Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр. Л Е Н 1 Н С К А Я П Р А В Д А 1 апреля 1960 гм № 39 К 90-летию со дня рожден ия В, И, Ленина В . И . Ле нин , Д . Бедный и делегат от Украины Ф . Панфилов на V I I I съезде Р К П (б ). М арт 1919 года. В о с п о м и н а н и я у ч е н о г о ПЕРМЬ. Одна из улиц горо­ да Перми носит имя А. Г. Ген- келя— бывшего профессора Пермского государственного университета, где он работал в первые годы Советской власти. В то время студенты и преподаватели уральского вуза знали его не только ка к вы­ дающегося ученого, но и ка к общественного деятеля, жизнь которого до Великого Октября была связана с деятельностью В. И Ленина. ... 1907 год. Петербургский университет. Здесь в то время работал доцентом ботаники Александр Германович Генкель разделявший взгляды револю­ ционеров. Его квартира была надежным местом для встреч подпольщиков. Семья ученого летом выезжала из Петербурга на побережье Финского зали­ ва, в местечко Сэйвисто близ Стирсуддена. Здесь на даче A. Г. Генкеля в 1907 году временно останавливались B. И. Ленин, Н. К. Крупская и мать Владимира Ильича—-Ма­ рия Александровна. Вот что пишет А. Г. Генкель в воспоминаниях, опубликован­ ных в январе 1924 года в пермской газете «Звезда»: « ...Б о д н у бурную майскую ночь знакомый студент привез в яхте Владимира Ильича Ле­ нина, которого я сразу же узнал в плотном совершенно бритом товарище. Через два— три дня на маленькой моей дачке поселились И. К. Круп­ ская с матерью Владимира Ильича, и потекла их тихая рабочая жизнь. Владимир Ильич тогда при­ налег на литературную работу, и мне, примерно раз в неделю ездившему в Питер, приходи­ лось возить к Бонч-Бруевичу и другим издателям чрезвычай­ но толстые рукописи, резуль­ таты упорного, усидчивого тру­ да Владимира Ильича. Однако он все-таки находил время и для катания на велосипеде, игры в лапту и крокет. У меня тогда скопилась недурная по тому времени социал-демокра­ тическая библиотека. Влади­ мир Ильич ею много пользо- вался..,» Такова знаменательная страничка из жизни ученого- ботаника. О ней с большим интересом узнают трудящиеся города из лекций и бесед, проводимых агитаторами и лек­ торами Пермского государст­ венного университета имени М. Горького в дни подготовки к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина. Н А В С Т Р Е Ч У В Т О Р О Й В Е С Н Е С Е М И Л Е Т К И Н А С Е М И Н А Р Е Н едавно состоялся двух­ дневный семинар агро­ номов и механизаторов кол­ хозов и совхозов. С докла­ дом «О подготовке колхо­ зов и совхозов к весеннему севу» выступил начальник райсельхозйнспекцнп това­ рищ М. В. Лапин. Докладчик и выступаю­ щие отметили, чтов минув­ шем году колхозами и сов­ хозами был получен низкий урожай зерновых, кормовых и технических культур. В текущем году перед труже­ никами сельского хозяйст­ ва стоит задача—поднять урожайность зерновых в среднем на 5— 6 центнеров с гектара в сравнении с 1959 годом. Этой весной предстоит посеять 48.346 гектаров всех культур, в том числе кукурузы—10.350, сахарной свеклы— 7.400 гектаров. Но мы неудовлетворительно бо­ ремся за урожай в этом го ­ ду. Семена являются осно­ вой урожая. По чистоте не довели их до посевных кон­ диций колхозы имени Жда­ нова (агроном Шалимова), «Верный путь», Дубровский производственный участок (агроном Иванов), совхоз «Красный Октябрь» (глав­ ный агроном Э. П. Кодев). Плохо ведут обмен семян колхозы «Верный путь» и «Родина», не завозят в кол­ хозы и совхозы семена са­ харной свеклы со свекло- пункта. Слабо вывозится на­ воз в поле. На 20 марта план мартовского задания выпол­ нен лишь на 44 процента. Плохо вывозят органиче­ ские удобрения колхоз име­ ни Ленина, совхозы «Удар­ ник» и «Красный Октябрь». Не имеют минеральных удобрений артели «Родина» и «Россия». 120 тонн их лежат у полотна железной дороги с сентября минувше­ го года колхоза «Гигант». Не вывезли минеральные удобрения совхоз «Красный Октябрь»— 320 тонн, колхоз имени Жданова—100 тонн. Ни одно хозяйство по- настоящему не проводило на полях снегозадержание. Учеба колхозников и меха­ низаторов не начата. Н а ­ до сказать, что и на этот семинар не прислали своих специалистов колхозы име­ ни Жданова и «Россия». В первый день занятий из совхоза «Пятилетка» была только одна Р. Н. Наумен­ ко— агроном X.-Березовско­ го отделения, а главный агроном совхоза «Красный Октябрь» товарищ Э. П. Ко- цев ушел с семинара. Это говорит о пренебрежитель­ ном отношении к агротехни­ ческой учебе со стороны на­ ших специалистов. Не блещет дело и с ре­ монтом техники. На 20 мар­ та не отремонтировано было 15 тракторов. Очень медлен­ но ремонтируется прицеп­ ной инвентарь. В ряде кол­ хозов не приступили к ка ­ питальному ремонту авто­ машин, механизаторы не прошли медицинской ко ­ миссии. Всем колхозам и совхо­ зам немедленно надо при­ ступить к подкормке озимых культур. В ближайшие дни тре­ буется закончить состав­ ление производственных плапов п технологических карт механизированного возделывания и уборки каж ­ дой сельскохозяйственной культуры. Укомплектовать механизаторами все трак­ торы по 2 тракториста. Про­ верить размещение культур в нолях . севооборота. Сев зерновых культур провести только узкорядным и пере­ крестным способами с полной нормой высева и протрав­ ленными. семенами. Посев сахарной свеклы и ку к у р у ­ зы провести с одновремен­ ным внесением удобрений. Об агротехнике возделы­ вания кукурузы и сахар­ ной свеклы доклад сделал агроном райсельхозинспек- ции В. И. Шалимов. В конце первого дня был продемонстрирован сельско­ хозяйственный кинофильм о работе товарища Гитало- ва по комплексной механи­ зации возделывания к у к у ­ рузы и других пропашных С культур и снижении себе­ стоимости единицы продук­ ции сельскохозяйственных культур. На второй день семинара агрономы и механизаторы занимались в отдельных секциях. После всем прак­ тически была показана ре­ гулировка и подготовка к севу квадратно-гнездовой сеялки. О задачах тружеников сельского хозяйства во вто­ ром году семилетки для участников семинара док­ лад сделал секретарь РК КПСС товарищ В. И. КЛО­ КОВ. Д . Бузунов . О В о в с е о р у ж и и в ст рет ит ь весенне-полевые р а б от ы вт о р о й весны сем ил ет ки . Ш к о л Ь н а я А и з н Ь Пре д упреж ден ие о ш и б о к -н а первый план А нализ письменных (особен­ но творческих) работ пока­ зывает, что многие ошибки учащиеся допускают лишь по­ тому, что они не были в свое время предупреждены. В под­ тверждение сказанного можно было бы привести немало фак­ тов. О некоторых из известных фактов и пойдет речь в этой статье. ,.Трудные " глаголы Наши школьники очень ча­ сто в пяти глаголах второго спряжения меняют ударную гласную корня: Говоря т и п иш у т : ворим дорим, плотим, котим, лавим. Следует:варим, дарим, пла­ тим, катим, ловим. Объясняется это тем, что мы. об этих глаголах вспоми­ наем только при анализе уче- «Глагол». А это—неправиль­ но. Зачем откладывать на дол­ гое время то, что будет нужно сегодня, завтра. Практика нашей школы по­ казывает, что учащиеся даже 3-го класса после серьезного ознакомления с глаголами в а ­ рить, ка ти т ь , ловить, дарить, платить , на уроке стали пра­ вильно писать их и произно­ сить. Ознакомление проводи­ лось следующим п у т е м : детям было предложен ряд вопросов, требующих измене­ ния форм глаголов, обознача­ лись ударные слоги, подбира­ лись однокоренные слова. Вы­ вешивались в классе и табли­ цы, что также помогло детям правильно и прочно усвоить их написание и произношение. Конечно, этим работа с гла­ голами не ограничивалась, нических работ или, в лучшем I Она проводилась и на после- елучае, при изучении темы I дующих уроках. Обычно при опросе учитель предлагал выз­ ванному к доске ученику на­ писать один—два глагола, со­ ставить с ними предложения, доказать правильность написа­ ния глаголов, правильно произ­ нести их и другое. Немного о местоимениях Меотеимения я, ты, и себя в родительном, дательном, ви­ нительном и предложном па­ дежах часто наши школьники употребляют неправильно, точ­ но так, к а к употреблялись они в древнерусском языке. При­ веду для сравнения примеры: «Послушайте мене...» «И паки прпвлачить его с со бе» (Поучения Владимира Мо- номаха) и др. Те изменения, которые на­ чали происходить с местоиме­ ниями я, ты и возвратным в 14 веке, очень слабо проявля­ ются в говоре учащихся на­ шей школы. В письменных памятниках 14—16 в. в. читаем: «Отче, несмь достоим молитвы створи- ти о тебе» (Синайский пате­ рик). «И прииде ко мне» (По­ весть об Акире премудром) и другие. Казалось бы, что наш го ­ вор в течение шести столетий должен был воспринять новую форму местоимений в косвен­ ных падежах, однако этого не случилось. До сих пор в гово­ ре, окружающем нашу школу, бытуют древнерусские формы. Встречаются они и в учени­ ческих работах. Предупреждение ошибок в произношении и написании местоимений Я , Т Ы и воз­ вратного в косвенных падежах, учителями нашей школы про­ водилось и проводится по- разному. В 3-ем классе, например, предлагалось детям поставить эти местоимения в одном из косвенных падежей, давалось задание построить предложе- Вася, Миша наши школьники ния, где бы эти местоимения стояли в определенном косвен­ ном падеже; отдельные уча­ щиеся работали с карточками. В 4-м классе при изучении темы «Местоимения» особое внимание уделялось именно отмеченным выше трем местои­ мениям, так ка к правописа­ ние остальных слов этой груп­ пы не представляет для уча­ щихся особой трудности. Работа с местоимениями Я , Т Ы и СЕБЯ периодически про­ водится и в старших классах. Причина тому— пагубное влия­ ние окружающего школу го ­ вора. Хорошо помогают вырабо­ тать у учащихся и закрепить навыки правильного употреб­ ления указанных местоимений уроки чтения и литературы (например, при пересказе х у ­ дожественных текстов от 1 -го лица). Опасное влияние В правописании существи­ тельных типа сестра, земля, О Ч—-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz