Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
28 февраля 1958 г., № 24 Л е н и н с к а я п р а в д а З АОЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 7 . В н е к л а с с н а я р а б о т а по ф и з и к е В деле политехнического обучения школьников и подготовки их к будущей прак тической деятельности большое значение имеет хорошо орга низованная внеклассная рабо та, во время которой учащие ся расширяют и углубляют свои знания, приобретают практические навыки п умение. Новые задачи, поставленные IX съездом КПСС, требуют перестройки внеклассной рабо ты по физике. Внеклассная работа по фи зике должна углублять связь теории (науки физики) с прак тикой, расширять и углублять знания по физике, развивать конструкторские способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы. Внек лассная работа не должна пускаться на самотек, она должна проводиться совмест но с учащимися, но под ру ководством учителя. Форм внеклассной работы по физи ке много, перечислять их нет смысла. На страницах газеты я поделюсь своими методами и формами проведения внеклас сной работы по физике. При организации внеклас сной работы я добиваюсь то го, чтобы она базировалась на программном материале по физике и в то же время все шире и шире охватывала круг технических вопросов, чтобы она организовывалась на доб ровольных началах и удовлет воряла следующим требовани ям: а). Необходимо, чтобы она по содержанию была тесно связана с курсом физики, рас ширяла и углубляла знания,] полученные на уроке. б) Формы внеклассной р а -| боты должны выбираться в; соответствии с возрастными особенностями учащихся. в) . Внеклассные мероприя тия должны обеспечить широ кие возможности для само стоятельной работы учащихся, способствовать развитию творческих способностей и изобретательности, конструк торских навыков учащихся. г) . Важно, чтобы эта рабо та имела общественно-полез ную направленность. д) . Нельзя допускать того, чтобы работа носила исклю чительно утилитарный харак тер, т. е. чтобы учащиеся из готовляли приборы только с целью пополнения физическо го кабинета необходимыми по собиями и не связывали свою деятельность с широкими об разовательными и воспитатель ными задачами. В результате проведения занятий учащиеся должны на учиться: 1. Пользоваться измеритель ными инструментами: микро метром, штангенциркулем, нут ромером и т. д. 2. Пользоваться разметоч ным инструментом: угольни ком, циркулем, линейкой и т . д. 3. Научиться подготавли вать слесарный и столярный инструмент к работе. 4. Научиться способам об работки дерева и металла. 5. Проводить электромонтаж ные работы и паять. Я использую при проведе нии занятий три основные фор мы внеклассной работы: ] 1. Физико-технические круж- | ки. 2. Изготовление физических ; приборов и практических мо делей. 3. Проведение физико-тех нических вечеров с беседой- лекцией учителя. С начала учебного года мною организовано два круж ка: физико-технический и ки- номеханический. Кружки со стояли из учащихся 8—10 классов, но больше было уча щихся 10 классов. В кружках занимаются девочки и ребята, но большую склонность к тех нике имеют ребята. Целью физико-технического кружка является изготовление фи зических приборов для физи ческого кабинета, ремонт ста рых и изготовление более сложных конструкций (для старшеклассников) для школь ной и районной выставки. Учащиеся в кружке работа ют парами, каждая пара из готовляет выбранный по же ланию прибор. Перед тем как приступить к изготовлению прибора, уча щиеся сдают мне начерченный эскиз прибора и поясняют его действие, после чего им вы дается материал и инстру мент. Учащиеся могут выбирать любое время в течение неде ли для изготовления прибора. На заседании физико-техни ческого кружка учащиеся де монстрируют изготовленные приборы, высказывают свои предложения по конструкции и сдают изготовленный прибор в «производство». За хорошую работу в технических кружках учащиеся нашей школы Жин- кин Леонид, Чвилев Леонид награждены похвальными гра мотами обвюма ВЛКСМ. Сей час они с новой энергией ра ботают над своими приборами, чтобы на следующей выставке технического творчества занять одно пз первых мест. На рай онную выставку технического творчества будут выставлены более сложные конструкции: электронный осциллограф, пе реносный батарейный прием ник 1—У—1, фотореле, уси литель низкой частоты и др. Трудности большие при рабо те в том, что не хватает дета лей и материалов, электронных ламп. Целью работы киноме- ханического кружка является подготовка кинодемонстрато ров узкопленочного кино для школы. Учащиеся старших классов подготовлены у нас для этого. В кружке занимается 22 человека. Хорошо посеща ют занятия и девочки Резво- ва В., Ярыгина Л., Ляхова и другие. Любовь к технике нужно развивать в процессе препо давания физики. Учителям нужно чутко подходить к каж дому ученику, выявлять его склонности, поддерживать стремление каждого ученика. Быть может мы воспитываем будущего Жуковского или Ци олковского. А сделать учени ков такими—наша задача. В. Беляев, учитель физики Борковской средней Школы. 8. Постоянно повышать интерес учащихся на уроках математики В се учащиеся еще с ранне го возраста проявляют большой интерес к технике. Заметив его, учитель должен направить познавательный ин терес но правильному пути. Надо убедить ученика на кон кретных примерах в том, что теория освещает путь к прак тике и делает практику до ступной ученику. Самым хорошим средством для повышения интереса учащихся к математике являются зада чи из окружающей жизни. Чтобы иметь такие задачи и повышать ими интерес уча щихся к математике, надо составлять их на основе материала, уже известного детям, или даже вместе с ними. Для составления таких з а дач учитель должен брать числовые данные из газет, ко торые показывают невиданные в истории трудовые подвиги советского народа, громадные достижения в нашем социа листическом строительстве. На примерах таких задач можно показать учащимся нреимущество советского го сударственного строя и пла нового хозяйства перед капи талистическим строем. Такие задачи вызывают гордость учеников за свою великую Ро дину. Таких задач наши с та бильные учебники не имеют, потому что они рассчитаны на несколько лет. Когда решаешь такие задачи, то учащиеся с большим интересом относятся к ним и бывают горды за то, что они умеют применять ма тематику в своей повседнев ной жизни. В наших условия^ жизни на до составлять'такие задачи пз области колхозного пли сов хозного хозяйства. Это уче никам очень нравится, пото му что они видят своими гл а зами, где трудятся их отцы и матери и где большинство из них собираются работать. Со ставляя такие задачи, надо всегда не забывать основные положения: Числовой материал для задач надо брать из тех областей народного хозяйства, которые хорошо доступны по ниманию учеников. Текст з а дачи должен быть кратким и ясно выражающим суть зад а чи. Надо брать такие цифро вые данные для задач, кото рые действительно носили бы воспитывающий характер для учащихся. Я приведу примеры несколь ких таких задач, -составлен ных в нашей школе, которые решались с учениками на уро ках арифметики при прохож дении соответствующей темы. В 1956 году колхоз имени Жданова сдал государству около 14000 центнеров свеклы, что составляет 7,16 проц, уро жая свеклы 1957 года. Сколь ко центнеров свеклы сдано государству в 1957 году? В 1956 году доход колхоза им. Жданова был 829000 руб лей, а в 1957 году составил 1300000 рублей. На сколько процентов повысился доход колхоза в 1957 году? Примеров таких задач мож но указать очень много, беря местный материал из различ ных областей хозяйства. Учи теля математики семидетней школы могут найти очень мно го примеров в преиодавании математики, которые бы ‘соз дали интерес к предмету у учащихся. Например, закрепляя прой денный материал по геомет рии, можно задавать учащим ся очень много разных вопро сов. Целесообразнее всего про водить закрепление на спе циально подобранных задачах. Приведу ряд таких задач: 1). Определить вид четырех угольника, который получится от последовательного соедине ния середин Сторон любого четырехугольника. Здесь же можно спросить учеников, когда в таком слу чае четырехугольник, вписан ный но указанному способу, будет прямоугольником? ром бом? квадратом? 2). Достаточно ли равенства диагоналей в четырехуголь нике, чтобы он .был прямо угольником? Этот вопрос з а ставляет подумать учеников о том, каким дополнительным условием должны удовлетво рять диагонали четырехуголь ника, чтобы он стал прямо угольником. Большой инте рес у учащихся вызывает уст ный счет. С большим внима нием ребята узнают ряд ра циональных приемов умноже ния. Например, как умножить число на 5, 25, 50, 11 и дру гие. Ведь любое число легко ум ножить на 11. Для этого до статочно написать цифру еди ниц, приписать к ней слева сумму цифры единиц и десят ков, затем—десятков и сотен и закончить свою запись з а писью единицы высшего раз ряда. Пример: 2753 X 11=30283 . Мною перечисленные примеры, побуждающие интерес учени ка к математике, не все, их можно привести очень много Все эти примеры вызывают интерес ученика к математике и заставляют любить ее. О. Енина, учитель математики Покровской семилетней школы. П о С С С Р Х а к а с с к а я а в т о н о м н а я о б л а с т ь . Год назад из Винницкой облас ти приехала в колхоз комсомол ка Валентина Жабко. Сейчас она работает свинаркой. Старательная девушка с первых же дней горячо взялась за дело и сейчас считается одной из луч ших свинарок артели. На снимке: передовые свинарки колхоза имени Кирова комсомол ка Валентина Жабко Дсправа) и Люба Темных. Л ь в о в . Людмила Орловская— солистка балета Львовского госу дарственного театра оперы и ба лета имени Ивана Франко являет ся активной комсомолкой. Город ская комсомольская организация оказала ей высокое доверие, из брав делегатом на XIII съезд ВЛКСМ. На снимке:Людмила Орловская дома помогает заниматься ; музы кой своей племяннице Тане. Х а р ь к о в с к а я о б л а с т ь . В колхо зе имени Кирова Харьковского р а й о н а п т и ц е в о - ды в 1957 году получили по 174 яйца от каждой несушки. В 1958 году они обязались получить от каждой несушки не менее 180 яиц. Александра Збукер избрана делегатом на XIII съезд ВЛКСМ. На снимке: передовая птичница колхоза имени Кирова Александ ра Збукер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz