Ленинская правда. 1960 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
Заочная конференция учителей по вопросу повышения эффективности урока ОБОГАЩАТЬ МЫСЛЬ И ЛЕКСИКУ УЧАЩИХСЯ 4. О синонимах и антонимах ■учащиеся в устной и пись- V менной речи часто допу скают нарушение законов мыш ления. Ка к известно, правиль ным мышлением называется определенное, последователь ное, непротиворечивое, обосно ванное мышление. Оно имеет 4 закона: закон тождества, ' 1. Мысль и речь должны противоречия, исключенного, третьего и достаточного осно вания. Вот эти-то законы по рой не соблюдаются ученика ми. Приведу несколько приме ров из последних работ своих учащихся (у меня 5 й п 6-й классы). быть ясными и точными ной грозе» не выдержан за кон достаточного основания (гроза— это уже ненастье или его предвестник). Незнание точного смысла слова влечет за собой такие ошибки. Да это и вполне за кономерно. Ведь язык непо средственно связан с мышле нием, наши мысли всегда оформляются посредством слов. Борьба за ясную, точную речь одновременно является борьбой за ясную, точную мысль. Хо рошо сказал об этом М. И. Ка линин: «... в конечном счете только тогда будет ясна соб ственная мысль, когда ты бу дешь излагать ее в простой и ясной форме. А если ты хо чешь еще влиять и на окру жающих ... то этого можешь достигнуть только тогда, когда будешь уметь облекать свои мысли в яркую, общедоступ ную речь» (М. И. Калинин «О коммунистическом воспитании и обучении» изд. АПН, 1948, стр. 7— 8). , пополнять словарь воздухе, с бумажным паяцем. Вряд ли дошла эта образность языка до сознания учащихся, они произнесли слово непра вильно (паяц), учитель не по правил их, не обратил внима ния на это слово. Делом уче нической фантазии осталась расшифровка этого слова. Наше равнодушие к смыслу трудных для учащихся слов порождает безответственное отношение к их употреблению. Дети нередко сами не ведают, что говорят. Отсюда и курь езные нелепости в их речи. Но мы при устных ответах на них долго не задерживаемся (по ходя исправим и все), в пись менной речи стараемся не допу стить (почаще даем диктанты, обходя стороной изложения и тем более сочинения—с нпми хлопот очень много-), п соз дается видимость полнейшего благополучия. Но вот, когда ученики приходят в 8-й класс средней школы н от них тре буют умения излагать спои мысли, писать сочинения, об наруживаются все наши не доработки. Попробуй-ка теперь вернуться назад и ликвиди ровать пробелы в мышлении учащихся. Дело очень трудное. Поэтому часто выходят из на шей школы беспомощные лю ди, не умеющие к а к следует написать письмо, заявление, телеграмму, произнести речь или сделать доклад. в работе и недостатков на уроках. Но работе над попол нением словаря учащихся я уделяю большое внимание. Я всегда помню, с каким упор ством искал смысл трудных словГорькийв пору своего от рочества. Он пишет об этом в повести «В людях»: «Иногда в мозг вонзаются какие-то странные слова... они нестерпи • мо беспокоят меня, растут чудо вищно, все заслоняют и мне к а жется, что я никогда не пойму ничего, если мне не удастся от крыть смысл этих слов,— имен но они стоят сторожами на пороге всех тайн. Часто це лые фразы долго живут в па мяти ка к заноза в пальце, мешая мне думать о другом» (М. Горький, «Детство», «В людях», «Мои университеты», стр. 321). Вот этих сторожей тайн я стараюсь удалять, то есть объяснять смысл каждого трудного слова. Начинаю я с того, что внушаю детям мысль о необходимости спра шивать о значении непонят ных слов на всех уроках. Ведь иногда бывают такие излиш не строгие учителя, которым не осмелишься задать такого вопроса, даже могут иногда грубо оборвать такого любо пытного. Я поощряю такую любознательность. Прежде чем ввести в свою речь какое-ни будь мало известное детям слово, а иногда уже произне ся его, я проверяю, знают ли они его смысл. На уроках ли тературы благодатный мате риал для такой работы дает комментированное чтение. В прозаических отрывках коммен тарии даются по ходу чтения. В стихотворениях этого делать нельзя (нарушается целост ность восприятия), и я стара юсь это сделать перед чте нием. Прежде чем читать басню Крылова «Квартет», на доске Выписали все трудные слова из басни и их значение. (Квар тет— 4 исполнителя, бас— низкий голос и особый струн ный инструмент, пленять — привлекать и т. д.) Сделав не обходимое вступление к бас не, я обращаю внимание уче ников на эти слова, заранее записанные и закрытые. После разбора басни ученики пере носят в тетрадь эти слова, со ответствующим образом офор мив эту работу (они подписы вают дату, тему и прочее). При чтении стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова были выписаны лишь слова, да к одному из них были приведены синонимы, мы за писали так: ,.М. Ю. Лермонтов 1 8 1 4— 1891 гг. ..Бородино". Мундир, редут, картечь, ла фет, ликовал, бивак, кивер, хват, булат, уланы, драгуны, ядра, изведал, басурманы, мусью, сеча. Хват—молодец, удалец, храбрец». Большинство из этих слов объяснено в учеб нике, я учу детей пользовать ся этим, однако,все равно ос танавливаюсь на таких словах. Очень важную роль в рабо те по обогащению мысли и ре чи учащихся играют синонимы и антонимы. С первых дней обучения в 5-м классе на уро ках литературы я знакомлю с ними учащихся, записываю на доске и в тетрадях понятие о них и почти на каждом по следующем уроке мы воз вращаемся к ним. Они нужны при составлении плана, рабо те над характеристикой обра зов. Сравнивая мачеху и пад черицу из сказки «Морозко», мы берем антонимы: «мачеха злая, завистливая, грубая, преступная. Падчерица добрая, бескорыстная, вежливая, доб родетельная». То же исполь зуем в работе над образами «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Без синонимов не обойтись при истолковании значения слов. Проверяя работы, я за метила, что слово «доблесть» ло остается безучастных лиц, неясно многим ученикам. В начале урока я дала его в группе близких по смыслу слов: «доблесть, мужество, стой кость,благородство.» Разумеет ся, при работе над синонима ми нельзя допускать полной нивелировки их значения. Ведь каждый из синонимов имеет свой оттенок, значение, и выбрать надо тот, который подходит к данному случаю. Я не ограничиваю работу над сло вами прошлым объяснением. От устного толкования не всегда останется след. В лучшем слу чае такое слово войдет, в пас сивный словарь ученика (то есть он будет понимать его смысл), но вряд ли он введет его в свою собственную речь. Чтобы ученики не только за помнили слова, но и употреб ляли в устной и письменной речи, я предлагаю составлять с ними предложения. (Окончание см. на 4-ой стр.) Пятиклассники пишут: «...за- ( рокотал резкий ветер», «...бы ла ненастная гроза», «... на чался дерзкий (вместо звер ский) допрос», «подносили го рящий свет» (нужно лампу) Ученики 6-го класса, описы вая свидание матери с сыном (картина Б. Е. Маковского «Свидание»), отмечают, что «...мать с жадностью смотрит на сына», а «мальчик с ж а лостью ест булку». В этой же работе клюку назвали клю к вой, а в изложении—пасса- > Жирской кабине планера дано название «кабинета». В чем тут дело? Что это за ошибки? Можно, конечно, от- О нести их к разряду стилисти ческих под безобидным ярлыч ком «неточность» словоупот ребления. Но ведь здесь явные погрешности логического х а рактера. В большинстве из приведен ных сочетаний нарушен закон тождества (одно понятие под меняется другим). В «ненаст- 2. Обогащать лексику Развивая мысль учащихся, вооружая их новыми поняти ями, умениями и навыками, мы должны одновременно обо гащать их лексику, пополнять словарь. У нас иногда разви тие речи учащихся, словар ную работу считают полем деятельности словесников, их обязанностью. Это— ошибочное мнение. Ведь на каждом уро ке учащимся даются новые по- нятия. А понятия фиксируют ся словами, и смысл этих слов должен быть доведен до уче ников. Решают ученики 2 класса Ч^/задачу о салфетках— объясни, что это слово обозначает. Уче ники 6-го класса читают в одной из первых статей по географии: «...своеобразная природа... неведомые страны». Если учитель не объяснит им значения выделенных слов,они но войдут в активный словарь школьника. Может, они и вве дут их в первый пересказ (у детей сильна механическая память), но'смысл этих слов останется для них загадкой. Так вот и происходит отрыв смыслового значения от зву кового. Или вот еще пример. Как-то я была на уроке чте ния в 4 м классе. Ученики читали, пересказывали «Ля- гушку-путешественшщу» В. Гаршина. Там есть яркое срав нение лягушки, держащейся за прутик и болтающейся в 3. Объяснять смысл каждого трудного слова Теперь, когда вовсю идет перестройка системы народ ного образования, когда мы готовим детей к практической деятельности и добиваемся повышения эффективности уро ка, с таким положением ми риться нельзя. Ка к и у каждого учителя, у меня бывает немало промахов 5. О творческих диктантах Ученики 5-го класса не зна ли значения слова «банде роль». Я объяснила и предло жила составить с ним предло жение. Лучшие мы записали на доске и в тетрадях. Такую же работу провели со словами «компания» и «кампания». А на другом уроке я дала уче нику карточку с заданием, вставить в эти слова пропущен ные гласные, определив значе ние из контекста. Вот эти пред ложения: «Уборочная кампа ния проведена вовремя и без потерь». «Кампания лыжни ков возвращалась из далекого похода». Так же мы поступи ли со словами «галерея» (я давала лишь 2 значения это го слова), «исполинский», «роскошный» и др. Для закрепления значения новых слов я иногда провожу творческие диктанты, в кото рых ученики должны сами до писать название описанных предметов или явлений. Изряд но поработав над освоением словаря по теме «Школа», я предложила шестиклассникам такую работу. До уроков на доске было записано: «Стек лянный ящик для содержания водных животных и растений». — ...Передняя в общественном здании— ...Перерывы в учеб ных занятиях— ..Собрание ка ких-либо однородных предме тов— ...Узкий проход между комнатами— ...»Ученики долж ны были сами дописать нуж ные слова (в данном случае: аквариум, вестибюль, кани ку лы, коллекция, коридор). В сильном классе при проведении такого диктанта можно обой тись без записей на доске, устно разобрав трудные орфо граммы. Для обогащения мысли уча щихся, расширения их общего кругозора часто для грамма тического разбора я беру пред ложения из газет. При изуче нии сложных и сложносокра щенных слов в 5-м классе мы писали такие предложения: «Вертолет— большая трудолю бива^ винтокрылая стрекоза. Он сделан человеком из алю миния и стали. «МИ-6»— но вый советский турбореактив ный вертолет» («Пионерская правда»). На другом уроке взя ли примеры из «Ленинской правды»: «18 ноября состоя лась ХИрайпартконференция. В этот же день был первый организационный пленум РК КПСС». Немало писали мы о 2-й космической ракете, атомном ледоколе «В. И. Ленин», по ездке Н.. С. Хрущева в Аме рику. В начале учебного года вспоминали летний фестиваль в Вене. В 5-м классе мы записали: «УП фестиваль». «В этом году в Вене проходил фестиваль. А что такое фестиваль? Это куль турные празднества, смотр ис кусств. Во все концы земного шара разъехались молодые посланцы мира. Счастливого пути, друзья!» Здесь, ка к ви дите, и различные по интона ции предложения, и -слова с трудными орфограммами, и но вые слова. Слова «фестиваль» и «искусство» были выписаны в ученические словарики. 6-му классу предложения на эту же тему были сложнее. Там мы вспомнили о шести пред шествующих фестивалях в Праге, Берлине, Будапеште, Бухаресте, Варшаве и Москве. 6. В работу вовлекается весь класс Очень интересная работа по развитию мысли и речи уча щихся проходит при составле нии плана литературных про изведений, подготовке к изло жениям и сочинениям. Тут ма в раооту вовлекается почти весь класс. Ученики предла гают варианты заголовков, каждый из них обсуждается, утверждается или отводится классом, а иногда учителем,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz