Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
4 СТр. Л Е Н И Н С К А Я П Р А В Д А 10 января 1960 г., № 4 НА А Т Е И С Т И Ч Е С К И Е ТЕМЫ Навсегда покончил с религиозным дурманом ГЛ те ц мой земли не имел. Все ^ мы ходили на поденные работы, нанимались в батраки. Страх перед нищетой, обез доленностью, которым, ка к ка залось, не будет конца, при нуждал меня верить в бога, искать «утешения» в религии, в надежде на загробную «рай скую жизнь». Но, чтобы вымолить у бога рай, надо было платить ксенд зу. И я отдавал ему последние гроши даже тогда, когда пух с голоду, ходил в лохмотьях. Ксендз брал деньги за все: и за то, что пройдется по полям с иконой, п за свадьбу, и за похороны. ...Полюбил я крестьянскую девушку Елену, стройную, красивую. А у нее, кроме кра соты, ничего больше не было. От темна до темна гнула она спину на панском поле, руки в кровавых мозолях, а карма ны— пустые. Однажды я ска зал ей: —Выходи, Лена, за меня замуж, вдвоем нам легче бу дет. И вот порешили мы женить ся. Надо идти под венец. За шел я к ксендзу, спрашиваю у него: .— Скажите, отец, сколько с меня требуется денег? А он, не задумываясь, от вечает: _ — Двадцать злотых, сын мой. У меня волосы поднялись дыбом, ведь такой суммы де нег я от роду не имел. — А нельзя ли поменьше? — спрашиваю. — Одумайся, сын мой. Счастья иметь не будешь, коль ску пишься. Побрел я к невесте. Долго ломали мы головы, где достать денег, да так ничего и не придумали. «Выручил» наспан — Слышал я, что вы жени тесь,— говорит он,— что ж, дай вам бог счастья. Зайдите вечерком ко мне, дам вам двадцать злотых. Обвенчались. Сколько- потом пришлось отрабатывать эти деньги на панских работах! Еще при панской Польше роскошная жизнь служителей церквп и нищета широких масс трудящихся часто наталкива ла меня на мысль, что пропо веди ксендза—это обман, что религия служит не бедным, а богатым. Уже тогда я наме ревался порвать с церковью. Но порвал я с ней только при Советской власти. Случи лось это так. Ксендз Сурко, служивший в Воропаевском костеле (в этот костел ходил и я), стал выступать с пропо ведями против Советской вла сти. Тогда-то у меня и произо шел перелом в сознании. Как же это так, думал я, при па нах был я батраком, паны вы жимали из меня последние капли крови. Советская же власть освободила меня, дала мне землю. Нет, решил я, не по дороге мне с ксендзом. Стал регулярно читать газеты, жур налы, кни ги , в которых рас сказывается о труде и жизни советских людей. Так я окон чательно порвал с католиче ской церковью. Нет ничего более нелепого, чем религиозные верования. Духовные лица при разъяс нении религиозных догматов стремятся убедить верующих в том, что религия будто бы не противоречит науке, что она болзе полно удовлетворяет ду ховные потребности современ ного человека. А я говорю, что это вздор, нелепость. Уж меня-то теперь одурачить нель зя. Костел подвергает злобным преследованиям всех тех, кто пользуется в народе репутаци ей знающего, сведущего, мыс лящего человека. В таких лю дях служители культа видят своих опасных соперников и обвиняют их в сношении с «не чистой силой»— дьяволом. Католицизм проповедует сле пую веру в бога, в ничтож ность простых смертных, «ра бов божьих». Мне самому слу жители культа много лет вби вали в голову мысль, что толь ко покорностью можно заслу жить право на «вечное блажен ство в загробной жизни». Живу я теперь счастливо, нет у меня на сердце тяжело го груза, раболепия. Несмотря на свой преклонный возраст, тружусь по мере сил. Дети в ' люди вышли. Сын Иван—шах тер, Эдвард— в рядах Совет ской Армии, Антон— служа щий, Вацлав—шофер. Недавно в моей семье была большая радость, женился Вацлав. Как же непохожа его свадьба на мою, о которой я рассказывал выше. Его друзья организова ли ему комсомольскую свадьбу. А ведь и он когда-то наве щал костел...Очень радуюсь я нашей новой жизни. Я счастлив, что я и моя семья навсегда освободились от религиозного дурмана. Толстыко Зенон Станисла вович, 1896 года рождения, пенсионер, пос. Воропаево, Дуниловичского района, Молодечненской области. с п о л и ч н ы м . . . Обогащать мысль и лексику учащихся (ОКОНЧАНИЕ) с указанием достоинств и не достатков. Ученики разбираются в сущ ности тавтологии и сразу за мечают излишнее повторение одного и того же слова. В пла не басни «Волк на псарне» они называют волка: серый, хищник, вор. В плане к изло жению «Партизанка Зоя Кос модемьянская» "подбирали си нонимы: партизанка, героиня, патриотка. Новые слова выписываю на доске. 6-й класс писал изло жение ««Храбрый мышонок». Речь там идет о полете на пла нере. Я записала на доске: «Планер—безмоторный лета тельный аппарат». Некоторые ученики с этого и начали свое изложение. Кое-кто записал: «Планер—безмоторный лета тельный аппарат— лежал на склоне горы». Были выписаны и другие слова и словосочетания, но на них не стоит останавливаться. Аналогичная работа проведе на при подготовке к изложе нию «Отвага водолаза» (его писал 6-й класс в прошлом учебном году). Наряду с про чими, на доске были записаны выражения: «Тральщики— не большие военные суда. Трал — веревка с грузиками,которой вылавливают мины. Стропы— стальные веревки». Ученики вводили их в текст своего и з ложения. Конечно, даже и при такой подготовке кто-нибудь сделает ошибку. Но уже в ней будет повинен только сам ученик. Можно, конечно, продлить пе речень видов работ, по знаком ству учашихс ' с новыми слова ми и понятиями,по развитию их мышления. Однако исчерпать такую многообъемлющую тему в одной статье невозможно. В работе этой, ка к и во всей деятельности но обучению и воспитанию детей, должна су ществовать преемственность. Прямо с первых дней обуче ния в школе, с 1-го класса, необходимо пополнять словарь детей, учить их правильно мыслить. Ни на одном уроке нельзя забывать об этом, к а ж дый урок дает детям крупицу новых знаний, и они должны быть облачены в понятную для детей одежду. Надо уметь сни зойти до уровня развития сво его маленького слушателя и довести до него смысл каждо го мудреного (на его взгляд, конечно) слова. Заставлять работать мысль детей на каждом уроке, вос питывать чуткое, бережное от ношение к словам, запрещать употреблять слова, значение которых дети н е , понимают— долг каждого учителя совет ской школы. ‘Только такой урок, на котором ученики по лучили новые знания, воору жились умениями и навыками, обогатили свою мысль и сло варь, можно считать эффек тивным. Такой урок, действи тельно, оставит глубокий след у учащихся и явится важным звеном в общей системе -уро ков. Е . Пухлова, учительница русского языка Тульской семилетней школы. ✓ '""кирды душистого сена, за- ^ готовленные в погожие дни прошлого года из вико- овсяной смеси заботливыми ру ками добросовестных колхоз ников сельхозартели имени Калинина, круглые сутки не дают покоя некоторым жите лям с. Солдатское. Их жадные, потерявшие человеческую со весть глаза, постоянно уст ремлены на этот замечатель ный корм. Привыкшие к лег кой жизни и наживе руки, так и тянутся к питательно му и молокогонному корму. Заманчиво маячит перед во ровскими глазами зеленое се но. Они настороженно, поми нутно озираясь по сторонам, выслеживают удобное время для того, чтобы незаметно подкрасться к этому ценному корму. Пухленькие нежные руки цепко держат загрубе лый длинный конец крепкой веревки. Тихо, лисьей повадкой, ни зинами и лощинами пробира ются к заветной цели люди, которые готовы перетащить все богатство артели к свое му личному дому. Но кто они, эти мелкие душонки, потеряв шие человеческую 'совесть и честность? Не пора ли указать их имена заждавшемуся чи тателю? Пока расскажем о двух соседях. Вот они. Первый из них— Иван Филип пович Емельянов, по прозвищу «глот». Это еще молодой, здо ровенный, хорошо упитанный, пышущий здоровьем мужчина, работающий в ремонтно-тех нической станции шофером на самосвале. ^ Второй-—Василий Тарасович Кузнецов. Ему за пятьдесят. Живет, по сутп дела, с женой, если не считать женатого сы на с двумя детьми, которые пока проживают с ним вместе. Долгое время работал на те лятнике истопником, но как,, только вышел из доверия, его" перевели водовозом. Эти люди частенько посе щают колхозные скирды. По следний раз они навестили общественный корм, приготов ленный для общественного- скота трудолюбивыми колхоз никами, 6 января текущего года. Одним махом они махну ли из скирда семь пудов вико- овса. Все было бы хорошо, но соседи их выдали: быстро до ложили об этом в сельский Со вет. * И вот председатель испол кома Солдатского сельского- Совета Н. П. Налетов, агроном колхоза А. С. Зуев и понятые нагрянули к этим запасливым хозяевам Воры пойманы с. поличным. 110 килограммов сена изъято. Составлен акт. Этот визит представителей сельской и колхозной власти испортил им праздничное рожде ственское настроение. К а к ни ка к, а опять попались. Теперь, видимо,не простят.Да это видно и из разговоров руководителей колхоза. Председатель артели И. Ф. Улынин заявил: «Кость ми ляжем, а от воров избавим ся». Да, пора избавляться от во ров. Надо будет полагать, что работники судебно-следствен ных органов района помогут руководителям колхоза и Сол датского сельсовета навсегда избавиться от тунеядцев, к о торых хоть и единицы, но по ка что есть. I I . И г о л к и н . р о с с в о р д ПО ГОРИ ЗОНТАЛИ : 3. Пряное растение. 6. Часть плу га. 7. Кормовой злак. 10. Проч ная защита. 13.Рыба.14.Чис- ло. 15. Небес ное тело. 16. Выдумка. 18. Профессия. 21. Уведомление о переводе денег. 22. Почтовый знак. 23. Пока затель полезно го действия. ПО ВЕРТИ КА Л И : 1. Кус тарниковое рас тение. 2. Вид об р а б о т к и почвы. 4. Работник животновод ства. 5. Дерево. 8. Уборочная ма шина. 9. Род бабочек. 11. Вид жат ки. 12. Сельскохозяйственная ра" бота. 17. Употребление пищи. 19. Часть здания. 20. Продукт пита ния. Зткчз № 24 Тербуны, Липецкой, области, типография гя » й - ы .Ленинская правда* Редактор В. А Б А НЫ П И Н . Тираж 2600 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz