Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
24 апреля 1960 г., ]У° 49 Д Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 3 стр. Н а ш к о л Ь н Ы е ш е мЫ У Из т ворчес ких ра бот учащихся ★ ★ ★ ч е н и ч е с к о е с о ч и н е г> работе учителей-словсс- ников давно больным вопросом является проблема ученического сочинения, особенно в старших клас сах. Программа требует от выпускников средней шко лы, чтобы в сочинениях они показали умение разбирать ся в идейно-художествен ной сущности литературно го произведения, его обра зах, в системе художествен ных средств (композиция, сюжет, язык), умение-логи- чески, последовательно и грамматически правильно излагать мысли в письмен ной форме, а также писать сочинения творческого ха рактера, что необходимо для их будущей практической деятельности. Так как для экзамена ционных сочинений обычно даются только литератур ные темы, то и в процессе обучения сочинения пишут только по изучаемым лите ратурным произведениям. В результате ученики при выкают не сочинять, т. е. самостоятельно излагать свои мысли, а компилиро вать, т. е. составлять «со чинение» из отрывков и от дельных фраз, взятых из учебника пли из других литературно - критических источников. Сочинение ока зывается плохо сшитым из лоскутков чужих мыслей, нередко примитивно поня тых и искаженных. А глав ное—никакой самостоятель ности, все сочинения повто ряют друг друга, как близ нецы. Общая перестройка шко лы, приближение ^обучения к жизни, к практике ком мунистического строитель ства открыла возможность преодоления формализма и книжности и в учениче ских сочинениях. Учителя теперь не ограничивают со чинения вариациями одних и тех же из года в год пов торяющихся литературных тем. В 8 классах в этом году я предложил учащимся ряд тем, связанных с их жиз ненным опытом и наблюде ниями: «Памятный случай из моей жизни», «Наши со седи», «Мой друг» («Моя н и е подруга»), «Как я провел каникулы». Такие темы ис ключают возможность спи сывания, требуют полной самостоятельности в изло жении. Как и следовало ожидать, сочинения оказа лись весьма разнообразны ми. В каждом из них вид на самостоятельная мысль, самостоятельная оценка жизненных фактов, живо Проявляется индивидуаль ность автора, стремление сделать сочинение интерес ным по содержанию, строй ным и законченным логи чески и в композиционном отношении. Многие сочинения оказа лись подлинно творческими, интересными, отражающими живую действительность. Из лучших сочинений мы составляем сборник творче ских работ учащихся.В ка честве примера такой твор ческой работы привожу со чинения учеников 8 «а» класса Бабакова Николая и Эль Александра. С. Лошкарев, учитель Тербунской средней школы №1 С л у ч а й и з О т о было зимой 1958—59 ^ года. Каникулы подхо дили к концу. По-разному ученики провели свои ка никулы. Одни уехали в го род к родным, другие оста лись дома. Каждый хотел за короткое время хорош отдохнуть после напряжен ной учёбы. Но это не зна чит, что целые дни можно кататься на коньках, ездить на лыжах. Отдых хорош тогда, когда его сочетаешь с полезным трудом. Группа учащихся, в ко торую входил и я, во вре мя каникул работала на постройке нового двухэтаж ного здания Тербунского райисполкома. Вся работа состояла в том, чтобы оби вать стены дранью. Такая работа посильна для всех. Да и что говорить об этом! Обивали дранью стены— вот и все, что тут может быть особенного, ведь оби вать всякий может. Но тут случилось такое, чего не могу никак забыть. На втором этаже, у входа в комнату, был не замощен пол: то ли досок не было, то ли еще не успели замо стить. Короче говоря, при входе в комнату в полу бы ла дыра, куда мог свободно провалиться любой взрослый. С О Ч И Н Е Н И Е Чтобы дойти в комнату, нужно было перепрыгнуть эту дыру. Потом из-за предо сторожности на эту дыру положили доску, а поперек —вторую. Получилось вро де крестовины: «техника безопасности». Однажды, после обеден ного перерыва, как всегда, все заняли свои рабочие места, чтобы продолжать работу. Я работал в ком нате, где была описанная выше дыра. Набрав гвоздей, драни, я начал работать. Вдруг елышу шум. Сначала я ничего не мог понять. Потом оглянулся и вижу: один из моих товарищей по работе—Литиков Вячеслав, провалившись в дыру, ви сел на руках над пропастью, держась за край пола... Я испугался, сразу спрыгнул с подмосток и крепко ухва- тился за руки товарища. Но один я не мог его вытащить. Однако, растерявшись, я в первый момент не мог крик нуть ни одного слова. Лишь потом, несколько опомнив-- шись, стал звать ребяг на помощь. Они не шли, думая, что я просто балуюсь. Тут на помощь подоспел Щукин Юрий, который пришёл из- за любопытства., С его по мощью удалось вытащить Литикова. Он, бедный, с перепугу не мог выговорить ни слова. Отделался он сравнительно легко: поса дил себе огромную шишку на лбу, да сломал длинный ноготь на мизинце. Этот ноготь он старательно вы ращивал целый месяц. Случилось все это так: Литикову нужно было взять гвоздей. Он ходил из ком наты в комнату,-но гвоз дей не мог найти. Когда он подошел к комнате, где я работал,его кто-то позвал. Входя в комнату, он огля нулся и, оступившись, по летел вниз... Тут и прои зошло все вышеописанное. Подвела «техника безопас ности»! Ребята, собравшиеся пос ле того, как Литиков был спасен от большой непри ятности, не верили в проис шедшее. Лишь только до ска на злополучной дыре напоминала о невеселом происшествии. Па другой день дыра бы ла забита, а происшествие было забыто. Бабков Николай, ученик 8 „а “ класса Тербун ской средней школы № 1. } П и о н е р ы и ш к о л ь н и к и ! У п о р н о и н а с т о й ч и - I I во о в л а д е в а й т е з н а н и я м и и т р у д о в ы м и н а - | | в ы к а м и ! Г о т о в ь т е с ь ст ат ь а к т и в н ы м и б о р - * 1 ц а м и з а в е л и к о е дело Л е н и н а ! } I 4 ♦ ♦ ♦ 4 4 4 I ♦ I I 4 I I 4 .4 ♦ ♦ I I 4 I 4 ♦ паши руоежи, кото рые мы должны ^ ^ д о с т и г н у т ь в апреле Социалистические обязательства района на апрель ЗАКУПИТЬ И СДАТЬ РОДИНЕ: мяса 250 тонн моло ка 1000 тонн яи ц 500 тысяч НАДОИТЬ МОЛОКА ОТ КАЖДОЙ КОРОВЫ: в колхозах 350 килог раммов в сов хозах 375 килог раммов ЗАКОНТРАКТОВАТЬ ТЕЛЯТ: 4 0 0 0 голов ЗАКУПИТЬ ТЕЛЯТ 1000 голов Вывезти 24000 тонн навоза ♦ ♦ ♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 У к расим наши села са дами Н едавно в газете «Ленинец» было опубликовано откры тое письмо членов садовод ческой бригады совхоза имени «15 лет Октября» Лебедянско го района Валентины Ночёв- киной, в котором они призы вали молодежь разводить са ды в нашей области. Этот призыв вызвал широ кий отклик среди комсомоль цев и молодежи Васильевско го отделения совхоза «Удар ник». Садоводством здесь начали заниматься когда был колхоз, но не придавали ему особого значения,да и закладка сада производилась на небольших площадях. Настоящего ухода за ним не было. Сейчас в отделении работает садоводческое звено во главе с Лавриновой Ниной Михай ловной, которая недавно окон чила школу садоводов и вер нулась в родной совхоз. Де вушки производят весеннюю обработку сада. С любовью ухаживают они за деревьями, обрезают их, рыхлят пристволь ные круги. Особенно хорошо работают Сорокина Л., Гусева Р., Лавринова В. После обработки старого сада, девушки произведут раз бивку под новый. В этом году решено заложить нового сада на площади 19 га, а вокруг сада посадить лесозащитную полосу общей площадью 3 га. Эту работу комсомольцы Ва сильевского отделения решили провести своими силами. Товарищи комсомольцы! Да вайте новыми гектарами са дов в нашем районе ответим на призыв лебедянских садо водов! Д . Ки реев, секретарь комсомольской организации совхоза , Ударник". К а д р из нового кинофильма „З а р е навстре . ч у “ производства кин о с туд ии „Мосфильм ". Пос тановка Та тьяны Л у каш е ви ч . С ценарий А . А н то кольско го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz