Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр. Л Е Н 1 Н С К А Я П Р А В Д А 1 апреля 1960 гм № 39 К 90-летию со дня рожден ия В, И, Ленина В . И . Ле нин , Д . Бедный и делегат от Украины Ф . Панфилов на V I I I съезде Р К П (б ). М арт 1919 года. В о с п о м и н а н и я у ч е н о г о ПЕРМЬ. Одна из улиц горо да Перми носит имя А. Г. Ген- келя— бывшего профессора Пермского государственного университета, где он работал в первые годы Советской власти. В то время студенты и преподаватели уральского вуза знали его не только ка к вы дающегося ученого, но и ка к общественного деятеля, жизнь которого до Великого Октября была связана с деятельностью В. И Ленина. ... 1907 год. Петербургский университет. Здесь в то время работал доцентом ботаники Александр Германович Генкель разделявший взгляды револю ционеров. Его квартира была надежным местом для встреч подпольщиков. Семья ученого летом выезжала из Петербурга на побережье Финского зали ва, в местечко Сэйвисто близ Стирсуддена. Здесь на даче A. Г. Генкеля в 1907 году временно останавливались B. И. Ленин, Н. К. Крупская и мать Владимира Ильича—-Ма рия Александровна. Вот что пишет А. Г. Генкель в воспоминаниях, опубликован ных в январе 1924 года в пермской газете «Звезда»: « ...Б о д н у бурную майскую ночь знакомый студент привез в яхте Владимира Ильича Ле нина, которого я сразу же узнал в плотном совершенно бритом товарище. Через два— три дня на маленькой моей дачке поселились И. К. Круп ская с матерью Владимира Ильича, и потекла их тихая рабочая жизнь. Владимир Ильич тогда при налег на литературную работу, и мне, примерно раз в неделю ездившему в Питер, приходи лось возить к Бонч-Бруевичу и другим издателям чрезвычай но толстые рукописи, резуль таты упорного, усидчивого тру да Владимира Ильича. Однако он все-таки находил время и для катания на велосипеде, игры в лапту и крокет. У меня тогда скопилась недурная по тому времени социал-демокра тическая библиотека. Влади мир Ильич ею много пользо- вался..,» Такова знаменательная страничка из жизни ученого- ботаника. О ней с большим интересом узнают трудящиеся города из лекций и бесед, проводимых агитаторами и лек торами Пермского государст венного университета имени М. Горького в дни подготовки к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина. Н А В С Т Р Е Ч У В Т О Р О Й В Е С Н Е С Е М И Л Е Т К И Н А С Е М И Н А Р Е Н едавно состоялся двух дневный семинар агро номов и механизаторов кол хозов и совхозов. С докла дом «О подготовке колхо зов и совхозов к весеннему севу» выступил начальник райсельхозйнспекцнп това рищ М. В. Лапин. Докладчик и выступаю щие отметили, чтов минув шем году колхозами и сов хозами был получен низкий урожай зерновых, кормовых и технических культур. В текущем году перед труже никами сельского хозяйст ва стоит задача—поднять урожайность зерновых в среднем на 5— 6 центнеров с гектара в сравнении с 1959 годом. Этой весной предстоит посеять 48.346 гектаров всех культур, в том числе кукурузы—10.350, сахарной свеклы— 7.400 гектаров. Но мы неудовлетворительно бо ремся за урожай в этом го ду. Семена являются осно вой урожая. По чистоте не довели их до посевных кон диций колхозы имени Жда нова (агроном Шалимова), «Верный путь», Дубровский производственный участок (агроном Иванов), совхоз «Красный Октябрь» (глав ный агроном Э. П. Кодев). Плохо ведут обмен семян колхозы «Верный путь» и «Родина», не завозят в кол хозы и совхозы семена са харной свеклы со свекло- пункта. Слабо вывозится на воз в поле. На 20 марта план мартовского задания выпол нен лишь на 44 процента. Плохо вывозят органиче ские удобрения колхоз име ни Ленина, совхозы «Удар ник» и «Красный Октябрь». Не имеют минеральных удобрений артели «Родина» и «Россия». 120 тонн их лежат у полотна железной дороги с сентября минувше го года колхоза «Гигант». Не вывезли минеральные удобрения совхоз «Красный Октябрь»— 320 тонн, колхоз имени Жданова—100 тонн. Ни одно хозяйство по- настоящему не проводило на полях снегозадержание. Учеба колхозников и меха низаторов не начата. Н а до сказать, что и на этот семинар не прислали своих специалистов колхозы име ни Жданова и «Россия». В первый день занятий из совхоза «Пятилетка» была только одна Р. Н. Наумен ко— агроном X.-Березовско го отделения, а главный агроном совхоза «Красный Октябрь» товарищ Э. П. Ко- цев ушел с семинара. Это говорит о пренебрежитель ном отношении к агротехни ческой учебе со стороны на ших специалистов. Не блещет дело и с ре монтом техники. На 20 мар та не отремонтировано было 15 тракторов. Очень медлен но ремонтируется прицеп ной инвентарь. В ряде кол хозов не приступили к ка питальному ремонту авто машин, механизаторы не прошли медицинской ко миссии. Всем колхозам и совхо зам немедленно надо при ступить к подкормке озимых культур. В ближайшие дни тре буется закончить состав ление производственных плапов п технологических карт механизированного возделывания и уборки каж дой сельскохозяйственной культуры. Укомплектовать механизаторами все трак торы по 2 тракториста. Про верить размещение культур в нолях . севооборота. Сев зерновых культур провести только узкорядным и пере крестным способами с полной нормой высева и протрав ленными. семенами. Посев сахарной свеклы и ку к у р у зы провести с одновремен ным внесением удобрений. Об агротехнике возделы вания кукурузы и сахар ной свеклы доклад сделал агроном райсельхозинспек- ции В. И. Шалимов. В конце первого дня был продемонстрирован сельско хозяйственный кинофильм о работе товарища Гитало- ва по комплексной механи зации возделывания к у к у рузы и других пропашных С культур и снижении себе стоимости единицы продук ции сельскохозяйственных культур. На второй день семинара агрономы и механизаторы занимались в отдельных секциях. После всем прак тически была показана ре гулировка и подготовка к севу квадратно-гнездовой сеялки. О задачах тружеников сельского хозяйства во вто ром году семилетки для участников семинара док лад сделал секретарь РК КПСС товарищ В. И. КЛО КОВ. Д . Бузунов . О В о в с е о р у ж и и в ст рет ит ь весенне-полевые р а б от ы вт о р о й весны сем ил ет ки . Ш к о л Ь н а я А и з н Ь Пре д упреж ден ие о ш и б о к -н а первый план А нализ письменных (особен но творческих) работ пока зывает, что многие ошибки учащиеся допускают лишь по тому, что они не были в свое время предупреждены. В под тверждение сказанного можно было бы привести немало фак тов. О некоторых из известных фактов и пойдет речь в этой статье. ,.Трудные " глаголы Наши школьники очень ча сто в пяти глаголах второго спряжения меняют ударную гласную корня: Говоря т и п иш у т : ворим дорим, плотим, котим, лавим. Следует:варим, дарим, пла тим, катим, ловим. Объясняется это тем, что мы. об этих глаголах вспоми наем только при анализе уче- «Глагол». А это—неправиль но. Зачем откладывать на дол гое время то, что будет нужно сегодня, завтра. Практика нашей школы по казывает, что учащиеся даже 3-го класса после серьезного ознакомления с глаголами в а рить, ка ти т ь , ловить, дарить, платить , на уроке стали пра вильно писать их и произно сить. Ознакомление проводи лось следующим п у т е м : детям было предложен ряд вопросов, требующих измене ния форм глаголов, обознача лись ударные слоги, подбира лись однокоренные слова. Вы вешивались в классе и табли цы, что также помогло детям правильно и прочно усвоить их написание и произношение. Конечно, этим работа с гла голами не ограничивалась, нических работ или, в лучшем I Она проводилась и на после- елучае, при изучении темы I дующих уроках. Обычно при опросе учитель предлагал выз ванному к доске ученику на писать один—два глагола, со ставить с ними предложения, доказать правильность написа ния глаголов, правильно произ нести их и другое. Немного о местоимениях Меотеимения я, ты, и себя в родительном, дательном, ви нительном и предложном па дежах часто наши школьники употребляют неправильно, точ но так, к а к употреблялись они в древнерусском языке. При веду для сравнения примеры: «Послушайте мене...» «И паки прпвлачить его с со бе» (Поучения Владимира Мо- номаха) и др. Те изменения, которые на чали происходить с местоиме ниями я, ты и возвратным в 14 веке, очень слабо проявля ются в говоре учащихся на шей школы. В письменных памятниках 14—16 в. в. читаем: «Отче, несмь достоим молитвы створи- ти о тебе» (Синайский пате рик). «И прииде ко мне» (По весть об Акире премудром) и другие. Казалось бы, что наш го вор в течение шести столетий должен был воспринять новую форму местоимений в косвен ных падежах, однако этого не случилось. До сих пор в гово ре, окружающем нашу школу, бытуют древнерусские формы. Встречаются они и в учени ческих работах. Предупреждение ошибок в произношении и написании местоимений Я , Т Ы и воз вратного в косвенных падежах, учителями нашей школы про водилось и проводится по- разному. В 3-ем классе, например, предлагалось детям поставить эти местоимения в одном из косвенных падежей, давалось задание построить предложе- Вася, Миша наши школьники ния, где бы эти местоимения стояли в определенном косвен ном падеже; отдельные уча щиеся работали с карточками. В 4-м классе при изучении темы «Местоимения» особое внимание уделялось именно отмеченным выше трем местои мениям, так ка к правописа ние остальных слов этой груп пы не представляет для уча щихся особой трудности. Работа с местоимениями Я , Т Ы и СЕБЯ периодически про водится и в старших классах. Причина тому— пагубное влия ние окружающего школу го вора. Хорошо помогают вырабо тать у учащихся и закрепить навыки правильного употреб ления указанных местоимений уроки чтения и литературы (например, при пересказе х у дожественных текстов от 1 -го лица). Опасное влияние В правописании существи тельных типа сестра, земля, О Ч—-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz