Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока ОБОГАЩАТЬ МЫСЛЬ И ЛЕКСИКУ УЧАЩИХСЯ 4. О синонимах и антонимах ■учащиеся в устной и пись- V менной речи часто допу­ скают нарушение законов мыш­ ления. Ка к известно, правиль­ ным мышлением называется определенное, последователь­ ное, непротиворечивое, обосно­ ванное мышление. Оно имеет 4 закона: закон тождества, ' 1. Мысль и речь должны противоречия, исключенного, третьего и достаточного осно­ вания. Вот эти-то законы по­ рой не соблюдаются ученика­ ми. Приведу несколько приме­ ров из последних работ своих учащихся (у меня 5 й п 6-й классы). быть ясными и точными ной грозе» не выдержан за­ кон достаточного основания (гроза— это уже ненастье или его предвестник). Незнание точного смысла слова влечет за собой такие ошибки. Да это и вполне за­ кономерно. Ведь язык непо­ средственно связан с мышле­ нием, наши мысли всегда оформляются посредством слов. Борьба за ясную, точную речь одновременно является борьбой за ясную, точную мысль. Хо­ рошо сказал об этом М. И. Ка ­ линин: «... в конечном счете только тогда будет ясна соб­ ственная мысль, когда ты бу­ дешь излагать ее в простой и ясной форме. А если ты хо­ чешь еще влиять и на окру­ жающих ... то этого можешь достигнуть только тогда, когда будешь уметь облекать свои мысли в яркую, общедоступ­ ную речь» (М. И. Калинин «О коммунистическом воспитании и обучении» изд. АПН, 1948, стр. 7— 8). , пополнять словарь воздухе, с бумажным паяцем. Вряд ли дошла эта образность языка до сознания учащихся, они произнесли слово непра­ вильно (паяц), учитель не по­ правил их, не обратил внима­ ния на это слово. Делом уче­ нической фантазии осталась расшифровка этого слова. Наше равнодушие к смыслу трудных для учащихся слов порождает безответственное отношение к их употреблению. Дети нередко сами не ведают, что говорят. Отсюда и курь­ езные нелепости в их речи. Но мы при устных ответах на них долго не задерживаемся (по­ ходя исправим и все), в пись­ менной речи стараемся не допу­ стить (почаще даем диктанты, обходя стороной изложения и тем более сочинения—с нпми хлопот очень много-), п соз­ дается видимость полнейшего благополучия. Но вот, когда ученики приходят в 8-й класс средней школы н от них тре­ буют умения излагать спои мысли, писать сочинения, об­ наруживаются все наши не­ доработки. Попробуй-ка теперь вернуться назад и ликвиди­ ровать пробелы в мышлении учащихся. Дело очень трудное. Поэтому часто выходят из на­ шей школы беспомощные лю­ ди, не умеющие к а к следует написать письмо, заявление, телеграмму, произнести речь или сделать доклад. в работе и недостатков на уроках. Но работе над попол­ нением словаря учащихся я уделяю большое внимание. Я всегда помню, с каким упор­ ством искал смысл трудных словГорькийв пору своего от­ рочества. Он пишет об этом в повести «В людях»: «Иногда в мозг вонзаются какие-то странные слова... они нестерпи • мо беспокоят меня, растут чудо­ вищно, все заслоняют и мне к а ­ жется, что я никогда не пойму ничего, если мне не удастся от­ крыть смысл этих слов,— имен­ но они стоят сторожами на пороге всех тайн. Часто це­ лые фразы долго живут в па­ мяти ка к заноза в пальце, мешая мне думать о другом» (М. Горький, «Детство», «В людях», «Мои университеты», стр. 321). Вот этих сторожей тайн я стараюсь удалять, то есть объяснять смысл каждого трудного слова. Начинаю я с того, что внушаю детям мысль о необходимости спра­ шивать о значении непонят­ ных слов на всех уроках. Ведь иногда бывают такие излиш­ не строгие учителя, которым не осмелишься задать такого вопроса, даже могут иногда грубо оборвать такого любо­ пытного. Я поощряю такую любознательность. Прежде чем ввести в свою речь какое-ни­ будь мало известное детям слово, а иногда уже произне­ ся его, я проверяю, знают ли они его смысл. На уроках ли­ тературы благодатный мате­ риал для такой работы дает комментированное чтение. В прозаических отрывках коммен­ тарии даются по ходу чтения. В стихотворениях этого делать нельзя (нарушается целост ность восприятия), и я стара­ юсь это сделать перед чте­ нием. Прежде чем читать басню Крылова «Квартет», на доске Выписали все трудные слова из басни и их значение. (Квар­ тет— 4 исполнителя, бас— низкий голос и особый струн­ ный инструмент, пленять — привлекать и т. д.) Сделав не­ обходимое вступление к бас­ не, я обращаю внимание уче­ ников на эти слова, заранее записанные и закрытые. После разбора басни ученики пере­ носят в тетрадь эти слова, со­ ответствующим образом офор­ мив эту работу (они подписы­ вают дату, тему и прочее). При чтении стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова были выписаны лишь слова, да к одному из них были приведены синонимы, мы за­ писали так: ,.М. Ю. Лермонтов 1 8 1 4— 1891 гг. ..Бородино". Мундир, редут, картечь, ла­ фет, ликовал, бивак, кивер, хват, булат, уланы, драгуны, ядра, изведал, басурманы, мусью, сеча. Хват—молодец, удалец, храбрец». Большинство из этих слов объяснено в учеб­ нике, я учу детей пользовать­ ся этим, однако,все равно ос­ танавливаюсь на таких словах. Очень важную роль в рабо­ те по обогащению мысли и ре­ чи учащихся играют синонимы и антонимы. С первых дней обучения в 5-м классе на уро­ ках литературы я знакомлю с ними учащихся, записываю на доске и в тетрадях понятие о них и почти на каждом по­ следующем уроке мы воз­ вращаемся к ним. Они нужны при составлении плана, рабо­ те над характеристикой обра­ зов. Сравнивая мачеху и пад­ черицу из сказки «Морозко», мы берем антонимы: «мачеха злая, завистливая, грубая, преступная. Падчерица добрая, бескорыстная, вежливая, доб­ родетельная». То же исполь­ зуем в работе над образами «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Без синонимов не обойтись при истолковании значения слов. Проверяя работы, я за­ метила, что слово «доблесть» ло остается безучастных лиц, неясно многим ученикам. В начале урока я дала его в группе близких по смыслу слов: «доблесть, мужество, стой­ кость,благородство.» Разумеет­ ся, при работе над синонима­ ми нельзя допускать полной нивелировки их значения. Ведь каждый из синонимов имеет свой оттенок, значение, и выбрать надо тот, который подходит к данному случаю. Я не ограничиваю работу над сло­ вами прошлым объяснением. От устного толкования не всегда останется след. В лучшем слу­ чае такое слово войдет, в пас­ сивный словарь ученика (то есть он будет понимать его смысл), но вряд ли он введет его в свою собственную речь. Чтобы ученики не только за­ помнили слова, но и употреб­ ляли в устной и письменной речи, я предлагаю составлять с ними предложения. (Окончание см. на 4-ой стр.) Пятиклассники пишут: «...за- ( рокотал резкий ветер», «...бы­ ла ненастная гроза», «... на­ чался дерзкий (вместо звер­ ский) допрос», «подносили го ­ рящий свет» (нужно лампу) Ученики 6-го класса, описы­ вая свидание матери с сыном (картина Б. Е. Маковского «Свидание»), отмечают, что «...мать с жадностью смотрит на сына», а «мальчик с ж а ­ лостью ест булку». В этой же работе клюку назвали клю к­ вой, а в изложении—пасса- > Жирской кабине планера дано название «кабинета». В чем тут дело? Что это за ошибки? Можно, конечно, от- О нести их к разряду стилисти­ ческих под безобидным ярлыч­ ком «неточность» словоупот­ ребления. Но ведь здесь явные погрешности логического х а ­ рактера. В большинстве из приведен­ ных сочетаний нарушен закон тождества (одно понятие под­ меняется другим). В «ненаст- 2. Обогащать лексику Развивая мысль учащихся, вооружая их новыми поняти­ ями, умениями и навыками, мы должны одновременно обо­ гащать их лексику, пополнять словарь. У нас иногда разви­ тие речи учащихся, словар­ ную работу считают полем деятельности словесников, их обязанностью. Это— ошибочное мнение. Ведь на каждом уро­ ке учащимся даются новые по- нятия. А понятия фиксируют­ ся словами, и смысл этих слов должен быть доведен до уче­ ников. Решают ученики 2 класса Ч^/задачу о салфетках— объясни, что это слово обозначает. Уче­ ники 6-го класса читают в одной из первых статей по географии: «...своеобразная природа... неведомые страны». Если учитель не объяснит им значения выделенных слов,они но войдут в активный словарь школьника. Может, они и вве­ дут их в первый пересказ (у детей сильна механическая память), но'смысл этих слов останется для них загадкой. Так вот и происходит отрыв смыслового значения от зву­ кового. Или вот еще пример. Как-то я была на уроке чте­ ния в 4 м классе. Ученики читали, пересказывали «Ля- гушку-путешественшщу» В. Гаршина. Там есть яркое срав­ нение лягушки, держащейся за прутик и болтающейся в 3. Объяснять смысл каждого трудного слова Теперь, когда вовсю идет перестройка системы народ­ ного образования, когда мы готовим детей к практической деятельности и добиваемся повышения эффективности уро­ ка, с таким положением ми­ риться нельзя. Ка к и у каждого учителя, у меня бывает немало промахов 5. О творческих диктантах Ученики 5-го класса не зна­ ли значения слова «банде­ роль». Я объяснила и предло­ жила составить с ним предло­ жение. Лучшие мы записали на доске и в тетрадях. Такую же работу провели со словами «компания» и «кампания». А на другом уроке я дала уче­ нику карточку с заданием, вставить в эти слова пропущен­ ные гласные, определив значе­ ние из контекста. Вот эти пред­ ложения: «Уборочная кампа­ ния проведена вовремя и без потерь». «Кампания лыжни­ ков возвращалась из далекого похода». Так же мы поступи­ ли со словами «галерея» (я давала лишь 2 значения это­ го слова), «исполинский», «роскошный» и др. Для закрепления значения новых слов я иногда провожу творческие диктанты, в кото­ рых ученики должны сами до­ писать название описанных предметов или явлений. Изряд­ но поработав над освоением словаря по теме «Школа», я предложила шестиклассникам такую работу. До уроков на доске было записано: «Стек­ лянный ящик для содержания водных животных и растений». — ...Передняя в общественном здании— ...Перерывы в учеб­ ных занятиях— ..Собрание ка­ ких-либо однородных предме­ тов— ...Узкий проход между комнатами— ...»Ученики долж­ ны были сами дописать нуж ­ ные слова (в данном случае: аквариум, вестибюль, кани ку ­ лы, коллекция, коридор). В сильном классе при проведении такого диктанта можно обой­ тись без записей на доске, устно разобрав трудные орфо­ граммы. Для обогащения мысли уча­ щихся, расширения их общего кругозора часто для грамма­ тического разбора я беру пред­ ложения из газет. При изуче­ нии сложных и сложносокра­ щенных слов в 5-м классе мы писали такие предложения: «Вертолет— большая трудолю­ бива^ винтокрылая стрекоза. Он сделан человеком из алю­ миния и стали. «МИ-6»— но­ вый советский турбореактив­ ный вертолет» («Пионерская правда»). На другом уроке взя­ ли примеры из «Ленинской правды»: «18 ноября состоя­ лась ХИрайпартконференция. В этот же день был первый организационный пленум РК КПСС». Немало писали мы о 2-й космической ракете, атомном ледоколе «В. И. Ленин», по­ ездке Н.. С. Хрущева в Аме­ рику. В начале учебного года вспоминали летний фестиваль в Вене. В 5-м классе мы записали: «УП фестиваль». «В этом году в Вене проходил фестиваль. А что такое фестиваль? Это куль­ турные празднества, смотр ис­ кусств. Во все концы земного шара разъехались молодые посланцы мира. Счастливого пути, друзья!» Здесь, ка к ви­ дите, и различные по интона­ ции предложения, и -слова с трудными орфограммами, и но­ вые слова. Слова «фестиваль» и «искусство» были выписаны в ученические словарики. 6-му классу предложения на эту же тему были сложнее. Там мы вспомнили о шести пред­ шествующих фестивалях в Праге, Берлине, Будапеште, Бухаресте, Варшаве и Москве. 6. В работу вовлекается весь класс Очень интересная работа по развитию мысли и речи уча­ щихся проходит при составле­ нии плана литературных про­ изведений, подготовке к изло­ жениям и сочинениям. Тут ма­ в раооту вовлекается почти весь класс. Ученики предла­ гают варианты заголовков, каждый из них обсуждается, утверждается или отводится классом, а иногда учителем,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz