Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

7. Учитель— это мастер урока С) нашей стране идет гран- диозная работа по осу­ ществлению величественных планов коммунистического строительства, разработан­ ных XXI съездом КПСС. В этой общей созидатель­ ной работе большая и почет­ ная роль принадлежит и учителям математики. Осуществление намечен­ ных планов технического прогресса предъявляет осо­ бо высокие требования к постановке математического Многое зависит от учителя образования нашей молоде­ жи. В своей статье Заслужен­ ный учитель школ РСФСР Григорий Антонович Бударин уже писал, что главное в в повышении уровня учебно- воспитательной работы школ и успеваемости учащихся, улучшение связи обучения с практикой является хоро­ ший урок и борьба за по­ вышение эффективности урока. Хотелось бы еще доба­ вить, что борьба за повы­ шение эффективности к а ж ­ дого урока, борьба только за хорошие и отличные уро­ ки является наипервейшей задачей самого учителя. Ведь учитель— творец сво­ его урока. Ему, а не кому другому, известны все осо­ бенности, применяемые на практике преподаваемого предмета. Учитель должен умело, доходчиво, с интере­ сом вести преподавание основ наук для учащихся систематически. Он должен знать наиболее трудные те­ мы программы, вокруг ко ­ торых следует сосредото­ чить особое внимание уча­ щихся и, кроме того, надо суметь заранее подготовить их к этим вопросам. В руках опытного, умело­ го учителя любой предмет Изучать опыт других станет хорошо посильным и интересным для всех уча­ щихся. И каждый, кто ве­ дет урок, должен до глуби­ ны души болеть (в полном смысле этого слова) за по­ вышение его эффективности. Только хорошая, системати-. ческая, творческая подготов­ ка к уроку дает свои ре­ зультаты в повышении ус­ певаемости и улучшении связи обучения с практикой. Любить свой предмет, быть патриотом своего пред­ мета— это еще далеко не все, чтобы его знали твои учащиеся. Главное—надо суметь его творчески пре­ поднести своим слушателям. Поурочные разработки опытных учителей нельзя применять целиком и пол­ ностью в своей работе (мне кажется). Творческое же изучение опыта передовых коллег поможет нам бесспорно. Из опыта своей работы я убе­ дилась в повышении эффек­ тивности урока за счет и з ­ менения его структуры. Вот уже более года свои уроки математики провожу большей частью по такому плану: Ход урока: Беглый просмотр тетра­ дей с домашними работами учащихся (1— 2 минуты). Устные упражнения и повторение пройденного ма- 0 наглядности урока Применение наглядных пособий на всех этапах урока повышает активность уче­ ников и даже очень. Н я полностью поддерживаю мне­ ние учителей: «чем больше наглядных пособий мы бу­ дем применять в препода­ вании математики, тем луч­ ше». Ведь особенность это­ го предмета такова, что все­ гда приходится делать от­ влечения, абстракции. Ко­ нечно, надо иметь ввиду умелое использование на ­ глядности, здесь обязатель­ на творческая работа само­ го учителя. Надо знать, к а ­ кую наглядность он сделает, зачем она потребуется, на­ ряду с этим, надо хорошо знать подготовку каждого учащегося и класса в це­ лом. У меня в этом году два 6-х класса. Классы отли­ чаются один от другого и териала фронтальным опро­ сом (8— 10). Изучение нового мате­ риала. Закрепление нового ма­ териала (на 3 и 4 разде­ лы— 20— 22 минуты). Самостоятельная рабо­ та (8— 10 минут). Задание на дом (1— 2 минуты). Само собой понятно, что эффективность урока преж­ де всего зависит от актив­ ности учащихся на уроке, от их заинтересованности в предмете. по своей подготовке и по индивидуальным особенно­ стям учащихся. Один и тот же учебный материал при­ ходится давать с примене­ нием различной наглядно­ сти. Там, где учащиеся слабее, начинаю с нагляд­ ности более простой и по­ степенно веду к более слож­ ной. Приходится делать все возможное, чтобы к концу изучения темы знания у учащихся обоих классов бы­ ли прочными. Тут прихо­ дится не жалеть ни сил, ни времени. Наглядное пособие прив­ лекает внимание учащихся, следовательно, активизи­ рует их при фронтальном опросе и на всех других этапах урока. Наглядным пособием учитель лучше раз­ вивает мышление учащихся, заставляет их творчески ду­ мать. Заранее подготовлен­ ное наглядное пособие дает возможность учителю сбе­ речь время урока. В преподавании матема­ тики (ка к и всех других предметов) многое зависит от систематической провер­ ки знаний учащихся. Само собой понятно, что сначала надо хорошо дать учебный материал, достичь хороше­ го понимания его твоими учениками, а потом уже эти знания проверять и оценивать. О самостоятельной работе Кроме всех видов учета и проверки знаний, немного остановлюсь на самостоя­ тельных работах учащихся. Самостоятельные работы, проводимые почти на к а ж ­ дом уроке, помогают учи­ телю судить о том, что у с ­ воено и ка к усвоено уча­ щимися. Такие работы за­ нимают 8— 10 минут урока после изучения и закреп­ ления новой темы. Эта работа должна строиться учителем многовариантной, а поэтому требует написа­ ния каждому учащемуся на отдельную карточку. Резуль­ таты её проверки покажут учителю усвояемость мате­ риала учащимися. Ясно,“что учитель тут же примет ме­ ры к устранению недорабо­ ток отдельных учащихся, и своих. Оценки за самостоятель­ ные работы каждый раз выставляются в классный журнал. Множество оценок за четверть поможет пра­ вильнее оценить знания уче­ ника учителем. Ученики лю­ бят самостоятельные рабо­ ты—в этом может убедить­ ся каждый. Велика и даже очень велика,по-моему,поль­ за таких работ. Я целиком и полностью согласна с высказыванием одного из учителей мате­ матики, который утвержда­ ет, что в руках учителя очень много средств, чтобы обес­ печить хорошую успевае­ мость класса, не снижая требовательности. М. Глотова, учительница Тербунской сред­ ней школы № 1. 8. Самостоятельная работа и ее контроль /Самостоятельная работа учащихся на уроке и подготовка учащихся к вы­ полнению домашних зада­ ний составляют у меня не­ отъемлемую часть в повы­ шении эффективности уро­ ка. На все отведено время, в которое я должен уло­ житься. Я выделяю на уро­ ке время для самостоятель­ ной работы. Провожу эту часть урока не спеша, что является не­ обходимым условием для лучшего воспринятая учени­ ками объясняемого материа­ ла. От учащихся я требую активного внимания, тиши­ ны й порядка в классе. Но каждому заданию я стара­ юсь хорошо их инструктиро­ вать—ясно объяснять то, что должно быть воспринято. В отдельных случаях по­ казываю, ка к надо выпол­ нять задание, если оно яв­ ляется трудным и ответ­ ственным. Чтобы убедиться, все ли учащиеся поняли задаваемое, -наиболее сла­ бым предлагаю повторить правило, сказать, что н уж ­ но сделать и ка к они бу­ дут это задание выполнять. Аккуратное и обязатель­ ное выполнение учащимися самостоятельных работ на I самых первых порах, начи­ ная с 1 класса, является лучшйи средством преду­ преждения ошибок в их ра­ боте Поэтому я стараюсь с первых дней учения ребенка обеспечить правильное пони­ мание им заданного для само сиятельной работы упраж ­ нения. Дети любят, когда за их работой следят, контролиру­ ют, дают ей оценку. Созна­ ние того, что учитель бу­ дет проверять их работу, разбирать в классе, вы­ ставлять отметки, застав­ ляет самых беспечных де­ тей лучше работать. Дети радуются, если похвалишь их, и нет ничего хуже, ка к дать ученикам задание, а потом не проверить его. Большое значение я при­ даю всем формам контроля, начиная с проверки домаш­ них заданий, наблюдения за тетрадями, выполнения контрольных работ и кон­ чая повседневным устным опросом на уроках. Этот контроль для меня важен потому, что он дает ясное представление о знаниях и навыках ученика. Д . Тюрин, учитель 1 класса Покров­ ской семилетней школы. Сообщение ТАСС На основе достигнутых в Советском Союзе успехов по исследованию космического пространства с помощью баллистических ракет, в соответствии с планами на- учно-йсследовательских работ, советскими учеными и конструкторами ведутся работы по созданию более мощной ракеты для запусков тяжелых спутников Зем­ ли и осуществления космических полетов к планетам солнечной системы. В целях отработки такой ракеты с высокой точно­ стью полета, в течение ближайших месяцев 1960 года будут проведены пуски этой ракеты без последней сту­ пени в центральную часть Тихого океана, удаленную от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла. Падение предпоследней ступени ракеты ожидается в районе,' ограниченном координатами: Широта Долгота 9 гр. 06 мин. сев. 170 гр. 47 мин. 10 гр. 22 мин. сев. 168 гр. 22 мин. 6 гр. 16 мин. сев. 166 гр. 16 мин. 5 гр. 03 мин. сев. 168 гр. 40 мин. ___ Для проведения необходимых измерений в указанный район будут направлены специальные суда советского флота. Первые пуски ракет состоятся ориентировочно в пе­ риод с 15 января по 15 февраля 1960 года. В целях обеспечения безопасности мореплавания и полетов самолетов при проведении пусков ракет в центральную часть Тихого океана ТАСС уполномочен сообщить, что Правительство Советского Союза обра­ щается к правительствам стран, суда и Самолеты ко ­ торых могут оказаться в течение этою периода вре­ мени вблизи предполагаемого района падения пред­ последних ступеней ракет, с просьбой о том, чтобы соответствующие власти дали указания капитанам судов и командирам самолетов не заходить в район акватории и воздушного пространства Тихого океана, ограниченный координатами, указанными в настоящем сообщении. зап. зап. зап. зап. В инницкая область. Физкуль- НА СНИМКЕ: занятия по фех- турный коллектив села Потоки тованию в низовом физкультур- Жмеринского района насчитывает ном коллективе села Потоки. На около 300 членов. переднем плане—молодые колхоз­ ники Григорий Процков (слева) и Василий Коломиец. Оба они имеют второй спортивный разряд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz