Ленинская правда. 1959 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1959 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 с т р . Л Е Н И Н С К А Я Д Р А В Д А 7 ию н я 1 9 5 9 г . , № 6 7 __________ Страничка воинствующею безбожника ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ О РЕЛИГИИ И ЦЕРНВИ * * ★ ★ ★ Отец Калист, его „праведная" дочь Вера и другие... С бол ьш им и н те р е сом 8 1 а п р е л я я п р о ч и т а л с т а т ь ю в р а й о н н о й га з е т е о том , к а к п о р в а л и с р е л и ­ г и е й и б о гом б у р д и н с ки е к о л х о з н и к и I I. У л ы п и н и М . Б о л го в . В н е й они р а зо б ­ л а ч а л и м а х и н а ц и и ц е р ко в ­ н о с л у ж и т е л е й Б у р д и н с к о й ц е р к в и о тц а П а в л а и е го п о ­ м ощ н и ко в И . В . Б о л го в а и М . С ав ви н ой . Х о ч у р а с с к а з а т ь о не м е­ нее и н те р е сн о м с л у ч а е , п р о ­ и сш е дш ем в н аш е й П о кр о в ­ с к о й ц е р к в и , к о т о р ы й еще р а з п о д т в е р ж д а е т , ч то с в я ­ щ е н н и к и — с а м и не верят в б о га , за я д л ы е с п е к у ­ л я н т ы , б а р ы ш н и ки и х а п у ­ г и . В н а ч а л е в е с н ы э т о го г о ­ да с в я щ е н н и к К а л и с т по с т а р о с т и и б о л е зн и не с т а л с п р а в л я т ь с я с р е л и ги о з н о й с л у ж б о й . Но п о с к о л ь к о в е ­ р у ю щ и х во в с я к и е «чуд е са» еще м н о го и о ни п р и н о с я т со л и д ны е п о д а я н и я , о тец К а л и с т д о л го не брал се ­ бе п о м о щ н и ка , б о ясь у п у ­ с т и т ь хо р ош и е д о ходы . Но вот п о д ош л а « п а с х а » , н а ч а л о с ь больш ое п а л о м н и ­ чество в е р ую щ и х . В и д я , что ем у не с п р а в и т ь с я со с л у ж ­ бой, К а л и с т п о тр е б ов ал п о м о щ н и ка . В о р о н е ж с к и й м и тр о п о л и т Иосиф п р и с л а л н а п ом ощ ь н а ш е м у о тц у К а л и с т у о тц а И в а н а . С у с е р ­ дием п р и н я л с я о те ц И в а н з а б о го с л у ж е н и е , д о хо д ы р а д о в а л и е го . Он н а ч а л у ж е с тр о и ть к о е -к а к и е п л а н ы н а э ти д о хо д ы от п р а в о с л а в ­ н ы х . П роводив п е р вы й день « п а с х и » , К а л и с т и И в а н с т а л и д е л и ть п р и н о ш е н и я п а с т в ы и п о с с о р и л и с ь , ос­ ко р б л я я и о б зы в а я д р у г д р у га н е ц е н зу р н ы м и с л о в а ­ м и . Р а с п с и х о в а в ш и с ь , отец И в а н бросил н а п о л р и з у , с х в а т и л св о й ч ем о д а н и у е х а л в В о р о н е ж . Т о гд а о те ц К а л и с т п о с ы л а е т свою д о чь В е р у в Е л е ц , и та п р и ­ в о з и т о т т у д а н а л е гк о в о й м аш и н е о тц а Т и х о н а . О тец Т и х о н , не з а к о н ч и в обед ню , с п р я т а л в а л та р ь т а р е л к у с д е н ь га м и , п о д а н ­ ны м и в е р ую щ им и , и с т а л п р о д о л ж а т ь с л у ж б у . А в это врем я и з сво ей ке л ь и вы ш е л о те ц К а л и с т и з а б ­ р а л все п р и н о ш е н и я в свой к а р м а н , н е о с та в и в н и ч е го о тц у Т и х о н у . Н а вто р о й д е н ь отец Т и ­ х о н снова собрал д е н ь ги , но п е р е д а л и х н а х р а н е н и е к т и т о р у В ороновой П е л а ге и Т и х о н о в н е , а сам с т а л п р о ­ д о л ж а т ь с л у ж б у . В но вь вы ­ ш ел отец К а л и с т и з своей ко м н а т ы , ко т о р а я н а х о д и т ­ с я в с ам о й ц е р к в и , и за б ­ р а л у к т и т о р а П . Т . Воро­ н о в о й все д е н ь ги , о с та в и в то л ь ко 6 р уб л е й . П осле т а ­ к о г о с л у ч а я о те ц Т и х о н не в ы д е р ж а л и о б р а ти л с я с ам в он а к в е р ую щ им : — Г р а ж д а н е п р а в о с л а в ­ ны е , я н а э т о го «сол и те ра » с л у ж и т ь н е б у д у , он. о гр а ­ бил м е н я— за два д н я с л у ж ­ бы о с та в и л м не т о л ь к о 6 р уб л е й . И не о ко н ч и в обед ню , бро­ с и в р и з у , в з я л ч е м о д а н ч и к и т а к ж е , к а к о те ц И в а н , у б ­ р а л с я во с в о я с и . П р а в о сл а в ны е о с та л и с ь в н е д о ум е н и и . Т у т н а с ц е н у п о я в и л а с ь дочь о т ц а К а л и с - та Вера. Она в з я л а п а л к у и с т а л а в ы го н я т ь в е р ую щ и х и з ц е р к в и , з а я в и в : « Б а тю ш ­ к и н е т , с л у ж и т ь н е к о м у , и вам т у т н е ч е го д е л а ть » . В с ко р е п о сл е э т о го о тец К а л и с т совсем з а н е м о г и с дочерью у е х а л в св о й дом в Л и в н ы . Но о те ц К а л и с т про с о к ­ р о в ищ а ц е р кв и не за б ы л . Д в а ж д ы п р и с ы л а л он дочь В е р у н а л е гк о в о й а в то м а ­ ш и н е . Она ч то -то у в о з и л а и з ц е р кв и , но вид им о в с е го не с ум е л а за б р а ть за два р е й са . П р и е з ж а е т о н а в тр е ти й р а з н а л е гк о в о й а в то м а ш и ­ н е . В е рую щ и е ж е н щ и н ы в и ­ д я т , ч то п о п о в с к а я д о ч ка н а ч и н а е т гр а б и т ь ц е р ко в ь, р ядом с ц е р ко в н ы м за м ко м п о в е си л и сво й . Д о чь п о п а о б р а ти л а сь к ж е н щ и н а м , ч то бы те с н я л и сво й з а м о к, за я в и в , ч то о те ц К а л и с т за бы л в ц е р к в и сво и зу б ы , ч а сы , и т у л у п , и п р о си л п р и ­ в е з т и и х . Ж е н щ и н ы н а ­ см еш ливо о тв е ти л и : «О чень у ж в е л и к и з у б ы у тв о е го п а ­ п а ш и , ч то ты не см о гл а и х у в е з т и н а д в у х м а ш и н а х , а п р иш л о с ь п р и е х а т ь в тр е ти й р а з . П у с т ь б а т я о т ­ ч и т а е т с я за то, ч то у ж е на д в у х м а ш и н а х з а б р а л и » . Т а к и у е х а л а н а э то т р а з п о п о в н а н и с чем . Д ь я ч о к К о п а е в В л а д им и р в и д я , ч то п о п ы все р а зб е ­ ж а л и с ь , т о ж е уш е л домой в Д уб о в е ц . Т е п е р ь п о сл е в с е го э т о го я о ко н ч а те л ь н о уб е д и л с я , что н и к а к и х « в с е в ы ш н и х богов» _нет, а ц е р ко в ь с у ­ щ е с тв у е т д л я то го ,ч то б ы обо­ г а щ а т ь с я за с ч е т в е р ую щ и х . Не с л у ч а й н о ж е отец К а ­ л и с т им еет четы ре д о м а— и в Д и в н а х , и в Х а б а р о в ске , и в В о р о н еж е . В о т, о к а з ы в а е т с я , к о м у п о м о га е т ц е р ко в ь и н е с у ­ щ е с тв ую щ и й б о г. И. М. Воронов, кузнец колхоза им. Жданова. Что побудило меня порвать с богом и религией К а к „братец" Гриша „н аш ел " в школа угольник 1 / а к - т о о ко л о дома Т ю н и - н а Г . Г . со б р а л о сь м н о го лю д е й . Они п р и ш л и п о см о т­ р е ть х о з я и н а в д е н ь п е р е ­ м ены им в е р о и сп о в е д а н и я . И з п о д топ о р а л е те л и ос­ к о л к и с т е к л а и щ е п о к. Х о ­ з я и н усе р д н о у н и ч т о ж а л и к о н ы « б ож ь е й м а те р и » , « Н и к о л а я у го д н и к а » и в с е х « с в я ты х » . М а л ы ш и вы б и р а ­ л и ф о л ь гу н а и г р у ш к и , а щ е п к и — н а дрова. П осле р а с ­ п р а в ы с и ко н а м и Т ю н и н з а я в и л п р и с у т с т в у ю щ и м : — И к о н ы — это о бм ан д л я н а р о д а . М о гу т п о д у м а т ь , что Т ю ­ н и н п о рва л с богом и р е л и ги ­ ей. Н е т, он т о л ь к о п е реш е л в н о в ую в е р у. В с т у п и л в с е к ­ т у « е в а н ге л ь с к и х х р и с ти а н » (б а п ти с т о в ). П е ре й д я в б а п т и с т ы , «брат» Т ю н и н Г р и го р и й в е ­ д е т те п е р ь а ги т а ц и ю по в о с кр е с н ы м д н я м среди п р а в о с л а в н ы х о « п р е и м у­ щ е ств е и п р а в и л ь н о с ти » у ч е н и я б а п т и с т с к о й с е кт ы . М ал о, но н е ко то р ы е о т ­ с та л ы е лю д и все ж е п о п а ­ д аю т в с е ти , р а с с та в л е н н ы е « б р а тц а м и » . О ни п о л а га ю т , что б а п т и с т ы — самы е н а б о ж ­ ны е и ч е стны е л ю д и— это « с л у ги б о ж ь и » н а зем ле, н и в чем н е п о гр еш им ы е . А вот о н и к а к и е н а с а ­ мом деле. П р ош л ой ве сн ой Т ю н и н заш е л в ш к о л ь н у ю м а с т е р с к у ю , о гл я д е л и н ­ с т р у м е н т , л е ж а щ и й н а вер­ с т а к а х , и « стя б ри л » у г о л ь ­ н и к . Т ю н и н со б р а л ся у ж е у х о ­ д и т ь , но мы сд е л а л и ви д , ч то ищ ем у г о л ь н и к . Т ю н и н т о ж е с т а л и с к а т ь в с т р у ж ­ к а х (а он у н е го в к а р м а ­ н е ). Не н а й д я п р ибор, мы с п р о с и л и Т ю н и н а : «А не п о ­ л о ж и л л и ты , Г р и го р и й , по о ш и б ке в ка р м а н ? » — Ч то вы , ч то в ы ... кр е с т с в я т о й , я м е л ки м и к р а ж а ­ м и н е з а н и м а ю с ь ,— о тв е ча л «братец» и у ж е н а п р а в и л ­ с я к в ы х о д у и з м а с те р с ко й . — Г р и го р и й Г р и го р ь е в и ч , вед ь вон у г о л ь н и к в и д н е е т­ с я и з тв о е го к а р м а н а ,— И мы и з ъ я л и у к р а д е н н у ю вещ ь. С ты д но ста л о «б ра тц у» Г р и ш е , и он о пром етью в ы ­ б е ж а л и з м а с т е р с ко й . Вот о н и к а к и е «че стны е» и «спра ве д л и вы е » э ти б р а тцы во Х р и сте . Т а к мы р а зо б л а ч и л и д е я ­ н и я «бра тц а » Г р и го р и я . Н. Вдовин, учитель Тербунской средней школы № 1. М не пере ва л и л о на с е д ьм о й д е с я т о к . С р а н н е го д е т с тв а я п о сещ а л ц е р ко в ь и , п р и з н а т ь с я , ве ­ р и л , ч то е с ть б о г. К а к с к о т ж и л и мы , да и м ои о д н о се л ьча н е . Семьи б ы л и б о л ьш и е , а и з б е н к и — м а л е н ь ки е ,кр ы ты е гн и л о й со л ом о й . В т а к и х те с н ы х п о м е щ е н и я х , н а п о л н е н н ы х т я ж е л ы м и и с п а р е н и я м и к и с ­ л о го т е с т а , о в чи н и д е т­ с к и х п е л е н о к, ю ти л и с ь мы в то врем я. Не в и д е л я вы х о д а и з т я ж е л о го п о л о ж е н и я и ре­ ш и л п о к и н у т ь деревню , у е ­ х а т ь н а ш а х т ы . Н о и там ж и з н ь бы ла н е л у ч ш е . Р а ­ б о та л и мы м н о го , а п о л у ­ ч а л и очень м ало. М н о ги е р аб очие, не н а х о ­ д я вы хо д а и з б е д ств е н н о го п о л о ж е н и я , ш л и и брал и в м а га з и н е х о з я и н а ш а х т ы в д о л г в о д к у и то п и л и д у ­ ш е в н ую т о с к у в н е й . Но это не п о м о га л о , а то л ь ко п р и ту п л я л о со зн а н и е . Н е к о ­ торы е н а х о д и л и у теш е н и е в р е л и ги и , п о с ещ а л и ц е р ко в ь и т. д. Бы ло это и л и чн о со м ной. Но вот п р и ш л а револю ­ ц и я , к о т о р а я освободила р а б о ч и х и кр е с т ь я н от н и ­ щ е ты и ка б а л ы , но к а п и т а ­ л и с т ы , п о м е щ и ки и вм есте с н и м и п р о п о в е д н и ки б о га не х о те л и о тд а т ь в л а с т ь рабочим и к р е с т ь я н а м . З а ­ щ ищ а ть з а в о е в а н и я О ктя б р ь ­ с к о й рево лю ц и и п ош е л и я , д в а д ц а ти л е тн и й ю нош а . В с п о м и н а я сво и д е т с ки е и ю н ош е с ки е го д ы , с т а н о ­ в и т с я до боли о б и д н о за сво и н е с к о л ь к о бесцельно п р о ж и т ы х л е т. Но теп е р ь, х о т я у ж е в п р е к л о н н ы х г о ­ д а х , я с т а л н а п р а в и л ь ­ н у ю д о р о гу ж и з н и . Ч ем у то л ь ко не у ч и л и дом а, в ш ко л е и в ц е р кв и . В е зд е н ам в д а л б л и в а л и : е сл и ч е р н а я к о ш к а и л и з а ­ я ц п е р е б е ж и т д о р о гу— бы ть н е у д а ч е , р а зб и л о сь зе р ка л о — к п о к о й н и к у , з а в ы л а со­ б а к а — к н е с ч а с ть ю , у м ы ­ в а е тс я к о ш к а — б у д у т го с т и , р а с с ы п а л а с ь со л ь — к с с о ­ ре, у р о ж а й гр и б о в— к в о й ­ н е , п о н е д е л ь н и к— т я ж е л ы й день, а цифра 1 3 — п р е д ­ в е с тн и ц а н е с ч а с ть я . Вред э т и х суе в е р и й соверш е н н о очевиден. Я п р е к р а с н о это п о н я л еще н а х о д я с ь н а с л у ж б е в 1 9 1 8 го д у . Ведь е сл и сл е д о в а ть э ти м с у е в е ­ р и я м , то м о ж н о п о д у м а ть , б у д то п е х о т и н ц а м в п о н е ­ д е л ь н и к и 1 3 -го ч и с л а о п а сн о со в е рш а ть м а рш и , л е т ч и к а м — п о д н и м а ть с я в в о з д у х и . м о р я ка м — о тп р а в ­ л я т ь с я в д а л ь н и е п о х о д ы . М е ж д у тем , мои л и ч ны е н а б ­ л ю д е н и я и сам а д е й с тв и - ►тельность о п р о в е р гаю т э ти л ж и в ы е д омы слы . К о м у не и зв е с тн о , ч то С о в е тс ка я А р ­ м и я , А в и а ц и я и Ф л о т гр о ­ м и л и в р а го в в п о н е д е л ь н и ­ к и и т р и н а д ц а ты е чи сл а т а к ж е , к а к и во все ос­ та л ь н ы е д н и . Чем больш е я ж и л , тем больш е у б е ж д а л с я , что ре­ л и г и я — это обм ан, сред ство н а ж и в ы д л я ее п р о п о в е д н и ­ ко в . Сами они т о ж е хорош о об этом з н а ю т и в е д у т бо­ ж е с т в е н н ы е п р о п о ве д и т о л ь ко р а д и д е н е г. С в ящ е н н и к А л е к с а н д р , к о т о р ы й был н а с то я те л е м ц е р кв и в с. Б ур д и н о до с в я щ е н н и ка П а в л а , очень ч а с то в с в о и х п р о п о в е д я х го в о р и л : «Не у п и в а й т е с ь ви н ом , в нем е с ть б л уд » . А сам не м о г н а ч а ть с л у ж б у , ч то бы не в ы п и ть . Е го м о ж н о было ви д е ть п ь я н ы м , особенно п о сл е к р е с т и н и л и п о м и н о к. Он 1 не соблю дал п о с ты , д а ж е в с т р о ги е п р е д п а с х а л ь н ы е д н и у н е го за стол ом в с е г- | да было м асл о, м ясо и ви н о . — К а к ж е т а к , б а тю ш ка , вы к у ш а е т е м я со , разве м ож н о ? — Б о г п р о с т и т ,— о твечал он и в ы п и в а л еще с т а к а н - | ч и к . М е н я м о гу т с п р о с и ть : н а х о д и л л и я ч то -н и б у д ь проти во ре чи вое в р е л и ги и I р а н ьш е ? О твет м ой о д и н : д а , н а х о д и л . Но в то врем я я не м о г еще р а зо б р а ть с я во все й э той б о ж е с тв е н н о й п у ­ та н и ц е . Я , н а п р и м е р , п р е кр а с н о пом ню о д н у за п о в е д ь Х р и - ■ с т а : « ....е с л и х о ч е ш ь бы ть соверш енным , п о й д и п р од а й им ение твое и р а з д а й н и ­ щ и м ....» Но в ж и з н и ей не о чень-то с л е д ую т. Я не с л ы ш а л , что бы кт о -н и б у д ь и з п р о п о в е д н и ко в р е л и ги и п о с т у п и л с о гл а с н о э то й з а ­ п о вед и . О ни делаю т- н а ­ о б о р о т: с в е р ую щ и х б е рут, а себе дома с т р о я т , п о к у ­ п а ю т д о ро ги е вещ и и т. д. Я п р о ч и та л в га з е т е « Л е н и н с к а я п р а в д а » с т а т ь и т т . У л ы н и н а И. Д ., Б о л го ­ ва и Б е л о ко л о д с ки х П . В. и з Б у р д и н с к о го с е л ь с к о го Совета о том , ч то о н и п о ­ ры ваю т с богом и р е л и ги е й . М не х о ч е т с я с к а з а т ь им через н а ш у г а з е т у : «П ра ­ ви л ьн о п о с т у п и л и , то в а р и ­ щ и . Я в а с п о д д е р ж и в а ю и в евою очередь о тр е каю с ь и не верю н и в к а к и х бо­ г о в и ч е р те й .» Я. И. Полев, колхозник колхоза имени Сталина, Казинского сельско­ го Совета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz