Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

28 февраля 1958 г., № 24 Л е н и н с к а я п р а в д а З АОЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 7 . В н е к л а с с н а я р а б о т а по ф и з и к е В деле политехнического обучения школьников и подготовки их к будущей прак­ тической деятельности большое значение имеет хорошо орга­ низованная внеклассная рабо­ та, во время которой учащие­ ся расширяют и углубляют свои знания, приобретают практические навыки п умение. Новые задачи, поставленные IX съездом КПСС, требуют перестройки внеклассной рабо­ ты по физике. Внеклассная работа по фи­ зике должна углублять связь теории (науки физики) с прак­ тикой, расширять и углублять знания по физике, развивать конструкторские способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы. Внек­ лассная работа не должна пускаться на самотек, она должна проводиться совмест­ но с учащимися, но под ру­ ководством учителя. Форм внеклассной работы по физи­ ке много, перечислять их нет смысла. На страницах газеты я поделюсь своими методами и формами проведения внеклас­ сной работы по физике. При организации внеклас­ сной работы я добиваюсь то­ го, чтобы она базировалась на программном материале по физике и в то же время все шире и шире охватывала круг технических вопросов, чтобы она организовывалась на доб­ ровольных началах и удовлет­ воряла следующим требовани­ ям: а). Необходимо, чтобы она по содержанию была тесно связана с курсом физики, рас­ ширяла и углубляла знания,] полученные на уроке. б) Формы внеклассной р а -| боты должны выбираться в; соответствии с возрастными особенностями учащихся. в) . Внеклассные мероприя­ тия должны обеспечить широ­ кие возможности для само­ стоятельной работы учащихся, способствовать развитию творческих способностей и изобретательности, конструк­ торских навыков учащихся. г) . Важно, чтобы эта рабо­ та имела общественно-полез­ ную направленность. д) . Нельзя допускать того, чтобы работа носила исклю­ чительно утилитарный харак­ тер, т. е. чтобы учащиеся из­ готовляли приборы только с целью пополнения физическо­ го кабинета необходимыми по­ собиями и не связывали свою деятельность с широкими об­ разовательными и воспитатель­ ными задачами. В результате проведения занятий учащиеся должны на­ учиться: 1. Пользоваться измеритель­ ными инструментами: микро­ метром, штангенциркулем, нут­ ромером и т. д. 2. Пользоваться разметоч­ ным инструментом: угольни­ ком, циркулем, линейкой и т . д. 3. Научиться подготавли­ вать слесарный и столярный инструмент к работе. 4. Научиться способам об­ работки дерева и металла. 5. Проводить электромонтаж­ ные работы и паять. Я использую при проведе­ нии занятий три основные фор­ мы внеклассной работы: ] 1. Физико-технические круж- | ки. 2. Изготовление физических ; приборов и практических мо­ делей. 3. Проведение физико-тех­ нических вечеров с беседой- лекцией учителя. С начала учебного года мною организовано два круж­ ка: физико-технический и ки- номеханический. Кружки со­ стояли из учащихся 8—10 классов, но больше было уча­ щихся 10 классов. В кружках занимаются девочки и ребята, но большую склонность к тех­ нике имеют ребята. Целью физико-технического кружка является изготовление фи­ зических приборов для физи­ ческого кабинета, ремонт ста­ рых и изготовление более сложных конструкций (для старшеклассников) для школь­ ной и районной выставки. Учащиеся в кружке работа­ ют парами, каждая пара из­ готовляет выбранный по же­ ланию прибор. Перед тем как приступить к изготовлению прибора, уча­ щиеся сдают мне начерченный эскиз прибора и поясняют его действие, после чего им вы­ дается материал и инстру­ мент. Учащиеся могут выбирать любое время в течение неде­ ли для изготовления прибора. На заседании физико-техни­ ческого кружка учащиеся де­ монстрируют изготовленные приборы, высказывают свои предложения по конструкции и сдают изготовленный прибор в «производство». За хорошую работу в технических кружках учащиеся нашей школы Жин- кин Леонид, Чвилев Леонид награждены похвальными гра­ мотами обвюма ВЛКСМ. Сей­ час они с новой энергией ра­ ботают над своими приборами, чтобы на следующей выставке технического творчества занять одно пз первых мест. На рай­ онную выставку технического творчества будут выставлены более сложные конструкции: электронный осциллограф, пе­ реносный батарейный прием­ ник 1—У—1, фотореле, уси­ литель низкой частоты и др. Трудности большие при рабо­ те в том, что не хватает дета­ лей и материалов, электронных ламп. Целью работы киноме- ханического кружка является подготовка кинодемонстрато­ ров узкопленочного кино для школы. Учащиеся старших классов подготовлены у нас для этого. В кружке занимается 22 человека. Хорошо посеща­ ют занятия и девочки Резво- ва В., Ярыгина Л., Ляхова и другие. Любовь к технике нужно развивать в процессе препо­ давания физики. Учителям нужно чутко подходить к каж ­ дому ученику, выявлять его склонности, поддерживать стремление каждого ученика. Быть может мы воспитываем будущего Жуковского или Ци­ олковского. А сделать учени­ ков такими—наша задача. В. Беляев, учитель физики Борковской средней Школы. 8. Постоянно повышать интерес учащихся на уроках математики В се учащиеся еще с ранне­ го возраста проявляют большой интерес к технике. Заметив его, учитель должен направить познавательный ин­ терес но правильному пути. Надо убедить ученика на кон­ кретных примерах в том, что теория освещает путь к прак­ тике и делает практику до­ ступной ученику. Самым хорошим средством для повышения интереса учащихся к математике являются зада­ чи из окружающей жизни. Чтобы иметь такие задачи и повышать ими интерес уча­ щихся к математике, надо составлять их на основе материала, уже известного детям, или даже вместе с ними. Для составления таких з а ­ дач учитель должен брать числовые данные из газет, ко­ торые показывают невиданные в истории трудовые подвиги советского народа, громадные достижения в нашем социа­ листическом строительстве. На примерах таких задач можно показать учащимся нреимущество советского го­ сударственного строя и пла­ нового хозяйства перед капи­ талистическим строем. Такие задачи вызывают гордость учеников за свою великую Ро­ дину. Таких задач наши с та ­ бильные учебники не имеют, потому что они рассчитаны на несколько лет. Когда решаешь такие задачи, то учащиеся с большим интересом относятся к ним и бывают горды за то, что они умеют применять ма­ тематику в своей повседнев­ ной жизни. В наших условия^ жизни на­ до составлять'такие задачи пз области колхозного пли сов­ хозного хозяйства. Это уче­ никам очень нравится, пото­ му что они видят своими гл а ­ зами, где трудятся их отцы и матери и где большинство из них собираются работать. Со­ ставляя такие задачи, надо всегда не забывать основные положения: Числовой материал для задач надо брать из тех областей народного хозяйства, которые хорошо доступны по­ ниманию учеников. Текст з а ­ дачи должен быть кратким и ясно выражающим суть зад а ­ чи. Надо брать такие цифро вые данные для задач, кото­ рые действительно носили бы воспитывающий характер для учащихся. Я приведу примеры несколь­ ких таких задач, -составлен­ ных в нашей школе, которые решались с учениками на уро­ ках арифметики при прохож­ дении соответствующей темы. В 1956 году колхоз имени Жданова сдал государству около 14000 центнеров свеклы, что составляет 7,16 проц, уро­ жая свеклы 1957 года. Сколь­ ко центнеров свеклы сдано государству в 1957 году? В 1956 году доход колхоза им. Жданова был 829000 руб­ лей, а в 1957 году составил 1300000 рублей. На сколько процентов повысился доход колхоза в 1957 году? Примеров таких задач мож­ но указать очень много, беря местный материал из различ­ ных областей хозяйства. Учи­ теля математики семидетней школы могут найти очень мно­ го примеров в преиодавании математики, которые бы ‘соз­ дали интерес к предмету у учащихся. Например, закрепляя прой­ денный материал по геомет­ рии, можно задавать учащим­ ся очень много разных вопро­ сов. Целесообразнее всего про­ водить закрепление на спе­ циально подобранных задачах. Приведу ряд таких задач: 1). Определить вид четырех­ угольника, который получится от последовательного соедине­ ния середин Сторон любого четырехугольника. Здесь же можно спросить учеников, когда в таком слу­ чае четырехугольник, вписан­ ный но указанному способу, будет прямоугольником? ром­ бом? квадратом? 2). Достаточно ли равенства диагоналей в четырехуголь­ нике, чтобы он .был прямо­ угольником? Этот вопрос з а ­ ставляет подумать учеников о том, каким дополнительным условием должны удовлетво­ рять диагонали четырехуголь­ ника, чтобы он стал прямо­ угольником. Большой инте­ рес у учащихся вызывает уст­ ный счет. С большим внима­ нием ребята узнают ряд ра­ циональных приемов умноже­ ния. Например, как умножить число на 5, 25, 50, 11 и дру­ гие. Ведь любое число легко ум­ ножить на 11. Для этого до­ статочно написать цифру еди­ ниц, приписать к ней слева сумму цифры единиц и десят­ ков, затем—десятков и сотен и закончить свою запись з а ­ писью единицы высшего раз­ ряда. Пример: 2753 X 11=30283 . Мною перечисленные примеры, побуждающие интерес учени­ ка к математике, не все, их можно привести очень много Все эти примеры вызывают интерес ученика к математике и заставляют любить ее. О. Енина, учитель математики Покровской семилетней школы. П о С С С Р Х а к а с с к а я а в т о н о м н а я о б л а с т ь . Год назад из Винницкой облас­ ти приехала в колхоз комсомол­ ка Валентина Жабко. Сейчас она работает свинаркой. Старательная девушка с первых же дней горячо взялась за дело и сейчас считается одной из луч­ ших свинарок артели. На снимке: передовые свинарки колхоза имени Кирова комсомол­ ка Валентина Жабко Дсправа) и Люба Темных. Л ь в о в . Людмила Орловская— солистка балета Львовского госу­ дарственного театра оперы и ба­ лета имени Ивана Франко являет­ ся активной комсомолкой. Город­ ская комсомольская организация оказала ей высокое доверие, из­ брав делегатом на XIII съезд ВЛКСМ. На снимке:Людмила Орловская дома помогает заниматься ; музы­ кой своей племяннице Тане. Х а р ь к о в с к а я о б л а с т ь . В колхо­ зе имени Кирова Харьковского р а й о н а п т и ц е в о - ды в 1957 году получили по 174 яйца от каждой несушки. В 1958 году они обязались получить от каждой несушки не менее 180 яиц. Александра Збукер избрана делегатом на XIII съезд ВЛКСМ. На снимке: передовая птичница колхоза имени Кирова Александ­ ра Збукер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz