ ные темы, то и в процессе обучения сочинения пишут только по изучаемым лите­ ратурным произведениям. В результате ученики при­ выкают не сочинять, т. е. самостоятельно излагать свои мысли, а компилиро­ вать, т. е. составлять «со­ чинение» из отрывков и от­ дельных фраз, взятых из учебника пли из других литературно - критических источников. Сочинение ока­ зывается плохо сшитым из лоскутков чужих мыслей, нередко примитивно поня­ тых и искаженных. А глав­ ное—никакой самостоятель­ ности, все сочинения повто­ ряют друг друга, как близ­ нецы. Общая перестройка шко­ лы, приближение ^обучения к жизни, к практике ком­ мунистического строитель­ ства открыла возможность преодоления формализма и книжности и в учениче­ ских сочинениях. Учителя теперь не ограничивают со­ чинения вариациями одних и тех же из года в год пов­ торяющихся литературных тем. В 8 классах в этом году я предложил учащимся ряд тем, связанных с их жиз­ ненным опытом и наблюде­ ниями: «Памятный случай из моей жизни», «Наши со­ седи», «Мой друг» («Моя н и е подруга»), «Как я провел каникулы». Такие темы ис­ ключают возможность спи­ сывания, требуют полной самостоятельности в изло­ жении. Как и следовало ожидать, сочинения оказа­ лись весьма разнообразны­ ми. В каждом из них вид­ на самостоятельная мысль, самостоятельная оценка жизненных фактов, живо Проявляется индивидуаль­ ность автора, стремление сделать сочинение интерес­ ным по содержанию, строй­ ным и законченным логи­ чески и в композиционном отношении. Многие сочинения оказа­ лись подлинно творческими, интересными, отражающими живую действительность. Из лучших сочинений мы составляем сборник творче­ ских работ учащихся.В ка­ честве примера такой твор­ ческой работы привожу со­ чинения учеников 8 «а» класса Бабакова Николая и Эль Александра. С. Лошкарев, учитель Тербунской средней школы №1 С л у ч а й и з О т о было зимой 1958—59 ^ года. Каникулы подхо­ дили к концу. По-разному ученики провели свои ка­ никулы. Одни уехали в го­ род к родным, другие оста­ лись дома. Каждый хотел за короткое время хорош отдохнуть после напряжен­ ной учёбы. Но это не зна­ чит, что целые дни можно кататься на коньках, ездить на лыжах. Отдых хорош тогда, когда его сочетаешь с полезным трудом. Группа учащихся, в ко­ торую входил и я, во вре­ мя каникул работала на постройке нового двухэтаж­ ного здания Тербунского райисполкома. Вся работа состояла в том, чтобы оби­ вать стены дранью. Такая работа посильна для всех. Да и что говорить об этом! Обивали дранью стены— вот и все, что тут может быть особенного, ведь оби­ вать всякий может. Но тут случилось такое, чего не могу никак забыть. На втором этаже, у входа в комнату, был не замощен пол: то ли досок не было, то ли еще не успели замо­ стить. Короче говоря, при входе в комнату в полу бы­ ла дыра, куда мог свободно провалиться любой взрослый. С О Ч И Н Е Н И Е Чтобы дойти в комнату, нужно было перепрыгнуть эту дыру. Потом из-за предо­ сторожности на эту дыру положили доску, а поперек —вторую. Получилось вро­ де крестовины: «техника безопасности». Однажды, после обеден­ ного перерыва, как всегда, все заняли свои рабочие места, чтобы продолжать работу. Я работал в ком­ нате, где была описанная выше дыра. Набрав гвоздей, драни, я начал работать. Вдруг елышу шум. Сначала я ничего не мог понять. Потом оглянулся и вижу: один из моих товарищей по работе—Литиков Вячеслав, провалившись в дыру, ви­ сел на руках над пропастью, держась за край пола... Я испугался, сразу спрыгнул с подмосток и крепко ухва- тился за руки товарища. Но один я не мог его вытащить. Однако, растерявшись, я в первый момент не мог крик­ нуть ни одного слова. Лишь потом, несколько опомнив-- шись, стал звать ребяг на помощь. Они не шли, думая, что я просто балуюсь. Тут на помощь подоспел Щукин Юрий, который пришёл из- за любопытства., С его по­ мощью удалось вытащить Литикова. Он, бедный, с перепугу не мог выговорить ни слова. Отделался он сравнительно легко: поса­ дил себе огромную шишку на лбу, да сломал длинный ноготь на мизинце. Этот ноготь он старательно вы­ ращивал целый месяц. Случилось все это так: Литикову нужно было взять гвоздей. Он ходил из ком­ наты в комнату,-но гвоз­ дей не мог найти. Когда он подошел к комнате, где я работал,его кто-то позвал. Входя в комнату, он огля­ нулся и, оступившись, по­ летел вниз... Тут и прои­ зошло все вышеописанное. Подвела «техника безопас­ ности»! Ребята, собравшиеся пос­ ле того, как Литиков был спасен от большой непри­ ятности, не верили в проис­ шедшее. Лишь только до­ ска на злополучной дыре напоминала о невеселом происшествии. Па другой день дыра бы­ ла забита, а происшествие было забыто. Бабков Николай, ученик 8 „а “ класса Тербун­ ской средней школы № 1. } П и о н е р ы и ш к о л ь н и к и ! У п о р н о и н а с т о й ч и - I I во о в л а д е в а й т е з н а н и я м и и т р у д о в ы м и н а - | | в ы к а м и ! Г о т о в ь т е с ь ст ат ь а к т и в н ы м и б о р - * 1 ц а м и з а в е л и к о е дело Л е н и н а ! } I 4 ♦ ♦ ♦ 4 4 4 I ♦ I I 4 I I 4 .4 ♦ ♦ I I 4 I 4 ♦ паши руоежи, кото рые мы должны ^ ^ д о с т и г н у т ь в апреле Социалистические обязательства района на апрель ЗАКУПИТЬ И СДАТЬ РОДИНЕ: мяса 250 тонн моло ка 1000 тонн яи ц 500 тысяч НАДОИТЬ МОЛОКА ОТ КАЖДОЙ КОРОВЫ: в колхозах 350 килог раммов в сов хозах 375 килог раммов ЗАКОНТРАКТОВАТЬ ТЕЛЯТ: 4 0 0 0 голов ЗАКУПИТЬ ТЕЛЯТ 1000 голов Вывезти 24000 тонн навоза ♦ ♦ ♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 У к расим наши села са дами Н едавно в газете «Ленинец» было опубликовано откры­ тое письмо членов садовод­ ческой бригады совхоза имени «15 лет Октября» Лебедянско­ го района Валентины Ночёв- киной, в котором они призы­ вали молодежь разводить са­ ды в нашей области. Этот призыв вызвал широ­ кий отклик среди комсомоль­ цев и молодежи Васильевско­ го отделения совхоза «Удар­ ник». Садоводством здесь начали заниматься когда был колхоз, но не придавали ему особого значения,да и закладка сада производилась на небольших площадях. Настоящего ухода за ним не было. Сейчас в отделении работает садоводческое звено во главе с Лавриновой Ниной Михай­ ловной, которая недавно окон­ чила школу садоводов и вер­ нулась в родной совхоз. Де­ вушки производят весеннюю обработку сада. С любовью ухаживают они за деревьями, обрезают их, рыхлят пристволь­ ные круги. Особенно хорошо работают Сорокина Л., Гусева Р., Лавринова В. После обработки старого сада, девушки произведут раз­ бивку под новый. В этом году решено заложить нового сада на площади 19 га, а вокруг сада посадить лесозащитную полосу общей площадью 3 га. Эту работу комсомольцы Ва­ сильевского отделения решили провести своими силами. Товарищи комсомольцы! Да­ вайте новыми гектарами са­ дов в нашем районе ответим на призыв лебедянских садо­ водов! Д . Ки реев, секретарь комсомольской организации совхоза , Ударник". К а д р из нового кинофильма „З а р е навстре . ч у “ производства кин о с туд ии „Мосфильм ". Пос­ тановка Та тьяны Л у каш е ви ч . С ценарий А . А н ­ то кольско го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz