Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
7. Учитель— это мастер урока С) нашей стране идет гран- диозная работа по осу ществлению величественных планов коммунистического строительства, разработан ных XXI съездом КПСС. В этой общей созидатель ной работе большая и почет ная роль принадлежит и учителям математики. Осуществление намечен ных планов технического прогресса предъявляет осо бо высокие требования к постановке математического Многое зависит от учителя образования нашей молоде жи. В своей статье Заслужен ный учитель школ РСФСР Григорий Антонович Бударин уже писал, что главное в в повышении уровня учебно- воспитательной работы школ и успеваемости учащихся, улучшение связи обучения с практикой является хоро ший урок и борьба за по вышение эффективности урока. Хотелось бы еще доба вить, что борьба за повы шение эффективности к а ж дого урока, борьба только за хорошие и отличные уро ки является наипервейшей задачей самого учителя. Ведь учитель— творец сво его урока. Ему, а не кому другому, известны все осо бенности, применяемые на практике преподаваемого предмета. Учитель должен умело, доходчиво, с интере сом вести преподавание основ наук для учащихся систематически. Он должен знать наиболее трудные те мы программы, вокруг ко торых следует сосредото чить особое внимание уча щихся и, кроме того, надо суметь заранее подготовить их к этим вопросам. В руках опытного, умело го учителя любой предмет Изучать опыт других станет хорошо посильным и интересным для всех уча щихся. И каждый, кто ве дет урок, должен до глуби ны души болеть (в полном смысле этого слова) за по вышение его эффективности. Только хорошая, системати-. ческая, творческая подготов ка к уроку дает свои ре зультаты в повышении ус певаемости и улучшении связи обучения с практикой. Любить свой предмет, быть патриотом своего пред мета— это еще далеко не все, чтобы его знали твои учащиеся. Главное—надо суметь его творчески пре поднести своим слушателям. Поурочные разработки опытных учителей нельзя применять целиком и пол ностью в своей работе (мне кажется). Творческое же изучение опыта передовых коллег поможет нам бесспорно. Из опыта своей работы я убе дилась в повышении эффек тивности урока за счет и з менения его структуры. Вот уже более года свои уроки математики провожу большей частью по такому плану: Ход урока: Беглый просмотр тетра дей с домашними работами учащихся (1— 2 минуты). Устные упражнения и повторение пройденного ма- 0 наглядности урока Применение наглядных пособий на всех этапах урока повышает активность уче ников и даже очень. Н я полностью поддерживаю мне ние учителей: «чем больше наглядных пособий мы бу дем применять в препода вании математики, тем луч ше». Ведь особенность это го предмета такова, что все гда приходится делать от влечения, абстракции. Ко нечно, надо иметь ввиду умелое использование на глядности, здесь обязатель на творческая работа само го учителя. Надо знать, к а кую наглядность он сделает, зачем она потребуется, на ряду с этим, надо хорошо знать подготовку каждого учащегося и класса в це лом. У меня в этом году два 6-х класса. Классы отли чаются один от другого и териала фронтальным опро сом (8— 10). Изучение нового мате риала. Закрепление нового ма териала (на 3 и 4 разде лы— 20— 22 минуты). Самостоятельная рабо та (8— 10 минут). Задание на дом (1— 2 минуты). Само собой понятно, что эффективность урока преж де всего зависит от актив ности учащихся на уроке, от их заинтересованности в предмете. по своей подготовке и по индивидуальным особенно стям учащихся. Один и тот же учебный материал при ходится давать с примене нием различной наглядно сти. Там, где учащиеся слабее, начинаю с нагляд ности более простой и по степенно веду к более слож ной. Приходится делать все возможное, чтобы к концу изучения темы знания у учащихся обоих классов бы ли прочными. Тут прихо дится не жалеть ни сил, ни времени. Наглядное пособие прив лекает внимание учащихся, следовательно, активизи рует их при фронтальном опросе и на всех других этапах урока. Наглядным пособием учитель лучше раз вивает мышление учащихся, заставляет их творчески ду мать. Заранее подготовлен ное наглядное пособие дает возможность учителю сбе речь время урока. В преподавании матема тики (ка к и всех других предметов) многое зависит от систематической провер ки знаний учащихся. Само собой понятно, что сначала надо хорошо дать учебный материал, достичь хороше го понимания его твоими учениками, а потом уже эти знания проверять и оценивать. О самостоятельной работе Кроме всех видов учета и проверки знаний, немного остановлюсь на самостоя тельных работах учащихся. Самостоятельные работы, проводимые почти на к а ж дом уроке, помогают учи телю судить о том, что у с воено и ка к усвоено уча щимися. Такие работы за нимают 8— 10 минут урока после изучения и закреп ления новой темы. Эта работа должна строиться учителем многовариантной, а поэтому требует написа ния каждому учащемуся на отдельную карточку. Резуль таты её проверки покажут учителю усвояемость мате риала учащимися. Ясно,“что учитель тут же примет ме ры к устранению недорабо ток отдельных учащихся, и своих. Оценки за самостоятель ные работы каждый раз выставляются в классный журнал. Множество оценок за четверть поможет пра вильнее оценить знания уче ника учителем. Ученики лю бят самостоятельные рабо ты—в этом может убедить ся каждый. Велика и даже очень велика,по-моему,поль за таких работ. Я целиком и полностью согласна с высказыванием одного из учителей мате матики, который утвержда ет, что в руках учителя очень много средств, чтобы обес печить хорошую успевае мость класса, не снижая требовательности. М. Глотова, учительница Тербунской сред ней школы № 1. 8. Самостоятельная работа и ее контроль /Самостоятельная работа учащихся на уроке и подготовка учащихся к вы полнению домашних зада ний составляют у меня не отъемлемую часть в повы шении эффективности уро ка. На все отведено время, в которое я должен уло житься. Я выделяю на уро ке время для самостоятель ной работы. Провожу эту часть урока не спеша, что является не обходимым условием для лучшего воспринятая учени ками объясняемого материа ла. От учащихся я требую активного внимания, тиши ны й порядка в классе. Но каждому заданию я стара юсь хорошо их инструктиро вать—ясно объяснять то, что должно быть воспринято. В отдельных случаях по казываю, ка к надо выпол нять задание, если оно яв ляется трудным и ответ ственным. Чтобы убедиться, все ли учащиеся поняли задаваемое, -наиболее сла бым предлагаю повторить правило, сказать, что н уж но сделать и ка к они бу дут это задание выполнять. Аккуратное и обязатель ное выполнение учащимися самостоятельных работ на I самых первых порах, начи ная с 1 класса, является лучшйи средством преду преждения ошибок в их ра боте Поэтому я стараюсь с первых дней учения ребенка обеспечить правильное пони мание им заданного для само сиятельной работы упраж нения. Дети любят, когда за их работой следят, контролиру ют, дают ей оценку. Созна ние того, что учитель бу дет проверять их работу, разбирать в классе, вы ставлять отметки, застав ляет самых беспечных де тей лучше работать. Дети радуются, если похвалишь их, и нет ничего хуже, ка к дать ученикам задание, а потом не проверить его. Большое значение я при даю всем формам контроля, начиная с проверки домаш них заданий, наблюдения за тетрадями, выполнения контрольных работ и кон чая повседневным устным опросом на уроках. Этот контроль для меня важен потому, что он дает ясное представление о знаниях и навыках ученика. Д . Тюрин, учитель 1 класса Покров ской семилетней школы. Сообщение ТАСС На основе достигнутых в Советском Союзе успехов по исследованию космического пространства с помощью баллистических ракет, в соответствии с планами на- учно-йсследовательских работ, советскими учеными и конструкторами ведутся работы по созданию более мощной ракеты для запусков тяжелых спутников Зем ли и осуществления космических полетов к планетам солнечной системы. В целях отработки такой ракеты с высокой точно стью полета, в течение ближайших месяцев 1960 года будут проведены пуски этой ракеты без последней сту пени в центральную часть Тихого океана, удаленную от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла. Падение предпоследней ступени ракеты ожидается в районе,' ограниченном координатами: Широта Долгота 9 гр. 06 мин. сев. 170 гр. 47 мин. 10 гр. 22 мин. сев. 168 гр. 22 мин. 6 гр. 16 мин. сев. 166 гр. 16 мин. 5 гр. 03 мин. сев. 168 гр. 40 мин. ___ Для проведения необходимых измерений в указанный район будут направлены специальные суда советского флота. Первые пуски ракет состоятся ориентировочно в пе риод с 15 января по 15 февраля 1960 года. В целях обеспечения безопасности мореплавания и полетов самолетов при проведении пусков ракет в центральную часть Тихого океана ТАСС уполномочен сообщить, что Правительство Советского Союза обра щается к правительствам стран, суда и Самолеты ко торых могут оказаться в течение этою периода вре мени вблизи предполагаемого района падения пред последних ступеней ракет, с просьбой о том, чтобы соответствующие власти дали указания капитанам судов и командирам самолетов не заходить в район акватории и воздушного пространства Тихого океана, ограниченный координатами, указанными в настоящем сообщении. зап. зап. зап. зап. В инницкая область. Физкуль- НА СНИМКЕ: занятия по фех- турный коллектив села Потоки тованию в низовом физкультур- Жмеринского района насчитывает ном коллективе села Потоки. На около 300 членов. переднем плане—молодые колхоз ники Григорий Процков (слева) и Василий Коломиец. Оба они имеют второй спортивный разряд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz