Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр. Л е н и н с к а я п р а в д а 26 февраля 1958 г. , Ма 23 Заочная конференция по вопросу преподавания математики и физики в школе Знания учащихся— ближе к жизни Советский социалистиче­ ский строй требует от всех членов общества всесторонне развитых граждан, способных окончательно завершить пост­ роение коммунизма в нашей стране. Поэтому неслучайно XX съезд КПСС поставил пе­ ред школами страны большие и ответственные задачи в об­ ласти обучения и воспитания молодого поколения. Учащиеся—это будущие тру­ женики городов и сел. Э т о - инженеры, техники, конструк­ торы, ученые и писатели, ко­ торые будут претворять в жизнь грандиозные планы раз­ вития промышленности, сель­ ского хозяйства, науки и тех­ ники, культуры и искусства. Для того, чтобы умело тру­ диться на благо нашей Роди­ ны, надо упорно и терпеливо учиться, учиться и учиться. Центральной фигурой в обу­ чении и воспитании детей яв ­ ляется учитель. От его педа­ гогического мастерства, зн а­ ний, способностей и силы во­ ли зависит многое. Учителя физики, математики,черчения, практических занятий должны быть творцами своего дела. Чтобы живо и интересно проходили уроки, надо не толь­ ко тщательно готовиться по учебнику, методическим раз­ работкам, выполнять все эта­ пы урока, нужно еще умело связать данный материал с практикой, показать учащим­ ся, какую неоцененную поль­ зу принесет данный ' урок на конкретных примерах окружаю­ щей действительности, тем самым создать у ребенка си­ лу и веру в необходимой проч­ ности своих знаний. Так, например, при изуче­ нии темы: «Давление» в 6 классе надо не только дове­ сти до сведения учащихся оп­ ределение давления,силы дав­ ления, решение задач, нахо­ дящихся в учебнике, надо еще рассказать о пользе знания давления ири построении вы­ сотных зданий. Правильный расчет прино­ сит материальное благой удо­ влетворение советскому наро­ ду, в противном случае госу­ дарство будет терпеть убытки как в средствах, а также и во времени. При изучении темы: «Трение» надо, кроме всего сказанного в учебнике, обратить внимание на значение смазки трущихся частей машин: тракторов, ком­ байнов, автомобилей и др. Несмазанные вовремя маши­ ны очень скоро могут прихо дить в негодность: их жизнь исчисляется в каких-либо ми­ нутах. Большое значение для формирования глубоких и проч­ ных знаний учащихся имеют лабораторные работы и экскур­ сии на предприятия промыш­ ленности и сельского хозяй­ ства. Лабораторные работы дают возможность учащимся самостоятельно разобраться с теми или иными законами или схемами. Учащиеся в этом случае развивают различные виды памяти. От учителя требуется не только подготовка прибо­ ров к работе, обеспечение ко­ личеством приборов, но и их достоверность. Экскурсии на­ до заранее спланировать сог­ ласно программному материа­ лу. Они должны быть изучены и подготовлены учителем. Во время экскурсий учащиеся должны вести запись и зари­ совки тех объектов, которые трудно удержать в памяти. Так, например, в 6 —7 клас­ сах обязательны экскурсии хотя бы в центр своего района: на электростанцию, телеграф, в общественные дома е цент­ ральным водяным отоплением и другие. Лабораторные рабо­ ты и экскурсии дадут учащим­ ся возможность связать тео­ рию с практикой. Учащиеся уже с [этого вре­ мени полюбят технику и безо­ шибочно выберут себе опре­ деленную профессию, на по­ прище которой проявятся их способности я дарования. Нередко встречаются и та­ кие случаи, когда учащиеся неплохо знают в отдельности арифметику, физику, черчение. Но этого недостаточно для жизни. Жизнь требует знания не по отдельному предмету, а комплекс минимума знаний. Здесь-то и получается кон­ фуз. Возьмем для примера уроки практического труда в 5—7 классах. Требуется изготовить самую обыкновенную цветочницу. Учитель на инструктаже объ­ ясняет учащимся о том, как надо правильно и чисто сде­ лать цветочницу, сопровождая свой рассказ показом и черте­ жом на доске. Несмотря на все это, уча­ щиеся самостоятельно изгото­ вить цветочницу по заданно­ му размеру затрудняются. По­ чему это так получается? А потому, что учащиеся видят арифметику для арифметики, а черчение для черчения, но не видят необходимой связи этих дисциплин в единстве в жизни. Немало ошибок допускают учащееся при решении задач по физике. Это получается в большинстве случаев потому, что учащиеся или не понима­ ют физического смысла зада­ чи, или не умеют производить действия по арифметике и ал ­ гебре, причем забывают оце­ нивать разумно результат и оживить соответствующие по­ нимания. Большую пользу в работе учителей принесут задачи по математике и физике, состав­ ленные на местном материале. Так, например, учителя нашей школы под руководством учи­ теля математики Ениной О. В. составили целый перечень з а ­ дач по математике для раз­ личных классов из жизни кол­ хоза. Из решения этих задач учащиеся узнали, что годовой доход колхоза им. Жданова в прошлом году по веем отрас­ лям хозяйства составил более миллиона рублей. При решении таких задач учащиеся убеждаются в том, что их знания не пропадают даром, а применяются ва прак­ тике. И далее, содержание са­ мих задач показывает неук­ лонный рост техники, науки, культуры и материального благосостояния нашего народа. И, наконец, большую ра­ дость и интерес испытывают учащиеся при занятиях в раз­ личных кружках по технике. В нашей школе уже несколь­ ко лет функционирует кружок «Юные трактористы», где учащиеся в свободное время от занятий занимаются с устройством и действием трак­ тора. Полученные знания на уро­ ках физики, математики, чер­ чения учащиеся используют для изучения различных ма­ шин, тем самым развивают свои индивидуальные способ­ ности и дарования. Г. А. Воронов, учитель физики Покровской се­ милетней школы. НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ УКРАИНСКАЯ ССР. К е м б ы т ь ? К а к у ю и з б р а т ь п р о ф е с с и ю ? Н с | какой з а в о д или ф а б р и к у п о й -Ч ти р а б о т а т ь п о с л е о к о н ч ан и я ш к о л ы ? — Эти в о п р о с ы н а х о ­ д я т с я в ц е н т р е в н и м а н и я у ч а ­ щ и х с я д е с я т о г о к л а с с а Х а р ь ­ к о в с к о й с р е д н е й ш к ол ы № 1 Южной ж е л е з н о й д о р о г и . * Ч т о б ы п о м о ч ь р е б я т а м в в ы ­ б о р е п р о и з в о д с т в е н н о й п р о ф е с ­ с и и , по и х п р о с ь б е в ш к ол у п р иш ел зн а т н ы й т о к а р ь Х а р ь ­ к о в с к о г о т у р б и н н о г о з а в о д а , л а у р е а т С т а л и н с к о й п р ем и и , ч л ен ЦК КП У краины К он ­ с т а н т и н С е р г е е в и ч К и сляк ов . Ш к о л ь н и к и с б о л ь ш и м в н и ­ м а н и е м с л у ш а л и т о в . К и сл я к о - в а . М н оги е р е б я т а т в е р д о р е ­ ш и ли по о к о н ч а н и и ш к ол ы п о й ­ т и р а б о т а т ь на з а в о д . На с н и м к е : т о к а р ь К. С. К и с л я к о в б е с е д у е т с д е с я т и к л а с с н и к а м и Х а р ь к о в с к о й с р е д н е й ш к ол ы № 1. Шире массово- работу среди Д ля проведения постоян­ ной массово-политиче­ ской работы среди избирателей района создано 28 агит­ пунктов, с количеством 497 агитаторов. Кроме того, утвер­ ждено при избирательных уча­ стках 33 доверенных лица. В руках партийных органи­ заций, агитаторов—важнейшие документы наших дней: мате­ риалы юбилейной Сессии Вер­ ховного Совета СССР, Декла­ рация и Манифест мира, Обра­ щение ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР к работницам сельского хозяйства, Обраще­ ние ЦК КПСС к избирателям. | Всю агитационно-пропаган­ дистскую работу среди избира­ телей необходимо теснейшим образом связывать с местной жизнью, с насущными делами и задачами колхоза, МТС, сов­ хоза, фермы. Только тогда бе­ седа агитатора будет носить боевой, мобилизующий харак­ тер. Велика роль агитатора в жизни колхоза, МТС, совхоза. Он близкий всем человек, друг и советчик, поднимаю­ щий массы на доблестный труд. Агитатор должен поднять тружеников сельского хозяй­ ства на социалистическое со­ ревнование по выращиванию зерновых культур, сахарной свеклы и кукурузы, увеличе­ нию надоев молока и производ­ ства мяса. В своем большинстве партий­ ные организации и а г и т ­ пункты района активно ведут политическую работу с изби­ рателями. Такими являются: Покровский избирательный участок, зав. агитпунктом т. Воронов Г. А., секретарь парт­ организации т. Воронов Г. И., первый Тербунский избира­ тельный участок, зав. агит­ пунктом т. Митрофанов и др. Эти агитпункты с первых же дней их создания стали подлинными центрами агита­ ционно-массовой работы среди избирателей. В них проводятся вечера избирателей, работают столы справок, установлено де­ журство агитаторов, разверну­ та наглядная агитация. В агитпунктах тепло, организо­ вана читка лекций, докладов, проводятся беседы. Имеется выборная литература, газеты, журналы. При этих агитпунк­ тах регулярно .проводятся се­ минары агитаторов. Все агита­ торы включились в работу на своих закрепленных участках. Агитатор т. Смирнова Клавдия Тимофеевна провела 6 бесед, Цыганова А. Ф,—5 и провери­ ла списки, Писклова Валенти­ на Васильевна—5 бесед и дру­ гие. К сожалению, есть еще не­ мало фактов медлительности в развертывании агитационно­ массовой работы среди избира­ телей. Так, наиример, при Бурдинском агитпункте, заве­ дующая т. Болгова Л. Н , сек- яол избирателей ^ ретарь парторганизации г. Стрельников И. Г. ни разу не провели семинара с агитатора­ ми и, как результат, агитаторы еще не приступили к работе на закрепленных участ­ ках. Не все агитаторы включи­ лись в работу при агитпункте Озерского сельсовета. Такие агитаторы, как Пашкова Н. Ф. (бухгалтер колхоза), Крицина Клавдия Ивановна (счетовод колхоза), Астафьева А. И. (зав. сепараторным пунктом) ни разу не были на своих закреплен­ ных участках, заявляя о том, что у них нет времени, а по- - еле рабочего дня они не могут пойти к избирателям—устали на работе. А вот агитатор (учитель) т. Труфанова провела уже 6 бесед с избирателями. Она на­ ходит время для выполнения этого ответственного поруче­ ния. —В первый день,—говорит т. Труфанова,—пришло 7 из­ бирателей,во второй день—10 и т. д. Избиратели слушают бе­ седы со вниманием и задают мне много интересующих их вопросов. Спрашивается, почему же секретарь парторганизации т. Труфанов и зав. агитпунктом т. Чекурина не распространяют опыт лучшего агитатора? Не контролируют работу агитаторов секретари партор­ ганизаций колхоза «Победа» т. Лаврухин, «Знамя труда» Лыков, зав. агитпунктами тт. Купавых и Шатских. Эти то­ варищи ни разу не побывали на беседах у агитатора, а по­ этому не все избиратели охва­ чены работой агитатора. Хуже того, агитпункт при В-Полянском сельсовете (председатель тов. Карта­ шов) не отапливает помещение, - что необходимо сделать в ос­ тавшиеся дни до'дня выборов. Необходимо провести семина­ ры, на которых заслушать от­ дельных агитаторов. Обсудить работу агитаторов на партий­ ных собраниях. Оформить аг: пункты необходимой литерату­ рой, лозунгами, плакатами, транспарантами, показываю­ щими хозяйственную деятель­ ность колхоза, совхоза. Уста­ новить столы справок и де­ журство агитаторов. Организо­ вать читки лекций и докладов. Определить хаты агитаторов, внешне и внутренне оформить их. Сделать вывеску: «Хата агитатора». Вся массово политическая работа должна мобилизовать колхозников, работников МТС, совхозов, интеллигенцию рай­ она на досрочное выполнение тех задач, которые стоят пе­ ред районом, чтобы день выбо­ ров—16 марта встретить т рошими производственными казателями. Г. Полухин, зав. отделом пропаганды и аги­ тации РК КПСС. X

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz